2. Монгуш Ч. Н. Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение» // Актуальные проблемы современного строительства: 63-я Международная научно-техническая конференция молодых ученых: В 3 ч. СПб., 2010. Ч. 3. С. 147-150.
3. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособ. для студ. вузов /
Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2005. 480 с.
4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. 688 с.
REFERENSES
1. Zeer Je. F. Proforientologija: Teorija i praktika: Uchebnoe posobie dlja vysshej shkoly / Je. F. Zeer, A. M. Pavlova, N. O. Sadovnikova. M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2006. 192 s.
2. Mongush Ch. N. Osnovnye podhody k opredeleniju ponjatija «professional'noe samoopredelenie»
/ Ch. N. Mongush // Aktual'nye problemy sovremennogo stroitel'stva: 63-ja Mezhdunarodnaja nauchno-
tehnicheskaja konferencija molodyh uchenyh: V 3 ch. Ch. 3. SPb., 2010. S. 147-150.
3. Prjazhnikov N. S. Psihologija truda i chelovecheskogo dostoinstva: Ucheb. posob. dlja stud. vuzov /
N. S. Prjazhnikov, E. JU. Prjazhnikova. M.: Akademija, 2005. 480 s.
4. Praktikum po vozrastnoj psihologii / Pod red. L. A. Golovej, E. F. Rybalko. SPb.: Rech', 2008. 688 s.
Н. М. Порфирьева
ГАРМОНИЧНЫЙ КОГНИТИВНЫИ СТИЛЬ КАК ОПЕРИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИМИ И ОБРАЗНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ
Проводится анализ когнитивных стилей в их связи с общими закономерностями мышления. Рассматриваются синистральный и декстральный модусы мышления как выбор когнитивной стратегии, опирающейся на понятия или образы. Ставится проблема выделения гармоничного когнитивного стиля, основанного как на словесно-логических, так и на образных компонентах мышления. Приводится эмпирическое обоснование высказанной точки зрения. Даётся содержательная характеристика гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Ключевые слова: мышление, когнитивный стиль, гармоничный когнитивный стиль, дек-стральный модус мышления, синистральный модус мышления.
N. Porfirieva
HARMONIC COGNITIVE STYLE AS HANDLING OF VERBAL-LOGICAL AND FIGURATIVE COMPONENTS OF THINKING
In the article it analyzes cognitive styles with their connection with common laws of thinking. It describes sinistral modus of thinking and dextral modus of thinking as a choice of cognitive strategy that is based on concepts or mental images. The raised problem in separation of cognitive style based on verbal-logical andfirugative components of thinking. There is an empirical proof of given point of view. It describes full description of harmonic combination of cognitive styles.
Keywords: Brain functional skewness, cognitive style, harmonic cognitive style, dextral modus of thinking, sinistral modus of thinking.
В настоящее время в когнитивной психологии и в смежных с ней науках стал широко освещаться взгляд на мышление не только с точки зрения общих закономерностей продуктивности интеллектуальной деятельности, но и с позиции индивидуально
значимых различий в способах переработки и оперирования информацией, получивших название «когнитивный стиль».
Несмотря на активное изучение проблемы когнитивного стиля, в современных концепциях психологии нет единого определения
когнитивного стиля, нет общего подхода к выделению закономерностей его диагностики и классификации. Среди множества теоретико-эмпирических положений, лежащих в основе классификаций различных авторов, выделяют концепции, связанные с процессом познания и отражающие работу собственно мышления (конкретная-абстрактная концептуализация О. Дж. Харви, Х. М. Шрёдера, степень представленности словесно-речевого, визуального и сенсорного компонента в процессе оперирования понятиями М. А. Холодной, профиль полушарного доминирования В. Таггарда и др). Психофизиологические данные, основанные на положении о функциональной асимметрии головного мозга легли и в основу концепции доминирующего модуса мышления Н. В. Беломестновой [1]. Доминирование автор связывает не с превалирующей работой одного из полушарий, а с доминирующим когнитивным стилем как предпочитаемой индивидом стратегии решения задач (основанной на оперировании понятиями или образами для синистрального и декстрального модуса мышления соответственно).
