Научная статья на тему 'Функциональные таблицы как инструмент анализа логистических затрат на региональном уровне'

Функциональные таблицы как инструмент анализа логистических затрат на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ / REGION ECONOMY / LOGISTICAL EXPENSES / FUNCTIONAL TABLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дресвянников В.В.

В статье рассмотрен зарубежный опыт построения таблиц по функциональному принципу в рамках экономики региона. Приведены практические данные, аргументирующие преимущества рассматриваемого инструмента учета логистических затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL TABLES AS THE TOOL OF THE ANALYSIS OF LOGISTICAL EXPENSES AT REGIONAL LEVEL

In article foreign experience of construction of tables on functional principles within the limits of region economy is considered. The practical data which is giving reason for advantages of the considered tool of the account of logistical expenses is cited.

Текст научной работы на тему «Функциональные таблицы как инструмент анализа логистических затрат на региональном уровне»

Проблемы экономики и менеджмента

ное обеспечение динамичного развития бизнеса. Развитие инфраструктуры - это то направление, которым должно заниматься исключительно государства, поскольку, как показывает анализ, коммерческому бизнесу не интересы инфраструктурные проекты в силу их длительной окупаемости и инвестиционной емкости. Однако коммерческий бизнес с удовольствием размещает свои производительные силы на территориях с высоким уровнем инфраструктурного развития.

И, наконец, не следует забывать о мерах государственно-частного партнерства, применение которых позволяет обеспечить эффективное развитие производительных сил в регионе за счет разделения ответственности и стимулов развития инноваций и инвестиций в регионе.

Применение вышеописанных мер государственного регулятивного воздействия на инновационную составляющую даст существенный толчок в инновационном и инвестиционном развитии российских регионов и послужит катализатором роста их привлекательности на глобальном мировом рынке инвестиционного капитала.

Список литературы:

1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов 2010-2011 гг., [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2011/

List of references:

1. The rating of investment attractiveness of regions for 2010-2011. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2011/

В.В. Дресвянников

аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской Академии Наук,

г. Екатеринбург

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье рассмотрен зарубежный опыт построения таблиц по функциональному принципe в рамках экономики региона. Приведены практические данные, аргументирующие преимущества рассматриваемого инструмента учета логистических затрат.

Ключевые слова: логистические затраты, экономика региона, функциональные таблицы.

V.V. Dresvjannikov, institute of economy of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg

FUNCTIONAL TABLES AS THE TOOL OF THE ANALYSIS OF LOGISTICAL EXPENSES AT REGIONAL LEVEL

Abstract. In article foreign experience of construction of tables on functional principles within the limits of region economy is considered. The practical data which is giving reason for advantages of the considered

№ 4 (8) - 2012

27

Проблемы экономики и менеджмента

tool of the account of logistical expenses is cited.

Keywords: logistical expenses, region economy, functional tables.

В настоящее время экономика динамично развивается, и поэтому возникают вопросы учета и анализа массива данных о деятельности отдельных отраслей. Особое внимание стоит уделять сбору данных на региональном, так как именно здесь формируются итоговые показатели, характеризующие экономику региона. Во всех сферах имеют место логистические издержки, но отдельно они не учитываются, поэтому возникает вопрос, как выделить эту группу издержек из всего массива данных.

Одним из передовых опытов в аналитическом учете является практика учета данных в Германии. В таблице 1 представлена таблица анализа отраслей экономики Германии за 2010 г.

Таблица 1 - Сравнение основной деятельности по функциональному и институциональному принципу в 2010 г. (внутреннее производство, млрд евро) [1]

Отрасль Стоимость произведенной продукции, млрд евро Доля в основной деятельности, %

По продуктовой группе По отраслевой группе Диаго- нальная величина По продуктовой группе По отраслевой группе

1.Земледелие и лесное хозяйство, рыболовство 46,8 47,3 46,1 98,5 97,4

2.Горное дело. Горные породы и почвы. Энергетика и водные ресурсы. 74,2 82,9 72,2 97,3 87,1

3.Нефтяные и химические продукты. Стекло. Керамика. Обработка горных пород. 232,6 252,5 224,2 96,4 88,8

4.Металлы. 145,8 149,2 138,6 95,1 92,9

5.Машины. Транспортные средства. DV устройства. Электронная техника. Инструменты. 541,9 561,8 526,3 97,1 93,7

