МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Г.М. Казакова
МЕЙНСТРИМ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ*
Мейнстрим (англ. main stream - «основное», наиболее сильное течение) - это набор принятых, широко употребляемых, официальных культурных стандартов. Литературный мейнстрим представляет собой тот книжный пласт, который обширный круг читателей отчасти по воле собственных представлений, отчасти в силу традиции считает главным, «основным потоком» в современной литературе.
Это слово вошло в обиход в начале ХХ в. в Америке. Его авторство приписывают Уильяму Дину Хоуэллсу (1866-1920), романисту, эссеисту, литературному критику, редактору одного из самых влиятельных литературных журналов своего времени The Atlantic Monthly. Со времен У. Хоуэллса закладываются главные принципы мейнстри-ма: ориентация литературного произведения на демократические ценности и широкую аудиторию, актуальность тематики, реалистичность, акцент не столько на занимательность сюжета, сколько на анализ характеров, нравственных исканий героев.
Впоследствии мейнстрим стал употребляться в любом ведущем направлении искусства, а также любого массового движения общественной жизни.
* Казакова Г.М. Мейнстрим в современной литературе: Культурологический аспект. - Режим доступа: Шр8://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/теуш1:пт-у-80Угетеппоу-Н1ега1иге-ки11:иго^1сЬе8к1у-а8рек1
Г.М. Казакова
В литературном мейнстриме условно принято выделять diction -динамичную, конъюнктурную составляющую (быструю реакцию на изменения читательских вкусов, социальных перемен и общественных ожиданий) и literature - фундаментальные, канонические основания, которые, хотя и «легче» «высокого канона», но представляют литературу «серьезную», качественную беллетристику, достаточно многообразную и глубокую по своему содержанию и литературному исполнению.
Для каждого периода мейнстримом является свое литературное течение. Так, в западной и русской литературе XIX в. им был реализм, в советскую эпоху - социалистический реализм и т.д. В настоящее время мейнстримом считается литературное произведение на стыке жанров, отличающееся психологизмом сюжета и характеров героев.
Главным социальным признаком современного мейстрима можно назвать потребность в данном произведении широкой читательской аудитории, которая должна получить свою долю развлечения и комфорта. В отличие от массовой, маргинальной, элитарной, классической и других литературных направлений мейнстрим не укладывается в привычные жесткие рамки литературных стилей. Будучи явлением подвижным и подверженным переменчивому общественному массовому вкусу, он впитал в себя черты многих литературных стилей, примирив их противоречивость по отношению друг к другу.
От массовой культуры литературный мейнстрим вобрал в себя такие качества, как адаптационность, открытость, доступность, масштабность, простота, тривиальность, апелляция к обыденному опыту, обращение к архетипическим образам и пр. Последние десятилетия ХХ в. внесли в мейнстрим ранее маргинализированные, но отвечающие его общим принципам явления, которые были достаточно апологетическими, несли так называемые общечеловеческие ценности, понятные и близкие среднему читателю.
Мейнстрим также связан с классической / канонической литературой. Первоначально мейнстрим выступает полигоном для новых тенденций, имен, веяний, которые затем либо принимаются общественным сознанием, либо им отвергаются. В случае «укоренения» в коллективном сознании какой-либо тенденции мейнстрима она имеет шанс перейти в разряд «классической», «каноничной». Такова, напри-
Мейнстрим в современной литературе
мер, история русского авангарда начала ХХ в. или движение хипсте-ров середины ХХ в.
Регулятором процесса «канонизации» в мейнстриме выступают различные международные и национальные премии; сохраняемые до сих пор в обиходе образовательные списки литературы, рекомендованные для чтения школьникам; коммерческие издательства, ориентированные на подобную литературу, а также культурная критика.
Парадокс мейнстрима в том, что, будучи очевидным явлением в литературном процессе, он вызывает огонь критики и пренебрежение со стороны взаимоисключающих направлений. «Канонисты» отвергают его за ангажированность и сиюминутность; авангардисты - за инерционность и эстетическую примитивность; леворадикальные критики - за излишнюю законопослушность и склонность к апологетике; сторонники «высокой литературы» - за коммерческую выгоду и интеллектуальную убогость. Причины этого не столько в конфликтной природе мейнстрима, сколько в общей тенденции современного литературного пространства к полифонизму - разделению на практически не сообщающиеся между собой сегменты, сектора и рыночные ниши, ориентированные каждый на свою целевую аудиторию.
Т.А. Фетисова