Научная статья на тему 'Гана: состояние сельского хозяйства и перспективы обеспечения продовольственной безопасности в контексте достижения Целей устойчивого развития'

Гана: состояние сельского хозяйства и перспективы обеспечения продовольственной безопасности в контексте достижения Целей устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гана / сельское хозяйство / продовольственная безопасность / цели устойчивого развития / нищета / голод / недоедание / Ghana / agriculture / food security / Sustainable Development Goals / poverty / hunger / malnutrition

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Татьяна Сергеевна

В статье выявляются причины отсутствия в Гане продовольственной безопасности, дается оценка состояния сельскохозяйственной отрасли, эффективное развитие которой является необходимым условием сокращения масштабов нищеты и голода. Исследование показало, что ограниченный рост производства продуктов питания в большей степени обусловлен отсутствием необходимой дорожно-транспортной, ирригационной и складской инфраструктуры, а также незначительным объемом инвестиций в агросферу, нежели нехваткой плодородных земель и рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ghana: the State of Agriculture and Prospects for Food Security in the Context of Achieving SDGs

For the first time in Russian African studies, the author examines the current state of agriculture, challenges and prospects for food security in Ghana, which belongs to the group of African countries that have made the most progress in achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). The SDGs are a collection of 17 global goals adopted by UN member states in 2015 with a view of achieving them by 2030. The SDGs include: ending poverty in all its forms everywhere (Goal 1); ending hunger, achieving food security and improved nutrition, and promoting sustainable agriculture (2); ensuring healthy lives and promoting well-being for all at all ages (3), etc. These goals are considered fundamental because the achievement of a number of other SDGs – for example, ensuring quality education (4), achieving gender equality (5), ensuring sustainable consumption and production patterns (12), etc. – largely depends on their implementation. Ghana was commended by the world community for the significant reduction in poverty, hunger and malnutrition between 2000 and 2014, i.e. for the relatively successful implementation of the first of the Millennium Development Goals (MDGs, 2000–2015) – the eradication of extreme poverty and hunger. However, SDGs require more careful study and planning of implementation measures. In order to achieve the SDGs, the Government of Ghana has adopted a number of programs, plans and projects, the successful implementation of which often stumbles upon the lack of funding and lack of coordination between state bodies, private and public organizations, foreign partners – donors and creditors, etc., which are involved in the processes of socioeconomic development of Ghana. The author determines the reasons for the lack of food security in Ghana, gives an assessment of the state of the agricultural sector, the effective development of which is a prerequisite for the reduction of poverty and hunger, primarily due to the engagement of a significant share (45%) of the economically active population in this sector. The study shows that the limited growth in food production is largely due to the absence of domestic markets and necessary roads, means of transportation, irrigation and storage infrastructure, as well as insufficient investment in the agricultural sector, rather than to a shortage of fertile land or labor.

Текст научной работы на тему «Гана: состояние сельского хозяйства и перспективы обеспечения продовольственной безопасности в контексте достижения Целей устойчивого развития»

ГАНА: СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

© 2018 Т.С. Денисова

ДЕНИСОВА Татьяна Сергеевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, Спиридоновка 30/1, e-mail: tsden@hotmail.com

Аннотация. В статье выявляются причины отсутствия в Гане продовольственной безопасности, дается оценка состояния сельскохозяйственной отрасли, эффективное развитие которой является необходимым условием сокращения масштабов нищеты и голода. Исследование показало, что ограниченный рост производства продуктов питания в большей степени обусловлен отсутствием необходимой дорожно-транспортной, ирригационной и складской инфраструктуры, а также незначительным объемом инвестиций в агросферу, нежели нехваткой плодородных земель и рабочей силы.

Ключевые слова: Гана, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, цели устойчивого развития, нищета, голод, недоедание

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-16-31

Гана относится к группе африканских стран, добившихся наибольших успехов в деле достижения Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами ООН в 2015 г. и рассчитанных на период до 2030 г. ЦУР - это 17 целей, среди которых: повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах (цель № 1); ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства (цель № 2); создание условий для ведения здорового образа жизни (цель № 3) и т.д. Эти цели являются основополагающими, так как от их реализации в значительной степени зависит достижение ряда других ЦУР - обеспечение качественного образования (№ 4), гендерного равенства (№ 5), рационального потребления и производства (№ 12) и др.

Как справедливо указывают авторы книги «Африка и национальные интересы России», «ускоренный рост населения развивающихся стран в целом и африканского населения, в частности, приведет к тому, что в ближайшие десятилетия произойдет изменение структуры мирового потребления», и что «речь идет не только о продовольствии и товарах первой необходимости, основной спрос на которые уже сместился в развивающиеся страны» [1, с. 8].

Гана является сравнительно крупной (12-е место) по численности населения (27,5 млн человек) и темпам его роста (2,2% в год) страной Африканского континента [2]. Имея относительно небольшую (33-е место) территорию в 238 537 кв. км, Гана располагает обширными пахотными и пастбищными землями. Объем ВВП в 2017 г. достигал $133,7 млрд; на душу населения - $3 955 [3]. С 1990-х и особенно в 2000-2015 годах Гана добилась заметных успехов в деле снижения уровней нищеты и голода, став первой африканской страной, достигшей Цели № 1 («ликвидировать абсолютную бедность и голод») Целей развития тысячелетия (ЦРТ, 2000-2015), предусматривавшей сокращение вдвое масштабов нищеты. Национальный уровень бедности снизился с

56,5% в 1992 г. до 16% в 2015 г., в сельской местности - с 34% в 2008 г. до 23% в 2015 г. В наиболее уязвимых северных районах страны бедность сократилась с 59% (2008 г.) до 49% (2015 г.), то есть больше, чем в среднем по стране, хотя все еще приближается к 50% [4]. То есть, несмотря на определенные достижения, значительная часть населения все еще проживает за чертой бедности (менее чем на $1,25 в день).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) вручила стране награду за снижение численности недоедающего населения с 7 млн в начале 1990-х годов до менее чем 1 млн в 2015 г. Кроме того, число домохозяйств, страдающих от умеренного и сильного голода, за тот же период сократилось примерно на 20%, а в Северной Гане - с 2012 по 2015 г. - на 23% [5].

Проблема продовольственной безопасности

Авторы вышедшей в 2015 г. в Институте Африки РАН коллективной монографии «Африка в контексте глобальной продовольственной безопасности» правомерно указывают, что «продовольственная безопасность, в каком бы ракурсе ее ни рассматривать, представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных вопросов, многие из которых имеют специфическую природу. В их число входят вопросы, относящиеся и к биологии человека, и природно-климатическим условиям, и ресурсно-производственному потенциалу сельского хозяйства и других отраслей экономики, и экономической политике, и роли государства, и к внешним экономическим и политическим явлениям в мире в целом, и к ряду других факторов, имеющих для конкретного субъекта специфический характер» [6, с. 5].

