Чжан Яньянь студент
Научный руководитель: Мисонжников Б.Я., д.филол.н.
профессор СПБГУ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ В НОВОЙ МЕДИАСРЕДЕ ОНЛАЙН-ВЕРСИЙ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Аннотация: В этой статье мы анализируем онлайн -версию печатных СМИ, взяв в качестве примера газеты (Аргументы и факты) и журналы (Профиль), проводим различия между онлайн-СМИ и печатными СМИ и определяем характеристики современных российских онлайн-СМИ.
Ключевые слова: онлайн СМИ, печатные СМИ, Интернет-коммуникации, визуализация информации.
Zhang Yanyan student
Scientific adviser: Misonzhnikov B. Y., PhD.
professor SPbSU
FUNCTIONING AND WORKING WITH THE AUDIENCE IN THE NEW MEDIA ENVIRONMENT OF ONLINE VERSIONS OF PRINT
MEDIA
Abstract: In this article we analyze online versions of print media, taking newspapers (Argumenty i Fakty) and magazines (Profil) as examples, drawing distinctions between online and print media and defining the characteristics of modern Russian online media.
Keywords: online media, print media, Internet communications, visualization of information.
С развитием интернет-технологий и цифровых систем традиционные средства массовой информации больше не являются единственным способом распространения культуры и информации. Новые средства массовой информации меняют традиционные привычки чтения и приводят к потере значительной части молодой аудитории у печатных СМИ. Это влечет снижение доходов от рекламы и уменьшение прибыли, наносит серьезный урон газетной индустрии. Сокращение числа традиционных СМИ считается не только общероссийской, но и мировой тенденцией. Газеты и журналы быстро вытесняются из обычного медиапотребления
новыми источниками информации. Стремительно сокращается число печатных изданий.50
Так, согласно последним исследованиям, «практически никогда» не читает ежедневные газеты половина москвичей (50%). При этом регулярных читателей новостных сайтов в столице вдвое больше, чем читателей газет. Регулярная аудитория общественно-политических журналов намного меньше - около 2 % москвичей, еще 76 % «практически никогда» не читают журналы.51
Печатные СМИ начали строить веб-сайты, в новой медиасреде онлайн-версии печатных СМИ предстали «любимцами» эпохи с такими сильными сторонами, как обмен информацией, двустороннее взаимодействие и мгновенная коммуникация в условиях глобализации.
Объектом данного исследования являются онлайн версии периодических изданий газетного и журнального типа, их содержательно-тематические и композиционно-графические модели в условиях новой медиасреды, формы и методы работы с аудиторией. Важно выявить особенности возникновения и развития онлайн-версий печатных медиа в новой медиа-среде, уточнить характеристики моделей их взаимодействия с аудиторией.
Методология исследования. В ходе работы были применены общенаучные методы изучения объекта исследования - теоретические, экспериментальные и теоретико-эмпирические. Среди теоретических можно отметить абстрагирование, которое позволило увидеть рассматриваемую проблему в системе отвлеченных многоаспектных связей и взаимовлияний. Использование не предполагающих специального доказательства тезисов, уже апробированных и подтвердивших свою истинность, дает основание вести речь об аксиоматическом методе. На их фундаменте выстраивается система анализа и синтеза.
Экспериментальные методы нашли свое применение лишь косвенно, однако и они помогли добиться необходимого результата. Это, прежде всего, социальные эксперименты: в частности, моделирование коллективного портрета аудитории новых медиа с целью выявления мотивов ее поведения, установления ценностных приоритетов. В системе теоретико-эмпирических методов применялось сравнение, которое позволило теоретически обосновать определенные положения, выяснить их прагматическую сущность. Важнейшим методом стал метод контент-анализа, который позволил исследовать эмпирический материал, а именно медиатексты, в отношении их содержания, сделать теоретические выводы.
50 Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. -2-е изд., испр. - Москва : МедиаМир, 2014. - 277 с.
51 Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет. 2014. Июнь. URL: http://www.levada.ru/sites/defauli/files/levada_report_media_0_0.pdf (дата обращения: 11.02.2020).
В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью получения выводов.
