В МИРЕ КНИГ
Г.С. Розенберг, Д.П. Мозговой, Д.Б. Гелашвили. Экология. Элементы теоретических конструкций современной экологии (учебное пособие)
Самара: Самарский научный центр РАН, 1999. 369с. Тираж 1000 экз.
В связи с актуальностью экологического образования в последние годы издается достаточно много учебной литературы по вопросам экологии. К их числу относится и рецензируемое издание (во всяком случае, так его определили авторы). В действительности - это фундаментальное оригинальное исследование по вопросам общей экологии, адресованное скорее специалистам, нежели учащимся. Особо следует отметить нестандартный подход в отбору, трактовке и изложению материала. Этим монография выгодно отличается от многих работ, ограничивающихся рассмотрением традиционного круга вопросов, которые откладываются в сторону после ознакомления с содержанием. Рецензируемая книга - своеобразный "кодекс" (свод законов) экологии с "постатейными комментариями" и, как кодекс для юристов, она призвана стать настольной книгой всякого специалиста, имеющего отношение к экологии и охране природы.
Книга написана на высоком профессиональном уровне, хорошим языком (опускаю трафаретное "доступным", поскольку текст требует математической подготовки) и, за исключением единичных огрехов (например, на рис.1 обозначения даны латинскими буквами, а в тексте - русскими), практически лишена недостатков. Высказанные ниже замечания сделаны исходя из принципа "лучшее, враг хорошего" (естественно, в понимании рецензента).
Книга содержит введение и шесть глав. Введение посвящено анализу эволюции понятия экологии с начала зарождения этой науки. Он выполнен в необычной манере -на 8 страницах убористого текста приведены более 60 определений экологии, начиная с Э.Геккеля (1866) и кончая В.И.Данилов-Да-нильяном (1998). Разнообразие представленных мнений позволяет глубже понять сущность экологии, развитие ее от аутэкологии к биосферологии, с одной стороны и просле-
дить тенденцию, характерную преимущественно для российской науки, рассматривать экологию как идеологическую основу объединения человечества для построения новой, отличной от коммунизма, утопии.
В первой главе рассматривается история экологии, представленная в виде хронологической таблицы, начиная с 2500 лет до нашей эры. В нее включены различные по характеру и значимости сведения - мифические представления древних о мироздании, формирование общебиологических знаний, некоторые великие географические открытия, природоохранные мероприятия, организация различных биологических обществ, институтов, введение экологических терминов, понятий, постулирование основных экологических законов. Таблица сопровождается краткими, но емкими комментариями и представляет большой познавательный интерес. Авторы справедливо отмечают, что построение таких таблиц - дело субъективное. Но рассматривая экологию как комплексную науку, авторы, по-существу, задались целью "объять необъятное". Поэтому отчасти таблица оказалась "перегруженной", а некоторые действительно важные для экологии события не нашли в ней отражения. Например, в ней достаточно хорошо представлена паразитология, но упущены два крупных открытия -теория природной очаговости болезней Е.Н. Павловского (его работы представлены достаточно спорной статьей "Организм как среда обитания") и открытие В.Н. Беклемишевым стабилизирующего влияния паразитов на структуру биоценозов (правда, эта работа крупнейшего советского биоценолога в свое время не получила должной оценки и среди паразитологов). Большой раздел в работе посвящен информационным аспектам организации систем, но ни в нем, ни в таблице не упоминаются основополагающие в этой области работы А.Г. Гурвича по биологическим полям. Число пожеланий в этом плане легко
преумножить.
Таблица сопровождается небольшим текстом, в котором излагается периодизация развития экологии. Привлекает, что для нее, после периода формирования основных понятий, использована классическая диалектическая триада "теза - антитеза - синтез". Это задает стиль изложения дальнейшего материала, в котором противоположные идеи рассматриваются не как противоречия, а как дополнения, элементы истины. Авторы избегают категоричности суждений, давая обильную пищу для размышлений, что выгодно отличает их работу от многих современных отечественных изданий, рассматривающие установленные закономерности как "истину в последней инстанции". В небольшом разделе "Смена парадигм в экологии" анализируется изменение экологических представлений в связи с революцией в естествознании: зависимость результатов от выбора системы, относительность понятий времени и пространства, неравновес-ность и динамичность экологических систем, ограниченность и разнообразие моделей "реальности". Главу завершают постраничные очерки, посвященные выдающимся экологам прошлого и современности. Написанные хорошим языком, несмотря на лаконичность, они дают представление не только о научном вкладе, но и о личности исследователей.
