Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
публичный договор / договорное право / исполнение договоров / обязательственное право / заключение договора. / public contract / contract law / the execution of treaties / law of obligations / contract conclusion.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Илья Игоревич

Актуальность данной работы заключается в том, что для совершенствования правовых основ регулирования отношений, возникших в результате оформления публичного договора, необходима четкая система и структура, основанная на особенностях таких договоров. В теоретических исследованиях института публичного договора в последнее время все чаще обозначаются проблемы определения правового статуса и сущности такой операции как заключение публичного договора, которая является элементом предпринимательской деятельности. Правовой статус договора связан с особенностями правового регулирования отношений, возникающих в связи с подписанием, действием и расторжением договора. Целью данной работы является анализ публичных договоров в гражданском праве Российской Федерации от подготовки условий для заключения договора до его полного исполнения. Автором проанализированы процессы, связанные с действием публичных договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF PUBLIC CONTRACTS IN CIVIL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of this work lies in the fact that in order to improve the legal framework for regulating relations that have arisen as a result of the registration of a public contract, a clear system and structure based on the features of such contracts is necessary. In recent theoretical studies of the Institute of public contract, the problems of determining the legal status and essence of such an operation as the conclusion of a public contract, which is an element of entrepreneurial activity, have been increasingly identified. The legal status of the contract is related to the peculiarities of the legal regulation of relations arising in connection with the signing, operation and termination of the contract. The purpose of this work is to analyze public contracts in the civil law of the Russian Federation from the preparation of conditions for the conclusion of the contract to its full execution. The author analyzes the processes associated with the operation of public contracts

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-160-164 NIION: 2018-0076-11/23-875 MOSURED: 77/27-023-2023-11-875

ЗАЙЦЕВ Илья Игоревич,

Младший научный сотрудник Научно-организационного отдела Института государства и права Российской академии наук, e-mail: zaes007@mail.ru

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДОГОВОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Актуальность данной работы заключается в том, что для совершенствования правовых основ регулирования отношений, возникших в результате оформления публичного договора, необходима четкая система и структура, основанная на особенностях таких договоров. В теоретических исследованиях института публичного договора в последнее время все чаще обозначаются проблемы определения правового статуса и сущности такой операции как заключение публичного договора, которая является элементом предпринимательской деятельности. Правовой статус договора связан с особенностями правового регулирования отношений, возникающих в связи с подписанием, действием и расторжением договора. Целью данной работы является анализ публичных договоров в гражданском праве Российской Федерации от подготовки условий для заключения договора до его полного исполнения. Автором проанализированы процессы, связанные с действием публичных договоров.

Ключевые слова/ публичный договор, договорное право, исполнение договоров, обязательственное право, заключение договора.

ZAITSEV Ilya Igorevich,

Junior Researcher of the scientific and organizational Department, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

FUNCTIONING OF PUBLIC CONTRACTS IN CIVIL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The relevance of this work lies in the fact that in order to improve the legal framework for regulating relations that have arisen as a result of the registration of a public contract, a clear system and structure based on the features of such contracts is necessary. In recent theoretical studies of the Institute of public contract, the problems of determining the legal status and essence of such an operation as the conclusion of a public contract, which is an element of entrepreneurial activity, have been increasingly identified. The legal status of the contract is related to the peculiarities of the legal regulation of relations arising in connection with the signing, operation and termination of the contract. The purpose of this work is to analyze public contracts in the civil law of the Russian Federation from the preparation of conditions for the conclusion of the contract to its full execution. The author analyzes the processes associated with the operation of public contracts.

Key words: public contract, contract law, the execution of treaties, law of obligations, contract conclusion.

Договорные отношения - это неотъемлемая часть частного предпринимательства, а публичный договор - особая форма этих договорных отношений. Договорные отношения - необходимость для гарантий исполнения сторонами своих обязательств.