Общим моментом в традиционно описываемых зарубежной и отечественной психологией концепциях является достаточно жёсткое разделение когнитивных стилей в рамках выделенных стратегий. Некоторые учёные высказывают иные точки зрения. Так, согласно М. А. Холодной, существуют определённые теоретические и эмпирические основания, позволяющие говорить о противоречиях в традиционно выделяемых полюсах когнитивных стилей: эффект мобильности, эффект продуктивности, эффект крайних значений когнитивного стиля [6, а 46]. Экспериментальное изучение нейропсихологических детерминант мышления В. Л. Деглиным [5], Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой [3] на расщеплённом мозге показали недостаточность работы только одного из полушарий для оптимального функционирования мышления в его продуктивной и соответствующей реалиям внешнего мира функции.
Таким образом, встаёт проблема определения когнитивных стилей через соотношение образных и словесно-логических
компонентов мышления. Ставится вопрос о том, являются ли декстральный и сини-стральный когнитивные стили двумя независимыми друг от друга характеристиками мыслительной деятельности или имеется третий вариант когнитивного стиля — их гармоничное сочетание.
Наша точка зрения на выделение когнитивных стилей в интеллектуальной деятельности человека опирается на теорию Л. М. Веккера [4], определяющую мышление как процесс непрерывного обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык; на экспериментальные исследования В. Л. Деглина [5]; на концепцию модусов мышления Н. В. Беломестновой [2]. В процессе эмпирического изучения когнитивной деятельности все эти теоретико-эмпирические положения характеризуют процесс мышления как гармоничное взаимодействие образных и словесно-логических компонентов мышления, позволяющее осуществлять адекватное познание действительности.
Наше исследование имеет своей целью эмпирически обосновать выделение гармоничного когнитивного стиля как оперирования словесно-логическими и образными компонентами мышления наряду с дек-стральной и синистральной когнитивной стратегией.
Эмпирической базой исследования являлся Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева города Чебоксары. Контингент испытуемых составляли студенты психолого-педагогического, художественно-графического, физикоматематического, электротехнического факультетов данных высших учебных заведений. Экспериментальная выборка состояла из примерно равного количества юношей и девушек дефинитивного возраста. Всего в общей сложности было обследовано 238 человек.
Программа исследования включала в себя следующие этапы:
1) Исследовать распределение образного и словесно-логического компонента мышления в выборке и выделить блок показателей для анализа когнитивного стиля на основании всех используемых методик.
2) Выделить группы с различной представленностью когнитивного стиля по установленному блоку показателей.
3) Изучить образное и словеснологическое мышление в группах с сини-стральным, декстральным, гармоничным когнитивным стилем.
4) Оценить уровень общего интеллекта в исследуемых группах.
5) Дать содержательную характеристику гармоничного когнитивного стиля мышления.
Основными методиками, используемыми в эмпирическом исследовании, являлись следующие: Тест структуры интеллекта (ТБ1) Р. Амтхауэра, Культурно-свободный тест Р Б. Кэттелла (СFIT), методики на логические операции мышления, методики диагностики когнитивного стиля (Тетрахори-ческая классификация, Аутоидентификация когнитивного стиля), авторская адаптация методики Пиктограмма.
