ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10136 © А.А. Зайцев, 2020
Научная специальность 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Александр Анатольевич Зайцев,
профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор Московской государственной академии физической культуры, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается изменение показателей, определяющих уровень функционального состояния курсантов мужского пола образовательных организаций МВД России, посредством оценки их (курсантов) общей физической работоспособности, аппарата внешнего дыхания и кровообращения. Установлено, что функциональное состояние у обучающихся не одинаково в течение учебного года.
Ключевые слова: образовательные организации МВД России, курсанты, общая физическая работоспособность, частота сердечных сокращений, артериальное давление, максимальное потребление кислорода, жизненная емкость легких, среднее значение признака, стандартное отклонение, коэффициент вариации, достоверность различий.
FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Alexander A. Zaytsev,
Professor of the Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Professor of the Moscow State Academy of Physical Culture, Doctor of Biological Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Considered the change of indicators determining the level of functional state of male cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, by assessing their (cadets) general physical efficiency, external breathing apparatus and blood circulation. It has been established that the functional state of students is not the same during the school year.
Keywords: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, cadets, general physical performance, heart rate, blood pressure, maximum oxygen consumption, life capacity of lungs, average value of the sign, standard deviation, coefficient of variation, validity of differences.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Зайцев А.А. Функциональное состояние курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(2):321-7.
Исследование функционального состояния че- и предопределило направление настоящего иссле-
ловека при его занятиях физической культурой и дования.
спортом сегодня является объектом внимания мно- Предпринята попытка определить уровень
гих специалистов. функционального состояния курсантов первого и
Изменение функционального состояния орга- второго годов обучения Московского университе-
низма индивида находится в прямой зависимости от та МВД России имени В.Я. Кикотя в начале (вто-
физической работоспособности и эффективности рая половина сентября), середине (первая полови-
деятельности. Применительно к профессиональной на февраля), по окончании (вторая половина июня)
деятельности сотрудников полиции, выполнение учебного года, через применение субмаксимального
ими служебных обязанностей напрямую связано с теста РWСl70 (от первых букв английского термина
проявлением физической работоспособности в за- «физическая работоспособность» - Physical Working
висимости от степени сложности и напряженности Capacity), в основе которого лежит измерение часто-
возникающих ситуаций. Подобное обстоятельство ты сердечных сокращений [1; 2; 4-7], а также пока-
зателеи, позволяющих оценить возможности карди-ореспираторной системы организма курсантов.
Физическую работоспособность можно выявить посредством нахождения мощности той нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) увеличивается до некоторого стандартного уровня, так как между ЧСС и мощностью работы обнаружена прямо пропорциональная зависимость:
- учащение сердцебиений при мышечной работе прямо пропорционально ее интенсивности;
- степень учащения сердцебиений при всякой (непредельной) физической нагрузке обратно пропорциональна способности испытуемого выполнять мышечную работу данной интенсивности (мощности), т.е. физической работоспособности.
Но эта зависимость сохраняется лишь в определенном диапазоне - при частоте сердечных сокращений, равной 130-180 уд/мин. Обусловлено это тем, что при ЧСС менее 130 уд/мин нарастание минутного объема крови достигается как за счет увеличения частоты сердечных сокращений, так и увеличения систолического объема. При ЧСС, равной 130 уд/мин, систолический (ударный) объем достигает максимума и дальнейшее нарастание минутного объема крови обусловлено лишь ростом частоты сердечных сокращений. При ЧСС, равной 170-180 уд/мин, достигается наибольшая величина кислородного пульса, т.е. при каждом сокращении сердца кровь уносит наибольшее количество кислорода. Потребление кислорода поднимается до его максимума. С дальнейшим увеличением мощности работы снабжение организма кислородом увеличивается, растет кислородный «долг», скорость увеличения частоты сердечных сокращений резко возрастает и растет непропорционально мощности работы [5].
