Научная статья на тему 'Гармонизация экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях реализации державной экономической политики'

Гармонизация экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях реализации державной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ДИСБАЛАНСА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / MAJESTIC ECONOMIC POLICY / ECONOMIC INTERESTS / COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS / DETERMINANTS OF ECONOMIC INTERESTS IMBALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илясова Марина Владимировна

В статье раскрыт дисбаланс экономических интересов в современной экономике России, выявлены его детерминанты субъективного и объективного характера. Предложен механизм гармонизации экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях реализации державной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF ECONOMIC INTERESTS OF MANAGING SUBJECTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF MAJESTIC ECONOMIC POLICY

In article the imbalance of economic interests in modern economy of Russia is opened, its determinants of subjective and objective character are revealed. The mechanism of harmonization of economic interests of managing subjects in the conditions of realization of majestic economic policy is offered

Текст научной работы на тему «Гармонизация экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях реализации державной экономической политики»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕРЖАВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

М. В. ИЛЯСОВА

В статье раскрыт дисбаланс экономических интересов в современной экономике России, выявлены его детерминанты субъективного и объективного характера. Предложен механизм гармонизации экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях реализации державной экономической политики.

Ключевые слова: державная экономическая политика, экономические интересы, согласование экономических интересов, детерминанты дисбаланса экономических интересов.

Транзитарный период России, ее переход от административно-командной экономике к рыночной повлек за собой и трансформацию в приоритетах иерархической системы экономических интересов. В этот период активно прививалась либерализация экономики, что предполагало формирование несвойственных для российской ментальности приоритетов. Так происходила трансформация приоритетов интересов хозяйствующих субъектов и на первый план выходили личные экономические интересы. Данное обстоятельство оказывало крайне негативное влияние на развитие всей экономической системы вплоть до начала XXI в., когда был положен старт определенной ретрансформации приоритетов реализации экономических интересов.

Существенные изменения в содержании экономических интересов, происшедшие и происходящие в российской экономике по мере становления рыночной модели развития и обусловленные преобразованиями отношений собственности и соответствующими изменениями состава субъектов - носителей интересов, не могут не вызвать изменений в характере взаимодействия интересов в процессе их реализации.

Попытаемся проанализировать эти изменения. Особо значимым в новых условиях, на наш взгляд, является исследование содержания общего интереса и его взаимодействия с общественными, коллективными и личными интересами. Как известно, большинство советских экономистов считали, что при социализме общий интерес выступал в трех конкретных формах: интересы общества, интересы коллектива и интересы личности - это и являлось выражением их единства и

взаимосвязи. Исходя из данной методологической предпосылки, можно с уверенностью предположить, что общий экономический интерес во всех общественных формациях выступает как неотъемлемая составная часть экономического интереса каждого члена общества, каждого субъекта общественного производства, поскольку отражает направленность всех участников общественного производства на его развитие и совершенствование в целях более полного удовлетворения потребностей всех членов общества. Если использовать предложенную Л. Сергеевой и другими исследователям классификацию интересов [3] во временном срезе, общий интерес, отражающий перспективы развития общества, коллективов предприятий, отдельной личности и на этой основе в определенной степени объединяющий интересы всех экономических субъектов в единый интерес, связан с углублением общественного разделения труда, дальнейшим поступательным развитием производственных сил, внедрением достижений научнотехнического прогресса в производство, повышением производительности общественного труда.

Именно поэтому интересы развития или перспективные интересы всех названных выше субъектов в большей или меньшей степени совпадают.

Вместе с тем очевидно, что помимо общего интереса каждый экономический субъект имеет свой собственный текущий интерес (или интерес функционирования), связанный с удовлетворением его собственных потребностей и направленный на обеспечение его нормальной жизнедеятельности. Очевидно, что структура текущих интересов субъекта, а также характер их взаимодействия заметно усложнились по сравнению с доре-

форменным периодом. Известно, что в условиях жестко централизованной социалистической экономики интерес общества, по признанию абсолютного большинства исследователей, персонифицировался в лице социалистического общенародного государства.

В настоящее время государство представлено тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации, местным (муниципальным), причем каждый из названных субъектов имеет свой бюджет, свои объекты собственности, свои вполне реальные (а не формальные, как было в недалеком прошлом) полномочия, права и обязанности. Естественно предположить, что у каждого субъекта имеется и свой, отличный от других экономический интерес. Так, федеральные органы власти заинтересованы в обеспечении нормального функционирования экономики в целях удовлетворения насущных потребностей всех граждан страны, субъекты Федерации - в решении той же проблемы, но уже на уровне региона, местные органы власти - на уровне данного муниципалитета. Вполне понятно, что взаимодействие этих интересов в процессе их реализации неизбежно оказывается противоречивым [1].

