Научная статья на тему 'Гарантия занятости и другие социально-трудовые факторы соответствия основной работы полученной специальности'

Гарантия занятости и другие социально-трудовые факторы соответствия основной работы полученной специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРАНТИЯ ЗАНЯТОСТИ / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / JOB AND EDUCATION MATCH / LEVEL OF EDUCATION / SATISFACTION WITH LEVEL OF EDUCATION / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / JOB SECURITY / PRECARIOUS WORK / INFORMAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туракаев Марсель Салаватович

В статье автор делает выводы о влиянии некоторых социально-трудовых и социально-демографических факторов на удовлетворенность респондентов своим уровнем образования и на соответствие их основной работы полученной специальности в профессиональном учебном заведении. Основными эмпирическими источниками выступают данные социологических опросов 2007 и 2018 гг.«Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан». Анализ литературы показывает, что авторы, с одной стороны, выделяют профессиональное образование и особенности рынка труда как факторы несоответствия работы и специальности, так и стратегии адаптации людей на рынке труда, с другой стороны. Наибольшее влияние на соответствие выполняемой работы своей специальности оказывают, в первую очередь, такие условия труда, как основная работа без оформления по трудовому кодексу РФ и неполная занятость на основной работе. Удовлетворенность своим уровнем образования также зависит от социально-трудовых факторов, и она выше среди тех людей, которые работают по своей специальности, чем среди тех, кто работает в другой области специализации. Работа не по специальности также характерна в большей мере для тех респондентов, которые работают в частных организациях, для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Неформальная и нестандартная занятость наиболее распространена в этих формах занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOB SECURITY AND OTHER SOCIO-LABOR FACTORS OF THE JOB AND EDUCATION MATCH

The author makes conclusions about the impact of some socio-demographic and socio-labor factors on Bashkortostan residents' satisfaction level of their education and job-education match. The article is based on the data from the sociological surveys of 2018 and 2007 years «The Development of the Human Potential of the Republic of Bashkortostan». Analysis of the literature shows that the authors, on the one hand, emphasize vocational training and labor market features as factors of the job in another field of specialty, and labor market strategies of the people, on the other hand. Such work conditions as informal work and underemployment make the greatest impact on job and education mismatch. Satisfaction with level of education also depends on social and labor factors, and it is higher among those who work in their specialty field than among those who work in another area of specialization. Those who employed in private organizations, work as entrepreneurs, and self-employed are relatively more likely to work in another field of specialty. Informal and precarious job is most common to such types of employment.

Текст научной работы на тему «Гарантия занятости и другие социально-трудовые факторы соответствия основной работы полученной специальности»

DOI: 10.19181/ezheg.2019.18

ГАРАНТИЯ ЗАНЯТОСТИ И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ФАКТОРЫ СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ ПОЛУЧЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Туракаев Марсель Салаватович,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Башкирский филиал ФНИСЦ РАН, Уфа.

E-mail: mturakaev@gmail. com

Аннотация. В статье автор делает выводы о влиянии некоторых социально-трудовых и социально-демографических факторов на удовлетворенность респондентов своим уровнем образования и на соответствие их основной работы полученной специальности в профессиональном учебном заведении. Основными эмпирическими источниками выступают данные социологических опросов 2007 и 2018 гг. «Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан». Анализ литературы показывает, что авторы, с одной стороны, выделяют профессиональное образование и особенности рынка труда как факторы несоответствия работы и специальности, так и стратегии адаптации людей на рынке труда, с другой стороны. Наибольшее влияние на соответствие выполняемой работы своей специальности оказывают, в первую очередь, такие условия труда, как основная работа без оформления по трудовому кодексу РФ и неполная занятость на основной работе. Удовлетворенность своим уровнем образования также зависит от социально-трудовых факторов, и она выше среди тех людей, которые работают по своей специальности, чем среди тех, кто работает в другой области специализации. Работа не по специальности также характерна в большей мере для тех респондентов, которые работают в частных организациях, для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Неформальная

и нестандартная занятость наиболее распространена в этих формах занятости.

Ключевые слова: работа по специальности, уровень образования, удовлетворенность уровнем образования, социально-трудовые отношения, гарантия занятости, нестандартная занятость, неформальная занятость.

JOB SECURITY AND OTHER SOCIO-LABOR FACTORS OF THE JOB AND EDUCATION MATCH

Turakayev Marcel Salavatovich,

Candidate of Sociology, Senior Researcher,

Bashkir Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russian.