Публичный договор оформляется по установленной законом форме и регулирует отношения между сторонами. Заключить такой договор

может независимое число людей. По этой причине он вовлекает неограниченный круг лиц на равных условиях для взаимодействия [1].

Рассматривая отношения возникающие в процессе работы публичного договора, можно дать качественную оценку о перевесе прав и свобод в сторону заказчика, поскольку формирование публичного договора, оформление и исполнение обязательств в зависимости от рода деятель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ности и особенностей работ ложится на исполнителя [2]. При ненадлежащем исполнении обязательств или не предоставления возможности заказчику пользоваться услугами, заказчик имеет право обратиться к защитникам прав потребителей. Публичный договор по своей сути изначально заключен со всеми группами населения, которое лишь при необходимости пользуется предоставляемыми услугами.

Ключевыми особенностями публичных договоров являются установленные законом правила и обязанности, которые необходимо соблюдать организации предоставляющей работы, товары или услуги.

Оформим указанные правила в перечень:

1) запрещается предпочтение оному лицу или группе лиц перед другими, за исключением случаев, установленных законом;

2) цена и иные условия установлены в равной степени для каждого потребителя;

3) запрещается отказ от заключения договора, за исключением случаев, установленных законом;

4) договорные условия обязаны соответствовать установленной законодательными актами форме.

Как указывалось, ранее перевес в публичном договоре в рамках прав и обязанностей существует. Если у исполнителя установлены законом обязанности, то у покупателя в основном только права:

1) право на принудительное заключение договора с заказчиком в судебном порядке;

2) право на возмещение ущерба, в результате несогласия исполнителя заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК РФ);

3)право на исполнение только тех обязательств, которые применялись по отношению к другим заказчикам, в связи с тем, что условия договора обязаны быть едиными (ст. 167 ГК РФ).

Итак, выделение публичных договоров в гражданском законодательстве как отдельный вид обусловлено тем, что потребителям в рамках специального перечня предоставляемых исполнителем товаров, работ и услуг необходима особая защита их прав на равное получение доступа к благам с иными покупателями и условиями заключаемого договора.

Одной из особенностей публичного договора является отсутствие возможности пересмотра условий типовым соглашением, которое разрабатывается юридическим лицом с целью упростить процедуру заключения договора. В типовых соглашениях зачастую пересматривают договорные положения по взаимному согласию сторон.

Исходя из этого, в реальной жизни публичный договор проявляется совсем иначе. В публич-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ном договоре можно все выразить как в отношениях, которые возникают между покупателем и продавцом. При этом, когда продавец заключает публичный договор, то он обязуется обслужить любого покупателя [3].

Вместе с тем, согласно законодательству, в каждой сфере могут существовать льготные категории, которые получают иные условия при сделке даже путем заключения публичного договора, как пример, льготный проезд. Такие изменения условий могут распространяться на отдельные категории как граждан, так и юридических лиц.

Публичным договором в основном предусмотрены данные оговорки, но несмотря на это все другие группы граждан получают один объем услуг. Его действие распространяется на магазины, транспорт, медицину и иные сферы обслуживания. Как упоминалось ранее публичный договор несёт в себе большое число преимуществ для заказчика.

Гражданско-правовой договор переходит в разряд публичного в том случае, если выполняет ряд условий:

1) исполнителем по договору выступает организация (хозяйственное общество, муниципальное образование и прочее);

2) заказчиком является физическое или юридическое лицо, чаще всего являющееся потребителем предоставляемых работ, товаров или услуг;

3) организация, согласно перечню ст. 426 ГК РФ и других нормативных актов, обязана оформить договорные отношения с любыми лицом, за исключением случаев, установленных законом;

4) обязательства по договору совпадают с деятельностью организации, которая предоставляет услуги (если деятельность организации направлена на обеспечение газификации, а предметом договора является отчуждение имущества, то такой договор публичным являться не будет).

Правовые последствия играют не малую роль в определении гражданско-правового договора, как публичного. Одним из условий публичного договора обязательность заключения договора с каждым лицом, подавшим такой запрос.

