М. В. Князева
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Вопросы развития некоммерческого сектора в России приобретают большое значение, так как выполняемые им задачи и низкие административные издержки делают его успешное функционирование крайне необходимым для жизни общества. Рассматриваются экономико-правовые особенности функционирования некоммерческих организаций, тенденции развития некоммерческого сектора и его влияние на социально-экономические процессы.
Ключевые слова: некоммерческие организации; социально-экономические процессы; Российская Федерация.
Современная рыночная экономика немыслима без масштабного развития образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и других отраслей, где, с одной стороны, создаются условия для творческого созидательного труда человека, обеспечивается его духовное и культурное развитие, а с другой - есть предпосылки для перехода к устойчивому экономическому росту, улучшению благосостояния и качества жизни народа.
Некоммерческие организации (НКО), являясь поставщиками социально-значимых услуг, отличаются от других хозяйствующих субъектов способностью оперативно реагировать на потребности населения и социальные проблемы; отражать интересы различных групп и слоев, работать по заказу государства и через механизмы общественного контроля способствовать эффективности работы различных государственных служб и судебной системы.
НКО в Российской Федерации - это особый сектор рыночной экономики, представленный бюджетными учреждениями, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями, фондами, ассоциациями, союзами, общественными и религиозными организациями и объединениями.
На современном этапе деятельность некоммерческих организаций является источником социальных инноваций, так как многие образовательные, управленческие и информационные технологии, а также современные методы социальной работы были впервые внедрены некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики. Например, конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших, службы спасения и помощи и т.п.
Некоммерческие организации обеспечивают занятость и самозанятость населения путем вовлечения в активную экономическую деятельность социально уязвимых групп населения (например, инвалиды, родители детей инвалидов, безработные женщины-домохозяйки, люди старших возрастов и т.п.).
На основе многообразия форм и видов некоммерческих организаций стало возможным расширение деятельности государственных образовательных учреждений путем функционирования частных некоммерческих учреждений (например, школы развития, частные дошкольные учреждения, колледжи, гимназии, лицеи и т.п.), что позволило привлечь частный капитал к реализации государственных программ в сфере образования, тем самым снизить нагрузку на государственный бюджет.
Помимо традиционных отраслей социальной сферы, таких как наука, культура, образование и здравоохранение, некоммерческие организации осваивают новые виды деятельности. Например, свою активность в реализации программ государства по пенсионному обеспечению граждан некоммерческие организации проявляют путем создания негосударственных пенсионных фондов, в сфере профессиональных интересов работников через профессиональные союзы и т.п.
Немаловажную роль в развитии демократии играют НКО в форме политических партий и общественных движений. Они представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Это, в свою очередь, способствует формированию активной жизненной позиции и возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности.
Толчком для развития некоммерческого сектора в России послужило принятие ряда законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, которые определенным образом систематизировали организации, действующие в общественных интересах, а также узаконили основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов НКО, порядок получения и использования ими имущества. Это позволило сформировать правовую основу для развития нового сектора экономики - некоммерческих организаций.
По сведениям Госкомстата России на конец 1998 г., количество некоммерческих организаций в РФ составило 236 795 [1. С. 31]. На 1 января 2000 г. число некоммерческих организаций в России достигло 484 949, из них общественных и религиозных организаций -свыше 144 тыс., потребительских обществ и учреждений потребкооперации - более 74 тыс., фондов - свыше 17 тыс. [2. С. 13-14].
Впервые развернутая картина масштабов деятельности сектора некоммерческих организаций представлена в докладе Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» [3]. На 1 октября 2006 г. в стране было зарегистрировано 665 623 некоммерческие организации, из которых 306 603 представляли собой учреждения, включая органы государственной и муниципальной власти. Остальные 359 020 единиц - это структуры гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных организаций.
Тенденция роста числа зарегистрированных некоммерческих организаций наблюдалась и в последующие годы (табл. 1), однако с начала 2008 г. можно отметить
неравномерность численности НКО. Данный факт можно объяснить тем, что увеличение числа НКО в РФ было стимулировано созданием Общественный палаты РФ и другими действиями государства, направленными на их поддержку (например, федеральный бюджет 2007 г. предусматривал выделение государственных грантов на под-
Продолжением активного развития и роста НКО в Российской Федерации стало признание результатов их социальной деятельности со стороны государства, которое выразилось в реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации [6].
Согласно принятой Концепции благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов.
Данные факты подтверждаются рядом проведенных социологических исследований, в том числе исследованиями, проведенными в мае-июне 2010 г. в восьми субъектах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Алтайский край, Калининградская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Челябинская область, Хабаровский край) в рамках программы «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы».