Наблюдавшийся в середине 2000-х годов взлет мировых цен на продукты питания привлек внимание к проблеме продовольственной безопасности, которая в качестве концепции охватывает и уровень обеспеченности населения пищей, и возможность создания продовольственных запасов на случай возникновения непредвиденных обстоятельств: мировых экономических кризисов, климатических катаклизмов и т.д. Продовольственная безопасность не является синонимом самообеспечения продуктами питания и предполагает, в частности, производство продовольственных культур в периоды наибольшего для этого благоприятствования и в добавление к обычным объемам производства, создание резервных фондов и расширение объемов переработки сельхозпродукции. Необходимым условием для этого является рост производительности [18].

48% населения стран Африки южнее Сахары (АЮС) проживает за чертой бедности, из них 52% сельского и 28,8% городского населения [7]. Это означает, что искоренение нищеты (ЦУР № I) имеет важное значение для ликвидации голода и недоедания (ЦУР № II). Как это ни парадоксально, но жители сельской местности, где возделываются продовольственные культуры, как правило, испытывают большую нехватку продуктов питания, чем горожане, и в определенные периоды становятся их «чистыми» покупателями, почти полностью продавая свой урожай - по низким ценам сразу после его сбора - для удовлетворения потребностей в наличных средствах (например, для погашения кредитов). В оставшееся время года они вынуждены покупать продукты питания по более высоким ценам. Надо сказать, что голод и недоедание не обязательно являются побочными факторами нищеты, хотя, конечно, эти явления взаимосвязаны, но бедность не всегда является причиной голода.

В Гане голод остается серьезной проблемой, особенно в северных, северовосточных и северо-западных регионах страны, в то время как в других сельских и городских районах остается несколько очагов недоедания. По оценкам, постоянно голодают примерно 1,2 млн ганцев, при этом от отсутствия продовольственной безопасно-

сти страдают около 30% жителей внутренних районов и до 60% - прибрежных (в основном рыбаков). Голод и недоедание, прежде всего, касаются детей в возрасте до пяти лет (25% детей этой возрастной группы), женщин репродуктивного (фертильного) возраста и пожилых людей. Кроме того, наблюдается увеличение разрыва в положении городского и сельского, а также мужского и женского населения. Растет и проблема «детской бедности». Ежегодные расходы (на медицинское обслуживание и др.), связанные с детским недоеданием, оцениваются в 4,6 млрд седи ($1.15 млрд) [4].

Голод и недоедание проявляются в недостаточном весе, задержке роста, истощении, «скрытом голоде» - недостатке витаминов и полезных минералов. В свою очередь неправильное питание приводит к избыточному весу/ожирению. Самые высокие показатели низкорослости и анемии наблюдаются в северо-западном и северо-восточном районах (до 33% детей); реже они встречаются в районе Большой Аккры (10%). Худоба как признак острого недоедания касается 5% детей, но 11% имеют недостаточный для своего возраста вес. Лишь 13% детей 6-23 месяцев соответствуют минимальным весовым стандартам, установленным для этой возрастной категории. Следует отметить однако, что распространенность недостаточного веса среди детей в возрасте до пяти лет сократилась с 25% в 1998 г. до 13% в 2014 г. [8]

Широко распространена нехватка питательных веществ: 66% детей в возрасте 6-59 месяцев страдают анемией: 27% - анемией в легкой форме, 37% - в средней, около 2% - в тяжелой форме. Анемия больше распространена в сельской местности (74%), чем в городах (57%) и колеблется от 54% в центральных районах до 82% - в северных. Около 3% детей имеют избыточный (для их роста) вес, который становится большой проблемой во всех регионах, но особенно - в центральных и в Большой Аккре.

Существует гендерное неравенство в доступе к полезным продуктам питания. В результате 6% женщин и 10% мужчин имеют недостаточный вес, а около 40% женщин и 16% мужчин - избыточный. Кроме того, 42% ганских женщин в возрасте 15-49 лет страдают анемией [9, с. 12].

Достижение гендерного равенства является одним из условий достижения продовольственной безопасности. Женщина вносит заметный вклад в развитие сельского хозяйства Ганы, но во многих районах страны фермерство считается прерогативой мужчины, поэтому он принимает решения и по поводу распределения продукции после сбора урожая. Интересно, что мужчины, как правило, стремятся продать большую часть продукции, и это негативно сказывается на продовольственной безопасности семей. Следует признать, однако, что именно мужчина обычно получает кредиты и нуждается в средствах для выплаты долгов. Женщины в большинстве случаев не имеют собственных ферм и зависят от мужчин в деле пропитания детей и других родственников, что нередко негативно сказывается на всей семье. Это указывает на необходимость расширения прав и возможностей сельских женщин в обеспечении продовольственной безопасности.

Недостаток питательных веществ является серьезной проблемой. Широко распространен, особенно среди детей и женщин репродуктивного возраста, дефицит в организме витамина А, йода и железа, что приводит к частой детской и материнской смертности, связанной с анемией. Недостаток необходимых элементов в пище отчасти можно объяснить непониманием ганцами необходимости потребления свежих фруктов и овощей, а также высокими ценами на эти продукты.

Мониторинг содержания питательных веществ в ганских условиях затрудняется отсутствием простого в использовании полевого оборудования, поэтому в национальных обследованиях обычно учитывается лишь содержание железа.

Обогащение продуктов питания остается одной из основных стратегий преодоления скрытого голода (неадекватного питания). В Гане предусмотрено обязательное

обогащение пшеничной муки, растительного масла и соли, поскольку почти все население потребляет их в различных продуктах питания на постоянной основе. В 1996 г. соль стала первым продуктом, обогащенным йодом. С 2007 г. в пшеничную муку добавляются витамины А, В1, В2, В3, В9, В12, железо и цинк, а в растительное масло -витамин А. Однако реализация «дорожной карты» по обогащению и использованию обогащенных продуктов была непростой. Так, если уровень подпитки растительного масла оказался в целом высоким (95% образцов, проверенных в 2011 г., соответствовали требованиям), то обогащение пшеницы не соответствовало стандартам, рекомендованным ВОЗ. Большая часть пшеницы импортируется, но перерабатывается и обогащается в Гане [10, с. 295].

На характер питания влияет его сезонность, обусловливающая зависимость от рынка в противовес собственному производству. Этот фактор отчасти объясняет недостаток количества потребляемой пищи, уменьшение частоты питания и разнообразия ингредиентов. Зачастую мужчины отказываются от еды в пользу беременных женщин, а сами питаются дикими фруктами. В северных районах Ганы для утоления голода пшено или порошок сорго смешивают с маслом, добываемым из семян дерева ши [11].

