Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ МОДЕЛИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Малькина О.В.

В контексте глобальных изменений, происходящих повсеместно в связи с необходимостью поддерживать и развивать сферу образования в условиях пандемии и увеличением количества и возможностей электронных технологий и доступности Интернета во всем мире, необходимо отметить важность использования дистанционных технологий в процессе обучения, в том числе иностранным языкам. В последние несколько десятилетий появление мультимедийных технологий обусловило резкий скачок в развитии и продвижении дистанционного обучения. В настоящее время, когда существует бесконечное количество электронных устройств, которые обеспечивают возможность выхода в Интернет, социальных сетей (Telegram, Viber, Facebook), с помощью которых возможно устанавливать связь в режиме реального времени и сервисов видеотелефонной связи (например, Google Meet и Zoom), организация процесса дистанционного обучения уже не представляется столь сложной, как в XVIII, когда впервые была предложена форма обучения через почтовые отправления. Во время пандемии объем использования сервисов видеотелефонной связи значительно вырос по сравнению с предыдущим периодом. Например, в апреле 2020 года количество пользователей видеоконференций Google Meet стала в 30 раз больше, чем в январе, и составила примерно 100 миллионов в день. Конкурирующий сервис Zoom достиг значения у 200 миллионов пользователей в день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Малькина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF DISTRIBUTED MODELS OF INTERACTION BETWEEN STUDENTS AND TEACHERS

In the context of global changes taking place everywhere due to the need to support and develop the field of education in the context of a pandemic and an increase in the number and possibilities of electronic technologies and the availability of the Internet around the world, it is necessary to note the importance of using distance technologies in the learning process, including foreign languages. In the last few decades, the emergence of multimedia technologies has led to a sharp leap in the development and promotion of distance learning. Nowadays, when there are an infinite number of electronic devices that provide access to the Internet, social networks (Telegram, Viber, Facebook), with which it is possible to establish communication in real time and video telephone services (for example, Google Meet and Zoom), the organization of the distance learning process no longer seems so difficult, as in the XVIII, when the form of education through postal mail was first offered. During the pandemic, the volume of use of video telephone services increased significantly compared to the previous period. For example, in April 2020, the number of users of Google Meet video conferences became 30 times more than in January, and amounted to approximately 100 million per day. The competing Zoom service has reached a value of 200 million users per day.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Функционирование распределенных моделей взаимодействия студентов и преподавателей Марина Юрьевна Бурыкина

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия mabur03@yandex.ru 0000-0001-7470-9598

Татьяна Васильевна Данилова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия dantat.55@mail.ru 0000-0002-6213-9564

Ольга Викторовна Малькина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия ol.malkina2017@yandex.ru 0000-0002-5125-409Х

Поступила в редакцию 11.02.2022 Принята 23.04.2022 Опубликована 15.05.2022

i 10.25726/j 1060-9976-6437-g

Аннотация

В контексте глобальных изменений, происходящих повсеместно в связи с необходимостью поддерживать и развивать сферу образования в условиях пандемии и увеличением количества и возможностей электронных технологий и доступности Интернета во всем мире, необходимо отметить важность использования дистанционных технологий в процессе обучения, в том числе иностранным языкам. В последние несколько десятилетий появление мультимедийных технологий обусловило резкий скачок в развитии и продвижении дистанционного обучения. В настоящее время, когда существует бесконечное количество электронных устройств, которые обеспечивают возможность выхода в Интернет, социальных сетей (Telegram, Viber, Facebook), с помощью которых возможно устанавливать связь в режиме реального времени и сервисов видеотелефонной связи (например, Google Meet и Zoom), организация процесса дистанционного обучения уже не представляется столь сложной, как в XVIII, когда впервые была предложена форма обучения через почтовые отправления. Во время пандемии объем использования сервисов видеотелефонной связи значительно вырос по сравнению с предыдущим периодом. Например, в апреле 2020 года количество пользователей видеоконференций Google Meet стала в 30 раз больше, чем в январе, и составила примерно 100 миллионов в день. Конкурирующий сервис Zoom достиг значения у 200 миллионов пользователей в день.