Экспериментальный анализ, проведённый по результатам психологической диагностики, выявил ряд показателей во многих методиках, дифференцирующих группы испытуемых по когнитивному стилю, среди которых отмечается и дифференциация испытуемых по профилям обучения. Следует отметить, что испытуемые физико-математического факультета показали ряд тенденций, характерных как для синистрального, так и для
декстрального когнитивного стиля, поэтому мы можем предполагать диагностику в данном профиле обучения гармоничного сочетания когнитивных стилей. В конечную группу показателей, на основании которых были выделены исследуемые группы, вошли показатели когнитивного стиля и уровня абстрактности-конкретности рисунков испытуемых по методике Пиктограмма 1, показатели среднего балла по математическому и пространственному когнитивному блоку методики ТБ1 Амтхауэра, показатель невербального интеллекта по методике Кет-телла. Для каждого выделенного когнитивного стиля распределение этих показателей оказалось различным по вкладу в дифференциацию исследуемого параметра.
Таким образом, были выделены экспериментальные группы с выраженностью словесно-логического компонента мышления (синистральный когнитивный стиль), образного компонента (декстральный когнитивный стиль) и с их гармоничным сочетанием (гармоничный когнитивный стиль). Дальнейший анализ компонентов мышления вёлся на данной выборке испытуемых (76 человек).
Изучение образного мышления в выделенных группах показало достоверные различия в значениях образного компонента мышления между гармоничным стилем, си-нистральным и декстральным когнитивными стилями (табл. 1).
Таблица 1
Достоверные различия показателей образного мышления в выделенных группах
Показатель Значе- ния Сравниваемые группы по КС Т-эмпир
Декстраль-ный (Д) Сини- стральный (С) Г армонич-ный (Г) Д Д С У8.
С Г Г
Средний балл по простр. блоку (Т81 Амтхауэра) М 9,71 10,15 12,06 -5,25** -3,29*
с 1,82 2,33 0,78
N 43 17 18
Невербальный ^ (СБтТ Кеттелла) М 105,79 110,88 115,44 -2,91*
Примечание: «*» — уровень значимости р<0,01; «**» — уровень значимости р<0,001
Эмпирические данные говорят в пользу того, что, несмотря на то, что за декстраль-ным когнитивным стилем закрепляется оперирование образами и конкретными визуальными понятиями, более сложные операции с учётом образного компонента мышления требуют подключения в мыслительную деятельность и других компонентов мышления. Группа испытуемых с гармоничным когнитивным стилем показала более высокие результаты по решению образных задач.
Основной методикой для анализа словесно-логического мышления в выделенных группах являлся тест Амтхауэра. Данные вербального блока методики не показали достоверных различий в выделенных группах. Результаты выполнения заданий математического когнитивного блока достоверно различаются у испытуемых всех трёх экспериментальных групп (высокие показатели у испытуемых с гармоничным и синистральным когнитивным стилем относительно испытуемых с декстральным когнитивным стилем). Эти различия могут быть связаны, с одной стороны, с критерием формирования экспериментальных групп, с другой стороны, — с характеристикой заданий математического блока. Он выявил большую корреляцию как с вербальными, так и с образными компонентами когнитивной сферы во всём ряде методик, поэтому тесно связан с показателями гармоничного сочетания когнитивных стилей.
Достоверные различия по уровню интеллекта наблюдаются между всеми тремя когнитивными стилями (табл. 2). Самый высокий показатель — у гармоничного сочетания когнитивных стилей; испытуемые
с синистральным когнитивным стилем значимо превышают по уровню интеллекта испытуемых в группе с декстральным когнитивным стилем.
Итак, гармоничный когнитивный стиль характеризуется общей высокой продуктивностью результатов, тесными связями как со словесно-логическим компонентом мышления, так и с образным. Особую связь с наличием у испытуемого гармоничного когнитивного стиля показывают математические навыки и способности, которые, в свою очередь, тесно связаны с навыками пространственного оперирования образами-репрезентациями и заданиями логического характера.
Таким образом, эмпирический анализ, показавший значимые различия между тремя выделенными экспериментальными группами, подтвердил необходимость введения категории гармоничного когнитивного стиля в общепсихологическую теорию и практику. К основным критериям, позволяющим диагностировать гармоничный когнитивный стиль, можно отнести склонность к математической специализации, средний и высокий уровни абстрактности рисунков с преобладанием знаков-индексов. Выбор гармоничного когнитивного стиля успешно диагностируют методики, содержащие в своих заданиях как образный, так и словесно-логический материал.