В случае фиксации фактов особого избирательного подхода или необоснованного отказа, то предприятие может быть привлечено к ответственности. Любые преференции или отказы к лицам недопустимы, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, например, лицо изъявляющее волю к пользованию услугами воздушного транспорта внесено в «черный список».

В публичном договоре также не допускается установление отличий условий договора, кроме случаев, которые предусмотрены федеральным законодательством. Наиболее четким примером

выступают льготники и инвалиды. Все споры, возникшие в процессе реализации публичных договорных отношений, решаются в установленном судебном порядке, даже при условии согласия обеих сторон [4].

Вместе с тем, федеральным законодательством установлено принудительное оформление публичного договора, даже при условии необоснованного уклонения организации от заключения. Заказчик по окончанию суда в таком случае имеет право на возмещение убытков, которые понес в результате задержки заключения договора, а также принудительное заключение договора Исполнителем с Заказчиком. На основании ст. 426 ГК РФ Правительство Российской Федерации имеет право обновлять и дополнять правила для сторон публичного договора, в том числе и для этапов заключения и исполнения.

Для оформления публичного договора должны выполняться следующие условия:

1) заключение договора в рамках и в соответствии с действующим федеральным законодательством.

2) добровольность принятия условий договора. Заказчик тех или иных услуг обладает исключительной возможностью принимать условия или не заключать контракт. Принуждение к заключению невозможно.

3) традиционный характер договора, если иное не предусмотрено сторонами или диспози-тивной нормой. Права и обязанности сторон равны для всех независимо от времени заключения договора.

4) оплата товаров, работ или услуг осуществляется в соответствии с ценой, оговоренной в договоре. Вопрос ценообразования и тарификации регулируется уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления согласно Федеральному закону от 26.09.2009 № 132-Ф3 [5].

5) стоимость работ может изменяться при внесении поправок в законодательство России. При условии отсутствия в договоре фиксированной стоимости работ, то по исполнению публичный договор оплачивается, но основании расчет-но-калькуляционных материалов по фактическим трудозатратам, но с учетом нормативов, используемых в аналогичных работах и видах труда.

6) ответственность сторон сохраняется за нарушение условий публичного договора даже после срока его действия.

7) действие публичного договора. В соответствии с гражданским кодексом договор считается действующим с момента его заключения, в случае отсутствия ретроактивной оговорки, т.е. по согласию сторон в договоре может быть указано, что договор начал действовать до момента его подпи-

сания. Так же в договоре можно указать срок действия договора или окончание действие договора до момента исполнения обязательств.

8) за исключением случае предусмотренных ст. 422 ГК РФ, стороны имеют право самостоятельно устанавливать условия договора, при условии наличия условия (диспозитивной нормы) или определения этого пункта нормативным документом, то стороны имеют право на исключение или внесение изменения в данный пункт договора.

9) смешанный характер договора. Публичный договор может предусматривать выполнение сторонами взаимных обязательств, если другое не указано в соглашении сторон или не отражено в самом договоре.

Таким образом, публичный договор является особой формой договорных отношений, процесс реализации на всех этапах которого регулируется не только сторонами-участниками, но и государством на всех его уровнях. Ключевой особенностью публичного договора выступают его условия, поскольку именно в них сокрыты директивные нормы, которые определяют его публичность и отличие от остальных форм договоров. Это прослеживается от момента и условий для его заключения, выполнения обязательств, внесения изменений в договор, до и даже после исполнения обязательств по договору.

Публичный договор является исключением из диспозитивности гражданского права и принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), что в свою очередь является причиной его исключительной правовой регламентации условий и порядка заключения, изменения, расторжения и защиты прав сторон договора.

