Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦНС КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦНС КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦНС / ПРОСТАЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Котов-Смоленский Артем Михайлович, Федорова Елена Юрьевна, Скотникова Анна Вячеславовна

В статье рассматривается особенность влияния тренировочного процесса различных видов единоборств на показатели работоспособности центральной нервной системы занимающихся. Целью исследования являлось определение и сравнение показателей функциональных возможностей ЦНС детей, занимающихся в секции по боксу и секции тхэквондо. В исследовании приняло участие 100 мальчиков в возрасте 9 лет (50 боксеров, 50 тхэквондистов), в рамках инструментальной оценки проводилась регистрация простой зрительно-моторной реакции. При анализе результатов было установлено, что группы сравнения статистически значимо различаются по скорости реагирования (p=0,001). Таким образом, было установлено, что обследованные дети, занимающиеся боксом, продемонстрировали результаты, свидетельствующие о более эффективном воздействии двигательной деятельности на ЦНС в отличие от тхэквондистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Котов-Смоленский Артем Михайлович, Федорова Елена Юрьевна, Скотникова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM AS A MARKER OF THE EFFECTIVENESS OF THE TRAINING PROCESS IN MARTIAL ARTS

The article discusses the peculiarity of the influence of the training process of various types of martial arts on the performance indicators of the central nervous system. Purpose of this article was to determine and compare the indicators of the functional capabilities of the central nervous system of children involved in the boxing section and the taekwondo section. The study involved 100 boys aged 9 years (50 boxers, 50 participants of taekwondo section), as part of an instrumental assessment, a simple visual-motor reaction was recorded. Comparison groups were statistically significantly different in motor reaction of simple visual motor stimulation (p=0.001). Thus, the examined children involved in boxing showed results indicating a more effective impact of motor activity, in contrast to taekwondo athletes.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦНС КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ»

Проведенные тестирования на начало эксперимента выявили практически одинаковые показатели физических качеств КГ и ЭГ и не имели достоверных различий (р>0,05). Применяемый модуль в экспериментальной группе позволил достоверно увеличить двигательные координации в половине показателей. Так, в тесте «Челночный бег 3х10м» отмечается улучшения времени прохождения дистанции на 8,1% . В тесте на равновесие «Поза Ромберга» достоверно улучшились показатели на 76%. Также отмечаются улучшения в выполнении в тесте «3 кувырка» на 21,1 % и в тесте «Наклон туловища вперед из положения стоя» на 83,5%.

ВЫВОДЫ

Организация круговой тренировки позволяет конструировать содержание каждого тренировочного занятия таким образом, чтобы осваивать новые двигательные задания поэтапно и генерализованно формировать и проявлять различные двигательные координации у танцоров, с постепенным увеличением их сложности.

Доказана эффективность использования модульной технологии в тренировочном процессе танцоров на начальном этапе спортивной подготовки, позволяющая: интенсифицировать развитие двигательных координаций занимающихся; содействовать повышению уровня общей физической подготовленности; улучшать состояние здоровья детей в целом; формировать ценностные ориентации и мотивацию к занятиям танцевальным спортом.

ЛИТЕPAТУPA

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000 - 275 с.

2. Галеев A.P. Развитие двигательных координаций в танцевальном спорте / A.P. Галеев. -Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2016. - 108 с.

3. Галеев A.P. Исследование мотивов занятий спортивными танцами / A.P. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 45-46.

4. Некрасов A.C. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Некрасов Лндрей Сергеевич. - Тамбов, 2006. - 23 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2000), Human Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow.

2. Galeev, A.R. (2016), Development of motor coordination in dance sports, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk.

3. Galeev, A.R. (2007), "Research of motives of sports dancing classes", Physical culture: upbringing, education, training, № 6. - pp. 45-46.

4. Nekrasov A. S. (2006), Methodology for the development of coordination abilities of preschoolers using elements of sports ballroom dancing, dissertation, Tambov.