Результаты исследования. Чтобы получить адекватные результаты анализа, попытаемся проанализировать особенности печатной газеты «Аргументы и факты» и журнала «Профиль» и сравнить их по разным направлениям: заголовок, количество рекламы, формат и периодичность. Нами были выбраны именно эти издания, поскольку они являются не просто популярными печатными СМИ в России, но и достаточно репрезентативными. Их можно считать лидерами в медиаиндустрии, и многие средства массовой информации пытаются следовать их примеру.
Газета «Аргументы и факты » - в прошлом советский информационный бюллетень, а затем советская и российская газета. Издаётся с 1978 года, с 1991 года - как газета. Крупнейшее еженедельное общественно-политическое издание России; тираж - более 1,5 млн экземпляров. Она является одним из самых популярных российских изданий за рубежом, основные темы еженедельника - информация о событиях в России и за рубежом, политика, культура, экология, социальные проблемы. Газета распространяется во всех странах СНГ, а также в США, Канаде, Австралии, Израиле и странах Западной Европы. Еженедельник «Аргументы и Факты» выпускает местные бесплатные приложения в 65 регионах России.
Журнал «Профиль» - издается с 1996 г. Концепция журнала -это достоверная информация о важнейших событиях в политической жизни страны, анализ основных тенденций в экономике и бизнесе, обзор финансовой и инвестиционной деятельности российских компаний.
Популярность как самих печатных изданий, так и их онлайн версий обусловлена повышенным доверием аудитории к печатным версиям «Аргументы и факты » и «Профиль».
В результате анализа содержаний разных версий газеты и журнала по наиболее актуальным направлениям мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, заголовки в печатном издании газеты и журнала не отличаются от электронных изданий, они полностью идентичны. Например, в газете «Аргументы и факты» было интервью с Маргаритой Симоньян «Ничего никому доказывать не нужно». В этой публикации в заголовке использован полужирный шрифт, что создает визуальный акцент и помогает читателям сразу определить, о чем идет речь, а также в основном идентифицировать наиболее существенные семантические аспекты содержания текста.
Во-вторых, количество рекламы в газете «Аргументы и факты» в печатном варианте меньше, чем в электронном: на одну публикацию обычно приходится один рекламный материал. Реже - два. В электронной версии существует приблизительно в три раза больше рекламы. В журнале
«Профиль», наоборот, количество рекламы в печатном издании больше, чем в электронной версии.
В-третьих, сайт газеты «Аргументы и факты» активно использует мультимедийный формат на своих web-страницах. Это, в первую очередь, большое количество изображений, фотографий, разноцветных плашек и значков. Фотографии сопровождают каждую публикацию.
В-четвертых, печатное издание журнала «Профиль» публикуется еженедельно, а в электронном издании редакция обновляет новостную подборку практически ежеминутно. Периодичность выхода печатной версии газеты «Аргументы и факты» и ее онлайн-версий тоже не совпадает. Печатная версия газеты «Аргументы и факты» выходит в свет еженедельно, а на сайте контент обновляется ежедневно.
В-пятых, онлайн-версии для читательской аудитории более удобны: реципиенты имеют очень быстрый и удобный способ доступа к контенту. То есть читатели могут найти новости по своим тематическим предпочтениям, практически мгновенно пробежав взглядом «по рубликам». Благодаря многим позитивным и отработанным технологиям происходит значительная экономия времни. Это имеет отношение и к журналу «Профиль». Из подобных «мелочей» складывается серьезный стимул обращения реципиентов именно к онлайн-версиям печатных СМИ.
Можно сказать, что традиционные газетные СМИ отстают по своевременности и актуальности публикации новостей. Но материалы свежего номера еженедельника «Аргументы и факты» появляются на сайте только в течение недели после выхода номера в продажу. Если читатели хотят сразу узнать самые свежие новости, им необходимо купить газету в PDF или в киосках.
В новой медиасреде онлайн-версии печатных СМИ обладают следующими существенными характеристиками.
Своевременность. Онлайн-версии печатных СМИ могут в любое время предоставить самую свежую информацию. Печатные СМИ могут регулярно публиковать новости только в связи с циклом печати и распространения.