E-mail: mturakaev@gmail. com

Abstract. The author makes conclusions about the impact of some socio-demographic and socio-labor factors on Bashkortostan residents' satisfaction level of their education and job-education match. The article is based on the data from the sociological surveys of 2018 and 2007 years «The Development of the Human Potential of the Republic of Bashkortostan». Analysis of the literature shows that the authors, on the one hand, emphasize vocational training and labor market features as factors of the job in another field of specialty, and labor market strategies of the people, on the other hand. Such work conditions as informal work and underemployment make the greatest impact on job and education mismatch. Satisfaction with level of education also depends on social and labor factors, and it is higher among those who work in their specialty field than among those who work in another area of specialization. Those who employed in private organizations, work as entrepreneurs, and self-employed are relatively more likely to work in another field of specialty. Informal and precarious job is most common to such types of employment.

Keywords: job and education match, level of education, satisfaction with level of education, social and labor relations, job security, precarious work, informal work.

Тема соответствия работы, полученной в профессиональном учебном заведении профессии или специальности, развивается в России в контексте факторов выбора профессии молодыми людьми (например, неверные представления выпускников о рынке труда и профессиях) и несоответствия системы образования (структура и реестр специальностей, знания и навыки, которые получают выпускники) спросу на те или иные специальности и профессии на рынке труда. Многие авторы сходятся во мнении, что современное российское образование не отвечает требованиям рынка труда: наблюдается либо переизбыток специалистов, преимущественно с высшим образованием, либо недостаточный уровень их подготовки и несоответствие квалификации конкретно существующим вакансиям на рынке труда.

В данной статье автор не делает выводов о влиянии качества профессионального образования, курсов переквалификации или повышения квалификации, широты или узости специальностей на их соответствие выполняемой работе. Автор, опираясь на такие основные параметры работы, как полный рабочий день/неделя, постоянная (основная) работа и трудовой договор с оформлением в трудовой книжке, а также на некоторые другие социально-трудовые факторы, определяет их влияние на работу респондентов по своей специальности и удовлетворенность респондентов своим нынешним уровнем образования. Наблюдается связь между удовлетворенностью респондентов уровнем образования (вопрос «Считаете ли Вы свой уровень образования достаточным?») и соответствием выполняемой ими работы в настоящий момент полученной специальности в профессиональном учебном заведении (если есть диплом или сертификат).

Социально-трудовые факторы, которые выделяются в этой статье, имеют непосредственное отношение к работам по темам

нестандартной и неформальной занятости. Так, З. Т. Голенкова и Ю. В. Голиусова в своей статье выделяют четыре основных социальных класса, которые характеризуются незащищенностью трудовых прав. Это наемные работники в формальном секторе экономики; занятые в неформальном секторе (неформалы), занятые в теневом секторе (андеркласс) и неформально занятые в формальном секторе - прекарии [Голенкова, Голиусова 2015]. В качестве параметров нестандартной занятости они выделяют «неопределенность продолжительности занятости и количества работодателей, отсутствие доступа к социальной защите и льготам, наличие юридических и практических препятствий вступления в профсоюз» [Голенкова, Голиусова 2015: 49-50].

В статье А. Л. Темницкого выявлено, что работа не по своей специальности молодежи с высшим образованием характерна для неформального сектора экономики [Темницкий 2017: 105]. Автор опровергает тезис об избыточности образования и подгонки системы образования под рынок труда: «Попытки ограничивать молодежь в получении образования заданным извне уровнем приведут к примитивизации компетентности работника, ограничиваемой служебным функционалом рабочего места, к деградации личности в целом» [Темницкий 2017: 95-96]. Он считает, что молодежь сама вырабатывает практики адаптации на рынке труда и находит выход из ситуации.

Некоторые образовательные и профессиональные различия людей, отнесенных к стандартной и нестандартной формам занятости, представлены в работе А. В. Попова [Попов 2017: 6-7]. Так, нестандартно и неформально занятые работники в отличие от стандартно занятых в большей мере ощущают невостребованность в профессии и недостаток профессиональных знаний и работают не по специальности. В данной статье выделяются и обосновываются такие основные параметры нестандартной занятости как отсутствие социальных гарантий; наличие дополнительной работы; неполный рабочий день/неделя; не постоянный (бессрочный), а временный трудовой договор; устная договоренность без оформления в трудовой книжке.

