УДК 008:37:7 Б01: 10.36945/2658-3852-2020-4-19-28
В. А. Нестерова В. А. Самкова
ГАЛЕРЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ПРЕСТИЖА (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИНТЕРВЬЮ, САЙТОВ АРТ-ГАЛЕРЕЙ)
Сегодня культурное пространство галереи - это пространство реализации человеческой виртуальности (интересов, распространения креативных идей и взглядов, рождения новаций и сохранения традиций, формирования норм и ценностей) [Орлова, 2010]. Культурное пространство галереи представлено современными выставочными площадками, где эффективно транслируется, генерируется и интерпретируется новое искусство и новые смыслы.
Исторически большие города становились местом креативных практик и сосредоточением производства культурного капитала. Метафоры «города» позволяют определить не только потенциал культурных индустрий как системы производства культурного капитала, но и как места зарождения городских элит. Городское пространство подчинено логике необходимости развития и функционирования, городское пространство универсально, структура пространства города устойчива и прозрачна. Административные центры соседствуют с бизнесцентрами, центрами культуры и искусства, промышленные окраины формируют постиндустриальный ландшафт.
Сегодня креативность - как способность творческой элиты - определяет ее готовность генерировать новые идеи, что становится ее потребностью и необходимостью. Креативность определяет творческие способности, характеризует готовность к созданию и принятию принципиально новых идей, отличающихся от традиционных или устойчивых схем мышления большинства. Креативность является основным элементом одаренности в качестве независимого фактора, а также способностью решать проблемы, возникающие внутри статичных систем организации новых проектов. Говоря о креативных индустриях, мы определяем основные акторы креативности - городскую среду и человека творческого, креативно мыслящего. Несмотря на то что «креативные индустрии» как отрасли
© Нестерова В. А., Самкова В. А., 2020 г.
производства новых смыслов «имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, сегодня они формируют творческий потенциал для материального богатства, социально-экономический потенциал создания новых рабочих мест путем производства и реализации интеллектуальной собственности» [Лендри, 2018].
В исследовании подробно рассматриваются пространства современных выставочных площадок как места креативных практик и демонстрации престижа городских элит. Основная гипотеза работы определяет «галерейное пространство как место демонстрации престижа элит», что позволяет нам говорить не только о галерейном пространстве, но и об элитах. Арнольд Тойнби одним из первых современных философов дает характеристику и оценку интеллектуальной элите, говоря о ней как о сильном, но творчески мыслящем меньшинстве, которое объединяет остальных вокруг себя. Он считает, что интеллектуальная элита представляет собой небольшой социальный и культурный слой, но при этом является самой ценной стратой для устойчивого развития общества и поддержания критериев и степени его цивилизованности. Основной аргумент его концепции представлен следующим тезисом - «единственным подлинным критерием всех достижений элит является интеллект» [Тойнби, 1991].
В первую очередь возникает вопрос о социальной и культурной идентичности интеллектуальной элиты России и проблеме выявления ее критериев в социокультурном пространстве. Дело в том, что социологические критерии в данном случае недостаточны для выявления бытия интеллектуальной элиты. «Идентификация происходит не столько в координатах социальной структуры, сколько по способности к сложноорганизованной умственной деятельности, в плоскости производства интеллектуальных результатов и различных видов знания», - говорит В. Марков. Социологические параметры определяют интеллектуальную элиту и относят ее к среднему классу по экономическим критериям. Сложность определения элитарности связана в первую очередь с размытостью смыслового поля «элитарность», но если прибегнуть к дословному переводу, то это есть «отобранная фракция», как утверждает один из авторов статьи. В одном из дискуссионных клубов, в интервью Валентина Самкова говорит, что элиты «являются социальной общностью, наделенной не только властью, имеющей привилегии, определенный вес в обществе, влияющей на культуру и регулирующей процесс развития культуры. Элиты задают вектор изменения культурных парадигм, представителям элит не чужда интеллектуальная рефлексия и креативная энергия творчества». В отечественной социологии понятие «интеллектуальной элиты» используют для обозначения некой данности, некой категории в общественном сознании, и поэтому трудно найти ее четкое и устоявшееся понимание как социальной группы. Интеллектуальная элита, как оказывается, разбросана по всей социальной структуре и даже не определяема как средний класс в своем первом
