Научная статья на тему 'Гармонь-хромка в контексте пензенской фольклорной традиции инструментального исполнительства'

Гармонь-хромка в контексте пензенской фольклорной традиции инструментального исполнительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гармонь-хромка / хроматическая гармоника / Пензенская область / инструменты Пензенской области / Матаня / Самарка / Золотой припев / наигрыши Пензенской области. / chromatic harmonica / Penza region / instruments of Penza region / Matanya / Samarka / Golden refrain / tunes of Penza region.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвеева Ирина Александровна

Статья посвящена изучению фольклорной традиции инструментального исполнительства Пензенской области. До настоящего времени эта тема оставалась без должного внимания как собирателей музыкального фольклора, так и исследователей. Тем не менее, современные экспедиционные материалы показывают, что на территории области практика игры на инструментах фольклорной традиции сохраняет свою актуальность. Достаточно популярны в сельском сообществе такие инструменты, как гармоники различных разновидностей, балалайка, гитара. Основу исследования составляют экспедиционные материалы автора, собранные с 2012 по 2023 гг. и позволившие обнаружить закономерности функционирования инструментальной традиции, выявить вокально-инструментальные жанры, определить их музыкально-стилистические особенности. В центре внимания — хроматическая гармоника, которая сегодня является одним из самых популярных инструментов фольклорной традиции. Описывается процесс обучения начинающего гармониста, определяются границы территориального распространения того или иного наигрыша, выявляются композиционные и темповые характеристики, приёмы функционально-гармонического варьирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concertina-Khromka in the Context of the Penza Folklore Tradition of Instrumental Performance

The article studies the folklore tradition of instrumental performance in Penza region. Until now, the theme has not got due attention of both researchers and collectors of musical folklore. Nevertheless, modern expeditionary materials show that the practice of playing the instruments of the folklore tradition (balalaika, guitar, various kinds of concertinas) remains relevant in the territory of the region. The research is based on the author’s expedition materials collected from 2012 to 2023 that made it possible to discover the patterns of functioning of the instrumental tradition, to identify vocal and instrumental genres, and to determine their musical and stylistic features. The focus is on the chromatic concertina, which today is one of the most popular instruments of the folklore tradition. The process of teaching a novice harmonist is described, the boundaries of the territorial distribution of one or another tune are determined, compositional and tempo characteristics, methods of modal-harmonic variation are revealed.

Текст научной работы на тему «Гармонь-хромка в контексте пензенской фольклорной традиции инструментального исполнительства»

Матвеева Ирина Александровна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» Пензенского государственного университета

Matveeva Irina Aleksandrovna, PhD (Arts), Senior Lecturer at the Department «Music and Methods of Teaching Music» of the Penza State University

E-mail: redkina1983@rambler.ru

ГАРМОНЬ-ХРОМКА В КОНТЕКСТЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Статья посвящена изучению фольклорной традиции инструментального исполнительства Пензенской области. До настоящего времени эта тема оставалась без должного внимания как собирателей музыкального фольклора, так и исследователей. Тем не менее, современные экспедиционные материалы показывают, что на территории области практика игры на инструментах фольклорной традиции сохраняет свою актуальность. Достаточно популярны в сельском сообществе такие инструменты, как гармоники различных разновидностей, балалайка, гитара. Основу исследования составляют экспедиционные материалы автора, собранные с 2012 по 2023 гг. и позволившие обнаружить закономерности функционирования инструментальной традиции, выявить вокально-инструментальные жанры, определить их музыкально-стилистические особенности. В центре внимания — хроматическая гармоника, которая сегодня является одним из самых популярных инструментов фольклорной традиции. Описывается процесс обучения начинающего гармониста, определяются границы территориального распространения того или иного наигрыша, выявляются композиционные и темповые характеристики, приёмы функционально-гармонического варьирования.

Ключевые слова: Гармонь-хромка; хроматическая гармоника; Пензенская область; инструменты Пензенской области; Матаня; Самарка; Золотой припев; наигрыши Пензенской области.