Обследуемому курсанту предлагалось выполнить последовательно на велоэргометре две нагрузки умеренной интенсивности с частотой педалирования 60-70 оборотов в минуту, разделенные 3-минутным интервалом отдыха. Каждая нагрузка продолжалась 5 минут, а по ее окончании в течение 30 секунд считали частоту сердечных сокращений. Расчет Р^^С170 вели путем подстановки экспериментальных значений ЧСС и мощности обеих нагрузок в формулу:
Р^^С170 = Wl + - W1) х (170 - А) / (£ - й), где:
£ - частота сердечных сокращений по окончании первой нагрузки;
£2 - частота сердечных сокращений по окончании второй нагрузки.
Мощность 1-й нагрузки (табл. 1) определяли индивидуально для каждого курсанта, с учетом его массы тела. В качестве специализации за основу взяли игровые виды спорта и единоборства, так как по характеру и направленности деятельности они ближе к специфике, имеющей место на учебных занятиях по физической подготовке.
При определении 2-й нагрузки пользовались табл. 2, учитывая ЧСС после 1-й нагрузки и ее мощность.
Частота сердечных сокращений по окончании 1-й нагрузки должна достигать 90-100 уд/мин, а по окончании 2-й нагрузки - 160-170 уд/мин. Разница между этими величинами должна составлять не менее 40 уд/мин, чтобы избежать погрешности в определении.
При определении общей физической работоспособности на основе теста РWСl70 в качестве индикаторного пульса использован пульс, равный 170 уд/мин. Пульс, равный 170 уд/мин, соответству-
Таблица 1
Мощность 1-й нагрузки кгм/мин), рекомендуемая для определения РWСl70 у спортсменов различной массы тела и специализации
Группы видов спорта Масса тела, кг
55-59 60-64 65-69 70-74 75-79 80-84 85 и более
1 300 400 500 500 500 600 600
2 300 400 500 600 700 800 800
3 500 600 700 800 900 900 1000
Условные обозначения:
1 - скоростно-силовые и сложно-координационные виды спорта;
2 - игровые виды спорта и единоборства;
3 - циклические виды спорта.
Таблица 2
Мощность 2-й нагрузки ^2, кгм/мин), рекомендуемая для определения РWСl70
Мощность 1-й нагрузки (W 1), кгм/мин Мощность 2-й нагрузки (W2), кгм/мин
ЧСС при Wl, уд/мин
90-99 100-109 110-119 120-129
300 1000 850 700 600
400 1200 1000 800 700
500 1400 1200 1000 850
600 1600 1400 1200 1000
700 1800 1600 1400 1200
800 1900 1700 1500 1300
900 2000 1800 1600 1400
ет 87% от его максимального значения у молодых людей [7]. Был использован индикаторный пульс соответственно возрасту.
Существенное влияние на эту величину оказывают особенности физического развития. Абсолютные значения РWСra находятся в прямой зависимости от размеров тела. Поэтому для нивелирования индивидуальных значений в массе тела были определены количественные величины РWСl70, отнесенные к массе тела (относительные величины). С увеличением массы тела относительные величины Р^^С170 имеют тенденцию к уменьшению [8].
Частоту пульсаций лучевой артерии (частота сердечных сокращений) определяли пальпаторно в области запястья.
Давление крови определяется ее (крови) объемом, перекачиваемым в единицу времени сердцем и сопротивлением сосудистого русла. Артериальное давление (АД) позволяет оценить реакцию организма занимающихся на физическую нагрузку. Регистрацию артериального давления производили с помощью механического тонометра. Он состоит из груши (насоса), снабженной клапаном, резиновой манжетой, соединенной с манометром. Верхнюю конечность обнажали до плеча. Манжету, из которой предварительно полностью выпущен воздух, накладывали так, чтобы центральная часть находилась над плечевой артерией, а нижний конец -на 2.5 сантиметра выше локтевого сгиба. Артериальное давление измеряли по методу Н.С. Корот-кова, который основан на выслушивании звуковых явлений, возникающих в плечевой артерии при наличии препятствия току крови. В локтевом изгибе,
ниже манжеты, прощупывали пульс и на это место устанавливали стетофонендоскоп, нагнетали воздух в манжету до исчезновения пульса, затем, при помощи винтового клапана, медленно снижали давление в манжете, следили за стрелкой манометра и прислушивались к сосудистым тонам. Момент появления тона соответствовал максимальному (систолическому) давлению крови. Далее, с уменьшением давления тоны усиливались, а затем сразу исчезали. Момент исчезновения звуков соответствовал минимальному (диастолическому) давлению крови.