Правила публичного договора установлены в ст. 445 ГК РФ. Публичный договор оформляется по инициативе Заказчика, что в свою очередь обязывает Исполнителя заключить его. Пользователи услуг после оформления проекта договора в течении 30-ти дней имею право направить Протокол разногласий для корректировок некоторый пунктов договора. Согласно п.3. ст. 438 ГК РФ при отсутствии Протокола разногласий в установленный срок, договор относится к разряду заключенных. В п.2 письма Президиума ВАС РФ разъяснено, что договор относиться к разряду заключенных, при условии пользования Заказчиком услугами организации-исполнителя, даже без фактической оплаты услуг, а не после расчетов, поскольку потребитель может направить Протокол разногласий в организацию-исполнитель, что в свою очередь переносит публичный договор на стадию согласования условий и может как следствие не договоренности рассматриваться в суде [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Между заказчиком и исполнителем возможен упрощенный порядок заключения публичного договора, в случаях, когда со стороны потребителя выступает частное лицо. Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети» [7].

Несмотря на то, что инициация для заключения публичного договора исходит от потребителя - Заказчика и его права в большей степени защищены федеральным законодательством, важно понимать, что у организации-исполнителя так же имеется право на обращение в суд для защиты своих интересов. Такие случаи в основном предполагают разрешение споров в суде с целью получения обоюдного согласия по договору и изначального отсутствия согласия у потребителя о разногласиях непосредственно в суде [8].

Существует нюанс в гражданском праве. Часто в соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ при заключении договора с частным лицом на оказание услуг на снабжение через присоединенную сеть, ошибочно классифицируют как договор присоединения. Публичный договор можно классифицировать как договор присоединения только в случае, если потребитель не может устанавливать условия договора в связи с оформлением такого документа путем присоединения к целостному договору.

Независимо публичный договор или нет, целью таких возникающих отношений является стабильный доход и его рост. Ключевой основой предпринимательской деятельности является исполнение договора.

Вместе с тем, по разному ряду причин, в процессе исполнения контракта могут возникнуть те или иные факторы, оказывающие влияние на возможность исполнения условий договора, которые несомненно могут привести к неумолимому изменению существенных условий контракта или его расторжению.

На практике изменение и расторжение договора происходит на основе взаимного согласия сторон, но существует ряд особенностей, которые предусмотрены федеральным законодательством или самим договором. Так, в случае серьёзного нарушения условий договора одной из сторон, или, в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными нормативно-правовыми актами и соглашениями, одна из сторон может потребовать в судебном порядке изменить условия контракта или расторгнуть его.

Под термином серьёзное нарушение понимаются действия (бездействие), способствующие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

возникновению рисков ущерба экономическим интересам второй стороны, влекущим отсутствие той степени приобретенных благ по результату исполнения договора. В качестве примера может выступать перевод ориентировочной в фиксированную цену по итогам исполнения обязательств по договору, при условии несвоевременной сдачи подрядчиком работ или намеренного завышения в расчетно-калькуляционных материалах основной заработной платы, нормо-часов, накладных расходов или стоимости материалов [9].

Так же, изменение условий договора или его расторжение возможно при условии полного или частичного отказа от выполнения ключевого принципа публичного договора, а именно отказ от исполнения условий одной из сторон (ст. 450 ГК РФ). В ст. 451 ГК РФ указаны правила внесения изменений в подписанный договор или его расторжение по причине существенного изменения обстоятельств.

В гражданском праве конкретные обстоятельства и положения определяют публичный договор, в связи с этим изменение существенных условий способны привести к расторжению договора. Поэтому в указанном кодексе предусмотрен порядок расторжения и изменения в публичный договор [10]. Форма соглашения и изменения должна соответствовать форме договора, если закон, договор и традиции делопроизводства не предусматривают другой формы.

Возможно требование к изменению или расторжению договора, в случае, когда одна из сторон не предоставила своевременного ответа в сроки, определенные предложением или установленных законом (30 дней). Обе стороны должны принимать все юридически возможные последствия расторжения договора, потому что в случае расторжения контракта несёт полное прекращения отношений между сторонами, когда изменения содержания могут позволить продолжить сотрудничество.