приближении. Она проявляется, скорее, как некая группа, состоящая из разрозненных индивидов всей общественной системы, чем как полноценная социальная общность [Марков, 2013, с. 124]. Роль и функции интеллектуальной элиты всегда вызывали особый интерес у исследователей. Опираясь на ряд научных работ по теории элит Вильфредо Парето, Гаэтано Моски и Роборто Михельса, используя обобщенные выводы Георгия Константиновича Ашина в этой работе, актуализируем основные функции интеллектуальных элит:
- стратегическая функция, которая заключается в формировании стратегии и тактики развития российского общества посредством генерации новых идей, отражающих потребности общества в радикальных переменах, в определении стратегического вектора социокультурного развития;
- управленческая функция, определяющая логику исторического развития, когда интеллектуальная элита посредством культурного и интеллектуального руководства обществом становится регулятором процессов адаптации социальных субъектов к инновационным изменениям в социокультурной системе;
- интегративная функция - позволяет интегрировать различные социальные субъекты путем преодоления межгрупповых противоречий и разногласий между ними на базе сформулированных элитой убеждений и взглядов;
- коммуникативная функция, которая определяется тем, что в условиях мультикультурализма интеллектуальная элита формирует условия и средства для эффективных общесоциальных, профессиональных и межкультурных коммуникаций во времени и пространстве, способствуя таким образом гармонизации и стабилизации происходящих в обществе процессов;
- познавательная (гносеологическая) - заключается в том, что элита не только создает новые интеллектуальные конструкции, но и формирует теоретико-концептуальное, систематизированное знание о культуре, а также о процессах и явлениях, этапах и эпохах, расширяя тем самым не только диапазон знаний о культуре, но и о способах ее познания и др. [Марков, 2013, с. 125-126].
Сегодня представители элиты креативны, мобильны, они находятся на гребне культурного мейнстрима, предъявляя высокие требования к себе и другим, они стремятся к самопрезентации, они открыты к различным формам диалога. Если у представителя социального большинства наличествуют вполне конкретные общие для всех социальные запросы и ценности, то у представителя элиты ценности - индивидуальны, чаще они имеют не материальную, а духовную природу. Исходя из данного ряда критериев, мы классифицируем интеллектуальные элиты как часть общества, способную к духовной деятельности, обладающую высокими этическими и эстетическими принципами, что в большей степени определяет внимание большинства к жизни элит. Гипотетически, элиты формируют эталоны, вкусы большинства и обладают влиянием не только на мысли и действия, чувства и желания, эмоции, но и поведение массового человека.
Интеллектуальные элиты сегодня - это яркие, знаковые персоны, драйверы культурной жизни больших городов, они обладают творческим началом, способностью к созидательной деятельности, определяющие ее уникальность.
Атрибуцией престижа современных элит является: публичность, образцовость, ценностный ориентир деятельности, трансляция знаний и идей, интеллектуальная традиция (форма передачи знания), накопление и сохранение культурных парадигм, способность к экспертной деятельности [Ашин, 2010]. Сегодня отслеживается, как зарождается и формируется основной ресурс престижа современных элит, который представлен культурным капиталом и интеллектуальным багажом. Современной элите приходится все чаще балансировать между принятием стиля мышления массы и попытками приобщения массы к тому, что принято называть высокой культурой.
С одной стороны, элиты стремятся к поддержанию, производству, трансляции культуры уникальной, рассчитанной на избранных, с другой стороны, эта культура, пройдя через транслирование и тиражирование как способ массового производства и форму восприятия, трансформируется в очередной феномен массовой культуры. При этом сама элита непроизвольно направляет мировоззрение массы в соответствии с тем, что считается необходимым для функционирования сложившихся культурной, политической, социальной и экономической систем.
