Научная статья на тему 'Функционирование производных предлогов в газетно-публицистическом стиле'

Функционирование производных предлогов в газетно-публицистическом стиле Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
698
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / NEWSPAPER STYLE / ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ / DERIVATIVE PREPOSITIONS / АБСТРАКТНОСТЬ / КОНКРЕТНОСТЬ / ABSTRACTNESS / CONCRETENESS / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / СИНОНИМИЯ / SYNONYMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хаперская Юлия Владимировна

В статье анализируется функционирование производных предлогов в текстах газетно-публицистического стиля, отобранных из Национального корпуса русского языка. На основании частотности употребления предлога в газетно-публицистическом стиле определяется поле производных предлогов, наиболее активных в газетных текстах. Производные предлоги рассматриваются по нескольким параметрам: с точки зрения абстрактности / конкретности значения, морфологических типов предлогов, выражаемых предлогами семантических отношений, способности предлогов вступать в синонимические отношения, а также в аспекте состояния лексикографического описания рассматриваемых единиц. На основе данных характеристик предлогов сделана попытка выявить особенности функционирования производных предлогов в газетно-публицистическом стиле. Анализ полученных данных позволяет обосновать тезис о том, что производные предлоги активно участвуют в реализации базовых стилевых черт газетно-публицистического стиля (официальности, сдержанности, известной обобщенности изложения и одновременно стилевом «эффекте новизны»), сформированных на основе базовых функций газеты (информационной и воздействующей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the functioning of derivative prepositions in newspaper style that are selected from the Russian National Corpus. Based on the frequency of preposition in newspaper style, the field of the active derivatives prepositions in newspaper's texts is defined. The derivative prepositions are described according to several parameters: from the point of abstractness / concreteness, morphological types of prepositions, semantic relations expressed by prepositions, the ability of prepositions to get into synonymous relations, and also in terms of lexicographical description. Based on these characteristics of prepositions there is made an attempt to identify the features of the functioning of derivative prepositions in newspaper style. Analysis of the data allows to prove the thesis that the derivative prepositions are actively used in the process of realization of basic stylistic features of newspaper style (formality, restraint, known synthesis of utterance, at the same time the stylistic «effect of novelty») that are formed on the basic functions of the newspaper (informational and influencing).

Текст научной работы на тему «Функционирование производных предлогов в газетно-публицистическом стиле»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ В ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ

Ю.В. Хаперская

Ключевые слова: газетно-публицистический стиль, производные предлоги, абстрактность / конкретность, семантика, синонимия.

Keywords: newspaper style, derivative prepositions, abstractness / concreteness, semantics, synonymy.

В последнее время служебные части речи вообще и категория предлогов в частности вновь стали объектом интереса лингвистов [Всеволодова, 2013; Сергеева, 2007; Шереметьева, 2011; Шестакова, 2010]. В рамках межнационального проекта «Славянские предлоги в синхронии и диахронии: морфология и синтаксис» подготовлен к выпуску реестр предложных единиц. Однако характеристика производных предлогов была бы неполной без данных об активности и широте их употребления в текстах различной стилевой принадлежности. В данной статье речь пойдет о производных предлогах, наиболее активных в текстах газетно-публицистического стиля.

Следует отметить, что к производным, вслед за авторами Грамма-тики-80, мы относим предлоги, имеющие живые словообразовательные отношения и лексико-семантические связи со знаменательными словами [Русская грамматика, 1980, с. 704]. При этом наряду с собственно предлогами как производные предлоги мы рассматриваем все единицы, выполняющие функцию предлога, независимо от их статуса.

Одной из главных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка - функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). «Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики» [Кожина, 2008, с. 313]. На наш взгляд, функционирование производных предлогов в публицистическом стиле связано, прежде всего,

с реализацией информативной функции языка через формирование разновидностей речевой стереотипии.