Изменяются (прекращаются) обстоятельства в момент, когда договор расторгнут или его условия изменены, обстоятельства принято считать прекращенными или измененными, если другой вариант не предусмотрен законом, актом или соглашением. Момент соглашения - дата заключения участниками публичного договора. В случае если договор не оформлен как документ, моментом считается дата согласия стороны, которая получила предложение изменить или расторгнуть договор [11].

Таким образом, публичный характер договора формирует особый режим правового регулирования не только порядка его заключения, но также сказывается и на особенностях его изменения и расторжения.

Список литературы:

[1] Костикова С.Н. Практические вопросы применения норм, регулирующих публичный договор как институт гражданского права // Российский судья. 2007. № 4. С 34-38.

[2] Зайцев И.И. Некоторые особенности публичных договоров в гражданском праве в Российской федерации // Право и управление. 2023. № 9. С. 80-84.

[3] Маркова М.Г. О понятии принципа свободы договора. Методологические основы понятия свободы договора // Юридическая мысль. 2004. № 1(20). С 48-58.

[4] Ларина Т.В. Особенности правового регулирования публичного договора в России // Юрист. 2004. № 4. С 18-19

[5] Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 132-ФЗ «О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // СПС «Кон-сультантПлюс».

[7] Богданов Е. Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве // Российская юстиция. 2000. № 4. С 23-24.

[8] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный): учебно-практический комментарий / под ред. Сергеева А.П. М: Проспект, 2018. 1280 с.

[9] Цветков И.В. О совершенствовании законодательного регулирования свободы договора в экономике современной России // Законодательство и экономика. 2006. № 8. С 22-26.

[10] Славецкий Д.В. Реализация принципа защиты слабой стороны при заключении публичного договора // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. 2002. № 3. С. 58-63.

[11] Гражданское право: Учебник. в 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. 558 с.

Spisok literatury:

[1] Kostikova S.N. Prakticheskie voprosy prim-eneniya norm, reguliruyushchih publichnyj dogovor kak institut grazhdanskogo prava // Rossijskij sud'ya. 2007. № 4. S 34-38.

[2] Zajcev I.I. Nekotorye osobennosti publi-chnyh dogovorov v grazhdanskom prave v Rossijs-koj federacii // Pravo i upravlenie. 2023. № 9. S. 80-84.

[3] Markova M.G. O ponyatii principa svobody dogovora. Metodologicheskie osnovy ponyatiya svobody dogovora // YUridicheskaya mysl'. 2004. № 1(20). S 48-58.

[4] Larina T.V. Osobennosti pravovogo regu-lirovaniya publichnogo dogovora v Rossii // YUrist. 2004. № 4. S 18-19

[5] Federal'nyj zakon ot 29 iyunya 2009 g. № 132-FZ «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 424 chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 05.05.1997 № 14 «Obzor praktiki razresheniya sporov, svyazannyh s zaklyucheniem, izmeneniem i rastorzheniem dogovorov» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] Bogdanov E. Sootnoshenie chastnogo i publichnogo v grazhdanskom zakonodatel'stve // Rossijskaya yusticiya. 2000. № 4. S 23-24.

[8] Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii. CHast' pervaya (postatejnyj): uchebno-prakticheskij kommentarij / pod red. Sergeeva A.P. M: Prospekt, 2018. 1280 s.

[9] Cvetkov I.V. O sovershenstvovanii zakonodatel'nogo regulirovaniya svobody dogovora v ekonomike sovremennoj Rossii // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2006. № 8. S 22-26.

[10] Slaveckij D.V. Realizaciya principa zash-chity slaboj storony pri zaklyuchenii publichnogo dogovora // Vestnik instituta prava SGEA: Aktual'nye problemy pravovedeniya: Nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2002. № 3. S. 58-63.

[11] Grazhdanskoe pravo: Uchebnik. v 2 t. / Pod red. B.M. Gongalo. T. 2. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Statut, 2018. 558 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.