Вышеприведенные показатели, на взгляд автора, можно объяснить следствием финансового кризиса 1998 г. и посткризисным восстановлением экономики.
Однако вклад НКО в ВВП страны является значимой величиной, сопоставимой с весом отдельных отраслей российской экономики или отдельных регионов. Например, в 2002 г. объем выпуска продукции и услуг некоммерческими организациями в 1,6 раза превышал объем продукции всей легкой промышленности страны (88,8 млрд руб.) и сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство» (1742,4 млрд руб.). Если сравнить долю НКО в валовом внутреннем продукте с валовым региональным продуктом, то сектор неком-
держку НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества, в размере 1,25 млрд руб.) [4. С. 14-15], а некоторые сокращения численности НКО вызваны усилением государственного контроля со стороны контролирующих органов по порядку регистрации и представления отчетности некоммерческими организациями [5].
Анализ проведенных исследований показал, что при невысоких показателях реального участия россиян в НКО и гражданских инициативах социальная база российского третьего сектора может быть достаточно внушительной: по крайне мере, половина россиян готова принимать участие в мероприятиях и собраниях НКО и гражданских инициатив, каждый третий готов быть добровольцем или работать в НКО за плату, каждый четвертый декларирует готовность стать инициатором создания, организатором каких-либо НКО и гражданских инициатив [7].
Оценить вклад некоммерческих организаций в экономику России и степень влияния на происходящие социально-экономические процессы возможно из значения НКО для валового внутреннего продукта и сферы занятости. Для наглядного представления можно привести следующие данные. Если в 1995 г. доля НКО, обслуживающих домашние хозяйства, в структуре ВВП составляла 1,8%, то к 2005 г. этот показатель сократился до 1,5%.
В последующие два года абсолютные величины, отражающие роль некоммерческого сектора в экономике, увеличились с 138 млрд руб. в 2005 г. до 159 млрд руб. в 2006 г. и до 175 млрд руб. в 2007 г., однако в долевом отношении вклад НКО в экономику страны остался на том же минимальном уровне в 0,5%. (табл. 2) [8. С. 44].
мерческих организаций окажется на 12-м месте, пропустив вперед Москву, Тюменскую область, ХМАО, Красноярский край, Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Московскую область, Свердловскую область, Республику Башкортостан, Самарскую область и Краснодарский край [9. С. 8].
По мнению директора Института Национального проекта «Общественный договор» С.Г. Маковецкой [10. С. 2], еще более значимым представляется то обстоятельство, что «качество» ВВП, произведенного в некоммерческом секторе, зачастую выше, нежели в других сферах. Многие НКО ориентированы на инновационную деятельность, на применение новых соци-
Т а б л и ц а 1
Динамика численности НКО в РФ на январь текущего года
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
445737 488249 516673 547150 567893 583722 675753 655400 724766 700300
Т а б л и ц а 2
Динамика доли ВВП в абсолютном и относительном выражении
Показатель 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Социальные трансферты в натуральной форме, предоставляемые НКО, обслуживающими домашние хозяйства, в составе фактического конечного потребления домашних хозяйств (в текущих ценах; млрд руб.; 1995 г. - трлн руб.) 24 79 99 132 154 148 138 159 175
Доля НКО, обслуживающих домашние хозяйства, в структуре использования ВВП (в текущих рыночных ценах; в процентах к итогу) 1,8 1,2 1,2 1,2 1,2 0,8 0,5 0,5 0,5
альных и иных технологий. Значительная часть оказываемых услуг НКО позволяет наращивать «человеческий капитал» и оказывает самое непосредственное влияние на рост ВВП в будущем.
Между тем экономическая роль третьего сектора в развитых зарубежных странах представляется более заметной. Например, в ряду 23 стран, взятых для сравнения по вкладу в ВВП, Россия по состоянию на 2002 г. с показателем 2,1% заняла лишь 21-е место (рис. 1). При-
чем отставание России от лидеров рейтинга - Нидерландов (доля НКО в ВВП составляла 15,3%), Израиля (12,6%), а также других стан «первой десятки» (Ирландия, США, Великобритания, Бельгия, Австралия, Аргентина, Япония, Испания с показателями 4-8,4%) очень существенно. По вкладу в экономику страны роль российских некоммерческих организаций сопоставима только с аналогичными показателями Бразилии, Словакии, Мексики, Румынии (0,3-1,5% ВВП) [11. С. 31].