6. Текстиль, одежда, кожаные изделия. Дерево. Бумага, вторичное сырье. 167,5 172,0 132,8 97,2 94,6

7.Пищевые продукты и корма. Напитки. Табачные изделия 130,5 134,5 127,8 97,9 95,0

8. Строительство. 223,9 223,2 214,8 95,9 96,3

9. Услуги. Торговля. Транспорт. Связь. Гостиничный сервис. 643,9 618,9 597,3 92,8 96,5

10.Услуги. Кредитные учреждения Страхование. Недвижимость. Связанные с бизнесом услуги. 866,7 833,1 831,2 95,9 99,8

11.Услуги. 293,1 292,0 291,6 99,5 99,9

12.Услуги. Здравоохранение. Ветеринария. Социальные услуги. Образование и обучение. Утилизация отходов. 283,7 283,0 280,8 99,0 99,2

ИТОГО 3650,5 3650,5 3443,9 94,3 94,3

28

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

В первой отрасли - сельского, лесного и рыбного хозяйства (1) происходит разделение на 12 продуктовых категорий, Уровень основной деятельности равен 98,5% по функциональному (продуктовому) принципу и 97,4% по институциональному (отраслевому) принципу. Это означает, что 97,4% всех затрат на производство в отрасли заложено в продуктах, которые составляют основную деятельность данной отрасли, и что 98,5% издержек на производство продукта были понесены в результате основной деятельности фирмы.

В целом видно, что уровень основной деятельности относительно высок, как в продуктовых группах, так и в отраслях производства. С одной стороны, этот уровень зависит от определения границ понятий «отрасль производства» и «продуктовая группа». Чем более однородный и завершенный состав группы, тем выше будет диагональная величина.

С другой стороны, по мере агрегирования, растет и сама таблица. Таблица доходов оценивается таким же способом, по 59 позициям. Этот показывает, что уровень основной деятельности растет. Несмотря на то, что значение лежит между 90 и 100%, уровень увеличивается в среднем на 2-3 процентных пунктов.

При дальнейшем разделении наблюдается относительно высокая доля неосновной деятельности. Продукты, которые производятся с относительно высокой долей в других областях, такие как водоснабжение или производство телевизоров и техники связи, которые на 78% производятся в процессе основной деятельности. Однако эти отрасли составляют скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство находится по этому показателю между 90 и 100 процентами.

С логистической точки зрения, основным преимуществом таких таблиц является построение гомогенного грузопотока. Так как вид и охват логистических работ зависит от вида продукта, функциональный подход дает определенное преимущество: он позволяет связать грузопоток с логистикой. Основным недостатком функциональных таблиц является невозможность делать прямые выводы, касающиеся логистических работ, в контексте существующих институциональных ограничений. Это, однако, кажется преодолимым. С одной стороны, благодаря высокой агрегации отраслей в таблице такая возможность лишь относительна, сфера и объем дополнительной деятельности очень отличается между предприятиями. С другой стороны, количественные различия между способами распределения ресурсов

Недостатком данных таблиц является то, что в сфере транспортных услуг отсутствует разделения на пассажирский и грузовой транспорт, и в сфере торговли, в которой торговая деятельность сгруппирована с ремонтной.

Так же в качестве недостатка отметим, что «сфера услуг» дифференцирована значительно меньше других. На это указывает противопоставление числа секторов затратам на производство: услуги охватывают 25 из 59 секторов, но при этом - около 56% совокупных издержек, доля которых возрастает до 2/3, если принимать во внимание закупки комплектующих. Дальнейшее разделение этого сектора на сферу транспорта, сферу торговли по группам товаров, и сферу услуг для предприятий было бы очень предпочтительным с точки зрения логистики.

№ 4 (8) - 2012

29

Проблемы экономики и менеджмента

Цель балансового учета статистических органов Германии - дать прозрачную картину грузопотока, структурных и межпродуктовых взаимосвязей. По этой причине не принимается к рассмотрению отдельно торговля комплектующими, а рассчитывается торговля в целом.

Это становится очевиднее, если пояснить влияние учета комплектующих материалов в таблице: если их принимать во внимание, они займут большую часть посреднических поставок, а в самих продуктах будет учитываться так же подготовительный этап перед удовлетворением конечного спроса. Фактически будут нарушены межпродуктовые связи.