Рацион питания в значительной степени определяется ценами на продовольствие. Так, в районе Большой Аккры уровень доступа к достаточному объему продуктов питания оценивается в 10%, в северных районах - в 24-66% [9, с. 19].

Существует и проблема безопасности пищевых продуктов, которую не следует путать с продовольственной безопасностью. Эта проблема возникает в связи с неправильным использованием химических удобрений. Кроме того, лишь около 6 из 10 семей имеют доступ к чистой питьевой воде, причем наблюдается перекос в пользу сельских общин, по большей части располагающих колодцами.

Среди причин голода, недоедания и нехватки полезных пищевых продуктов -низкий уровень развития сельского хозяйства (за исключением производства какао-бобов), отсутствие необходимого объема инвестиций в отрасль, непропорциональное распределение продуктов питания по стране, зависимость от дорогостоящих импортных продуктов. Голод становится основой для распространения заболеваний, прежде всего малярии, то есть возникает порочный круг недоедания и инфекций: недоедание становится предпосылкой и усугубляет последствия болезней, которые, в свою очередь, увеличивают потребность в питательных веществах. Следует отметить, что современные африканские - в том числе ганские - системы обеспечения продовольствием преимущественно сосредоточены на объеме производимой и потребляемой продукции, а не на ее качестве.

Женщины и дети наиболее подвержены различным недугам, связанным с недостаточным питанием. Недостаточное питание матери может привести к появлению ребенка с низким весом при рождении, восприимчивого к болезням и преждевременной смерти. В Гане, как и в других африканских странах, ежегодно рождаются миллионы детей с низким весом, страдающих от проблем со здоровьем.

Согласно Индексу обязательств по сокращению голода и повышению качества питания (Hunger and Nutrition Commitment Index, HANCI), Гана имеет «умеренный» рейтинг (рейтинги варьируются от «очень низкого», «низкого» и «умеренного» до «высокого»). В перечне из 45 стран с самым высоким уровнем голода и недоедания, по которым имеются данные о принятых обязательствах, HANCI ставит Гану на 16-е место по приверженности борьбе с голодом и на 17-е по приверженности повышению качества питания [9, с. 12]. Определяющий показатель адекватного питания - содержание в пищевых продуктах белка, полезных микроэлементов и витаминов, основными источниками которых являются мясо, молоко, рыба и овощи.

Производство мяса (в среднем 135 тыс. т в год) и молока в Гане остается на невысоком уровне. Объем их импорта достигает 110 тыс. т в год. Это означает, что в стране производится лишь около 55% потребляемых мясо-молочных продуктов [12].

Местное производство рыбы достигает 437,5 тыс. т (72% потребления), импорт морепродуктов - 170 тыс. т, однако в течение более чем 15 лет наблюдается стагнация как в морском, так и в речном рыболовстве. Начинает развиваться рыбоводство в искусственных водоемах, хотя продукция этой отрасли пока не достигает половины объема речного рыболовства [9, с. 14].

Состояние сельского хозяйства

Доля сельскохозяйственного сектора в объеме ВВП сократилась с 30% в 2010 г. до 20% в 2016 г. Именно в 2010 г. Гана присоединилась к группе нефтедобывающих стран, и власти страны, окрыленные перспективами роста доходов от экспорта «черного золота», сместили фокус своего внимания с агросферы на добычу нефти. В результате Гана столкнулась с «голландской болезнью», свойственной африканским экспортерам углеводородов, то есть с вытеснением традиционного сельскохозяйственного экспорта вывозом топливного сырья и минералов при росте импорта продовольствия. Нигерия, например, на которую Гана ориентируется во многих аспектах экономического и политического развития, представляет собой яркий пример государства, где на фоне роста с середины 1970-х годов нефтедобычи наблюдался постоянный спад сельскохозяйственного производства.

Между тем для Ганы, которая остается преимущественно аграрной страной с пока еще слабо развитым промышленным сектором, падение доли сельского хозяйства в экономике не может не иметь тяжелых последствий, так как именно от него зависит благополучие значительной части населения: в отрасли занято около 45% экономически активного населения [13]. Агросектор также является главным источником твердой валюты, необходимой для импорта широкого спектра товаров и оборудования, в которых страна остро нуждается. Кроме того, некоторые отрасли промышленности зависят от сельскохозяйственного производства и даже существуют благодаря ему, то есть для большинства ганцев деятельность, связанная с сельским хозяйством, является непосредственным или косвенным источником средств к существованию.

Надо сказать, что в Гане существуют все условия для эффективного развития агро-сферы и достижения продовольственной безопасности: для земледелия пригодны почвы более чем половины территории страны, воды Гвинейского залива богаты рыбой, природно-климатические условия благоприятны для создания многоотраслевого высокопродуктивного растениеводства и животноводства.

Разнообразие почв и погодных условий позволяет выращивать многие сельскохозяйственные культуры: просо, сорго, рис, гвинейское просо, кукурузу, арахис и кэшью, овощи, фрукты - в зоне саванны в северной части страны; корнеплоды (ямс, таро, маниок, кассаву), кукурузу, бобовые, овощи, фрукты (бананы, ананасы, манго, папайю и др.), цитрусовые, какао-бобы, кофе, чай, сахарный тростник, имбирь, орехи кола, кокосовую и масличную пальмы, каучуконос гевею, сахарный тростник, табак, кенаф и др. - в зоне тропических лесов на юге и на побережье Гвинейского залива. Однако под пашней и многолетними культурами в общей сложности занято немногим более десятой части территории страны.

Доминирующая отрасль сельского хозяйства - производство какао-бобов. Гана является вторым после Кот-д'Ивуара мировым производителем этой ценной культуры, причем деревья какао занимают более половины возделываемых земель. Объем производства какао ежегодно достигает 700-800 тыс. т, однако он нестабилен из-за непред-

сказуемости погодных условий и старения деревьев. Другими причинами нестабильности производства являются нехватка удобрений и пестицидов, недостаточная подготовка фермеров и отсутствие у них средств на приобретение необходимой техники.

В годы правления первого президента страны Кваме Нкрумы (1957-1966) многое делалось для улучшения инфраструктуры, прежде всего дорог для транспортировки какао-бобов. Кроме того, производители получали от государства помощь при замене деревьев, пострадавших от засухи. Сегодня же мелкие фермеры в буквальном смысле слова борются за выживание: участки земли обычно не превышают 2 га, а ежегодный доход едва достигает $750, хотя высушенные на солнце ганские какао-бобы высоко ценятся на мировом рынке [14]. Правда, дополнительный доход приносит выращивание красного перца и манго, которые высаживаются между деревьями какао.

В 2000-2010-е годы рост сельскохозяйственного производства в Гане в среднем достигал 4-5% в год, но не был стабильным, поскольку урожайность товарных и потребительских культур в значительной степени зависит от уровня выпадения осадков. Кроме того, в земледелии по-прежнему на 80% используются примитивные орудия труда - мотыга, мачете и др.

