Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОК-ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕСЕРИАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СИТКОМА "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ")'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОК-ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕСЕРИАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СИТКОМА "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ РОК / РОК-ТЕКСТЫ / РОК-МУЗЫКА / ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / РОК-МУЗЫКАНТЫ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕРИАЛЫ / ТЕЛЕСЕРИАЛЫ / САУНДТРЕКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афанасьев Антон Сергеевич

Данная статья представляет собой попытку исследования проблемы функционирования рок - текста в пространстве массовой культуры, в частности, в жанре телевизионного сериала. Материалом статьи выступил ситком «Восьмидесятые» (2012-2016). В результате проведенного исследования автор обнаруживает различные способы включения рок - текста в ткань сериала. Отдельно рассматривается эпизод, когда рок - текст становится основой фабулы серии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF ROCK-TEXT IN A MODERN TV SERIES(ON THE EXAMPLE OF THE SITCOM “EIGHTY”)

This article is an attempt to study the problem of the functioning of a rock text in the space of mass culture, in particular, in the genre of a television series. The material for the article was the sitcom “Eighties” (2012-2016). As a result of this research, the author discovers various ways to incorporate rock text into the fabric of the series. The episode when the rock text becomes the basis of the plot of the series is considered separately.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОК-ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕСЕРИАЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СИТКОМА "ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ")»

УДК 821.161-192:791.43 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45+Щ374.3(2)6-4 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

А. С. АФАНАСЬЕВ

Казань

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОК-ТЕКСТА

В СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕСЕРИАЛЕ

(НА ПРИМЕРЕ СИТКОМА «ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ»)

Аннотация. Данная статья представляет собой попытку исследования проблемы функционирования рок-текста в пространстве массовой культуры, в частности, в жанре телевизионного сериала. Материалом статьи выступил ситком «Восьмидесятые» (2012-2016). В результате проведенного исследования автор обнаруживает различные способы включения рок-текста в ткань сериала. Отдельно рассматривается эпизод, когда рок-текст становится основой фабулы серии.

Ключевые слова: русский рок; рок-тексты; рок-музыка; поэтические тексты; рок-музыканты; телевизионные сериалы; телесериалы; саундтреки.

Сведения об авторе: Афанасьев Антон Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Казанский (Приволжский) федеральный университет.

Контакты: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; a.s.afanasyev@mail.ru

A. S. AFANASEV

Kazan

FUNCTIONING OF ROCK-TEXT

IN A MODERN TV SERIES

(ON THE EXAMPLE OF THE SITCOM "EIGHTY")

Abstract. This article is an attempt to study the problem of the functioning of a rock text in the space of mass culture, in particular, in the genre of a television series. The material for the article was the sitcom "Eighties" (2012-2016). As a result of this research, the author discovers various ways to incorporate rock text into the fabric of the series. The episode when the rock text becomes the basis of the plot of the series is considered separately.

Keywords: Russian rock; rock lyrics; rock music; poetic texts; rock musicians; television series; TV serials; soundtracks.

About the author: Afanasev Anton Sergeevich, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Russian and Foreign Literature, Kazan Federal University (Kazan, Russia).

Наверное, сейчас уже никто не будет возражать против очевидного факта, что в современной культурной парадигме рок-текст1 перестал быть

© Афанасьев А. С., 2021

явлением сугубо суб/контркультурным и музыкальным. Рок-культура активно взаимодействует как с высокой, так и с массовой культурой. Характер такого взаимодействия оказывается разнородным и многоплановым, однако, на мой взгляд, практически всегда оно происходит на «взаимовыгодных условиях»: культура (без приставки рок-) получает новый материал во всём его многообразии (другой вопрос - как она работает с этим материалом), а рок-текст популяризируется и мифологизируется. Вместе с тем нельзя не отметить, что инициатором подобного рода отношений зачастую выступает именно культура, иногда добросовестно обращаясь с отбираемым материалом, иногда попросту экспроприируя, эксплуатируя рок-текст (например, как стало со скандально (к большому сожалению) известным фильмом А. Учителя «Цой» (2020)).