Контактная информация: albert_2905@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 796.8:159.91

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦНС КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ

Артем Михайлович Котов-Смоленский, ассистент, Елена Юрьевна Федорова, доктор биологических наук, профессор, Анна Вячеславовна Скотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва

Аннотация

В статье рассматривается особенность влияния тренировочного процесса различных видов единоборств на показатели работоспособности центральной нервной системы занимающихся. Целью исследования являлось определение и сравнение показателей функциональных возможностей ЦНС детей, занимающихся в секции по боксу и секции тхэквондо. В исследовании приняло участие 100 мальчиков в возрасте 9 лет (50 боксеров, 50 тхэквондистов), в рамках инструментальной оценки проводилась регистрация простой зрительно-моторной реакции. При анализе результатов было установлено, что группы сравнения статистически значимо различаются по скорости реагирования (p=0,001). Таким образом, было установлено, что обследованные дети, занимающиеся боксом, продемонстрировали результаты, свидетельствующие о более эффективном воздействии двигательной деятельности на ЦНС в отличие от тхэквондистов.

Ключевые слова: психофизиология, функциональные возможности ЦНС, простая зрительно-моторная реакция, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p206-210

FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM AS A MARKER OF THE EFFECTIVENESS OF THE TRAINING PROCESS IN MARTIAL

ARTS

Artem Mikhailovich Kotov-Smolenskiy, the assistant, Elena Yurievna Fedorova, the doctor of biological sciences, professor, Anna Vyacheslavovna Skotnikova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow City University, Moscow

Abstract

The article discusses the peculiarity of the influence of the training process of various types of martial arts on the performance indicators of the central nervous system. Purpose of this article was to determine and compare the indicators of the functional capabilities of the central nervous system of children involved in the boxing section and the taekwondo section. The study involved 100 boys aged 9 years (50 boxers, 50 participants of taekwondo section), as part of an instrumental assessment, a simple visual-motor reaction was recorded. Comparison groups were statistically significantly different in motor reaction of simple visual motor stimulation (p=0.001). Thus, the examined children involved in boxing showed results indicating a more effective impact of motor activity, in contrast to taekwondo athletes.

Keywords: psychophysiology, functional state of the CNS, simple visual-motor reaction, motor

activity.

ВВЕДЕНИЕ

Всестороннее гармоничное развитие детей является одной из приоритетных задач физической культуры и спорта [4], между тем, своевременное развитие важнейших физиологических систем может замедляться или обеспечиваться должным образом под воздействием различных факторов.

Наиважнейшей физиологической системой для человека является центральная нервная система (ЦНС), так как именно от ее развития зависит его успешное будущее. Известно, что дозированная двигательная активность благоприятно влияет на функциональное состояние ЦНС и может способствовать ее более интенсивному развитию [2], в то же время, неправильно подобранные средства и методы в рамках двигательной активности могут способствовать обратному эффекту и даже нанести вред организму ребенка [3]. Подобные обстоятельства могут привести к отставаниям в темпах развития организма и ЦНС, в частности.

Сегодня родители все чаще отдают детей в различные спортивные секции с целью более раннего развития своего ребенка, в текущей культурно-мировой обстановке особой популярностью пользуются различные виды единоборств. Можно предположить, что многообразие в рамках спортивно-технической подготовки детей в единоборствах в любом случае будет способствовать более интенсивному становлению ЦНС, однако особый интерес вызывает то, как именно отдельный вид единоборств наряду с другим может

влиять на показатели функциональных возможностей ЦНС.

Цель исследования: определить и сравнить показатели функциональных возможностей ЦНС детей, занимающихся в секции по боксу и секции тхэквондо.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе Лаборатории возможностей человека института естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО МГПУ В работе приняло участие 100 человек из них 50 детей, занимающихся в спортивной секции по боксу и 50 детей из секции Тхэквондо. Обследуемые обеих групп были мужского пола. Возраст участников в группах исследования был идентичным (9 лет), а уровень этапа спортивной подготовки соответствовал третьему году.

Инструментальная оценка проводилась посредством аппарата УПФТ-1/30 «Психофизиолог» (г. Таганрог, Россия). Для оценки особенностей нейродинамических процессов у обследуемых использовался метод регистрации простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).