В статье В. Н. Бобкова выделяются такие формы неустойчивой занятости в формальном секторе экономики, как занятость

на основе устной договоренности без оформления документов; занятость на условиях срочных трудовых договоров; занятость на условиях трудовых договоров о выполнении работы на дому, дистанционная занятость и занятость на условиях гражданско-правовых договоров [Бобков 2017: 9].

На основе анализа данных обследования населения по проблемам занятости Росстата В. Е. Гимпельсон с соавторами сделали выводы о существенном расхождении специальности и уровня образования респондентов с выполняемой ими работой. Так, в основном не по специальности и (или) на более низких должностях работают представители технических профессий как с высшим, так и со средне-специальным образованием. Это объясняется тем, что качество образования не соответствует спросу рынка труда: некоторые вузы функционируют как ссузы, а ссузы как ПТУ. При этом реестр специальностей не соответствует рынку труда [Гимпельсон и др. 2009: 172-216].

В статье Д. Л. Константиновского и Е. С. Поповой представлены результаты опроса студентов учебных заведений начального (рабочие и служащие), среднего (работники среднего звена) и высшего профессионального уровней образования. По своей профессии чуть в большей мере ориентированы работать выпускники программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (59%), чем выпускники вузов (54%) и выпускники среднего профессионального образования (45%). Соответственно, 8% опрошенных из вузов сказали, что не будут работать по профессии; 7% - выпускников средне-профессионального уровня и 5% - начального профессионального уровня образования [Константиновский, Попова 2018: 40]. "

В работе К. А. Устиновой отмечается, что причинами несоответствия работы по специальности выступают в первую очередь: низкое качество подготовки специалистов, чем требуют того работодатели; невостребованность профессии; неприемлемые требования работодателей и отсутствие карьерных перспектив у работников. Чтобы преодолеть такое несоответствие, необходимо привлекать людей на курсы подготовки и повышения квалификации [Устинова 2014].

В соседнем уральском регионе так же, как и в Башкортостане, по специальности работает меньшинство. По данным исследования обращений выпускников в центры занятости Свердловской области, было выявлено, что 26% выпускников 2013 г. работают по специальности, указанной в дипломе, 60% - не по специальности и 14% трудоустроены по смежной специальности, «относящейся к сфере профессиональной деятельности, соответствующей профессиональному образованию» [Долженко, Антонов 2018: 115].

По данным опроса 2015 г. «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года», в возрастной группе 18-24 лет каждый пятый работник не был оформлен официально на работе; в возрасте 25-29 лет - каждый шестой; в возрасте 30-34 лет - один из десяти [Валиахме-тов, Баймурзина 2017: 140].

Методика и эмпирическая база исследования

Результаты исследования в данной работе основаны на статистических данных Росстата «Комплексное наблюдение условий жизни населения» (КОУЖ)1 за 2016 г. и на социологических опросах «Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан» за 20072 и 20183 гг. Основной упор в этой статье

1 Комплексное наблюдение условий жизни населения. Статистический сборник / Росстат, 2017. и^: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ КОи71б/тс1ех.^т1 (дата обращения: 20.02.2019).

2 Социологическое исследование «Развитие человеческого потенциала в Республике Башкортостан». Организатор исследования - Центр социально-правовых исследований Академии наук Республики Башкортостан (ЦСПИ АНРБ). Опрос проводился в июле 2007 г. методом личного интервью по месту жительства. Объект исследования - население РБ в возрасте от 18 лет. Выборка: вероятностная, районированная по типу населенного пункта и социально-экономическим зонам Республики Башкортостан, с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по возрасту, полу, национальности и уровню образования. Объем выборки - 3000 человек. Руководитель исследования - Р. М. Валиахметов.

3 Социологическое исследование «Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан». Башкирский филиал Федерального

сделан на работающее население региона, имеющее профессиональное образование.

Соответствие основной работы специальности

По данным Росстата, в России 47% респондентов 15 лет и старше (за исключением лиц, не имеющих неполного среднего образования) работают по специальности, подтвержденной дипломами или сертификатами, 18% работают по смежной специальности и 35% - по другой специальности. В Приволжском федеральном округе и Республике Башкортостан структура примерно соответствует общероссийской: 47% работают по специальности в ПФО и 52% - в РБ, 16% - по смежной специальности в ПФО и 13% - в РБ; 37% - по другой специальности в ПФО и 35% - в РБ1.

