Научная статья на тему 'Функциональные особенности профессиональной деятельности преподавателя английского языка в процессе формирования коммуникативной компетентности у студентов инженерных специальностей технических университетов'

Функциональные особенности профессиональной деятельности преподавателя английского языка в процессе формирования коммуникативной компетентности у студентов инженерных специальностей технических университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Светлана Сергеевна

Рассмотрены основные компоненты профессиональной деятельности преподавателя английского языка в техническом вузе. Проанализирован ряд значимых функций преподавателя иностранного языка в современных условиях учебного процесса. Обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности у студентов инженерных специальностей. Приведены примеры мотивационного моделирования ситуаций речевой деятельности. Предложена классификация функций преподавателя английского языка для оценки его профессиональной деятельности в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional activity features of the English teacher in the process of forming communicative competence of engineering specialty students at a technical university

The article considers the main components of English language teacher professional activities at a technical university. A number of significant functions of the foreign language teacher in the current conditions of the educational process isanalyzed. The rationale for forming communicative professional competence of engineering students is presented. Examples of motivational modeling situations of speech activity are given.A classification of the functions of an English teacher for assessing his professional activity in the modern educational process is proposed.

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности профессиональной деятельности преподавателя английского языка в процессе формирования коммуникативной компетентности у студентов инженерных специальностей технических университетов»

УДК 802.0

БОТ 10.18698/2306-8477-2017-7-451

Функциональные особенности профессиональной деятельности преподавателя английского языка в процессе формирования коммуникативной

компетентности у студентов инженерных специальностей технических университетов

© С.С. Захарова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены основные компоненты профессиональной деятельности преподавателя английского языка в техническом вузе. Проанализирован ряд значимых функций преподавателя иностранного языка в современных условиях учебного процесса. Обоснована необходимость формирования коммуникативной компетентности у студентов инженерных специальностей. Приведены примеры мотивационного моделирования ситуаций речевой деятельности. Предложена классификация функций преподавателя английского языка для оценки его профессиональной деятельности в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: непрерывное образование, роль преподавателя, мотивация, моделирование ситуаций речевой деятельности, коммуникативная компетентность, речевое поведение, классификация функций преподавателя

Исторические и социальные изменения, произошедшие на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в России, открыли новые возможности для глобальной коммуникации во всех областях человеческой деятельности для обмена информацией и свободного перемещения по миру. Известно, что человек живет в постоянно меняющейся обстановке. «Время есть то поле, в котором и благодаря которому происходит смена состояний человеческого общества... Теперь Запад — цивилизация евро-атлантическая, в которой США доминируют во многих областях. Как ни пытается Европа гордиться своими великими культурными достижениями, как ни стремится защитить свой образ жизни, свое отношение к миру и к истории, старый континент все больше американизируется... постоянная готовность дать ответ на вызов стала считаться началом, формирующим исключительную динамичность американской истории и даже американского национального характера» [1].

В этом контексте знание английского языка как языка международной коммуникации становится особенно актуальным, что в немалой степени способствует повышению мотивации у студентов инженерных специальностей технических университетов при изучении иностранного языка.

Мотивация является главной движущей силой или, как сказали бы сегодня, «драйвом» в поведении и учебной деятельности студентов, а также в процессе формирования будущего профессионала. Ссылаясь на опыт преподавания английского языка в МГТУ им. Н.Э. Баумана, можно сказать, что для студентов университета при обучении иностранному языку наиболее значимыми являются прагматические мотивы — получение диплома о высшем образовании, работа в престижной фирме, возможно, не по специальности, но обязательно с применением английского языка, высокая заработная плата и карьерный рост. Также необходимо учитывать познавательные мотивы, мотивы профессионального роста, предполагающие непрерывное образование, желание и умение извлекать и создавать информацию, активизировать процессы поиска информации в условиях постоянного развития научно-технического прогресса. «An engineer's education is never really finished, so he or she must be willing to continue the learning process1» [2]. Инженер — это образ мышления и форма существования; он должен идти в ногу со временем, знать об изменениях, которые происходят в его профессиональной сфере, быть креативным, чтобы успешно конкурировать на современном рынке труда.

Одной из основных особенностей творческого мышления является умение привлечь предшествующий опыт к решению поставленной задачи. Э. Бос определяет креативность как «качество человека, направленное на создание новых решений для известных или новых задач (продуктивная креативность) и рождение новых оригинальных идей (экспрессивная креативность). Новое решение может при этом возникнуть из того, что уже существующие компоненты или располагаются по-новому, или получают новую оригинальную структуру» [3]. Творческой личности — и ученому, и инженеру — нужно постоянно учиться, увеличивая и обновляя тот запас знаний, который позволит ему в нужный момент решить задачу.

