Научная статья на тему 'Функционирование мультимодальных транспортных комплексов в контексте изменения мировой транспортной инфраструктуры'

Функционирование мультимодальных транспортных комплексов в контексте изменения мировой транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
974
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование мультимодальных транспортных комплексов в контексте изменения мировой транспортной инфраструктуры»

6. Экономика региона II Сайт Калужской государственной телевизионной и радиовещательной компании. URL: http://kaluga.rfn.ru/region.html?rid=337 (дата обращения 11.08.2013).

7. Ведущие предприятия промышленного комплекса Калужской области по итогам 2012 года II Портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/ecomm/Promishlenmst/predpriyaüya

8. Развитие промышленного комплекса Калужской области в 2012 году// Портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admobikaluga.ru/sub/econom/Promishlennost/itogi (дата обращения 11.02.2013).

9. Мониторинг социально-экономического развития// Портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom /analitik/monitoring_soc_econom_razv.php (дата обращения 11.02.2013).

10. Положение о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета в рамках реализации мероприятия ведомственной целевой программы «Содействие повышению конкурентоспособности региона «Лучший опыт — для лучшей жизни» http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/Pramishlenmst/measures.php (дата обраще-^га 11.02.2013). Основные итоги социально-экономтеского развития Калужской области за январь-апрель 2013 года// Портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.m/main/find/index.php?q(flaTa обращения 11.02.2013).

УДК 351.777 (470.23-25) ББК 65.28

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЯ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

М.А. Голенцова

Санкт-Петербургский Государственный университет сереиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петерб^г, ул. Кавалергардская, 1, лит. А

Мировой объем экспорта за последние полстолетия вырос в десять раз и продолжает расти темпами более высокими, чем ВВП отдельной страны [1]. Этот рост и современные тенденции развития экономики указывают на «смену ролей» в мировой экономической парадигме: длительное время оставаясь без должного внимания, задачи логистики выходят на второе место после задач продвижения товаров и услуг.

В условиях концентрирования производства, ужесточения конкуренции транспорт стал играть «равноценную» роль в генерировании добавленной стоимости. Необходимость снижения себестоимости продукции даже при самых современных технологиях производства требует оптимизации в целом цепочки: сырье - производство - складирование - реализация. Это вызвало развитие соответствующего класса систем, которые получили название логистических. Помимо главной цели - снижения себестоимости производства продукции - логистические системы эффективно снимают

основное противоречие между производством и транспортом - снижение транспортных издержек в себестоимости продукции.

Под логистикой будем понимать процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле [2]. Данная цепь может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, переработку, упаковку и окончательное распределение в местах потребления.

В пределах систем различных видов транспорта методики формирования этапного развития транспортных коммуникаций разработаны и внедрены в практику, но по-прежнему задачей чрезвычайной сложности остаются вопросы взаимодействия различных видов транспорта в местах их стыковки для перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Термины «мультимодальные перевозки» и «логистика» сравнительно недавно появились в российском научном обиходе, но это не означает, что российская транспортная наука лишь сейчас приступает к изучению проблем мультимодального транспорта и логистики. Вопросы доставки грузов на основе эффективного управления движением материальных ресурсов в сферах производства и потребления с использованием различных видов транспорта находились в центре внимания таких ученых, как лауреат Нобелевской премии акад. Л.В.Канторович, акад. В.Н.Образцов, акад. Т.С.Хачатуров, член-корр. АН СССР В.В.Звонков.

Уже в 20-30 гг. 20-го века в трудах В.В. Звонкова были сформулированы основные принципы функционирования и развития технических средств транспорта в их взаимосвязи и взаимозависимости; указана необходимость согласования параметров и типизации технических средств внутреннего водного транспорта как составных частей единого комплекса. Вопросы организации перевозок грузов различными видами транспорта по принципу «от двери до двери» рассматривались А.А.Союзовым, Е.Д.Бучиным, А.В.Комаровым, Е.С. Кравченко и другими. В Советском Союзе сформировалась и получила реальное воплощение концепция единой транспортной системы и государственного централизованного управления ее функционированием и развитием. Практика работы таких крупнейших транспортных узлов, как Ленинградский, Одесский, Новосибирский, Осет-рово-Ленский, Томский, даже в условиях отсутствия реальных экономических стимулов эффективного взаимодействия продемонстрировала немало образцов слаженной работы предприятий производства и транспорта [3].

В условиях перехода к рыночным отношениям и децентрализации управления транспортом необходимы новые идеи и принципы интеграции производственных, транспортных и сервисных объектов в эффективные мультимодальные транспорт-

ные системы, новые подходы к управлению такими системами.

В этой связи немаловажной является проблема определения основных терминов, относящихся к системе мультимодальных перевозок, и построение логистической схемы мультимодального транспортного комплекса.