Румыния Мексика Россия Словакия Бразилия Чехия Перу Колумбия Венгрия Австрия Франция Финляндия Германия Испания Япония Аргентина Австралия Бельгия Великобритания США Ирландия Израиль Нидерланды
□ 0,3 —| 0,5
□ I,2 :□ 1,5 :□ 1,5 =□ 17 =12 =12^
| 2,8
3
3,8 Ц 3,9 □ 4 □ 4
5
Ц 5,1 5,4 ------1 5,6
-| 6,8
7,5
8,4
12,6
—I—
10
—I—
12
—I—
14
15,3
--------1—
16
—I
18
0
Рис. 1. Доля некоммерческих организаций в ВВП разных стран на 2002 г., %
По мнению автора, приведенные сравнительные данные свидетельствуют о том, что некоммерческие организации в Российской Федерации мало привлекаются к реализации государственных и муниципальных заказов, а доля государственной поддержки в бюджетах НКО является незначительной, что противоречит общемировой практике.
Вклад некоммерческих организаций в сферу занятости, по данным официальной статистики по состоянию на конец 2007 г., составил 0,6% от общей численности занятых. При этом в последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению доли занятых в некоммерческом секторе (с 0,8% в 1999 г. и начале 2000-х гг. до 0,6% в 2005-2007 гг.) [8. С. 27].
Для сравнения: по данным зарубежного Центра изучения гражданского общества, Института Джона Хоп-
кинса [12], доля занятых в некоммерческом секторе от экономически активного населения страны превышает 10% в таких странах Запада, как Нидерланды, Бельгия, Ирландия, США (9,8%) и сопоставима с такими странами, как Словакия, Польша, Румыния (0,8%).
По мнению специалистов исследовательской группы ЦИРКОН [13], скромная оценка (за период 20002007 гг.) некоммерческих организаций в Российской Федерации в сфере занятости сложилась из-за укрепления двух других секторов - государственного и бизнес-сектора, которые активно развивались после финансового кризиса 1998 г.
Присоединяясь к вышеприведенному мнению специалистов, автор считает, что в ситуации нынешнего финансового кризиса может произойти некоторое распределение
трудовых ресурсов в пользу НКО, так как некоммерческие организации в Российской Федерации могут стать направлением миграции избыточных трудовых ресурсов и тем самым принять участие в решении проблем безработицы.
Таким образом, обозначенные тенденции развития некоммерческих организаций в Российской Федерации
и результаты их социально-экономической деятельности, представленные в динамике последних лет, позволяют сделать вывод о низком, но устойчивом положении некоммерческого сектора, несмотря на последствия финансового кризиса, затронувшего многие секторы экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. ШековаЕ.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учеб. пособие. СПб.: Финансы, 2003. 172 с.
2. Аморин К.С. Деятельность общественных объединений // Деньги и благотворительность. 2001. № 1.
3. Доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», 2007 г. // Общест-
венная палата Российской Федерации. URL: http://www.oprf.ru/rus/documents/report
4. Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Аналитического управле-
ния Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. № 2 (347).
5. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России // Аналитический обзор по результатам анализа государственной статистики,
баз данных НКО и опросов общественного мнения. URL: http://www.socpolitika.ru/files/424/NKO2006.pdf
6. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety/doc091224_1949
7. Нестеренко Н. Состоялась презентация социологического исследования «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы
и перспективы». URL: http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/1668C4EDB277DD51C325747F002C1A8ERus
8. Задорин И.В. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России на 2009 год // Аналитический обзор № 3 по результатам анали-
за государственной статистики, баз данных НКО и опросов общественного мнения. М.: ЦИРКОН, 2009. URL: http://www.zircon.ru/rus-sian/pablication/5_4.htm
9. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. Реформы в социальной сфере и налогообложение некоммерческого сек-
тора // Фонд «Институт экономики города». М., 2004. URL: URL: http://www.urbaneconomics.ru; http://vasilievaa.narod.ru
10. Маковецкая С.Г. Экономическая роль некоммерческого сектора // ЭКОМ - Новости. Версия для печати - технологии общественного уча-
стия. СПб., 2007. URL: http://www.ecom-info.spb.ru./news/print.php?id=958
11. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России // Аналитический обзор по результатам анализа государственной статисти-
ки, баз данных НКО и опросов общественного мнения. URL: http://www.socpolitika.ru/files/424/NKO2006.pdf
12. The Comparative Nonprofit Sector Project // Center for Civil Society Studies. URL: http://www.jhu.edu/~cnp/research/compdata.html
13. URL: http://www.zircon.ru
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 28 декабря 2010 г.