Научная статья на тему 'ГАРМОНИЧНОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ КАК РЕСУРС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ'

ГАРМОНИЧНОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ КАК РЕСУРС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гармоничность личности / ценностно-смысловая сфера / ценности / ценностные ориентации / смысложизненные ориентации / деструктивные проявления личности / harmonious personality / value-semantic sphere / values / value orientations / life-meaning orientations / destructive manifestations of personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов Александр Шамильевич, Удачина Полина Юрьевна, Мисюнас Кристина Арутюновна

Важность исследования гармоничности личности для отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов и др. подтверждается сохранением интереса к ней как к объекту исследования сегодня (Т.П. Берсенева, О.И. Мотков, Ю.А. Толкачев, А. Антоновского, А. Маслоу, К. Роджерса, В.В. Шиповская и др.). Актуальность изучения гармоничности личности в современной ситуации возрастает в связи с тем, что она может быть определена как ресурс сохранения здоровья и предупреждения деструктивных проявлений личности. Подобное мнение высказывают и иные исследователи, отмечая, что гармоничность является одним из важнейших аспектов физического и психологического здоровья личности и её благополучия. В рамках исследования личность рассматривается как интегратор, синхронизатор элементов психического мира и структурных единиц в целостную структуру. Высказывается предположение, что высшим уровнем организации личности, опосредующим степень интегральной гармоничности личности (т.е. согласованности, совместимости, упорядоченности при слиянии различных компонентов в единое целое), является её ценностно-смысловая сфера. Выборка исследования составила 166 респондентов в возрасте от 17 до 50 лет. В качестве методов исследования использовался тест О.И. Моткова «Интегральная гармоничность личности», тест Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (СЖО), а также методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций. Также были применены статистические методы: корреляционный анализ и U-критерий Манна-Уитни. В результате исследования получены достоверные данные, подтверждающие гипотезу о том, что особенности ценностно-смысловой сферы действительно имеют прямую связь с гармоничностью личности, а интегрированность ценностно-смысловой сферы (уровень осмысленности жизни, наличие значимых ценностей, их согласованность) может выступать как основа гармоничности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE-SEMANTIC SPHERE HARMONY AS A DESTRUCTIVE MANIFESTATION OF THE PERSONALITY PREVENTION RESOURCE

The importance of research in harmonious personality for domestic and foreign psychologists, educators, philosophers, etc. is confirmed by the continuous interest in it as a research object nowadays (Berseneva, T.P., Motkov, O. I., Tolkachev, Y. A., Antonovskiy, A., Maslow, A., Rogers, C., Shipovskaya, V.V., etc.). The relevance of the study of harmonious personality is currently increasing in connection with the possibility of it being recognized as a health preservation and destructive manifestation of the personality prevention resource. A similar opinion is expressed by other researchers, marking harmony as a one of the most important aspects of individuals’ physical and psychological health and well-being. In the study, an individual is regarded as an integrator, synchronizer of the psychic world and structural units into a coherent structure. There is an assumption that the higher level of the individual’s organization is its value-semantic sphere, mediating the integral harmony of the individual’s degree (i.e. coherence, compatibility, orderliness in the various components merged into a coherent whole). The research involved 166 respondents aged 17 to 50 years. As research methods were used tests by Motkov, O.I. «Integral symmetry of personality», Leontiev, D.A. «Life-meaning orientations», as well as Schwartz, S. method of value orientations study. In addition, statistical methods, such as a correlation analysis and the Mann-Whitney U-test were applied. As a result of research, reliable data have been obtained to support the hypothesis that the value-semantic sphere features have a direct connection to personality’s harmony, while integration of value-semantic sphere (meaningfulness of life degree, the presence of important values and their alignment) may act as a foundation for harmonious personality.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЧНОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ КАК РЕСУРС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ»

factors social risk of their frustration and professional burnout of the employees of crisis centers of EMERCOM of Russia // Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference "Psychology of Extreme Professions" (ISPCPEP 2019). Atlantis Press. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 321, рр. 73-75.

20. Karreman A., Vingerhoets A.J.J.M., Bekker M.H.J. Attachment Styles and Secure Base Priming in Relation to Emotional Reactivity After Frustration Induction. Cognition and Emotion, 2019, Vol. 33, Issue 3. pp. 428-441.

21. Kunitsyna I.A., Meshchaninova A.V., Yahudina E.N. Features of frustrating reactions of adolescents with different sociometric status. Pushkin Leningrad State University Journal, 2019, no. 4, pp. 28-37.

22. Liga F., Ingoglia S., Cuzzocrea F., Inguglia C., Costa S., Lo Coco A., Larcan R. The Basic Psychological Need Satisfaction and Frustration Scale: Construct and Predictive Validity in the Italian Context. Journal of Personality Assessment, 2020, Vol. 102, Issue 1, pp. 102-112.

