Научная статья на тему 'ГАЛЕРЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ПРЕСТИЖА (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИНТЕРВЬЮ, САЙТОВ АРТ-ГАЛЕРЕЙ)'

ГАЛЕРЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ПРЕСТИЖА (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИНТЕРВЬЮ, САЙТОВ АРТ-ГАЛЕРЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
400
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ГОРОДА / КРЕАТИВНЫЕ ЛЮДИ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / ПРЕСТИЖ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нестерова Виктория Александровна, Самкова Валентина Александровна

Наш профессиональный интерес определен форматом креативности городской среды и мотивами творческого креативного субъекта. Сегодня становится явным интерес к формированию новых стимулов творческой активности субъекта. Основная функция креативных городских пространств - создание креативной среды, где формируются новые креативные идеи. С точки зрения социальной статистики, маркетинга и менеджмента, имиджбилдинга и геобрендинга, креативное пространство можно определить как особую инфраструктуру, где можно создавать не только событийные мероприятия, находить сторонников, сотрудников, а также партнеров для реализации инновационных социально значимых проектов. Арт-проекты галерейных пространств являются платформой креативных индустрий, производящих новые смыслы, а имидж галерейных пространств все чаще становится знаковым местом или местом (подиумом) демонстрации престижа интеллектуальных элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Нестерова Виктория Александровна, Самкова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GALLERY SPACE AS A PLACE FOR PRESTIGE DEMONSTRATION (BASED ON THE MATERIALS FROM AUTHOR'S RESEARCH STUDIES, INTERVIEWS, AND ART GALLERIESWEBSITES)

Our professional interest is determined by the format of creativity in the urban environment and the motives of a creative subject. Today, there is apparent interest in the formation of new incentives for the creative activity of the subject. The main function of creative urban spaces is to arrange a creative environment where new creative ideas are being formed. From the point of view of social statistics, marketing and management, image building and geo-branding, the creative space can be defined, as a special infrastructure where you can create not only events, but also find supporters, employees, as well as partners for the implementation of innovative socially significant projects. Art projects of gallery spaces are a platform for creative industries producing new meanings, and the image of gallery spaces is increasingly becoming an iconic place or place (podium) for demonstrating the prestige of intellectual elites.

Текст научной работы на тему «ГАЛЕРЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ПРЕСТИЖА (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИНТЕРВЬЮ, САЙТОВ АРТ-ГАЛЕРЕЙ)»

УДК 008:37:7 Б01: 10.36945/2658-3852-2020-4-19-28

В. А. Нестерова В. А. Самкова

ГАЛЕРЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ПРЕСТИЖА (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИНТЕРВЬЮ, САЙТОВ АРТ-ГАЛЕРЕЙ)

Сегодня культурное пространство галереи - это пространство реализации человеческой виртуальности (интересов, распространения креативных идей и взглядов, рождения новаций и сохранения традиций, формирования норм и ценностей) [Орлова, 2010]. Культурное пространство галереи представлено современными выставочными площадками, где эффективно транслируется, генерируется и интерпретируется новое искусство и новые смыслы.

Исторически большие города становились местом креативных практик и сосредоточением производства культурного капитала. Метафоры «города» позволяют определить не только потенциал культурных индустрий как системы производства культурного капитала, но и как места зарождения городских элит. Городское пространство подчинено логике необходимости развития и функционирования, городское пространство универсально, структура пространства города устойчива и прозрачна. Административные центры соседствуют с бизнесцентрами, центрами культуры и искусства, промышленные окраины формируют постиндустриальный ландшафт.

Сегодня креативность - как способность творческой элиты - определяет ее готовность генерировать новые идеи, что становится ее потребностью и необходимостью. Креативность определяет творческие способности, характеризует готовность к созданию и принятию принципиально новых идей, отличающихся от традиционных или устойчивых схем мышления большинства. Креативность является основным элементом одаренности в качестве независимого фактора, а также способностью решать проблемы, возникающие внутри статичных систем организации новых проектов. Говоря о креативных индустриях, мы определяем основные акторы креативности - городскую среду и человека творческого, креативно мыслящего. Несмотря на то что «креативные индустрии» как отрасли

© Нестерова В. А., Самкова В. А., 2020 г.

