Научная статья на тему 'Функциональный аспект заголовков в клипово-ориентированном информационном пространстве Интернет'

Функциональный аспект заголовков в клипово-ориентированном информационном пространстве Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE INFORMATION SPACE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / CLIP THINKING / ИНФОПОТОК / АДРЕСАТ / RECEIVER / МАНИПУЛЯТОР / MANIPULATOR / INFO FLOW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загоруйко Илья Николаевич

В статье рассматриваются актуальные тенденции в развитии единого информационного пространства, опосредованного Интернетом, воспринимаемым в качестве электронной среды, отображающей объективную модель взаимодействия людей, детерминированную клиповым мышлением. Данный тип мышления определяет тактику, которую реализуют агенты-манипуляторы, участники Сети, воздействуя на адресатов посредством заголовков к представленной в интернет-ресурсах информации. Базовыми участниками единого информационного пространства, опосредованного функционирующими в Интернете площадками СМИ, являются следующие агенты: манипулятор, адресат. Схема их взаимодействия реализуется как линейно, так и циклически. За основу изучения берется значимый русскоязычный сегмент международного информационного агентства «Россия сегодня», представленного каналом RT в социальной сети «ВКонтакте», состоящего из трех круглосуточных информационных телеканалов, осуществляющих вещание более чем в 110 странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL ASPECT OF HEADLINES IN A CLIP-ORIENTED INTERNET INFORMATION SPACE

The article discusses current trends in the development of a single information space, which is determined by Internet. It is perceived as an electronic environment that displays an objective model of human interaction, it is defined by clip thinking. This type of thinking determines the tactics that implement the agents like manipulators, members of the Network, influencing the recipients through headlines in online information resources. The basic participants of a single information space intermediated in online media platforms are the following agents: the manipulator, the recipient. The scheme of their interaction is implemented both linearly and cyclically. The basis is a significant Russian-speaking segment of the international news Agency «Russia Today», which is represented by RT in the social network «VKontakte», consisting of three all-news channels, broadcasting in more than 110 countries.

Текст научной работы на тему «Функциональный аспект заголовков в клипово-ориентированном информационном пространстве Интернет»

УДК 004.512

И. Н. Загоруйко

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАГОЛОВКОВ В КЛИПОВО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, г. Ижевск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные тенденции в развитии единого информационного пространства, опосредованного Интернетом, воспринимаемым в качестве электронной среды, отображающей объективную модель взаимодействия людей, детерминированную клиповым мышлением. Данный тип мышления определяет тактику, которую реализуют агенты-манипуляторы, участники Сети, воздействуя на адресатов посредством заголовков к представленной в интернет-ресурсах информации. Базовыми участниками единого информационного пространства, опосредованного функционирующими в Интернете площадками СМИ, являются следующие агенты: манипулятор, адресат. Схема их взаимодействия реализуется как линейно, так и циклически.

За основу изучения берется значимый русскоязычный сегмент международного информационного агентства «Россия сегодня», представленного каналом RT в социальной сети «ВКонтак-те», состоящего из трех круглосуточных информационных телеканалов, осуществляющих вещание более чем в 110 странах мира.

Ключевые слова: единое информационное пространство, информационные ресурсы, Интернет, клиповое мышление, инфопоток, адресат, манипулятор.

Актуальность исследуемой проблемы. XXI в., опосредованный коммуникационным полем, демонстрирует небывалое развитие и бурный рост популярности средств массовой коммуникации. Распространение информации в глобальном мире являет собой сложный и многогранный процесс, вовлекающий в себя миллионы людей и особую, электронную площадку - Интернет. Реализуемый информационный потенциал, активно влияющий на общественное сознание, наиболее ярко прослеживается в особенностях заголовков. В связи с этим особый интерес представляет их функционирование, влияющее на идентификацию и интерпретацию предоставляемой информации.

Цель исследования - выявить функции заголовков и особенности их реализации в электронных публикациях информационного агентства RT.