Здесь стоит подчеркнуть, в первую очередь, что эффективными способами применения культурного капитала являются сферы искусства, образования и творческой деятельности, где искусство обязывает субъекта понимать культурные смыслы через переживания, через внутренний диалог, через диалог с другим. И несмотря на то что искусство как духовная потребность, удовлетворяется в последнюю очередь, как показано в пирамиде Маслоу, где индивид, прошедший через все ступени базовых потребностей, начинает искать для себя нечто, отдаленное от обыденного бытия, и находит это нечто в музеях, галереях или в уличных пространствах [Маслоу, 1987]. Исходя из потребности в созерцании и созидании, индивид чаще отправляется в какую-либо креативную локацию, знаковое место именно потому, что он жаждет новизны и сопереживания, обновления чувств. Здесь важно понимать социальный и интеллектуальный запрос, что и как готов индивид потреблять, принимать, переживать, приходя в современные культурные пространства галереи. Согласно концепции Пьера Бурдье, культурный капитал включает и определяет различные культурные преимущества индивида или группы, он может быть переведен в экономическую выгоду в ходе развития креативных индустрий и реализации культурных проектов [Бурдье, 1986]. Прослеживается, как в городском пространстве активизировалась работа ряда галерей - как места креативных практик и культурных индустрий, что в большей степени способствует формированию культурного капитала элит.
В традиционных обществах государственные музеи, в большинстве своем зависящие от государственного финансирования, выполняют ряд прописанных в уставах функций, в том числе функцию просвещения, формирования культурной идентичности, являются выразителями тех «дискурсов, которые определяют социальную коллективною жизнь» [Эллард, 2019, с. 103]. В то же время отмечается опыт, когда музеям предшествовали частные коллекции, которые богатые владельцы собирали для удовлетворения своих амбиций, престижа и собственного удовольствия. В инновационных обществах галерея - это основной элемент структуры рынка современного искусства, где выставочное пространство отличается кардинально. Несмотря на то что порой мы попадаем на территорию и площадки, которые изначально были промзонами, «заводами», «фабриками» и имели базу промышленной архитектуры с элементами дизайна хай-тек, создаваемого в ходе реновации пространства, эти площадки становятся эпицентрами культурной жизни. Залы таких арт-галерей вытянуты, имеют бесконечные переходы между частями здания в виде лабиринта, это не мешает логистике посещения и росту престижа. В то же время, несмотря на то что сама деятельность современных галерей имеет коммерческий характер, она дополняет выставочную деятельность различными коммерческими проектами и альтернативными предложениями, в том числе по продаже художественных экспонатов, часто через аукционную форму продаж произведений искусства различных авторов, она закрепляет громкое имя галереи. Арт-галерея способна осветить имя художника, сделать его узнаваемым и востребованным, а ее посредническая функция позволяет осуществить взаимосвязь: «художник - произведение искусства - галерея -зритель (потребитель)» [Логинова, 2010, с. 31].
В работе рассматриваются основные локации галерей в исторической части города, в границах центральных улиц города. Выборка институций определяется опытом главенствующих персон, разносторонней деятельностью, концепциями выставок, включающих именитых художников. Важным критерием является запрос и интерес у зрителя, которые подтверждают довольно известные СМИ («ТЬеШ1аде», «Со11а», «Культура.Екатеринбург.рф»). Создание «места престижа» начинается с проектирования вида, дизайна и архитектуры. Архитекторы и дизайнеры пытаются приблизить окружающее пространство к природе, учитывая элементы естественной среды в контурах домов и планировке улиц. В то же время мы наблюдаем случаи, когда с неменьшим энтузиазмом девелоперы штампуют массивы многоэтажек, делая их безликими и вызывающими скуку и уныние у городского обывателя.
Необходимо подчеркнуть, что основным ресурсом заполнения галерейного пространства и формирования интерьеров являются предметы искусства, представленные различными направлениями и жанрами, мастерами, художниками, которые выступают не просто исполнителями, но и изобретателями и креатора-ми-творцами. Сегодня, приходя в галерею, зритель заинтересован не только в
получении интеллектуальной информации, он заинтересован в освоении культурных и социальных смыслов, знаков, он впитывает и поглощает новые идеи, способы и методы презентации и позиционирования [Логинова, 2010]. Коммуникативная роль организатора (арт-менеджера) является связующим звеном между акторами творческого проекта. Уникальность или креативность идеи закрепляет статус места, закрепляет его репутацию. Приобретенный статус креативного пространства создает привлекательность места, позволяет формировать экономическую политику, определяя место в общем рейтинге, что в совокупности определяет перспективы и будущее галереи. В связи с этим увеличивается и роль инвесторов, спонсоров, арт-менеджеров, которые выступают в роли модераторов и посредников, определяющих диапазон взаимоотношений между покупателями и непосредственно исполнителей-производителей. Они выясняют спрос и предложение, творческие ниши (определяют характер потребностей и возможностей) и с той, и с другой стороны, ищут взаимовыгодные условия для всех игроков, структурируя арт-рынок [Логинова, 2010, с. 32]. Здесь же стоит отметить главного игрока, конечной целью которого является получение максимальной прибыли (дивиденда), который выступает в статусе арт-директора, как инициатора и воплотителя всех креативных процессов и управляющего механизмом в структуре культурных индустрий.