В последние 10-15 лет выросли объемы производства какао, фруктов и овощей, однако эту тенденцию нельзя считать устойчивой по двум причинам. Во-первых, средние темпы роста в сельском хозяйстве Ганы в отдельные периоды независимого развития страны были чрезвычайно низкими: 2% в 1991-1995 гг., 3% в 1995-2000 гг. Во-вторых, рост производства в 2000-2010-е годы был в значительной степени обусловлен расширением обрабатываемых площадей при незначительном росте производительности, хотя возможности ее повышения достаточно велики: данные о разрыве в уровнях урожайности в разные годы показывают разницу для масличной пальмы - в 20%, для кукурузы и риса - в 40%, для какао - в 60% [15].

Выращиванию фруктов и овощей в Гане не уделяется того внимания, которого они заслуживают, хотя именно они обеспечивают значительную часть витаминов и минералов, необходимых для адекватного питания. Часть фруктов и овощей выращивается на продажу, часть потребляется членами семьи. Поскольку их нельзя хранить в течение длительного времени, большие объемы бананов, помидоров и даже перца и лука выбрасывается из-за отсутствия складских помещений, ограниченности рынков и отсутствия перерабатывающих мощностей. Площади, занятые под выращивание фруктов и овощей, не расширялись в течение почти двух десятилетий, производительность также почти не выросла, что при росте численности населения означает снижение уровня потребления в расчете на одного человека.

Хотя оптимизация сельскохозяйственного производства и привела к росту производительности для отдельных культур на 4% и больше, этот «прогресс» на 65% был связан с расширением пахотных угодий и отраслевой занятости и лишь на 35% - с ростом производительности, который заметно различается по регионам. Самый высокий его уровень наблюдается на побережье (50%), средний (около 40%) - в лесной зоне, самый низкий - в северных саванновых районах (15%).

В 2000-2010-е годы в Гане наблюдался постепенный рост производства таких продовольственных культур, как кукуруза, рис, маниока, ямс и соя. Кукуруза и рис постепенно становятся основными продуктами питания во всех районах страны, соя в основном используется для изготовления масла, и на местный рынок попадают значительные объемы этой продукции. Однако рост производства этих культур происходит на фоне стагнации или даже снижения производства плантейна, ямса, сорго, просо, арахиса и фасоли, также занимающих традиционное место в ганском рационе питания. Но скромного повышения урожайности недостаточно. Урожайность ряда культур повысилась благодаря Среднесрочным планам инвестирования в сельскохозяйственный сектор

('МЕТЛ81Р I и II, см. ниже) на 2011-2017 гг., но далека от потенциальных возможностей. Если рассматривать этот сценарий с точки зрения роста численности населения, быстрой урбанизации, неэффективного использования плодородных земель и ряда других факторов, то перспективы достижения «нулевого голода» не выглядят радужными.

Есть множество причин, объясняющих неудовлетворительную ситуацию с урожайностью сельскохозяйственных культур и скота в Гане. Так, с колониальных времен предлагалось заменить традиционные методы современными. Действительно, модернизация сельского хозяйства является основным направлением деятельности ганского Министерства продовольствия и сельского хозяйства. Однако ганский (и не только) вариант модернизации предполагает замену существующих способов производства и систем обеспечения продовольствия западными, что создает еще большую проблему, так как опыт показал бесперспективность попытки уничтожить систему, развивавшуюся в соответствии с природными условиями. Ее можно совершенствовать посредством использования современных технологий, но не поменять. Между тем в Гане делается чрезмерный акцент на внедрение западных технологий; при этом пренебрегаются продовольственные системы, которые на протяжении веков обеспечивали население страны продуктами питания.

Цели преодоления голода и ликвидации нищеты взаимосвязаны [21]. Следует отметить, что сокращение масштабов нищеты, особенно в сельских районах, являлось задачей всех ганских правительств, на национальном уровне был достигнут определенный прогресс, но в сельской местности он был минимальным. По мнению директивных органов, повышение производительности в сельском хозяйстве неизбежно должно было привести к увеличению доходов фермеров. Но на практике оказалось, что это не так: из-за волатильности цен и отсутствия контроля фермеров над ними возраставшие усилия сельскохозяйственных производителей неизменно ввергали их в еще большую нищету. Цены на сельскохозяйственные материалы (семена, удобрения, оборудование, инструменты и т.д.) росли высокими темпами, а цены на продукцию снижались. В известной мере это происходило к выгоде потребителей, но препятствовало устойчивому производству. Высокая себестоимость продукции остается главной причиной стагнации и даже снижения доходов фермеров.

Рост производительности должен сопровождаться увеличением фермерских доходов, получением доступа к рынкам, продажей продукции по ценам, которые компенсируют производственные издержки, однако эти вопросы продолжают игнорироваться властями.

В настоящее время в Гане разрабатывается сценарий ежегодного 6%-ного роста производства в агросфере, однако он может быть достигнут лишь благодаря увеличению инвестиций в отрасль и решению ряда вопросов, главными среди которых являются земельный, финансовый, а также повышение квалификации фермеров и развитие инфраструктуры.

Сложные и неопределенные земельные отношения, безусловно, препятствуют привлечению инвестиций в сельское хозяйство. Около 80% пахотных земель не обрабатывается из-за незащищенности прав собственности. Инициированный правительством в середине 2000-х годов Земельный кодекс не позволяет составить четкий план действий, поэтому нерешенность земельного вопроса остается основным препятствием на пути развития земледелия как для мелких фермеров, так и для немногочисленных крупных агропромышленных компаний.

Изменение климата оказывает серьезное воздействие на развитие сельского хозяйства. Для Ганы потери оцениваются в 5-15%. В наибольшей степени страдают засушливые участки северной саванны. Именно поэтому адаптация к погодным катаклизмам стала одним из важнейших пунктов аграрной политики правительства.

Большую проблему представляет собой финансирование фермерского хозяйства. Трудности с получением кредита, особенно для первоначальных закупок, становятся самым распространенным фактором сдерживания. Аграрный сектор развивается, по сути, вне формальной банковской системы, в него поступает лишь около 9% всей суммы предоставляемых займов. Средний размер кредита, на который может рассчитывать мелкий фермер, не превышает $300. Введение микрокредитования без формального залога способствовало появлению множества мелких хозяйств, однако незначительные по объему (до $100) займы недостаточны для расширения производства. В последнее время распространение информационных технологий делает кредиты менее дорогостоящими, но многие нововведения пока находятся на экспериментальном уровне или слабо распространены по регионам.