CONCERTINA-KHROMKA IN THE CONTEXT OF THE PENZA FOLKLORE TRADITION OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE

The article studies the folklore tradition of instrumental performance in Penza region. Until now, the theme has not got due attention of both researchers and collectors of musical folklore. Nevertheless, modern expeditionary materials show that the practice of playing the instruments of the folklore tradition (balalaika, guitar, various kinds of concertinas) remains relevant in the territory ofthe region. The research is based on the author's expedition materials collected from 2012 to 2023 that made it possible to discover the patterns of functioning of the instrumental tradition, to identify vocal and instrumental genres, and to determine their musical and stylistic features. The focus is on the chromatic concertina, which today is one of the most popular instruments of the folklore tradition. The process of teaching a novice harmonist is described, the boundaries of the territorial distribution of one or another tune are determined, compositional and tempo characteristics, methods of modal-harmonic variation are revealed.

Key words: chromatic harmonica; Penza region; instruments of Penza region; Matanya; Samarka; Golden refrain; tunes of Penza region.

Пензенская область один из регионов, где до настоящего времени сохраняются в живом бытовании многие элементы русской национальной культуры. Не является исключением и фольклорная традиция инструментального исполнительства. Как показывают материалы последних лет, игра на различных инструментах ещё не так давно имела большое значение в жизни пензенских крестьян.

Тем не менее, в исследовательской и нотографиче-ской литературе образовался своеобразный вакуум. До последних лет какие-либо сведения о фольклорных инструментах, технике игры на них и инструментально-вокальных формах в публикациях ведущих собирателей пензенского фольклора отсутствовали. Например, П. П. Лондонов, будучи музыкантом-народником, популяризатором хроматической гармоники, знатоком пензенских песен, в своих публикациях никак не затронул тему народного исполнительства. Так, в поездках по сёлам Свищевского и Лунинского районов, выполненных в 1957 г., на звукозаписывающую аппаратуру фиксировались только лучшие образцы песенного

фольклора [3]. В подготовленном спустя десятилетие самоучителе игры на двухрядной гармонике-хромке также представлены в основном переложения песен. Но существенным достижением этой работы является публикация нескольких региональных частушечных наигрышей. Так, музыкантам-любителям предлагалось выучить подмосковные частушки, рязанские плясовые припевки и страдания-частушки, саратовские припевки, волжские страдания [4, с. 43, 58, 82-84].

Отсутствуют сведения о народных музыкантах Пензенской области и в фундаментальной работе Т. М. Ана-ничевой и Л. В. Сухановой. «Песенные традиции Поволжья», увидевшей свет в 1992 г. Здесь представлено 8 песен разных районов Пензенской области без указания года записи [1].

Обходили вниманием традицию игры на фольклорных инструментах и пензенские музыканты. Так, в архиве Пензенского колледжа искусств хранятся записи собирателя Б. Н. Голубева, датированные 1970-1973 гг. Среди почти двух сотен фонограмм старинных песен нет ни одной инструментально-вокальной формы, хотя

в рукописях собирателя имеются расшифровки вокальной партии частушек и единственный образец мелодии наигрыша (см. прим. 1).

Пример 1. Фрагмент рукописи Б. Н. Голубева

3(1 Запислно ь Кондоле

ОЛОТОЙ

__? - чи*: Не По Но- ¿гч- vce.no меч- ке р«-5и-7Ы —

я повторен/и 11,4^ ОКОНЧАНИЯ 1 1 '

-« мм- т*. (е _ т.

Редкие образцы пения под гармонь-хромку имеются среди материалов, собранных А. Г. и А. А. Тарховыми в 1983-1984 гг. Эти материалы до настоящего времени не расшифрованы и не опубликованы.

Прорывом в изучении фольклорной традиции инструментального исполнительства стал компакт-диск «Ключа, ключа позолоченная. Народные песни и инструментальные наигрыши Пензенской области», подготовленный Н. Н. Гиляровой в 1996 г. Данное издание — результат поистине огромной собирательской и научной работы. Здесь представлены не только пензенские песни, но и наигрыши на гармони-хромке, балалайке, мандолине (всего 10 образцов), записанные от лучших исполнительских составов и демонстрирующие основные инструментальные и вокально-инструментальные формы.

И только в 2010-2020 гг. появились единичные работы, в которых пензенская фольклорная традиция инструментального исполнительства на саратовской и хроматической гармониках рассматриваются с научной точки зрения [5; 6].

