Научная статья на тему 'ФУТУРИЗМ: ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ МАШИНЫ И МАШИНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ФУТУРИЗМ: ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ МАШИНЫ И МАШИНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ФУТУРИЗМ / МАНИФЕСТ / ИСКУССТВО / НАУКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афасижев Марат Нурбиевич

В статье представлены эстетические теории итальянских футуристов, в которых выражены их надежды на коренное преобразование европейского общества посредством развития техники. Показаны крайности апологетики «машинизма» как средства достижения новой эры в истории человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURISM: HUMINIZATION OF A MACHINE AND MACHINISATION OF A HUMAN

The article considers the aesthetic theories of Italian futurists, in which they express their hope for the crucial reformation of the European society by means of technical development. It shows the extremes of the apologetics of «machinism» as a way to reach the new era in the history of humanity.

Текст научной работы на тему «ФУТУРИЗМ: ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ МАШИНЫ И МАШИНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

© Афасижев М. Н., 2014

ФУТУРИЗМ: ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ МАШИНЫ И МАШИНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

В статье представлены эстетические теории итальянских футуристов, в которых выражены их надежды на коренное преобразование европейского общества посредством развития техники. Показаны крайности апологетики «машинизма» как средства достижения новой эры в истории человечества.

Ключевые слова: эстетика, футуризм, манифест, искусство, наука

Итальянский футуризм зародился как литературное направление, инициатором и главным теоретиком которого был Филиппо Томмазо Маринетти. В своих теоретических манифестах он изложил понимание роли искусства в современном обществе, которое отличалось — даже по сравнению с последующими программами модернистов — яростным отрицанием культуры и искусства прошлого на том основании, что современная цивилизация в корне должна изменить ценностные ориентации, став на позиции активного и практического преобразования мира при помощи техники и машин. В «Первом манифесте футуризма» Маринетти писал: «Мы говорим: наш прекрасный мир стал еще прекраснее — теперь в нем есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рев похож на пулеметную очередь, по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская» [1, с. 160]. Поэт-футурист доходит до экстаза, рисуя картину будущей машинной цивилизации. «Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы: пеструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун» [1, с. 161]. И далее: «Пусть прожорливые пасти вокзалов заглатывают чадящих змей. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающегося из их труб дыма. Пусть мосты гимнастическим броском перекинутся через ослепительно сверкающую под солнцем гладь реки. Пусть пройдохи-пароходы обнюхивают горизонт. Пусть широкогрудые паровозы, эти стальные кони в сбруе из труб, пляшут и пыхтят от нетерпения на рельсах. Пусть аэропланы скользят по небу, а рев винтов сливается с плеском знамен и рукоплесканиями восторженной толпы» [1, с. 161], — провозглашал Маринетти. Пожалуй, никогда больше художники последующих

направлений модернизма не воспевали технику и машины с такой восторженностью и размахом. Как считают отечественные и зарубежные искусствоведы, политической подоплекой футуристического воспевания индустриализации явилось стремление итальянской буржуазии преодолеть феодальные пережитки и экономическую отсталость Италии по сравнению с передовыми странами Европы и Америки. Например, М. Дамус в работе «Функции изобразительного искусства в позднем капитализме» пишет, что «футуристы в своей «эстетике» идентифицировали себя с целями итальянской буржуазии перед Первой мировой войной» [5, S. 28]. В частности, они приветствовали завоевательную колониальную политику Муссолини. «Да здравствует война, — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине!» [1, с. 160] — восклицал Маринетти.