Ключевые слова

распределенные модели, образование, дистанционное обучение, взаимодействие.

Введение

Главная цель современного преподавания иностранных языков в условиях дистанционного обучения - обеспечить устойчивый непрерывный процесс не подрывая мотивированность студентов, а, наоборот, поощряя их, в том числе путем использования современных технологий. В начале внедрения дистанционных методов в образовательный процесс вставало два основных вопроса: первый-забивание учебного процесса технологически; второй - как не отвлечь учащихся от самого образовательного процесса, в частности изучения иностранных языков (Погодин, 2020). Существовали опасения, что студенты, привыкшие к групповым занятиям в аудитории под присмотром преподавателя, не смогут налаживать личный учебный ритм и потеряют мотивацию.

Однако, сейчас, основные проблемы во внедрении дистанционных технологий касаются, по большей мере, технической стороны, то есть обеспечения высших компьютерами, бесперебойным высокоскоростным интернет-соединением, и тому подобное. Поэтому сегодня можно считать, что дистанционные технологии является логичным этапом развития процесса обучения от глиняных дощечек до печатных книг, от доски с мелом до полностью автоматизированного технологического процесса с электронными носителями информации та интерактивными досками (Вайндорф-Сысоева, 2018).

Материалы и методы исследования

Суть дистанционного обучения базируется на принципе, что тот, кто учится сам должен чувствовать необходимость в дальнейшем обучении или развитии квалификационных компетенций для дальнейшего карьерного и профессионального роста. Роль учителя на этом этапе не становится меньше, но она существенно меняется (Никулина, 2018).

Преподаватель не давит на студента и не контролирует его во время выполнения задания, как в классе. Те, кто учатся, имеют возможность сами решать в каком режиме и объеме работать с обучающими материалами и как распределять время между всеми видами работы. Это, очевидно, повышает эффективность учебного процесса, которая зависит от того насколько регулярно и последовательно занимается студент и выполняет контрольные задания. Планомерное и качественное усвоение знаний обеспечивает поддержка преподавателя, который координирует процесс, консультирует и направляет учащихся (Гребенникова, 2019).

Результаты и обсуждение

Анализ внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс показывает, что реальный контингент заинтересованных в таком виде обучения в университетах, колледжах и техникумах довольно большой. Среди них те, кто связывает обучение и работу, сотрудники, повышают уровень квалификации, люди с физическими недостатками, или территориально удаленные слушатели. Учитывая то, что не каждому удается отучиться в стенах вуза пять лет, дистанционное образование стало настоящей новацией современности (Проблемы, 2019).

С другой стороны, возникают и очевидные проблемы и трудности во время получения образования на расстоянии. Сам процесс выполнения задания остается за кадром, и теоретически его может выполнить кто-то другой. Для эффективного обучения студенту необходимы качественные технические средства, в первую очередь современный компьютер и деньги на оплату Интернета, что требует немалых финансовых вложений, которые, хотя и значительно ниже, чем при стационарном, но делают его заметно дороже.

На первом курсе дистанционное обучение подходит не для всех. Обучающиеся приходят из школы, где все проблемы и трудности с выполнением заданий, поиском материалов и, вообще организацией учебного процесса, решаются вместе с учителем (или классным руководителем), а очень часто только им самим (Горшков, 2020). Основная сложность на этом этапе не растерять, или найти

мотивацию и заставить себя учиться. Еще один вызов-недостаток живого общения с преподавателем и другими студентами. Возникают трудности с тем, как корректно сформулировать и направить преподавателю вопрос и оперативно получить ответ, потому что такой формат общения напоминает запросы в справочную службу. С другой стороны, возникает вопрос, как регламентировать такое общение, потому что на опыте имеем ситуации круглосуточной переписки слушателя и преподавателя, прежде всего со стороны студента, который считает возможным передавать сообщения в любое время и требовать ответа немедленно.