23. Rosenzweig S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration. J. of Personality, 1945, V. 14, pp. 32-57.

24. Serdyukova E.F., Shapovalova M.L., Enns E.A. Ways Of Overcoming Frustration By Adolescents In A Situation Of Uncertainty. Social and Cultural Transformations in The Context of Modern Globalism. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, European Publisher, 2021, vol. 117, pp. 1394-1399.

ГАРМОНИЧНОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ

СФЕРЫ КАК РЕСУРС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Гусейнов Александр Шамильевич

Доктор психологических наук, профессор, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mail: AGuseinov@yandex.ru

Удачина Полина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mail: udachina777@mail.ru

Мисюнас Кристина Арутюновна

Аспирант, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mail: kristi-miss2015.misyunas@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-97-110 Аннотация:

Важность исследования гаpмоничности личности для отечественных и заpубежных психологов, педагогов, философов и дp. подтвеpждается сохpанением

интереса к ней как к объекту исследования сегодня (Т.П. Берсенева, О.И. Мотков, Ю.А. Толкачев, А. Антоновского, А. Маслоу, К. Роджерса, В.В. Шиповская и др.). Актуальность изучения гармоничности личности в современной ситуации возрастает в связи с тем, что она может быть определена как ресурс сохранения здоровья и предупреждения деструктивных проявлений личности. Подобное мнение высказывают и иные исследователи, отмечая, что гармоничность является одним из важнейших аспектов физического и психологического здоровья личности и её благополучия.

В рамках исследования личность рассматривается как интегратор, синхронизатор элементов психического мира и структурных единиц в целостную структуру. Высказывается предположение, что высшим уровнем организации личности, опосредующим степень интегральной гармоничности личности (т.е. согласованности, совместимости, упорядоченности при слиянии различных компонентов в единое целое), является её ценностно-смысловая сфера.

Выборка исследования составила 166 респондентов в возрасте от 17 до 50 лет. В качестве методов исследования использовался тест О.И. Моткова «Интегральная гармоничность личности», тест Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (СЖО), а также методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций. Также были применены статистические методы: корреляционный анализ и U-критерий Манна-Уитни.

В результате исследования получены достоверные данные, подтверждающие гипотезу о том, что особенности ценностно-смысловой сферы действительно имеют прямую связь с гармоничностью личности, а интегрированность ценностно-смысловой сферы (уровень осмысленности жизни, наличие значимых ценностей, их согласованность) может выступать как основа гармоничности личности.

Ключевые слова: гармоничность личности, ценностно-смысловая сфера, ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, деструктивные проявления личности.

THE VALUE-SEMANTIC SPHERE HARMONY AS A DESTRUCTIVE MANIFESTATION OF THE PERSONALITY PREVENTION RESOURCE

Guseinov Alexander Shamilyevich

Doctor of Psychology, Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: AGuseinov@yandex.ru

Udachina Polina Yurievna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: udachina777@mail.ru

Misiunas Kristina Arutunovna

Postgraduate student, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: kristi-miss2015. misyunas@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-97-110

Abstract:

The importance of research in harmonious personality for domestic and foreign psychologists, educators, philosophers, etc. is confirmed by the continuous interest in it as a research object nowadays (Berseneva, T.P., Motkov, O. I., Tolkachev, Y. A., Antonovskiy, A., Maslow, A., Rogers, C., Shipovskaya, V.V., etc.). The relevance of the study of harmonious personality is currently increasing in connection with the possibility of it being recognized as a health preservation and destructive manifestation of the personality prevention resource. A similar opinion is expressed by other researchers, marking harmony as a one of the most important aspects of individuals' physical and psychological health and well-being.

In the study, an individual is regarded as an integrator, synchronizer of the psychic world and structural units into a coherent structure. There is an assumption that the higher level of the individual's organization is its value-semantic sphere, mediating the integral harmony of the individual's degree (i.e. coherence, compatibility, orderliness in the various components merged into a coherent whole).

The research involved 166 respondents aged 17 to 50 years. As research methods were used tests by Motkov, O.I. «Integral symmetry of personality», Leontiev, D.A. «Life-meaning orientations», as well as Schwartz, S. method of value orientations study. In addition, statistical methods, such as a correlation analysis and the Mann-Whitney U-test were applied.

As a result of research, reliable data have been obtained to support the hypothesis that the value-semantic sphere features have a direct connection to personality's harmony, while integration of value-semantic sphere (meaningfulness of life degree, the presence of important values and their alignment) may act as a foundation for harmonious personality.

Keywords: harmonious personality, value-semantic sphere, values, value orientations, life-meaning orientations, destructive manifestations of personality.

