Научная статья на тему 'Функционирование лесотранспортной сети с учетом влияния на лесную экосистему'

Функционирование лесотранспортной сети с учетом влияния на лесную экосистему Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кручинин И. Н.

Представленная работа предназначена для проведения анализа функционирования лесотранспортной сети с учетом требований по сохранению лесных экосистем. Цель настоящей работы поиск оптимальных решений в системе лесотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING FOREST OF THE NETWORK TAKING INTO ACCOUNT INFLUENCE ON THE WOOD ECOSYSTEM

The presented work is intended for analysis carrying out funktsionirovanija forest to a network taking into account requirements on preservation of wood ecosystems.

Текст научной работы на тему «Функционирование лесотранспортной сети с учетом влияния на лесную экосистему»

Стрюков, М.В. Некоторые данные о производительности сосновых культур в Молдавии [Текст] / М.В. Стрюков // Сборник работ по лесному хозяйству Молдавии. - Кишинев: Изд-во «Картя Молдовеняске», 1970. -С. 68-71.

УДК 629.113.01.012.81

И.Н. Кручинин

(!К. КгисЫшп)

(Уральский государственный лесотехнический университет)

Кручинин Игорь Николаевич родился в 1962 г., окончил в 1984 г. Уральский лесотехнический институт, кандидат технических наук, доцент кафедры транспорта и дорожного строительства УГЛТУ. Имеет более 50 печатных работ по проблемам транспорта леса, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НА ЛЕСНУЮ ЭКОСИСТЕМУ

(functioning forest of the network taking into account influence on the wood ecosystem)

Представленная работа предназначена для проведения анализа функционирования лесотранспортной сети с учетом требований по сохранению лесных экосистем. Цель настоящей работы - поиск оптимальных решений в системе лесотранспорта.

The presented work is intended for analysis carrying out funktsionirovanija forest to a network taking into account requirements on preservation of wood ecosystems.

Лесовозная транспортная сеть, как сложная система, функционирует в условиях взаимодействия с окружающей природной средой, при этом она является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и грунтовых вод, а также разрушения природного ландшафта на прилегающей к ней территории.

При этом не важен тип автомобильной дороги и конструкция дорожных одежд, т.е. в равной мере экологически опасны и временные грунто-

64

тк

вые дороги, и дороги с капитальным типом покрытия, чего нельзя сказать об эффективности их использования.

Особое место в лесотранспортном процессе отводится перемещению древесины по лесосеке. При этом негативное экологическое воздействие на лесную экосистему рассматривается лишь в виде определенных ограничений (нормальное давление на опорную поверхность, тип ходового устройства, колееобразование и т.д.).

Таким образом, необходимо управлять системой транспорта леса с учетом эколого-экономической оценки воздействия лесотранспортной сети на лесную экосистему. В общем виде структурная схема системы представлена на рисунке. Она характеризуется следующими параметрами системы.

[a]-Природно-климатические условия: природные зоны; климат; почвогрунтовые условия; гидрологический режим территории; ландшафт-но-образующая среда.

[b]-Природно-ресурсный потенциал лесов: лесные ресурсы; средофор-мирующие функции; социальные функции; биологическое разнообразие.

[c]-Стратегия развития лесного комплекса: повышение ресурсно-экологического потенциала; ежегодное освоение до 30 млн м3; перевод лесных дорог в дороги общего пользования; разработка импортозаменяю-щих ЛТМ, работающих в сложных природных условиях.

[с1]-Эксплуатационно-ресурсный потенциал: запас древесины; характеристика древостоев; территориальное размещение ресурсного потенциала; экологическая устойчивость лесов.

[е]-Экологическое воздействие: загрязнение воздуха атмосферы; изменение гидрологического режима территории; загрязнение почв; акустическое воздействие на лесную фауну; воздействие на традиционное природопользование.

[Ъ]-Правовые акты: лесной кодекс; закон об автомобильных дорогах; целевая программа дорожных работ по Свердловской обл.; перечень действующих нормативно-технических документов РОСАВТОДОРа и Минтранса.

[к]-Схема транспортного освоения: постоянно действующая транспортная сеть; временные зимние дороги; смешанная схема; сеть автомобильных дорог общего пользования; первичная лесотранспортная сеть.

[1]-Режим транспортировки леса: весь год; только в зимний период; комплексный режим; сезонность условий эксплуатации.

[т]-Системы машин: трелевочные машины; сортиментовозы повышенной проходимости; самопогружающиеся автопоезда; сортиментовозы; лесовозные автопоезда.

[п]-Экономические: цена, стоимость машин; затраты на транспортировку; стоимость лесных ресурсов; цена на продукцию.

Решение поставленной задачи основывается на системном анализе, предполагающем формирование пространства параметров состояния (X) и параметров управления (У). При этом формирование системы рационального управления транспорта леса производится с использованием многофакторного пространства, так как любая группа параметров в зависимости от поставленной цели может характеризовать как состоянием системы, так и управление ею.

Параметры состояния могут быть как независимыми (лесные земли, климат, почвогрунтовые условия, гидрологические условия), так и зависимыми (производственные, характеристика дорожной сети, подвижной состав и т.д.).

Качество управления транспорта леса оценивается показателями эффективности, которыми могут быть любые из параметров состояния или управления.

В общем виде задачу оптимизации можно сформулировать следующим образом:

- поиск для существующих параметров состояния рационального управления транспортом леса [X] оптимальных значений параметров управления [У] с тем, чтобы ущерб лесам был минимален;

- подбор параметров состояния [X] при заданном управляющем воздействии [У].