Выполнение ПЗМР на аппарате «Психофизиолог» представляет собой простой поведенческий акт человека в рамках условно-рефлекторной деятельности. Обследуемому необходимо быстро реагировать движением большого пальца доминантной руки в ответ на световой раздражитель. Обследование проводилось в утренние часы, количество предъявляемых стимулов равнялось 30.

Статистический анализ и обработка результатов исследования проводились посредством использования методических рекомендаций, приложенных к УПФТ-1/30 «Психофизиолог» [5], а также с помощью пакета анализа данных MS Excel.

Расчет показателей производился с помощью t-критерия Стьюдента. Статистически значимыми считались показатели p<0,005.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам исследования, руководствуясь методическими рекомендациями, приложенными к УПФТ-1/30 «Психофизиолог» (таблица 1), распределение обследуемых внутри групп произошло следующим образом: в группе боксеров высокие результаты продемонстрировали 18% обследуемых, тогда как 62% показали средний результат (рисунок 1). В группе тхэквондистов подавляющее большинство (50%) продемонстрировало низкие значения скорости реакции, тогда как на средние и высокие показатели приходилось всего по 12% участников данной группы исследования.

Анализ средних значений показателей быстроты реакции в группах исследования выявил, что в группе боксеров, в целом, дети реагировали на световой раздражитель быстрее, нежели тхэквондисты (таблица 2).

Межгрупповой анализ, полученных данных позволил установить, что показатели быстроты реакции в группе детей, занимающихся боксом статистически значимо выше, чем у детей-тхэквондистов.

Оценка распределения показателей быстродействия при регистрации ПЗМР в группах сравнения выявила, что в группе боксеров 62% обследованных продемонстрировали показатели, согласующиеся с возрастной нормой [1], при этом результат 26% обследуемых был выше средних значений. В группе тхэквондистов было зарегистрировано, что 50% обследуемых продемонстрировали показатели, соответствующие низким значениям, это обстоятельство может рассматриваться как отставание от показателей физиологической нормы развития ЦНС для данной возрастной группы.

Анализ средних значений быстродействия при регистрации ПЗМР в группах исследования позволил зафиксировать следующие показатели: в группе боксеров 223±25 мс, в группе тхэквондистов 272±53 мс. Стандартное отклонение в сенсомоторных реакциях может рассматриваться как стабильность их выполнения [4]. Больший разброс пока-

зателей реагирования на раздражитель в рамках условно-рефлекторной деятельности ПЗМР в группе тхэквондистов может указывать на сниженный показатель внимания, а также сниженные функциональные возможности ЦНС, в целом, при сравнении с группой детей, занимающихся боксом.

Таблица 1 - Показатели быстродействия простой зрительно-моторной реакции на аппарате «Психофизиолог»_

№ Диапазоны значений Оценка быстродействия Уровень быстродействия Наименование уровней

(СВР, мс) (СВР Р, отн. ед.) (CBL КЬ, баллы)

1 150<СВР<201 0,96 5 Высокое

2 201<СВР<212 0,75 4 Выше среднего

3 212<СВР<257 0,50 3 Среднее

4 257<СВР<282 0,10 2 Ниже среднего

5 282<СВР<500 0,01 1 Низкое

Рисунок 1 - Распределение обследуемых боксеров со- Рисунок 2 - Распределение обследуемых тхэквонди-гласно показателям быстродействия простой зритель- стов согласно показателям быстродействия простой но-моторной реакции зрительно-моторной реакции

Таблица 2 - Показатели скорости реакции простой зрительно-моторной реакции в группах исследования

Группы обследованных Средние значения показателей ПЗМР (мс) Стандартное отклонение

Боксеры 223 ±25

Тхэквондисты 272 ±53

Данное обстоятельство также подтверждается посредством межгруппового статистического анализа показателей быстродействия. Анализ данных ПЗМР позволил установить статистически значимое различие скорости реакции в группах исследования, т. е. скорость реакции боксеров достоверно выше, чем показатели быстродействия тхэквондистов. Опираясь на этот результат, можно заключить, что функциональные возможности ЦНС и показатели быстродействия группы боксеров соответствуют физиологической и возрастной норме, представители группы тхэквондистов, напротив, демонстрируют отрицательные отклонения от показателей физиологической нормы в рамках регистрации сенсомоторных реакций, что может быть расценено как отставание развития ЦНС.

