Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / КОГНИТИВНЫЙ ОБМЕН / ГИБРИДНАЯ СРЕДА / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипунова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена развитию междисциплинарного подхода к интерпретации природы интеллекта. Акцентируется информационное влияние системных условий жизни на адаптивное поведение человека и его когнитивную ориентацию. Показано, что функции естественного интеллекта обусловлены необходимостью постоянного согласования внешних норм поведения и внутренних биологических норм жизнеобеспечения. Функциональный принцип в эпистемологии интеллекта подчеркивает ключевую роль когнитивного обмена в социуме с использованием символических матриц и абстрактной системы значений. На современном этапе технологии интеллектуальной деятельности, которые связаны с вычислениями в базах с большими объемами данных, усиливают различие функций информационной и когнитивной системы. Цифровые сети создаются для работы с когнитивными системами. В условиях интенсивного распространения гибридных сред интерактивные технологии когнитивного обмена ассоциируются с искусственным интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MODELS OF INTELLIGENCE IN INTERDISCIPLINARY EPISTEMOLOGY

The purpose of this article is to develop an interdisciplinary approach to the interpretation of the nature of intelligence. The author emphasizes the informational influence of system-living conditions on person’s adaptive behavior and his cognitive orientation. The functions of natural intelligence appear to be due to the need for constant coordination between the external norms of behavior and the internal biological norms of life support. The functional principle in the intelligence epistemology emphasizes the key role of cognitive exchange in society via symbolic matrices and an abstract system of meanings. At the present stage, the technologies of intellectual activity associated with big data processing strengthen the difference in the functions between the informational system and the cognitive one. Digital networks are created to handle cognitive systems. In the context of the intensive spread of hybrid environments, interactive technologies of cognitive exchange are associated with artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ»

Функциональные модели интеллекта в междисциплинарной эпистемологии

Шипунова Ольга Дмитриевна,

доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: o_shipunova@mail.ru

Статья посвящена развитию междисциплинарного подхода к интерпретации природы интеллекта. Акцентируется информационное влияние системных условий жизни на адаптивное поведение человека и его когнитивную ориентацию. Показано, что функции естественного интеллекта обусловлены необходимостью постоянного согласования внешних норм поведения и внутренних биологических норм жизнеобеспечения. Функциональный принцип в эпистемологии интеллекта подчеркивает ключевую роль когнитивного обмена в социуме с использованием символических матриц и абстрактной системы значений. На современном этапе технологии интеллектуальной деятельности, которые связаны с вычислениями в базах с большими объемами данных, усиливают различие функций информационной и когнитивной системы. Цифровые сети создаются для работы с когнитивными системами. В условиях интенсивного распространения гибридных сред интерактивные технологии когнитивного обмена ассоциируются с искусственным интеллектом.

Ключевые слова: функциональные модели, интеллектуальные структуры, когнитивный обмен, гибридная среда, эпистемология интеллекта.

Введение

История моделирования человека, его мышления и поведения представлена поиском механизма, определяющего способность движений и ориентации в пространстве взаимодействий. Специфика рационального действия традиционно связывается с когнитивной ориентацией субъекта в информационном поле. Сравнение функциональных особенностей человека и счетной машины по тесту А. Тюринга позволило перенести признаки интеллектуальности на действия машины, аналогичные действиям человека. Общим методологическим основанием коннекционистских и символических моделей интеллектуального действия выступило представление о когнитивном процессе, связанном с обработкой информации. Функциональная архитектура естественного интеллекта в этом контексте была представлена когнитивной сетью, имеющей два уровня организации: нейрофизиологический и ассоциативный [1].

Во второй половине XX в. соотношение естественного и искусственного в рациональной деятельности послужило началом дискуссий вокруг перспектив суперкомпьютера как искусственного разума [2, 3]. По мере развития вычислительной техники для обработки больших объемов данных вопрос о природе и функциях интеллекта все более обостряется. В цифровую эпоху констатируется беспрецедентный рост симбиоза человека и машины, Интернет ассоциируется с физическим проявлением длительной эволюции человеческого интеллекта, специфика кибертехноло-гии связывается с расширением сознания в функциональных структурах пост-ментальности [4,5]. Расширение символических взаимодействий в цифровых средах с замкнутой циркуляцией информации лежит в основании имитации реальности в различных подобиях. Информационное влияние медийной тех-

367

нологии сопровождается размыванием экзистенциальных критериев саморегуляции в оценке ситуаций и систем суждений, создавая проблему онтологической достоверности. В этой связи констатируется необходимость формирования морально-этических установок в отношении рациональных действий в гибридных средах [6].

