Р. З. Назарова, Д. К. Шер. Функционирование приема контраста в политическом дискурсе
филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Article/Baht_PrT.php (дата обращения: 20.05.2013)
12 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1979. С. 322.
13 Иссерс О. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М., 2008. С. 55.
14 См.: Там же. С. 198.
15 Кормилицына М. А. Риторическая организация речи (адресованность речи) // Хорошая речь / О. Б. Сиро-тинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др. ; под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов, 2001. С. 211-213.
16 Там же. С. 214.
УДК 811.161.1’27
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИЕМА КОНТРАСТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НЕСУБЪЕКТНЫХ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
р. З. назарова, д. К. Шер
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
На примере устных речей известных политиков изучены проявления различных видов контраста и их зависимость от несубъектных экстралингвистических факторов. Выявлены три устойчивые статистические зависимости между функционированием контраста и экстралингвистическими факторами пространства, общественной активности и истории общества и установлено, что количественное изменение последних связано со сложностью контрастных предложений обратно пропорциональной зависимостью.
Ключевые слова: виды контраста, экстралингвистические факторы, политический дискурс.
Contrast Functioning in Political Discourse Depending on Non-subject Extra-linguistic Factors R. Z. nazarova, D. K. sher
The realization of different kinds of contrast and its dependence on non-subject extra-linguistic factors are studied on the basis of famous politicians’ speeches. Three stable statistical dependencies between the functioning of contrast and extra-linguistic factors of space, social activity and the history of society are distinguished. It has been established that the change in quantitative parameters of the latter is inversely related to the complexity of contrast-containing sentences. Key words: kinds of contrast, extra-linguistic factors, political discourse.
Прием контраста широко используется в политическом дискурсе, являясь одним из ведущих стилистических приемов. В связи с этим представляется целесообразным подробнее остановиться на лингвистическом контрасте и изучить особенности его функционирования в политическом дискурсе. Как известно, прием контраста имеет как лингвистическую составляющую, так и экстралингвистическую. Данное исследование фокусирует свое внимание на экстралингвисти-ческой составляющей контраста, а именно, на экстралингвистических факторах, влияющих на
природу контраста. Экстралингвистические факторы (ЭЛФ) могут быть двух видов: субъектными и несубъектными. Под субъектными ЭЛФ в настоящей статье понимаются экстралингвистические факторы, непосредственно связанные с субъектом дискурса (например, психологические ЭЛФ1); под несубъектными - экстралингвистические факторы, непосредственно не связанные с субъектом дискурса (например, ЭЛФ пространства, времени и др.).
Материалом исследования являются выступления В. В. Путина: на стадионе «Лужники» в 2012 г. (Речь I), после президентских выборов 2012 г. (Речь II), в Министерстве иностранных дел (Речь III); М. Д. Прохорова: перед студентами в
2011 г. (Речь IV), в телепрограммах «Поединок» с Г. А. Зюгановым (Речь V) и В. В. Жириновским (Речь VI) в 2012 г. ; Г. А. Зюганова в телепрограмме «Поединок» с М. Д. Прохоровым (Речь VII) и на дебатах на канале «Россия-1» в 2012 г. (Речь VIII); С. М. Миронова на дебатах на канале «Россия-1» в 2012 г. (Речь IX); С. С. Удальцова на дебатах на радио и телеканале «Комсомольская правда» в
2012 г. (Речь X).
В настоящей работе анализируется функционирование того или иного вида контраста в зависимости от несубъектных ЭЛФ с помощью методов контент-анализа, сопоставительного анализа и математической обработки. Для изучения этой зависимости представляется логичным сначала составить классификацию контраста, чтобы легче ориентироваться в видах контраста (см. рис.); затем составить таблицу с приведенными в схеме (см. рис.) видами контраста, присутствующими в проанализированных речах (табл. 1): при этом каждый вид контраста представлен в виде характеристики, и содержание данной характеристики в речи измеряется в относительных величинах. Далее была построена таблица, в которой содержится описание речей, проанализированных с точки зрения экстралингвистического контекста, в котором они находятся (табл. 2). В работе
© Назарова Р. З., Шер Д. К., 2013
Edited by Foxit PDF Editor
Copyright (c) by Foxit Software Company, 2004 - 2007 For Evaluation Only.
Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 3
таким образом определены виды контраста и несубъектные ЭЛФ, присутствующие в материале исследования. Для выявления зависимостей между несубъектными ЭЛФ и видами контраста сделан сопоставительный анализ табл. 1 и табл. 2; предварительно проведены ранжирование речей и распределение ЭЛФ.
Исходя из анализа научных исследований, посвященных изучению видов контраста (см. работы О. П. Мартыновой, И. И. Ковтуновой, Н. Ю. Степановой, И. А. Иванчук, И. М. Деевой и др.), представляется возможным составить следующую схему видов контраста, релевантную для настоящего исследования.
Контраст
-Г
X
j:
Микро
Стил.
(Не
[Макро]
Стил.
(Эксплиц")
Г
|Прост.
1
Сложи.
X
-(Пр.предл]
|Прост.
[ЭксПлиЦ"]
1
-(Пр.предл]
Сложи.
£
I Им^иЩ
НЄ
-(Пр.предл]
-(Пр.предл]
1___________[
[Эксплиц
I
|Эксплиц. 1 |Имплиц. I
I
1
I
I
1
[Прост.] Сложи. Прост. Сложи. (Прост.] [Сложи. Прост. (Сложи
-(Пр.предл]
-(Пр.предл]
Цсл-предл] Цсл.предл] Цсл.предл] Цсл.предл] Цсл.предл!| ЦоГ предл]
Виды контраста
В вышеприведенной схеме микро - это микроконтраст, макро -макроконтраст, стил. -стилистический, нестил. - нестилистический, эксплиц. - эксплицитный, имплиц. - имплицитный, пр.предл. - контраст, используемый в простом предложении, сл. предл. - контраст, используемый в сложном предложении. Сложное предложение -предложение, состоящее из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое2.
Таким образом, в соответствии с «масштабом» контраста в настоящей работе различаются микро-и макроконтраст. При микроконтрасте противопоставляются отдельные слова, фразы, предложения. Например, и тогда возникали те же ассоциации, которые я ощущаю сейчас3; при макроконтрасте - композиционно-речевые формы, типы речи и др. Например, Было ощущение несправедливости политической системы. Тогда вообще была одна партия. И ощущение того, что так дальше нельзя, было очень острым у нас, в студенческой среде. Было полное понимание ...
Но циклы никогда не повторяются4. В данном случае предложение циклы никогда не повторяются контрастирует со всем предыдущим абзацем.
Со стилистической точки зрения контраст может быть стилистическим и нестилистическим. Вслед за определением, данным в Стилистическом энциклопедическом словаре, в данной работе под стилистическим контрастом понимается несовпадение стилистических окрасок слов5. Например, ...удивительная вещь, почему вы все
время приватизируете нашу победу?6. «Приватизировать» - это юридический термин. Поскольку в предложении идет речь о том, чтобы победу забирать, а не юридически ее оформлять в собственность, это пример контраста юридического и нейтрального стилей. Под нестилистическим контрастом в данной работе понимается отсутствие противопоставления стилей речи в дискурсе: ...некоторые считают, что Вы, извините, шут или клоун. Я так не считаю5. В примере не наблюдается противопоставления стилей, но существует противопоставление смыслов, то есть контраст есть, но он - нестилистической природы.