Наибольшая часть россиян старше 15 лет ищет работу только с хорошей зарплатой (53%), 17% - только работу по своей специальности, 17% - любую другую работу и 7% хотят работать только на дому или недалеко от дома (6% затруднились ответить). В свою очередь в Башкортостане чуть больше процент людей, желающих найти работу с хорошей зарплатой -57%. По своей специальности хотят работать - 17% и хотят любую другую работу - 16%. Однако 78% общероссийских респондентов считает, что работу по их предпочтениям будет сложно найти. В Республике таких опрошенных людей 82%. При этом подавляющая часть респондентов ищет работу

научно-исследовательского социологического центра РАН. Опрос проводился с конца января по май 2018 года методом самозаполнения анкеты опроса. Объектом исследования является население Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка вероятностная районированная по типу населенного пункта и социально-экономическим зонам Республики Башкортостан, с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по полу, возрасту и уровню образования. Объем выборки - 2700 человек. Руководитель проекта - Валиахметов Р. М.

1 Комплексное наблюдение условий жизни населения. Таблица 16.1. Наличие специальности и ее соответствие выполняемой работе. иРЬ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ16/index.html. (дата обращения: 20.02.2019).

с полной занятостью (минимум 35 часов в неделю) - 75% в РФ. В Приволжском федеральном округе и РБ этот показатель чуть выше: 79 и 81% соответственно1.

Нестандартная и неформальная занятость оказывает влияние на вероятность работы по специальности. Это такие особенности занятости как неполная ставка или неполная рабочая неделя, работа без оформления в трудовой книжке, дополнительная работа и случайные заработки и т.д. Кроме этого следует выделить такой фактор, как удовлетворенность своим уровнем образования и желание продолжить обучение или получить дополнительное образование. В России по данным 2016 г. 45% респондентов в возрасте от 15 до 55/60 лет, которые обучаются в образовательных учреждениях (за исключением респондентов, обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации) и неучащаяся молодежь в возрасте до 24 лет собираются продолжить свое обучение, а 30% -нет. В Республике 44 и 26% соответственно2.

По нашим данным в Башкортостане 61% респондентов считают свой уровень образования достаточным, т.е. они им удовлетворены (39% - не удовлетворены). При этом доля респондентов, не планирующих продолжать обучение (получать дополнительное профессиональное образование), равна как среди тех, кто удовлетворен своим уровнем образования (29%), так и среди тех, кто не удовлетворен (28%). Доля респондентов, которые собираются получить дополнительное профессиональное образование по своей специальности составляет 23% (в 2007 г.- 26%), по смежной - 17% (в 2007 г.- 16%) и по другой специальности - 31% (в 2007 г.- 28%) в 2018 г.

В сравнении с выводами Росстата по данным нашего опроса в 2018 г. в Башкортостане по своей специальности работали 31% респондентов, 28% - по смежной специальности

1 Там же. Таблица 21.1 Предпочтения в поиске работы.

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ16/index.html (дата обращения: 20.02.2019).

2 Там же. Таблица 50.1 Намерения продолжить обучение.

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ16/index.html (дата обращения: 20.02.2019).

и 41% - совсем по другой специальности. В итоге получается, что в нашей структуре чуть больше доля респондентов, работающих по другой специальности, и выше процент людей, которые работают по специальности смежной относительно тех, кто трудится по своей. Такие расхождения могут быть связаны как с методикой, так и с выборкой исследования.

В качестве основных различий в соответствии основной работы полученной специальности стоит выделить пол, возраст, уровень образования и место проживания респондентов

Таблица 1. Соответствие основной работы респондентов специальности полученной в профессиональном учебном заведении в зависимости от пола, возраста, образования и типа населенного пункта (% от всех опрошенных)

Социаль-но-демо-графические переменные Вы сейчас работаете по той же специальности, которую получили вучеб-ном заведении? По той же специальности По близкой, смежной специальности По другой специальности Всего Все группы

Пол Мужской 26 30 44 100 48

Женский 36 26 38 100 52

Возраст 18-34 года 29 28 43 100 33

35-54 года 32 29 39 100 48

55+ лет 33 26 41 100 18

Образование Начальное проф. (училище, лицей) 24 21 54 100 14

Среднее проф. (техникум, колледж) 26 29 45 100 40

Высшее и незаконченное высшее 39 28 33 100 45

Тип населенного пункта Уфа 29 31 40 100 25

Другой город 28 29 43 100 35

Село, деревня 36 25 39 100 40

(таблица 1). Так, процент женщин, работающих по специальности, больше, чем среди мужчин. Это может быть связано с тем, что мужчины, например, работают на позициях рабочих малоквалифицированного труда, с одной стороны. А с другой стороны, они чаще занимают позиции руководителей, что не всегда соответствует их профессии или специальности. Чем выше уровень образования, тем больше доля респондентов, работающих по специальности. Это также может быть связано с работой на позициях руководителей разного уровня или, наоборот, на позициях более низкого уровня.

