УДК 330 (100)
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕТЕВЫХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
М. К. Цой
FUNCTIONING OF NETWORK STRUCTURES IN THE MODERN WORLD
M. K. Tsoy
Аннотация. В статье дается определение сетевым структурам. Описываются причины их возникновения. Рассматриваются их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: сетевые структуры в глобальной экономике, сетевая экономика, сетевая организация, кластер.
Abstract. In this article the définition of network structures is given. The reasons of their emergence are described. Their advantages and disadvantages are considered.
Key words: network structures in global economy, network economy, the network organization, a cluster.
Актуальность изучаемой темы состоит в том, что в последнее десятилетие происходит тенденция усиления конкуренции в глобальном масштабе. Это привело к тому, что организации во всем мире начинают менять свои стратегии. Они стали отходить от централизованной многоуровневой иерархии и переходить к более гибким структурам, напоминающим, скорее, сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Процесс глобализации представляет собой усиление взаимозависимости экономических субъектов в мире. Сейчас увеличивается число крупных торговых сетей, имеющих свои представительства в большинстве стран мира. И одним из последствий этого стало то, что промышленное производство из высокоразвитых стран постепенно переместилось в развивающиеся страны. Китай превратился во всемирную фабрику, обеспечивающую текстилем и обувью полмира. Но в России сетевые структуры не так давно появились, и еще предстоит изучить их роль в российской экономике. Кроме того, остается нерешенным вопрос: способствует ли сетевая организация эффективному регулированию экономики.
Определение сети дает в своей работе М. Н. Кондратьева. Итак, сети представляют собой совокупность компаний или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Сети или внутренние рынки предполагают создание рыночной экономики внутри компании. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю среду компаний (создание «внутренних рынков») вызвало к жизни рассматриваемый тип структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими компаниями [1, с. 44].
Сетевые структуры взаимодействия (кооперации) в виде кластеров в области компьютерной техники и информационных технологий впервые появи-
лись в Силиконовой долине (США), в области связи и телекоммуникаций - в Хельсинки (Финляндия), в области кинопроизводства - в Голливуде (США).
С развитием телекоммуникационных каналов связи (Интернет) кластеры в глобальной экономике трансформировались в сетевые структуры (пространственные и компьютерные), когда местоположение ресурсов для предпринимательской деятельности перестало носить доминирующий характер.
Главное отличие кластера от сети состоит в том, что он географически ограничен и представляет собой сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университеты, агентства по специализации и т.д.) [2, с. 13].
Сеть состоит из узлов и ячеек. Роль узлов выполняют, как правило, мегаполисы, транснациональные компании (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), биржи. Биржи и ТНБ обеспечивают либерализацию финансовых рынков и создают правила игры для виртуальной экономики финансовых технологий (либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость границ, гарантии государств иностранным финансовым инвесторам и др.). Эти правила вырабатываются с целью сохранения устойчивости системы и представляют собой институциональные ограничения формального (законодательство, регулирующие правила, изменения в Конституции) и неформального (нормы, соглашения) характера [2, с. 18].
Сеть может объединять поставщиков сырья с производителями продукции для совместной реализации конкретного проекта. При этом каждый участник сети осознает свою независимость, дорожит ею и хочет кооперироваться друг с другом, предоставлять свою продукцию или услуги для того, чтобы сохранять собственное место в конкретной ценностной цепи (сети) [1, с. 44]. Форма взаимозависимости хозяйствующих субъектов в сетевых структурах обеспечивает синергетический эффект от кооперации, что приводит к минимизации издержек, в том числе трансакционных. Поэтому данный вид взаимоотношений выгоден для обеих сторон.
Развитие сетевых организаций началось в 1980-х гг., когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур. В качестве примера действующих сетевых организаций можно назвать следующие:
1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).
2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).
3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские «ке1ге18и» (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например «Вольво» в Швеции).
4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе [3, с. 18].
Как правило, сети служат проводниками инициатив отдельных экономических агентов и их объединений. Объективными обстоятельствами заинтересованности центра сетевой структуры, расширяющей свой бизнес в других странах и регионах, являются более дешевые материалы и трудовые ресурсы, политика налогообложения и таможенных пошлин. При этом для национальной политики опасность заключается в реальной возможности сетевых объединений влиять на процесс реализации местных решений органов власти.
В некоторых случаях сетевая организация служит условием для разрешения возникших противоречий и решения насущных социально-экономических проблем.
В своей работе М. Н. Кондратьева выделяет следующие преимущества и недостатки сетевых структур.
Преимущества сетевых структур:
1) адаптивность компаний к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;
2) концентрация деятельности компании на приоритетных областях специализации, на уникальных процессах;
3) существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;
4) низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;
5) привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей;
6) принцип добровольности контрагентов, нацеленных на достижение определенных, точно измеренных результатов.