производства новых смыслов «имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, сегодня они формируют творческий потенциал для материального богатства, социально-экономический потенциал создания новых рабочих мест путем производства и реализации интеллектуальной собственности» [Лендри, 2018].

В исследовании подробно рассматриваются пространства современных выставочных площадок как места креативных практик и демонстрации престижа городских элит. Основная гипотеза работы определяет «галерейное пространство как место демонстрации престижа элит», что позволяет нам говорить не только о галерейном пространстве, но и об элитах. Арнольд Тойнби одним из первых современных философов дает характеристику и оценку интеллектуальной элите, говоря о ней как о сильном, но творчески мыслящем меньшинстве, которое объединяет остальных вокруг себя. Он считает, что интеллектуальная элита представляет собой небольшой социальный и культурный слой, но при этом является самой ценной стратой для устойчивого развития общества и поддержания критериев и степени его цивилизованности. Основной аргумент его концепции представлен следующим тезисом - «единственным подлинным критерием всех достижений элит является интеллект» [Тойнби, 1991].

В первую очередь возникает вопрос о социальной и культурной идентичности интеллектуальной элиты России и проблеме выявления ее критериев в социокультурном пространстве. Дело в том, что социологические критерии в данном случае недостаточны для выявления бытия интеллектуальной элиты. «Идентификация происходит не столько в координатах социальной структуры, сколько по способности к сложноорганизованной умственной деятельности, в плоскости производства интеллектуальных результатов и различных видов знания», - говорит В. Марков. Социологические параметры определяют интеллектуальную элиту и относят ее к среднему классу по экономическим критериям. Сложность определения элитарности связана в первую очередь с размытостью смыслового поля «элитарность», но если прибегнуть к дословному переводу, то это есть «отобранная фракция», как утверждает один из авторов статьи. В одном из дискуссионных клубов, в интервью Валентина Самкова говорит, что элиты «являются социальной общностью, наделенной не только властью, имеющей привилегии, определенный вес в обществе, влияющей на культуру и регулирующей процесс развития культуры. Элиты задают вектор изменения культурных парадигм, представителям элит не чужда интеллектуальная рефлексия и креативная энергия творчества». В отечественной социологии понятие «интеллектуальной элиты» используют для обозначения некой данности, некой категории в общественном сознании, и поэтому трудно найти ее четкое и устоявшееся понимание как социальной группы. Интеллектуальная элита, как оказывается, разбросана по всей социальной структуре и даже не определяема как средний класс в своем первом

приближении. Она проявляется, скорее, как некая группа, состоящая из разрозненных индивидов всей общественной системы, чем как полноценная социальная общность [Марков, 2013, с. 124]. Роль и функции интеллектуальной элиты всегда вызывали особый интерес у исследователей. Опираясь на ряд научных работ по теории элит Вильфредо Парето, Гаэтано Моски и Роборто Михельса, используя обобщенные выводы Георгия Константиновича Ашина в этой работе, актуализируем основные функции интеллектуальных элит:

- стратегическая функция, которая заключается в формировании стратегии и тактики развития российского общества посредством генерации новых идей, отражающих потребности общества в радикальных переменах, в определении стратегического вектора социокультурного развития;

- управленческая функция, определяющая логику исторического развития, когда интеллектуальная элита посредством культурного и интеллектуального руководства обществом становится регулятором процессов адаптации социальных субъектов к инновационным изменениям в социокультурной системе;

- интегративная функция - позволяет интегрировать различные социальные субъекты путем преодоления межгрупповых противоречий и разногласий между ними на базе сформулированных элитой убеждений и взглядов;

- коммуникативная функция, которая определяется тем, что в условиях мультикультурализма интеллектуальная элита формирует условия и средства для эффективных общесоциальных, профессиональных и межкультурных коммуникаций во времени и пространстве, способствуя таким образом гармонизации и стабилизации происходящих в обществе процессов;

- познавательная (гносеологическая) - заключается в том, что элита не только создает новые интеллектуальные конструкции, но и формирует теоретико-концептуальное, систематизированное знание о культуре, а также о процессах и явлениях, этапах и эпохах, расширяя тем самым не только диапазон знаний о культуре, но и о способах ее познания и др. [Марков, 2013, с. 125-126].