Доля жителей сельской местности, которые работают по специальности сравнительно больше. Но эти различия несущественны, так как среди них чуть меньше доля ответивших, что они работают по смежной специальности, и такой же процент респондентов, работающих по другой профессии. По нашим данным существенных различий в соответствии основной работы полученной специальности по возрасту нет.

Удовлетворенность уровнем образования напрямую связана с уровнем соответствия своего образования выполняемой работе. Среди тех, кто работает по своей специальности, сравнительно больше доля тех, кто считают свой нынешний уровень образования достаточным в отличие от опрошенных, трудящихся по смежной и по другой специальности (таблица 2).

Планы респондентов получить дополнительное профессиональное образование также зависят от соответствия их настоящей работы специальности по своему диплому или сертификату. Так, наибольшая доля людей, работающих по другой специальности, готова получить дополнительное образование тоже по другой специальности. Респонденты, которые работают по своей специальности, в чуть большей мере ориентированы на получение образования именно по своей специальности (хотя они примерно в равной степени планируют продолжить обучение и в своей, и в смежной, и в другой области специализации).

Социально-трудовые факторы существенно влияют на соответствие основной работы полученной специальности (таблица 3). Доля респондентов, работающих на постоянной основе,

гораздо больше среди лиц, трудоустроенных по своей и смежной специальности, нежели среди тех, кто имеет временную работу.

Неустойчивые трудовые позиции и смена места работы в большей степени негативно сказываются на вероятность работать по специальности. Так, среди тех, кто меняли место работы за последние три года, доля работающих по своей специальности составляет 24%; по смежной специальности - 23% и по другой специальности - 53%. Те люди, которые не меняли место работы за последние три года в основном работают по своей специальности (36%).

Работа по другой специальности способствует большей готовности сменить место работы: 51% опрошенных, возможно,

Таблица 2. Соответствие основной работы полученной специальности с удовлетворенностью своим уровнем образования (% от всех опрошенных)

Вы сейчас работаете по той же специальности, которую получили вучебном заведении? По той же специальности По близкой, смежной специальности По другой специальности

Считаете ли Вы свой уровень образования достаточным? Да 75 62 54

Нет 25 38 46

Всего 100 100 100

Вы планируете получить дополнительное профессиональное образование... по своей профессии 34 26 18

по смежной профессии 26 23 9

по другой профессии 28 30 47

не планирую 11 20 26

затрудняюсь ответить 2 1 0

Всего 100 100 100

Таблица 3. Социально-трудовые факторы соответствия основной работы полученной специальности (% от всех опрошенных)

Социально-трудовые факторы Вы сейчас работаете по той же специальности, которую получили вучебном заведении? Все группы

По той же специальности По близкой, смежной специальности По другой специальности Всего

Трудовой статус

Имею постоянную работу 36 30 35 100 75

Имею временную работу 14 20 66 100 9

Меняли ли Вы место работы за последние 3 года?

Менял место работы 24 23 53 100 21

Не менял место работы 36 30 34 100 79

Собираетесь ли Вы сменить место работы в течение года?

Определенно, собираюсь поменять место работы 23 22 55 100 4

Возможно, поменяю место работы 24 25 51 100 16

Не собираюсь менять место работы 36 30 35 100 79

Оформление на основной работе

Работа с оформлением в трудовой книжке 37 29 34 100 84

Работа по договору без оформления втрудовой книжке 16 28 56 100 9

Работа на основе устных договоренностей без оформления в трудовой книжке 11 19 70 100 5

Затрудняюсь ответить 25 21 54 100 2

Режим основной работы

Полный рабочий день (неделя) или полная ставка 38 31 31 100 71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гибкий график при полной рабочей неделе 23 24 53 100 20

Неполный рабочий день/неделя или неполная ставка 23 20 57 100 6

Другое 22 14 64 100 2

сменят работу и 35% не собираются этого делать. Пропорциональных различий в готовности сменить место работы между теми, кто работает по своей и смежной специальностям, нет.

