Г.М. Казакова
НОН-ФИКШН В СОВРЕМЕННОЙ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ*
Нон-фикшн (от англ. Non-fiction - не-беллетристика) - художественно-публицистический жанр литературы, основными характеристиками которого являются сугубо реалистическое и документально точное изображение событий и персонажей через призму образного и эстетического восприятия автора.
Появление названия «нон-фикшн» относится к 1965 г., когда вышел роман Трумэна Капоте «Хладнокровное убийство», названный автором «nonfictionnovel». Произведение было основано на истории реального убийства. В книге Капоте раскрывал природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа.
Затем появились захватывающие для широкой читательской аудитории произведения Стивена Хокинга, благодаря которому большая часть землян узнала о существовании черных дыр, их свойствах и не только. Так оформился жанр научного нон-фикшн.
Следом возник Томас Вулф с нашумевшими книгами-исследованиями - «Электропрохладительный кислотный тест» и «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка», заложившими еще одно направление нон-фикшн - экспериментальную исследовательскую документальную прозу.
* Казакова Г.М. Нон-фикшн в современной книжной культуре. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/non-fikshn-v-sovremennoy-knizhnoy-kulture
Г.М. Казакова
Престижные мировые книжные премии - Премия Самуэля Джонсона, Пулитцеровская, Национальная книжная, «Большая книга» и др. закрепили значимость документальной литературы в профессиональной и читательской среде и окончательно оформили нон-фикшн в качестве самостоятельного направления.
В истории русской литературы предвестниками жанра нон-фикшн можно назвать путевые записки А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», И.А. Гончарова «Фрегат Паллада», А.И. Герцена «Былое и думы», автобиографическую прозу А.П. Чехова и др.
В советское время литература факта пользовалась огромным спросом. В СССР одних только научно-популярных журналов насчитывалось около 30. Популярны были книги Н. Эйдельмана, А. Гуре-вича, Ю. Лотмана и т.д.
Сегодня в России доля нон-фикшн в общем числе книг выросла еще больше. В настоящее время нет какого-либо крупного российского издательства, которое не публиковало бы произведения данного жанра.
Интерес к нон-фикшн имеет историко-экономическое обоснование и развивается волнообразно. Кризис и разочарование толкает людей от художественной прозы к документалистике, к осмыслению реальных событий. Нон-фикшн становится попыткой уравнять, компенсировать беллетризацию современной жизни.
Жанр нон-фикшн отличает, как правило, отсутствие вымышленных сюжетов и героев. Это рассказ о событиях, пропущенный через личностное мировосприятие автора, использование различных художественных и драматических приемов, построение композиции по драматическому принципу «сцена за сценой».
Для создания произведения нон-фикшн необходимо соблюдение важных условий, автор должен быть признанным экспертом по своей теме, а для литературы данного жанра важны краткость, полезность и оперативность, а также искренность произведения.
Современный нон-фикшн делится на несколько ключевых направлений: это биографии и мемуары; документальные хроники; эссе; путевые заметки (травелоги); критика; научные исследования; учебники; самоучители; словари; энциклопедии; техническая документация; юзер-гайд или «руководства для пользователей». Тенденцией
Нон-фикшн в современной книжной культуре
последнего времени являются электронные издания нон-фикшн, позволяющие оперативно получать интересующую информацию.
Нон-фикшн - пример «чистой информации», свободной от каких бы то ни было идеологических наслоений. В некоторой степени популярность такой литературы отражает кризис доверия к идеологии как таковой.
Т.А. Фетисова