Очевидно, что данные публикации не дают полноценного представления ни о состоянии традиции в целом, ни о бытовании отдельных инструментов, ни об инструментальных жанрах и их музыкально-стилистической специфике в частности. Хроматическая гармонь Пензенской области и наигрыши на ней также до настоящего времени не становились объектом полноценного исследования. Подобная проблема, по всей видимости, вызвана, с одной стороны, массовым распространением этого инструмента среди пензенских крестьян и отсутствием у него каких-либо специфиче-

ских конструктивных особенностей1. Другой причиной, на наш взгляд, является устоявшееся среди пензенских фольклористов мнение о том, что наигрыши пензенского края представлены только общерусскими формами и не обладают своеобразием.

В связи с этим цель данной статьи — раскрыть особенности исполнительства на инструментах фольклорной традиции в Пензенской области. Поставленные задачи заключаются в следующем: охарактеризовать современное состояние сельской исполнительской культуры, выявить жанры вокально-инструментальной музыки, определить средства музыкальной выразительности и приёмы, демонстрирующие мастерство и индивидуальный стиль исполнителя.

Основным материалом для исследования послужили экспедиционные записи автора, выполненные с 2012 по 2023 гг. В этот период были обследованы сёла Лопа-тинского, Городищенского, Иссинского, Шемышейского, Земетчинского, Пензенского, Сердобского, Тамалинско-го, Камешкирского, Пачелмского, Никольского районов Пензенской области. В ходе экспедиций были зафиксированы уникальные материалы, касающиеся традиций игры на гармони русского строя, гармони-хромке, балалайке. К сожалению, пока не удалось зафиксировать в живом бытовании игру на саратовской гармони и тальянке, хотя многие респонденты отмечают бытование этих инструментов несколько десятилетий назад. Также только в памяти носителей традиции сохраняются сведения об игре на мандолине и гитаре.

Обобщая имеющиеся сведения, можно сказать, что на территории области некогда бытовали различные инструментальные ансамбли:

— гармонь-хромка и балалайка;

— гармонь-хромка, балалайка, гитара;

— две гармони-хромки;

— балалайка, мандолина, гитара;

— гармонь русского строя и балалайка.

Несмотря на то что хроматическая гармоника часто звучала в ансамблях, наибольшей популярностью пользовалась одиночная игра на инструменте. Именно сольное исполнение наигрышей позволяло гармонисту проявить своё умение импровизатора и аккомпаниатора. Нередко гармонисты соперничали друг с другом: каждый музыкант старался выработать свои уникальные приёмы игры, которые максимально привлекали внимание девушек-частушечниц или плясух. Вот как об этом рассказывает Василий Николаевич Кондраш-кин (1950 г. р.): «Мы в СтаройЯксарке на одной улице два гармониста жили. И вот он на том конце заиграет — все девки к нему идут. Поют там, пляшут. А тут и я выйду. Они как мой перебор услышат — и ко мне поти-хонь-потихоньку все перебегут с того конца. Ага. Тот гармонист новый перебор жахнет — заиграет. Девки к нему возвращаются. А тут я сызнова. Каждый ведь старался что-то своё... новое придумать» (с. Старая

1 На территории Пензенской области повсеместное распространение получила хроматическая гармоника 25х25 как фабричного, так и кустарного производства. Иных моделей инструмента до настоящего времени не выявлено.

2 Все материалы хранятся в личном архиве автора статьи.

82

Яксарка Шемышейского района, запись 14.06.2023).

Основу репертуара пензенских сельских музыкантов составляет довольно большое число наигрышей. Жанровая классификация позволяет подразделить все записанные наигрыши на 4 группы:

• частушечные наигрыши («Подгорная», «Барыня», «Цыганочка», «Семёновна», «Астраханочка», «Разливного», «Елецкого», «Самарка» и другие);

• танцевальные наигрыши («Полька», «Краковяк», «Падеспань», «Казачок»);

• песни под танец («Светит месяц», «Выйду ль я нареченьку», «Златые горы», «Коробочка»);

• современные танцы (тустеп, фокстроты «Мы идём по Уругваю», «Мари», «Чико-Чико», вальсы «На сопках Манчжурии», «Прощание славянки», «Дунайские волны» и другие).

Кроме этого, если позволяют технические возможности гармониста, репертуар дополняется современной музыкой. Например, композициями из репертуара оркестра Поля Мориа. Отметим, что только современные танцы и песни отличают репертуар исполнителя на хроматической гармонике от репертуара балалаечника.