Сегодня представители элиты креативны, мобильны, они находятся на гребне культурного мейнстрима, предъявляя высокие требования к себе и другим, они стремятся к самопрезентации, они открыты к различным формам диалога. Если у представителя социального большинства наличествуют вполне конкретные общие для всех социальные запросы и ценности, то у представителя элиты ценности - индивидуальны, чаще они имеют не материальную, а духовную природу. Исходя из данного ряда критериев, мы классифицируем интеллектуальные элиты как часть общества, способную к духовной деятельности, обладающую высокими этическими и эстетическими принципами, что в большей степени определяет внимание большинства к жизни элит. Гипотетически, элиты формируют эталоны, вкусы большинства и обладают влиянием не только на мысли и действия, чувства и желания, эмоции, но и поведение массового человека.

Интеллектуальные элиты сегодня - это яркие, знаковые персоны, драйверы культурной жизни больших городов, они обладают творческим началом, способностью к созидательной деятельности, определяющие ее уникальность.

Атрибуцией престижа современных элит является: публичность, образцовость, ценностный ориентир деятельности, трансляция знаний и идей, интеллектуальная традиция (форма передачи знания), накопление и сохранение культурных парадигм, способность к экспертной деятельности [Ашин, 2010]. Сегодня отслеживается, как зарождается и формируется основной ресурс престижа современных элит, который представлен культурным капиталом и интеллектуальным багажом. Современной элите приходится все чаще балансировать между принятием стиля мышления массы и попытками приобщения массы к тому, что принято называть высокой культурой.

С одной стороны, элиты стремятся к поддержанию, производству, трансляции культуры уникальной, рассчитанной на избранных, с другой стороны, эта культура, пройдя через транслирование и тиражирование как способ массового производства и форму восприятия, трансформируется в очередной феномен массовой культуры. При этом сама элита непроизвольно направляет мировоззрение массы в соответствии с тем, что считается необходимым для функционирования сложившихся культурной, политической, социальной и экономической систем.

Здесь стоит подчеркнуть, в первую очередь, что эффективными способами применения культурного капитала являются сферы искусства, образования и творческой деятельности, где искусство обязывает субъекта понимать культурные смыслы через переживания, через внутренний диалог, через диалог с другим. И несмотря на то что искусство как духовная потребность, удовлетворяется в последнюю очередь, как показано в пирамиде Маслоу, где индивид, прошедший через все ступени базовых потребностей, начинает искать для себя нечто, отдаленное от обыденного бытия, и находит это нечто в музеях, галереях или в уличных пространствах [Маслоу, 1987]. Исходя из потребности в созерцании и созидании, индивид чаще отправляется в какую-либо креативную локацию, знаковое место именно потому, что он жаждет новизны и сопереживания, обновления чувств. Здесь важно понимать социальный и интеллектуальный запрос, что и как готов индивид потреблять, принимать, переживать, приходя в современные культурные пространства галереи. Согласно концепции Пьера Бурдье, культурный капитал включает и определяет различные культурные преимущества индивида или группы, он может быть переведен в экономическую выгоду в ходе развития креативных индустрий и реализации культурных проектов [Бурдье, 1986]. Прослеживается, как в городском пространстве активизировалась работа ряда галерей - как места креативных практик и культурных индустрий, что в большей степени способствует формированию культурного капитала элит.