Эксплицитный контраст в настоящей работе определяется как очевидное противопоставление или противоречие в дискурсе: и был период, когда она из распавшейся империи превратилась в суперсверхдержаву8. «Распавшаяся империя» является явным антиподом «суперсверхдержавы», образуя очевидное противопоставление. Имплицитный контраст - неочевидное противопоставление: В 98-ом году я предложил после дефолта, который привел эту власть к полному позору и раздору, сформировать правительство народного доверия ...От края пропасти оттащили.9 «Позор и раздор» и «правительство народного доверия» сами по себе не являются антонимами или взятые вне контекста, не противопоставлены друг другу, однако в данном контексте приобретают контрастность: с одной стороны - разруха и позор власти, с другой - процветание благодаря новому правительству.
По сложности различают простой и сложный контраст: если есть только одна пара контрастирующих элементов, то контраст - простой (на-
Р. З. Назарова, Д. К. Шер. Функционирование приема контраста в политическом дискурсе
пример, ...цены не будут расти, а говорят, уже на 15% увеличим расценки на газ...10, если более одной пары контрастирующих элементов - то сложный (например, Я не собираюсь отвечать за господина Путина, но для меня совершенно очевидно, в том числе и я уже это сказал, если в стране не будут проведены социальные преобразования, если не будет ликвидирована огромная социальная пропасть...и). В. В. Путин противопоставляется двум вещам: социальным преобразованиям и ликвидации социального неравенства, соответственно образуется две пары контрастирующих элементов: Путин - преобразования, Путин - ликвидация неравенства.
Контраст подразделяется также на контраст, используемый в простом или сложном предложе-нии12. Например, в простом: Вы нас туда опять зовете? Нет, мы не дети и в сложном: Им, конечно, очень неприятно, когда десятки тысяч людей выходят и требуют честных выборов...13.
Итак, определены основные виды контраста, благодаря чему становится возможным составить таблицу (см. табл. 1) с приведенными в схеме видами контраста, при этом каждый вид контраста представлен характеристикой, и содержание данной характеристики в речи измеряется в относительных величинах. Для простоты восприятия в таблице виды контраста представлены следующим образом: вместо эксплицитного и имплицитного контраста - «эксплицитность», простого и сложного - «сложность» контраста, вместо контраста, используемого в простом и сложном предложении - «сложность контрастных предложений». Характеристики контраста измерены в величинах, вычисленных делением количества одного контраста в речи на другой, выделенных по общему признаку: например, в Речи I эксплицитных контрастов - 18, а имплицитных - 8; характеристика «эксплицитность» = 18 : 8 = 2,25.
Таблица 1
Характеристики контраста (в относительных величинах)
Из данных табл. 1 видно, что наибольшей плотностью микроконтраста и стилистического контраста обладают речи Г. А. Зюганова (VII, VIII), а наименьшей - речи В. В. Путина. Следует отметить, что значение нуля в речах В. В. Путина появляется вследствие того, что в них отсутствует макроконтраст, поэтому при делении на ноль, получается ноль. Отсутствие макроконтраста, на наш взгляд, может объясняться тем, что адресант речи рассчитывает на очень широкую аудиторию, которая, по его мнению, вряд ли сможет декодировать дополнительные интертекстуальные связи, которыми характеризуется макроконтраст.
Больше всего эксплицитного контраста используется в речи С. С. Удальцова, что представляется вполне закономерным, так как данная речь более похожа на совокупность лозунгов эпатажного характера.
Показатели таких характеристик, как сложность контраста и контрастных предложений, ожидаемо высоки в речи В. В. Путина на собрании руководящего состава дипломатического органа МИД РФ. В ней использовались многочисленные повторения одного и того же смыслового блока разными словами, что увеличивает содержание контрастирующих пар, в свою очередь, приводящее к высокому показателю сложного контраста. Также очевидно, что заранее подготовленный спичрайтерами текст будет насыщен сложными предложениями, в том числе такими, в которых содержится прием контраста.