Подобное обилие жанров, казалось бы, требует от исполнителя хотя бы базового музыкального образования. Но практически все сельские музыканты нигде не учились музыке и не знают нот. Основная форма перенимания наигрыша — запоминание его на слух и последующий подбор. Приведём фрагмент репортажа: «Я на улице песню услышу, запомню мотив и дома уже сижу, ищу аккорды на гармошке. Потом уже гулянка у кого-нибудь из друзей если будет — там играю» (Владимир Сергеевич Рымцев, 1959 г. р., с. Мещерское Сердобского района, запись 14.07.2017).

Часто в обучении начинающего гармониста принимал участие кто-то из ближайших родственников — отец или старший брат: «Я играть научился сам. У нас дома гармошка была, отец играл. Вот он играет, а я смотрю. Потом сяду и подбираю. Я уже годам к 13-14 умел играть» (Владимир Николаевич Чувашов, 1960 г. р., с. Старая Каменка Пензенского района, запись 03.11.2017).

Иногда помогали женщины — местные знатоки песен и частушек: «Я ведь самоучка. Купили мне гармонь, а никто в семье не умеет играть. Я самостоятельно научился. Когда купили — мне лет 16 было или около того. У нас соседка — она мне: "Ля-ля, ля-ля". А я тогда песни ещё не знал. Вот соседка припевает, и я за ней подбираю на слух. Так и научился» (Михаил Тимофеевич Шаблюк, 1937 г. р., с. Козловка Лопатинского района, запись 07.08.2015).

На наш взгляд, именно заинтересованность семьи и односельчан способствовали сохранению до наших дней многочисленных инструментально-вокальных форм. Ещё несколько десятилетий назад почти в каждом доме был тот или иной музыкальный инструмент, на котором умели играть несколько членов семьи. При этом была очевидна преемственность в передаче традиции. Например, играли отец и сыновья (с. Маровка Иссин-ского района), мать и дочь (с. Тюнярь Никольского

района), старшая сестра и младший брат (с. Кардаво Городищенского района).

Встречались среди сельских музыкантов и настоящие мультиинструменталисты, владеющие навыками игры на нескольких инструментах. Так, Владимир Сергеевич Рымцев из с. Мещерское Сердобского района виртуозно играет на хроматической гармонике, баяне, балалайке, гитаре. Сам музыкант отмечает, что умение играть на двух-трёх инструментах ещё совсем недавно не являлось редкостью: «Я молодой был, и у меня два друга здесь в Мещерском были. Мы как соберёмся на посиделки идти — я на гармони играю, Витька на балалайке, Женька на гитаре. Устанем играть — возьмём поменяемся: теперь я на гитаре, а они один на гармошке, другой — на балалайке. Многие раньше играть умели» (с. Мещерское Сердобского района, запись 14.07.2017).

По всей видимости, востребованность музыкантов в сельском сообществе, высокие требования к технике игры привели к тому, что сегодня на территории Пензенской области сохраняется широкий спектр инструментальных наигрышей. При этом характеризуют местную традицию такие инструментально-вокальные формы, как наигрыш «Самарка» и его версия «Золотой». Кроме этого, в ходе исследования удалось определить корпус наигрышей, получивших ареальное распространение. Так, «Елецкий» и «Матаня» локализуются в западных районах Пензенской области, генетически связанных с южнорусской песенной традицией: Земет-чинском, Тамалинском, Сердобском, Пачелмском [2, с. 15]. На юго-востоке в Камешкирском и Лопатинском районах закрепилась частушечная форма «Астраханка». А в северных районах области Лунинском и Иссин-ском, обладает устойчивостью «Сормач», принесённый, по всей видимости, основателями сёл — переселенцами из нижегородских земель [8, с. 86].

Также в Пензенской области бытуют инструментально-вокальные формы, имеющие точечное распространение. В частности, «Разливной» пока зафиксирован только в Козловке Лопатинского района и Канаевке Городищенского района. А наигрыш «Ярославские ребята» играют исключительно в Мещерском Сердобского района.

Безусловно, традиция игры на хроматической гармони сегодня обладает лучшей степенью сохранности по сравнению с исполнительскими традициями на других инструментах. В связи с этим особенности композиции образцов инструментальной музыки рассматриваются на примере гармошечных наигрышей.

