DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-30-37 УДК 94
«ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП» ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КАНАДЫ
В.Ю. Дронова, Н.Ю. Жуковская
Статья поступила в редакцию 28 марта 2024 г.
В статье рассматривается проблема формирования внешней политики Канады в период Второй мировой войны на основе «функционального принципа». Изучение процесса интеграции британского доминиона в глобальный мировой порядок является крайне актуальным. Будучи британским доминионом, Канада не могла осуществлять независимую от метрополии внешнюю политику. В период Первой мировой войны и последовавшие за ней десятилетия происходит трансформация внешнеполитических приоритетов. В 1930-е гг. Канада выходит на международную арену как самостоятельный актор. В период Второй мировой войны Канада претендовала на большую роль в послевоенном урегулировании в связи с ее экономическим и военным вкладом в военные усилия союзников. Поэтому канадские дипломаты искали новые формы национальной идентичности на международной арене. Применение «функционального принципа» должно было обеспечить Канаде справедливое представительство в международных организациях на основе ее государственных интересов и возможностей.
Ключевые слова: внешняя политика Канады, «функциональный принцип», Х. Ронг, международные организации, мировой порядок.
«FUNCTIONAL PRINCIPLE» IN CANADA'S FOREIGN POLICY STRATEGY
V.Yu. Dronova, N.Yu. Zhukovskaya
The article examines the problem of forming Canadian foreign policy during the Second World War on the basis of the "functional principle". Studying the process of integration of the British dominion into the global world order is of great importance. As a British dominion, Canada could not pursue a foreign policy independent of the mother country. During the First World War and the decades that followed, a transformation of foreign policy priorities took place. In the 1930s Canada is entering the international arena as an independent actor. During World War II, Canada claimed a greater role in the post-war settlement due to its economic and military contributions to war effort of the Allies. Therefore, Canadian diplomats sought new forms of national identity in the international arena. The application of the "functional principle" was intended to ensure Canada's fair representation in international organizations based on its national interests and capabilities.
Key words: Canada's foreign policy, "functional principle", H. Wrong, international organizations, world order.
Теория «функционализма» сформиро- ский, Т. Парсонс и А. Рэдклифф-Браун [2].
валась в рамках социологической науки Британский ученый Д. Митрани впервые
на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и применил теорию «функционализма» к
Э. Дюркгейма. Согласно этой теории, об- изучению международных отношений в
щество представляется как система, име- своей работе «Прогресс международного
ющая свою структуру, каждый элемент правительства» 1933 года [15]. «Функцио-
которой выполняет собственную функ- нализм» в международных отношениях -
цию. Представителями функционального это теория международной политической
направления в социологии и социокуль- интеграции, возникшая в первой поло-
турной антропологии были Б. Малинов- вине XX века как интерпретация новых
форм международного сотрудничества. Функционалисты подчеркивали необходимость поиска новых способов обеспечения представительства общих интересов и потребностей, разделяемых государствами, в современных институтах, что было связано с растущим сомнением в некоторых традиционных формах демократического правления. Они говорили об изменчивости людей и институтов, неизбежности постепенного социально-экономического развития и превосходстве благосостояния и технологий над силовой политикой. Все акторы международных отношений имеют различные функции и роли в международной системе и должны стремиться к достижению мира и стабильности через сотрудничество и интеграцию. То есть «функционализм» предполагает создание международных организаций, которые бы охватывали определенные сферы жизни [12]. Первые функциональные организации возникли уже в конце XIX века и занимались вопросами почты, телеграфа, железнодорожных сообщений. Чуть позже появились Лига Наций и Международная организация труда.