Обзор литературы

В XXI веке конвергенция естественного и искусственного интеллекта обсуждается в контексте «расширения человеческой функциональности» в связи с разработками в области нано-, био-, инфо-, когнотехнологий и формированием «интерфейсной культуры», модифицирующей восприятия реальности в киберпространстве [7]. Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) соотносят с автоматизацией разумных действий [8]. В представлении о дополненной реальности подчеркивается иной, отличный от традиционной культуры опыт операций, который ассоциируется с когнитивными расширениями за пределы естественных психических и нейрофизиологических структур человека [9, 10].

Осмысление новых уровней рациональности и опыта когнитивной ориентации в интерактивных средах указывает на актуальность задач междисциплинарной эпистемологии интеллекта [11, 12]. Философия искусственного интеллекта позиционируется в качестве методологического генератора основных линий сопряжения в развитии и применении конвергентных технологий в условиях смешанной реальности, информационно-технологический формат которой может кардинальным образом изменить семантические матрицы «связности» социума на понятийном и феноменологическом уровне жизненного мира.

Цель статьи - концептуальный анализ моделей интеллекта в науке и философии, развитие функционального подхода в исследовании эволюции интеллектуальных структур.

Принципы междисциплинарной эпистемологии

Исходная позиция данного исследования определяется системной методологией в объяснении природы и функций интеллекта. В описании интеллектуальных действий базовым процессом выступает информационный обмен знаками и символическими матрицами в виде абстрактной системы значений.

Принципиальные установки информационного и функционального подхода к эволюции органического мира, позволяют рассматривать метасистем-ные факторы на разных уровнях био, психо-, ноогенеза, с точки зрения иерархической связи целостной системы социума, включенного, в свою очередь, в биосферное единство. Функциональная архитектура целостности, диктуется принципом ее самосохранения и устойчивого развития в границах обитания.

Системная онтология выделяет факторы, с которыми связана трансформация условий и границ жизненного мира для включенных в нее систем. В этом контексте главный вектор эволюционных трансформаций интеллектуальных структур в истории человека определен сохранением относительно устойчивого функционирования и саморепродукции социума как антропологической целостности. Индивидуальное выживание уже на биологическом уровне зависит от самосохранения и выживания популяции, то есть имеет характер системной причинности.

Функциональный принцип в эпистемологии интеллекта подчеркивает информационное влияние системных условий жизни на адаптивное поведение индивида и развитие его когнитивных способностей. В междисциплинарном контексте такой подход не фиксирует однозначно материальную структуру функциональной системы, позволяя рассматривать только информационные связи внутри целостности, а также внешние факторы воздействия метасистемного плана.

Невидимая логика метасистемной причинности обозначена в теории по-

368

знания принципом априори. Функциональные связи внутри целостности играют базовую роль в организации жизненного пространства малых систем виде популяций, сообществ, родов, племен, народов, стран, цивилизаций, которые воспринимают эти связи как объективное условие, данное априори. Практически все генетические модели интеллекта в науке и философии опираются на адаптивные функции к условиям жизни в сообществе. В адаптивном ключе трактует природу интеллекта в частности, А. Бергсон, подчеркивая искусственный социальный характер его предназначения и ограниченность функций, в отличие от свободы творчества.

Дискуссия

В философской традиции субъектом разумной действия выступает как человеческий род в целом, так и коллективный разум в лице науки, а также отдельный человек. Раздвоение субъекта разумного поведения хорошо показывают концепции в рамках антропологической и социологической модели интеллекта, в которых абстрактный субъект познания представлен в диаметрально противоположных статусах индивида с его психикой и сообщества, владеющего знанием и транслирующего его в поколениях. Сообщество выступает носителем социальной памяти, выраженной в предметах жизнедеятельности, стереотипах поведения, кодах и матрицах семантического пространства. Наличие семантического поля культуры создает объективное условие для адаптивного поведения и развития интеллектуальных функций человека. При этом в описании условий когнитивной эволюции антропология акцентирует либо эволюцию мозга, либо эволюцию культуры.