В качестве специфических слабых мест сетевой компании и сетевой структуры управления можно назвать следующие:
1. При формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля.
2. Возникает чрезмерная зависимость результатов от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров.
3. Практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений [1, с. 44].
В российской экономике в настоящее время опыт функционирования сетевых структур невелик, и поэтому мы можем говорить об их эффективности в краткосрочном периоде.
В России сетевые организации пока еще не получили широкого распространения. Однако есть компании, которые активно сотрудничают с иностранными компаниями, и их совместные действия взаимовыгодны для обеих сторон. Это такие транснациональные корпорации, как «Газпром», «Лукойл» и др. Так, например, «Газпром» сотрудничает с немецкой компанией «Siemens». Сотрудничество «Газпрома» и «Siemens» развивается по таким направлениям, как инновационное развитие, информатизация, телемеханика и телекоммуникации; электроэнергетика; энергосбережение и экология; новые медицинские технологии [4]. Также в России распространены компании, которые лицензируют российские технологии и продукты и продают их западным фирмам, последние же на их базе производят и реализуют готовые продукты. К числу подобных компаний относятся «Информатик», «Spirit», «Cognitive Technologies», «ABBYY» и др. [5, с. 82].
Нельзя не согласиться и с некоторыми экономистами, которые придерживаются мнения, что Россия не готова перейти к новым методам управления, которые используются в сетевой экономике. В частности, Н. Усик считает, что уровень развития российской экономики не позволяет использовать передовые формы и методы управления, применяемые среди сетевых организаций, по следующим причинам:
- рыночные отношения находятся на стадии развития;
- частная форма собственности не вполне социально ответственна;
- структура экономики нарушена, что угрожает национальной безопасности;
- безработица и низкий уровень жизни большей части населения не стимулируют профессиональный и творческий потенциал общества.
В таких условиях российские организации пытаются выжить, используя формы и методы управления, апробированные и давшие положительные результаты в развитых странах.
Как отмечает автор, управление в индустриальном обществе всегда основывалось на дефиците материальных ресурсов, было капиталоемким, поэтому ориентировалось на экономию издержек. Оно осуществлялось по уровням иерархии. Действительно, российская специфика состоит в том, что в ней превалируют вертикальные связи (иерархические), в то время как в постиндустриальном обществе, где знание и время являются основными ресурсами, преобладают горизонтальные связи, которые позволяют согласовать интересы субъектов [2, с. 17-18].
Можно также согласиться и с мнением Л. Степулевой, которая считает, что переход к сетевым структурам необходим в некоторых отраслях, так как большая часть российских производителей продолжает оставаться неконкурентоспособной на глобальных мировых рынках. При этом отсутствует положительная структурная и инновационная динамика экономики в целом; остается экспортно-сырьевая направленность экономики и зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Данная проблема свойственна и для лесного комплекса Приморского края. К основным проблемам, сдерживающим развитие лесопромышленного комплекса Приморского края в настоящее время, можно отнести: снижение качества лесных ресурсов, использование устаревших технологий, постоянный рост тарифов, цен на энергоресурсы и др. Решить данные проблемы, по мнению ученых-экономистов, можно будет с по-
мощью развития кластеров как сетевой формы их интеграции. И экономический эффект (снижение затрат) от формирования сетевых структур в деревообрабатывающих отраслях будет реализовываться через исключение из производственного процесса ряда промежуточных операций, рациональное сочетание взаимосвязанных производств разных отраслей в одном технологическом процессе, улучшение качества промежуточной продукции и т.д. [6, с. 134].
В современном мире, как можно заметить, активно идет развитие информационных технологий. Это приводит к тому, что глобальная экономика все больше становится сетевой. Многие организации стремятся быть конкурентоспособными и сокращать свои издержки за счет сотрудничества с другими организациями, даже иностранными, где дешевые ресурсы. И несмотря на то, что сотрудничество взаимовыгодно, большую выгоду получают сильные развитые страны.
Список литературы
1. Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. - Ульяновск : УлГТУ, 2011.
2. Усик, Н. Глобальная экономика: обоснование управленческих модернизаций / Н. Усик // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 10.
3. Мильнер, Б. З. Теория организации : учеб. / Б. З. Мильнер. - М. : ИНФРА-М, 2012.
4. иКЬ: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/march/article187027/
5. Стрелец, И. А. Сетевая экономика : учеб. / И. А. Стрелец. - М. : Эксмо, 2006.
6. Степулева, Л. Формирование сетевых структур в деревообрабатывающей отрасли на примере Приморского края / Л. Степулева // Риск. - 2013. - № 4.
Цой Марина Климентьевна
студентка,
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Tsoy Marina Klimentyevna student,
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
УДК 330 (100) Цой, М. К.
Функционирование сетевых структур в современном мире / М. К. Цой //
Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). -С. 95-99.