УДК 316.773.4
Гармонизационная парадигма как основа модернизации экономических и управленческих отношений
Я.А. Иваненко
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются противоречия, препятствующие гармоничному развитию экономики при переходе от индустриального периода к новой, информационной экономике, для преодоления которых требуется переход от «диалектики борьбы» к «диалектике единства».
Ключевые слова: модернизация, противоречия, парадигма, экономика, диалектика, согласованность, гармония.
На сегодняшний день существует множество разносторонних подходов для обоснования развития глобальной, страновой экономики и экономики организаций. Они направлены в основном на удовлетворение отдельных нужд субъектов экономики, что влечет за собой ветвь развития, препятствующую системному развитию глобальной экономики. Они не имеют прямой корреляции с естественными законами мироздания, которые лежат в основе всей природы человеческих и, как следствие, экономических взаимоотношений.
Не соответствуя естественным законам мироздания, цепочка развития не приводит к желаемым результатам и, в конечном счете, не позволяет трансформироваться на новый уровень взаимоотношений, в которых цели достигаются новым и более качественным путем.
51
В основе созидания лежит гармонизационный подход к управлению экономическими системами - гармонизационная парадигма диалектики: теории гармонии в экономике и гармонизации в управлении.
Аксиомы экономической теории в ее развитии основаны на предыдущем опыте преодоления локальных преград к достижению целей отдельными субъектами экономических взаимоотношений, принятых в качестве «законов» для участников экономических отношений. Принципы копирования взаимоотношений создают окружающую среду, в которой каждый субъект стремится к достижению собственных целей, становясь при этом не отличимым от других участников хозяйственной деятельности. Субъекты начинают не взаимодополнять, а взаимозаменять те функции и ту ценность, которую они несут.
В таком экономическом укладе образуется множество субъектов- субститутов, которые переполняют рынки одинаковыми функциями сверх того, что действительно может быть востребованным.
Экономическая теория, чей основной постулат на данный момент лежит в рамках количественной конкуренции, устаревает в своем применении, так как ее освоенность начинает превышать предельный потенциал его развития.
На данный момент начинают вступать в силу новые принципы видения хозяйственных взаимоотношений, основанных на совокупном прогрессе человечества во всех областях жизнедеятельности: начиная от простой коммуникации, заканчивая сложными технологическими прорывами и изменениями принципов функционирования мирохозяйственных отношений.
Для того чтобы определить, в чем проявляется «ошибочность» аксиом экономической теории, необходимо обратиться к принципам и законам мироздания в целом. Это позволит по-новому посмотреть на состояние экономических взаимоотношений как на глобальном уровне, так и в рамках конкретных стран, рынков, организаций.
Законы мироздания рассматриваются с множества разных точек зрения, в частности, с точки зрения религии и философии, познания бытия. Так, древнегреческий философ Платон (428/427-348/347 до н.э.) разработал ряд иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты от телесности к красоте души, обычаев, наук и самой идеи прекрасного, выше которого только благо. В «Тимее» Платона Демиург из области непроявленного бытия творит мировую душу, а боги создают отдельные души. Таким образом, происходит переход от сферы ума к сфере становления и времени.
Согласно создателю неоплатонизма Плотину (204/205-269), Вселенная начинается с первоединого начала, которое с помощью эманации проявляет себя как мировой ум, затем - как душа мира, далее -как единичные души и материальные тела.
52
Они все неразрывны между собой и представляют цепочку взаимосвязанных объектов, находящихся в иерархической системе связей. Великая цепь бытия - это концепция сущности вселенной, имевшая глубокое влияние на Западную мысль особенно на греческий неоплатонизм и производные от него философии во время Европейского Ренессанса, а также 17 и начала 18 веков. Термин обозначает три главных принципа вселенной:
• изобилие - вселенная изобильна, проявляя максимальное разнообразие видов существ (жизней);
• непрерывность (целостность) - вселенная составлена из бесчисленных рядов форм, каждая из которых разделяет с соседней формой в ряду хотя бы один характерный признак;
• линейную градацию - ряды форм ранжируются в иерархическом порядке от самой малой жизни до Бога.
Филон Александрийский (15-10 гг. до н.э. - 45-50 гг. н.э.) рассматривал Космос как великую цепь бытия, над которой председательствует Логос - посредник между Богом и миром.
В рамках научной работы рассмотрим четыре ключевых антипода:
• закон единства многообразия и единства единообразия (глобализация, либерализация);
• закон гармонии многообразия;
• закон вечности и бесконечности целого за счет начала и конца частей целого, замены устаревшего новым (частное в целом имеет свой жизненный цикл);
• технологические циклы Кондратьева и уклады С. Глазьева, отражающие закон мироздания.