Концептуальные модели эволюции интеллекта

Концептуальное основание нейронауки образует биологическая установка, которая связывает интеллект с системой высшей нервной деятельности мозга. Образная интерпретация этой установ-

ки художественно развернута в фантастической повести Александра Беляева "Голова профессора Доуэля." С этой точки зрения наличие мозга, обладающего сложной морфологией, достаточное условие для реализации разумного поведения. Однако нейродинамическая структура, которая имеет прямое отношение к мысли человека не найдена. Смоделировать нейронную сеть мозга в искусственном варианте тоже не удается. Альтернативная модель формируется в психологии, относящей природу интеллекта к структурам ментальной динамики, и в социологии, относящей природу интеллекта к коллективному субъекту познавательной деятельности.

В социобиологической модели для объяснения механизма когнитивной эволюции человека вводится вектор эпигенеза, дополняющий биогенетическую программу индивидуального развития [13]. Условия для ментального эпигенеза в социобиологической модели создаются культурными условиями жизни индивида и средовыми факторам жизни самого общества в совокупности с инвариантами социальной памяти, которые обозначаются как куль-тургены. По аналогии с экосистемой, сначала в биосферном цикле при его трансформации появляется жизненное пространство как пространство априорных ограничений, которое предполагает некую потенциальную норму адаптации имеющихся в наличии структур или их модификации.

Функции естественного интеллекта обусловлены необходимостью постоянного согласования внешних норм поведения и внутренних биологических норм жизнеобеспечения индивидуального организма. Фактор, стимулирующий интеллектуальное развитие индивида, связан с ориентацией в смысловом пространстве социальной сферы на уровне матрицы здравого смысла в понимании ситуации или на уровне компетенций профессиональной деятельности, которая в свою очередь требует расширения когнитивной сферы сознания. Замыкание человека в определенном смысловом горизонте, свя-

369

занное с неким устоявшимся набором понятий, соответствует достаточно комфортному уровню адаптированно-сти к жизненным (социальным или профессиональным) условиям. Знакомые, стереотипные ситуации не требуют анализа, поскольку ориентации в обстоятельствах жизни происходит автоматически, без дополнительных энергетических затрат на активизацию высших отделов мозга. По С. Савельеву [14], мозг самый энергоёмкий орган, который потребляет 10% всей поступающей с пищей энергии. Поэтому стимул к интенсивной интеллектуальной деятельности должен быть внешним.

В психологии развития Ж. Пиаже [15] связывает стимулы интеллектуальной активности с инвариантностью и обратимостью действия, необходимость которого диктуется неразрывностью ситуации и нужд субъекта. Так, игра по правилам мотивирует на успешную когнитивную ориентацию в жёстко нормированной ситуации, обеспечивая репродуктивный уровень интеллектуальной активности. Условия профессиональной деятельности, связанные с требованиями социального престижа (зарплата, высокий статус), стимулируют уже иной уровень интеллектуальной активности, при этом ключевую роль играет мотивация познавательного интереса в профессиональной области.

Ноосферная модель в междисциплинарном контексте

С точки зрения информационного подхода, интеллект - функциональная система, которая должна быть вписана в определенный цикл жизнедеятельности макросистемы (по аналогии с круговоротом биогеоценозов в биосферном единстве). Этой концептуальной установке соответствует ноосферная модель, в которой интеллектуальные функции и технологии поддерживают постоянное воспроизводство глобального социума через связь уровней активности своих элементов, среди которых есть как естественные, так и искусственные формы. Проблема ноосферной модели заключается в расширении техногенного давления на гло-

бальную экосистему и самосохранение человека как живого организма.

Функциональные структуры интеллекта обеспечивают связь индивидуального и коллективного нормирования уровня жизни. В этом его назначение как экзистенциальной нормы для индивида и для общества. Уровень интеллектуального развития индивида как члена общества диктуется социальной технологией жизни, которая в свою очередь тоже развивается как информационная и интеллектуальная культура, формируя новые пласты социальной памяти, которые представлены в разных формах деятельности человека. На современном этапе социального развития технологии интеллектуальной деятельности, которые связаны с вычислениями в базах с большими объемами данных, не затрагивают принципов социогенеза и механизмов воспроизводства человеческого рода. Они проектируются и функционируют внутри ноосферной модели, но независимо от сохранения биогеоценозов как основы воспроизводства природной органической силы жизни, генотипа и генофонда популяции как основы воспроизводства биологической структуры носителя естественного интеллекта, а также культургена как основы воспроизводства семантических сред социума, которые проявляются в формах памяти и стереотипах поведения.