Именно «функционализм» стал отличительной чертой внешней политики Канады первой половины XX века, что позволило ей отстоять у метрополии право на руководство собственной внешней политикой. Зарождение «функциональной» идеи в канадской внешнеполитической мысли традиционно связывают с канадским премьер-министром Р. Борденом и советником по юридическим вопросам канадского Департамента внешних сношений Л. Кристи, хотя в начале XX века Канада была британским доминионом и не имела суверенитета во внешней политике. Уже тогда Р. Борден заговорил о необходимости «иметь адекватный голос во внешней политике», хотя и в
рамках Британской империи. Р. Борден видел Канаду в роли активного актора мирового сообщества, имеющего свои собственные внешнеполитические ориентиры [1, с. 199]. По его инициативе Канада и другие доминионы стали участниками Имперских военных конференций и Имперского военного комитета. После окончания Первой мировой войны Р. Борден добился самостоятельного представительства доминионов на Парижской мирной конференции с правом подписания мирного договора. Так Канада стала одной из стран-учредительниц Лиги Наций и ее полноправным членом. Архитектором внешнеполитической позиции Канады при правительстве сначала Р. Бордена, а затем А. Мейгена стал Л. Кристи, который был автором многих идей, озвученных премьер-министрами на межимперских конференциях и на собраниях Лиги Наций [13, р. 66]. Именно он выдвинул идею «функционального» представительства доминионов, которая была озвучена канадским премьер-министром А. Мейгеном на Имперской конференции в июне 1921 года. На конференции А. Мейген высказал мнение о том, что в тех сферах имперской внешней политики, «в которых особенно заинтересован какой-либо доминион, мнению этого доминиона следует придавать вес, соизмеримый с важностью решения для этого доминиона» [11, р. 171]. Это заявление было связано с набиравшими обороты торговыми отношениями между Канадой и Соединенными Штатами, в связи с чем доминиону необходимо было обладать более широкими возможностями в решении внешнеполитических вопросов. Также он выражал надежду, что в аналогичных условиях в других областях международных отношений подобное развитие было бы желательно [11, р. 173].
Либеральное правительство канадского премьер-министра М. Кинга придерживалось более изоляционистской внешней политики, опасаясь быть втянутым в европейские межвоенные противоречия. Однако придерживаться принципов изоляционизма Канада могла, только обладая контролем над собственной внешней политикой. В Канаде начинает развиваться внешнеполитическая активность и внешнеполитический аппарат: значительно расширялся кадровый состав Департамента внешних сношений, открывались первые представительства Канады за рубежом, Канада была избрана непостоянным членом Совета Лиги Наций. При правительстве М. Кинга Департамент внешних сношений возглавил О. Скелтон, который отвергал политику централизации власти в Лондоне и призывал к независимой внешней политике, которая контролировалась бы Канадой [13, р. 35-36]. На Имперских конференциях 1923 и 1926 гг. М. Кинг активно продвигал эту идею и выступал за значительное расширение полномочий доминионов в руководстве иностранными делами. Итогом продолжительных и напряженных дискуссий между представителями Великобритании и доминионов стало принятие в 1931 году Вестминстерского статута, согласно которому доминионы получили независимость от метрополии во внутренней и внешней политике [16].
Во многом благодаря О. Скелтону на службу в канадский Департамент внешних сношений в 1920-1930-е гг. были приглашены такие образованные и компетентные дипломаты как Н. Робертсон, Л. Пирсон и Х. Ронг. Каждый из них внес свой особый вклад в развитие внешней политики Канады.
Позиции сотрудников Департамента сильно различались в вопросе участия Ка-
нады в международных процессах. Умеренный подход к внешней политике страны М. Кинга и О. Скелтона накануне Второй мировой войны отражал неоднозначное отношение к международным делам и мировому порядку, разделяемое большей частью канадского общества. На повестке дня в межимперских отношениях стоял вопрос о возможной войне и участии в ней доминионов на стороне Великобритании. Англоканадская часть населения традиционно выступала за вступление Канады в предстоящую войну. Франкоканадцы были против участия страны в европейском конфликте. М. Кинг, прежде всего, заботился о национальном единстве страны, поэтому не предпринимал никаких активных действий во внешней политике и не делал каких-либо громких заявлений в вопросах предстоящей войны. Канадские интересы во внешней политике теперь преобладали над общебританскими. Он понимал, что Канада неизбежно будет втянута в войну вслед за Великобританией, но ответственность за принятие данного решения будет лежать на канадском парламенте [8, р. 446-455].