Действительно, из всех видов искусства (разумеется, кроме музыкального) наибольший интерес к рок-тексту проявляют кино и театр. Общие закономерности функционирования рок-текста в отмеченных видах искусства были обозначены Ю. В. Доманским в его публичных лекциях и научных статьях [3; 4]. Здесь мною будет продолжена линия исследования Юрия Викторовича. Однако если в поле его внимания оказывается, главным образом, игровое полнометражное кино, объектом настоящей статьи станет телевизионный сериал2 Оговорюсь сразу: я не ставил перед собой цели а) подробно рассмотреть особенности телевизионного сериала как жанра массовой культуры и б) выйти на уровень обобщения. Меня интересовало, есть ли отличие в функционировании рок-текста в полнометражных художественных фильмах и в отдельно взятом телевизионном сериале, а если есть, то в чём заключается специфика последнего.

Материалом моего исследования стал телевизионный сериал (ситком) «Восьмидесятые», шедший на российском телевидении (канал СТС) с 2012 по 2016 гг. Выбор именно этого ситкома обусловлен, в первую очередь, его музыкальной дорожкой: в 105 сериях 6 сезонов прозвучали отрывки из около 180 композиций 80 исполнителей (случайное совпадение?). Это легко объяснимо: саундтрек оказывается здесь одним из приёмов создания атмосферы последнего десятилетия существования Советского Союза. Музыкальными лейтмотивами ситкома стали композиции «Белый розы» в исполнении Юрия Шатунова (сезон 1-4) и «Надо же...» Аллы Пугачёвой (сезон 5-6). Из отечественной рок-когорты в телесериале оказались востребованными Владимир Кузьмин с группой «Динамик» (прозвучали отрывки из 17 его композиций), Майк Науменко с «Зоопарком» (8 композиций), «Секрет» (5 композиций), «Ария», «Кино», «Наутилус Помпилиус» (по 2 композиции), «Альянс», «Пикник», Фёдор Чистяков и «Ноль» (по

1 Здесь и далее словосочетание «рок-текст» мы будем употреблять в широком смысле как совокупность вербального, визуального и аудиального субтекстов, исторических, биографических и культурных контекстов, так или иначе соотносящихся с концептом «рок».

2 Я уже обращался к исследованию феномена кино в контексте масскульта в статье о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» [1].

1 композиции), то есть в общей сложности прозвучали фрагменты 39 композиций 9 рок-коллективов. Чаще остальных из рок-композиций в ситкоме звучала композиция всё того же Владимира Кузьмина «Ромео и Джульетта» (9 раз, в общем списке композиций по позиции «частота звучания» она занимает почётное 4 место после уже упомянутых лейтмотив-ных «Белых роз» и «Надо же...», уступая в своей «весовой» категории нелейтмотивных лишь песне «Дожди» Игоря Корнелюка).

По вполне понятным причинам большую часть музыкальной дорожки телесериала составляют композиции советской эстрады, звучавшие в 1980-х гг. (песни как в исполнении признанных к этому времени мэтров Льва Лещенко, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона, популярных ВИА «Синяя птица», «Земляне», «Лейся, песня», так и только-только обретающих народную любовь Дмитрия Маликова, Жени Белоусова и т. д.), третью группу композиций (самую немногочисленную) составляют произведения зарубежных исполнителей и коллективов (Саманта Фокс, Пьер Башле, Брайан Ферри, «Joy», «Bad Boys Blue» и др.). При этом способы включения музыкальной дорожки в видеоряд одинаков для всех выделенных нами групп. Эти способы базируется на двух основных принципах:

1. Принцип локальной ситуативности. В данном случае включение той или иной композиции обусловлено её корреляцией с темой диалога, который ведут персонажи. Фрагмент композиции чаще всего завершает диалог, однако может звучать и фоном. Эпизоды строятся таким образом, что для взаимодействия с вербальным и визуальным субтекстом ситкома достаточно нескольких строк из музыкальной композиции: фрагмент вербального субтекста песни вырывается из своего первоначального контекста и встраивается в контекст эпизода. Так, например, в 24 серии (2 сезон, 12 серия) разговор Стаса Тихоновича и Ивана Смирнова - двух молодых людей, влюбленных в Ингу Бородину и борющихся за её сердце, заканчивается строчками из песни Николая Гнатюка «Птица счастья»: «Выбери меня, / Выбери меня, / Птица счастья завтрашнего дня» [2]. Эта фраза теряет свою связь с текстом Николая Добронравова и сужается в данном эпизоде до ситуации выбора девушкой между двумя ухажёрами. А в 15 серии (2 сезон, 3 серия) при разговоре Ивана и его однокурсника Сергея