Гиперсетевая модель интеллекта

В условиях интенсивного распространения гибридных сред усиливается различие функций информационной и когнитивной системы. Информационная система выступает резервуаром данных и характеризуется объемом или количеством информации. Когнитивная система имеет фреймовую основу, поскольку элементом работы с информацией выступает систематизированная информация, представляющая в понятийной форме определённые семантические связи. Цифровые сети создаются для работы с когнитивными системами и когнитивным обменом. Эта область автоматизируется более успешно в искусственных

370

системах, оперирующих информацией и системами знаний, которые выражены в символической форме, отчуждённой от непосредственного процесса индивидуального мышления. Познавательная стратегия, которая указывает на метаси-стемный уровень факторов в трансформации жизненного мира на фоне экспансии цифровой культуры и конвергентных технологий, подчеркивает функциональную (манипулирующую) роль абстрактной инфоструктуры в формировании семантического поля индивидуального и массового сознания.

В сложно структурированной инфосфере гибридной реальности взаимодействуют мульти-агентные системы, которые представляют собой псевдо-субъектов со специфическим набором интерактивных инструментов. В процессе жизнедеятельности ментальная активность каждого человека постоянно активизируется необходимостью ориентации в смысловых горизонтах. При этом сознанию далеко не все факторы информационного давления доступны. В частности, Л. Флориди [16] выделает три системы формирования смысловых горизонтов в инфосфере: физиологические (объективно физические), когнитивные и сознательные. Из этой модели следует, что неосознаваемое человеком воздействие идет по двум каналам, обладающим явно выраженным объективным характером семантического давления на механизмы восприятия мира, когнитивной ориентации и саморегуляции.

Модели когнитивной ориентации в гибридных средах

В синхронической модели когнитивной ориентации акцентируются системные факторы, связанные с обеспечением коммуникации в сообществе. На этом основании в современной фило-

софии и нейронауке соотносятся функциональные системы символической, социокультурной, ментальной и кортикальной репрезентации. Синхронизация временного и семантического аспекта выступает принципиальным условием ориентации индивидуума в поле социаль-

ной информации. Системное давление инфосферы на подсознание человека осуществляется через семантическую (смысловую) взаимосвязь с нейродина-мическими структурами мозга.

В синхронизации нейрофизиологических и социальных условий коммуникации ключевую роль играет организация когнитивной сети социума, функциональная архитектура которой строится на базе символических матриц, представляющих собой семантически согласованные наборы фреймов. В частности, модель когнитивной гиперсети К. Анохина [17] позволяет органично соединить факторы социокультурной, ментальной и кортикальной репрезентации в понимании подсознательных механизмов информационного влияния на представление человека о реальности.

Современный технологический уклад сопровождается интенсивным воздействием инструментов масс-медиа на подсознание и поведение человека. Вследствие широко транслируемых в сети виртуальных представлений о реальности, трансформируется более глубокий уровень мотивации действий человека, который связан с уверенностью в достоверности происходящих событий. Проблема онтологической достоверности становится более актуальной с развитием цифровой культуры, создающей условия для расширения искусственной имитации реальности в киберпространстве. Ней-ронаучные исследования показывают, что при множественных социально одобряемых повторениях мозг может спутать исходный объект воспроизведения и его имитацию. Более того, многократно повторяемая в коммуникации искусственно конструируемая социально-культурная репрезентация способна обеспечить существенные изменения в кортикальной репрезентации [18, 19].

Заключение

Междисциплинарная эпистемология включает в качестве фактора эволюции человека онтологию когнитивной системы, в которой прогнозируемые физи-

371

ческие взаимодействия направляются ориентационными (смысловыми). Жизнь популяции, затем социума образует необходимое условие эволюционных изменений нервной активности, лежащих в основании высших психических процессов, сознания, интеллекта. Функциональный подход в интерпретации интеллекта подчёркивает условия, стимулирующие генезис когнитивных структур в организации информационной среды и деятельности субъектов или элементов, включенных в эту среду, но не рассматривают материальную природу носителя этих функций.

Такая установка позволяет выделить социальные факторы когнитивной эволюции человека и функциональные модели интеллектуальных структур, которые детерминированы требованием тотальной информационной связи в сообществе и закрепляются на уровне механизмов наследования биогенетического и эпигенетического плана. Роль стимула подсознательной мотивации социального и индивидуального действия играют коммуникативные факторы и формы имитации реальности в когнитивных структурах.