Одним из ярких примеров эффективного запуска креативных арт-площадок в Екатеринбурге стало появление арт-галерей «Главный Проспект», «Синара-арт», «Стены», находящихся на улицах Ленина, ВИЗ-Бульвар и Мамина-Сибиряка.
Арт-директором последней является Марина Линкер, ее биография изобилует крутыми поворотами, она имеет опыт работы более 10 лет в сфере арт-рынка. По словам Марины, в будущем, кроме экспозиций, в галерее «Стены» будут проводиться арт-встречи, включая открытые мастер-классы, творческие семинары, тематические дискуссии [Линкер, 2020]. «Планируем приглашать музыкантов, театральных деятелей, писателей», - говорит в интервью Марина. При этом нужно отметить, что в галерее работает небольшая команда из трех человек, которая отлично справляется со всей работой. При создании галереи все интерь-ерные решения дизайн-проекта Марина принимала сама, вдохновившись гале-рейным пространством Лондона: «На предаукционной выставке "Sotheby's", где она обратила внимание на фактуру стен (насыщенные темно-графитовые -смотрелись стены не только эффектно, они работали естественным фоном в общей экспозиции)». Галерея «Стены» была создана буквально за пару месяцев и наполнилась художественной, пространственно-выставочной, просветительской, образовательной активностью [Линкер, 2020]. Галерея открылась персональной выставкой художника из Санкт-Петербурга Николая Блохина. Единственный в мире автор, сумевший взять высшие награды сразу в двух конкурирующих между собой американских профессиональных конкурсах - «PSA» и «ASOPA», лично
представил 44 живописные и графические работы. Личность Николая по праву можно назвать исключительной. Блохин является воспитанником и представителем русской классической академической школы живописи. Его участие в международных конкурсах принесло ему различные награды, в том числе Гран-при (Нью-Йорк, музей Метрополитен, 2002).
В то же время следует выделить еще одну галерею - как образец креативного и эффективного управления, создания интересных экспозиций и демонстрации не только художественных работ, но и престижа элит. С этой целью нам предстоит изучить накопленный опыт галереи «Синара-арт». Галерея открылась год назад, в сентябре 2019 года. Первыми проектами, наполнившими многофункциональные и современные выставочные залы, стали две выставки в рамках «5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства»: «Социалистический сюрреализм» московского фотохудожника Саши Генциса и «Глубины и поверхности» швейцарского художника Бернара Гаро. Неподдельный интерес у посетителей вызывает само здание галереи, которое имеет двухвековую историю и изначально было заложено как заводской госпиталь. Здание бывшего госпиталя Верх-Исетского завода, спроектировано было в XIX веке лучшим архитектором Екатеринбурга Михаилом Малаховым. Сама же история галереи начиналась в 2004 году, в ней на постоянной основе экспонируется коллекция уральских художников ХХ века (М. Брусиловского, В. Воловича, А. Лаушкина, В. Степанова и Л. Туржанского). Директором галереи приглашена Анна Пьянкова - искусствовед и арт-продюсер, арт-менеджером Дарья Костина, обе выпускницы факультета искусствоведения УрФУ. В одном из интервью Анна поделилась воспоминаниями и сокровенными мыслями, рассказывая о своих 15 годах в искусстве: «Сейчас мне интересно перейти в пространство галереи - я вижу, что за продвижением дилерства на арт-рынке стоит перспектива формирования актуального культурного поля» [Пьянкова, 2020]. По мнению Анны, у художника должен быть путь от мастерской, через галерею, к музейным площадкам, куда он должен стремиться постоянно. В галерее для зрителя важно иметь возможность не только смотреть, но и приобретать искусство. «Доступное коллекционирование - одна из миссий галереи», - говорит Пьянкова. Сегодня галерея успешно реализует проекты современного искусства с международным участием [Пьянкова, 2020]. Так, недавно в галерее прошла выставка «Монтана от и до» Анатолия Калашникова - уральского художника-монументалиста, известного далеко за пределами родины и отмеченного медалью Российской Академии художеств за свой вклад в искусство. В центре внимания оказывается 18-метровое произведение «Перегон скота в штате Монтана», ставшее частью собрания галереи «Синара-арт». По словам Ларисы Ефимовны Калашниковой, которая присутствовала на открытии выставки, судьба картины сложилась счастливо, это произведение высокого оценили художники Эрнст Неизвестный, Зураб Церетели, а также сенатор штата Монтана.
