Научная статья на тему 'Гармонизация экономических отношений - фактор повышения качества, надежности и эффективности работ машинно-технологических станций в республике Мордовия'

Гармонизация экономических отношений - фактор повышения качества, надежности и эффективности работ машинно-технологических станций в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармонизация экономических отношений - фактор повышения качества, надежности и эффективности работ машинно-технологических станций в республике Мордовия»

приоритеты действия // Научные доклады Московского центра Карнеги. Вып. 10. М., 1997.

4. Кузнецова Е. В., Дмитриева Е. Д. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран // Вопр. статистики. 2000. № 3. С. 14—• 18.

Поступила 29.01.01.

5. Маркс К., Энгельс Ф. /Соч. Т. 46. Ч. 2.

6. Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. М.: Аспект пресс, 1995. 262 с.

7. Steiner R. World Economy. L.t 1938. 329 p.

8. Thyrow. L. Dangerous Currents // The State of Economics. 1983. № 4. P. 168— 193.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ — ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА, НАДЕЖНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

А. Н. ЧАЛУХИН, кандидат экономических наук

Реформирование системы экономических отношений в сельской местности обусловило создание в районных центрах Мордовии новой рыночной инфраструктуры — машинно-технологических станций (МТС). В настоящее время их на территории республики организовано 15, оснащены они современной отечественной и зарубежной техникой.

Анализ технико-экономических показателей использования машинно-тракторного парка МТС и сельхозтоваропроизводителей за 2000 год показывает, что производительность работы машин в МТС выше, чем в сельскохозяйственных предприятиях. Например, выработка одного трактора К-700 в МТС составляет 2,5 тыс. га, в то время как в лучших хозяйствах республики — 1,7 тыс. га. Наработка зерноуборочных комбайнов в МТС превышает среднюю наработку по хозяйствам почти в 4 раза. Аналогичная выработка и по кормоуборочным комбайнам. Да и качество полевых работ, выполняемых М%СУ лучше. Однако, как показывает обследование, имеется ряд серьезных проблем, которые сдерживают повышение эффективности их работы и становление взаимовыгодных экономических отношений с производителя-

ми сельскохозяйственной продукции. Об этом свидетельствуют следующие факты. Так, во второй половине 90-х годов экономические отношения между МТС и многими хозяйствами носили натуральный характер, цены на производимую продукцию устанавливались административными методами, механизация сельскохозяйственных работ не давала ожидаемого улучшения экономического плодородия земли, увеличения выхода продукции с единицы площади.

Из-за убыточности большого количества хозяйств в РМ в 2000 г. многие

Л

из них имели задолженность перед МТС. Например, Старошайговской МТС задолжали болеем 80 % хозяйств, что отрицательно влияло на ее работу.

В целях повышения эффективности производства, установления экономически справедливых отношений в перспективе целесообразно более тесно интегрировать сельскохозяйственные предприятия с МТС. Так, например, сельхозкооператив „Светлый путь" Ко-вылкинского района передал свои земельные и имущественные паи Ковыл^ кинской МТС. Практика свидетельствует, что это дает положительные результаты.

© А. Н. Чалухин, 2001

Следует отметить, что в настоящее время имеется потребность в комплексном и взаимосогласованном развитии всех звеньев республиканского аграр-но-промышленного хозяйственного рыночного механизма. И центр тяжести в решении вопросов повышения эффективности производства смещается в сторону усиления районной сбалансированности в развитии взаимосвязанных звеньев, предприятий. Так, создание комплекса экономических отношений на базе сельскохозяйственных предприятий, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и машинно-технологического подразделения способствует снижению затрат, увеличению конечного валового продукта. Об этом говорит следующий факт. Хозяйства „Волна революции" и имени Суворова объединились с предприятием „Элеком" Ромодановского района, создали интегрированную структуру — машинно-технологическое подразделение. Это позволило хозяйствам реализовать на практике принципы самофинансирования и самоокупаемости.