В традиционных обществах государственные музеи, в большинстве своем зависящие от государственного финансирования, выполняют ряд прописанных в уставах функций, в том числе функцию просвещения, формирования культурной идентичности, являются выразителями тех «дискурсов, которые определяют социальную коллективною жизнь» [Эллард, 2019, с. 103]. В то же время отмечается опыт, когда музеям предшествовали частные коллекции, которые богатые владельцы собирали для удовлетворения своих амбиций, престижа и собственного удовольствия. В инновационных обществах галерея - это основной элемент структуры рынка современного искусства, где выставочное пространство отличается кардинально. Несмотря на то что порой мы попадаем на территорию и площадки, которые изначально были промзонами, «заводами», «фабриками» и имели базу промышленной архитектуры с элементами дизайна хай-тек, создаваемого в ходе реновации пространства, эти площадки становятся эпицентрами культурной жизни. Залы таких арт-галерей вытянуты, имеют бесконечные переходы между частями здания в виде лабиринта, это не мешает логистике посещения и росту престижа. В то же время, несмотря на то что сама деятельность современных галерей имеет коммерческий характер, она дополняет выставочную деятельность различными коммерческими проектами и альтернативными предложениями, в том числе по продаже художественных экспонатов, часто через аукционную форму продаж произведений искусства различных авторов, она закрепляет громкое имя галереи. Арт-галерея способна осветить имя художника, сделать его узнаваемым и востребованным, а ее посредническая функция позволяет осуществить взаимосвязь: «художник - произведение искусства - галерея -зритель (потребитель)» [Логинова, 2010, с. 31].

В работе рассматриваются основные локации галерей в исторической части города, в границах центральных улиц города. Выборка институций определяется опытом главенствующих персон, разносторонней деятельностью, концепциями выставок, включающих именитых художников. Важным критерием является запрос и интерес у зрителя, которые подтверждают довольно известные СМИ («ТЬеШ1аде», «Со11а», «Культура.Екатеринбург.рф»). Создание «места престижа» начинается с проектирования вида, дизайна и архитектуры. Архитекторы и дизайнеры пытаются приблизить окружающее пространство к природе, учитывая элементы естественной среды в контурах домов и планировке улиц. В то же время мы наблюдаем случаи, когда с неменьшим энтузиазмом девелоперы штампуют массивы многоэтажек, делая их безликими и вызывающими скуку и уныние у городского обывателя.

Необходимо подчеркнуть, что основным ресурсом заполнения галерейного пространства и формирования интерьеров являются предметы искусства, представленные различными направлениями и жанрами, мастерами, художниками, которые выступают не просто исполнителями, но и изобретателями и креатора-ми-творцами. Сегодня, приходя в галерею, зритель заинтересован не только в

получении интеллектуальной информации, он заинтересован в освоении культурных и социальных смыслов, знаков, он впитывает и поглощает новые идеи, способы и методы презентации и позиционирования [Логинова, 2010]. Коммуникативная роль организатора (арт-менеджера) является связующим звеном между акторами творческого проекта. Уникальность или креативность идеи закрепляет статус места, закрепляет его репутацию. Приобретенный статус креативного пространства создает привлекательность места, позволяет формировать экономическую политику, определяя место в общем рейтинге, что в совокупности определяет перспективы и будущее галереи. В связи с этим увеличивается и роль инвесторов, спонсоров, арт-менеджеров, которые выступают в роли модераторов и посредников, определяющих диапазон взаимоотношений между покупателями и непосредственно исполнителей-производителей. Они выясняют спрос и предложение, творческие ниши (определяют характер потребностей и возможностей) и с той, и с другой стороны, ищут взаимовыгодные условия для всех игроков, структурируя арт-рынок [Логинова, 2010, с. 32]. Здесь же стоит отметить главного игрока, конечной целью которого является получение максимальной прибыли (дивиденда), который выступает в статусе арт-директора, как инициатора и воплотителя всех креативных процессов и управляющего механизмом в структуре культурных индустрий.