Не меньшей известностью в городе пользуется галерея «Главный Проспект», здание Международного центра искусств. Это бывший Аффинажный завод - памятник архитектуры, возведенный в 1916 году на Главном проспекте, сегодня это улица Ленина. К сожалению, автор проекта неизвестен. Основателем и строителем является первый руководитель завода горный инженер Н. Н. Бара-бошкин. В галерее проходит выставка «Нонреализм или нереальная реальность» художницы Евгении Васильевой (EVA). Евгения окончила с отличием факультет искусств МГУ им. М. В. Ломоносова (магистр в области изобразительного искусства) и Британскую высшую школу искусств и дизайна. Помимо творческой практики, Евгения занимается научно-исследовательской деятельностью. Она -автор 15 монографий, посвященных современному русскому искусству. Работы Васильевой в Екатеринбург привезла PR-директор журнала «Atmosphere» Александра Тиморина. Это первая выставка художницы за пределами Москвы в России. Ее произведения находятся в коллекциях Пьера Кардена (Франция), Музея Современного Искусства города Гибеллина (Италия), епархиального музея города Кальтаджироне (Италия), Фонда Ибрагима Кодры (Швейцария), а также в частных собраниях ценителей современного искусства по всему миру. Сегодня галерея - это современное арт-пространство для проведения выставок, концертов, лекториев и других культурных мероприятий. В «Главном Проспекте» представлены различные направления искусства - от визуального до камнерезного искусства, живой музыки и театрализованных вечеров. Основная цель Международного центра искусств - это диалог между различными культурными и научными сферами. Активная научная работа в большей степени способствует популяризации культуры, культурного наследия среди жителей и гостей города [Сам-кова, 2012].
За каждым из этих учреждений в целом стоит своя история, которая в конечном итоге приводит современного интеллектуала к актуализации феномена культурных индустрий и галерей как «места силы» и демонстрации престижа. Сегодня, посещая галереи, зрители оказываются рядом с чем-то подлинным, они имеют все шансы медитировать, сопереживая эмоционально не только сюжетной фабуле, погружаясь в колорит времени и места, что является одновременно интеллектуальной игрой и роскошью культурного досуга. Зритель вправе почувствовать себя той значимой социальной и культурной единицей в обществе, которая способна раздвигать границы сознания, приближаясь к эстетическому идеалу через самопознание, самосовершенствование, в какой-то степени осознавая себя частью целого мироздания. Здесь, в галерейном пространстве, искусство выполняет ряд основных функций, одна из которых - функция релятивизма - оставляет возможность каждому постичь философию мироздания, познать его глубину, при этом понять свое назначение, возможности разума в условиях современного мира.
Галерея как место проведения событийных мероприятий, как креативная форма досуга и подиум престижа интеллектуальных элит позволяет участникам ощутить, с одной стороны, пафос времени, с другой - поймать вдохновение, запустить энергию творчества. Порой организаторы креативных событий вначале проекта до конца не осознают его влияние на формирование престижа. Как правило, это приходит в совокупности с экспертным мнением, одобрением и осознанием возможностей проекта, насколько и как, соприкасаясь с культурным капиталом, потенциальные зрители генерируют идеи, множат смыслы и знания. Сама же креативность рассматривается как способность культурных акторов генерировать новые идеи. «Креативность определяет творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также как способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность рассматривается здесь как способность индивида к творчеству, а креативный труд как важный производственный фактор, уникальность которого достигается благодаря творческому потенциалу участников» [Самкова, 2019, с. 562].