Перейдем к рассмотрению различных аспектов функционирования производных предлогов в газетно-публицистическом стиле. Методом количественного анализа было определено количество вхождений для каждого производного предлога в тексты анализируемого стиля. Частотность употребления того или иного предлога определялась на материале газетного корпуса НКРЯ, в который включены тексты печатных газет «Известия», «Комсомольская правда», «Труд». Временной диапазон газетных текстов - 2010-2014 г.г. Общее число словоупотреблений в корпусе - 23 млн. 12 тыс. 552 слова. В ходе анализа мы выделили 81 производный предлог, «тяготеющий» к газетно-публицистическому стилю (в скобках указана частота употребления предлога на миллион словоформ): по мнению кого/чего (285), в ходе чего (264), накануне чего (217), за счет чего (193), помимо чего (154), в центре чего (120), в размере чего (119), в районе чего (113), по поводу чего (111), в составе чего (92), в сфере чего (85), с начала чего (80), с участием кого/чего (72), в состав чего (71), свыше чего (71) и др. Будучи очень емкими единицами, данные производные предлоги становятся все более частотными в прессе. Они реализуют информационную функцию языка в газетной публицистике через такие свойства языка газеты, как стремление к краткости, лаконичности и быстроте передачи информации. Данные предлоги участвуют в формировании фонда стереотипных конструкций, помогающих журналисту оперативно передавать информацию, не задумываясь над построением фразы.

Анализ функционирования выделенных производных предлогов в газетно-публицистическом стиле проводился по нескольким параметрам: с точки зрения абстрактности/конкретности значения, структурных типов предлогов, выражаемых предлогами семантических и синонимических отношений, а также в аспекте состояния кодификации рассматриваемых словоформ. Рассмотрим подробнее каждую из характеристик.

1. Закономерности функционирования производных предлогов абстрактного / конкретного значения в газетно-публицистическом тексте

В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» отмечается, что одной из закономерностей, отражающей специфические стилевые черты любого стиля, является то, что «существует строгая количественная зависимость между абстрактностью содержания текста и абстрактностью речи... Та же зависимость имеется между конкретностью содержания и конкретностью речи» [Кожина, 2006,

с. 90]. Эту закономерность можно проследить и на примере функционирования производных предлогов в газетных текстах.

В соответствии с концепцией Грамматики-80 производные предлоги находятся на разных ступенях отхода от тех знаменательных слов, которыми они мотивированы. Некоторые из предлогов полностью утратили общность лексического значения с мотивирующими их словами, другие имеют живые и тесные связи с соответствующими словами и, выражая отношение, одновременно несут в себе элемент предметного значения [Русская грамматика, 1980, с. 707]. Таким образом, абстрактность производных предлогов зависит от того, насколько эти предлоги утратили конкретную семантическую связь со знаменательными словами, от которых они образовались.

Так, мы проанализировали контексты употребления производных предлогов в газетных текстах, и обнаружили, что суммарный средний коэффициент абстрактности предлогов равен 40%, а конкретности -60%. Для сравнения: в научных текстах 76% и 24%, в художественных 30 и 70% соответственно. Можно говорить о том, что в газетно-публицистическом стиле активизируется как отвлеченно-обобщенный, так и образно -конкретный тип мышления субъекта речи. Это связано как с двойственностью функции языка (воздействующей и информационной), так и с многообразием газетных жанров, одни из которых тяготеют к аналитико-обобщенному изложению и характеру речи, близкому к научному, другие - к экспрессивным стилям. Следует также отметить, что абстрактные предлоги в большей степени опредложены, то есть в семантическом плане значительно отошли от семантики производящего слова и фиксируются в словарях как собственно предлоги: в ходе чего, в адрес кого / чего, в роли кого / чего, в число кого/чего, на стороне кого / чего и др. Конкретные предлоги еще сохраняют связь с мотивирующим словом и занимают переходное положение: по мнению кого, в размере чего, с начала чего, с участием кого/чего, в состав кого / чего и др. Такие словоформы не кодифицируются современными словарями как предлоги.

2. Морфологический состав производных предлогов

По происхождению производные предлоги традиционно делят на отыменные (по мнению кого / чего, в ходе чего и т.п.), наречные (накануне чего, помимо чего и т.п.) и отглагольные (начиная от кого / чего, исходя из чего и др.). Каждый из морфологических типов предлогов подразделяется, в свою очередь, на простые (из одного слова) и составные (из двух или трех слов) [Русская грамматика, 1980, с. 705-707]. Большинство словоформ класса производных предлогов представляют отыменные предлоги, так как процесс препозиционали-

зации имен существительных наиболее активный. Данная закономерность характерна и для публицистической речи. Так, отыменные предлоги в анализируемых текстах составили:

- простые (минус что) - 1%;

- составные с одним первообразным (на почве чего, на волне чего, в угоду кому / чему, со слов кого, по линии чего и т.п.) - 73%;

- составные с двумя первообразными (во главе с кем/чем, по вопросу о ком / чем, в шаге от чего, без оглядки на кого / что, с оглядкой на кого / что, в ногу с кем / чем) - 8%.