0 том, как первому не пойти вместе с Катей (его нынешней девушкой) на день рождения к Инге, фоном звучит композиция группы «Секрет» «Моя любовь на пятом этаже». Время её звучание относительно долгое -

1 минута 35 секунд (припев, третий куплет, проигрыш, припев). Однако на места пауз в диалогах между героями попадают именно припевы и проигрыш - куплет за их репликами практически не распознаваем. То есть создателями сериала оказался востребованным не весь смысловой и сюжетный потенциал композиции, а лишь её заглавная формула, поддерживающая тему разговора.

2. Принцип образной соотнесённости. По поводу включения предыдущего приведённого примера - композиции «Моя любовь на пятом этаже» -может возникнуть один резонный вопрос: почему из всех песен, в названии

25

или припеве которых упоминается слово «любовь», была выбрана именно песня «Секрета» (относительно «Птицы счастья» подобный вопрос неактуален, поскольку другие популярные песни 1980-х гг., где в вербальном субтексте имеется слово «выбор» (или его однокоренные слова) на ум массового слушателя не приходят, а ведь факт очевидный - это заглавное слово диалога должно быть в песне именно вербализировано, а не просто присутствовать в ней, скажем, на уровне мотива)? Здесь уже работает принцип образной соотнесенности, когда появление того или иного музыкального трека провоцируется не отдельным эпизодом, а связывается с конкретным персонажем (реже - с группой персонажейКомпозиции не становятся выражением его внутреннего мира, лирический герой не оказывается alter ego персонажа - музыкальный ряд достраивает принадлежность героя к тому или иному социальному типу. Так, большая часть р0кового (если быть ещё точнее - рок-н-ролльного) саундтрека связывается с Галдиным - рок-музыкантом 1980-х гг. Основными приёмами в создании этого образа оказываются стереотипный внешний вид (кожаная куртка, грязные, непричёсанные волосы, небритость, общая неопрятность), поведенческая модель (употребление спиртных напитков, грубость в разговоре, нонконформизм), сленг и прослушивание (а также и исполнение) рок-музыки.

В уже упоминавшейся 15 серии центральным событием становится день рождения Инги, которое организует Галдин, на тот момент бывший её парнем. В институтской радиорубке он устраивает пьянку - приглашает туда своих друзей-рокеров, практически забывая о дне рождения Инги. Естественно, что радиорубка выбрана местом проведения мероприятия неслучайно - именно на этот день Галдин с товарищами уже договорились послушать программу Севы Новгородцева на BBC. Разговоры в радиорубке действительно сопровождаются прослушиванием рок-н-ролла, однако в звуковую дорожку вошёл только музыкальный субтекст. Несмотря на то что по сюжету рокеры слушают британскую радиостанцию, в качестве выбранного саундтрека используется рок-н-ролльная «Буги-вуги каждый день» группы «Зоопарк». Подчеркну, что в серию вошли только музыкальные фрагменты песни без слов, по стилю (но не по качеству звука), разумеется, очень схожие с образцами зарубежного рока.

Данная композиция получает статус музыкального ядра серии, вокруг которой формируется остальной саунд. Её обрамляют ещё два отрывка из песен Майка Науменко. Первый отрывок - это начальные строки «Пригородного блюза»:

Я сижу в сортире и читаю «Rolling Stone»,

Венечка на кухне разливает самогон,

Вера спит на чердаке, хотя орет магнитофон,

Ее пора будить, но это будет моветон.

1 Так, две композиции группы «Арии» - «Улиц роз» и «Герой асфальта» - «озвучивают» байкерскую тему в 36 серии.