Наличие базового образования имеет огромное значение для мелких фермеров, которым необходимо внедрять новые технологии и управлять семенным фондом. Хотя в последние годы Гана добилась успехов в расширении охвата начальным образованием, качество обучения и профессиональная подготовка пока не достигли необходимого уровня. Большие трудности переживают среднее образование и программы повышения уровня грамотности взрослого населения, которые могли бы способствовать освоению новых методов ведения сельского хозяйства.

Сельская и сельскохозяйственная инфраструктура (дороги, ирригационные объекты, электроснабжение) в Гане находится на чрезвычайно низком уровне, можно сказать, что она практически отсутствует. Так, в стране действуют 10 мелких, 6 средних и 6 крупных оросительных установок, которые покрывают около 34 тыс. га при общей площади обрабатываемых земель в 14-15 млн га [13].

Отсутствие доступа к электроэнергии (в настоящее время Гана переживает острый энергетический кризис) также препятствует развитию сельского хозяйства. При проектировании мелких гидроэлектростанций и энергоустановок не всегда учитываются характер местности, наличие (или отсутствие) дорожно-транспортной инфраструктуры, поэтому многие проекты переживают лишь первую стадию - проектирования.

Рост производительности требует использования качественных семян и удобрений. Для решения этой проблемы в 2008 г. была введена программа субсидирования фермеров, предполагавшая оплату 50% стоимости удобрений. Однако, несмотря на расширение их использования, страна по-прежнему находится на одном из последних мест в мире по этому показателю [16, с. 3].

Существует проблема гендерного неравенства в сельскохозяйственной практике. Женщины обычно занимаются выращиванием продовольственных культур для домохозяйства, мужчины - товарных. В результате диверсификации производства и смещения центра тяжести в сторону более ценных товарных культур разрыв в положении мужчин и женщин увеличивается, так как первые имеют большие возможности получения земельных участков, кредитов, сельхозтехники и т. д.

Рост производительности в сельском хозяйстве в значительной степени связан с внедрением новых технологий, адаптированных к местным условиям. В 2000-2010-е годы в Гане были созданы научно-исследовательские центры для проведения соответствующих исследований, но эти учреждения недостаточно укомплектованы специалистами и не располагают необходимыми ресурсами. Из-за слабого внедрения современных технологий урожайность продовольственных культур в Гане заметно отстает от мировых стандартов, и разрыв продолжает увеличиваться. Проблемой остается и сокращение дисбаланса между регионами, что осложняется ориентацией большей части технологических новшеств на конкретные сельскохозяйственные районы и проекты.

Несмотря на то, что размер посевных площадей под различными культурами оставался на прежнем уровне, объем производства сельскохозяйственной продукции посте-

пенно увеличивался: очевидно, фермеры стремились прилагать большие усилия на относительно небольших участках (интенсификация), нежели обрабатывать более крупные. Однако проблемами почти для всех аграрных общин остаются отсутствие рынков сбыта продукции и сезонные колебания цен на нее, из-за чего утрачивается смысл расходовать средства на улучшенный посадочный материал и удобрения.

Государственные планы и программы

Обязательства, взятые на себя нынешним правительством Ганы по достижению ЦУР, обусловили необходимость создания продуктовых и наращивания валютных резервов на случай возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обеспечения продовольствием. Принимаются меры по расширению участков земли под продовольственные культуры - ямс, кассаву, плантейн и др., по ремонту старых и строительству новых складских помещений, росту объемов переработки сельхозпродукции [17, с. 136]. Эти вопросы нашли свое отражение в многочисленных социально-экономических и сельскохозяйственных планах и программах, принятых правительством.

Программа экономического развития «Ghana Vision 2020», принятая в 1995 г., была нацелена на превращение Ганы в первую африканскую страну, которая получит статусы «развитой» в период с 2020 по 2029 г. и «новой индустриальной» - в 2030-2039 гг. путем внедрения во все сферы экономики, в том числе в сельское хозяйство, современных технологий. О невыполнимости первой задачи немало говорилось 20 лет назад, но и сегодня, несмотря на тот объективный факт, что по ряду показателей, в том числе по результатам достижения ЦРТ, Гана перегнала многие страны континента, нынешнее состояние промышленности и сельского хозяйства свидетельствует о том, что программа не будет реализована в заявленные сроки. Так, Гана является крупным импортером продуктов питания, в том числе риса и овощей. Из-за слабой ирригационной системы даже помидоры Гана импортирует из Буркина Фасо.

В 2007 г. правительство приняло программу создания центров обслуживания сельхозтехники и помощи фермерам в приобретении и аренде машин и оборудования по субсидированным ценам. К 2015 г. были открыты 89 таких центров. Однако непродуманность схемы аренды и продажи сельхозтехники - в основном это большие дорогие трактора - свела на нет все усилия разработчиков проекта.

В 2009 г. была создана программа привлечения в сельское хозяйство молодежи. Она предполагала распределение - по низким ценам - участков земли и предоставление услуг по ремонту техники. Однако масштабы сельско-городской миграции молодых людей не сократились: работа на ферме остается тяжелым физическим трудом, который в Гане воспринимается как «бедняцкая доля».

В 2010 г. начала действовать Национальная компания продовольственного резерва (НКПР, National Food Buffer Stock Company, NAFCO), нацеленная на сохранение ценовой стабильности и создание запасов зерна на случай чрезвычайной ситуации. В настоящее время 73 компании, действующие под зонтиком НКПР, занимаются скупкой, складированием, продажей и распределением излишков зерна по хранилищам, закупками у фермеров маиса, риса и бобовых по ценам, включающим общую стоимость производства плюс 10% прибыли для производителей. Однако работа закупочных компаний тормозится нехваткой хранилищ, а в некоторых регионах - почти полным их отсутствием, поэтому намеченные результаты достигнуты не были, несмотря на крупные инвестиции в деятельность НКПР [16, с. 3].

В 2011 г. была введена Ганская программа сельскохозяйственного страхования (ПСХС, Ghana Agricultural Insurance Programme, GAIP) для защиты фермеров от рисков, связанных с климатическими изменениями. Сначала программа распространялась

лишь на производителей сои и маиса, но позже была расширена, включив производителей других продуктов земледелия, а также скота и птицы.

В контексте достижения ЦРТ и ЦУР в стране действовало несколько программ, непосредственно нацеленных на развитие сельского хозяйства. Среди них:

1. Программа инвестиций в сектор сельскохозяйственных услуг (The Agricultural Services Sector Investment Programme, AgSSIP) на 2000-2006 гг.

2. Политика развития продовольственного и сельскохозяйственного сектора I и II (Food and Agricultural Sector Development Policy, FASDEP I и II) на 2002-2006 и 20092015 гг.

3. Среднесрочный план инвестирования в сельскохозяйственный сектор I (Medium Term Agricultural Sector Investment Plan I, METASIPI) на 2011-2015 гг.