Изучение международных документов [4] и трудов отечественных ученых (Лимонов, Никифоров, Гончарук, Лебедева и др.) позволяет однозначно определить мульти-модальную перевозку как перевозку грузов двумя или более видами транспорта.

Под мультимодальным транспортом будем понимать комплекс видов транспорта, вовлеченных в перевозку грузов на всем пути его следования.

В российском законодательстве отсутствует понятие «мультимодальная перевозка». Гражданским кодексом РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ, утвержденным Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, введено понятие перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, подразумевающее перевозку грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Представляется более актуальным использовать термин «мультимодальная перевозка», а не термин «смешанная (или комбинированная) перевозка», т.к. Россия активно участвует в экономической жизни мирового сообщества, а в международной практике употребляется понятие мульти-модальной перевозки.

Включение всего комплекса мероприятий по складированию, перегрузке, страхованию, обеспечению сохранности грузов, информационному обеспечению перевозок и пр. - необходимое условие обеспечения мультимодальности. Важным фактором здесь является наличие единого оператора мультимодальных перевозок. Мультимодальные транспортные системы позволяют достигнуть ряда преимуществ по сравнению с обычными транспортными системами:

1) оптимизации использования транспортных средств и транспортной инфра-

Функционирование мультимодальных транспортных комплексов в контексте

структуры, т. е. широких возможностей для комплексного использования различных видов транспорта;

2) эффективного контроля за прохождением грузов и их сохранностью;

3) применения новых транспортных технологий;

4) благоприятных условий для развития, конкуренции между отечественными и иностранными перевозчиками;

5) работы грузоотправителя с одним оператором, обеспечивающим весь процесс доставки «от двери до двери» различными видами транспорта;

6) существенного сокращения сроков доставки грузов;

7) снижения транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных расходов при транспортировке грузов;

8) привлечения дополнительных инвестиций как отечественных, так и зарубежных;

9) осуществления комплексного развития не только транспортного и терминально-складского комплекса, но и информационных технологий, промышленности, функционирующих транспортных узлов как сервисных центров;

10) более экологически чистой работы транспортного комплекса [4].

В рыночных условиях, вместо концепции единой транспортной системы, более актуальна идея создания мультимодальных коридоров и региональных транспортно-логистических систем на основе важных грузовых направлений и имеющейся региональной транспортной инфраструктуры, т.е. создания мультимодальной транспортной сети.

Подробное описание мультимодальной транспортной сети и ее элементов представлено в работах С.М. Гончарук и H.A. Лебедевой [5; 6], где под МТС (мультимодальной транспортной сетью) понимается совокупность мультимодальных транспортных коридоров, которая состоит из транспортных коммуникаций нескольких видов транспорта, обеспечивающую перевозку грузов от поставщиков к потребителям под управлением единого перевозчика.

Составными элементами МТС вышеуказанные исследователи предлагают считать мультимодальные коридоры, узлы и звенья.

Мультимодальные транспортные коридоры представляют собой увязанную в пространстве мультимодальными транспортными узлами последовательность мультимодальных транспортных звеньев разных видов транспорта, обеспечивающую доставку грузов любой номенклатуры от поставщиков до потребителей [6].

МТУ - мультимодальный транспортный узел - сложная технико-экономическая система, состоящая из элементов разных видов транспорта и обеспечивающая эффективное их взаимодействие.

МТЗ - мультимодальное транспортное звено как составная часть МТК, являющееся сложной технико-экономической системой, представленной элементами одного из видов транспорта, участвующего в работе МТК, и характеризуемое параметрами системы, обеспечивающими реализацию необходимой провозной способности.

Другой подход к определению частей МТС можно найти в работах B.C. Никифорова, который одним из основных элементов мультимодального транспорта называет терминал, представляющий собой комплекс технических средств для выполнения всех операций с грузовыми единицами и подвижным составом, и выделяет три основные типа терминалов: морские порты, речные порты и сухие порты (терминалы наземного транспорта) [3].

Иное определение терминала дано в «Терминологии комбинированных перевозок», подготовленной Европейским союзом, Европейской конференцией министров транспорта (ЕКМТ) и ЕЭК ООН (Нью-Йорк и Женева, 2001): терминал - место, оборудованное для перевалки и хранения интермодальной транспортной единицы (контейнера, съемного кузова и/или полуприцепа, пригодного для интермодальной перевозки) [6].

Суммируя вышеприведенные определения, представляется целесообразным ввести понятие «мультимодальный транс-

портный комплекс» (МТК) и определить его как чрезвычайно сложную технико-экономическую систему, состоящую из элементов разных видов транспорта, участвующих в мультимодальных перевозках, а также логистического терминала обработки грузов, и обеспечивающую их эффективное взаимодействие.

Из данного определения следует, что мультимодальный транспортный комплекс как система включает в себя элементы разных видов транспорта, места их стыковки, терминалы обработки грузов.