Доля респондентов, работающих по своей специальности, увеличивается по мере улучшения условий труда (режима и графика работы). По своей специальности (профессии) работают в сравнительно большей мере люди, занятые полный рабочий день (неделю) или занимающие полную ставку (38%); в меньшей мере - люди, занятые неполный рабочий день/ неделю или работающие на неполной ставке по инициативе работодателя (26%); а также с гибким графиком при полной рабочей неделе (23%) и с неполным рабочим днем/неделей или неполной ставкой по своей инициативе (19%). Люди, работающие по другой специальности, имеют в основном неполный рабочий день/неделю или неполную ставку (по инициативе работодателя - 62%; по своей инициативе - 49%) и гибкий график при полной рабочей неделе (53%).

Уровень формальности работы прямо пропорционально влияет на работу по своей специальности. Доля людей, трудоустроенных с оформлением в трудовой книжке и работающих по специальности, на 21% больше, чем эта доля среди тех, кто работает без оформления. По договору с работодателем, без оформления заняты в большей степени люди, работающие в другой области специализации (56%); в меньшей степени те, кто работает по смежной (28%) и по своей специальности (16%). На основе устных договоренностей, без оформления в трудовой книжке также в большей мере трудятся лица, работающие по другой специальности (70%), по смежной (19%) и по своей специальности (11%).

Сверхурочная занятость оказывает неоднозначное влияние на соответствие работы полученной специальности. Доля респондентов, которые не вовлечены в сверхурочный труд (36%), работают сверхурочно ежедневно (39%) или реже (34%), почти одинакова среди лиц, работающих по специальности. При этом по другой специальности в большей мере работают те, кто чаще всех остальных работает сверхурочно (43 против 36% работающих сверхурочно не каждый день, и 37% не работающих таким образом вообще).

Уверенность респондентов в своей способности найти другую работу, по нашим данным, не влияет на их работу по своей или по другой специальности. Доля респондентов, которые сказали, что легко смогут найти работу или ее поиск займет некоторое время, среди работающих по специальности составляет 32%; ответившие, что будут долго искать работу - 30% респондентов, которые не надеются найти новую работу - 34%.

Кроме того, мы нашли различия в соответствии основной работы полученной специальности по наличию дополнительной работы и в некоторых особенностях оплаты труда. Так, в группе респондентов, которые регулярно выполняют дополнительную работу, больше процент людей, работающих по своей специальности (40%), чем среди тех, кто работает время от времени (29%), и среди тех, кто не имеет дополнительной работы (33%). Процент респондентов среди лиц, которые полагают, что в организации, в которой они работают, вся зарплата выдается официально выше в группе, работающих по своей специальности (37%). Доля опрошенных лиц, работающих по своей специальности и которые предполагают или знают, что зарплата перечисляется частично «в конверте», составляет 23% или полностью «в конверте» - 13% (среди людей, затруднившихся ответить - 25% работающих по специальности). На вопрос «В настоящее время Ваше предприятие осталось должно Вам какие-то деньги, которые по разным причинам не выплатило вовремя?» 27% работающих по своей специальности ответили «да», 34% - «нет» и 33% затруднились ответить. При этом 52% тех, кто считает, что им не доплачивают, работает по другой специальности в отличие от тех, кто так не считает (37%) или затруднился ответить (38%).

В зависимости от формы собственности предприятия меняется доля людей, работающих по своей специальности (таблица 4). Наибольшая доля тех, кто занят в организациях государственной или муниципальной форм собственности, работает по своей специальности. Наименьшая доля - в КФХ, частном предприятии и ИП. Самозанятые работают в сравнительно большей мере по другой специальности (индивидуальная трудовая деятельность без оформления ИП). Трудозанятые

Таблица 4. Влияние формы собственности предприятия на соответствие основной работы полученной специальности и удовлетворенность своим уровнем образования (% от всех

опрошенных)

Считаете ли Вы свой уровень образования достаточным? Вы сейчас работаете по той же специальности, которую получили в учебном заведении?

Форма собственности предприятия -е Б * е ст , -е >5 С 5 -е п си ^ & ы п

т о г е 1 1 т а § ? £ ^ 1 £ ю £ £ М рь дл д а о г е > р г е

а Д е Н с В ои Пц О 5 5 1= и и ои Пц с В с В

Государственное,

муниципальное предприятие(учреждение) 62 38 100 43 28 29 100 51

Смешанное

(гос. и акционер- 61 39 100 31 29 40 100 6

ное) предприятие

Частное предприятие 58 42 100 23 29 48 100 28

Индивидуальные предприниматели + владельцы бизнеса 62 38 100 17 32 52 100 9

Индивидуальная трудовая деятельность без оформления ИП + 40 60 100 23 23 55 100 3

крестьянское, фермерское хозяйство

Другое 59 41 100 27 30 42 100 2

Источник: Социологическое исследование «Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан», БФ ФНИСЦ РАН, 2018.

