Научная статья на тему 'Гармоничный образ жизни населения РФ и действия государства'

Гармоничный образ жизни населения РФ и действия государства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНЫЙ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозов В.А.

В статье изложены основные положения современной экономической политики государства относительно здорового образа жизни населения России. Представлены законодательные и нормативные акты, государственные программы среднесрочного периода, ориентированные на поддержание и укрепления гармоничного образа жизни и развития социальных отраслей на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармоничный образ жизни населения РФ и действия государства»

Всё это позволяет «Русскому жиму» набирать популярность и служить отличным методом пропаганды здорового образа жизни и физической активности.

Перешагнуть собственные, ранее достигнутые результаты, за счет своей воли, разума и веры, представляя собой пример для подражания - все это и есть «массовый спорт национального масштаба», воплощенный в соревновательную версию.

Список литературы:

1. Сайт «Федерации Русского жима» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Rusgym.ru.

2. Русский жим // SportWiki - энциклопедия.

3. «Железный мир» Информационный портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ironworld.ru.

ГАРМОНИЧНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА

© Морозов В.А.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

В статье изложены основные положения современной экономической политики государства относительно здорового образа жизни населения России. Представлены законодательные и нормативные акты, государственные программы среднесрочного периода, ориентированные на поддержание и укрепления гармоничного образа жизни и развития социальных отраслей на перспективу.

Ключевые слова: гармоничный и здоровый образ жизни, экономическая политика, индикаторы развития, государственное управление.

За последние годы Президентом и Правительством РФ приняты важные документы: «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения», «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака», «Основы государственной политики в области здорового питания». Основные направления государственной политики в области профилактики и формирование ЗОЖ регламентированы в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где определена новая парадигма в здравоохранении - от лечения к профилактике.

* Старший научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор.

В Требованиях к организации деятельности Центров здоровья дано следующее определение «Формирование здорового образа жизни - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний; увеличение продолжительности активной жизни».

Принятая концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р предусматривает: значительное снижение уровня потребления алкоголя; создание эффективной системы профилактики алкоголизма; формирование здорового образа жизни. Концепцией предусматривается создание единой системы государственного статистического наблюдения за потреблением алкогольной продукции населением страны, в том числе молодежью; обеспечение информационной поддержки проведения государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, расширение социальной рекламы в СМИ и др. Кроме того, - разработка нормативно-правовой базы для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на пропаганду ценностей здорового образа жизни, включая разработку и реализацию специальных медиапроектов для различных групп населения -молодежи, работников сферы образования, женщин, политиков и руководящих работников. Меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, согласно Концепции, включают:

- организацию в СМИ кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих и новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкоголем;

- разработку и установление механизма межсекторальной координации информационных и обучающих программ, проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп;

- пропаганду гармоничного образа жизни среди детей и молодежи;

- укрепление нравственности и самосознания у молодого поколения в целях развития у него способности эффективно противостоять употреблению алкоголя;

- введение в школьные программы дисциплин, обеспечивающих антиалкогольное просвещение;

- обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на институт семьи;

- разработку и реализацию мер антиалкогольной политики на местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;

- снижение доступности алкогольной продукции путем введения ограничений ее розничной продажи по месту и времени;

- ограничение (запрет) скрытой рекламы алкогольной продукции, в том числе пива, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;

- ограничение, вплоть до полного запрета, проведения мероприятий, нацеленных на содействие потреблению алкоголя, таких как винные или пивные фестивали, конкурсы и др.;

- принятие комплексных мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкоголем;

- разработку и реализацию субъектами РФ региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации Концепции.

Механизмы реализации поставленных Концепцией целей и задач предусматривают использование программно-целевого подхода, а также принципов государственно-частного партнерства. На федеральном уровне реализация указанных целей и задач предусматривается обеспечивать путем осуществления разработки ведомственных программ в сферах регулирования производства и оборота алкогольной продукции, здравоохранения и социального развития, развития физической культуры и спорта, а также образования. Мониторинг хода реализации задач, определенных Концепцией, будет проводиться посредством анализа данных сформированной сводной межведомственной отчетности. В социальной сфере на основе инициатив общественных и религиозных организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями.

Государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ предусматривается проводить в два этапа.

На первом этапе (2010-2012 годы) предусматривается создать условия для уменьшения остроты кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций. Важным результатом выполнения мероприятий первого этапа реализации настоящей Концепции должно быть снижение показателей преждевременной смертности населения от злоупотребления алкоголем и существенное снижение больных алкоголизмом.

На втором этапе (2013-2020 годы) предусматривается продолжение выполнения мероприятий по сокращению объемов потребления алкоголя.

Ключевым аспектом данного этапа будет реализация программ формирования традиции здорового образа жизни, развития спорта и физической культуры, принятия специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, обеспечения эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости для лиц (и их семей), которые употребляют алкоголь в объемах, опасных для возникновения такой зависимости.