Таким образом, мультимодальный транспортный комплекс можно рассматривать как эмерджентную систему, в которой, благодаря системному эффекту, результат деятельности системы оказывается выше, чем сумма отдельных (частных) результатов.

Рассмотрим схему мультимодального транспортного комплекса на примере порта Усть-Луга (рис.1).

В качестве примера показано микроскопическое представление МТК в виде иерархического многоуровневого структурного дерева - система, подсистема, элемент (рис. 1), и демонстрируется совокупность элементов и связей между ними.

Процессы, проходящие как внутри, так и вне системы, должны отвечать всем требованиям, направленным на выполнение единой задачи - своевременной, бесперебойной и безопасной доставки и переработки грузов.

Эффективность мультимодального транспорта состоит в использовании преимуществ каждого вида транспорта, при этом критериями эффективности могут выступать не только экономические показатели (стоимость доставки), но и такие параметры, как скорость и точность доставки, экологическая безопасность и т.д. Эффективная система мультимодальных перевозок может создать для их участников дополнительные конкурентные преимущества, что в условиях открытого рынка имеет первостепенное значение.

В соответствии с транспортной политикой большинства стран ЕЭК ООН, охватывающей развитие транспортной инфраструктуры, подвижной состав и регламенты, современные транспортные системы должны быть согласованы со всеми аспектами устойчивого развития (экологическим, социальным, экономическим аспектами и аспектами здравоохранения).

Мультимодальный транспортный комплекс

О

■О

Рисунок 1. Схема мультимодального транспортного комплекса

Из этого следует, что наземные грузовые транспортные операции должны:

• быть эффективными: обеспечивать эффективные средства и облегчать обмен товарами на национальном и международном уровнях;

• оптимально использовать существующие инфраструктуру и транспортные системы: наилучшим образом задействовать существующие транспортные инфраструктуры и объекты для хранения и перевалки и обеспечивать их гибкое использование с учетом потребностей промышленности;

• быть безопасными и надежными: повышать безопасность во время операций по перевозке, хранению и перевалке и надежность во всей транспортной цепи на национальном и международном уровнях; и

• быть чистыми и экологичными: снижать шум и загрязнение воздуха, а также потребление энергии и выбросов парниковых газов, минимизировать перегружен-

ность и уменьшать противоречия с потребностями наших граждан в мобильности.

Мультимодальные перевозки могли бы способствовать решению этих проблем, поскольку они могут сочетать и использовать естественные преимущества перевозок по воздуху, морю, автомобильным дорогам, железным дорогам и внутренним водным путям с точки зрения стоимости, скорости, гибкости, надежности, безопасности и доступности, а также воздействия на окружающую среду и здоровье. Главная задача, стоящая перед сектором мультимодальных перевозок, заключается в обеспечении бесперебойных транспортных операций таким образом, чтобы преимущества использования нескольких видов транспорта в определенной транспортной цепи перевешивали недостатки, связанные с координацией различных систем транспорта (передачей информации), а также помехами и задержками, обусловленными неизбежными перевалочными операциями (перевалка грузовых единиц).

ЛИТЕРАТУРА

1. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э.Л. Лимонов. СПб.: ООО «Модуль», 2006.

2. «Терминология комбинированных перевозок», подготовленная Европейским союзом, Европейской конференцией министров транспорта (ЕКМТ) и ЕЭК ООН (Нью-Йорк и Женева, 2001)

3. Никифоров B.C. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика / B.C. Никифоров. Новосибирск, 1999.

4. Понятие «мультимодальная перевозка» употребляется в Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.), в «Терминологии комбинированных перевозок», подготовленной Европейским союзом, Европейской конференцией министров транспорта (ЕКМТ) и ЕЭК ООН (Нью-Йорк и Женева, 2001), в «Соглашении между Правительствами государств — членов Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) о международных мультимодальных перевозках грузов», утвержденном Постановлением KMN 396 ( 396-2008-п ) от 23.04.2008.

5. Гончарук С.М. Особенности и методология проектирования этапного развития облика и мощности мультимодальной транспортной сети / С.М. Гончарук, H.A. Лебедева. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013.

6. Европейская экономическая комиссия и бывшая Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), преобразованная в Международный транспортный форум (МТФ), дали следующее определение интермодальным перевозкам: «Последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта». В более широком смысле термин «интермодальность» применяется для описания системы транспортировки, предполагающей использование двух или более видов транспорта для перевозки одной и той же грузовой единицы или грузового автотранспортного средства в рамках комплексной транспортной сети («от двери до двери») без погрузочно-разгрузочных операций.

7. Лебедева H.A. Формирование области эффективных альтернатив изменения облика и мощности мультимодальных транспортных узлов на основе системного подхода : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.06 / H.A. Лебедева. Хабаровск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.