© Загоруйко И. Н., 2018

Загоруйко Илья Николаевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры научно-технического перевода и межкультурной коммуникации Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова, г. Ижевск, Россия; e-mail: ilyazag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

Материал и методика исследований. Исследование, которое было проведено на материале заголовков информационного контента, распространяющегося на площадках социальной сети, имеет своей целью осуществление семантико-прагматической интерпретации, предполагающей комплексное толкование смысла содержания заголовков; анализа и синтеза, позволяющих обобщить данные.

Результаты исследований и их обсуждение. В современном мире, представляющем собой огромный и единый организм, практически все страны вовлечены в процесс международной интеграции, что влечет за собой смену устоявшегося уклада и переход, сопровождаемый формированием единого информационного пространства, к постиндустриальному, информационному обществу. Возникает острая необходимость объединения информационных ресурсов и баз данных, унификации телекоммуникационных систем, обеспечения реализации единых глобальных правил организации и подачи информации. Проблема единого информационного пространства возникает в связи с трудностью адаптации самобытных культур и наций в процессе их интеграции в глобальное пространство.

Отмечается, что немаловажную роль в формировании единого информационного пространства принадлежит глобальной телекоммуникационной среде - Интернету.

Именно Сеть позволяет:

1. Концентрировать информационные ресурсы, выполняя данную работу наиболее эффективно. Благодаря привлекательному дизайну сайтов и популяризации конкретных ресурсов, посредством хорошо организованных рекламных компаний (в условиях интернет-пространства информация приобретает вид «вирусного» контента, характеризующегося распространением в прогрессии, близкой к геометрической).

2. Развитие технической компоненты. Компьютеры без труда обрабатывают и хранят большое количество материалов, облачные хранилища минимизируют трудности доступа к любым данным («в один клик»).

3. Вовлечение в информационное пространство большого количества людей, не имеющих специальной подготовки и навыков работы с инфопотоком.

Эта современная реалия переросла собственную значимость технического изобретения и превратилась в важное социальное явление, в которое оказались вовлеченными практически все члены общества, несмотря на пол, возраст, образование, вероисповедание, географическое местоположение [3, с. 3-11].

Само понятие Интернет имеет широкий диапазон применения и разные трактовки. Под Интернетом понимается комплексная система, представляющая собой связанные друг с другом протоколом IP (Internet protocol) компьютеры. Благодаря этому Интернет создает единое глобальное информационное пространство, которое номинируется как Глобальная сеть, Всемирная паутина, Сеть, Инет и т. д. [4].

Чаще всего в повседневном общении под Интернетом понимают совокупность связанных между собой компьютеров и доступную широким массам информацию.

Также под Интернетом подразумевается электронная среда, возникшая в рамках технического прогресса в конце XX в., отображающая, как в зеркале, объективную модель взаимодействия живых организмов. Тем не менее репрезентация информации гипертрофирована как по форме, так и по содержанию [9].

Проанализировав имеющиеся дефиниции, мы считаем возможным выделить характерные признаки Интернета:

1. Наличие двух сущностей: социум и коммуникация, которые находятся в постоянном движении.

2. Конкретизация: он используется всем обществом, тем не менее рассчитан на определенные социальные группы или даже отдельных личностей.

3. Невозможность использования без обращения к серьезной технологической базе.

4. Отсутствие физических барьеров в виде окружающей среды, поведения коммуникантов, расстояний и т. д.

Действительно, Интернет сегодня является не только средством поиска информации, но и каналом распространения продукции СМИ [2], определяющим единое информационное пространство как комплексное. Он влияет на жизнь каждого индивида, формирует его представление об электронной коммуникации, как элементе особого сознания, подразумевающего одновременное воздействие на неограниченное количество коммуникантов, продуцирующих и потребляющих гипертрофированный информационный поток. Наибольший интерес вызывает область инфопространства, связанная со СМИ, так как именно она охватывает максимально широкий диапазон социально значимых тем.