На наш взгляд, необходимо усилить регулирующую роль районных, республиканских и федеративных государственных органов в управлении экономическими процессами. Уповать на автоматизм действия рыночного механизма неразумно. В нем много в настоящее время стихийности, коррумпированности, несовершенна организация производства и управления, что ущемляет интересы работников, коллективов и общества в целом. Так, диспаритет цен на сельскохозяйственную технику и реализуемую сельскохозяйственную продукцию сдерживает увеличение валового дохода и, следовательно, уровня механизации работ. За период с 1995 по 1999 год коэффициент выбытия сельскохозяйственной техники в среднем по республике превышал коэффициент ее поступления в. хозяйства на 0,2.

Средств на приобретение и внедрение передовых, более эффективных технологий у хозяйств нет, тогда как, например, голландская технология по

возделыванию картофеля создает вновь созданной стоимости в расчете на один гектар почти в четыре раза больше, чем применяемые традиционные технологии производства картофеля.

Анализируя распределительные экономические отношения по созданию конечного Сельскохозяйственного продукта, приходим к выводу, что в перспективе во вновь созданной стоимости необходимо увеличить долю фонда накопления, значительная часть которой направлялась бы непосредственно на развитие сферы материального производства, особенно на расширение и обновление материально-технической базы сельскохозяйственного производства, и повысить ответственность работников за ее использование, за ускорение процесса самоокупаемости технических средств.

Из-за низкой эффективности сельскохозяйственного производства в МТС медленно происходит процесс окупаемости технических средств. Так, на 1 января 1999 года общая их задолженность за технику составляла 91,2 млн руб., а погашено за год было всего 0,8 млн руб. Кредиторская задолженность за технику, горюче-сма-зочные материалы и т. д. имеет тенденцию к возрастанию. В то же время сельхозпредприятия задолжали МТС 30,6 млн руб.

Анализ финансовых показателей машинно-технологических станций показывает, что экономические отношения в цепочке „фискальная политика государства — МТС — сельхозпредприятия — цены на покупаемую сельхозтехнику — оплата труда работников" развиваются негармонично, противоречиво, что создает неблагоприятную среду для эффективной работы

МТС.

По нашему мнению, в целях улучшения экономических отношений МТС с товаропроизводителями надо практиковать применение дифференцированных расценок на выполняемые работы в зависимости от благосостояния, категории заказчика, технологии выращивания сельскохозяйственной продукции, устанавливать взаимовыгодные

договорные цены на выполняемые работы. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно разработать научно обоснованные нормативы эффективности по видам затрат — как капитальных вложений, так и текущих. В рыночных условиях нормативы эффективности по видам затрат, новой техники и т. д. надо применять на всех уровнях управления и планирования. Следует отметить, что норма рентабельности производственных фондов, установленная, например, на Зубово-Полянской, Тор-беевской МТС на уровне 10 %, явно недостаточна для самоокупаемости и тем более самофинансирования, норма рентабельности производственных фондов должна быть не менее 15 %.

В настоящее время система экономических отношений, формирующая затраты по услугам, оказываемым МТС сельхозпредприятиям, деформирована, что способствует росту себестоимости работ. Так, затраты в стоимостном выражении в целом по МТС республики в 1999 году по сравнению с предыдущим годом возросли почти в два раза, хотя объем работ по вспашке, культивации, уборке урожая увеличился в натуральном выражении всего на 5 %. Рост затрат происходил за счет роста цен на горюче-смазочные материалы, на технику, запасные части, некачественные техническое обслуживание и ремонт машинно-тракторного парка или вообще отказ от них. Поэтому радикальными мерами выхода из создавшегося положения являются: стабилизация экономических отношений с поставщиками средств производства, применение ресурсосберегающих технологий, ТО и ремонта машин, повсеместное использование технического диагностирования, что обусловливает предупреждение отказов, резкое снижение простоев техники в напряженные периоды их работы. Это требует создания на базе МТС современной системы технического сервиса.

Отечественная и мировая практика свидетельствует: если хорошо налажен технический сервис, работоспособность тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники резко повы-

шается. Например, в таких странах, как Дания, США, Германия, тракторы эксплуатируются до списания 15 — 20 лет, а у нас в республике — 6 — 8 лет.

Необходимые условия для создания системы технического сервиса в Республике Мордовия имеются: сельхозпредприятия, фермы, частные лица испытывают потребность в техническом сервисе; Институт механики и энергетики Мордовского университета и другие учебные заведения готовят специалистов для работы в данной сфере; существует соответствующая нормативно-технологическая документация.