Максимальное потребление кислорода (МПК) -интегральный показатель, характеризующий суммарную мощность аэробных (кислородных) и анаэробных (бескислородных) систем энергообеспечения при максимальной физической нагрузке.
Корреляционный анализ результатов субмаксимального теста РWСra и уровня максимального потребления кислорода у спортсменов выявил высокие связи между ними [3].
Максимальное потребление кислорода оценивают с использованием прямых и непрямых методов. Прямой метод - процедура трудоемкая и не вполне безопасная. В исследовании применен непрямой метод оценки МПК (через РWСra). Полученные результаты Р^^С17о подставляли в формулу:
МПК л/мин. = 2,2 х Р^^С170 + 1070
Заключение о достижении испытуемыми «кислородного потолка» можно делать на основании косвенных критериев кардиореспираторной максимизации. Полученные результаты величин максимального потребления кислорода соотносили с массой тела курсантов. Сравнение максимального
потребления кислорода у разных лиц, с учетом такой зависимости позволяло получить более точную информацию [6].
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха, то есть самое глубокое дыхание, на которое способен человек. ЖЕЛ складывается из дыхательного объема (объем, который можно вдохнуть, после спокойного выдоха), резервного объема выдоха (объем, который можно дополнительно выдохнуть, после спокойного выдоха), резервного объема вдоха (объем, который можно дополнительно вдохнуть, после спокойного вдоха) и остаточного объема (объем, который остается, после интенсивного выдоха). Жизненная емкость легких определялась методом спирографии. Измерения проводили с использованием отечественного прибора - спирографа. Показатели ЖЕЛ зависят от пола, возраста, длины тела, массы тела, положения тела, состояния дыхательных мышц и других факторов. По величине жизненной емкости легких можно судить о функциональных возможностях аппарата внешнего дыхания.
Полученный материал статистически обработан на персональном компьютере с применением программы «Статистика».
Общая физическая работоспособность (ее абсолютные значения) была неодинакова в различные периоды учебного года у курсантов мужского пола первого и второго годов обучения, хотя у лиц, представляющих второй курс, ОФР была выше по сравнению с обучающимися на первом курсе независимо от периода учебного года, однако статистически достоверные различия не установлены. В начале учебного года общая физическая работоспособность у курсантов первого года обучения составила 876.38 кгм/мин, второго года обучения -941.13 кгм/мин. В середине учебного года ОФР выросла у курсантов, независимо от года обучения: 924.27 кгм/мин - первый курс, 993.46 кгм/мин -второй курс. По окончании учебного года результаты тестового задания были ниже по сравнению с серединой учебного года, но выше, если сравнивать с началом учебного года - 897.73 кгм/мин (первый курс), 964.28 кгм/мин (второй курс). Независимо от года обучения, статистически достоверно значимые различия не установлены. Стандартное откло-
нение (о) от абсолютных средних арифметических значений общей физической работоспособности были неоднозначны у курсантов различных годов обучения. В начале и середине учебного года, количественные показатели о были выше у лиц второго курса, по сравнению с обучающимися первого курса: начало учебного года - 104.76 кгм/мин (второй год обучения), 95.34 кгм/мин (первый год обучения); середина учебного года - 112.34 кгм/мин и 102.29 кгм/мин соответственно. По окончании учебного года (по сравнению с началом и серединой учебного года) стандартное отклонение было выше у курсантов второго года обучения (108.47 кгм/мин) по сравнению с лицами первого курса (98.52 кгм/мин). Коэффициент вариации (V) выходил за пределы величин, определяющих однородность групп (курсов). В начале учебного года количественные значения V у курсантов первого года обучения составили 10.87%. У лиц мужского пола, обучающихся на втором курсе, коэффициент вариации был выше - 11.13%. В середине учебного года количественные величины V, не значительно увеличившись, имели аналогичную направленность: 11.06% и 11.30% соответственно. По окончании учебного года коэффициент вариации был выше, чем в его (года) начале, но ниже, чем в середине года (первый курс - 10.97%, второй курс - 11.22%).