Базовыми участниками единого информационного пространства, опосредованного реализуемыми в Интернете СМИ площадок, являются следующие агенты: манипулятор, адресат. Важно отметить, что ключевой целью манипулятора по отношению к адресату представляется структурирование актуализатора, позволяющего имплицитно влиять на сознание адресата, задавая и корректируя его цели, желания, намерения, отношения или установки, не совпадающие с теми, которые имеются в конкретный момент. Как результат появляются фиксированные заблуждения, которые провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков [8].

Наиболее точно предвосхитил сложившуюся в электронно-обусловленном едином информационном пространстве ситуацию В. В. Набоков в метаромане «Дар»: «И Щеголев пошел рассуждать о политике. Как многим бесплатным болтунам, ему казалось, что вычитанные им из газет сообщения болтунов платных складываются у него в стройную схему, следуя которой логический и трезвый ум (его ум, в данном случае) без труда может объяснить и предвидеть множество мировых событий» [6].

В современной виртуально-опосредованной среде описанная В. В. Набоковым схема зачастую линейна и встроена в систему клипового мышления, которое вынуждает воспринимать окружающую действительность, не только виртуальную, через лаконичные, кричащие и яркие сообщения, осознаваемые как новый этап взаимодействия человека и информации [10]. Именно благодаря такой форме опосредованного и обобщенного способа отражения действительности воздействие на адресата представляется возможным оказывать через заголовки, не прибегая к полноценным и содержательным текстам.

Современное единое информационное пространство включает в себя два блока -мировой и национальный. Мировой блок представлен английским, русским, китайским, немецким и другими языками и чаще всего информирует о событиях в США, Европе и Азии, он тесно связан с национальным блоком и позволяет просматривать материалы, например, русскоязычных площадок, которые дублируются на английском [3]. В настоящее время в Сети функционируют крупные международные информационные агентства, выступающие как связующее звено между сегментами. Для понимания вопроса реализации функционального потенциала заголовков в условиях клипового мышления рассмотрим русскоязычный сегмент международного информационного агентства «Россия сегодня», представленного каналом RT в социальной сети «ВКонтакте».

Данный блок информационного пространства характеризуется акцентированием внимания пользователей на вполне определенных прецедентных ситуациях, зачастую ни-

как не мотивированных содержанием текста, что, на первый взгляд, является самоцелью ресурса.

Отметим, что в новостной ленте пользователь имеет возможность увидеть лишь заголовок, для полного просмотра текста статьи необходимо открыть гиперссылку. Под заголовком в исследовании нами понимается значимый компонент информационного контента, антиципирующий закодированную информацию, позволяющий пользователям идентифицировать и интерпретировать данные и обладающий характерными особенностями, именно они позволяют передавать оперативность, публичность и жанровую принадлежность.

Как показывает опыт исследования и наблюдения за реализацией заголовков в информационной ленте новостного канала, для роста рейтинга и значимости ресурса манипулятор вынужден направить все усилия на увеличение количества просмотров, повышая активность адресата (эффективность такого способа подтверждается счетчиком просмотров одного и того же текста статьи, но с разными заголовками) посредством применения следующих функций:

1. Оценочная функция.

Сигал ответил на вопрос о «вмешательстве Путина» в американские выборы (47 тысяч просмотров) [7].

В анализируемом заголовке наблюдается использование акцентирования внимания адресата на общей формулировке ответа, оформленной в виде косвенной речи, содержащей в себе штамп «вмешательство в американские выборы, а не на личности опрашиваемого. Такая формулировка не передает точного оценочного значения в силу особенностей штампа, являющегося конструкцией с потускневшим лексическим значением и минимизированной экспрессивностью. Однако на следующий день информационный ресурс меняет заголовок, реализуя персонификацию в высказывании, что привлекло на 2 тысячи пользователей больше, хотя новость уже не была актуальной:

Сигал: глупо думать, что Путин вмешался в американские выборы (49 тысяч просмотров) [7].