4. METASIP II на 2014-2017 гг.

5. План развития рыбного хозяйства и сектора аквакультуры (Fisheries and Aquaculture Sector Development Plan, FASDP) на 2011-2016 гг.

6. Ганский национальный план развития аквакультуры (Ghana National Aquaculture Development Plan, GNADP) на 2012-2016 гг.

7. Западноафриканская региональная программа по рыболовству (West Africa Regional Fisheries Programme, WARFP) на 2011-2017 гг.

8. Программа роста сельских районов Севера (Northern Rural Growth Programme, NRGP) на 2008-2016 гг.

9. Западноафриканская программа повышения производительности в сельском хозяйстве I и II (West Africa Agricultural Productivity Programme, WAAPP I, II) на 20072016 гг.

10. Ганский коммерческий сельскохозяйственный проект (Ghana Commercial Agriculture Project) на 2014-2018 гг.

Реализуются также несколько многосторонних проектов с участием Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), Африканского банка развития (АБР, African development bank group), ФАО и др.

Декларация Африканского Союза, принятая в Малабо в январе 2015 г., и Цель № 2 в области устойчивого развития призывают положить конец голоду, отсутствию продовольственной безопасности и недоеданию к 2025-2030 гг.

Гана не испытывает недостатка в планах, стратегиях, программах и проектах, направленных на обеспечение продовольственной безопасности. Формирование политики и планирование развития осуществляются на национальном, региональном, районном и отраслевом уровнях под руководством Национальной комиссии по планированию развития (НКПР, National Development Planning Commission, NDPC). Так, при участии Фонда, созданного бывшим президентом (2001-2009) Ганы Джоном Куфуором и ФАО в 2015 г., была сформулирована стратегия ликвидации голода и всех форм недоедания. Основные цели стратегии выглядят следующим образом:

1. Покончить с голодом и обеспечить доступ всех ганцев к безопасной и полезной пище в течение всего года,

2. Положить конец всем формам недоедания,

3. Удвоить производительность в сельском хозяйстве и доходы мелких производителей продовольствия,

4. Создать устойчивые системы производства продовольствия и внедрить эффективные методы ведения сельского хозяйства,

5. Поддерживать генетическое разнообразие семян, культурных растений, домашних животных и родственных их видов диких животных [9, с. XIII].

В контексте достижения ЦРТ и ЦУР также были разработаны следующие планы и программы:

1. Ганская стратегия роста и сокращения масштабов нищеты I (Ghana Poverty Reduction Strategy, GPRSI) на 2003-2006 гг.,

2. Стратегия роста и сокращения масштабов нищеты II (Growth and Poverty Reduction Strategy, GPRS II) на 2006-2009 гг.,

3. Ганская общая повестка роста и развития I (Ghana Shared Growth and Development Agenda, GSGDA I) на 2010-2013 гг.,

4. Ганская общая повестка роста и развития II (Ghana Shared Growth and Development Agenda, GSGDA, II) на 2014-2017 гг.

Обеспечение продовольственной безопасности оставалось главным пунктом всех планов и программ. В результате их реализации были достигнуты определенные успехи, однако тот факт, что голод в стране сохраняется, свидетельствует о недостатках как планирования, так и практического воплощения планов. Впрочем, некоторые проекты, осуществленные совместно с партнерами по развитию, позволили Гане вдвое сократить масштабы голода и недоедания [9, с. 32].

В рамках НКПР работает Межсекторальная группа планирования питания (Nutrition Cross-Sectoral Planning Group, CSPG), главной задачей которой является координация планов и программ в сфере продовольственной безопасности.

Большое значение для искоренения голода и недоедания имеют меры социальной защиты, принимаемые правительством при поддержке партнеров по развитию, - преодоление социального и гендерного неравенства, ликвидация последствий климатических катаклизмов и др. Все большее распространение получают пожертвования - в виде денежных средств и продовольствия - религиозных и неправительственных организаций отдельным семьям и школам.

В 2005 г. была введена действующая по сей день Ганская программа школьного питания (ГПШП, Ghana School Feeding Programme, GSFP), нацеленная на расширение охвата школьным образованием и предотвращение отсева учеников. В результате охват детей в возрасте 6-11 лет начальным образованием вырос с 69% в 2005/2006 учебном году до 81% в 2006/2007 [18]. К 2015 г. почти 90% ганских детей были охвачены школьным образованием (для примера: в Нигерии - 64%) [19]. ГПШП также предусматривает ряд продовольственных льгот для малоимущих семей.

Надо сказать, что, несмотря на определенные успехи, программа сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют ее реализации. Среди них: нехватка финансирования и чрезмерная зависимость от доноров, что ставит под вопрос ее долгосрочные перспективы; трудности с выбором школ для включения в программу; задержки в выплате средств на школьное питание, что приводит, в частности, к использованию некачественных продуктов; отсутствие эффективной координации между учреждениями, участвующими в программе, и их стремлением «делегировать» свои функции другим органам; недостатки в мониторинге и контроле над осуществлением проекта.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в Гане достигнуты определенные успехи в достижении целей № I, II, III ЦУР - ликвидации к 2030 г. нищеты, голода и недоедания, хотя сохраняется разрыв в положении сельского и городского, северного и южного, а также мужского и женского населения. Несмотря на существование ряда стратегий и программ, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, их осуществление зачастую сопряжено с трудностями, прежде всего из-за отсутствия политической воли, неадекватного финансирования и отсутствия координации между уполномоченными министерствами и ведомствами.

Отсутствие общего рынка сельскохозяйственной продукции, а также соответствующей инфраструктуры является еще одним препятствием на пути ликвидации голода и недоедания, так как часть продукции теряется, часть - неравномерно распределяется по регионам страны. В то время как в одних местах наблюдается избыточное предложение, в других возникает острая нехватка продовольствия. Значительная часть сельскохозяйственной продукции выбрасывается из-за отсутствия спроса, хранилищ и перерабатывающих мощностей.

Устойчивое развитие предполагает совершенствование системы обеспечения продовольствием и, соответственно, ее прибыльность и способность противостоять климатическим (30% земель в Гане находятся под угрозой опустынивания), рыночным и другим стрессам. Система не станет устойчивой, если фермеры будут нести убытки, а сельское хозяйство - зависеть от погоды и других воздействий извне, например, донорской помощи.