К 2020 году предусматривается значительно сократить потребление алкоголя населением, особенно молодежью, внедрить программы, нацеленные на воспитание у подростков негативного отношения к алкоголю, а также снизить показатели смертности от злоупотребления алкоголем. По итогам реализации второго этапа к 2020 году предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к закреплению достигнутых результатов и дальнейшее развитие программ, направленных на снижение уровня потребления алкоголя на основе научно обоснованных критериев. Индикаторами достижения результатов реализации Концепции являются:

На первом этапе (2010-2012 годы):

- снижение объемов потребления алкогольной продукции на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь до 15 литров в год;

- снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольных напитков, при общем снижении уровня потребления алкоголя;

- снижение количества больных алкоголизмом;

- повышение уровня вовлечения молодежи в занятия спортом.

На втором этапе (2013-2020 годы):

- ликвидация нелегального алкогольного рынка;

- снижение реальных объемов потребления алкогольной продукции на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь от 8 до 5 литров и менее, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения уровня потребления алкоголя;

- ежегодное снижение показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением алкоголя;

- снижение заболеваемости и смертности от алкогольных психозов и отравлений не менее чем в 3 раза.

Правительство РФ распоряжением от 25 октября 2010 г. № 1873-р утвердило «Основы государственной политики в области здорового питания» населения на период до 2020 г. Минздравсоцразвития РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной разработан и утвержден Правительством РФ план мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.

Правительство РФ рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ при формировании и осуществлении региональных программ

социально-экономического развития учитывать положения основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. Под государственной политикой РФ в области здорового питания населения понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Целями госполитики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Основными задачами госполитики в области здорового питания являются: расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности; развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовые, образовательные и др.); разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нано-технологии; совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3-х лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса; разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания; мониторинг состояния питания населения. Основными направлениями реализации госполитики в области здорового питания являются:

- разработка и принятие технических регламентов, касающихся продуктов питания;

- законодательное закрепление усиления ответственности производителя за выпуск не соответствующей установленным требованиям и фальсифицированной пищевой продукции;

- разработка национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, касающихся пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- совершенствование механизмов контроля качества производимых на территории РФ и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием;

- законодательное обеспечение условий для инвестиций в производство витаминов, ферментных препаратов для пищевой промышленности, пробиотиков и других пищевых ингредиентов, продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) продуктов, продуктов для питания здоровых и больных детей;

- обеспечение приоритетного развития фундаментальных исследований в области современных биотехнологических и нанотехнологиче-ских способов получения новых источников пищи и медико-биологической оценки их качества и безопасности;

- разработка и внедрение единых форм государственной статистической отчетности о заболеваемости, связанной с нарушением питания, в том числе с анемией, недостаточностью питания, ожирением, болезнями органов пищеварения, а также о грудном вскармливании детей;

- разработка и внедрение программ государственного мониторинга питания и здоровья населения на основе проведения специальных исследований индивидуального питания, в том числе групп риска (дети раннего возраста, беременные и кормящие женщины, малоимущее население), включая вопросы безопасности и развития распространенных алиментарно-зависимых состояний;

- усиление пропаганды здорового питания населения, в том числе с использованием средств массовой информации.

Ожидаемыми результатами реализации госполитики в области здорового питания являются:

- обеспечение 80-95 % ресурсов внутреннего рынка основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов за счет продуктов отечественного производства;

- увеличение доли производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, а также молочные продукты, до 40-50 % общего объема производства;

- увеличение доли производства молочных и мясных продуктов со сниженным содержанием жира до 20-30 % общего объема производства;

- увеличение доли производства отечественного мясного сырья и продуктов его переработки до 45-50 % общего объема производства (в том числе мяса птицы - в 2 раза);

- увеличение доли отечественного производства пищевой рыбной продукции, включая консервы, до 7-8 % общего объема производства;

- увеличение доли отечественного производства овощей и фруктов, а также продуктов их переработки, до 40-50 % общего объема производства (в том числе продуктов органического производства);

- достижение уровня обеспечения сбалансированным горячим питанием в организованных коллективах, в том числе трудовых, - не менее 80 % лиц, входящих в состав организованных коллективов;

- обеспечение 80% рынка специализированных продуктов для детского питания, в том числе диетического (лечебного и профилактического), за счет продуктов отечественного производства;

- увеличение доли детей в возрасте 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, до 50 % общего количества детей в возрасте 6 месяцев;

- снижение заболеваемости среди детей и подростков, связанных с питанием (анемия, недостаточность питания, ожирение, болезни органов пищеварения), до 10 %;

- повышение числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей, отнесенных к первой группе здоровья, - на 1 %, и детей, отнесенных ко второй группе здоровья, - на 2 %;

- повышение адекватной обеспеченности витаминами детей и взрослых не менее чем на 70 %;

- снижение распространенности ожирения и гипертонической болезни среди населения на 30 %, сахарного диабета - на 7 %.