Функциональные системы интеллекта обеспечивают эффективность информационного обмена на уровне трансляции социальной памяти в обществе с определенной культурой деятельности благодаря использованию символических языков и других небиологических структур, оперирующих знанием. Цифровая сеть выступает инструментом, обеспечивающим интерактивный когнитивный обмен в социальных и профессиональных сферах, а интерактивные технологии когнитивного обмена ассоциируются с искусственным интеллектом.

Литература

1. Simon G.A., Kaplan C.A. Foundations of Cognitive Science // Foundations of Cognitive Science. 1991. P. 1-49.

2. Dreyfus H. L., Dreyfus S.E. Making a Mind versus Modelling The Brain: Artificial Intelligence Back at a BranchPoint // The Philosophy of Artificial

Intelligence / Boden M. (ed.), Oxford, 1990.

3. Ладов В.А. Критический анализ логико-эпистемологических оснований философии искусственного интеллекта Х. Дрейфуса. Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7, с. 28-34

4. Hagerty, L. The Spirit of the Internet. Speculations on the Evolution of Global Consciousness/ www.MatrixMasters. com

5. Mirenayat, S.A., Soofastaei, E., Singh, H.K. A/P Ju.. Epochs and Evolution of Consciousness by Gebser and Barfield. Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6 No 5 September 2015, 450-454. Doi:10.5901/ mjss.2015.v6n5p450

6. Saveliev, A.M., Zhurenkov, D.A., Poikin, A.E., Berkutova, T.A. Ethics of Artificial Intelligence and Post-non-classical Scientific Rationality, IFAC-PapersOnLine, Volume 54, Issue 13, 2021, Pages 397-401, ISSN 2405-8963, https://doi.org/10.1016/j. ifacol.2021.10.480

7. Лещев С.В. Демаркационный предел когнитивности. Современные проблемы гуманитарных и общественных наук, 2019, 4(26), С. 34-36

8. Люгер, Дж.Ф. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем, 4. изд. - М. [и др.]: Вильямс, 2003. - 863с.

9. Clark, A. Supersizing the Mind: Embodiment, Action, and Cognitive Extension / А. Clark. - New York: Oxford University Press, 2008.

10. Князева Е.Н. Когнитивная архитектура воплощенного разума. Вестник Российского научного гуманитарного фонда. 2010, с. 84-91.

11. Luger, G.F. Knowing our World: An Artificial Intelligence Perspective. 2021. Springer, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-71873-2

12. Лещев С.В. Технонаука и моделируемая реальность // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. -2018. - № 6. - С. 61-62.

372

13. Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge (Mass.); London: Belknap press of Harvard univ. press, 2002. - 697p.

14. Савельев С.В. Морфология сознания: в 2 т. - М.: ВЕДИ, 2018. Т. 1. -208с.

15. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004-192с.

16. Floridi L. The Fourth Revolution - How the infosphere is reshaping human reality. - Oxford: Northwestern Oxford University Press, 2014. - 272p.

17. Анохин К.В. Коннектом и когнитом: заполнение разрыва между мозгом и разумом. Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Ответственные редакторы: Ю.И. Александров, К.В. Анохин. М.: Институт психологии РАН 2016, с. 18-19.

18. Thomson, H. Empathetic mirror neurons found in humans at last. New Scientist, 2010, 2756, 12. https://doi. org/10.1016/S0262-4079(10)60911-6

19. lacaboni M. Imitation, Empathy, and Mirror Neurons // Annual Review of Psychology. Vol. 60, 2009, 653670. https://doi.org/10.1146/annurev. psych.60.110707.163604.

FUNCTIONAL MODELS OF INTELLIGENCE IN INTERDISCIPLINARY EPISTEMOLOGY

Shipunova O.D.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The purpose of this article is to develop an interdisciplinary approach to the interpretation of the nature of intelligence. The author emphasizes the informational influence of system-living conditions on person's adaptive behavior and his cognitive orientation. The functions of natural intelligence appear to be due to the need for constant coordination between the external norms of behavior and the internal biological norms of life support. The functional principle in the intelligence epistemology emphasizes the key role of cognitive exchange in society via symbolic matrices and an abstract system of meanings. At the present stage, the technologies of intellectual activity associated with big data processing strengthen the difference in the functions be-

tween the informational system and the cognitive one. Digital networks are created to handle cognitive systems. In the context of the intensive spread of hybrid environments, interactive technologies of cognitive exchange are associated with artificial intelligence.