На базе МТС целесообразно создать участки или цеха по ремонту машин, по регулированию топливной аппаратуры и т. д. Так, надлежащий сервис топливной аппаратуры позволит снизить удельный расход топлива более чем на 25 %. Ориентировочные расчеты показывают: 1 рубль, затраченный на организацию цеха по восстановлению изношенных деталей, будет приносить прибыли более 40 копеек. Кроме того, это сократит потребность в новых лемехах, опорных катках, балансирах, звеньях гусеничных тракторов, шатунах и других запасных частях. Себестоимость восстановленных деталей, как правило, не превышает 60 % цены на новые детали. Например, цена восстановленного поршневого пальца двигателя типа СМО и гильзы автомобильного двигателя соответственно в 5 и 1,5 раза меньше стоимости новых.

Многолетний опыт работы станции технологического обслуживания энергонасыщенных тракторов типа К-700, Т-150К, МТЗ-80 в Татарстане, Московской области свидетельствует о том, что готовность парка машин, обслуживаемых специалистами с применением в ысококачеств енного оборудования, приборов, значительно выше, чем парка машин, обслуживаемых механизаторами на сельхозпредприятиях. В республике в настоящее время более

80 % техники сельхозпроизводители ремонтируют своими силами в примитивных мастерских.

Создание специализированных цехов в МТС позволит качественнее производить ремонт сельскохозяйственной техники, создаст условия для более полной занятости работников МТС по профилю своей специальности в течение года. В настоящее время в силу сложившихся обстоятельств на некоторых МТС для зарабатывания „живых" денег труд механизаторов используют на производстве муки, хлебобулочных изделий и т. д. О негативной стороне этого явления еще в XVIII веке писал баснописец И. А. Крылов: „Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"«

Обследование показало, что производительность сельскохозяйственной техники по машинно-технологическим станциям существенно различается. Так, например, за прошлый год на Атюрьевской МТС в расчете на один трактор приходилось вспаханной почвы 296 эт. га, на Торбеевской—2 250 эт. га; одним комбайном Болыпеигнатовской МТС было обмолочено 233 эт. га, а Ардатовской — 1 370 эт. га.

Каковы причины, обусловившие низкую производительность сельскохозяйственной техники в некоторых МТС? Это, во-первых, вынужденные простои из-за поломок, отсутствия горючего; во-вторых, эксплуатация техники в течение суток, как правило, в одну смену; в-третьих, неэффективные формы организации труда и технологии производства.

Экономическая производительность техники возрастает, когда она используется на прогрессивных технологиях

Поступила 17.04.01.

производства сельскохозяйственной продукции. Например, прогрессивные технологии выращивания картофеля позволяют не только уменьшить в расчете на единицу объема продукции затраты горюче-смазочных материалов, эксплуатационные затраты, но и повысить коэффициент интенсивного использования техники. Некоторые МТС целесообразно оснастить специализированными машинами, которые можно использовать при создании и обустройстве прудов, водоемов, полезащитных насаждений.

Росту производительности техники будет способствовать более широкое ее использование для обслуживания фермеров, частных лиц на основе заключенных договоров по вспашке почвы, возделыванию сельскохозяйственных культур, уборке кормовых, зерновых культур и другим трудоемким механизированным работам. Следует отметить, что потребность в услугах МТС со стороны крестьянских хозяйств с каждым годом возрастает.

Практика свидетельствует: наличие в сельском административном районе одной МТС обусловливает рост транспортных и прочих затрат по обслуживанию отдаленных хозяйств, снижает эффективность ее работы. Поэтому целесообразно создавать по 2 — 3 филиала головных МТС. Экономические интересы как МТС, сельхозтоваропроизводителей, так и республики в целом требуют разработки схемы развития и размещения машинно-технологических станций, их филиалов на территории Республики Мордовия.

БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ В РМ

С. С. АРТЕМЬЕВА, кандидат экономических наук

В настоящее время уровень государ- ского и социального развития РМ поственного регулирования экономиче- вышается, чему способствовала реали-

© С. С. Артемьева, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.