К проблеме гармонии, гармоничности ученые из разных областей знания (философы, педагоги, затем и психологи) обращались с давних времен. Для психологии гармоничность - это термин не новый, но малоисследованный. Одними из первых возросшую значимость изучения гармоничности личности для современного общества подчеркивают психологи-исследователи А.Ш. Гусейнов и В.В. Шиповская, говоря о недостаточной изученности теоретической основы

концепта гармоничности и связанных с ней понятий, что актуализирует необходимость проведения исследований данного феномена. Для полноценного понимания гармоничности важно иметь четкое представление о структурных характеристиках и психологических механизмах обретения личностной гармоничности, а также о природе гармоничной субъектной активности [10]. Пожалуй, наиболее подходящая характеристика состояния изученности данного феномена в психологической науке на сегодняшний день, указывает на то, что в понимании гармоничности личности нет системы, взгляды авторов недостаточно согласованы, не вычленены основания для исследования гармоничности личности.

Важность исследования гармоничности личности для отечественных и зарубежных психологов, педагогов, философов и др. подтверждается сохранением интереса к ней как к объекту исследования сегодня (Т.П. Берсенева, О.И. Мотков, Ю.А. Толкачев, А. Антоновского, А. Маслоу, К. Роджерса и др.). Проблема гармоничности личности в современных исследованиях затрагивает различные сферы жизнедеятельности личности: гармоничную самореализацию личности в культурном и познавательном пространствах (Р.М. Яковлева, А.Е. Тарасов); гармоничность и согласованность существования человека и природы (О.В. Иванова); социокультурный и воспитательный аспекты гармоничности личности (М.А. Быковская, М.А. Семенова); гармоничность/дисгармоничность межличностных отношений (С.В. Духновский); гармоничность личности в контексте построения образа оптимального будущего (В.С. Голубев); гармоничность личности в пространстве творческой деятельности и экстериоризации личности (Г.И. Колесникова), а также ряд других перспективных направлений.

На наш взгляд, актуальность изучения гармоничности личности в современной ситуации возрастает в связи с тем, что она может быть определена как ресурс сохранения здоровья и предупреждения деструктивных проявлений личности. Так, по мнению А. Антоновского, гармоничность личности, проявляющаяся как чувство связности, выступает основой психологического здоровья и позволяет личности справляться с самыми серьезными стрессовыми обстоятельствами жизни [27]. А.Ш. Гусейнов и В.В. Шиповская, описывая значение личностной гармоничности, указывают на то, что она играет большое значение для предупреждения деструктивности личности [10].

Однако несмотря на очевидную значимость темы, она редко фигурирует в работах современных ученых. Данные понятия редко встречается в работах зарубежных ученых (Di Fabio, A. Tsuda A. [29], Larry Cochran [30], Yang X. [31]) гораздо активнее рассматриваются в русскоязычном научном сегменте, например, у таких исследователей, как О.И. Мотков [17], В. В. Ремнева [22] и др.

Мы, опираясь на методологию субъектно-бытийного подхода, рассматриваем личность как интегратор, синхронизатор элементов психического мира и структурных единиц в целостную структуру, и полагаем, что высшим уровнем организации личности, опосредующим степень интегральной гармоничности личности (т.е. согласованности, совместимости, упорядоченности при слиянии различных компонентов в единое целое), является её ценностно-смысловая сфе-

ра. Такая точка зрения, сформирована на основе теоретического анализа работ, связанных по тематике с нашим исследованием.

Так, О.И. Мотков считает, что гармоничность личности - это соразмерность управляющих, организующих и регулирующих психических возможностей, обеспечивающая оптимальное развитие и функционирование человека. Гармоничность - это «инструментальная» ценность, которая активно способствует более качественной и слаженной деятельности всех остальных целей и ценностей личности. Именно факт присутствия гармонии поддерживает психологический механизм человека в «исправном состоянии» [17].

Д.В. Колесов в своих исследованиях подчеркивает, что «подлинно лич-ностно гармоничным, всесторонним и развитым индивид может быть только при условии полноценного развития его потребностной сферы» [15].

Как отмечает Д.А. Леонтьев, отношения личности с миром реализуются через потребности и через ценности. Именно ценностное отражение отношений человека и окружающего мира и определяется переживанием гармонии [16]. И если в своих потребностях человек всегда одинок, то в ценностях, напротив, он всегда не один. Это говорит о том, что потребности являются прямой манифестацией внутреннего мира человека, которая в идеальных условиях должна быть сбалансирована ценностной системой, обращенной вовне. В противном же случае возникает опасный диссонанс, который может привести к деструктивным проявлениям негармоничной личности.

В.В. Ремнева пишет о том, что генерализующей интенцией познания всего и вся является установление истины объективной реальности [21]. Результатом такого познания становится универсальное знание. Однако в случае несоответствия субъективной истине данной объективной реальности возникают определенные девиации.

Неумение приспосабливаться к условиям социальной среды ведет к психологическим расстройствам, усугубляющим уже имеющуюся ситуацию [2]. Однако грамотная работа с психологом над ценностно-смысловой системой личности и ее потребностями при ранних проявлениях деструктивных склонностей способна оказать гармонизирующий эффект на человека и помочь ему сохранить ментальное и физическое здоровье [7].