Одним из ярких примеров эффективного запуска креативных арт-площадок в Екатеринбурге стало появление арт-галерей «Главный Проспект», «Синара-арт», «Стены», находящихся на улицах Ленина, ВИЗ-Бульвар и Мамина-Сибиряка.

Арт-директором последней является Марина Линкер, ее биография изобилует крутыми поворотами, она имеет опыт работы более 10 лет в сфере арт-рынка. По словам Марины, в будущем, кроме экспозиций, в галерее «Стены» будут проводиться арт-встречи, включая открытые мастер-классы, творческие семинары, тематические дискуссии [Линкер, 2020]. «Планируем приглашать музыкантов, театральных деятелей, писателей», - говорит в интервью Марина. При этом нужно отметить, что в галерее работает небольшая команда из трех человек, которая отлично справляется со всей работой. При создании галереи все интерь-ерные решения дизайн-проекта Марина принимала сама, вдохновившись гале-рейным пространством Лондона: «На предаукционной выставке "Sotheby's", где она обратила внимание на фактуру стен (насыщенные темно-графитовые -смотрелись стены не только эффектно, они работали естественным фоном в общей экспозиции)». Галерея «Стены» была создана буквально за пару месяцев и наполнилась художественной, пространственно-выставочной, просветительской, образовательной активностью [Линкер, 2020]. Галерея открылась персональной выставкой художника из Санкт-Петербурга Николая Блохина. Единственный в мире автор, сумевший взять высшие награды сразу в двух конкурирующих между собой американских профессиональных конкурсах - «PSA» и «ASOPA», лично

представил 44 живописные и графические работы. Личность Николая по праву можно назвать исключительной. Блохин является воспитанником и представителем русской классической академической школы живописи. Его участие в международных конкурсах принесло ему различные награды, в том числе Гран-при (Нью-Йорк, музей Метрополитен, 2002).

В то же время следует выделить еще одну галерею - как образец креативного и эффективного управления, создания интересных экспозиций и демонстрации не только художественных работ, но и престижа элит. С этой целью нам предстоит изучить накопленный опыт галереи «Синара-арт». Галерея открылась год назад, в сентябре 2019 года. Первыми проектами, наполнившими многофункциональные и современные выставочные залы, стали две выставки в рамках «5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства»: «Социалистический сюрреализм» московского фотохудожника Саши Генциса и «Глубины и поверхности» швейцарского художника Бернара Гаро. Неподдельный интерес у посетителей вызывает само здание галереи, которое имеет двухвековую историю и изначально было заложено как заводской госпиталь. Здание бывшего госпиталя Верх-Исетского завода, спроектировано было в XIX веке лучшим архитектором Екатеринбурга Михаилом Малаховым. Сама же история галереи начиналась в 2004 году, в ней на постоянной основе экспонируется коллекция уральских художников ХХ века (М. Брусиловского, В. Воловича, А. Лаушкина, В. Степанова и Л. Туржанского). Директором галереи приглашена Анна Пьянкова - искусствовед и арт-продюсер, арт-менеджером Дарья Костина, обе выпускницы факультета искусствоведения УрФУ. В одном из интервью Анна поделилась воспоминаниями и сокровенными мыслями, рассказывая о своих 15 годах в искусстве: «Сейчас мне интересно перейти в пространство галереи - я вижу, что за продвижением дилерства на арт-рынке стоит перспектива формирования актуального культурного поля» [Пьянкова, 2020]. По мнению Анны, у художника должен быть путь от мастерской, через галерею, к музейным площадкам, куда он должен стремиться постоянно. В галерее для зрителя важно иметь возможность не только смотреть, но и приобретать искусство. «Доступное коллекционирование - одна из миссий галереи», - говорит Пьянкова. Сегодня галерея успешно реализует проекты современного искусства с международным участием [Пьянкова, 2020]. Так, недавно в галерее прошла выставка «Монтана от и до» Анатолия Калашникова - уральского художника-монументалиста, известного далеко за пределами родины и отмеченного медалью Российской Академии художеств за свой вклад в искусство. В центре внимания оказывается 18-метровое произведение «Перегон скота в штате Монтана», ставшее частью собрания галереи «Синара-арт». По словам Ларисы Ефимовны Калашниковой, которая присутствовала на открытии выставки, судьба картины сложилась счастливо, это произведение высокого оценили художники Эрнст Неизвестный, Зураб Церетели, а также сенатор штата Монтана.