Мотивы являются мобильной системой, на которую может и должен влиять преподаватель при обучении иностранному языку студентов технического университета. Задача преподавателя (и одна из его основных функций) — мотивировать студентов изучать английский язык. Технология выработки мотивации путем моделирования различных ситуаций речевой деятельности (РД) включает в себя создание такого психологического состояния у обучаемых, при котором у них возникает потребность в практическом овладении английским языком.

Заинтересовать студентов можно, предложив следующую ситуацию РД: фирма, где будут работать учащиеся, выдала новые модели

1 Образование инженера на самом деле никогда не заканчивается, поэтому студенты должны хотеть постоянно учиться.

смартфонов или других гаджетов, но инструкция к ним только на английском языке, и если студенты не научатся читать научно-технические тексты (НТТ) на английском языке, то не поймут ее содержание и не смогут в полной мере реализовать свои профессиональные компетенции. Таким образом, формируется мотивация к получению новейшей информации и к тому, чтобы студенты овладели навыками чтения НТТ, поскольку «чтение является и целью, и одновременно средством, способствующим овладению другими видами РД» [4].

Приведем другой пример мотивационного моделирования РД на занятиях по английскому языку. Преподаватель говорит, что студенты получили письмо-приглашение из Великобритании для участия в международной научной конференции с предложением выступить с презентацией своей научной работы. Им нужно подготовить и отослать необходимый пакет документов, подтверждающий участие в конференции. Студентов старших курсов и магистрантов, которые намереваются в будущем связать свою карьеру с наукой, приведенный пример мотивирует к более серьезному и глубокому изучению таких видов РД, как говорение и письмо.

Следует отметить, что навыки выступления с презентациями студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана приобретают на занятиях по английскому языку с 1-го по 5-й курс. Изучая краткий курс «Деловая переписка» для магистрантов, студенты знакомятся с некоторыми образцами деловых писем, что может понадобиться для дальнейшей профессиональной деятельности.

Подписание Болонской декларации в сентябре 2003 г. министром образования России привело в 2013 г. к смене парадигмы в системе образования российской высшей школы. Была принята система, базирующаяся на двух образовательных уровнях: бакалавриат и магистратура. Основная цель реформы системы высшего образования — это кардинальное повышение качества подготовки специалистов, способных конкурировать как в научном, так и в техническом сегменте европейского рынка труда. Требования работодателей, предъявляемые к подготовке специалистов, учитывают не только квалификацию, которую выпускник вуза получает вместе с дипломом о высшем профессиональном образовании, но и дополнительные компетенции: умение работать на компьютере; знание иностранных языков; владение коммуникационными навыками, что особенно актуально, так как XXI в. считается веком коммуникации [5].

В связи с этим уместно отметить важность реализации задачи формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов инженерного профиля. Языковое общение организует жизнь человека. «Прежде всего общим признаком языка является его социальная функция — служить средством общения между членами язы-

кового коллектива» [6]. Иначе говоря, язык выполняет особую социальную миссию. Можно с уверенностью сказать, что одним из проводников этой миссии в процессе подготовки будущих инженеров в техническом вузе является преподаватель иностранного языка. Ю.М. Соломин тонко подметил, что «японцы занимаются культурным образованием нации, потом это скажется на развитии техники. Об этом стоит помнить и нам» [7].

Современный студент хорошо владеет различными техническими инновационными электронными устройствами, свободно ориентируется в новостном информационном потоке международной ме-диасреды интернета, имеет прагматические установки, амбициозен, нацелен на результат и карьеру, при этом обладает сниженным интересом к чтению и самостоятельной работе с учебным материалом. Сталкиваясь с вызовами современного образовательного процесса, преподаватель совершенствует свою профессиональную деятельность, учитывая особенности нового поколения студентов. На каждом занятии он работает в интерактивном режиме, выступая как навигатор в образовательном поле «преподаватель — студент». Преподаватель должен обладать профессиональными знаниями, чтобы компетентно отвечать на вопросы лингвистического и страноведческого характера, в этом проявляются его интерактивная и навигационная функции, что можно сравнить с работой ведущего передачи в прямом эфире на радио или телевидении.

Следует отметить тот факт, что сегодня в высшей школе вспомогательными средствами учебного процесса являются современные технические средства обучения (ТСО). Использование на занятиях английского языка в МГТУ им. Н.Э. Баумана технических средств для аудирования, просмотра учебных видеофильмов, проведения презентаций в PowerPoint, а также применение проектора и интерактивной доски (Smartboard) для объяснения и закрепления лексико-грамматического материала в процессе тренировочных упражнений реализуют функцию преподавателя как оператора ТСО.