Таким образом, мы видим, что смещение ценностно-смысловых ориентиров и их несоответствие установкам внешней среды, провоцирующие внутренний диссонанс, являются главными факторами появления и прогрессирования деструктивных проявлений личности. Гармонизация ценностно-смысловых конфликтов является ключевым инструментом для разрешения данной проблемы.

На основании вышеизложенного можно сформировать гипотезы исследования: 1) особенности ценностно-смысловой сферы (уровень осмысленности жизни, наличие значимых ценностей, их согласованность) связаны с гармоничностью личности; 2) высокая интегральная гармоничность может выступать как ресурс для предупреждения деструктивных проявлений личности.

Выборка исследования включает в себя 166 респондентов в возрасте от

17 до 50 лет. Объектом исследования выступает интегрированность ценностно-смысловой сферы как основа гармоничности личности. Предметом - связь особенностей ценностно-смысловой сферы с гармоничностью личности как ресурсом для предупреждения её деструктивных проявлений.

Для диагностирования структуры ценностных ориентаций личности нами была выбрана методика Ш. Шварца. Ее применение позволило сделать следующие выводы:

1. Наиболее значимыми ценностями в выборке респондентов с низким показателем интегральной гармоничности личности (далее ИГЛ) по списку нормативных идеалов являются: «Универсализм» (32,36), «Безопасность» (21,36), «Доброта» (20,55) и «Самостоятельность» (20,55). По списку индивидуальных приоритетов: «Универсализм» (21,00), «Безопасность» (18,91), «Доброта» (15,73); наименее значимой ценностью является «Власть» (8,73).

2. В выборке респондентов с высоким показателем ИГЛ наиболее значимыми ценностями по списку нормативных идеалов являются: «Универсализм» (35,51), «Самостоятельность» (25,44), «Безопасность» (25,07), «Доброта» (23,78). По списку индивидуальных приоритетов: «Безопасность» (18,93), «Универсализм» (17,80), «Самостоятельность» (16,15); наименее значимой ценностью также является «Власть» (11,49).

Между группами респондентов с высокими и низкими показателями ИГЛ выявлены следующие статистически значимые различия:

- по показателю нормативного идеала «Самостоятельность» (и=127,50; р<0,01). У высокогармоничных респондентов показатель нормативного идеала «Самостоятельность» выше, чем у низкогармоничных, что говорит о том, что для респондентов высокую значимость имеет ценность самостоятельности, на этом строятся их представления как им нужно жить и как следует поступать, для них имеют высокую ценность автономия/независимость, свобода мыслей и действий, творческое самовыражение и возможность самостоятельно исследовать, познавать мир;

- по показателю нормативного идеала «Конформность» (и=147,0; р<0,01). У высокогармоничных респондентов показатель нормативного идеала «Конформность» выше, чем у низкогармоничных, что говорит о том, что респонденты с высоким показателем ИГЛ, выбирая, как поступить, в большей степени ориентируются на ценности комформизма, определяя тем самым свои жизненные принципы и поведение. Они придерживаются определенных выбранных ими правил, для них важно проявлять вежливость, у них хорошо развита самодисциплина, они могут сдерживать себя, чтобы не причинять вред другим людям;

- по показателю нормативного идеала «Достижения» (и=96,50; р<0,01). У респондентов с высоким показателем ИГЛ, нормативная ценность «Достижения» более выражена и они более трудолюбивы, осведомлены и более способны действовать эффективно, стремясь быть компетентными и ориентируясь на социальные стандарты, чем низкогармоничные респонденты;

- по показателю индивидуального приоритета «Стимуляция» (и=146,50;

р<0,01). У высокогармоничных респондентов показатель нормативного идеала «Стимуляция» более высок, что говорит о том, что высокогармоничные респонденты больше стремятся к новизне, рискам, приключениям, они стараются делать много разных дел, хотят, чтобы их жизнь была полна ярких впечатлений: это нужно им для поддержания оптимального уровня активности жизни;

- по показателю индивидуального приоритета «Власть» (Ц=137,50; р<0,01). У высокогармоничных респондентов показатель нормативного идеала «Власть» выше, чем у низкогармоничных, говорит о том, что для высокогармоничных личностей более важно иметь высокий социальный статус, авторитет, престиж быть богатыми, иметь контроль и/или доминировать над людьми и средствами.

Исследование средних значений по методике смысложизненных ориента-ций Д.А. Леонтьева показало, что наиболее значимыми смыслами жизни у респондентов с низким ИГЛ является «Локус контроля - жизнь» (21,0), «Цели» (20,0) и «Процесс» (18,73), а наименее значима «Локус контроля - Я» (13,55). По показателям видно, что все средние значения по выборке низкогармоничных респондентов ниже средних значений, установленных автором методики. Это говорит о том, что низкогармоничные респонденты полагают, что они не обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и смыслами, вследствие чего они отказываются от прогнозирования своего будущего и попыток взять жизнь в свои руки, часто их планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию, они не считают себя хозяевами своей жизни.