Все известные нам наигрыши по своему композиционному строению предлагается классифицировать следующим образом: основанные на повторении одной музыкальной фразы («Барыня», «Елецкого» и др.) и состоящие из двух фраз. Последние, в свою очередь, подразделяются на две категории: стабильные в размере 4/4 («Астраханка», «Сормач») и со сменой тактового размера («Самарка», «Золотой»). При этом, каждая фраза наигрыша в пензенской исполнительской традиции получила собственное наименование: припев (когда

играют, прибасают — поют частушку) и перебор (инструментальный проигрыш импровизационного характера, под который может исполняться пляска). Самостоятельность каждой части подчёркивается различиями в фактуре, мелодической артикуляции и принципах варьирования гармонических функций.

Одним из самых распространённых сегодня наигрышей является «Самарка», известная и под другими наименованиями: «Кардавские переборы», «Моршан-ский припев», «Припевки», «Чирковские припевки» (см. прим. 2).

Пример 2. Моршанский припев. С. Пашково Земет-чинского района

Утром рано да из тумана Сизый голубь прылетел, Вспомни, милка, как, бывало, С тобой рядышком сидел.

Да-да, "Самарку" — это уж обычно играют, когда на сиденки идут» (Михаил Тимофеевич Шаблюк, 1937 г. р., с. Козловка Лопатинского района, запись 26.08.2012). Подобная приуроченность роднит «Самарку» и липецкие страдания «К ней» и «От неё», также связанные с приходом или возвращением гармониста [7, с. 33]. Сегодня наигрыш «Самарка» представлен основным видом (прим. 3) и его вариантами (прим. 4).

Пример 3. Самарка. С. Козловка Лопатинского района

Значимость «Самарки» в некоторых сёлах была настолько велика, что этот наигрыш являлся своеобразным маркером молодёжных посиделок и исполнялся только в определённый момент — когда парень-гармонист шёл на гулянье. Приведём фрагмент репортажа: «Сначала мы сходим в клуб, а уже потом из клуба идём на сиденки — вот я иду и играю. Это "Самарка" — играют, когда идут улицей на сиденки.

Типологической разновидностью «Самарки» является наигрыш «Золотой» или «Золотистый», «Золотой припев», «Шарлатанский припев», «Бешеного». Родство этих наигрышей проявляется в функциях аккордов левой руки (прим. 5).

Основным характерным признаком «Золотого», который отличает его и от «Самарки», и от других

84

Пример 4. Самарка. Пгт. Малая Сердоба

J = 132

Пример 5. Золотой припев. С. Старая Каменка Пензенского района J = 100

наигрышей, является однократная смена тактового размера в периоде с 4/4 на 5/4. Подобная перемена метра зафиксирована как в сольном (инструментальном, вокальном), так и в ансамблевом (вокально-инструментальном) исполнении и обладает стабильностью. Данная характеристика наигрыша также не зависит от этнической принадлежности гармониста. В сёлах с преобладающим мордовским населением метрическая

структура «Золотого» является идентичной вариантам из русских сёл (прим. 6).

Пример 6. Золотой. С. Старая Яксарка Шемышей-ского района

J = 124

ЦЪ и г-. Г-Н Сы-грай,Ва - ня, сы-грай, Ва а I ^ - ня

1 t % % \_ 1 ^ • Г г 5

Г г Г

из е-бя - а луч-ше всея

г,.- Г-Ч ¡-ч * * 1— * 5 * 1-4 1—1 м *

Г Г г. г Г Г

Нужно отметить, что «Самарка» и «Золотой» получили на территории области повсеместное распространение. При этом сходство гармонических функций привело к тому, что в одном селе бытует только один из этих наигрышей. Аналогичная тенденция просматривается и в отношении других частушек. Так, «Матаня», «Подгорная» и «Елецкого» сегодня довольно популярны во многих населённых пунктах. Но в большинстве случаев в одном селе фиксируются только два наигрыша из трёх: в активный репертуар гармонистов входит «Матаня» и либо «Подгорная», либо «Елецкого». Нужно отметить, что певицы во время пения обязательно исполнят текст с названием исполняемых частушек:

Ой, падружка дырагая,

Елецкыва начали.

