О
(N
УДК 342.4(47) О.С. Мозолева
ББК 67.400.32(2Рос)
ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Развитие законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении требует дальнейшего совершенствования гарантий реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение. Статья посвящена исследованию правовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на социальное обеспечение, а также выявлению проблем, возникающих в процессе его защиты.
Ключевые слова: конституционные гарантии, социальное обеспечение, Конституция РФ.
O.S. Mozoleva
CONSTITUTIONAL WARRANTEES OF EXERCISING THE CIVIL RIGHT TO SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
ssi
Zsl
KS г
€і'
н51
НА
Ой"
%<s ^ 1
1
«Л*
S V I
8s! ИН 25 о
СнО!
£мц
МО I
нее
н
н
о
н
PQ
со
Н
The development of Russian legislation concerning social security needs further improvement of warrantees of exercising the civil right for social security. The article studies legal means that ensure exercising the civil right for social security, as well as determines problems that arise in the context of its protection.
Keywords: constitutional warrantees, social security, the Constitution of the Russian Federation.
Конституционного закрепления права граждан на социальное обеспечение недостаточно для его успешной реализации гражданами в повседневной жизни. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Конституционная обязанность соблюдать и защищать права и свободы гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Традиционно систему гарантий конституционных прав и свобод граждан подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические).
Среди общих гарантий конституционных социальных прав граждан выделяют экономические, социальные, политические, идеологические гарантии, которые являются совокупностью экономических, социальных, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для их реализации. Общие гарантии образуют комплекс базовых условий, который предопределяет в целом реальность конституционных социальных прав человека и гражданина, является реша-
© О.С. Мозолева, 2011
%
Ю ющей предпосылкой формирования у индивида заинтересованности в
их реализации.
Однако сами по себе общие социальные факторы не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, тем более защи-^ тить от посягательств и нарушений. Любые правомочия требуют специей альной юридической поддержки. «Для этого существуют юридические
гарантии, включающие действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы (средства, меры), которые призваны законодательно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод и в итоге пользование индивидом лежащими в их основе благами» [4, ^ 59].
Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих процедур. Первую группу конституционных гарантий составляют общие принципы юридических гарантий, направленные на обеспечение незыблемости конституционного строя, определяющие характер взаимоотношений между личностью и государством, создающие реальные условия для уважения, соблюдения и осуществления прав и свобод человека и гражданина. Это принципы верховенства права, разделения властей, неуклонного соблюдения Конституции, а также неотчуждаемых прав и свобод человека, общепризнанных принципов и норм международного права и др. Осуществление указанных принципов направлено на создание условий для достойной жизни и полноценного развития человека, построение правового государства в нашей стране.
Второй группой конституционных гарантий являются конституционные принципы правосудия. К ним относятся право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, судебная защита прав и свобод личности, право каждого в соответствии с международными договорами нашего государства обращать; ся в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если
§ ч! использованы все имеющиеся внутригосударственные средства правовой
ой § защиты, право на квалифицированную юридическую помощь, принцип
^ | презумпции невиновности и др.
^ | Следует отметить, что все юридические гарантии, как общие, так
1 и специальные (процессуальные), действуют в комплексе. Общие гав рантии в целом оказывают воздействующее влияние, создают условия
§к§ реализации социальных прав. Но правовой статус может и не реализо-
в вываться даже при наличии системы гарантий, если данная система не
і подкреплена конкретной организационной деятельностью.
к®Э Потребность в собственно защите (охране) конституционного права
на социальное обеспечение возникает, как правило, в случае его нарушения, будь то вынесение препятствующих неправомерных нормативных 23 правовых актов, юридических актов, необоснованный отказ в призна-
нии за лицом права на получение социальной выплаты. Охрана и за»- N щита государством конституционных прав и свобод граждан от проти-
воправных посягательств являются стадиями процесса их реализации. Государственная власть должна быть организована и действовать таким образом, чтобы «не просто декларировать уважение к человеку, его пра-со вам и свободам, но и обеспечить возможность его нормального развития,
Н защищать его автономию в обществе» [1, с. 3].
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
«К1
2нё ЯЧ г
МнЗ|
нйе
«31
ОЙ"
^ 1
1
^ Л £ ё§| ь Е
« ЕҐ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£мЦ
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. «Данная статья является важной частью общего механизма защиты прав и свобод человека и гражданина вместе с положениями статьи 15 — о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации и ее прямом действии и статьи 46 — о праве каждого на судебную защиту» [5, с. 179].
Как отмечает Г.А. Швамонян, «право на обращение с жалобой выступает в качестве важного правового средства непосредственной защиты индивида и его субъективных прав» [7, с. 131].
Несудебная защита конституционного права на социальное обеспечение является дополнительным средством по защите прав человека в российском обществе. Гарантией от незаконных действий или бездействия со стороны государственных органов является право обжаловать указанные действия или бездействие в суд. Несудебная защита конституционных социальных прав человека — это закрепленная законодательством деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека без участия судебных органов, в первую очередь органами исполнительной власти.
Роль исполнительной власти в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека достаточно велика. Органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации конституционного права на социальное обеспечение, но и осуществляют функцию защиты этого права. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства по охране прав личности, что, однако, не исключает самостоятельных активных действий индивида, использование им различных способов защиты прав, не запрещенных законом. Это в значительной степени расширяет возможности граждан по защите своих интересов.
Вместе с тем обжалование действий работников исполнительной власти в вышестоящий орган не дает практически никакого результата, «внутренние расследования» зачастую не приносят результата гражданину, пострадавшему от неправомерных действий должностных лиц. Почти в каждом случае необходимо обращаться в суд. Внешний контроль за соблюдением прав человека — прямая обязанность соответствующих государственных органов — выполняется более полно по сравнению с предыдущим, однако вовсе недостаточно. В этой связи особое значение приобретает судебная защита конституционных социальных прав.