Наиболее значимыми смыслами жизни у респондентов с высоким ИГЛ являются «Цели» (36,22), «Локус контроля - жизнь» (35,88) и «Процесс» (35,05). Можно сделать вывод, что респонденты, с высоким уровнем гармоничности личности обладают наличием целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; они умеют контролировать свою жизнь и верят, что она является результатом их усилий.

Выявлены статистически значимые различия по шкале «Общая осмысленность жизни» (и=10,50; р<0,01). Данный показатель у высокогармоничных респондентов выше (118,17), чем у низкогармоничных (67,64).

Рассмотрим связи между шкалами теста интегральной гармоничности личности ИГЛ-3 методики И.О. Моткова и методики Ш. Шварца. Как показал корреляционный анализ, значимых связей совсем немного - всего две:

1. Показатель шкалы «Ценности духовные» имеет умеренную положительную корреляцию с уровнем «Универсализмом» как показателем нормативного идеала личности (0,40; р<0,01). Респонденты, обладающие развитым нравственным отношением к людям и природе (доброжелательностью, уважением и стремлением помочь), более ориентированы на понимание, терпимость, защиту благополучия всех людей и природы.

2. Показатель шкалы «Ценности личностной гармонии» имеет умеренную положительную корреляцию с уровнем «Самостоятельность» как показателем нормативного идеала (0,35; р<0,01). Люди, имеющие желание стать более гар-

моничными, имеют высокую установку на свободу, самостоятельность, креативность.

Стоит отметить, что корреляционный анализ, при котором рассматривались связи между шкалами методики интегральной гармоничности личности ИГЛ-3 И.О. Моткова и методикой Ш. Шварца, не выявил значимых связей гармоничности личности и индивидуальных приоритетов. Данный неожиданный для нас результат может объясняться тем, что уровень нормативных идеалов (первый уровень ценностей личности) более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень (уровень индивидуальных приоритетов) более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.

Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа показателей ИГЛ и СЖО

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

Цели Процесс Результат 1 Ы Ч ЛК-Жизнь Общий ОЖ

Ценности личностной гармонии 0,519 0,615 0,622 0,578 0,565 0,645

Ценности духовные 0,277 0,336 0,331 0,257 0,292 0,349

Образ жизни 0,452 0,525 0,531 0,502 0,494 0,563

Саморегуляция эмоций 0,487 0,435 0,503 0,502 0,508 0,549

Конструктивность общения 0,388 0,345 0,422 0,396 0,444 0,429

Самогармонизация личности 0,483 0,554 0,560 0,530 0,562 0,612

N Умеренность силы желаний и достижений 0,097 0,019 0,148 0,078 0,139 0,119

Само стоятельно сть 0,385 0,357 0,343 0,454 0,456 0,453

Удовлетворенность жизнью 0,564 0,634 0,698 0,602 0,619 0,682

Жизненное самоопределение 0,594 0,410 0,419 0,541 0,481 0,547

Жизненная самореализация 0,639 0,617 0,642 0,657 0,633 0,709

Позитивность самооценки 0,645 0,645 0,677 0,658 0,626 0,726

ИГЛ 0,636 0,653 0,693 0,663 0,674 0,745

Рассмотрим некоторые наиболее значимые связи между шкалами теста интегральной гармоничности личности ИГЛ-3 методики И.О. Моткова и шкалами теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (таблица 1):

- показатель шкалы «Интегральная гармоничность личности ИГЛ» имеет положительную корреляцию со шкалой «Цели» (0,636; р<0,01). Высокогармоничные респонденты придают жизни осмысленность и направленность, имеют значимые цели, способствующие воплощению смысла жизни; 104

- показатель шкалы «Интегральная гармоничность личности ИГЛ» имеет положительную корреляцию со шкалой «Процесс» (0,653; р<0,01). Делая свою личность и свою жизнь более интересной, высокогармоничные респонденты получают от этого процесса удовлетворенность и эмоциональное насыщение;

- показатель шкалы «Интегральная гармоничность личности ИГЛ» имеет положительную корреляцию со шкалой «Результативность» (0,693; р<0,01). Высокогармоничные личности удовлетворены своей самореализацией;

- показатель шкалы «Интегральная гармоничность личности ИГЛ» имеет положительную корреляцию со шкалой «Локус контроля-Я» (0,663; р<0,01). Высокогармоничные респонденты принимают себя как сильную личность, распоряжающуюся своей жизнью;

Как показали результаты исследования, особенности ценностно-смысловой сферы высокогармоничной личности обладают рядом особенностей. Так, уровень осмысленности жизни: у высокогармоничной личности он выше, чем у низкогармоничной. Кроме того, высокогармоничные респонденты имеют более высокие показатели по всем видам ценностей, чем низкогармоничные. Наконец, наблюдается согласованность смыслов и ценностей с гармоничностью личности; она подтверждается наличием связей высокого уровня ИГЛ с смысложизненны-ми и ценностными ориентациями у респондентов. Кроме того, высокогармоничные респонденты, обладают развитым нравственным отношением к людям и природе (доброжелательностью, уважением и стремлением помочь), из-за чего они более ориентированы на понимание, терпимость, защиту благополучия всех людей и природы. Они придерживаются определенных выбранных правил, для них важно проявлять вежливость, у них хорошо развита самодисциплина, они могут сдерживать себя, чтобы не причинять вред другим людям.

