Научная статья на тему 'Функционирование транспортно- производственной системы лесного комплекса как элемента системы устойчивого лесоуправления'

Функционирование транспортно- производственной системы лесного комплекса как элемента системы устойчивого лесоуправления Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кручинин И. Н.

Представленная работа предназначена для проведения анализа функционирования лесовозной транспортной сети Уральского региона. Цель настоящей работы выбор критериев оценки функционирования транспортно-производственной системы лесного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Кручинин И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONS OF TIMBER TRANSPORT AND PRODUCTION OF FOREST COMPLEX AS AN ELEMENT OF SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT

The present article is intended to carry out the analysis of functioning of timber transport network in the Ural region. The purpose of the article is to select the criteria for assessing the functioning of timber transport and production system of the forest complex.

Текст научной работы на тему «Функционирование транспортно- производственной системы лесного комплекса как элемента системы устойчивого лесоуправления»

УДК 629.113.01.012.81

И.Н. Кручинин

(1.К. КгисЫшп)

(Уральский государственный лесотехнический университет)

Кручинин Игорь Николаевич родился в 1962 г., окончил в 1984 г. Уральский лесотехнический институт, кандидат технических наук, доцент кафедры транспорта и дорожного строительства УГЛТУ. Имеет более 50 печатных работ по проблемам транспорта леса, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ

(OPERATIONS OF TIMBER TRANSPORT AND PRODUCTION OF FOREST COMPLEX AS AN ELEMENT OF SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT)

Представленная работа предназначена для проведения анализа функционирования лесовозной транспортной сети Уральского региона. Цель настоящей работы - выбор критериев оценки функционирования транспортно-производственной системы лесного комплекса.

The present article is intended to carry out the analysis of functioning of timber transport network in the Ural region. The purpose of the article is to select the criteria for assessing the functioning of timber transport and production system of the forest complex.

Оценка эффективности функционирования транспортно-производственной системы лесного комплекса (ТПСЛК) традиционно рассматривалась как основополагающий элемент системы по обслуживанию производства. В зависимости от поставленных производственных задач формировался комплекс технических средств, единая согласованная технология и мероприятия по снижению транспортных издержек. Возникла система лесотранспорта, когда под лесотранспортными операциями стали понимать не только переместительные, но и создание и расположение путей сообщения. Однако для лесного комплекса РФ необходимо учитывать еще особую роль объекта труда - лесную экосистему.

При функционировании систем лесозаготовительного производства по схеме устойчивого лесоуправления на основе критериев FSC (соблюдение принципов, установленных советом по управлению лесами) и стандарта

ISO 14001 сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов возможно только при условии экологической, экономической и социальной устойчивости деятельности всех отраслей лесного комплекса.

При таком подходе территориально распределенная ТПСЛК становится объединяющим элементом системы устойчивого лесоуправления, изображенной на рисунке .

Система устойчивого лесоуправления

Лесное хозяйство

лесозаготовительная отрасль лесного комплекса

лесоперерабатывающая отрасль лесного комплекса

Территориально распределенная транспортнопроизводственная система лесного комплекса

Система лесотранспорта

Первичный

лесотранспорт

Лесные дороги

Ус /Ветка/ Магистраль

Дороги общего пользования

Сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов

Объединяющая роль транспортно-производственной системы лесного комплекса при неистощительном природопользовании

В этом случае возникает качественно новая форма организации лесотранспортного процесса, когда во всех ее элементах на основе эффективного использования лесотранспортных машин, погрузочно-разгрузочного

оборудования обеспечивается максимально возможная сохранная беспере-грузочная доставка лесных грузов от лесосеки до грузополучателя при снижении удельных транспортных затрат. При этом ущербы лесной экосистеме должны быть наименьшими.

При неистощительном природопользовании многочисленные критерии оценки состояния лесной экосистемы многие исследователи [1, 2, 3] предлагают объединять в три группы: экономические, экологические и социальные. При этом степень отклонения параметров функционирования экосистемы определяется через величину неполученных социальных, экологических и экономических эффектов.

В работе [4] сделана попытка построения системы рационального управления транспортом леса с учетом эколого-экономической оценки воздействия на экосистему. При этом за критерий функционирования принималась величина изменения приро дно-ресурсного потенциала лесных экосистем.

На основании представленных работ и учитывая объединяющую роль транспортно-производственной системы лесного комплекса, оценку ее функционирования все же целесообразно рассматривать через экологические, экономические, а также социальные критерии эффективности.

Библиографический список

Лебедев Ю.В. Эколого-экономическая оценка лесов Урала. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 214 с.

Алексеев A.C. и др. Устойчивое управление лесным хозяйством: научные основы и концепции: учеб. пособие / под общ. ред. A.B. Селихов-кина. СПб, 1998. 222 с.

Герц Э.Ф. Теоретическое обоснование технологий рубок с сохранением лесной среды (на примере Уральского региона): автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.21.01 / Э.Ф. Герц. Екатеринбург, 2004. 44 с.

Кручинин И.Н. Функционирование лесотранспортной сети с учетом влияния на лесную экосистему // Леса России и хоз-во в них: жур. Вып 1(31) /УГЛТУ. Екатеринбург, 2009. С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.