В формализованном виде для задачи первого вида величина изменения природно-ресурсного потенциала лесных экосистем [1] в зависимости от лесотранспортного процесса в форме целевой функции имеет вид

В общем виде критерий эффективности рационального управления транспортом леса в векторной форме имеет вид

где шах И - максимум эффективности использования ресурсного потен циала леса при соблюдении заданных условий;

при{а, Ъ, с, <1, е, //} - согий.

(1)

и - /(шах I); шах гшп Z) —» ех1.,

(2)

max S - максимальное сохранение природного потенциала леса; min Z - минимум суммарных затрат живого и овеществленного труда в сфере транспорта леса.

Критерий max D отражает увеличение расчетной лесосеки, повышение эффективности использования лесовозной транспортной сети (использование транспортных средств с повышенной осевой нагрузкой, увеличение скорости движения, повышение безопасности движения и т.д.), оптимизация сортиментного плана лесозаготовок, применение JITM, щадящих природную среду, сокращения энергозатрат на переместительные операции.

Критерий min S отражает нанесенный вред лесной экосистеме (изменение в лесных почвогрунтах, нарушение почвопреобразующей, средо-формирующей, биотопреобразующей функции, т.е. косвенные ущербы).

Критерий min Z отражает эффективность использования трудовых ресурсов и технические решения по транспортировке лесных грузов (дорожные сети, подвижной состав, лесотранспортные машины).

Оптимизация по критерию U должна выполняться на основе прогнозных расчетов развития лесного комплекса с учетом требований по сохранению лесных экосистем. В этом случае возникает компромиссное решение экономических и экологических проблем. Рассмотрим критерии.

Критерий максимальной эффективности использования ресурсного потенциала леса включает в себя:

max D = g(max L; max Г; min E) —» ext, (3)

где max L - максимальное развитие лесотранспортной сети, протяженность, качество покрытия дорог, густота сети; max Т - максимальное повышение эффективности использования лесовозного подвижного состава; min Е - минимальные энергозатраты на перемещение единицы лесной продукции.

Критерий максимального сохранения благоприятных условий для лесной экосистемы в процессе лесопользования выразится в виде

min S = f(max P; max S; max C ), (4)

где max P - критерий максимального использования лесных (древесных) ресурсов на стадии их заготовки; max S - критерий максимального сохранения средозащитных функций леса (повреждения лесных почвогрунтов; нарушения гидрологических свойств лесной экосистемы; нарушения ландшафтообразующей функции) в процессе заготовки и вывозки древесины; max С - критерий максимального сохранения социальных функций леса на территории лесопользования.

Оптимизация по критерию минимума суммарных затрат min Z выполняется на основе прогнозных расчетов развития лесного комплекса и транспортной сети (при ограничениях по использованию природно-ресурсного потенциала лесов).

min Z = f (min T; min E), (5)

где min T - минимум затрат живого труда на единицу продукции, относимых на систему транспорта леса; min Е - минимум затрат на создание транспортной сети.

В результате однокритериальной оптимизации управления лесотранс-портными процессами может возникнуть ситуация, когда наилучший вариант определяется в результате применения математических методов по затратному признаку и когда однозначный результат определить не удается.

При этом возникает ситуация, когда при поиске оптимального варианта системы эколого-экономического управления транспортом леса получена зона относительно равнозначных вариантов Вь В2,..., В; с мало отличающимися значениями критериев эффективности, но значительно отличающимися параметрами управления h, k, 1, m, п по этим вариантам [2]. Неопределенность оптимальных решений обусловлена неполным знанием последствий от управленческих воздействий на лесную экосистему, неточностью и недостаточностью информации о связях между параметрами и критериями.

Для раскрытия неопределенности оптимальных решений задач оптимизации управления лесотранспортными процессами приемлемы критерии средних затрат, минимаксных затрат или минимаксного риска.

Библиографический список

1. Лебедев, Ю.В. Эколого-экономическая оценка лесов Урала [Текст]/ Ю.В. Лебедев. - Екатеринбург, УрО РАН, 1998. - 214 с.

2. Мелентьев, Л.А. Оптимизация развития и управления больших систем энергетики [Текст] / Л.А. Мелентьев. - М.: Высш.шк., 1976. - 320 с.

УДК 674.098.6:621.935

B.B. Чамеев, А.Н. Кривоногова

(V.V.Chameev, A.N. Krivonogova) (Уральский государственный лесотехнический университет)

Чамеев Василий Владимирович родился в 1947 г. В 1971 г. окончил Уральский лесотехнический институт. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Работает на кафедре технологии и оборудования лесопромышленного производства УГЛТУ в должности доцента. Опубликовал более 120 работ, включая 5 учебных пособий.

Кривоногова Анна Николаевна родилась в 1986 г. В 2004 г. поступила в Уральский государственный лесотехнический университет на лесоинженерный факультет, специальность - лесоинженерное дело. В настоящее время является студенткой 5-го курса.

ИМИТАЦИОНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗМЕРНО-КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ И ВЫХОДА ПИЛОПРОДУКЦИИ В ЛЕСООБРАБАТЫВАЮЩИХ ЦЕХАХ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

(imitating modelling of razmerno-qualitative

parametres of round forest products and exit sown production in processing wood shop timber industry the enterprises)

Приводятся принципиальные схемы моделирующего алгоритма по определению размерно-качественных параметров круглых лесоматериалов методом имитационного моделирования и выхода готовой пилопро-дукции в лесообрабатывающих

Basic schemes of modelling algorithm by definition of razmerno-qualitative parametres of round forest products by a method of imitating modelling and an exit ready sawn production in processing wood shops are resulted.

При проектировании технологических процессов лесоперерабатывающих цехов лесопромышленных предприятий нужны сведения по сортовому составу сырья и выходу готовой продукции. Для определения по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.