Если О. Скелтон считал, что Канада должна оставаться нейтральной страной, то молодые и активные дипломаты выступали за более динамичную внешнюю политику. Идею о большей активности Канады во внешних делах наиболее настойчиво продвигал Х. Ронг. Он настаивал на том, чтобы правительство М. Кинга взяло на себя ответственность коренным образом пересмотреть позицию канадской внешней политики и более ясно сформулировать позицию Канады в отношении войны [10, р. 1104-1110]. В марте 1939 года М. Кинг официально рекомендовал Палате общин положительно рассмотреть вопрос о вступлении Канады в войну.
После смерти О. Скелтона в 1941 году на его должность был назначен Н. Роберт-сон. Его ближайшим помощником стал Х. Ронг, с которым он в годы войны установил доверительные рабочие взаимоотношения и которого он считал «самым способным человеком на службе» [6, р. 11-12]. Теперь Х. Ронг получил возможность воплощать свои идеи в полную силу. Работая долгие годы в посольстве Канады в США в различных дипломатических рангах, Х. Ронг обладал хорошими аналитическими способностями, умел ясно и аргументированно отстаивать национальные интересы Канады, имел тесные связи со многими сотрудниками государственного департамента США, курировал имплементацию англо-американских нормативных документов в сфере национальной безопасности и военного производства [3, с. 147-148]. Идея «функционального принципа», высказанная Х. Ронгом, сыграла большую роль в формировании международной идентичности Канады.
Во время Второй мировой войны канадские дипломаты и государственные служащие начинают пересматривать статус и место Канады на международной арене. Канада внесла значительный вклад в военные усилия стран-союзниц. Экономика Великобритании была сильно ослаблена военными действиями. В этой связи Х. Ронг считал необходимым усилить экономическое и военное сотрудничество с Соединенными Штатами. Но несмотря на прогресс американо-канадского сотрудничества в области обороны, сопровождавшийся подписанием Огденсбургского соглашения и созданием Постоянного объединенного совета обороны, Канада оказалась в стороне от обсуждений послевоенного мира и создания новой международной организации по обеспечению безопасности. После
вступления США в войну Великобритания и Соединенные Штаты начали активно разрабатывать стратегии послевоенного восстановления. Две великие державы не рассматривали Канаду в качестве равноправного партнера и союзника и не приглашали канадских представителей к участию в переговорах о послевоенном мире. На Вашингтонской конференции 1941-1942 гг. был учрежден Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) для руководства военными действиями, а также пять подчиненных ему советов, призванных решать проблемы в области боеприпасов, судоходства, сырья, продовольствия, производства и ресурсов. Комитет и подкомитеты состояли исключительно из представителей США и Великобритании [7, р. 65].
Х. Ронг беспокоился о том, что роль Канады в «североатлантическом треугольнике» была незначительной, и вновь складывался прецедент, когда руководство послевоенным планированием будет осуществляться только великими державами. В январе 1942 года он составил меморандум о возможности и необходимости участия Канады в различных международных организациях и соглашениях, который он направил Н. Робертсону и М. Кингу. Х. Ронг считал, что Канада должна претендовать на представительство в любой международной организации и иметь соответствующий статус относительно своих британских и американских коллег. Он считал необходимым ограничить участие великих держав в планировании послевоенного мироустройства и процессе принятия внешнеполитических решений в международных организациях, а также включить в эти процессы другие государства. Любая военная организация союзников, которая обеспечивала бы полное представитель-
ство всех воюющих сторон, была бы подобна Ассамблее Лиги Наций и неизбежно была бы настолько неэффективной, что не могла бы осуществлять реальный контроль. Канада могла бы выступить с инициативой создания некого органа, который смог бы координировать военные усилия. Но на каком основании Канада могла настаивать на участии в межсоюзнических органах? В основе теории Х. Рон-га лежала идея о разной мере ответственности и влияния, которыми должны обладать члены международного сообщества в различных сферах мировой политики. По его мнению, страна должна иметь право голоса в принятии решений соизмеримо тому вкладу, который она вносит в военные усилия. Наибольшее влияние в решении таких ключевых вопросов должна иметь страна, чьи интересы затрагиваются в этом вопросе напрямую [9, р. 106-109]. Данная идея закрепилась во внешнеполитической мысли Канады как «функциональный принцип». Согласно этому принципу, страна, не являющаяся великой державой, также могла играть значительную роль на мировой арене и в международных организациях. Канадский дипломат считал, что в тех областях, в которых Канада располагала ресурсами великой державы - продовольствием, полезными ископаемыми, авиацией - с ней следует обращаться как с великой державой. То есть в основе «функционализма» лежали принципы «возможностей» и «интересов» [1, с. 201]. Таким образом, идея Ронга была основана на трех следующих критериях: 1) степени вовлеченности Канады в международные дела; 2) преследовании интересов Канады; 3) способности Канады внести свой вклад в рассматриваемую международную проблему. Х. Ронг верил, что Канада может сыграть роль в становлении послевоенного мира,
по крайней мере, соразмерную ее военному и экономическому вкладу в победу в войне.