Большинство обучающихся дистанционной технологии обучения отмечают, что обучение дается им легко и позитивно, не ощущается давление со стороны преподавателя, они осваивают умение самостоятельной работы, получают уверенность в своих силах, повышают уровень знаний (Паспорт, 2018).

Сегодня потенциал дистанционных технологий оценивается высоко. Выпускники, что учились дистанционно, выше оценивают престиж профессии и бывают более успешными и лучше адаптированными в профессиональной сфере за счет опыта, полученного во время обучения.

Дистанционные технологии образования занимают ведущее место в среднем профессиональном образовании и постепенно становятся передовыми в высших учебных заведениях за то, что заинтересованность в получении образования на расстоянии растет, постоянно повышается профессиональный уровень преподавателей.

Надо подчеркнуть, что благодаря использованию онлайн технологий обучающиеся, изучающие иностранный язык, имеют возможность укрепить свои коммуникативные способности, эффективно распределять время, иметь неограниченный доступ к учебным ресурсам по всему миру и повысить навыки говорения, аудирования, чтения и письма при непосредственном контакте с носителями языка.

Дистанционное обучение дает возможность получения умений, навыков и компетенций одновременно значительным количеством студентов, которое больше не ограничено размерами аудитории; удешевляет процесс благодаря использованию элементов автоматизации, снижению затрат на аренду, проезд к месту обучения, коммунальные услуги (Трудности, 2019).

Конечно, существуют и негативные аспекты при использовании технологий дистанционного обучения. Невозможно гарантировать стопроцентную надежность используемых технологий. Аппаратное и программное обеспечение дает сбои, вероятные проблемы в работе электросетей. Не все студенты имеют равный доступ к онлайн технологиям через географическое расположение или социально-экономические факторы.

Компьютерная грамотность и навыки владения различными электронными ресурсами также играют не последнюю роль как со стороны преподавателя, так и со стороны студента (Буренкова, 2020). Также, онлайн-метод обучения может быть высоко эффективным средством обучения для зрелого и самодисциплинированного студента, но является неподходящим учебным средой для более несамостоятельных или неорганизованных учеников.

Интернет-асинхронное образование предоставляет студентам контроль над своим учебным опытом, но одновременно возлагает большую ответственность на студента. Большой проблемой является академическая добродетель. В условиях дистанционного обучения невозможно получить на 100% достоверные результаты успеваемости, поэтому остро встает вопрос академической добропорядочности(Березина, 2021).

Использование электронных устройств, Интернета и мультимедийных средств является основой электронного обучения, а содержание, технологии и преподаватель-куратор играют роль его ключевых моментов. Наиболее удобной и эффективной моделью дистанционного обучения является смешанная форма (blended learning).

Смешанная форма обучения предполагает объединение традиционных средств таких, как работа в аудиториях и изучение теоретического материала с нетрадиционными - вебинарами, интернет-конференциями, электронной почтой. Во время дистанционного образования общение ведется только через Интернет: получение учебных материалов, заданий, консультаций, аттестация производится исключительно заочно. Смешанное обучение состоит из трех этапов: дистанционное проработка

теоретического материала, выполнение практических заданий в аудитории на занятии и третий этап -сдача зачета/экзамена или выпускной работы (Строков, 2020).

Как было отмечено выше, дистанционна форма обучения становится по большей части популярной, но есть и очевидные недостатки и вызовы среди них: нивелирование индивидуального подхода за счет отсутствия очного общения между студентом и учителем; невозможность наладить четкий скоординированный процесс за счет того, что слушатели не всегда самодисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что является ключевым фактором в дистанционном обучении; недостаток практических занятий и отсутствие контроля (Петрова, 2019).

Следует отметить низкий, в целом, уровень теоретической подготовки высших учебных заведений к полностью дистанционной форме образования.

Смешанная форма обучения сама по себе решает множество проблем как сугубо дистанционного, так и традиционного очного обучения иностранному языку. Актуальность использования смешанной модели обучения повышается благодаря тому, что оно исключает недостатки дистанционного обучения и пользуется его преимуществами. В него включаются разнообразные традиционные и интерактивные методы: компьютерные презентации, вебинары, общение через Интернет, которые можно применять как по отдельности, так и в сочетании друг с другом (Калимуллина, 2018).