Тваего ли ухажора

В армию назначили (с. Ушинка Земетчинского района)

Я подгорную игру

Больше всех её люблю,

Когда буду помирать —

Велю подгорную сыграть (с. Напольный Вьяс Лу-нинского района)

Пример 7. Подгорная. С. Каменка Тамалинского рай-

она

J = 80-128

1 1 ■4- 1 * 1 1 1 4- 4

г • • -г- г г • 1

Пример 8. Елецкого. С. Каменка Тамалинского района 1=112

Я матаню размотаю

И повешу на трубу.

Ты виси, моя матаня,

Пока с улицы приду (с. Кардаво Городищенского района).

Но если в одном селе обнаруживаются все три частушечных наигрыша, то не только певицы, но и гармонист старается своей игрой подчеркнуть их различия. В частности, дифференцирующим признаком становится скорость исполнения наигрышей. Так, «Подгорная» в исполнении Н. С. Умывалкина звучит с постепенным ускорением от ] = 80 до ] = 128, «Елецкий» выдержан в стабильном темпе ] = 96, а «Матаня» играется совсем скоро: ] = 140. Подобная темповая дифференциация наблюдается в записях из Каменки и в 2018, и в 2022 гг. Закреплённость темпа за определённым наигрышем

наблюдается и в других сёлах (например, в Ушинке Земетчинского района, Старой Каменке Пензенского района, Козловке Лопатинского района и др.). Так, «Подгорная» обязательно исполняется с заметным ускорением от ] = 100 до ] = 152, «Матаня» звучит стабильно скоро ] = 140 или ] = 144, «Елецкий» остаётся умеренным ] = 108 или ] = 112 (прим. 7-9).

Кроме этого, народные музыканты акцентируют различия в строении наигрышей. Например, «Подгорная» и «Елецкого» основаны на вариантном повторении темы, заключённой в одной фразе, и не имеют существенного импровизационного развития. По словам гармонистов, они исполняются на один мотив или по кругу. «Матаня» же трактуется и гармонистами, и певицами как наи-

Пример 9. Матаня. С. Каменка Тамалинского района

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J = 140

86

грыш, основанный на двух тематических элементах, что сближает её с «Самаркой» и «Золотым». Приведём развёрнутый фрагмент репортажа, который описывает и процесс обучения, и понимание строения исполняемых частушек: «Нас вот была с тридцать втарова года раждения чатыре дейки-ти — мы хадили, а эти старше — с двадц'ть шастова, с двадц'ть девятыва — усеуместехадили на ссыпки. Старшие-т выйдуть и пляшуть! А мне ахота — я уж после чатырёх классау! А я ни панимала пляску и припеу, ни панимала, чаво игра-ють. И вот к нам пришёл гарманист-т, сам уж жених, а пришёл и пиряд деуками сел. Вот ани и вылятають на "Матаню": хто по двоя, хто па адной пляшуть. А мне ахота паплясать! Ну, щас и я вылятюу пиредь!Я выль-тила и давай выхаж'вать: и пляшу, и пляшу!А гарманист вот тах-та упал на гармонь-ти и смиёцца! И эти усе смиюцца! А мая вот падружка Машка шепчет: "Наташк! Наташк! — и теребить мяня, — пад припеу играють-та [то есть поют], а ты пляшишь! Припявать нада, а ты пляшишь!"» (Баранова Наталья Ильинична, 1932 г. р., с. Ушинка Земетчинского района, запись 17.09.2015).

Итак, проведённое исследование показало, что инструментальное исполнительство во многих сёлах Пензенской области до сих пор сохраняет свою актуальность. Репертуар народных музыкантов сегодня довольно обширен и включает в себя частушки, танцы,

песни под танец, а также разнообразную современную музыку. При этом хроматическая гармоника занимает наиболее весомое положение в пензенской фольклорной традиции. Именно на гармони-хромке исполняются местные частушечные наигрыши «Самарка» и «Золотой», распространённые на всей территории Пензенской области. Их характерной чертой является контраст так называемого припева и перебора, выраженный сменой тактового размера и изменениями в фактуре.

Обладают своей спецификой и такие широко известные наигрыши, как «Подгорная», «Елецкого» и «Матаня», в частности были выявлены характерные для них темповые показатели. Различия в строении частушечных наигрышей, которые проявились на уровне их восприятия, народные исполнители выразили следующими терминами: играть по кругу (характерно для «Подгорной» и «Елецкого») и играть пляску и припев (свойственно для «Матани»).