Таким образом, можно заключить, что гипотезы подтвердились, особенности ценностно-смысловой сферы (уровень осмысленности жизни, наличие значимых ценностей, их согласованность) связаны с гармоничностью личности, которая выступает как ресурс предупреждения деструктивных проявлений.

Литература

1. Берсенева, Т. П. Гармония как субъективный феномен // Аналитика культурологии. 2009. №. 15. С. 80-87.

2. Ватова, Л. С. Социально-психологический феномен молодежного вандализма // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 25-26.

3. Воробьева, И. В, Кружкова О. В. Модель профилактики и предупреждения вандального поведения при деформациях и деструкциях ценностной сферы молодежи / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова // Образование и наука. 2015. №3 (122). URL: https://cyberienmka.m/artide/n/model-prafilaktiki-i-preduprezhdeniya-vandalnogo-povedeniya-pri-deformatsiyah-i-destruktsiyah-tsennostnoy-sfery-

molodezhi (дата обращения: 16.10.2022).

4. Гармония души у Платона (а также мера, соразмерность и уравновешенность). 10.1.5. URL: http://px-pict.eom/10/1/5.html (дата обращения: 20.10.2022).

5. Голубев, В. С. Гармония спасет мир // Философия и общество. 2018. №. 1 (86). С. 77-88.

6. Гурова, О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. №10. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vandalnoe-povedenie-podrostkov-kak-pravovaya-i-psihologicheskaya-problema (дата обращения: 16.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Гусейнов, А. Ш. Гармоничность как основа здоровья и психологического благополучия личности / А. Ш. Гусейнов, К. А. Мисюнас // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 4. С. 14-25. URL: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2021/11/Вестник-УРАО-4-2021-Аннотация-1.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

8. Гусейнов, А. Ш. Гармоничность личности и эмоциональный интеллект в контексте регуляторного опыта субъекта / А. Ш. Гусейнов, И. А. Мо-лодожников // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonichnost-lichnosti-i-emotsionalnyy-intellekt-v-kontekste-regulyatornogo-opyta-subekta (дата обращения: 16.10.2022).

9. Гусейнов, А. Ш. (2021). Развитие психологических представлений о гармоничности личности / А. Ш. Гусейнов, В. В. Шиповская // Гуманизация образования. 20201. №5. С. 90-104.

10. Дубинин, С. Н. Социально-психологическая структура личности // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-psihologicheskaya-struktura-lichnosti (дата обращения: 16.10.2022).

11. Иванова, О. В. Пути гармонизации отношений человека и природы // Социально-экологические технологии. 2015. №. 1-2. С. 5-12.

12. Карабущенко, П. Л. Вандализм как культурно-исторический феномен // Гуманитарные исследования. 2011. № 4 (40). С. 12-20.

13. Колесникова, Г. И. Соотношение понятий «норма», «девиация», «гармония», «творчество» и их значение в современном образовательном процессе // Гуманизация образования. 2017. №. 3. С. 4-9.

14. Колесов, Д. В. Избранные психологические труды. М., 2006. С. 59.

15. Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат. 304 с.

16. Мотков, О. И. (2020). Исследование гармоничности личности. М.: РУ-САЙНС. - 168 с.

17. Нурматов, А. Р. Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая личность» / А. Р. Нурматов, С. С. Хусаинова. // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 722-724.

18. Пазекова, Г. Е. Гармония личности: психологический self-менеджмент. Ульяновск, 2009. С. 99-110.

19. Пазекова, Г. Е. Феноменология психологической гармонии личности /

Г. Е. Пазекова, Е. В. Пазеков // журнал Фундаментальные исследования. ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный университет. 2015. № 2 (часть 15) - С. 33993403.

20. Ремнева, В. В. Психологическое содержание понятия гармоничной личности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 82-2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-ponyatiya-garmonichnoy-lichnosti (дата обращения: 15.10.2022).

21. Ремнева, В. В. Роль потребностей в формировании гармоничной личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-potrebnostey-v-formirovanii-garmonichnoy-lichnosti (дата обращения: 15.10.2022).

22. Ситаров, В. А. Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе / В. А. Ситаров, Л. В. Романюк // Знание. Понимание. Умение. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-tsennostey-i-potrebnostey-lichnosti-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 16.10.2022).

23. Смирнов, П. И. От гармонии деятельности к гармонии личности // ЖССА. 1999. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-garmonii-deyatelnosti-k-garmonii-lichnosti (дата обращения: 14.10.2022).

24. Толкачев, Ю. А. Универсальность личности (социально-философский аспект исследования): дисс. ... канд. философских наук: 09.00.01 / Толкачев Юрий Аркадьевич Свердловск. - 1984. - 152 с.