Большим преимуществом для внедрения смешанной модели в процесс изучения иностранных языков есть большое количество разнообразных мультимедийных продуктов, выпускаемых известными передовыми издательствами и учреждениями такими как Cambridge, Oxford, Longman, Pearson. Но электронные учебники, аудио-видео курсы и уроки, которые стали основой для создания дистанционных курсов не решают проблемы самостоятельной работы студентов в приобретении ими знаний.

Отсутствие опыта самостоятельной работы, неумение сбалансировать время на овладение различными видами речи порождают психологические проблемы, которые снижают мотивацию учащихся и препятствуют эффективному обучению (Законодательная, 2007). Поэтому очень важно при разработке учебно-методических материалов для дистанционной или смешанной модели преподавания учитывать психологические закономерности восприятия информации, памяти, остроты мышления и внимания слушателей. Учет этих особенностей способствует повышению уровня усвоения учебного материала и качества приобретенных знаний.

Хотя дистанционное обучение является индивидуализированным процессом, модели имеют свою специфику и применяются в зависимости от потребностей студентов и возможностей высшего учебного заведения. В некоторых случаях обучающиеся заинтересованы в тестировании своего уровня владения языком и получении индивидуальных консультаций.

Существует модель, где обучение базируется на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество способствует созданию учебной среды и менее затратное, но оно предполагает распространенную методическую и дидактическую работу с привлечением ведущих специалистов-методистов, потому что такая среда должна охватывать как базовые дисциплины курса, так и смежные специальности с целью обеспечения качественного и квалифицированного образования (Законодательная, 2018).

Обучение в специализированных учебных заведениях и специализированные автономные системы пока недостаточно развиты в нашей стране за счет недостаточного количества мультимедийных средств, недостаточно достойным уровнем подготовки преподавателей и вспомогательного персонала, а следовательно, непониманием принципов работы данной модели и конечных результатов. Именно это часто становится причиной нежелания отступать от традиционной системы предоставления знаний. , но, например, в университетах США эта модель очень развита и, очевидно, доказывает свою эффективность. Лучше убрать.

Подходы к определению моделей дистанционного обучения у разных специалистов разные и обусловлены их разумением, прежде всего цели такой формы получения знаний и их личным опытом дистанционного преподавания, но понятно, что обучение на расстоянии прочно заняло свое место в системе образования и в дальнейшем будет только развиваться и совершенствоваться.

Этому будут способствовать объективные причины такие, как стремительное развитие информационных технологий и мультимедийных средств, информационная осведомленность населения, модернизация и сетевая интегрированность самого образования.

В рамках преподавания иностранного языка наиболее удобными и информативными можно считать сетевое обучение и сетевое обучение и кейс-технологии. Студенты, которые во время изучения языка имеют трудности с работой по аспектам (говорение, аудирование, письмо и использование языка) могут в удобное для себя время и в удобной форме пройти материал еще раз, или записаться на дополнительные курсы по уровню владения и приоритетами. Цели, содержание и структура, формы и методы обучения и система оценивания определяются в соответствии с типами дистанционного обучения (О Стратегии, 2017).

Более подробно некоторые из этих моделей и технологий рассмотрим ниже. Прежде всего, это кейс-технология. Она использует пакет текстовых, аудио - и видеоматериалов, подобранных согласно рабочей программе по конкретной дисциплине. Этот пакет предоставляется на самостоятельное изучение студентом и предвидящим возможность консультации с преподавателем в синхронном или асинхронном режиме.

Кейс-технологии предоставляют широкие возможности для вариативности при разработке учебных программ, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирование речевых компетентностей (Данилова, 2020).

Можно выделить следующие виды кейсов: учебные кейсы (основной их целью является обучение); научно-исследовательские кейсы (призванные вовлечь ученика в опытную работу); практические кейсы (как можно полнее отражающие реальную, а не учебную ситуацию или случай).