В мышлении образованной элиты укоренилось представление о необходимости заменить, а не улучшить традиционную систему производства продовольствия. Ганские чиновники и исследователи рассматривают использование «улучшенных семян», удобрений и тракторов как панацею от всех бед, преследующих ганского крестьянина, -нищеты, голода, недоедания и болезней, но не объясняют фермеру, как использовать все эти «новшества», чтобы обеспечить урожайность без нанесения вреда окружающей среде. В результате крупные фермеры удивляются, что владение тракторами не снижает их потребности в рабочей силе. Более того, она увеличивается, так как трактора (а это наиболее распространенный в Гане тип сельхозтехники) нельзя использовать для прополки и уборки урожая. То есть неправильное использование техники, удобрений и других материалов создает для фермеров дополнительные трудности. Это свидетельствует о серьезных недостатках в подготовке сельскохозяйственных кадров на всех уровнях. Подготовка проводится для ведения «идеального» (по западным стандартам), а не практического сельского хозяйства; делается акцент на производительности, эффективности и прибыльности в краткосрочной перспективе. Дело не в том, что «технология мотыги и мачете» должна сохраняться, а в необходимости поиска подходящих технологий, которые способствовали бы устойчивому улучшению продовольственных систем. В ряде развивающихся стран разрабатываются более подходящие технологии малой механизации для производства, переработки, хранения и сбыта продукции, в Гане же пока делаются лишь робкие попытки адаптации некоторых из них.

Вклад крупных фермеров в обеспечение продовольствием был очень низким (менее 5%), инвестирование в крупные хозяйства не увенчалось успехом главным образом из-за трудностей, возникших в результате неправильного представления о том, как нужно вести сельское хозяйство. Между тем хорошо подготовленные и обеспеченные материальными ресурсами крупные фермеры могли бы способствовать достижению «нулевого голода» в Гане.

Многие программы и проекты, нацеленные на реализацию Целей устойчивого развития, рассчитаны на 2-4 года, и даже в случае выполнения не имеют долгосрочных результатов. Кроме того, они ограничены определенными анклавами (общинами, районами) и потому не имеют всеобъемлющего и устойчивого характера.

Ведущая роль в обеспечении продовольственной безопасности принадлежит частному аграрному сектору, главной составляющей которого являются мелкие производители, на долю которых приходится более 90% местных продуктов питания. Речь идет не о натуральном хозяйстве, потому что практически все мелкие фермеры продают свою продукцию. Если бы они вели натуральное хозяйство, на рынках не было бы продовольствия. В Гане для мелких фермеров до сих пор не созданы условия, в которых они производили бы больше продукции на рынок и могли бы продавать ее по более вы-

соким ценам. То есть представляется необходимым создание механизма ценообразования, не полностью зависящего от спроса и предложения. В свою очередь, это требует налаживания системы государственных закупок и поощрения частных производителей использовать при переработке местное, а не импортное сырье.

Расширение сотрудничества фермеров - с помощью государственных органов, НПО, профессиональных ассоциаций и т.д. - с другими участниками «цепочки» (дилерами, переработчиками, перевозчиками, торговцами, маркетологами, финансистами) является одним из способов преодоления голода и недоедания. Цепочка создания стоимости может принимать форму сельскохозяйственных кластеров для обеспечения равенства и доверия между всеми участниками производственного процесса (что называется «от поля до прилавка»). В Гане создание агропромышленных комплексов пока находится в стадии проектирования.

Ведение сельского хозяйства в Гане считается уделом бедняков, не имеющих специального образования; большинство фермеров предпочли бы другие профессии. Между тем без сознательных усилий со стороны правительства по стимулированию крестьян и сельскохозяйственных работников достижение состояния «нулевого голода» к 2030 г. и реализация ЦУР обречены на провал.

Источники

1. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Национальные интересы России на африканском направлении в контексте фундаментальных трендов и формирующихся угроз в мировой экономике и политике. Африка и национальные интересы России. М. Институт Африки РАН. 2016, с. 5-19. ISBN 978-5-91298-183-8.

2. CIA. The World Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gh.html (дата обращения 20.08.2018)

3. New Country Classifications by Income Levels: 2017-2018. World Bank. https://blogs. world-bank.org/opendata/new-country-classifications-income-level-2017-2018 (дата обращения 20.08.2018)

4. Cooke E., Hague S., McKay A. (2016). The Ghana Poverty and Inequality in Ghana Report. UNICEF, 2016, 37 с.

5. Ghana: Nutrition Profile. USAID. 2015. https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/ 1864/USAID-Ghana-Profile (дата обращения 19.08.2018)

6. Африка в контексте глобальной продовольственной безопасности. М. Институт Африки РАН. 2015, 288 с. ISBN 978-5-91298-165-4.

7. Assessing Progress in Africa toward the Millennium Development Goals. MDG Report 2015. Addis Ababa. 2015, 90 с.

8. Ghana: Nutrition Profile. USAID. 2014. https://www.usaid.gov/sites/default/ files/documents/1863/USAID-Ghana-Profile (дата обращения 18.12.2017)

9. Addressing Sustainable Development Goal 2: The Ghana Zero Hunger Strategic Review. Accra. 2017, 86 с.

10. Nyumuah R.O., Hoang T.C., Amoaful E.F., Agble R., Meyer M., Wirth J.P., Locatelli-Rossi L., Panagides D. Implementing large-scale food fortification in Ghana: Lessons learned. Food and Nutrition Bulletin. 2012, № 33, с. 293-300.

11. Ghana LEAP 1000 Programme: Baseline Evaluation Report. Ministry of Gender, Children and Social Protection (MoGCSP). Accra. 2016, 88 с.

12. Agriculture in Ghana: Facts and Figures 2015. Accra. Ministry of Food and Agriculture (MOFA). 2017, 121 с.

13. Simple solutions can save Ghana's agriculture sector. https://www.ghanaweb.com/ Ghana-HomePage/NewsArchive/Simple-solutions-can-save-Ghana-s-agriculture-sector-313824 (дата обращения 17.08.2018)

14. Climate & Agriculture. http://www.our-africa.org/ghana/climate-agriculture (дата обращения 17.08.2018)

15. The Challenge of Agriculture in Ghana: What is to be Done? https://www.modernghana. com/news/203908/the-challenge-of-agriculture-in-ghanawhat-is-to-be-done.html (дата обращения 17.08.2018)

16. Ghana. Socio-economic context and role of agriculture. Country Fact Sheet on Food and Agriculture Policy Trends. Accra. 2015. 6 с.

17. Гаврилова Н.Г. Сельское хозяйство и проблемы продовольственной безопасности в Гане. Гана: 60 лет независимости. М. Институт Африки РАН. 2017, с. 135-143. ISBN 978-591298-204-0.

18. Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра. Азия и Африка сегодня. 2010, № 9, с. 8-14.

19. Laar A.K., Aryeetey N.O., Mpereh M., Zotor F.B. Improving nutrition-sensitivity of social protection programmes in Ghana. 2017. https://www.cambridge.org/core/journals/proceedings-of-the-nutrition-society/article/improving-nutritionsensitivity-of-social-protection-programmes-in-ghana/79452B16DA9DA1D7E9E43B44D4888271 (дата обращения 17.08.2018)

20. Rustin S. Almost 90% of Ghana's children are now in school. 7 Apr 2015. https://www.theguardian.com/education/2015/apr/07/ghana-global-education-campaign-young-ambassadors-visit-ghanaian-school (дата обращения 17.08.2018)

21. Абрамова И. Глобальный экономический кризис и страны Африки. Мировая экономика и международные отношения. 2009, № 9, с. 90-98.