Анализ относительных величин контрольного упражнения показал, что имела место особенность, проявившаяся при рассмотрении абсолютных показателей, характеризующих общую физическую работоспособность. Обучающиеся второго курса показали более высокие результаты, по сравнению с курсантами первого года обучения, независимо от периода учебного года. Различия имели место, но их статистически значимая достоверность не установлена. В начале учебного года средние величины контрольного упражнения составили 15.08 кгм/мин/кг у лиц первого курса и 16.42 кгм/мин/кг - второго курса. В середине учебного года ОФР выросла, как у представителей первого курса, так и у курсантов второго года обучения - 15.87 кгм/мин/кг и 17.04 кгм/мин/кг соответственно. К окончанию учебного года имело место незначительное снижение результатов контрольного упражнения, но также как и при анализе абсолютных величин общей физической работоспособности ее количественные
величины были ниже, чем в середине учебного года, и выше по сравнению с началом года. Количественные величины стандартного отклонения от относительных средних арифметических значений контрольного упражнения, определяющего уровень общей физической работоспособности курсантов различных годов обучения, отличались незначительно. В середине учебного года (первый курс -
I.76 кгм/мин/кг, второй курс - 1.92 кгм/мин/кг) отмечено их увеличение (по сравнению с началом года - 1.54 кгм/мин/кг и 1.77 кгм/мин/кг соответственно). По окончании учебного года количественные значения о были ниже, чем в середине года, но выше, чем в его (года) начале - 1.73 кгм/мин/кг (первый курс), 1.87 кгм/мин/кг (второй курс). Коэффициент вариации выходил за пределы должных величин, определяющих однородность рассматриваемых групп (курсов), однако у курсантов второго года обучения количественные величины V были незначительно выше, по сравнению с представителями первого курса. В середине учебного года выявлены самые высокие коэффициенты вариации -
II.09% (первый курс), 11.26% (второй курс). Минимальные показатели V установлены у курсантов в начале учебного года: первый курс - 10.21%, второй курс - 10.77%. Коэффициенты вариации, полученные по окончании учебного года, занимали промежуточное положение: они были выше, чем в начале года, но ниже, чем в середине учебного года.
Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у курсантов определяли по показателям частоты сердечных сокращений и артериальному давлению.