Кейс-метод сочетает теорию и практику, развивает у студентов навыки работы и обработки разнообразных источников информации. Этот метод не предоставляет готовых знаний, а учат их добывать самостоятельно, поэтому они скорее запоминаются, чем предоставлены в учебнике правила. Процесс выполнения задания, изложенного в кейсе, имеет творческую и коллективную составляющие. Он учит общению, работе в группах, умению слушать оппонентов, доказывать свою точку зрения и находить решение неоднозначной проблемы.

Кейс по иностранному языку может включать социологический опрос на заданную тему (говорение), прослушивание или просмотр интервью с носителями языка (аудирование), чтение научно-популярной статьи, которая освещает спорный вопрос (чтение) и отчет по проведенному исследованию (письмо). Успех этой технологии целиком зависит от качества кейса, подготовленности и мотивированности студентов и готовности преподавателя задействовать метод в практике.

Кроме кейс-технологии, существует широко используемая ТВ- технология, которая используется для проведения онлайн-уроков с помощью телетрансляций. Например, на период действия карантина в России был создан проект, который получил название "Федеральная школа онлайн".

Для обучающихся 5-11 классов российские каналы транслировали уроки, проводившиеся ведущими учителями страны. Эта технология приобрела популярность во второй половине ХХ века с распространением телевидения и оказала большое влияние на развитие электронного обучения. Несомненным плюсом ТВ-технологии является доступность и хорошее изображение. Из минусов-высокая себестоимость и жесткое расписание (Лапыко, 2020).

Наиболее распространенной технологией в последнее время стала Интернет-сетевая. Эта технология использует телекоммуникационные и Интернет-сети для получения, обработки, хранения и обмена знаниями. К ней можно отнести: учебные системы на основе мультимедиа-технологий; средства телекоммуникаций (электронную почту, телеконференции, социальные сети, сети связи, сети обмена данными и т.д); компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные работы, тестовые онлайн системы); электронные библиотеки, и тому подобное.

При описании данной технологии нельзя не упомянуть о обучающую платформу Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) бесплатный ресурс, который повсеместно используется для решения задач дистанционного обучения высшими учебными заведениями России та других стран и предоставляет возможность создавать сайты для онлайн- обучения.

Первые прототипы системы были созданы более 20 лет назад Мартином Дугиамасом, студентом одного из университетов Австралии. Первый сайт на базе Moodle появился уже в 2001 году. Moodle имеет широкий набор функциональностей и преимуществ. Преподаватель, создающий онлайн курс может выбрать язык интерфейса. В любой момент есть доступ к редактированию, что позволяет добавлять, перемещать и удалять блоки в зависимости от потребностей. С помощью календаря предстоящих событий посылаются напоминания от системы, дисциплинирующей студентов. Существует возможность не только отслеживать прогресс в прохождении курса каждым отдельным студентом, но и отображать точную дату его последнего посещения сайта.

Виртуальная учебная среда позволяет задавать вопросы по выполнению заданий и тестов, и организационных моментов преподавателям курса. Система сохраняет историю сообщений и предоставляет доступ студентам до окончания ими курса. Нет необходимости заходить в личный кабинет, чтобы своевременно быть в курсе всех событий. Есть возможность настроить дайджест всех личных сообщений и ответов на форуме, что будет каждый день приходить на электронную почту. Учебные материалы могут быть размещены в виде PDF файлов, документов Word, презентаций, подкастов, видео - и аудиозаписей, онлайн тестов, ссылок на другие ресурсы.

Платформа также позволяет проводить занятия в синхронном режиме, что стало возможным благодаря интеграции с вебинарной платформой и автоматически создавать отчеты по успеваемости. Для осуществления контроля изученного материала был создан элемент «Тест». В зависимости от цели теста, осуществляется его настройка: все задания получают свои баллы, устанавливается количество попыток, время и сроки выполнения. К каждому заданию можно добавить комментарий.

Если целью теста является обучение, студенты получают возможность увидеть свои ошибки и исправиться. Проверка теста осуществляется автоматически, а результаты поступают в электронный журнал.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что использование учебных платформ и, в частности Moodle, упрощает процесс обучения как для преподавателей, так и для студентов.