Футуризм, в отличие от далеких от политики предшествующих течений в живописи — импрессионистов и кубистов — был предельно политизирован, и этим самым положил начало активному вмешательству модернизма в общественную жизнь. Но не только в этом футуризм выступил новатором, многие формально-технические новшества и в литературе, и в живописи получили развитие в различных направлениях изобразительного искусства XX века. Как впоследствии будет очевидно, в разных течениях модернизма вполне явственно реализовывались «советы» Маринетти, которые он давал в своем «Техническом манифесте футуристской литературы». А именно — «синтаксис надо уничтожить», «надо отменить прилагательное», «отменить наречие», «пунктуация больше не нужна», «сплетать образы нужно беспорядочно и вразнобой», а главное — «полностью и окончательно освободить литературу от собственного «я» автора», то есть от психологии. Более того, он

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (32) 2014

предлагает вообще исключить человека из объектов изображения в искусстве, а на его место «принять неживую материю». «Человеческая психология вычерпана до дна, и на смену ей придет лирика состояний неживой материи. Но внимание! Не приписывайте ей человеческих чувств. Ваша задача — выразить силу ускорения, почувствовать и передать процессы расширения и сжатия, синтеза и распада. Вы должны запечатлеть электронный вихрь и мощный рывок молекул... Горячий металл или просто деревянный брусок волнует теперь нас больше, чем улыбка и слезы женщины. Мы хотим показать в литературе жизнь мотора... Надо прислушаться к разговорам моторов и воспроизводить целиком их диалоги» [2, с. 165-166], — рекомендации Маринетти своим коллегам. А в заключение манифеста он восклицает: «Наступает век техники. Но что могут ученые, кроме физических формул и химических реакций? А мы сначала познакомимся с техникой, потом подружимся с ней и подготовим появление механического человека в комплексе с запчастями» [2, с. 168].

Таким образом, налицо декларативная апологетика «машинизма», которая сменила авторитет чистой науки, так или иначе, ранее оказывавшей влияние на искусство. От идей к их технологическому воплощению — такова эволюция от импрессионизма к футуризму на этом этапе развития модернизма. Наука в ее чистом виде еще не раз выступит в качестве ориентира и стимула творчества. Пока же в качестве основного объекта изображения в литературе и искусстве вообще выдвигалась машина или же человек в качестве механизированного робота, да еще и с запчастями.

Многие советы и установки футуризма, провозглашенные Маринетти, нашли воплощение в футуристической живописи. Так, вполне адекватна призыву изображать «механического человека» картина У. Боччони «Динамизм мускулов» (1913) или «Похороны анархиста Гал-ли» К. Кара (1910). Их коллеги — Дж. Северини, Дж. Балла, Л. Руссоло в своих картинах стремились изобразить «динамизм», «скорость» движения материальных тел или же «состояний души» (У. Боччони), беспорядочные скопления людей, разгул толпы или драки на улице, а также дина-

мизм абстрактных форм материи. Это вполне очевидно на примерах картин Дж. Балла «Динамическая последовательность» (1913), «Выстрел из ружья» (1915); Дж. Северини — «Сферическое распространение центробежного света» (1914), «14 июля» (1913), «Бронепоезд» (1915) и другие.

Как отмечали искусствоведы и критики, сравнение футуристической живописи с кубизмом, которое напрашивалось в период демонстрации первой в Париже в галерее Бернхейма, показало, что футуризм менее самобытен, и в известной мере использовал художественные открытия кубизма, а в дальнейшем развитии сближается и с абстракционизмом [3, с. 127].

Но если художественная радикальность и новаторство футуристической живописи не столь очевидны, все же идеи теоретиков и основателей футуризма нашли дальнейшее развитие и воплощение во многих направлениях модернизма. И с этих пор отношение к технике и вообще к науке и технологии в модернизме будет всегда актуальным. И, как справедливо утверждает В. И. Таса-лов, «зависимость эволюции искусства от развития техники констатировать нетрудно. Форма искусства — материал, технические средства различных видов искусства и даже возникновение новых сфер художественной деятельности — во многих случаях прямым образом обусловлена прогрессом техники» [4, с. 31].

Литература

1. Маринетти Ф. Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986.

2. Маринетти Ф. Т. Технический манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986.

3. Петрочук О. Футуризм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

4. Тасалов В. И. Прометей или Орфей. Искусство технического века. М.: Искусство, 1967.

5. Damus М. Funktion der Kunst im Spätkapitahs-mus. Frankfurt am Main.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.