В этот период дипломаты Канады предпринимали попытки заявить о своей стране как о самостоятельном акторе в международных отношениях. Они попытались применить идею «функционального принципа» на практике, стремясь обеспечить членство во вновь создаваемых объединенных альянсах. Канаде не удалось добиться полноправного и официального членства в ОКНШ и в совете по распределению боеприпасов, целью которого было координировать и регулировать производство и распределение военных поставок между союзниками. Однако, боясь потерять финансовую поддержку, военную и продовольственную помощь со стороны Канады, Великобритании пришлось пойти на уступки и предоставить ей членство в совете по производству и ресурсам и совете по продовольствию [14, р. 314-315].
Далее «функциональный принцип» был опробован, когда Канада впервые столкнулась с реальной возможностью повлиять на структуру будущего мирового порядка во время встреч по созданию Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА). США и Великобритания разработали и представили странам-союзницам проект по созданию международной организации помощи странам, пострадавшим в войне. В рамках организации предполагалось создать Центральный комитет, членами которого станут США, Великобритания, СССР и Китай, а также несколько технических подкомитетов. Канадских дипломатов беспокоил вопрос о роли Канады в управлении этой организацией ввиду ее существенного вклада в послевоенную помощь. Канада готова была одобрить
проект будущей организации только при условии, что она будет включена в состав руководящего органа. Однако СССР был принципиально против расширения Центрального комитета и готов был даже отказаться от участия в создании ЮНРРА, если Канада не откажется от своего требования о полноправном членстве. США и Великобритания предложили более размытую форму «функционального» представительства [14, р. 315]. Канада станет председателем Комитета по снабжению и будет принимать участие в заседаниях Центрального комитета, когда будут рассматриваться вопросы поставок. Четыре члена Центрального комитета будут также членами Комитета по снабжению, что неохотно, но все же было принято Канадой.
Возросший интерес канадской общественности к участию в мировых делах заставил М. Кинга пересмотреть свои взгляды на внешнюю политику. В 1943 году М. Кинг выступил перед Палатой общин с предложениями об основных внешнеполитических ориентирах Канады в послевоенное время. В своем выступлении М. Кинг поднял вопрос о создании международной организации помощи и о форме представительства в ней. Он говорил о том, что нельзя сосредоточить весь функционал власти исключительно в руках великих держав, точно так же, как нельзя равно разделить эту власть между всеми государствами-участницами будущей международной организации. «Представительство должно определяться на функциональной основе, которая допускает к полноправному членству те страны, большие или малые, которые могут внести наибольший вклад в достижение конкретной цели в вопросе» [4, р. 26]. С этого момента «функционализм» закрепился в качестве одного из основопола-
гающих принципов канадской внешней политики.