Важным было бы отметить, что проведенное исследование ограничивается определенным контингентом обследуемых детей, что не позволяет судить о качестве воздействия на организм того или иного вида единоборств в глобальном понимании. Однако, руководствуясь полученными данными, правомерно заключить, что в данных обследованных группах, статистически значимые показатели указывают на более качественное воздействие тренировочного процесса у детей, занимающихся боксом. Также стоит отметить, что для более конкретных суждений в данном исследовании не хватает методов, оценивающих различные факторы, которые также могли бы оказать влияние на конечный результат, свидетельствующий о функциональных возможностях ЦНС обследуемых.

ВЫВОДЫ

Соблюдение важнейших правил при организации двигательной деятельности согласно особенностям организма детей различных возрастных периодов в рамках специальной физической подготовки имеет высокое значение, как для достижения целей в спортивных состязаниях, так и для содействия всестороннему гармоничному развитию личности ребенка.

Проведенное исследование в рамках конкретных групп исследования позволило установить, что тренировочный процесс у детей, занимающихся боксом, может способствовать более интенсивному становлению ЦНС, нежели тренировочный процесс тхэквондистов, однако для более достоверного подтверждения данного суждения необходимо увеличить количество выборки обследуемых, а также улучшить качество подбора методов исследования. Необходимость продолжения проведения работ в данном направлении также обусловлено высокой популярностью современных видов единоборств и массовым появлением новых бойцовских спортивных секций. Понимание психофизиологических механизмов при спортивно-технической подготовке детей могло бы лечь в основу содействия более эффективному развитию их ЦНС в рамках онтогенеза и двигательных тренировок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А.В. Зайцев, В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина // Физиология человека. - 1999. - Т. 25, № 6. - С. 34-37.

2. Крамской С.И. Психофизиологические аспекты управления двигательной деятельностью. / С.И. Крамской, В.П. Зайцев, Т.В. Бондаренко // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : сб. ст. Х Междунар. науч. конф., посвященной 60-летию БГТУ им. В. Г. Шухова. - Белгород, 2014. - С. 57-58.

3. Сайфитова А.Т. Отрицательные стороны занятий физической культурой у детей и подростков / А.Т. Сайфитова, С.А. Высотин // Международный студенческий научный вестник : электронный журнал. - 2018. - № 1. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18072 (дата обращения: 29.09.2022).

4. Тлеужев М.К. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов / М.К. Тлеу-жев // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - № 4 (17). - С. 110-113.

5. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ 1/30 «Психофизиолог». Методический справочник. Таганрог: НПКФ «Медиком МТД» - URL: https://medicom-mtd.com/htm/Products/psychophisiolog.html (дата обращения: 01.10.2022).

REFERENCES

1. Zaytsev, A.V., Lupandin, V.I. and Surnina, O.E. (1999), "Age dynamics of reaction time to visual stimuli", Human physiology, Volume 25, No. 6, pp. 34-37.

2. Kramskoy, S.I., Zaytsev, V.P. and Bondarenko, T.V. (2014), "Psychophysiological aspects of motor activity control", Physical education and sport in higher educational institutions: Sat. Art. X Intern. scientific Conf., dedicated to the 60th anniversary of BSTU. V. G. Shukhov. Belgorod, pp. 57-58.

3. Saifitova, A.T. and Vysotin, S.A. (2018), "Negative aspects of physical education in children and adolescents", International student scientific bulletin: electronic journal, No 1, available at https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18072 (accessed 09.29.2022).

4. Tleuzhev, M.K. (2021) "Meaning, purpose and tasks of physical education of students", Education and problems of development of society, No. 4 (17), pp. 110-113

5. Psychophysiological testing device UPFT 1/30 "Psychophysiologist". Methodical handbook. Taganrog: NPKF "Medicom MTD", available at: https://medicom-mtd.com/htm/Products/psychophisiolog.html (accessed 10.01.2022).

Контактная информация: a.kotov.smolenskiy@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.