2. Эмотивная функция.

Немаловажным для заголовка является использование лексики, обладающей эмоционально-экспрессивной окраской, что тоже увеличивает количество просмотров:

Американские СМИ обвинили топ-менеджера YouTube в связях с RT (32 тысячи просмотров) [7].

Американские СМИ обрушились с обвинениями на топ-менеджера YouTube (35 тысяч просмотров) [7].

Утечка фреона на американском сегменте МКС (36 тысяч просмотров) [7].

ЧП на американском сегменте МКС (39 тысяч просмотров) [7].

Использованный акроним «ЧП» несет в себе значение, связанное с опасностью, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей. Фраза «утечка фреона» несет явный научный содержательный компонент, ограничивая круг потенциальных читателей.

Тем не менее наблюдается и обратная ситуация, манипулятор вносит коррективы: добавляет эмоциональный компонент, актуализирует фактор загадочности, однако результат не оправдывает себя:

Разгневанные американские сенаторы отстояли право Браудера на въезд в США (39 тысяч просмотров) [7].

Разгневанные американские сенаторы «отстояли» Браудера (32 тысяч просмотров) [7].

Слово «отстояли» в первой версии заголовка реализована в его денотативном значении, что вызвало двойственные отзывы среди адресатов, так как данная фамилия имеет негативную коннотацию среди русскоязычных пользователей Сети, опосредованную его неправомерными действиями в Российской Федерации [5]. Поэтому в следующем заголовке использовались кавычки, исключен элемент «право», что смягчило эмоциональную составляющую, создав эффект тайны и недосказанности.

3. Активизирующая функция.

Довольно часто встречаются ложные, по большей части провокационные заголовки, привлекая большее количество адресатов, но после корректировки его социально значимых составляющих:

Американские СМИ пошутили про приглашение сборной России по баскетболу в Белый дом (35 тысяч просмотров) [7].

Американские СМИ пошутили про сборную России по баскетболу (36 тысяч просмотров) [7].

Любая информация, связанная с вопросами российского спорта и спортсменов, воспринимается с большим интересом. Тон послания во втором заголовке однозначно понимается как издевательски-иронический и не имеет отношения к содержательной стороне публикации. Данный факт связан с привлечением большего количества просмотров, важно заметить, что сама статья повествует о публикации шуточной статьи в газете The New Yorker [11].

4. Последовательная функция.

Однако наблюдается и цикличная схема реализации воздействия на адресата посредством заголовков в рамках клипового мышления. На ресурсе RT размещалась одна и та же новость с неизменным заголовком:

Подлодка «Краснодар» успешно завершила «игры в кошки-мышки» с американским авианосцем в Средиземноморье [7].

Интервал появления новости на информационной ленте был не одинаков, но количество просмотров оказалось «замкнутым»:

1) 22 октября 2017 г. в 12:08 (42 тысячи просмотров);

2) 22 октября 2017 г. в 22:50 (49 тысяч просмотров);

3) 23 октября 2017 г. в 20:50 (42 тысячи просмотров).

Подобного рода циклические изменения связаны в первую очередь с зависимостью посещаемости от дня недели и времени суток. Если соотнести дату с днем недели, то окажется, что 22 октября 2017 г. выпадает на воскресенье. Наибольшая активность пользователей наблюдается в вечернее время, особенно в воскресенье [1].

Резюме. Таким образом, взаимодействие манипулятора и адресата в интернет-опосредованном глобальном информационном пространстве с помощью заголовков структурировано и представляет собой линейную и циклическую схемы.

В условиях клипово-ориентированного информационного пространства выделенные в работе функции заголовков, опосредованные привлечением механизма персонификации, эмоциональной компоненты, а иногда и ложной, неподтвержденной информации, позволяют в более короткие сроки вовлечь в гиперинформационный поток большее количество адресатов, корректируя их отношение к происходящему, как в виртуальном пространстве, так и в реальности, редуцируя роль фактических данных статей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активность русскоязычных пользователей в социальных сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cossa.ru/149/113188/.

