Научная статья на тему 'Функционирование существительных общего рода в художественном тексте'

Функционирование существительных общего рода в художественном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
409
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА / ИНТЕНЦИЯ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / ХАРАКТЕРИСТИКА / ОЦЕНОЧНОСТЬ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / COMMON GENDER NOUNS / INTENSION / SENDER / ADDRESSEE / DESCRIPTION / EVALUATION / EXPRESSIVITY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Татьяна Сергеевна

В статье анализируется функционирование существительных общего рода. На материале диалогов из художественных текстов, выявлены и описаны четыре основные функции существительных: характеризующая, оценочная, экспрессивная, информативная и их сочетание. Исследуются взаимодействие адресанта с адресатом в процессе коммуникации, интенции говорящего при использовании существительных общего рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Function of common gender nouns in fiction

In article analyse function of common gender nouns. On base of dialogue of fiction was discovered and described four principal functions of nouns: functions of description, evaluation, expressivity and information. Was analysed interaction of addressee and sender in communication, of aims of sender at moment to use of common gender nouns.

Текст научной работы на тему «Функционирование существительных общего рода в художественном тексте»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

izvestia

penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta

imeni V. G. BELINSKoGo

humanities

№ 23 2011

УДК 811.161.1

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕГО РОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

© Т. С. ПАВЛОВА Московский государственный областной университет, кафедра современного русского языка e-mail: [email protected]

Павлова Т. С. - Функционирование существительных общего рода в художественном тексте // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 205-207. - В статье анализируется функционирование существительных общего рода. На материале диалогов из художественных текстов, выявлены и описаны четыре основные функции существительных: характеризующая, оценочная, экспрессивная, информативная - и их сочетание. Исследуются взаимодействие адресанта с адресатом в процессе коммуникации, интенции говорящего при использовании существительных общего рода.

Ключевые слова: существительныеобщего рода, интенция, адресант, адресат, характеристика, оценочность, экспрессивность, информативность.

Pavlova Т. S. - Function of common gender nouns in fiction // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belins-kogo. 2011. № 23. P. 205-207. - In article analyse function of common gender nouns. On base of dialogue of fiction was discovered and described four principal functions of nouns: functions of description, evaluation, expressivity and information. Was analysed interaction of addressee and sender in communication, of aims of sender at moment to use of common gender nouns.

Keywords: common gender nouns, intension, sender, addressee, description, evaluation, expressivity, information.

«Художественный текст, как известно, отличается высокой степенью продуманностью, целенаправленности, все языковые средства в нём подчинены определённой задаче, которую ставит перед собой автор» [2, 89]. Если говорящему необходимо кратко и ёмко выразить свое отношение ккому-чему-нибудь, то он может использовать в своей речи существительные общего рода (СОР). Они принадлежат к характеризующей лексике русского языка и не столько сообщают информацию, сколько оценивают и передают отношение говорящего. Существительные общего рода функционирую преимущественно в разговорном стиле речи, поэтому в качестве примеров их употребления мы будем использовать диалог как максимально приближенную к живой разговорной речи часть художественного текста. Диалог - «одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалог характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их семантического построения» [1, 132].

Наше исследование позволило выявить несколько функций, которые существительные общего рода выполняют в художественном тексте: а) харак-

теризующая; б) оценочная; в) экспрессивная; г) информативная.

Необходимо отметить, что выделение каждой функции в отдельности условно, так как, например, характеризующая и информативная функции проявляются при функционировании существительных общего родаодновременно. Можносказать, чтовнекоторыхсло-вах (коллега, староста, двойняшка и др.) нет оценочных элементов, однако информативный компонент семантики всегда присутствует в СОР. В отдельных случаях наблюдается «совмещение... оценочного и эмоционального» [3, 202] компонентов семантики, следовательно, и одновременное проявление соответствующих функций.

Характеризующая функция СОР заключается в описании характерных, отличительных качеств и черт человека. - Что же он вытворял? - живо заинтересовался городской старик... - Хэх!.. - Анисим покачал головой, долго молчал. - Шельма был... Один раз поймал нас у себя в огороде сосед наш, Егор Чалышев, ну, выпорол. За дело, конечно: не пакости. Арбузишки-то зеленые ишо, мы их больше портили, чем ели (В. Шукшин) Слово шельма используется говорящим для характеристики своего брата как человека хитрого, ловкого, плутоватого. Одновременно с характеристикой слово содержит информацию о названныхчертаххарактера.