Подытоживая анализ условий использования методов и технологий, преимуществ и недостатков дистанционного обучения, заметим, что наиболее эффективным и качественным для изучения иностранных языков можно, по нашему мнению, можно считать смешанный тип обучения (blended learning или hybrid learning). Преподаватели, опробовавшие его для обучения своих студентов, выделяют три основные отличительные черты, прежде всего, в роли преподавателя. Первое, преподаватель может работать в маленьких группах и более влиять на учеников.

Второе, когда обучающиеся находятся не в зоне внимания учителя, они продолжают учиться через специальные приложения и не выпадают из ритма. Третье, контроль пройденного материалу осуществляется путем on-line тестирования и ученики мгновенно получают обратную связь с преподавателем. Учитель перестает быть только источником информации и элементом контроля, он становится фасилитатором. То есть основная цель учителя-не оценить учеников на экзамене, а активно взаимодействовать с ними, отслеживать (не контролировать!) процесс, направлять и, при необходимости, помогать.

Смешанная форма обучения не то же самое, что и дистанционная форма. Дистанционное обучение не предполагает коммуникации между преподавателем и слушателем лицом к лицу, что является одновременно преимуществом и недостатком. Однако, может возникнуть проблема качественной подготовки преподавателей по пользованию информационными средствами и дистанционными технологиями.

Сотрудничество имеет два ключевых элемента: работа в группе, когда ученики в сотрудничестве находят новые решения и делятся приобретенным опытом и знаниями между собой, и работа с преподавателем, когда они получают ответы на индивидуальные вопросы или уточняют непонятные моменты. Важно, что такое сотрудничество может происходить как в аудитории во время выполнения групповых задач, так и через электронную почту или социальные сети. Такая модель может быть создана

для конкретного типа обучения или курса. Именно сотрудничество можно считать той чертой, что привлекает современных студентов и делает смешанное обучение наиболее перспективным типом преподавания иностранных языков в ближайшем будущем.

Список литературы

1. Березина Е. Диктатура онлайна. Как цифровизация меняет высшее образование. Интервью с ректором финансового университета при Правительстве Российской Федерации М. А. Эскиндаровым // Российская газета. 2021. 9 июня.

2. Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационный подход к формированию модели современного учителя Российской школы // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4 (40). С. 29-36.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.

4. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. М.: ФНИСАЦ РАН, 2020.

5. Гребенникова В.М., Новикова Т.В. К вопросу о цифровизации образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 5. С. 158-165.

6. Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в образовательной среде ВУЗа. New York, 2020.

7. Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические и практические проблемы / под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацуркивского, Г.О. Матюшкина. Н. Новгород, 2007.

8. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73.

9. Лапыко Т.П., Тонких А.П. , Данилова Т.В. Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя ВУЗа // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 57- 65.

10. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. С. 2817.

12. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. С. 2901.

13. Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/

14. Петрова Н.П., Бондарева Г А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 353-355.

15. Погодин В.Н. Образование «в цифре»: взгляд изнутри. http://edition.Vogazeta.ru/info/14981.html

16. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26—27 сентября 2019 г / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Издательский дом ВШЭ. 2019. 155 с.

17. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2.

18. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

Functioning of distributed models of interaction between students and teachers Marina Y. Burykina

Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia mabur03@yandex.ru 0000-0001-7470-9598

Tatiana V. Danilova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia dantat.55@mail.ru 0000-0002-6213-9564

Olga V. Malkina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia ol.malkina2017@yandex.ru 0000-0002-5125-409X