2. Вакку Г. В. Жанры интернет-коммуникации: веб-сайт (на примере сайта ГТРК «Чувашия») // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № (74), ч. 2. -С. 12-15.

3. Загоруйко И. Н. Языковые клише в блогосфере Интернет-дискурса: функционально-прагматический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. - Ижевск, 2013. - C. 24.

4. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.

5. МВД хочет объяснений от Интерпола, отказавшегося искать У. Браудера [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://goo.gl/79gJFh.

6. Набоков В. В. Дар [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lib.ru/NABOKOW/dar.txt.

7. Новости RT на русском [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://vk.com/rt_russian.

8. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии : учебное пособие. - М. : Флинта ; Наука, 2011. - 160 с.

9. Проект «Национальная философская энциклопедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://goo.gl/UavtbK.

10. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение. - 2014. - Режим доступа : https://goo.gl/VroUY1.

11. Borowitz А. Trump Invites Russian National Basketball Team to White House [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://goo.gl/VGEuoU.

UDC 004.512

I. N. Zagoruyko

FUNCTIONAL ASPECT OF HEADLINES IN A CLIP-ORIENTED INTERNET INFORMATION SPACE

M. Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russia

Abstract. The article discusses current trends in the development of a single information space, which is determined by Internet. It is perceived as an electronic environment that displays an objective model of human interaction, it is defined by clip thinking. This type of thinking determines the tactics that implement the agents like manipulators, members of the Network, influencing the recipients through headlines in online information resources. The basic participants of a single information space intermediated in online media platforms are the following agents: the manipulator, the recipient. The scheme of their interaction is implemented both linearly and cyclically.

© Zagoruyko I. N., 2018

Zagoruiko, Ilya Nikolaevich - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Scientific and Technical Translation and Intercultural Communication, M. Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russia; e-mail: ilyazag@mail.ru

The article was contributed on January 18, 2018

The basis is a significant Russian-speaking segment of the international news Agency «Russia Today», which is represented by RT in the social network «VKontakte», consisting of three all-news channels, broadcasting in more than 110 countries.

Keywords: single information space, information resources, Internet, clip thinking, info flow, receiver, manipulator.

REFERENCES

1. Aktivnost' russkoyazychnykh pol'zovatelej v social'nykh setyakh [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.cossa.ru/149/113188/.

2. Vakku G. V. Zhanry internet-kommunikacii: veb-sajt (na primere sajta GTRK «Chuvashiya») // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2012. - № 2(74), ch. 2. -S. 12-15.

3. Zagorujko I. N. Yazykovye klishe v blogosfere Internet-diskursa: funkcional'no-pragmaticheskij aspekt : dis. ... kand. filol. nauk : 10.02.19. - Izhevsk, 2013. - C. 24.

4. Lutovinova O. V. Lingvokul'turologicheskie kharakteristiki virtual'nogo diskursa. - Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2009. - 477 s.

5. MVD khochet ob"yasnenij ot Interpola, otkazavshegosya iskat' U. Braudera [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://goo.gl/79gJFh.

6. Nabokov V. V. Dar [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://lib.ru/NABOKOW/dar.txt.

7. Novosti RT na russkom [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://vk.com/rt_russian.

8. Petrova N. E., Raciburskaya L. V. Yazyk sovremennykh SMI. Sredstva rechevoj agressii : uchebnoe posobie. - M. : Flinta ; Nauka, 2011. - 160 s.

9. Proekt «Nacional'naya filosofskaya enciklopediya» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://goo.gl/UavtbK.

10. Semenovskikh T. V. Fenomen «klipovogo myshleniya» v obrazovatel'noj vuzovskoj srede [Elektronnyj resurs] // Naukovedenie. - 2014. - Rezhim dostupa : https://goo.gl/VroUY1.

11. Borowitz A. Trump Invites Russian National Basketball Team to White House [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : https://goo.gl/VGEuoU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.