23 2011

Интересным для нас представляетсяследующий пример: - Ты знаешь, - живо обратилась она к Кате, -он такой прожорливый! Я теперь всё время с собой еду вожу. Это не мужик, а прорва какая-то бездонная! -Я прорва бездонная?! - Ты, ангел мой!.. (Т. Устинова) В приведенном отрывке употреблено слово прорва, при помощи которого дается отрицательно-оценочная характеристика объекту оценки. Г оворящий адресует речь одному человеку - Кате, - а характеризует другого - своего мужа, - который присутствует при разговоре, следовательно, речь рассчитанаи на его восприятие. В предложении Это не мужик, а прорва какая-то бездонная перефразирован фразеологизм бездонная бочка, имеющий значение ‘кто-либо, способный много выпить или съесть и всё равно ощущать чувство голода или жажды’ [6, 38]. Слово бочка заменено более выразительным и эмоциональным прорва, поэтому словосочетание прорва бездонная воспринимается как экспрессивно-усилительное. Важной, на наш взгляд, является и реакция адресата на существительное общего рода, употребленное по отношению к нему. Отрицательно-оценочные существительные общего рода в большинстве своем вызывают у адресата чувство обиды и возмущения, что отражено в приведённом диалоге вопросительно-восклицательной интонацией реплики мужа.

Оценочная функция является одной из основных функций, так как оценочные элементы содержатся в семантике большинства СОР. Оценка выражается «в структуре семемы основного значения слова.., либо конкретной семой оценочного содержания в семантической структуре слова» [4, 185]. Существительные общего рода можно разделить на две группы: отрицательно-оценочные и положительно-оценочные слова. В соответствии с этим находится и их употреблении: Фома сердился на него за насмешки и однажды, задетый за сердце, презрительно сказал: - А ты - попрошайка, нищий! (М. Горький) Говорящий выбирает отрицательно-оценочноесуществительноеобщегорода попрошайка, уточняя его значение синонимом нищий, с целью обидеть, задеть чувства своего собеседника.

В некоторых контекстах можно встретить так называемую «фиктивную» оценку, подкоторой мыпони-маем притворное выражение положительной или отрицательной оценки с целью замаскировать истинное отношение. - Я сам виноват! - Игорь уже в десятый раз с удовольствием анализирует ситуацию. - Надо было сразу вырубить первого. Он был поздоровей. А я стал демонстрировать класс, показывать приемы... -Помолчи, балаболка! - с плохо скрываемой симпатией прикрикивает Федяев (Л. Филатов). Федяев характеризует Игоря отрицательно-оценочным существительным балаболка, но при этом слова автора «с плохо скрываемой симпатией» показывают истин-ноеотношение говорящего. Федяеву, такжекакиИго-рю, доставляет удовольствие обсуждать их потасовку, но он не хочет показывать это своему товарищу, поэтому прикрывает истинное эмоциональное состояние приказом замолчать, переданным глаголом в повели-

тельном наклонении, и отрицательно-оценочным обращением балаболка.

Однако,какпоказываютнашинаблюдения, говорящий, употребляющий в своей речи существительные общего рода, не всегда учитывает реакцию слушающего . Для адресант в некоторых случаях более значи мым, чем реакция адресата, может являться выражение собственных эмоций. Эту функцию СОР мы назовем экспрессивной. Необходимо отметить, что в той или иной степени экспрессия как оттенок, наслоение семантики, как изобразительно-выразительное качество содержится у большинства существительных общего рода. Здесь под термином экспрессивный мы понимаем: выражающий эмоций и чувства говорящего.