Следующий по частотности морфологический класс предлогов -наречные предлоги:

- простые (накануне чего, помимо кого/чего, свыше чего, ниже чего, касательно кого / чего, адекватно чему) - 8%;

- составные (совместно с кем / чем, вслед за кем / чем, незадолго до чего, неподалеку от чего, наравне с кем / чем, вкупе с кем / чем, вдали от кого / чего, вдалеке от кого / чего) - 9%.

Незначительную группу составляют отглагольные составные (начиная от кого / чего) - 1%. Простые отглагольные предлоги в га-зетно-публицистическом стиле отсутствуют. Таким образом, для газет-но-публицистических текстов характерна общая закономерность происхождения класса производных предлогов: отмечено преобладание отыменных предлогов и незначительное количество отглагольных форм.

3. Семантическая характеристика

Производные предлоги могут передавать различные виды отношений. В результате анализа текстов мы выявили 16 типов отношений, передаваемых производными предлогами в газетно-публицистическом стиле: 1) пространственные, 2) временные, 3) причинные, 4) характеризационные, 5) целевые, 6) комплитивные (восполняющие), 7) образа действия, 8) условия, 9) сравнения, 10) совместности, 11) уподобления, 12) соответствия, 13) возмещения, замещения, 14) принадлежности, 15) источника, обоснования, 16) квалификации или уточнения. Наиболее активны в публицистическом стиле производные предлоги, выражающие временные (в ходе чего, накануне чего, с начала чего и др.) и пространственные (в центре чего, в районе чего, с места чего и др.) отношения. Они составили 17% и 13% соответственно от общего числа предлогов. Преобладание пространственных и временных отношений в публицистическом стиле связано с тем, что у каждого жанра публицистики есть свой объект, который должен быть отображен во времени и пространстве. Следует также отметить, что по сравнению с другими функциональными стилями в газетных текстах

отмечаем активность употребления предлогов со значением совместности / несовместности - совместно с кем, во главе с кем, вкупе с кем, под началом кого, с участием кого, помимо кого, на стороне кого (10%) и предлогов, выражающих отношения причины, основания -по вине кого / чего, по поводу чего, под предлогом чего, на почве чего, в угоду кому / чему, по вопросу чего, касательно чего (10%). Данные категории расширяют представление об отображаемом в тексте событии и его участниках, реализуя тем самым информативную функцию публицистического стиля.

4. Синонимические отношения между производными предлогами

В публицистике нацеленность на экспрессию выражения, стремление разнообразить речь, избегая повторений, естественно, приводит к использованию всех возможных ресурсов синонимии. Следует отметить, что под синонимией предлогов мы понимаем соотношение разных лексических единиц, выражающих один и тот же денотативный смысл. В ходе анализа было выявлено, что 50% корпуса производных предлогов, активных в газетно-публицистическом стиле, входят в синонимические ряды, различные по количеству членов. Представим обзор синонимических парадигм:

1) со значением «в отношении кого-либо, чего-либо»: по поводу кого / чего - касательно кого / чего - по части кого / чего - по линии кого / чего - по вопросу кого / чего - по вопросу о ком / чем - на предмет чего;

2) со значением «в пределах какого-либо множества»: в составе чего - в состав чего - в окружении кого / чего - в число кого / чего - в числе кого / чего;

3) со значением «продолжение временного промежутка»: в ходе чего - по ходу чего - на волне чего - в разгар чего;

4) со значением «совместности»: с участием кого / чего - совместно с кем / чем - вкупе с кем / чем - на стороне кого/чего;

5) со значением «уподобления»: в роли кого / чего - на правах кого / чего - под видом кого / чего - под знаком кого / чего;

6) со значением «перед каким-либо событием»: накануне чего - в преддверии чего - незадолго до чего;

7) «указание на источник информации»: по мнению кого - с точки зрения кого - со слов кого / чего;

8) со значением «причины»: по поводу чего - под предлогом чего - на почве чего;

9) со значением «ограничения в пространстве»: за границы чего -за границами чего;

10) «отдаленность от объекта»: вдалеке от кого / чего - вдали от

кого / чего;

11) «начало временного промежутка или события»: с начала чего - на начало чего.