Глобальность. Интерактивное общение аудитории новых медиа демонстрирует глобальные характеристики благодаря развитию сетевых технологий; глобальная аудитория может узнавать новости о глобальных текущих событиях через компьютеры и мобильные телефоны.
Вместимость. Количество онлайн-версий новостных СМИ практически безгранично. Онлайн-версия газеты «Аргументы и факты» достигает в среднем нескольких сотен информационных публикаций в день, что значительно превышает информационную емкость печатных СМИ.
Интерактивность. Онлайн-версии используют разные способы взаимодействия с аудиторией и получения обратной связи. В частности, в формате комментариев к материалам.
Вытеснят ли интернет-издания традиционную прессу или офлайновые и онлайновые издания будут жить и развиваться параллельно? Специалисты спорят об этом, Для того чтобы выяснить реальное положение дел, ежедневное деловое издание Е-хеси^е пригласило участников Сообщества принять участие в опросе «Читаете ли вы электронные версии печатных изданий?». В опросе приняли участие 3394 респондента. Большинство участников опроса (88,7 %) читает электронные версии периодических изданий. 81,9 % читают в бесплатном доступе, 6,7 % - не читают электронные версии.52
А что выбирают молодые читатели - электронные или печатные издания? Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, мы провели устный опрос, в котором приняли участия 30 студентов разного возраста СПбГУ и БГУ -от 18 до 25 лет.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
На вопрос «Какие издания вы читаете чаще всего?» 85 % ответили, что читают электронные издания, 14 % - печатные издания; на вопрос «Читаете ли вы периодические издания?» 90 % ответили: читают, 10 % не читают; и на вопрос «Как часто читают печатную периодику?» 8 % ответили, что читают часто, 15 % читают редко, 77 % не читаю вовсе.
Выводы. Таким образом, мы видим, что в настоящее время для большинства опрошенных приоритетными остаются электронные периодические печатные издания. В общественном сознании удобным способом получения актуальной информации являются электронные формы журналов или газет. Молодые читатели отдают предпочтение электронным изданиям в большей мере, чем старшие люди.
Для читателя процесс чтения в онлайн-версии является более целенаправленным, что позволяет ему сосредоточиться на том, что его интересует. Несмотря на то, что онлайн-версии печатных СМИ предлагают ограниченное количество страниц, т. е. ограниченное количество информации, онлайн-версии могут предоставлять справочную информацию и ссылки, которые позволяют читателю проследить путь к интересующей теме.
Поскольку в Интернете существуют тысячи онлайн-версий печатных СМИ и множество других источников информации, читатель может легко обратиться к другим газетам или поставщикам информации, чтобы получить материалы по собственной инициативе, тогда как во времена
52Мария Пикалова: Результаты опроса «Читаете ли вы электронные версии печатных изданий?» URL:
https://www.e-xecutive.ru/education/glavy-iz-knig/351791-rezultaty-oprosa-chitaete-li-vy-elektronnye-versii-
pechatnyh-izdanii
традиционных СМИ люди могли получать информацию только через ряд печатных СМИ, которые они купили или на которые они подписались.
Заключение. В эпоху новой медиасреды массовая аудитория, как правило, выбирает источники информации, которые легкодоступны и визуально приятны. Появление новой медиасреды принесло нам новую реальность, расширило горизонт познания.
Большинство электронных газет и журналов бесплатны. Это привело к тому, что предпочтение отдается электронным. Но рост электронных СМИ не означает, что печатные отныне будут уходить со сцены истории. По прогнозам, в ближайшие 10 лет производство печатных медиа не будет снижаться за счет развития электронных медиа, а будет расти одновременно с ними, но более медленно.
Использованные источники:
1. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. - 2-е изд., испр. - Москва: МедиаМир, 2014. - 277 с.
2. Волков, Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет. 2014. Июнь. URL:http://www.levada.ru/sites/default/files/levada_report_media_0_0.pdf (дата обращения: 11.02.2020).
3. Мария Пикалова: Результаты опроса «Читаете ли вы электронные версии печатных изданий?» URL: https://www.e-xecutive.ru/education/glavy-iz-knig/351791 -rezultaty-oprosa-chitaete-li-vy-elektronnye-versii-pechatnyh-izdanii