Особенно ярко экспрессивная функция (выражение эмоций говорящего) существительных общего рода проявляется в ситуации отсутствия характеризуемого лица в процессе речевого акта: - Ни черта он не слышал! - заходится Сима. - Это всё кэгэбэшные штучки! Это ему такое задание дали - распространять поганые слухи!.. У-у, стукачина! (Л. Филатов) Отрицательно-оценочная лексема стукачина с увеличительным суффиксом -ин- выражает эмоциональное состояние говорящего - негодование, угрозу, - кото-роепередаетсятакжеивспомогательнымисредствами, вчастности междометием у-у - «восклицание, которое выражает укоризну, угрозу, негодование» [5, 362] и восклицательной интонацией. Интенцией говорящего, т. е. целью употребления существительного общего рода, является выражение отношения к адресату, но так как адресат не присутствует при разговоре, то говорящий не рассчитывает на какую-либо реакцию с его стороны. В этом случае для говорящего может быть важно выражение собственных эмоций. В следующем примере существительным деревенщина вы-ражаетсяпренебрежениеговорящегокобъектувыска-зывания: - А я больше не гвардеец, - сказал Гай, криво усмехаясь. - Выгнали меня из Гвардии, Мак. Я теперь всего-навсего армейский капрал, учу деревенщину, какая нога правая, какая - левая (А. и Б. Стругацкие). Говорящий расстроен произошедшими с ним переменами, недоволен своими новыми обязанностями. На его эмоциональное состояние в момент произнесения речи указывают слова автора ( криво усмехаясь ), а также слова самого Гая (выгнали, всего-навсего). Поэтому выбор существительного общего рода неслучаен: это-эмоционально-экспрессивное средство языка, передающее душевное состояние героя.

Все перечисленные функции напрямую связаны с семантикой слова, в которой одновременно могут присутствовать элементы характеристики, оценки, информации и экспрессии. По требованиям конкретного контекста тот или иной элемент семантики может проявляться в большей степени, в связи с чем мы можем говорить о выполнении словом определенной функции.

Так, положительно-оценочные СОР используются говорящим в основном с целью оценить положительно, похвалить. - Правильно. Купим. Умница, Тоня! (Б. Пастернак) В этой фразе существительное общего

Филологические НАУКИ

рода умница употреблено для похвалы, говорящий выражает своё одобрение. Это оценочная функция.

В другом примере существительное умничка используется не в качестве положительной оценки субъектом каких-либо поступков и действий объекта, а с целью поддержать, подбодрить человека, берущегося за сложное дело. - Тяжело, наверное, с непривычки? Ну ничего, думаю, вы быстро адаптируетесь. Ведь вы умничка, Елена Владимировна. Да и помощник у вас толковый! (Т. Устинова) Это экспрессивная функция.

То же положительно-оценочное существительное общего рода умница может использоваться авто-ромдляхарактеристикигероя,егосообразительности: Умница Мак явно знал, о чем пойдет разговор, и прокурор вдруг отказался от первоначального плана беседы... (А. и Б.р. Стругацкие). Это характеризующая функция.

На наш взгляд, реализация той или иной функции связана с синтаксической позицией и окружением СОР, но этот вопрос требует специального исследования.

Таким образом, мы выделили четыре основные функции существительных общего рода: характеризующую, оценочную, экспрессивную и информативную. Установлено, что характеризующие, оценочные, информативные и экспрессивные компоненты одно-

временно содержатся в семантике большинства существительных общего рода, а в конкретной речевой ситуации один из них проявляется в большей степени, поэтому мы можем говорить о выполнении словом той или иной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., «Сов. Энциклопедия», 1966. 608 с.

2. Герасименко Н. А. Бисубстантивный тип русского предложения. Монография. М.: Издательство МПУ «Сигналь», 1999. 136 с.

3. Лекант П. А. Рациональное и эмоциональное в русском предложении: семантика эмоционального состояния // Лекант П. А. Грамматические категории слова и предложения. М.: Издательство МГОУ, 2007. С. 201-205.

4. Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства её вы-раженияврусскомязыке.Дис.. ..докт.филолнаук.М.,

1996. 549 с.

5. Словарьструктурныхсловрусскогоязыка/В.В.Мор-ковкин, Н. М. Луцкая, Г. Ф. Богачева и др. М.: Лазурь,

1997. 420 с.

6. Фразеологический словарь / Сост. Степанова М. И. СПб.: Виктория плюс, 2003. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.