Итак, соотнесение видов контраста с речами позволяет ранжировать согласно любой из указанных выше характеристик, то есть согласно отношению одного вида контраста к другому, выделенных по общему признаку (см. табл. 1). Подобное ранжирование при распределении каждого несубъект-
Лингвистика
43
Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 3
ного ЭЛФ, например по убыванию, позволяет при сопоставительном анализе ранжирования речей и распределения ЭЛФ выделить какую-либо зависимость между ними. К примеру, распределим ЭЛФ пространства по убыванию, то есть по уменьшению количества пространства: стадион (Речь I)
Несубъектные экстрал
- площадь (Речь II) - официальная трибуна (Речь III) - университет (Речь IV) - телестудия (Речи V, VI, VII, VIII, IX) - радиостудия (Речь X). В табл. 2 представлены результаты анализа речей на предмет наличия несубъектных ЭЛФ, влияющих на функционирование приема контраста.
Таблица 2
вистические факторы
Несубъектные ^'"--^ЭЛФ Речь Пространство Время Политические задачи Обще- ственная активность История общества
I Стадион 23.02.12 день Быть избранным в президенты Высокая Акцент в речи на патриотические чувства, президент «становится» одним из жителей России
II Площадь 04.03.12 вечер Поблагодарить избирателей Средняя Президент близок к народу, патриотические чувства
III Официальная трибуна 09.07.12 день Определить стратегии развития дипломатии Низкая Официальная речь, долгая история взаимоотношений с МИД
IV Университет 11.10.11 вечер Привлечение в партию новых членов Низкая Причинно-следственная связь истории с сегодняшним положением вещей
V Телестудия 19.01.12 вечер Быть избранным в президенты Высокая Бездеятельность чиновников должна быть наказана, т. к. привела к кризису
VI Телестудия 02.02.12 вечер Быть избранным в президенты Высокая В начале речи - описание достоинств собеседника, затем - его критика
VII Телестудия 19.01.12 вечер Быть избранным в президенты Высокая Критика ситуации в стране, сложившейся за последние 20 лет
VIII Телестудия 29.02.12 вечер Быть избранным в президенты Высокая Влияние несправедливой социально-политической системы на состояние общества
IX Телестудия 29.02.12 вечер Быть избранным в президенты Высокая Объединение с одним из соперников для ликвидации более сильного соперника
X Радиостудия, телестудия август 2012 время неизвестно Привлечение новых политических масс на сторону оппозиции, повышение активности этих масс Высокая Апеллирование к таким общественным идеалам, как честные выборы, гражданское движение, борьба с коррупцией
Следует отметить, что конкретные политические задачи вместе с определенным уровнем общественной активности во многом предопределяют место, время и тематику выступлений. Например, политическая задача «быть избранным в президенты» и, соответственно, повышенная общественная активность в преддверии выборов предопределяют: место (в основном это теле- и радиостудии, чтобы охватить наибольшее количество избирателей) и время (прайм-тайм).
Сопоставительный анализ табл. 1 и 2 показал, что существуют следующие три устойчивые зависимости: с увеличением пространства, общественной активности и влияния фактора истории
общества уменьшается сложность контрастных предложений. Под устойчивой зависимостью в нашей работе понимается такое ранжирование речей по характеристике, которое полностью коррелирует с распределением ЭЛФ, и ни одно из числовых значений характеристик контраста или распределения ЭЛФ не выбивается из общей картины.
Таким образом, данное исследование показывает, что несубъектные экстралингвистические факторы действительно влияют на функционирование контраста. Кроме того, существует определенная статистическая зависимость между факторами пространства, общественной активно-
Т. Г. Рабенко. Сплетня: юмористический профиль жанра
сти, истории общества, с одной стороны, и сложностью контрастных предложений, с другой. При этом количественное изменение вышеуказанных факторов связано со сложностью контрастных предложений обратно пропорциональной зависимостью.
Несубъектные экстралингвистические факторы играют важную роль в функционировании приема контраста в политическом дискурсе, и аспект изучения взаимодействия лингвистической и экстралингвистической информации представляется наиболее перспективным с точки зрения исследования влияния различных факторов на эффективность речевого воздействия стилистических приемов.