Стоит отметить, что в своем меморандуме М. Кингу Х. Ронг говорил о том, что «функциональной международной организации можно придать два значения». Для канадцев значение этого термина заключалось в том, что эффективная международная власть должна быть сосредоточена в тех органах, в которых представлены заинтересованные в этом страны. «В некотором отношении это очевидно: орган, состоящий из великих держав, который стремился бы заниматься международной торговлей пшеницей, был бы абсурдом» [9, р. 827]. Другое значение этому термину придается ведущим теоретиком «функционализма» середины XX века, британским профессором Д. Митрани, который утверждает, что мир должен быть связан воедино большим количеством различных международных институтов, организованных для обособленного выполнения многих функций, предусматривающих международное сотрудничество. По мнению Х. Ронга, «эти два значения пересекаются и по существу не противоречат друг другу, но следует иметь в виду различия в использовании этого термина» [9, р. 828]. Признание функций государства должно преобладать над его статусом. Он не стремился оспаривать статус великих государств, но считал, что некоторые меньшие страны, в том числе и Канада, заслуживают более высокого признания. Он предлагал разграничить государства в соответствии с их интересами и возможностями в конкретных затрагиваемых вопросах [5, р. 189].
В дальнейшем некоторые положения «функционального принципа» нашли свое отражение в Уставе Организации Объединенных Наций. Х. Ронг внес значительный вклад в создание другой круп-
нейшей международной организации -Организации Североатлантического договора (НАТО). За подготовку учредительной конференции НАТО и вклад в разработку его уставных документов Х. Ронг был назначен заместителем Генерального секретаря НАТО, а немного позднее - заместителем Государственного секретаря Канады по внешним связям. Однако он не вступил в эти должности из-за скоропостижной кончины в возрасте 59 лет.
Таким образом, «функциональный принцип» был закреплен в канадской внешнеполитической мысли в период Второй мировой войны, когда Канада предпринимала попытки отстаивать свои претензии на справедливое представительство в международных организациях послевоенного мира. Канадский дипломат Х. Ронг предложил форму участия стран в международных организациях на
основе их интересов и возможностей. В этот период были внедрены ключевые дипломатические принципы Канады, а также императив активного участия в мировых делах. Значительные усилия были направлены на то, чтобы расширить роль и значение многосторонних институтов, разрядить серьезные кризисы, укрепить стабильность и мир, наладить разнообразные связи с отдельными государствами и группами государств, предоставить иностранную помощь и зарекомендовать себя в качестве посреднической силы. Однако реализация «функционального принципа» на практике встретила серьезную оппозицию в лице великих держав, которые действовали исключительно в рамках своих собственных интересов и не готовы были разделять руководство организациями с другими, более мелкими государствами.
Список литературы
1. Бодров А.С. «Принцип функциональности» в канадской внешней политике: к вопросу об истоках формирования концепта // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2014. -№ 7 (135). - С. 199-203.
2. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc.ru/c/funktsionalizm-6bd262?ysclid=lpo6c2ti5v939567309 (дата обращения: 12.12.2023).
3. Исраелян Е.В. Канадская дипломатия 1940-1950-х годов: персоналии и подходы // Новая и новейшая история. - 2017. - № 6. - С. 141-151.
4. Canadian foreign policy: historical readings / ed. by J.L. Granatstein. - Toronto: Copp Clark Pitman Ltd., 1986. - 274 p.
5. Chapnick A. The Canadian Middle Power Myth // International Journal: Canada's Journal of Global Policy Analysis. - 2000. - № 55(2):188. - P. 188-206.
6. Chapnick A. The Middle Power Project: Canada and the Founding of the United Nations. - Vancouver: UBC Press, 2005. - 210 p.
7. Creighton D.G. The Forked Road. Canada 1939-1957. - Toronto: McClelland and Stewart, 1976. - 324 p.
8. Documents and speeches on British Commonwealth affairs, 1931-1952 / ed. by N. Mansergh. - London-New York-Toronto: Oxford University Press, 1953. - Vol. I. - 655 p.
9. Documents on Canadian External Relations / ed. by J.F. Hilliker. - Ottawa: Department of External Affairs, 1980. - Vol. 9. - 1895 p.