Одной из наиболее очевидных форм проявления указанных противоречий на современном этапе являются противоречия, связанные с формированием и расходованием федерального, региональных, местных бюджетов. С одной стороны, федеральный бюджет и некоторые объекты государственной собственности являются необходимой экономической базой для осуществления государством своих основных функций: политической (обеспечение обороноспособности страны, поддержание и развитие разносторонних связей с другими странами, обеспечение безопасности и охрана прав граждан), экономических (структурная перестройка экономики на основе внедрения инновационных технологий, развитие агропромышленного сектора, производственной инфраструктуры), социальных (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, материальная поддержка малоимущих слоев населения). С другой стороны, конкретное осуществление большинства из названных функций связано с деятельностью региональных и местных органов власти, с этой целью, собственно, и формируются региональные и местные бюджеты.

Основным источником федерального, регионального и местных бюджетов в России, как и в большинстве стран мира, являются налоги, составляющие примерно 75-80 % доходов бюджета (рис. 1) [4].

100

80

60

40

20

0

□Доля неналоговых поступлений

□Доля налоговых поступлений

2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета РФ

Вместе с тем, величина налоговых поступлений и прочих доходов бюджета заметно различается в разных регионах и территориях, что обусловлено, прежде всего, объективными причинами: географическим положением и природноклиматическими условиями, размещением производственных мощностей, отраслевой структурой, демографической ситуацией и т. д. В связи с этим возникает необходимость частичного перераспределения через федеральный бюджет доходов из «богатых» регионов в «бедные».

Заметим, что в современных условиях хозяйствования особую роль играет существование еще одной формы противоречий экономических интересов - противоречий между интересами коллективов предприятий, с одной стороны, и интересами отдельных граждан - с другой, причем противоречий, затрагивающих не только уровень функционирования, но и уровень развития. Поскольку в современных российских условиях функционирование и развитие предпринимательских структур неразрывно связано с интенсификацией производства за счет внедрения инновационных продуктов, предполагающих сокращение необходимого персонала, со всей очевидностью, проявляются противоречия между собственниками капитала и наемными рабочими. Наглядным проявлением такого дисбаланса экономических интересов является динамика соотношения занятых в экономике и безработных в общей совокупности экономически активного населения (табл. 1) [2].

Дисбаланс экономических интересов различной степени общности есть дуалистичное явление, обусловленное, с одной стороны, объективными, с другой - субъективными факторами. К объективным факторам относятся: экономические, политические, технологические, а к субъективным - социокультурные и ментальные, причем данные факторы находятся в определенной диалектической взаимосвязи, перманентно обусловливая друг друга (табл. 2).

Таблица 1

Динамика экономически активного населения

1992 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Экономически активное население -всего, тыс. чел. 75060 70740 72332 72909 73811 74156 75060 75892 75524

в том числе:

занятые в экономике 71171 64055 65273 67134 68603 69157 70814 70603 69362

безработные 3889 6684 7059 5775 5208 4999 4246 5289 6162

экономически активное население -всего,% 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

занятые в экономике 94,8 90,5 90,2 92,1 92,9 93,3 94,3 93,0 91,8

безработные 5,2 9,5 9,8 7,9 7,1 6,7 5,7 7,0 8,2

Таблица 2

Факторы дисбаланса экономических интересов хозяйствующих субъектов в современных условиях

Объективные

Экономические несовершенство распределительных механизмов, обусловленное нарушением пропорций в оплате труда между сферами занятости, предприятиями разных форм собственности; несовершенство фискальных механизмов перераспределения, заключающееся в высокой налоговой нагрузке на производство, сдерживающей развитие промышленности; отсутствие контроля за расходованием средств на потребление; недостаточно ориентированная на нужды потребления структура производства; существенное влияние особенностей процесса трансформации отношений собственности, вносящей дисбаланс в систему личных, коллективных и общественных интересов; высокая степень региональной дифференциации по уровню развития производительных сил; значительная доля нежизнеспособных, убыточных производств, конкурентоспособность которых была подорвана производственно-технологической дезинтеграцией в ходе кампании массовой приватизации

Политические устойчивый характер усиления поляризации социально-экономической структуры общества; сдержанный объем социальных обязательств государства, направленных на обеспечение дохода нетрудоспособной части общества и производство общественных благ

Технологические технологическая многоукладность российской экономики и связанные с ней диспропорции; низкая конкурентоспособность и нарастающее технологическое отставание российской экономики от уровня передовых стран; сырьевая внешнеторговая специализация экономики России на мировом рынке, сопровождающаяся неэквивалентным внешнеэкономическим обменом с развитыми странами