Таким образом, производные предлоги в газетно-публицистическом стиле образуют различные синонимические парадигмы с количеством членов от 2 до 7. Самую многочисленную парадигму составили предлоги, выражающие отношение между объектами. Это может быть обусловлено тем, что именно область общественных отношений находится в центре внимания публицистов. Наличие синонимов позволяет авторам варьировать их употребление в зависимости от поставленных экспрессивных и информационных целей. Так, исследования функционирования производных предлогов синонимического ряда со значением «в отношении кого-либо, чего-либо» в различных газетных текстах показали, что предлоги по поводу чего, на предмет чего, являющиеся стилистически нейтральными, широко употребляются в публикациях, освещающих сферы общественной жизни, предлоги касательно чего, по линии чего, по вопросу о чем, по вопросу чего, маркированные в словарях как «официальные», активны в сообщениях официальной хроники, а предлог по части чего, имеющий разговорный характер, чаще всего встречается в проблемных статьях, причем комментирование фактов и событий здесь часто сопровождается ироничными замечаниями (все примеры далее приведены из газеты «Комсомольская правда»): По поводу этой заброшенной шайбы вопросов не возникло. (08.03.2014) - Мэрия проверит аптеки на предмет наличия в них масок (14.01.2009) - Президент утвердил перечень поручений правительству касательно нацпроектов. (13.08.2010) - Меры принимаются по линии следственных органов, по линии органов здравоохранения и по линии органов обеспечения. (21.10.2013) - Южная Корея готова к переговорам с КНДР по вопросу о встречах семей (14.02.2012) - Начались срочные переговоры по вопросу участия Ирана в «Женеве-2» (20.01.2014) - Руководитель эстонского государства Т. Ильвес по части россиефобии - «пионер всем ребятам пример» (05.04.2014).

Таким образом, исходя из требований конкретной коммуникации, журналист выбирает наиболее целесообразные в определенном контексте синонимические средства.

5. Состояние кодификации анализируемых словоформ

В процессе анализа мы выделили две группы словоформ:

1) производные предлоги, зафиксированные в современных словарях и

2) новообразования, которые в современной лексикографической прак-

тике не имеют статуса предлога. В первую группу входят предлоги как однозначно трактуемые словарями, так и те, в определении статуса которых словари расходятся, а также имеющие помету «в знач. предлога». В количественном отношении в газетно-публицистическом стиле зафиксированные предлоги составили 46% от общего количества, а «новые» - 54%. Это говорит о том, что газетная публицистика ищет все новые средства для разнообразия речи. Кроме того, на современном этапе развития русского языка активен такой грамматический процесс, как «свертывание» сложных предложений, «сжатие» синтаксических конструкций. Производные предлоги как раз и представляют результат такого «сжатия» и «свертывания»: ...ранее в Раде состоялась драка с участием лидера Компартии Украины Петра Симоненко (Труд, 08.04.2014) = драка, в которой участвовал...; Выяснилось, что рубль - наиболее защищенная валюта с точки зрения защиты от санкций (Труд, 28.03.2014) = наиболее защищенная валюта, если иметь в виду защиту от санкций; Со слов пожарных, весь дом изнутри был облит горючей смесью (Труд, 11.11.2013) - как сообщили пожарные.

Итак, резюмируем. Хотя, по мнению большинства ученых, предлоги слишком абстрактны для того, чтобы принимать участие в формировании стилей, наши наблюдения говорят об обратном. Производные предлоги активно участвуют в реализации базовых стилевых черт публицистического стиля (официальности, сдержанности, известной обобщенности изложения и одновременно стилевом «эффекте новизны»), сформированных на основе базовых функций газеты (информационной и воздействующей). С точки зрения функционирования производных предлогов в газетно-публицистическом стиле можно выделить следующие особенности: активное использование как конкретных, так и абстрактных предлогов, что обусловлено двойственностью функции языка газеты; преобладание отыменных составных предлогов; активность предлогов с временной, пространственной, причинной и комитативной семантикой; активность в «производстве» и употреблении некодифицированных предлогов; широкое использование ресурсов предложной синонимии.

Литература

Всеволодова М.В., Кукушкина О.В., Поликарпов А.А. Русские предлоги и средства предложного типа. М., 2013.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 2008.

Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.,

2006.

Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru

Русская грамматика. М., 1980.

Сергеева А.Г. Семантические и функциональные свойства лексикализованных предложно-падежных словоформ в заключение, в завершение, в довершение: дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2007.

Шереметьева Е.С. Отыменные релятивы современного русского языка: дис. ... д-ра филол. наук. Владивосток, 2011.

Шестакова Е.В. Фразеологические предлоги в текстах официально-делового стиля (на материале кодексов Российской Федерации): дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.