Таким образом, результаты выполненной работы демонстрируют необходимость дальнейшего изучения не только пензенской фольклорной традиции народного исполнительства в целом. Отдельного и глубокого исследования требуют также частушечные наигрыши на хроматической гармонике, а именно их функционально-гармоническое строение, ладовая основа и принципы мелодического варьирования.

Литература

1. Ананичева Т. М., Суханова Л. В. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1992. 175 с.

2. Кутенков П. И. Начальная история жителей древних культур в Вышинско-Керенском крае. Цураны, ягуны, решетники // Выша. Вестник Земетчинского общества краеведения. 2015. № 1. С. 4-42.

3. Лондонов П. П., Прохоров Е. А. Народные песни Пензенской области. М.: Советский композитор, 1961. 142 с.

4. Лондонов П. П. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке. М.: Советский композитор, 1987. 94 с.

5. Матвеева И. А. Традиция игры на гармони-хромке в сёлах Пензенской области // Музыкальное искусство и об-

разование: сборник научных статей Всероссийского с международным участием научно-методического семинара. Пенза: Изд-во ПГУ, 2022. С. 36-44.

6. Михайлова А. А. Музыкальный феномен в социокультурном пространстве полиэтнического региона: саратовская гармоника в Поволжье. Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Саратов, 2014. 47 с.

7. Петрова Е. М. Традиция игры на рояльной гармонике (Липецкая и Воронежская области) // Музыковедение. 2014. № 3 (16). С. 31-37.

8. Хвощев А. Л. Очерки по истории Пензенского края. Пенза: [б. и.], 1922. 151 с.

References

1. Ananicheva T. M., Sukhanova L. V. Pesennye traditsii Po-volzhya [Song traditions of the Volga region]. M.: Music, 1992. 175 p.

2. Kutenkov P. I. Nachalnaya istoriya zhitelei drevnikh kultur v Vishinsko-Kerenskom krae. Tsurani, yaguni, reshetni-ki [The initial history of the inhabitants of ancient cultures in the Vyshinsky-Kerensky region. Tsurans, yaguns, reshet-niks] // Vysha. Vestnik Zemetchinskogo obschestva krayeve-deniya [Vysha. Bulletin of the Zemetchinsky Society of Local Lore]. 2015. № 1. P. 4-42.

3. Londonov P. P., Prokhorov E. A. Narodnie pesni Penzenskoi oblasti [Folk songs of the Penza region]. M.: Soviet composer, 1961. 142 p.

4. Londonov P. P. Samouchitel igri na dvukhriadnoi gar-monike-khromke [Tutorial for playing the two-row concerti-

na-khromka]. M.: Soviet composer, 1987. 94 p.

5. Matveeva I. A. Traditsiya igri na garmoni-khromke v sio-lakh Penzenskoi oblasti [The tradition of playing the concerti-na-khromka in the villages of the Penza region] // Muzikalnoye iskusstvo i obrazovaniye [Musical art and education]: sbornik nauchnykh statei Vserossiiskogo s mezhdunarodnim uchasti-yem nauchno-metodicheskogo seminara. Penza: PSU Publishing House, 2022. P. 36-44.

6. Mikhailova A. A. Muzikalniy fenomen v sotsiokulturnoim prostranstve polietnicheskogo regiona: saratovskaya garmonika v povolzhie [Musical Phenomenon in the Socio-Cultural Space of a Multiethnic Region: Saratov concertina in the Volga Region]. Abstract of the Thesis for Doctor of Arts degree. Saratov, 2014. 47 p.

7. Petrova E. M. Traditsiya igry na royalnoi garmonike (Li-

petskaya i Voronezhskaya oblasti) [The tradition of playing 8. Khvoshchev A. L. Ocherki po istorii Penzenskogo kraya

the piano-harmonica (Lipetsk and Voronezh district)] // Muzi- [Essays on the history of the Penza region]. Penza: [b. i.], 1922. kologiya [Musicology]. 2014. № 3 (16). P. 31-37. 151 p.

Информация об авторе

Ирина Александровна Матвеева E-mail: redkina1983@rambler.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» 440026, Пенза, ул. Красная, дом 40

Information about the author

Irina Aleksandrovna Matveeva E-mail: redkina1983@rambler.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Penza State University» 440026, Penza, 40 Krasnaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.