Keywords: functional models, intellectual structures, cognitive exchange, hybrid environment, intelligence epistemology.

References

1. Simon G.A., Kaplan C.A. Foundations of Cognitive Science. Foundations of Cognitive Science. 1991. P. 1-49.

2. Dreyfus H. L., Dreyfus S.E. Making a Mind versus Modelling The Brain: Artificial Intelligence Back at a Branch-Point. The Philosophy of Artificial Intelligence / Boden M. (ed.), Oxford, 1990.

3. Ladov V.A. Kriticheskiy analiz logiko-epistemologicheskikh osnovaniy filosofii isk-usstvennogo intellekta KH. Dreyfusa [The critical analysis of logical and epistemolog-ical foundations in artificial intelligence philosophy of X. Dreyfus]. Gumanitarnaya in-formatika. 2013. Issue 7, pp.28-34

4. Hagerty, L. The Spirit of the Internet. Speculations on the Evolution of Global Consciousness/ www.MatrixMasters.com

5. Mirenayat, S.A., Soofastaei, E., Singh, H.K. A/P Ju.. Epochs and Evolution of Consciousness by Gebser and Barfield. Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6 No 5 September 2015, 450-454. Doi:10.5901/mjss.2015. v6n5p450

6. Saveliev, A.M., Zhurenkov, D.A., Poikin, A.E., Berkutova, T.A. Ethics of Artificial Intelligence and Post-non-classical Scientific Rationality, IFAC-PapersOnLine, Volume 54, Issue 13, 2021, Pages 397-401, ISSN 2405-8963, https://doi.org/10.1016Zj.if-acol.2021.10.480

7. Leshchev S.V. Demarkatsionnyy predel kognitivnosti [Demarcation limit of cognition]. Sovremennyye problemy gumani-tarnykh i obshchestvennykh nauk, 2019, 4(26), pp.34-36

8. Luger, G.F. Iskusstvennyy intellekt. Strategii i metody resheniya slozhnykh problem [Artificial intelligence. Strategies and methods for solving complex problems], 4th ed. - M. [and others]: Williams 2003. - 863p.

9. Clark, A. Supersizing the Mind: Embodiment, Action, and Cognitive Extension /

373

A. Clark. - New York: Oxford University Press, 2008.

10. Knyazeva E.N. Kognitivnaya arkhitektu-ra voploshchennogo razuma [Cognitive architecture of the embodied mind]. Vestnik Rossiyskogo nauchnogo gumanitarnogo fonda, 2010, pp. 84-91.

11. Luger, G.F. Knowing our World: An Artificial Intelligence Perspective. 2021. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71873-2

12. Leshchev S.V. Tekhnonauka i modeli-ruyemaya real'nost' [Technoscience and simulated reality]. Neyrokomp'yutery: raz-rabotka, primeneniye, 2018, vol.6, pp.6162.

13. Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge (Mass.); London: Belknap press of Harvard univ. press, 2002. - XIII, 697 c.

14. Savel'yev S.V. Morfologiya soznaniya [Morphology of consciousness]. - M.: VEDI, 2018. - T.1. - 208p.

15. Piaget J. Psikhologiya intellekta [Psychology of intelligence]. - St. Petersburg: Piter, 2004-192p.

16. Floridi L. The Fourth Revolution - How the infosphere is reshaping human reality. - Oxford: Northwestern Oxford University Press, 2014. - 272 p.

17. Anokhin K.V. Konnektom i kognitom: zapol-neniye razryva mezhdu mozgom i razumom [Connectome and Cognitom: Filling the Gap Between Brain and Mind] SEVENTH INTERNATIONAL CONFERENCE ON COGNITIVE SCIENCE Abstracts. Managing editors: Yu.I. Aleksandrov, K.V. Anokhin. 2016, pp.18-19. Moskva: Institut psikhologii RAN.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Thomson, H. Empathetic mirror neurons found in humans at last. New Scientist, 2010, 2756, 12. https://doi.org/10.1016/ S0262-4079(10)60911-6

19. lacaboni M. Imitation, Empathy, and Mirror Neurons // Annual Review of Psychology. Vol. 60, 2009, 653-670. https://doi.org/10.1146/ annurev.psych.60.110707.163604

374

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.