Дождь идет второй день,

Нужно спать, но спать - лень,

Хочется курить, но не осталось папирос... [5]

Этот текст сопровождает следующую сцену: Галдин говорит Ивану, что тот не может пойти вместе с Ингой слушать Новгородцева, потому что там собираются «слишком уважаемые люди». После этой фразы в кадре появляется вставка-воспоминание одной подобной встречи: на заднем плане целуются парень и девушка (их поцелуи явно должны перерасти в половой акт), «колбасится» неформал, а на переднем плане возникает физиономия перепившего молодого человека, который вот-вот начнёт блевать). Всю сцену воспоминания оркеструет первый куплет песни Майка Науменко, при этом он оказывается в основе звуковой дорожки эпизода, находясь не в позиции фоновой музыки, но практически вербализуя происходящие в видеоряде действия.

Вторая обрамляющая «Пригородный блюз» композиция Майка Науменко - «Вперёд, Боддисатва!». Из этой песни оказалась актуальной только одна-единственная строчка, которая дала название всей песне. Здесь также она используется как приём вербализации видеоряда - Иван бежит в театр к Кате, с которой, находясь в разных местах зрительного зала, он якобы смотрит спектакль с участием Андрея Миронова.

Однако указанными тремя композициями саундтрек серии не ограничивается. Музыкальную кольцевую композицию серии организуют две песни группы «Секрет»: «Привет», звучащая в финальном эпизоде и иронически подсвечивая случайное разоблачение секрета Ивана, и уже указанная мною «Моя любовь на пятом этаже». Получается, что музыкальное ядро («Буги-вуги каждый день») сконцентрировало вокруг себя весь остальной звуковой ряд, и рок-композиции не только работали на конструирование образа рокера Галдина, но и поддерживали любовную интригу серии.

В ситкоме «Восьмидесятые» есть одна серия, в которой рок-текст функционирует особым образом, становясь основой фабулы. Речь идёт о 6 серии 1 сезона, в которой Сергей предлагает Ивану организовать квар-тирник Виктора Цоя.

Каждая серия начинается с небольшой преамбулы - высказывания повзрослевшего Ивана Смирнова (приём голоса за кадром) из «настоящего» о восьмидесятых, которое содержит в себе основные темы и образы всей серии. Главный герой вспоминает: «В Советском Союзе были созданы все условия для досуга молодёжи: хочешь - занимайся в кружке авиамоделирования, хочешь - запишись в народный ансамбль "Бубенчики", хочешь - иди на концерт Софии Ротару в дом культуры. Но мы хотели совершенно другого: гонять на мотоцикле, ходить на дискотеки, слушать рок-музыку. Мы не протестовали, мы просто были молоды, и нам хотелось чего-то нового». Важность этого вступления для нас выражается не только в том, что здесь декларативно прозвучала тема рок-музыки, - принципиальным оказывается процесс де- и ремифологизации, заявленный в по-

следнем предложении. В массовом национальном сознании рок-музыка традиционно связывается с категорией протеста (прежде всего, социально-политического) и нонконформизма. В противовес сложившемуся стереотипному мнению уже в самом начале обозначается установка на развенчание мифа («мы не протестовали» - безусловно, эта фраза относится ко всем трём желанным развлечениям советской молодёжи, но демифологизируется именно образ рок-культуры). Зафиксированный в преамбуле процесс в целом сохраняется в дальнейшем и проецируется на создаваемый образ Виктора Цоя.

Пожалуй, можно с большой долей уверенности сказать, что приём, который условно и с лёгкой иронией можно обозначить «Цой без Цоя», был впервые применён именно в рассматриваемом ситкоме: на квартирни-ке Виктор Цой не появляется, поскольку Иван с Сергеем оказываются обманутыми аферистом Германом, выдававшем себя за организатора концертов Цоя, БГ, Макаревича. Имя Виктора Цоя звучит бессчётное количество раз, а вот видеоряд включён только в два эпизода. В первом эпизоде накануне домашнего концерта Иван видит сон о том, как Инга благодарит его за хорошо организованный квартирник. А начинается видеоряд сна с того, как Виктор Цой исполняет песню «Восьмиклассница» (звучат последние строки первого куплета и, разумеется, всеми узнаваемый припев). Камера движется слева направо, даётся общий план квартиры Ивана, и первым, кто попадает в кадр, оказывается именно «Цой». При этом в кадре не появляется лицо музыканта - камера «скользит» по телу, гитаре, рукам, зажимающим на ней аккорды. Далее песня продолжает звучать фоном, заглушаемая диалогом Инги и Ивана, а фигура Цоя исчезает полностью, чтобы появится в самых последних кадрах серии.