Субъективные

Социокультурные отсутствие системности гражданских структур, низкий уровень скооперированности гражданских образований, слабая правовая защита граждан и объединений; расслоение общества, наличие социальных контрастов, отчуждение по имущественному и территориальному признакам; слабость социальной основы, представленной средним классом; недостаточная выраженность и укорененность интегративных, объединяющих культурных ценностей (доверия власти, солидарности, согласия, социальной ответственности, уважение к жизни, достоинству, свободе личности и др.); слабость структурированных интересов; пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественнополитической жизни

Ментальные противоречия между устоявшимися принципами соборности и патернализма с искусственно прививаемой либерализацией проявляются в гипертрофированных негативных формах («хищническая» конкуренция, реализация личных интересов за счет других, усиление недоверия к власти, постепенное угасание проявлений коллективизма и чувства солидарной ответственности, снижение патриотизма населения и т.д.)

Поэтому в российских условиях наиболее эффективным инструментом разрешения противоречий экономических интересов хозяйствующих субъектов должна выступать державная экономическая политика, поскольку именно она предполагает приоритет национально-государст-венных интересов, которые представляют собой основу для повышения благосостояния основной массы населения. При этом, именно в контексте державной экономической политики, предполагающей учет специфического ментального фактора, происходит

нивелирование экономических противоречий, вызванных детерминантами существующего дисбаланса экономических интересов хозяйствующих субъектов. Заметим, что механизм согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов должен дефенироваться исходя из основной сути державной экономической политики - сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентом многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разру-

шения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов. При этом конкретные формы и направления реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства. Помимо этого, державная экономическая политика призвана обеспечить формирование благоприятного пространства общественных возможностей, создающее оптимальные условия для развития социальной активности граждан, устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Исходя из вышесказанного, определяется первая составная часть механизма согласования

интересов хозяйствующих субъектов в условиях реализации державной экономической политики национального государства - базовые принципы его функционирования.

Помимо принципов, государственная экономическая политика державного характера в контексте гармонизации интересов хозяйствующих субъектов должна осуществляться на диверсифицированных интегральных уровнях (экономический, административный, духовный, идеологический, социальный) и с помощью соответствующих мер. При этом, следует заметить, что и объектом, и субъектом реализации державной политики в сфере согласования интересов выступает иерархическая система хозяйствующих субъектов (рис. 2).

r

1

— сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентом многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств;

— гармония интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства;

— формирование благоприятного пространства общественных возможностей, создающее оптимальные условия для развития социальной активности граждан, устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Г^~!

Интеграционный уровень согласования интересов хозяйствующих субъектов:

Экономический:

- Регулирование МРОТ;

- Контроль над ценообразованием;

- Регулирование ставки процента;

- Проведение грамотной налоговой политики и т.д.

- Проведение активной промышленной политики;

- Развитие инфраструктуры рынка;

- Развитие отраслей народного хозяйства;

- Повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Идеологический:

- Формирование единой государственной идеологии;

- Формирование у населения системы ценностей (Родина, семья, здоровье, самоуважение, терпимость и т. д.);

- Активизация взаимодействия государства и общества.

Административный:

- Перманентное совершенствование законодательства в соответствии с принципом гармонизации интересов;

- Четкая регламентация административных полномочий между субъектами экономической системы.

Духовный:

- Развитие религиозных институтов;

- Формирование системы нравственного воспитания личности;

- Поддержка созидательной культурной деятельности.

Социальный:

- Развитие сферы здравоохранения;

- Социальная поддержка населения;

- Модернизация системы образования в соответствии объективными требованиями экономической системы.

Рис. 2. Механизм согласования интересов хозяйствующих субъектов в контексте державной экономической политики

Литература

1. Варламова Т. П. Взаимодействия экономических интересов и их противоречия в современной российской экономике. иЯЬ: http://www.sarrsute.ru

2. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2010.

3. Сергеева Л. М. О классификации экономических интересов // Потребности, интересы, стимулы в хозяйственном механизме социалистического развития. М., 1983.

4. иЯЬ: http://www.gks.ru

* * *

HARMONIZATION OF ECONOMIC

INTERESTS OF MANAGING SUBJECTS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF MAJESTIC ECONOMIC POLICY

M. V. Ilyasova

In article the imbalance of economic interests in modem economy of Russia is opened, its determinants of subjective and objective character are revealed. The mechanism of harmonization of economic interests of managing subjects in the conditions of realization of majestic economic policy is offered.

Key words: majestic economic policy, economic interests, coordination of economic interests, determinants of economic interests imbalance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.