Социальный заказ диктует делать приоритетным обучение устной речи и формировать коммуникативную компетентность в процессе обучения иностранному языку посредством использования коммуникативных практик: тренинги, командная работа над презентациями, дебаты, мини-конференции и ролевые игры. Не надо изобретать язык, надо его познавать и правильно использовать. Для развития навыков речевого общения у студентов инженерных специальностей преподаватель английского языка должен в условиях учебного занятия создать атмосферу непринужденного общения, используя методику мотивационного моделирования ситуаций РД, примеры которых приведены в начале данной статьи, а также разно-

образные коммуникативные практики. Преподаватель учит вербализации эмоций и мыслей, знакомит с моделями речевого этикета, формируя таким образом речевое поведение студентов как на английском, так и на родном языке; этот социокультурологический аспект деятельности преподавателя вносит свой вклад в процесс «культурного образования» [7] будущего технического специалиста.

В ходе учебного процесса общение студента и преподавателя строится на педагогике сотрудничества. Доброжелательная, непринужденная обстановка располагает к проявлению творческих способностей студентов, созданию атмосферы конструктивного взаимодействия в группе обучаемых, что востребовано и актуально в современном деловом мире. Как отмечают Е.А. Пореченкова и С.Ю. Казанцева, «в настоящее время специалист должен знать иностранный язык не столько для того, чтобы читать литературу по специальности, сколько для того, чтобы грамотно владеть устным иноязычным профессиональным общением в условиях взаимодействия с профессиональной иноязычной средой» [8]. Для успешного решения этой проблемы ведущая роль отводится преподавателю-психологу и организатору учебной деятельности студентов. Преподаватель английского языка формирует и структурирует учебную ситуацию на занятии, его задача — организовать поведение студента таким образом, чтобы реализовать поставленную цель. R. Borger и A.E.M. Seaborne пишут: «The learner is seen as being under the control of external influences, and it is the teacher's... objective to arrange these influences in such a way that they will lead the learner along a prescribed path2» [9]. В процессе подготовки к семинару преподаватель планирует ход занятия, продумывает методику работы с учебным материалом в каждой отдельной группе с максимальным вовлечением студентов в учебный процесс.

Хорошо известно, что многие студенты 1-го курса начинают свою учебную деятельность в университете на основе сформированного в школе подхода к обучению, поэтому им приходится сталкиваться с преодолением трудностей в организации данного процесса. Постепенно приходит осознание ответственности за учебу в университете. Задача преподавателя иностранного языка — организовать работу первокурсников, дать методические рекомендации к выполнению домашних заданий и самостоятельной работе с учебным материалом, обратив особое внимание на подготовку заданий, связанных с говорением и устными высказываниями, так как эта часть работы, как правило, вызывает затруднения и, следовательно, нежелание ее выполнять.

2 Учащийся рассматривается как субъект, находящийся под влиянием внешних факторов, и целью преподавателя как раз является распределение этого влияния таким образом, чтобы оно вело студента по предписанному пути.

Далее необходимо отметить такие важные функции преподавателя, как методическая и исследовательская. Учебно-методические пособия для обучения студентов инженерных специальностей всем видам РД, модульные разговорно-коммуникативные компоненты к урокам базового учебника английского языка И.В. Орловской, Л.С. Самсоновой, А.И. Скубриевой, электронные обучающие программы по основным разделам грамматики для Smartboard, составляемые преподавателями-методистами кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана, удовлетворяют целому ряду методических, лингвистических и экстралингвистических требований: информативность, мотивацион-ность, выполнение контролирующих функций, — что позволяет широко использовать эти дидактические материалы в учебном процессе.

Актуальность данной статьи определяется объективной потребностью по-новому подойти к оценке профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в техническом вузе. Современная деятельность преподавателя немыслима без исследования и познания разнообразных аспектов текущего образовательного процесса. Проведение апробации и анализа эффективности учебно-методических материалов и контрольно-оценочных средств (в форме поурочных модулей), предлагаемых студентам, позволяет давать более точные рекомендации по усовершенствованию учебного процесса. Публикации научных статей, выступления на межвузовских и международных научных конференциях с изложением опыта работы преподавателей иностранного языка, а также с докладами о современных направлениях в области образования способствуют профессиональному росту и повышению эффективности педагогической деятельности. Таким образом реализуется функция преподавателя-исследователя, что особенно актуально в контексте статуса МГТУ им. Н.Э. Баумана как национального исследовательского университета техники и технологий.