Выводы. Когнитивная сфера являет собой сложное системное образование, образный и словесно-логический компоненты которой представлены не в иерархической «вертикальной» структуре, а в «горизонтальном» взаимодействии образного и словесно-
Таблица 2
Достоверные различия в уровне общего интеллекта (по методике Амтхауэра)
Значения Сравниваемые группы по КС Т-эмпирич
Декстраль-ный (Д) Синистраль-ный (С) Г армонич-ный (Г) Д УЯ. С Д уя. Г С уя. Г
М 104,84 108,94 115,44 -2,60* -5,76*** * * О, 2, -
Примечание: «*» — уровень значимости р<0,05; «**» — р<0,01; «***» — р<0,001
логического языка мышления. У конкрет- виде определённого когнитивного стиля или
ного индивидуума выделенные компоненты модуса мышления, так и в их гармоничном
мышления могут быть представлены как в сочетании.
ПРИМЕЧАНИЕ
Работа предоставлена кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена. Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена, Н. В. Беломестнова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беломестнова Н. В. Когнитивный стиль в биологически детерминированных модусах мышления // Ананьевские чтения. 2003. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003. С. 83-84.
2. Беломестнова Н. В. Функциональная асимметрия как психофизиологическое основание когнитивных свойств // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвящённой памяти Я. А. Пономарёва и В. Н. Дружинина. ИП РАН, 7-8 октября 2010. С. 199-208.
3. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М. Медицина, 1988. 240 с.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Том 1. 335 с.; 1976. Том 2. 343 с.; 1981. Том 3. 327 с.
5. Деглин В. Л. Парадоксальные стороны человеческого мышления: Нейропсихологический анализ. СПб., 1996. 36 с.
6. Холодная М. А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение // Психологический журнал. 2000. Т. 2, № 4. С. 46-56.
REFERENCES
1. BelomestnovaN. V Kognitivnyj stil' v biologicheski determinirovannyh modusah myshlenija // Anan'evskie chtenija. 2003. SPb.: Izd-vo SPb un-ta, 2003. S. 83-84.
2. Belomestnova N. V Funkcional'naja asimmetrija kak psihofiziologicheskoe osnovanie kognitivnyh svojstv // Psihologija intellekta i tvorchestva: tradicii i innovacii: Materialy nauchnoj konferencii, posvjashchjonnoj pamjati Ja. A. Ponomarjova i V. N. Druzhinina. IP RAN, 7-8 oktjabrja 2010. S. 199-208.
3. Bragina N. N., Dobrohotova T. A. Funkcional'nye asimmetrii cheloveka. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Medicina, 1988. 240 s.
4. VekkerL.M. Psihicheskie processy. L.: LGU. Tom 1. 1974. 335 s.; Tom 2. 1976. 343 s.; Tom 3. 1981. 327 s.
5. Deglin V L. Paradoksal'nye storony chelovecheskogo myshlenija: Nejropsihologicheskij analiz / V. L. Deglin. SPb., 1996. 36 s.
6. Holodnaja M. A. Kognitivnyj stil' kak kvadripoljarnoe izmerenie // Psihologicheskij zhurnal. 2000. T. 2. №4. S. 46-56.
Т. С. Спешилова
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЯВНОЙ, СКРЫТОЙ ФОРМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ И ОБЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ
Рассматриваются результаты изучения особенностей ценностно-смысловой сферы у интеллектуально одаренных учащихся и среднеинтеллектуальных учащихся. Констатируются различия в особенностях ценностно-смысловой сферы у учащихся с явной, скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных учащихся.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, жизненные ценности, смысл, интеллектуальная одаренность, явная, скрытая формы интеллектуальной одаренности.