Received 11.02.2022 Accepted 23.04.2022 Published 15.05.2022

i 10.25726/j 1060-9976-6437-g

Abstract

In the context of global changes taking place everywhere due to the need to support and develop the field of education in the context of a pandemic and an increase in the number and possibilities of electronic technologies and the availability of the Internet around the world, it is necessary to note the importance of using distance technologies in the learning process, including foreign languages. In the last few decades, the emergence of multimedia technologies has led to a sharp leap in the development and promotion of distance learning. Nowadays, when there are an infinite number of electronic devices that provide access to the Internet, social networks (Telegram, Viber, Facebook), with which it is possible to establish communication in real time and video telephone services (for example, Google Meet and Zoom), the organization of the distance learning process no longer seems so difficult, as in the XVIII, when the form of education through postal mail was first offered. During the pandemic, the volume of use of video telephone services increased significantly compared to the previous period. For example, in April 2020, the number of users of Google Meet video conferences

became 30 times more than in January, and amounted to approximately 100 million per day. The competing Zoom service has reached a value of 2O0 million users per day.

Keywords

distributed models, education, distance learning, interaction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Berezina E. Diktatura onlajna. Kak cifrovizacija menjaet vysshee obrazovanie. Interv'ju s rektorom finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii M. A. Jeskindarovym // Rossijskaja gazeta. 2021. 9 ijunja.

2. Burenkova N.V., Danilova T.V., Tonkih A.P. Innovacionnyj podhod k formirovaniju modeli sovremennogo uchitelja Rossijskoj shkoly // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2020. № 4 (40). S. 2936.

3. Vajndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. «Cifrovoe obrazovanie» kak sistemoobrazujushhaja kategorija: podhody k opredeleniju // Vestnik MGOU. Serija: Pedagogika. 2018. № 3. S. 25-36.

4. Gorshkov M.K., Sheregi F.Je. Molodezh' Rossii v zerkale sociologii. K itogam mnogoletnih issledovanij: monografija. M.: FNISAC RAN, 2020.

5. Grebennikova V.M., Novikova T.V. K voprosu o cifrovizacii obrazovanija // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. 2019. T. 11. № 5. S. 158-165.

6. Danilova T.V., Lapyko T.P., Tonkih A.P. Vzaimodejstvie sub#ektov pedagogicheskogo processa v obrazovatel'noj srede VUZa. New York, 2020.

7. Zakonodatel'naja definicija: logiko-gnoseologicheskie, politiko-juridicheskie i prakticheskie problemy / pod red. V.M. Baranova, P.S. Pacurkivskogo, G.O. Matjushkina. N. Novgorod, 2007.

8. Kalimullina O.V., Trocenko I.V. Sovremennye cifrovye obrazovatel'nye instrumenty i cifrovaja kompetentnost': analiz sushhestvujushhih problem i tendencij // Otkrytoe obrazovanie. 2018. T. 22. № 3. S. 6173.

9. Lapyko T.P., Tonkih A.P. , Danilova T.V. Upravlencheskie aspekty obrazovatel'noj dejatel'nosti prepodavatelja VUZa // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2020. № 3 (39). S. 57- 65.

10. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizacija i cifrovizacija obrazovanija: ponjatija, tehnologii, upravlenie // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 8. S. 107-113.

11. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maja 2018 g. № 204 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 20. S. 2817.

12. O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 maja 2017 g. № 203 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. № 20. S. 2901.

13. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie», utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16. https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/

14. Petrova N.P., Bondareva G A. Cifrovizacija i cifrovye tehnologii v obrazovanii // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2019. № 5 (78). S. 353-355.

15. Pogodin V.N. Obrazovanie «v cifre»: vzgljad iznutri. http://edition.Vogazeta.ru/info/14981.html

16. Problemy i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovanija v Rossii i Kitae. II Rossijsko-kitajskaja konferencija issledovatelej obrazovanija «Cifrovaja transformacija obrazovanija i iskusstvennyj intellekt». Moskva, Rossija, 26—27 sentjabrja 2019 g / A.Ju. Uvarov, S. Van, C. Kan i dr.; otv. red. I.V. Dvoreckaja; per. s kit. N. S. Kuchmy; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: Izdatel'skij dom VShJe. 2019. 155 s.

17. Strokov A.A. Cifrovizacija obrazovanija: problemy i perspektivy // Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. T. 8. № 2.

18. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovanija / pod red. A.Ju. Uvarova, I.D. Frumina. M.: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.