Не меньшей известностью в городе пользуется галерея «Главный Проспект», здание Международного центра искусств. Это бывший Аффинажный завод - памятник архитектуры, возведенный в 1916 году на Главном проспекте, сегодня это улица Ленина. К сожалению, автор проекта неизвестен. Основателем и строителем является первый руководитель завода горный инженер Н. Н. Бара-бошкин. В галерее проходит выставка «Нонреализм или нереальная реальность» художницы Евгении Васильевой (EVA). Евгения окончила с отличием факультет искусств МГУ им. М. В. Ломоносова (магистр в области изобразительного искусства) и Британскую высшую школу искусств и дизайна. Помимо творческой практики, Евгения занимается научно-исследовательской деятельностью. Она -автор 15 монографий, посвященных современному русскому искусству. Работы Васильевой в Екатеринбург привезла PR-директор журнала «Atmosphere» Александра Тиморина. Это первая выставка художницы за пределами Москвы в России. Ее произведения находятся в коллекциях Пьера Кардена (Франция), Музея Современного Искусства города Гибеллина (Италия), епархиального музея города Кальтаджироне (Италия), Фонда Ибрагима Кодры (Швейцария), а также в частных собраниях ценителей современного искусства по всему миру. Сегодня галерея - это современное арт-пространство для проведения выставок, концертов, лекториев и других культурных мероприятий. В «Главном Проспекте» представлены различные направления искусства - от визуального до камнерезного искусства, живой музыки и театрализованных вечеров. Основная цель Международного центра искусств - это диалог между различными культурными и научными сферами. Активная научная работа в большей степени способствует популяризации культуры, культурного наследия среди жителей и гостей города [Сам-кова, 2012].

За каждым из этих учреждений в целом стоит своя история, которая в конечном итоге приводит современного интеллектуала к актуализации феномена культурных индустрий и галерей как «места силы» и демонстрации престижа. Сегодня, посещая галереи, зрители оказываются рядом с чем-то подлинным, они имеют все шансы медитировать, сопереживая эмоционально не только сюжетной фабуле, погружаясь в колорит времени и места, что является одновременно интеллектуальной игрой и роскошью культурного досуга. Зритель вправе почувствовать себя той значимой социальной и культурной единицей в обществе, которая способна раздвигать границы сознания, приближаясь к эстетическому идеалу через самопознание, самосовершенствование, в какой-то степени осознавая себя частью целого мироздания. Здесь, в галерейном пространстве, искусство выполняет ряд основных функций, одна из которых - функция релятивизма - оставляет возможность каждому постичь философию мироздания, познать его глубину, при этом понять свое назначение, возможности разума в условиях современного мира.

Галерея как место проведения событийных мероприятий, как креативная форма досуга и подиум престижа интеллектуальных элит позволяет участникам ощутить, с одной стороны, пафос времени, с другой - поймать вдохновение, запустить энергию творчества. Порой организаторы креативных событий вначале проекта до конца не осознают его влияние на формирование престижа. Как правило, это приходит в совокупности с экспертным мнением, одобрением и осознанием возможностей проекта, насколько и как, соприкасаясь с культурным капиталом, потенциальные зрители генерируют идеи, множат смыслы и знания. Сама же креативность рассматривается как способность культурных акторов генерировать новые идеи. «Креативность определяет творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также как способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность рассматривается здесь как способность индивида к творчеству, а креативный труд как важный производственный фактор, уникальность которого достигается благодаря творческому потенциалу участников» [Самкова, 2019, с. 562].