25. Яковлева, Р. М., Тарасов А. Е. Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности / Р. М. Яковлева, А. Е. Тарасов// Инновационная наука. 2015. №. 11-2. С. 289-291.

26. Antonovsky A. Health, Stress and Coping. San-Francisco: Jossey-Bass, 1979. P. 9.

27. Antonovsky A. The Life Cycle, Mental Health and the Sense of Coherence // Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences. 1985. Vol. 22, no. 4. Pp. 273-280.

28. Di FabioA.; Tsuda A. (2018). The Psychology of Harmony and Harmonization: Advancing the Perspectives for the Psychology of Sustainability and Sustainable Development. Sustainability, 10(12), 4726-. doi:10.3390/su10124726 URL: https:// sci-hub.tf/10.3390/su10124726

29. Larry Cochran (1986). Harmonious values as a basis for occupational preference. , 29(1), 0-26. doi:10.1016/0001-8791(86)90026-6 URL: https://sci-hub. tf/10.1016/0001-8791(86)90026-6

30. Yang X. (2016). Self-compassion, relationship harmony, versus self-enhancement: Different ways of relating to well-being in Hong Kong Chinese. Personality and Individual Differences, 89(), 24-27. doi:10.1016/j.paid.2015.09.006 URL: https://sci-hub.tf/10.1016/j.paid.2015.09.006.

References

1. Berseneva T. P. Garmoniya kak sub»ektivnyj fenomen [Harmony as a subjective phenomenon] // Analitika kul'turologii. 2009. №. 15. S. 80-87.

2. Vatova L. S. Social'no-psihologicheskij fenomen molodezhnogo vandalizma [Socio-psychological phenomenon of youth vandalism] // Srednee professional'noe obrazovanie. 2009. № 3. S. 25-26.

3. Vorob'eva I. V, Kruzhkova O. V. Model' profilaktiki i preduprezhdeniya vandal'nogo povedeniya pri deformaciyah i destrukciyah cennostnoj sfery molodezhi [Model of prevention and prevention of vandal behavior during deformations and destructions of the value sphere of youth] // Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2015. №3 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-profilaktiki-i-preduprezhdeniya-vandalnogo-povedeniya-pri-deformatsiyah-i-destruktsiyah-tsennostnoy-sfery-molodezhi (data obrashcheniya: 16.10.2022).

4. Garmoniya dushi u Platona (a takzhe mera, sorazmernost' i uravnoveshennost') [Harmony of the soul in Plato (as well as measure, proportionality and balance)]. 10.1.5. [Elektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: http://px-pict.com/10/1/5.html (data obrashcheniya: 20.10.2022).

5. Golubev V. S. Garmoniya spaset mir [Harmony will save the world] // Filosofiya i obshchestvo. 2018. №. 1 (86). S. 77-88.

6. Gurova O. V. Vandal'noe povedenie podrostkov kak pravovaya i psihologicheskaya problema [Vandal behavior of adolescents as a legal and psychological problem] // Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalnoe-povedenie-podrostkov-kak-pravovaya-i-psihologicheskaya-problema (data obrashcheniya: 16.10.2022).

7. Gusejnov A. SH., Misyunas K. A. Garmonichnost' kak osnova zdorov'ya i psihologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [Harmony as the basis of health and psychological well-being of the individual] // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education]. 2021. № 4. S. 14-25. URL: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2021/11/Vestnik-URAO-4-2021-Annotaciya-1.pdf (data obrashcheniya: 01.10.2022).

8. Gusejnov A. SH., Molodozhnikov I. A. Garmonichnost' lichnosti i emocional'nyj intellekt v kontekste regulyatornogo opyta sub»ekta [Harmony of personality and emotional intelligence in the context of the regulatory experience of the subject] // Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences]. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonichnost-lichnosti-i-emotsionalnyy-intellekt-v-kontekste-regulyatornogo-opyta-subekta (data obrashcheniya: 16.10.2022).

9. Gusejnov, A. SH., Shipovskaya, V. V. (2021). Razvitie psihologicheskih predstavlenij o garmonichnosti lichnosti [The development of psychological ideas about the harmony of personality]. Gumanizaciya obrazovaniya [Humanization of Education], 5, 90-104.

10. Dubinin S. N. Social'no-psihologicheskaya struktura lichnosti [Socio-psychological structure of personality] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-struktura-lichnosti (data obrashcheniya: 16.10.2022).

11. Ivanova O. V. Puti garmonizacii otnoshenij cheloveka i prirody [Ways of harmonization of relations between man and nature] // Social'no-ekologicheskie tekhnologii [Socio-ecological technologies]. 2015. №. 1-2. S. 5-12.

12. Karabushchenko P. L. Vandalizm kak kul'turno-istoricheskij fenomen [Vandalism as a cultural and historical phenomenon] // Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian studies]. 2011. № 4 (40). S. 12-20.