Частота сердечных сокращений у обучающихся была подвержена изменениям в течение учебного года. В начале года ЧСС составила, в среднем, 71.46 уд/мин у курсантов первого года обучения и 68.24 уд/мин. у представителей второго курса. К середине учебного года, сердечно-сосудистая система достигла уровня «должной» готовности к выполнению физических нагрузок, связанных с проявлением выносливости при преодолении достаточно продолжительных (по времени) дистанций (бег 5000 метров), что было подтверждено полученными показателями частоты сердечных сокращений - 66.38 уд/мин (первый курс), 61.73 уд/мин
(второй курс). По окончании учебного года ЧСС незначительно увеличилась, в среднем, на несколько ударов (первый год обучения - 68.17 уд/мин, второй год обучения - 64.76 уд/мин). Статистически достоверно значимые различия не выявлены. Стандартное отклонение от среднего арифметического значения частоты сердечных сокращений не выходило за пределы 9 ударов в минуту. Его (стандартного отклонения) максимальные значения установлены в начале учебного года - 8.43 уд/мин (первый курс) и 8.31 уд/мин (второй курс). Минимальные значения о выявлены в середине учебного года - 7.76 уд/мин и 7.48 уд/мин соответственно. ЧСС, зафиксированная по окончании учебного года, была выше по сравнению с началом года и ниже, чем в середине учебного года, независимо от принадлежности курсантов к определенному году обучения: 8.01 уд/мин (первый курс), 7.86 уд/мин (второй курс). Коэффициент вариации не выходил за пределы 12.2%, то есть был выше значений, определяющих степень однородности групп по частоте сердечных сокращений. В начале года он (коэффициент вариации) был несколько выше у курсантов второго года обучения - 12.17%, по сравнению с представителями первого года обучения - 11.79%. В середине учебного года отмечено его (коэффициента вариации) незначительное снижение: 11.69% (первый курс), 12.11% (второй курс), с последующим повышением по окончании учебного года - 11.75% и 12.13% соответственно.
Артериальное давление - один из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы человека. В проводимом исследовании имела место динамика артериального давления у курсантов первого и второго годов обучения в годичном цикле их физической подготовки, хотя достоверные различия не выявлены. В начале учебного года артериальное давление курсантов соответствовало «должным» параметрам молодых людей, регулярно не занимающихся спортом: первый год обучения - 127/82 мм рт. ст., второй год обучения -122/78 мм рт. ст. В середине учебного года артериальное давление (как систолическое, так и диа-столическое) снижалось: 123/79 мм рт. ст. (первый курс), 118/73 мм рт. ст. (второй курс), что явилось своеобразным следствием положительного влияния педагогических воздействий на регулярных
занятиях по физической подготовке. По окончании учебного года АД незначительно выросло, составив, в среднем, 124/80 мм рт. ст. - первый курс, 120/76 мм рт. ст. - второй курс.
Анализ полученных в процессе исследования результатов, определяющих уровень максимального потребления кислорода у курсантов, позволил констатировать, что также как и частота сердечных сокращений и артериальное давление, МПК находилось в пределах, свойственных лицам, регулярно не участвующих в спортивной деятельности -3.0-3.5 л/мин. У курсантов различных годов обучения максимальное потребление кислорода было не одинаковым: у представителей второго курса результаты были выше, по сравнению с обучающимися первого курса. В начале учебного года результат измерения МПК составил у курсантов первого года обучения 3.06 л/мин, второго года обучения -3.21 л/мин. В середине учебного года максимальное потребление кислорода отмечено как наибольшее (если сравнивать с началом и окончанием учебного года): 3.38 л/мин (первый курс), 3.54 л/мин (второй курс). К окончанию учебного года выявлено снижение МПК на 0.13 л/мин у курсантов первого года обучения (3.25 л/мин) и 0.16 л/мин - курсантов второго года обучения (3.38 л./мин). Статистически достоверные различия отсутствовали. Стандартное отклонение от среднего арифметического значения максимального потребления кислорода изменялось в ходе учебного года не одинаково. Если в начале учебного года количественные значения о не выходили за пределы 0.80 л/мин (первый курс -0.61 л/мин, второй курс - 0.74 л/мин), то в середине учебного года стандартное отклонение было ниже (0.57 л/мин и 0.69 л/мин соответственно). По окончании учебного года средние величины о составили 0.59 л/мин у курсантов первого года обучения и 0.73 л/мин - второго года обучения. Коэффициент вариации был подвержен изменениям в течение года. Его (коэффициента вариации) максимальные значения установлены в начале учебного года: 19.03% (первый курс), 23.05% (второй курс). Уменьшение количественных значений V отмечено в середине учебного года (16.86% и 19.49% соответственно) с последующим увеличением по окончании учебного года: первый курс - 18.15%, второй курс - 21.59%.