Существующий мир состоит из значительного количества противоречий и согласий; он многообразен и един. Рассмотрим семь элементов, которые отражают многообразие современного мира:
• население нашей планеты составляет более 6 млрд человек, которые представляют три основных и несколько переходных массовых групп, которые включают более 1000 этносов, каждый из которых имеет свой язык или диалект внутри языковой группы внутри 23 языковых семей;
• в современном мире существует более 180 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства;
• государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обес-
53
печивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни;
• религиозный облик как составная часть этого мира имеет три крупнейшие мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений;
• многообразие культур, национальных и местных традиций, стилей поведения и образов жизни, которые как противоречат друг другу, так и являются частью единого целого;
• многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений человеческого общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию;
• ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного».
На данный момент существуют тенденции к развитию многообразия картины мира. Согласие и противоречия составляют нынешний мир и дает возможность развитию. Это многообразие не противоречит единству согласий и противоречий. Рассмотрим пять факторов целостности:
• развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты, там многообразные стороны бытия объединяют единые принципы и мотивы людей;
• с развитием транспорта стираются границы и барьеры физического доступа в любую точку мира - доступность передвижения объединяет наш мир;
• технологическое развитие, в том числе военное, с одной стороны, превращает мир в единое технико-технологическое пространство и создает реальную угрозу уничтожения человечества - с другой;
• экономическое развитие ведет к единству рыночной системы. Экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства в современном мире;
54
• острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые из них:
• представления о возможностях неограниченного количественного промышленного и научно-технического роста оказались состоятельны, но количественный рост достигает предела, требуется переход от экстенсивного пути развития к интенсивному; ресурсы, которые использовались ранее, сейчас не используются с прошлой эффективностью;
• родоначальником инноваций является интенсивный путь развития; родоначальником инноваций является качественный переворот;
• баланс между природой и человеком нарушен, так же, как и баланс между природным укладом и экономической системой мира;
• темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой. Технократический устой развития находится на этапе завершения, так как экономика является частью общего и требует кардинальных изменений, которые отвечают изменения в других областях жизненного уклада;
• разрыв между развитыми в экономическом отношении странами и странами «третьего мира» нарастает;
• усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий;
• наука не признает новые постулаты нынешнего времени без научного обоснования, несмотря на предел научного развития. Нет открытости к восприятию нового.
Как следствие из всего вышесказанного, на данный момент требуется качественный переход от воспроизводства к самовоспроизводству, что является основой мироздания. Это требует на данный момент развития творческого и инновационного, качественного подхода к развитию.
В экономике многообразное развитие сведено к однообразному. Основа однообразия - принцип стереотипизации с целью упростить управление в целом. В то же время управление на данный момент не является гармоничным, так как целенаправленность экономического развития находится в сфере расширенного воспроизводства, где существуют стереотипные подходы к экономическому развитию, управлению ситуацией, которые превалируют, так как являются путем
55
наименьшего сопротивления и минимизации «видимых» издержек. Это препятствует гармоничному развитию экономических систем.
Как следствие из нарушения законов мироздания, нарушается гармония многообразия, в частности страдает гармоничное развитие экономических систем.
Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания это их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Выделим понятия, которые на данный момент характеризуют развитие:
• эволюция (от лат. evolutio - развертывание) - отражает постепенные изменения;
• революция (от позднелат. revolutio - поворот, переворот, превращение) - используется относительно быстрых изменений;
• инволюция - регрессивный, деструктивный процесс развития;
• кумулятивность - результат развития предшествующей стадии включается в последующую;
• дивергенция - повышение разнообразия в процессе развития;
• конвергенция - свертывание разнообразия и усиление избирательности.
На данный момент экономическое развитие можно охарактеризовать как инволюционное, так как разнообразие в развитии на данный момент сводится к минимуму.
В рамках глобализации мировой экономики, стандартизация занимает особое место, так как позволяет облегчить систему управления. Тем самым, «гармоничность развития» не является приоритетом для экономики. Расширенность воспроизводства заставляет расставлять приоритеты в пользу частного в общем в ущерб гармоничности развития.
В новейшем словаре иностранных слов приводятся следующие интересующие нас определения:
• гармония - (др.греч. связь, созвучие, соразмерность) стройная соразмерность частей одного целого; согласованное слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; в др.греч. философии - организованность космоса (противопол. - хаос); в архитектуре и изобразительном искусстве - согласованное и соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения, характеристика прекрасного; согласие, единодушие;
56
• гармоничный - соразмерный; стройный; согласованный; пропорционально сложенный;
• гармонизация — сочинение аккордного сопровождения к мелодии; само это сопровождение;
• гармонизировать — присочинить к мелодии аккордные построения, согласно правилам гармонии;
• система — (др. греч. соединенное в одно целое из многих частей); множество закономерно соединенных между собой элементов (предметов, явлений, процессов принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность, единство.