13. Kolesnikova G. I. Sootnoshenie ponyatij «norma», «deviaciya», «garmoniya», «tvorchestvo» i ih znachenie v sovremennom obrazovatel'nom processe [Correlation of the concepts «norm», «deviation», «harmony», «creativity» and their meaning in the modern educational process] // Gumanizaciya obrazovaniya [Humanization of education]. 2017. №. 3. S. 4-9.

14. Kolesov D. V. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. M., 2006. S. 59.

15. Leont'ev, A. N. (1975) Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. M. : Politizdat. 304 s.

16. Motkov, O. I. (2020). Issledovanie garmonichnosti lichnosti [The study of the harmony of personality]. M.: RUSAJNS.

17. Nurmatov, A. R. Analiz nekotoryh aspektov ponyatiya «garmonichno razvitaya lichnost'» [Analysis of some aspects of the concept of «harmoniously developed personality»] / A. R. Nurmatov, S. S. Husainova. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj [Young scientist]. — 2016. — № 4 (108). — S. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26177/ (data obrashcheniya: 15.10.2022).

18. Pazekova G.E. Garmoniya lichnosti: psihologicheskij self-menedzhment [Harmony of personality: psychological:self-management management]. Ul'yanovsk, 2009. S. 99-110.

19. Pazekova G.E., Pazekov E.V. Fenomenologiya psihologicheskoj garmonii lichnosti: zhurnal Fundamental'nye issledovaniya [Phenomenology of psychological harmony of personality: Fundamental Research journal]. FGBOU VPO Ul'yanovskij gosudarstvennyj universitet [Ulyanovsk State University]. - 2015. - № 2 (chast' 15) - S. 3399-3403 https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37794 (data obrashcheniya 31.10.2021.)

20. Remneva V. V. Psihologicheskoe soderzhanie ponyatiya garmonichnoj lichnosti [Psychological content of the concept of a harmonious personality] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena [Izvestiya RSPU named after A. I. Herzen]. 2008. №822. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soderzhanie-ponyatiya-garmonichnoy-lichnosti (data obrashcheniya: 15.10.2022).

21. Remneva V. V. Rol' potrebnostej v formirovanii garmonichnoj [The role of needs in the formation of a harmonious personality] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg University. Sociology]. Sociologiya. 2010.

№2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-potrebnostey-v-formirovanii-garmonichnoy-lichnosti (data obrashcheniya: 15.10.2022).

22. Sitarov Vyacheslav Alekseevich, Romanyuk Larisa Valer'evna Sootnoshenie cennostej i potrebnostej lichnosti v sovremennom obshchestve [Correlation of values and needs of the individual in modern society] // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability]. 2016. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sootnoshenie-tsennostey-i-potrebnostey-lichnosti-v-sovremennom-obschestve (data obrashcheniya: 16.10.2022).

23. Smirnov P. I. Ot garmonii deyatel'nosti k garmonii lichnosti [From harmony of activity to harmony of personality] // ZHSSA [The Journal Of Sociology And Social Anthropology]. 1999. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-garmonii-deyatelnosti-k-garmonii-lichnosti (data obrashcheniya: 14.10.2022).

24. Tolkachev, YU. A. Universal'nost' lichnosti (social'no-filosofskij aspekt issledovaniya) [Universality of personality (socio-philosophical aspect of research)]: diss. ... kand. filosofskih nauk [Candidate of Philosophical Sciences]: 09.00.01 / Tolkachev YUrij Arkad'evich Sverdlovsk. - 1984. - 152 s.

25. Yakovleva R. M., Tarasov A. E. Vliyanie kul'turno-poznavatel'nogo turizma na formirovanie garmonichno razvitoj lichnosti [The influence of cultural and educational tourism on the formation of a harmoniously developed personality] // Innovacionnaya nauka [Innovative science]. 2015. №. 11-2. S. 289-291.

26. Antonovsky A. Health, Stress and Coping. San-Francisco: Jossey-Bass, 1979. P. 9.

27. Antonovsky A. The Life Cycle, Mental Health and the Sense of Coherence // Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences. 1985. Vol. 22, no. 4. Pp. 273-280.

28. Di FabioA.; TsudaA. (2018). The Psychology ofHarmony and Harmonization: Advancing the Perspectives for the Psychology of Sustainability and Sustainable Development. Sustainability, 10(12), 4726-. doi:10.3390/su10124726 URL: https:// sci-hub.tf/10.3390/su10124726

29. Larry Cochran (1986). Harmonious values as a basis for occupational preference. , 29(1), 0-26. doi:10.1016/0001-8791(86)90026-6 URL: https://sci-hub. tf/10.1016/0001-8791(86)90026-6

30. Yang X. (2016). Self-compassion, relationship harmony, versus self-enhancement: Different ways of relating to well-being in Hong Kong Chinese. Personality and Individual Differences, 89(), 24-27. doi:10.1016/j.paid.2015.09.006 URL: https://sci-hub.tf/10.1016/j.paid.2015.09.006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.