Ситуацию с несостоявшимся концертом Цоя спасает Галдин - Иван просит своего соперника спеть вместо Цоя. Галдин сначала отказывается, абсолютно справедливо полагая, что собравшиеся слушатели его «порвут», но его уговаривает Инга. Он начинает своё выступление с песни «Хочу перемен», исполнение которой представлено стадиально. Первые аккорды и слова Галдина звучат очень неуверенно - он боится публики, которая, в свою очередь, тоже настроена настороженно. Припев собравшиеся зрители поют вместе с музыкантом под гитару, после чего проходящий как бы на глазах у телевизионных зрителей квартирник сменяется фотографиями-воспоминаниями с этого концерта, а завершает видеоряд вставка документальных кадров с двух концертов Цоя, при этом акустическое звучание перерастает в электрическое. Как видно, при репрезентации образа Виктора Цоя здесь актуализируется часто используемый в современном кинематографе минус-приём, когда реальная историческая личность в фильме присутствует, но лицо (а иногда и всё тело) актёра, её играющего, в кадрах не показывается, чтобы не дать возможность зрителю сравнить «копию» с «оригиналом». Зритель должен сам мысленно достроить этот образ, воскресив в памяти черты лица.

Неуверенное, скромное начало песни «Хочу перемен» Галдиным может быть объяснено не только сюжетно - здесь можно обнаружить и авторскую концепцию ремифологизации. С Цоя и с самой песни снимается налёт бунтарства, восприятие песни как борьбы против советской системы, негласного гимна перестройки. По концепции авторов, эта композиция ярко выражает настроение эпохи, её «дух». Она становится не гимном перестройки, а гимном поколения. «Нашему поколению, поколению восьмидесятых посвящается» - так объявляет «Хочу перемен» Галдин. А Цой, таким образом, оказывается голосом своего поколения. Безусловно, это идея авторского коллектива не уникальна, но её экспликация в рамках масскульта может носить именно характер ремифологизации.

Таким образом, функционирование рок-текста в телевизионном сериале «Восьмидесятые» можно обозначить как разноплановое. С одной стороны, рок-композиции (наряду со всей звуковой дорожкой) становятся здесь одним из способов вербализации визуального ряда и создания образов. С другой стороны, некоторые элементы рок-текста ремифологизиру-ются, поддерживая процессы, перетекающие в массовую культуру из культуры высокой.

Литература

1. Афанасьев, А. С. Биографический миф В. С. Высоцкого в современном масскульте / А. С. Афанасьев // Филология и культура. - 2012. -№ 4 (30). - С. 69-72.

2. Добронравов, Н. Птица счастья / Н. Добронравов. - Текст : электронный // Официальный сайт Александры Николаевны Пахмутовой. -иКЪ: http://pakhmutova.ru/songs/o_sport.shtml#Птица%20счастья (дата обращения: 11.01.2021).

3. Доманский, Ю. В. Рок-кинотекст: русская версия / Ю. В. Доман-ский // ХЬШ Международная филологическая конференция, Санкт-Петербург, 11-16 марта 2014 г. : избранные труды. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. - С. 100-116.

4. Доманский, Ю. В. Рок-театр сейчас: к проблеме идентификации и описания / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сборник научных трудов. - Екатеринбург ; Тверь, 2019. - Вып. 19. -С. 100-132.

5. Науменко, М. Пригородный блюз / М. Науменко. - Текст : электронный // Официальный сайт памяти Михаила Науменко. - иКЬ: https://mikenaumenko.rU/album_gorod.htm#4 (дата обращения: 11.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.