GHANA: THE STATE OF AGRICULTURE AND PROSPECTS FOR FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF ACHIEVING SDGs

© 2018 Tatyana Denisova

DENISOVA Tatyana S., PhD (History), Leading Research Fellow, Institute for African Studies RAS. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka 30/1, e-mail: tsden@hotmail.com

Abstract. For the first time in Russian African studies, the author examines the current state of agriculture, challenges and prospects for food security in Ghana, which belongs to the group of African countries that have made the most progress in achieving the Sustainable Development Goals (SDGs). The SDGs are a collection of 17 global goals adopted by UN member states in 2015 with a view of achieving them by 2030. The SDGs include: ending poverty in all its forms everywhere (Goal 1); ending hunger, achieving food security and improved nutrition, and promoting sustainable agriculture (2); ensuring healthy lives and promoting well-being for all at all ages (3), etc. These goals are considered fundamental because the achievement of a number of other SDGs - for example, ensuring quality education (4), achieving gender equality (5), ensuring sustainable consumption and production patterns (12), etc. - largely depends on their implementation.

Ghana was commended by the world community for the significant reduction in poverty, hunger and malnutrition between 2000 and 2014, i.e. for the relatively successful implementation of the first of the Millennium Development Goals (MDGs, 2000-2015) - the eradication of extreme poverty and hunger. However, SDGs require more careful study and planning of implementation measures.

In order to achieve the SDGs, the Government of Ghana has adopted a number of programs, plans and projects, the successful implementation of which often stumbles upon the lack of funding and lack of coordination between state bodies, private and public organizations, foreign partners -donors and creditors, etc., which are involved in the processes of socioeconomic development of Ghana.

The author determines the reasons for the lack of food security in Ghana, gives an assessment of the state of the agricultural sector, the effective development of which is a prerequisite for the reduction ofpoverty and hunger, primarily due to the engagement of a significant share (45%) of the economically active population in this sector. The study shows that the limited growth in food production is largely due to the absence of domestic markets and necessary roads, means of transportation, irrigation and storage infrastructure, as well as insufficient investment in the agricultural sector, rather than to a shortage of fertile land or labor.

Keywords: Ghana, agriculture, food security, Sustainable Development Goals, poverty, hunger, malnutrition

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-16-31

References

Abramova I. Global'nyy ekonomicheskiy krizis i strany Afriki. (Global economic crisis and African countries) . Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. (World economy and international relations). 2009, № 9, p. 90-98.

Addressing Sustainable Development Goal 2: The Ghana Zero Hunger Strategic Review. Accra. 2017. 86 p.

Afrika v kontekste globalynoy prodovol 'stvennoy bezopasnosty. (Africa in the context of global food security). Moscow. IAfr RAS, 288 p. ISBN 978-5-91298-165-4.

Agriculture in Ghana: Facts and Figures 2015. Accra. Ministry of Food and Agriculture (MOFA). 2017, 121 p.

Assessing Progress in Africa toward the Millennium Development Goals. MDG Report 2015. Addis Ababa. 2015. 90 p.

CIA. The World Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ geos/gh.html (accessed 20.08.2018)

Climate & Agriculture. http://www.our-africa.org/ghana/climate-agriculture (accessed 17.08.2018)

Cooke E. Hague S. McKay A. (2016). The Ghana Poverty and Inequality in Ghana Report. UNICEF, 2016. 37 p.

Fituni L.L., Abramova I.O. Natsional'nie interesy Rossii na afrikanskom napravlenii v kontekste fundamental'nih trendov i formiruiushihsia ugroz v mirovoy ekonomike i politike. (The African direction of Russia's national interests in the context of fundamental trends and emerging threats to the global economy and international relations). Afrika i natsional'nie interesi Rossii (Africa and national interests of Russia). Moscow. IAfr RAS. 2016, pp. 5-19. ISBN 978-5-91298-183-8.

Fituni L.L. Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra. (The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow) Aziya i Afrika segodnya. (Asia and Africa today). 2010, № 9, pp. 8-14.

Gavrilova N.G. Sel'skoe hozjaystvo i problemy prodovol'stvennoy bezopasnosty v Gane (Agriculture and Food Security in Ghana). Gana: 60 let nezavisimosty (Ghana: 60 years of independence). Moscow. IAfr RAS, pp. 135-143. ISBN 978-5-91298-204-0.

Ghana LEAP 1000 Programme: Baseline Evaluation Report. Ministry of Gender, Children and Social Protection (MoGCSP). Accra. 2016. 88 p.

Ghana: Nutrition Profile. USAID. 2014. https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/ 1863/USAID-Ghana-Profile (accessed 18.12.2017)

Ghana: Nutrition Profile. USAID. 2014. https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/ 1864/USAID-Ghana-Profile (accessed 18.12.2017)

Ghana. Socio-economic context and role of agriculture. Country Fact Sheet on Food and Agriculture Policy Trends. Accra. 2015. 6 p.

Laar A.K. Aryeetey. N.O. Mpereh M. Zotor F.B. Improving nutrition-sensitivity of social protection programmes in Ghana. 2017. https://www.cambridge.org/core/journals/proceedings-of-the-nutrition-society/article/improving-nutritionsensitivity-of-social-protection-programmes-in-ghana/79452B16DA9DA1D7E9E43B44D4888271 (accessed 17.08.2018)

New Country Classifications by Income Levels: 2017-2018. World Bank. https://blogs.worldbank.org/opendata/new-country-classifications-income-level-2017-2018 (accessed 20.08.2018)

Nyumuah R.O. Hoang T. C. Amoaful E.F. Agble R. Meyer M. Wirth J.P. Locatelli-Rossi L. Panagides D. Implementing large-scale food fortification in Ghana: Lessons learned. Food and Nutrition Bulletin. 2012, № 33, pp. 293-300.

Rustin S. Almost 90% of Ghana's children are now in school. 7 Apr 2015. https://www.theguardian.com/education/2015/apr/07/ghana-global-education-campaign-young-ambassadors-visit-ghanaian-school (accessed 17.08.2018)

Simple solutions can save Ghana's agriculture sector. https://www.ghanaweb.com/ GhanaHome-Page/NewsArchive/Simple-solutions-can-save-Ghana-s-agriculture-sector-313 824 (accessed

17.08.2018)

The Challenge of Agriculture in Ghana: What is to be Done? https://www.modernghana. com/news/203908/the-challenge-of-agriculture-in-ghanawhat-is-to-be-done.html (accessed

17.08.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.