в частном предприятии также работают чаще всего по другой специальности. Самый низкий процент респондентов, которые удовлетворены своим уровнем образования среди тех, кто ведет индивидуальную трудовую деятельность (самозанятые) либо работает в крестьянском или фермерском хозяйствах.

Социально-трудовые факторы оказывают существенное влияние на соответствие основной работы полученной специальности. Неустойчивая нестандартная и неформальная занятость способствуют вовлечению людей и распространению среди них работы не по специальности. Работа не по специальности также характерна в большей мере для частных организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, потому что к этим типам предприятий больше относится нестандартная и неформальная занятость.

Удовлетворенность своим уровнем образования

Группа респондентов, которые работают точно по своей специальности, в большей мере удовлетворены своим уровнем образования, чем те, у кого основная работа совсем не соответствует специальности. В свою очередь удовлетворенность уровнем образования также зависит от социально-трудовых факторов, которые характерны для нестандартной и неформальной занятости.

Такие основные параметры, как возраст и уровень образования, сильно влияют на оценку респондентами достаточности своего образования (таблица 5). Очевидно, что чем старше респонденты, тем больше среди них доля считающих, что их уровень образования достаточный. И одновременно - чем выше его уровень, тем больше доля удовлетворенных им. Существенных различий в оценке достаточности уровня образования в зависимости от пола и места проживания нет.

Влияние смены места работы на субъективную удовлетворенность нынешним уровнем образования подтверждается на наших данных. В группе людей, не менявших место работы за последние три года, на 12% больше доля тех респондентов, которые считают свой образовательный уровень достаточным (63%), чем в группе сменивших место работы (51%), по данным на 2018 г., и на 13% больше, по данным на 2007 г.

Планы сменить место работы также оказывают влияние на удовлетворенность уровнем образования. Чем больше доля

Таблица 5. Удовлетворенность респондентов своим уровнем образования взависимости от пола, возраста, образования и типа населенного пункта (% от всех опрошенных)

Социально-демографические переменные Считаете ли Вы имеющийся у Вас уровень образования достаточным? Да Нет Всего Все группы

Пол Мужской 62 38 100 49

Женский 60 40 100 51

18-34 года 47 53 100 33

Возраст 35-54 года 62 38 100 41

55+ лет 76 24 100 26

Среднее общее и ниже 49 51 100 18

Образование Начальное проф. (училище, лицей) 59 41 100 11

Среднее проф. (техникум, колледж) 57 43 100 33

Высшее и незаконченное высшее 71 29 100 37

Тип населенного пункта Уфа 62 38 100 27

Другой город 59 41 100 33

Село, деревня 62 38 100 40

Источник: Социологическое исследование «Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан», БФ ФНИСЦ РАН, 2018.

тех, кто собирается сменить работу, тем меньше среди них считающих, что им достаточно того уровня образования, который у них уже есть. В 2018 г. среди лиц, сказавших, что они определенно собираются поменять место работы, процент удовлетворенных образованием на 7 пунктов больше (39%) по сравнению с 2007 г. Доля тех, кто, возможно, поменяет место работы, среди удовлетворенных своим уровнем образования - 45%. При этом людей, считающих свое образование достаточным и не собирающихся менять место работы, на 12% больше в 2018 г. (65%).

Среди респондентов, занятых полный рабочий день (неделю) или занимающих полную ставку, процент удовлетворенных уровнем образования выше (64%) в отличие от тех людей, у кого гибкий график при полной рабочей неделе (на 13%) или неполный рабочий день/неделя или неполная ставка (на 11%). В 2018 г. эта доля выросла на 11% по сравнению с 2007 г.

Оформление работника в трудовой книжке оказывает большое влияние на удовлетворенность своим уровнем образования. Среди респондентов, которые официально оформлены на работе, выше процент лиц, считающих свое образование достаточным, в сравнении с теми, кто трудоустроен на основании трудового договора без оформления (42%), и тех, кто работает лишь по устному соглашению с работодателем (41%). Доля официально оформленных и удовлетворенных своим уровнем образования выше в 2018 г. (63%) по сравнению с 2007 г. (51%).