На основании анализа функциональных особенностей профессиональной деятельности преподавателя английского языка в техническом вузе предлагается следующая классификация его основных функций:

• методическая — роль методиста;

• мотивационная — роль создателя мотивации;

• психологическая — роль психолога;

• коммуникативно-интерактивная — роль коммуниканта;

• навигационная — роль ведущего;

• социокультурологическая — роль культуролога;

• организационная — роль организатора;

• корректирующая — роль корректора ошибок;

• оператор ТСО — роль техника;

• научно-исследовательская — роль преподавателя-исследователя.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что с учетом реалий современного состояния мира и научно-технического прогресса многогранная деятельность преподавателя английского языка в техническом вузе становится все более актуальной и значимой в процессе подготовки будущих специалистов инженерного дела.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Уколова В.И. Вступительная статья. В кн.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. Москва, Айрис Пресс, 2008, с. 11-17.

[2] Hall E.J. The Language of Mechanical Engineering in English. New York, Regents Publishing Co. Inc., New York, 1977, p. 8.

[3] Бос Э. Как развивать креативность. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008, с. 4-7

[4] Кулешов В.В., Долинская Л.Д., Киткова Н.Г. Методическое руководство по преподаванию английского языка на неязыковых факультетах университетов. Москва, Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова,1987, с. 45-72.

[5] Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014, с. 37-41.

[6] Березин Ф.М. История лингвистических учений. Москва, Высшая школа, 1984, с. 266.

[7] Соломин Ю.М., Владимирова Е.Е. От адъютанта до его превосходительства. Москва, Центрполиграф, 1999, с. 62.

[8] Пореченкова Е.А., Казанцева С.Ю. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2015, № 1, с. 21.

[9] Borger R., Seaborne A.E.M. The Psychology of Learning. London, Penguin Books, 1970, p. 228.

Статья поступила в редакцию 28.03.2017

Ссылку на статью просим оформлять следующим образом:

Захарова С.С. Функциональные особенности профессиональной деятельности преподавателя английского языка в процессе формирования коммуникативной компетентности у студентов инженерных специальностей технических университетов. Гуманитарный вестник, 2017, вып. 7.

http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-5-451

Захарова Cветлана Сергеевна — старший преподаватель кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов — педагогика и психология обучения, методики преподавания английского языка в техническом вузе. e-mail: mstu9@yandex.ru

Professional activity features of the English teacher in the process of forming communicative competence of engineering specialty students at a technical university

© S.S. Zakharova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article considers the main components of English language teacher professional activities at a technical university. A number of significant functions of the foreign language teacher in the current conditions of the educational process isanalyzed. The rationale for forming communicative professional competence of engineering students is presented. Examples of motivational modeling situations of speech activity are given.A classification of the functions of an English teacher for assessing his professional activity in the modern educational process is proposed.

Keywords: continuous education, the role of a teacher, motivation, modelingspeech activity situations, communicative competence, verbal behavior, classification of the teacher 's functions

REFERENCES

[1] Ukolova V.I. Vstupitelnaya statiya [Preface]. In: Toynbee A.J. Postizhenie istorii [Toynbee A.J. A study of history]. Moscow, Airis Press Publ., 2008, pp. 11-17.

[2] Hall E.J. The Language of Mechanical Engineering in English. New York, Regents Publishing Co. Inc. Publ., 1977, p. 8.

[3] Boss E. Kak razvivat kreativnost [How to develop creativity]. Rostov on Don, Feniks Publ., 2008, pp. 4-7.

[4] Kuleshov V.V., Dolinskaya L.D., Kitkova N.G. Metodicheskoe rukovodstvo po prepodavaniyu angliyskogo yazyka na neyazykovykh fakultetakh universitetov [Methodical guide on teaching English at non-linguistic faculties of universities]. Moscow, MGU Publ., 1987, pp. 45-72.

[5] Smirnov S.D. Psykhologiya i pedagogika dlya prepodavateley vysshey shkoly [Psychology and pedagogy for teachers of higher education]. Moscow, BMSTU Publ., 2014, pp. 37-41.

[6] Berezin F.M. Istoriya lingvisticheskikh ucheniy [The history of linguistic theories]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1984, p. 266.

[7] Solomin Yu.M., Vladimirova E.E. Ot adjutanta do ego prevoskhoditelstva [Froman adjutant to His Excellency]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 1999, p. 62.

[8] Porechenkova E.A., Kazantseva S.Yu. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkulturnaya kommunikatsiya — Moscow University Bulletin. Series 19. Linguistics and Cross-Cultural Communication, 2015, no. 1, p. 21.

[9] Borger R., Seaborne A.E.M. The Psychology of Learning. London, Penguin Books Publ., 1970, 228 p.

Zakharova S.S., Senior Lecturer, Department of English for Mechanical Engineering Specialties, Bauman Moscow State Technical University. Research interests: pedagogy and psychology of teaching, methods of teaching English in a technical university. e-mail: mstu9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.