Кроме самих комплектующих, в чистую стоимость включены транзакционные издержки, то есть затраты на потребление энергии, аренду помещений, оплату транспортных посредников. Следовательно, в транспортном посредничестве уменьшается величина издержек по услугам посредников эти многоуровневые взаимоотношения остаются без внимания. В дальнейшем оценка продуктового потока и цепочки услуг происходит по ценам производителей. Это осуществляется для расчета действительных цен на услуги и продукты.

При оценке в балансе товарных групп по издержкам производства, товарные и транспортные издержки учитываются в специально отведенных для них областях услуг. Особенностью для транспортных услуг является то, что они будут начислены только в том случае, если они будут рассчитаны получателем услуг отдельно. В противном случае они попадут в статью «Вспомогательная деятельность» в той или иной отрасли.

Пересчет выходящей продукции проделывается до пересчета товарных и транспортных услуг, для того чтобы он совпал со счетом применения. Благодаря этому достигается упорядоченный и полный пересчет. Пересчет производится только для 39 групп товаров и услуг, для остальных товарных групп (услуг) он не производится.

Почти 40 млрд евро или почти 10% торговых и транспортных услуг были пересчитаны по товарным группам в рамках перехода к расчету себестоимости. В целом это составляет менее чем 1% торгового потока. Оставшиеся категории в отрасли транспортных услуг включают услуги для конечных потребителей, в частности, для личного потребления, пассажирские перевозки автомобильным и воздушным транспортом.

Уровень учтенных транспортных услуг состоит почти на 90% из общественного транспорта, остальное приходится на железнодорожные и морские перевозки. Рассматривать совокупность этих транспортных услуг с точки зрения различных отраслей, полностью рассчитать долю услуг в совокупном выходе продукции, является убедительным. Транспорт в большей своей доле относится к вспомогательной деятельности при производстве и поэтому был учтен в себестоимости.

Следует отметить, что оценка товарных потоков по себестоимости дает нам более объективное представление о товарных потоках. Объем и направление этих потоков определяемы. Конечная цена продукта и подготовительных работ получается не из цены товара или посреднических услуг.

30

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

В процессе учета товаров по принципу продуктовых отраслей и торговых услуг в таблицах исходящих товаров, видно, насколько высока цена товаров и соответствующих услуг и что около 80% торговли может быть упорядочено. Оставшиеся 20% приходятся на другие сектора, в которых торговля побочная деятельность. Таким образом, данный метод позволяет выявить и оценить транспортные затраты в структуре стоимости товаров, что позволяет вносить коррективы при разработке и формировании логистических цепей доставки товаров от производителя к потребителю.

Список литературы:

1. Biersack W., Parmentier K., Schreyer F. Berufe im Spiegel der Statistik. - 2010. - P. 113.

List of references:

1. Biersack W., Parmentier K., Schreyer F. Berufe im Spiegel der Statistik. - 2010. - P. 113.

В. О. Иванова

старший преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" Технологический институт-филиал НИЯУ МИФИ г. Лесной

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация. В последние несколько лет наблюдается поворот государства в сторону развертывания политики масштабных государственных инвестиций, что выразилось как в росте их объемов, так и в изменении институциональной среды их реализации. В статье исследуется роль государства на инвестиционном рынке, сформулированы ключевые направления повышения эффективности государственных инвестиций.

Ключевые слова: государственные инвестиции, иностранные инвестиции, инвестиционный фонд.

V.O. Ivanova, National Research Nuclear University “MEPhI” (Moscow Engineering Physics Institute) Institute of Technology - branch of NRNU MEPhI Lesnoy

KEY PROBLEMS AND WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY STATE INVESTMENTS

Abstract. In the last some years are observed turn of the state aside expansions of a policy of scale state investments that was expressed both in growth of their volumes, and in change институциональной environments of their realization. In article reveals the role of the state in the investment market is investigated, key directions of increase of efficiency of the state investments are formulated.

Keywords: state investments, foreign investments, investment fund.

На современном этапе развития экономика Российской Федерации оказалась перед вызовами постиндустриальной эпохи, которые являются следствиями мировых тенденций, а также являются показателями внутренних барьеров экономического развития.

К данным барьерам можно отнести, прежде всего, обострение глобальной конкуренции, которая охватывает рынки товаров, рабочей силы, технологий, системы на-

№ 4 (8) - 2012

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.