Несмотря на то что интеллектуальные элиты балансируют между принятием стиля мышления массы и попытками приобщения ее к тому, что принято называть высокой культурой, они стремятся к производству, поддержанию и трансляции культуры - уникальной, рассчитанной все же на избранных. Но эта культура, пройдя через массовое производство и восприятие, трансформируется в очередной элемент массовой культуры. При этом мы наблюдаем, как элиты направляют мировоззрение массы в соответствии с тем, что считается необходимым для функционирования сложившейся социальной системы, и полученный опыт стремительно приближает к созданию и реализации новых смыслов. С одной стороны, среднестатистический потребитель, придя в галерею как представитель массовой культуры, не может определить объем глубинного знания, оформленного концептуально. С другой стороны, представитель интеллектуальной элиты несет цельный проект креативных индустрий, интеллектуального творчества, что ведет к созданию новых смыслов, поиску новых истин. Такие знаковые места, как галерея, требуют от своих современников качественного мышления, они, бесспорно, становятся «местом демонстрации престижа элит». В каком-то смысле галерея буквально существует для этого, чтобы быть инструментом рефлексии паблик-арта, порой оставаясь единственной возможностью объяснения социальных, политических и культурных событий в современном обществе. В то же время потребность общества в интеллектуальных элитах бесспорна в современной динамике мира, а интеллектуальная культура, как самое большое богатство этого мира, является ризомой или питательной почвой креативных индустрий.
Библиография
Ашин, Г. К. Элитология: история, теория, современность: монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - Москва : МГИМО Университет, 2010. - 600 с.
Горчицкая, Е. А. Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции // Вестник Омского ун-та. - 2011. - № 4. - С. 207-210.
Лендри, Ч. Креативный город : пер. с англ. - Москва : Изд. дом «Классика-ХХ1», 2006. - 399 с.
Линкер, М. «Арт-директор новой галереи Екатеринбурга с командой единомышленников возвела «Стены» за пару месяцев» / беседовал С. Колис-ниченко [Электронный ресурс] // екб.Собака.ш - 2020. - февраль. URL: https://www.sobaka.ru/ekb/city/society/103721 (дата обращения: 12.09.2020).
Логинова, Е. С. Методологические принципы и основные направления га-лерейной деятельности (на примере частных художественных галерей южного Урала) // Вестник Южно-Уральск. гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - № 8 (184). - С. 30-34.
Марков, В. И., Аксенов, П. В. Интеллектуальная элита России: проблема идентификации и идентичности // Грамота. - 2013. - №12 (38). - С. 121-127.
Орлова, Е. В. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологии. Серия: Прочие социальные науки. - 2010. - № 3 (18). - С. 1-12.
Пьянкова, А. Искусствовед по образованию и арт-продюсер по призванию, возглавила галерею «Синара Арт» / беседовал Н. Каплун [Электронный ресурс] // екб.Собака.ru. - 2020. - март. URL: https://www.sobaka.ru/ekb/oldmagazine/ aperitiv/106412 (дата обращения 12.09.2020).
Самкова, В. А. Глобальные города как особые фокусные узлы культуры / В. А. Самкова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 3. - С. 162-169.
Самкова, В. А. Город как система, производящая смыслы и рождающая энергию культурных индустрий // Национальные культуры в межкультурной коммуникации (Новая парадигма охраны культурного и природного наследия). -Минск : Колорград, 2019. - С. 561-567.
Тойнби, А. Д. Постижение истории. - Москва : Академический проект, 1991. - 802 с.
Эллард, К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие : пер. с англ. - 3-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 288 с.
Bourdieu, P. The forms of capital // Readings in economic sociology. Blackwell Publishers Ltd. - 1986. - Pp. 280-291.
Maslow, A. H. Motivation and Personality. - New York : Harpaer&Row. -1987. - 293 p.