Вторая глава посвящена системной экологии. Здесь разбирается понятие простых и сложных систем, определяется объект экологии, значение и основные принципы построения моделей, познавательная и прогностическая ценность последних. В качестве отличительного свойства сложных систем постулируется способность хотя бы одного из ее элементов принимать решения - выбор поведения. В живых системах она реализуется уже на организменном уровне и, таким образом, всякая система, включающая живые организмы, является сложной по определению. В этом разделе, наряду с противопоставлением простых и сложных систем, целесообразно было бы сравнить свойства "классических" и "синергетических", неравновесных саморазвивающися систем. Тем более,
что со сменой моделей систем, в сущности, связана и смена парадигм в экологии и в других отраслях естествознания. При рассмотрении основных объектов экологии, на мой взгляд, недостаточно четко определен статус сообщества. В комментарии к приводимой табличке авторы заключают, что любое сообщество является экосистемой (далее идет ссылка на Рифлекса). С этим трудно согласиться - сообщество это все же элемент экосистем, который лишь при некоторых условиях может приравниваться к последним. Возможно, целесообразно разделить эти понятия по функциональным связям составляющих. Для экосистем свойственны потоки вещества, энергии и информации. Для сообщества, если его рассматривать "по горизонтали", два первых качества не обязательны, существенен лишь поток информации (например, сообщество растений, паразитов, хищников одного ранга). И только "вертикальные сообщества", при достаточно полном охвате трофических уровней, соответствуют экосистеме.
Третья глава названа "Вещественные, энергетические и информационные процессы в экосистемах". Она не совсем соответствует своему названию. Одно страничный очерк "Элементы биоэнергетики экосистем" посвящен глобальной характеристике первичной продукции, и естественно, не дает сколь-либо полных представлений о потоках вещества и энергии. Эту классическую проблему экологии, по-видимому, лучше было бы вообще опустить, поскольку она хорошо разработана и является непременной частью любого руководства по экологии. Этого нельзя сказать об информационной организации экосистем. Эта тема представлена двумя достаточно самостоятельными очерками. Один из них посвящен биологическим полям животных - в нем развиваются идеи Н.П.Нау-мова (к сожалению, здесь не цитируется литература, вышедшая после 1977 г.). Другой -более обширный, посвящен хемокоммуникации и достаточно полно характеризует взаимодействия между различными компонентами экосистем (пастбищная, детритная, трофические цепи, взаимодействия грибы - растения, низшие растения - животные, пато-
генное значение вторичных метаболитов). В этом разделе явно недостает обобщающего очерка о значении информационных потоков в организации экосистем.
В следующей главе "Система концепций современной экологии" представлены в виде схем основные теоретические положения (постулаты, принципы, законы, гипотезы, концепции и др.) экологии и их соотношения применительно к разным ее разделам: факториальной, дем-, син- и глобальной экологии (структура, функция, динамика), экологическому разнообразию, межпопуляционным взаимодействиям. При этом авторами проведена унификация и систематизация статуса экологических закономерностей. Это выгодно отличает рецензируемую работу от ранее предпринимавшихся попыток (Н.Ф. Реймерс, И.И. Дедю) представить основные теоретические положения экологии в виде некоего единого "кодекса".
Конкретные теоретические положения современной экологии раскрываются в "комментариях" - им посвящена пятая глава, составляющая половину обьема книги. В комментариях, помимо четких формулировок соответствующих положений, критически сопоставляются различные точки зрения pro et contra, приводятся многочисленные приме-
ры, цитаты из первоисточников и работ ведущих экологов, при возможности - математические модели. Это ядро книги представляет, в сущности, самостоятельный труд, название которого и вынесено в подзаголовок работы.
В заключительной главе рассматривается проблема устойчивого развития. Большая часть ее посвящена не глобальному, а региональным аспектам условий устойчивого развития. Формулируются основные принципы экологизации хозяйственной и управленческой деятельности в административной иерархии с целью достижения положений устойчивого развития.
Обычно при рецензировании хорошей книги выражают сожаление о небольшом тираже. В данном случае оно не уместно -полиграфическое исполнение ее далеко от современных стандартов: серенький текст, блеклые с трудом различимые фотографии, безобразная брошюровка - книга распадается на отдельные листки при просмотре первой сотни страниц. Остается надеяться, что последующие издания, а они, надеюсь, будут, окажутся более привлекательными в этом плане.
© Г.П. Краснощеков. Институт экологии Волжского бассейна РАН