По мнению В.М. Жуйкова, «право на судебную защиту Конституция Российской Федерации закрепляет не в качестве самого по себе, как другие права, например, как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободу передвижения, а в качестве гарантии всех прав и свобод человека и гражданина» [3, с. 151-180].
Судебные органы осуществляют контроль за законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Так, в 2010 г. в порядке надзора судами общей юрисдикции было рассмотрено 6,1 тыс. жалоб и представлений, из них удовлетворено 5,4 тыс. дел, что составило 89,5% от числа рассмотренных в президиумах судов. В 2009 г. было рассмотрено 6,6 тыс. жалоб и представлений, из них удовлетворено 6,1 тыс., что составило 92,5% [6].
Специфика судебной защиты социальных прав заключается в том, что суды, рассматривая дела данной категории, вынуждены учитывать, что правоотношения государства и гражданина, закрепленные Конс-
%
Ю титуцией Российской Федерации, во многом не только не обеспечены
правовыми механизмами, но и не подкреплены соответствующей материальной базой. С одной стороны, государство, вынужденное отвечать по своим конституционным социально-экономическим обязательствам в ^ области перераспределения благ, находится в ситуации, когда удовлет-
5^ ворение требований одних граждан может привести к ущемлению прав
других. С другой стороны, ущемленные в гарантируемых Конституцией Российской Федерации правах граждане относятся к самым социально незащищенным слоям населения, для которых нарушение их социально-экономических прав подрывает основы их достойного существования. Именно поэтому необходимость выработки критериев эффективности защиты социальных прав граждан в суде не вызывает сомнения.
Рассмотрев гарантии реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, необходимо отметить, что они являются внутригосударственным механизмом, обеспечивающим признание, закрепление, осуществление, соблюдение, охрану и защиту общепризнанных принципов и норм международного права всеми органами государственной власти. Однако сами гарантии должны быть реальными. «Юридические гарантии правовых норм оказываются неработающими не только в случае, если норма является нереальной, но если сами гарантии иллюзорны, то есть сориентированы не на реальность, а на некую идеальную модель» [2, с. 13]. Размеры государственных пособий, устанавливаемые нормативными актами, весьма невелики. Практически во всех случаях они не могут обеспечить достойного существования, создать условия для свободного развития человека. Это во многом лишает смысла само существование подобных гарантий.
Состояние экономического потенциала, необходимого не только для поддержания нормального функционирования институтов права и порядка, но и для материального обеспечения обязательств государства перед гражданами, закрепленных Конституцией Российской Федерации, ; не отвечает имеющимся потребностям российского общества.
Совершенствование системы юридических гарантий должно идти не ой § только по этим направлениям, но и по линии закрепления в нормах пра-
ва стимулирующих гарантий в целях повышения социально-правовой ^ | активности личности, способствующих выработке активной жизненной
1 позиции.
^ н"
« цт _
°Н| Список использованной литературы
І 1. Алжеев И.А. Защита конституционных прав граждан Российской Федера-
| ции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.А. Алжеев. — М., 1993. — 20 с.
^4 2. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм /
.. Н.А. Боброва. — Воронеж: Издательство Воронеж. ун-та, 1984. — 163 с.
3. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц /
НВ.М. Жуйков. — М.: Юридическое бюро «Городец», 1997. — 320 с.
4. Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система /
С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. — СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2002. — 336 с.
5. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / под ред. В.А. Четвернина. — М., 2002. — 702 с.
6. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых
02 судей в 2009, 2010 годах. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=302
(дата обращения 12.09.2011 г.).
Н7. Шмавонян Г.А. Конституционное правосудие в системе разделения властей / Г.А. Шмавонян. — М.: МАКС-Пресс, 2001. — 171 с.
О
н
О
(N
Referenses
1. Alzheev I.A. Zashchita konstitutsionnykh prav grazhdan Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / I.A. Alzheev. — M., 1993. — 20 c.
2. Bobrova N.A. Garantii realizatsii gosudarstvenno-pravovykh norm / N.A. Bobrova. — Voronezh: Izdatel’stvo Voronezh. un-ta, 1984. — 163 s.
3. Zhuikov V.M. Sudebnaya zashchita prav grazhdan i yuridicheskikh lits / V.M. Zhuikov. — M.: Yuridicheskoe byuro “Gorodets”, 1997. — 320 s.
4. Komarov S.A. Lichnost’. Prava i svobody. Politicheskaya sistema / S.A. Komarov, I.V. Rostovshchikov. — SPb.: Izd-vo Yuridich. in-ta, 2002. — 336 s.
5. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Problemnyi kommentarii / pod red. V.A. Chetvernina. — M., 2002. — 702 s.
6. Obzor deyatel’nosti federal’nykh sudov obshchei yurisdiktsii i mirovykh sudei v 2009, 2010 godakh. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=302 (data obrashcheniya 12.09.2011 g.).
7. Shmavonyan G.A. Konstitutsionnoe pravosudie v sisteme razdeleniya vlas-tei / G.A. Shmavonyan. — M.: MAKS-Press, 2001. — 171 s.
SSI
Kg г
€і'
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
«Л*
S V I 8s! ЕнО а
£яЦ
МО I See
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Информация об авторе
Мозолева Ольга Сергеевна — начальник отдела персонифицированного учета, Управление Пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Mozoleva Olga Sergeevna — Head of personified registration department, Administration of RF Pension Fund in Pravoberezhnyi and Oktyabrskiy Districts, Irlutsk, e-mail: [email protected].