Из приведенных определений следует, что понятие «гармония» шире, чем понятие «система». Более того, «согласованное слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое» свидетельствует о системообразующей роли гармонии.
Гармония начинается с «созвучия», «соразмерности», а следовательно — «совместимости» элементов, которые затем «закономерно» объединяются в единое целое. Образовать единую целостность (т.е. систему) без «созвучия» и «соразмерности» входящих в нее элементов не представляется возможным. Следовательно, «гармонизация» как экономико-управленческая категория несет на себе нагрузку системообразования.
Введем определения следующим экономико-управленческим категориям:
• гармония — соразмерность, согласованность частей целого, согласие;
• гармоничный — соразмерный, согласованный, пропорциональный, преисполненный гармонии (как свойство);
• гармоничность — степень достижения гармонии (ее количественная оценка);
• гармонизация — согласование частей целого, приведение их в состояние гармонии или гармоничности;
• гармонизационный — основанный на гармонизации (например, гармонизационный подход);
• гармонизированный — согласованный, соразмерный, пропорциональный (как результат действий).
Согласованность — это внутреннее состояние объекта, часто не видимое глазу. Пропорциональность — внешнее проявление согласованности, одна из количественных оценок гармонии и гармонизации.
Гармонизация предполагает действия, направленные на: устранение дисгармоний; согласование противоречий, противоположностей, разнонаправленных интересов; постоянное улучшение свойств объекта, приведение их в соответствие (согласие) с изменяющимися требованиями и условиями.
57
Сколько людей, столько и представлений о гармонии, она субъективна, идеалистична и относительно статична. Стремление же к гармонии свойственно человеку естественным образом. Гармонизация объективна, реалистична и динамична. Гармония - цель, гармонизация - средство достижения цели. Закон гармонии - закон о состоянии объекта исследования (статики), закон гармонизации - закон об изменении объекта исследования (динамики). Законы гармонии и гармонизации действуют в единстве.
Развитие экономических систем зависит от развития других систем жизнедеятельности человека, природы и мира в целом.
Гармоничность - именно та характеристика, которая связывает внутренние и внешние факторы и находится в едином правовом и институциональном поле. Она же обязывает организовать взаимодействие географически объединенных экономических систем между собой по определенным правилам, предъявляет к такому взаимодействию согласованные требования.
Однако следует отметить, что теория гармонии в экономике, теория гармонизации в управлении и гармонизационный подход в экономике и управлении экономическими системами находится на этапе становления, начальной стадии своего развития.
В условиях, когда перед государством и бизнесом остро ставится задача обеспечить деловую и инвестиционную привлекательность отечественной экономики (на макро- и микроэкономическом уровне) проблема гармоничного развития экономических систем должна выйти из тени и стать доминантным направлением развития не только экономики, но и государства, и общества в целом.
На этапе модернизации экономики, на этапе перехода от постиндустриального периода к информационной экономике, особенно остро стоит задача гармонизации экономики, так как глобальные технологические, инфраструктурные изменения диктуют другие, инновационные принципы развития экономических систем.
Понятия «организация» и «гармонизация» (как действия) многозначны, в каком-то отношении, «перекрывают» друг друга. «Ключ» различий, по-нашему мнению, заключается в том, что организованность действий характеризуется через целенаправленность, целеустремленность, а гармоничность - через согласованность, согласие.
Гегелевский закон единства и борьбы противоположностей определяет границы разнообразия развития социально-экономических систем: «свобода предпринимательства» и «государственное регулирование», «централизм и демократизация управления» и т. д. При этом доминирование «крайности» не означает ее окончательную победу (в борьбе). Это скорее сигнал неблагополучия, «болезни» конкретной системы, требующие немедленного вмешательства, ликвидации образо-
58
вавшейся асимметрии, достижения определенного баланса противоположностей.
В заключение сделаем вывод: модернизация экономики страны предполагает модернизацию экономических и управленческих отношений, которые основываются не на «диалектике борьбы», а на «диалектике единства», предполагающей согласование, гармонизацию интересов, целей и действий.
Библиографический список
1. Бог Г. Законы мироздания. - М.: Геликон Плюс, 2004.
2. Бондаренко Ю. Всеобщие законы Мироздания. - М.: Новый Центр, 2002.
3. Дергачев В.А. Глобалистика. - М.: Юнити-Дана, 2012.
4. Трефил Дж. 200 законов мироздания: пер. с англ. Агафонов Г.М. - М.: Гелеос, 2007.
59