10. Documents on Canadian External Relations / ed. by John A. Munro. - Ottawa: Department of External Affairs, 1972. - Vol. 6. - 1334 p.
11. Documents on Canadian External Relations / ed. by L.C. Clark. - Ottawa: Department of External Affairs, 1970. - Vol. 3. - 1007 p.
12. Functionalism. Theory and Practice in Internationals Relations / ed. by A.J.R. Groom and P. Taylor. - N.Y.: Crane, Russak & Company, Inc., 1975. - 367 p.
13. Granatstein J.L. The Ottawa men: the civil service mandarins, 1935-1957. - Toronto: Oxford University Press, 1982. - 338 p.
14. Miller A.J. The Functional Principle in Canada's External Relations // International Journal. - Vol. 35. - № 2.
- P. 309-328.
15. Mitrany D. The progress of international government. - New Haven: Yale University Press, 1933. - 176 p.
16. Statute of Westminster, 1931 [Electronic resource]. - URL: www.legislation.gov.uk/ ukpga/1931/4/pdfs/ukpga_19310004_en.pdf (accessed: 05.05.2023).
References
1. Bodrov A.S. «Princip funkcional'nosti» v kanadskoj vneshnej politike: k voprosu ob istokah formirovaniya koncepta // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. - 2014. - № 7 (135). - S. 199-203.
2. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://bigenc.ru/c/funktsionalizm-6bd262?ysclid=lpo6c2ti5v939567309 (data obrashcheniya: 12.12.2023).
3. Israelyan E.V. Kanadskaya diplomatiya 1940-1950-h godov: personalii i podhody // Novaya i novejshaya is-toriya. - 2017. - № 6. - S. 141-151.
4. Canadian foreign policy: historical readings / ed. by J.L. Granatstein. - Toronto: Copp Clark Pitman Ltd., 1986. - 274 p.
5. Chapnick A. The Canadian Middle Power Myth // International Journal: Canada's Journal of Global Policy Analysis. - 2000. - № 55(2):188. - P. 188-206.
6. Chapnick A. The Middle Power Project: Canada and the Founding of the United Nations. - Vancouver: UBC Press, 2005. - 210 p.
7. Creighton D.G. The Forked Road. Canada 1939-1957. - Toronto: McClelland and Stewart, 1976. - 324 p.
8. Documents and speeches on British Commonwealth affairs, 1931-1952 / ed. by N. Mansergh. - London-New York-Toronto: Oxford University Press, 1953. - Vol. I. - 655 p.
9. Documents on Canadian External Relations / ed. by J.F. Hilliker. - Ottawa: Department of External Affairs, 1980. - Vol. 9. - 1895 p.
10. Documents on Canadian External Relations / ed. by John A. Munro. - Ottawa: Department of External Affairs, 1972. - Vol. 6. - 1334 p.
11. Documents on Canadian External Relations / ed. by L.C. Clark. - Ottawa: Department of External Affairs, 1970. - Vol. 3. - 1007 p.
12. Functionalism. Theory and Practice in Internationals Relations / ed. by A.J.R. Groom and P. Taylor. - N.Y.: Crane, Russak & Company, Inc., 1975. - 367 p.
13. Granatstein J.L. The Ottawa men: the civil service mandarins, 1935-1957. - Toronto: Oxford University Press, 1982. - 338 p.
14. Miller A.J. The Functional Principle in Canada's External Relations // International Journal. - Vol. 35. - № 2.
- P. 309-328.
15. Mitrany D. The progress of international government. - New Haven: Yale University Press, 1933. - 176 p.
16. Statute of Westminster, 1931 [Electronic resource]. - URL: www.legislation.gov.uk/ ukpga/1931/4/pdfs/ukpga_19310004_en.pdf (accessed: 05.05.2023).
Для ссылки: Дронова В.Ю., Жуковская Н.Ю. «Функциональный принцип» во внешнеполитической стратегии Канады // Гуманитарные исследования Центральной России.
- 2024. - №3 (32). - С. 30-37.
DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-30-37