Несмотря на то что интеллектуальные элиты балансируют между принятием стиля мышления массы и попытками приобщения ее к тому, что принято называть высокой культурой, они стремятся к производству, поддержанию и трансляции культуры - уникальной, рассчитанной все же на избранных. Но эта культура, пройдя через массовое производство и восприятие, трансформируется в очередной элемент массовой культуры. При этом мы наблюдаем, как элиты направляют мировоззрение массы в соответствии с тем, что считается необходимым для функционирования сложившейся социальной системы, и полученный опыт стремительно приближает к созданию и реализации новых смыслов. С одной стороны, среднестатистический потребитель, придя в галерею как представитель массовой культуры, не может определить объем глубинного знания, оформленного концептуально. С другой стороны, представитель интеллектуальной элиты несет цельный проект креативных индустрий, интеллектуального творчества, что ведет к созданию новых смыслов, поиску новых истин. Такие знаковые места, как галерея, требуют от своих современников качественного мышления, они, бесспорно, становятся «местом демонстрации престижа элит». В каком-то смысле галерея буквально существует для этого, чтобы быть инструментом рефлексии паблик-арта, порой оставаясь единственной возможностью объяснения социальных, политических и культурных событий в современном обществе. В то же время потребность общества в интеллектуальных элитах бесспорна в современной динамике мира, а интеллектуальная культура, как самое большое богатство этого мира, является ризомой или питательной почвой креативных индустрий.

Библиография

Ашин, Г. К. Элитология: история, теория, современность: монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - Москва : МГИМО Университет, 2010. - 600 с.

Горчицкая, Е. А. Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции // Вестник Омского ун-та. - 2011. - № 4. - С. 207-210.

Лендри, Ч. Креативный город : пер. с англ. - Москва : Изд. дом «Классика-ХХ1», 2006. - 399 с.

Линкер, М. «Арт-директор новой галереи Екатеринбурга с командой единомышленников возвела «Стены» за пару месяцев» / беседовал С. Колис-ниченко [Электронный ресурс] // екб.Собака.ш - 2020. - февраль. URL: https://www.sobaka.ru/ekb/city/society/103721 (дата обращения: 12.09.2020).

Логинова, Е. С. Методологические принципы и основные направления га-лерейной деятельности (на примере частных художественных галерей южного Урала) // Вестник Южно-Уральск. гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - № 8 (184). - С. 30-34.

Марков, В. И., Аксенов, П. В. Интеллектуальная элита России: проблема идентификации и идентичности // Грамота. - 2013. - №12 (38). - С. 121-127.

Орлова, Е. В. Культурное пространство: определение, специфика, структура // Аналитика культурологии. Серия: Прочие социальные науки. - 2010. - № 3 (18). - С. 1-12.

Пьянкова, А. Искусствовед по образованию и арт-продюсер по призванию, возглавила галерею «Синара Арт» / беседовал Н. Каплун [Электронный ресурс] // екб.Собака.ru. - 2020. - март. URL: https://www.sobaka.ru/ekb/oldmagazine/ aperitiv/106412 (дата обращения 12.09.2020).

Самкова, В. А. Глобальные города как особые фокусные узлы культуры / В. А. Самкова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 3. - С. 162-169.

Самкова, В. А. Город как система, производящая смыслы и рождающая энергию культурных индустрий // Национальные культуры в межкультурной коммуникации (Новая парадигма охраны культурного и природного наследия). -Минск : Колорград, 2019. - С. 561-567.

Тойнби, А. Д. Постижение истории. - Москва : Академический проект, 1991. - 802 с.

Эллард, К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие : пер. с англ. - 3-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 288 с.

Bourdieu, P. The forms of capital // Readings in economic sociology. Blackwell Publishers Ltd. - 1986. - Pp. 280-291.

Maslow, A. H. Motivation and Personality. - New York : Harpaer&Row. -1987. - 293 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.