Примечения
1 См.: Терентьева Л. Некоторые тенденции в развитии оценочно-воздействующей функции современной публицистики // Вестн. СамГУ. 1997. N° 1 ; Комлев Н. Компоненты содержательной структуры слова. М., 2006.
2 См.: Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.
3 Прохоров М. Выступление Михаила Прохорова перед студентами Московского международного университета, 2011. URL: http://echo.msk.ru/blog/echomsk/819792-еЛо/ (дата обращения: 11.12.2012).
4 Там же.
5 См.: Стилистический энциклопедический словарь русского языка.
6 Прохоров М. Выступление М. Д. Прохорова в телепрограмме «Поединок», 2012. URL: http://www. youtube.com/watch?v=sK8k3igBjz0. (дата обращения:
13.12.2012).
7 Прохоров М. Выступление М. Д. Прохорова в телепрограмме «Поединок», 2012. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=lXjtmB0vlg8 (дата обращения: 01.12.2012).
8 Выступление Г. А. Зюганова в телепрограмме «Поединок», 2012. URL: http://www.zyuganov.kprf.ru/ debate/poedmok-krasnye-protrv-golubykh-nesmotrya-na-strannosti-s-golosovaшem-za-prokhorova-Шer-oppozitsiï-gennadiy-zyuganov-oderzhal-pobedu-nad-oligarkhom (дата обращения: 14.12.2012).
9 Там же.
10 Зюганов Г. Дебаты Зюганов - Миронов на канале «Россия-1» (дата обращения: 15.12.2012).
11 Миронов С. Дебаты Зюганов - Миронов на канале «Россия-1». Полная стенограмма, 2012. иКЬ: http://kprf. ru/rus_soc/103361.html (дата обращения: 15.12.2012).
12 См.:Мартынова О. Контраст как семантико-функци-ональная основа художественного текста (на примере текста англоязычного короткого рассказа). М., 2006 ; Деева И. Особенности выражения контраста в английской и немецкой фразеологии // Вестн. Челяб. гос. ун-та. № 43 (181). 2009. Вып. 39. С. 51-55.
13 Удальцов С. Марш миллионов, 2012. URL: http://www. youtube.com/watch?v=W-eq-V1GgOI (дата обращения:
23.12.2012).
УДК 821.161.1-7.09+929 Аверченко
СПЛЕТНЯ: ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЖАНРА (на материале рассказа А. Аверченко «Сплетня»)
Т. Г. рабенко
кемеровский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматривается механизм развития сплетни, выступающей в качестве сюжетообразующего фактора отдельного художественного произведения. Прослеживаются основные языковые средства реализации данного жанра и стоящие за ними речевые тактики.
Ключевые слова: речевой жанр, сплетня, слух, молва, ложь, болтовня, Бахтин, Аверченко.
Gossip: Humorous Genre Type (on the Material of the story by A. Averchenko «Gossip»)
т. G. Rabenko
The mechanism of gossip development being a plot-formative factor of a work of art is discussed in this article. Key language features of this genre implementation and verbal tactics are considered.
Key words: speech genre, gossip, rumor, hearsay, lie, chatter, Bakhtin, Averchenko.
Отмеченная антропоцентрической направленностью современная лингвистика помещает в центр исследовательского внимания проблему «язык и личность». В ее решении приоритетным становится пристальный интерес к речевым проявлениям говорящего субъекта - речевым произведениям, облаченным в некую жанровую форму. Активно развивающееся в связи с этим жанроведческое направление, основанное на выделении речевого жанра (в дальнейшем РЖ) в качестве базовой единицы речи, выявило ряд возможных аспектов исследования речежанровой организации текста. В рамках основных подходов к проблеме РЖ, намеченных Т. В. Шмелевой1, настоящее исследование располагается в лоне речеведческого подхода, связанного и именем М. М. Бахтина2, определившего в свое время РЖ
© Рабенко Т. Г., 2013