Среди респондентов, которые работают на постоянной (длительный период времени, определяемый опрашиваемыми самостоятельно) основе больше доля лиц, полагающих, что их уровень образования достаточный. В 2018 г. доля людей, удовлетворенных образованием и имеющих постоянную работу, стала выше на 14% в сравнении с теми, кто работает на временной основе (62% против 48); в 2007 году эта разница составляла 9%.

Сверхурочная работа оказывает незначительное влияние на удовлетворенность своим уровнем образования. В 2007 г. доля респондентов, считающих свое образование достаточным и которым не приходится работать сверхурочно, меньше на 12%, чем в 2018 г. В 2018 г. респонденты, которые не работают сверхурочно, в большей мере удовлетворены своим уровнем образования, чем группа людей, работающих сверхурочно не каждый день (65% против 57), и группа людей, работающих сверхурочно ежедневно (53%).

Способность найти новую работу при потере старой также является слабым фактором удовлетворенности уровнем образования. Респонденты, которые полагают, что «легко смогут найти работу или ее поиск, займет некоторое время» на 6%

больше удовлетворены уровнем образования, чем респонденты, ответившие, что поиск работы займет долгое время (62% против 56). При этом группа респондентов, которые не надеются найти новую работу, на 5% больше среди тех людей, которые считают уровень образования достаточным, по сравнению с теми, кто считает, что легко найдет работу. В 2007 г. доля респондентов, удовлетворенных уровнем образования и при этом полагающих, что легко смогут найти новую работу или ее поиск займет немного времени, ниже на 16%, чем в 2018 г.

Заключение

Основные параметры нестандартной и неформальной занятости оказывают влияние как на удовлетворенность (достаточность) своим уровнем образования, так и на соответствие основной работы своей специальности, согласно диплому или сертификату. Чем лучше условия труда и другие параметры основной работы, тем выше удовлетворенность своим уровнем образования и тем больше процент людей, работающих по своей специальности. Взаимосвязь соответствия основной работы и достаточности уровня образования опосредована социально-трудовыми факторами. Респонденты, выполняющие основную работу по своей специальности, в большей мере удовлетворены своим уровнем образования, чем те, кто работает не по специальности. При этом трудовые факторы примерно в равной степени влияют как на соответствие работы полученной специальности, так и на удовлетворенность уровнем образования.

Определенная связь между соответствием основной работы полученной специальности и желанием получить дополнительное образование (в том числе профессиональное) может говорить о привыкании людей к своей трудовой позиции. Доля респондентов, работающих не по специальности, больше среди тех, кто хочет получить дополнительное образование по другой специальности. В свою очередь люди, выполняющие основную работу по своей специальности, в большей степени хотели бы получить дополнительное образование именно по своей специальности.

Рынок труда и его условия оказывают существенное влияние на соответствие основной работы полученной специальности. Не только и не столько система профессионального образования виновата в том, что в России большой процент трудозанятых, которые работают не по той специальности или профессии, которую они получили в профессиональном учебном заведении. Большую роль в этом играют в первую очередь работа без оформления по трудовому кодексу РФ и неполная занятость. Распространенность в России неустойчивой занятости не связана только с качеством высшего или средне-специального профессионального образования. Работодатели и государство также в свою очередь несут ответственность за условия труда. В наибольшей мере это касается частных предприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Список литературы

Бобков В. Н. 2017. Неустойчивая занятость в формальной экономике России - основная причина неформальной занятости // Уровень жизни населения регионов России. № 1 (203). С. 7-16.

Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р. 2017. Занятость и социально-профессиональная мобильность молодежи (на примере Республики Башкортостан) // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф. С. 134-153. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Карабчук Т. С., Рыжико-ва З. А., Биляк Т. А. 2009. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. № 2 (13). С. 172-216. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. 2015. Прекариат как новая группа наемных работников // Уровень жизни населения регионов России. № 1 (195). С. 47-57. Долженко Р. А., Антонов Д. А. 2018. Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области) // Народонаселение. № 3 (21). С. 109121. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-08

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. 2018. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. № 3 (407). С. 34-44. DOI: 10.7868/Б0132162518030030

Попов. А. В. 2017. Работники стандартной и нестандартной форм занятости на региональном рынке труда // Социальное пространство. № 1 (8). С. 1-10.

Темницкий А. Л. 2017. Современная молодежь в перипетиях российского рынка труда и образования // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 15 / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф. С. 91-108.

Устинова К. А. 2014. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования // Социологические исследования. № 6 (362). С. 96-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.