В ХХ в. произошли коренные перемены в жизни человечества. Это «золотой век» для общественного здравоохранения. Медицинская помощь стала доступной для большинства населения во многих странах мира; были детально изучены факторы риска болезней и смерти человека; разработаны программы по контролю инфекционных заболеваний; появились точные методы диагностики и новые эффективные лекарственные препараты. Значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, повышение социально-экономического положения населения в развитых странах определили влияние новых факторов на здоровье человека, в значительной степени связанных с изменениями образа жизни. Благодаря развитию транспорта и механизации труда в большинстве европейских и североамериканских стран население получило доступ к высококалорийному питанию; одновременно снизилась повседневная физическая активность. Индустриализация табачного производства привела к повсеместной доступности сигарет, а активное развитие средств массовой информации (радио и телевидения, газет и журналов) способствовало возрастанию влияния рекламы на поведение людей (включая выбор питания, сигарет и алкоголя).

В проекте «Концепции развития здравоохранения до 2020 г.», подготовленном Минздравсоцразвития России, изложены основные государственные и общественные меры по предупреждению преждевременной смертности и нетрудоспособности населения:

- совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;

- создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);

- создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;

- мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;

- профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;

- мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Заметим, что формирование гармоничного образа жизни и изменение поведения человека для укрепления здоровья - чрезвычайно сложные задачи. Курение, алкоголь, наркотики, высококалорийное питание и спонтанные половые отношения расцениваются многими людьми как удовольствие. Напротив, поведение, способствующее сохранению здоровья (например, употребление менее сладкой или соленой пищи, увеличение физической активности, использование презерватива при половых контактах) может расцениваться как менее приятное, утомительное или скучное. Основа стратегии формирования гармоничного образа жизни - три модели изменения поведения - модель убеждения в пользе здоровья ((Health Belief Model), социальная когнитивная теория (Social Cognitive Theory) и транстеоретическая модель изменения поведения (Transtheoretical Model of Stages of Change). Представляется полезным, не вдаваясь в подробности, отметить основные положения этих моделей:

- поведение человека определяется его биологическими и психологическими характеристиками, комплексом когнитивных и аффективных свойств: знаниями, чувствами, убеждениями, ценностями, самооценкой, уверенностью и способностями;

- поведение формируется под воздействием окружающей среды и меняется с течением времени;

- в различные периоды времени различные факторы окружающей среды по-разному влияют на поведение человека;

- существуют определенные этапы в изменении поведения.

Здравоохранение - важный, но далеко не единственный инструмент влияния на здоровье населения. Большое значение имеют действующее в стране законодательство, проводимая государством социально-экономическая политика, условия проживания, возможности заработка и получения образования, культура населения. Положение в обществе, уровень достатка, профессия, образование, национальная принадлежность и т.п. существенно влияют на образ жизни человека. Многое определяется личными психологическими и биологическими (генетическими и гендерными) особенностями. Следовательно, для изменения поведения населения необходимо влияние на всех трех уровнях: государственном, общественном и индивидуальном.

Основной принцип формирования гармоничного образа жизни заключается в поддержке и повышении доступности того, что полезно для здоровья, и в ограничении или запрете того, что вредит здоровью. Первое относится к физической активности, рациональному питанию (со снижением количества жиров и углеводов и увеличением растительной клетчатки, витаминов и микроэлементов), безопасному сексуальному поведению. Второе -к употреблению алкоголя, курения и наркотиков. Характерно, что как поддержка «здорового» поведения, так и препятствие «угрожающему» поведению осуществляются на уровне государства во многом с помощью общих стратегий и мер. В Бангкокской хартии укрепления здоровья в глобализо-ванном мире, принятой на Шестой Глобальной конференции по укреплению здоровья, прошедшей под эгидой ВОЗ в 2005 г. в Таиланде, подчеркнуто, что у каждого сектора - межправительственного, правительственного, гражданского общества и частного - свои уникальные роль и обязанность.

Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкоголя» был принят депутатами Государственной Думы РФ, одобрен Советом Федерации РФ и подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в середине июля 2011 года. Законодательный документ вступил в силу в два этапа: первая его часть в июле 2012 года, вторая основная с 01 января 2013 года. Закон о запрете спиртных напитков от 2013 года являет своим основным направлением введение строгих ограничений в сфере производства, разлива и реализации пива, в том числе, его распития в местах общественного пользования. Экономический ущерб от наркотизации России составляет 1,2 триллиона рублей или 3 % ВВП. С 1 января 2013 года вступил в силу целый ряд положений Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в законодательные акты, направленные на усиление борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Так, Уголовный кодекс РФ в новой редакции устанавливает, совершение преступления с использованием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ отнесено к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание. Пожизненное лишение свободы теперь может назначаться и за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности с использованием наркотических средств или психотропных веществ.

Указанные изменения законодательства РФ обусловлены повышенной общественной опасностью правонарушений и преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Принятие закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» благотворно скажется не только на здоровье граждан, но и на развитии бизнеса в России. С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны,

рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона). Формирование у населения гармоничного образа жизни - это одна из основных задач общественного здравоохранения.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

3. «Создание единой модели профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в Российской Федерации»: доклад В.А. Власова, первого заместителя Председателя Правительства Свердловской области на Всероссийском совещании, Екатеринбург, 6 июня 2014.

4. Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотиков и психотропных веществ на период до 2020 года. Утверждена Приказом Минздрава РФ № 677 от 30 сентября 2013.

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.