Анализ показателей, определяющих относительное максимальное потребление кислорода, позволил установить, что они (показатели) изменялись аналогично средним количественным величинам абсолютного МПК. В течение учебного года относительные значения максимального потребления кислорода увеличивались к середине учебного года и снижались к его (года) окончанию, хотя независимо от года обучения, статистически достоверно значимые различия не установлены. В начале года относительные величины МПК составили 46.14 мл/кг/мин у курсантов первого года обучения и 47.73 мл/кг/мин - обучающихся второго года обучения. В середине учебного года максимальное потребление кислорода увеличилось у курсантов, независимо от года обучения (48.11 мл/кг/мин и 49.38 мл/кг/мин соответственно). По окончании учебного года МПК имело тенденцию к незначительному снижению, хотя показатели были выше, чем в начале учебного года: первый курс -47.32 мл/кг/мин, второй курс - 48.01 мл/кг/мин). Стандартное отклонение от среднего арифметического значения МПК было максимальным в середине учебного года: 7.01 мл/кг/мин - первый курс, 7.09 мл/кг/мин - второй курс. В начале учебного года показатели о составили 6.81 мл/кг/мин (первый курс) и 7.03 мл/кг/мин (второй курс). К окончанию учебного года отмечено его (стандартного отклонения) незначительное повышение (6.93 мл/кг/мин - первый курс, 7.05 мл/кг/мин -второй курс) по сравнению с началом учебного года. Коэффициент вариации был выше у представителей первого года обучения по сравнению с курсантами второго года обучения, как в начале (первый курс - 14.75%, второй курс - 14.72%), так в середине учебного года (14.57% и 14.35% соответственно). К окончанию учебного года коэффициент вариации составил 14.64% (первый курс) и 14.68% (второй курс).
Жизненная емкость легких - важный параметр, отражающий уровень здоровья и состояние аппарата внешнего дыхания человека. Жизненная емкость легких была выше у курсантов второго года обучения, по сравнению с представителями первого года обучения. В начале учебного года ЖЕЛ у обучающихся первого курса составила 3650 мл, второго курса - 3800 мл. В середине года отмече-
но увеличение ЖЕЛ, как у курсантов первого года обучения (3850 мл), так и у лиц второго года обучения (4050 мл). По окончании учебного года установлено незначительное снижение жизненной емкости легких: 3750 мл - первый курс, 3900 мл -второй курс. Достоверные различия не установлены. Стандартное отклонение было выше у курсантов второго года обучения, как в начале, так в середине и по окончании учебного года. Максимальная разница между показателями о лиц первого курса (428.79 мл) и второго года обучения (474.23 мл) установлена в начале учебного года - 45.44 мл. В середине учебного года стандартное отклонение выросло: 492.13 мл (первый год обучения) и 511.24 мл (второй год обучения). К окончанию учебного года (461.37 мл - первый курс, 489.05 мл - второй курс) показатели о были выше, чем в начале года, но ниже, чем в середине учебного года. Коэффициент вариации находился в пределах 12-13%. У курсантов второго года обучения показатели V были выше, по сравнению с представителями первого года обучения в начале учебного года (12.02% (первый курс), 12.47% (второй курс) и по окончании учебного года - 12.30% и 12.53% соответственно. В середине учебного года коэффициент вариации был несколько выше у представителей первого года обучения (12.78%) по сравнению с курсантами второго года обучения (12.62%).
Таким образом, анализ количественных показателей (абсолютных, относительных), определяющих уровень функционального состояния курсантов, позволил заключить, что имевшие место в течение учебного года положительные изменения стали возможными благодаря правильной организации процесса физической подготовки. Результаты измерений в начале учебного года были не столь высоки, так как курсанты только вернулись из отпуска. Измерения, проведенные в середине учебного года, показали, что планирование физической подготовки обучающихся выполнено правильно и, как следствие, - повышение функционального состояния курсантов различных годов обучения. По окончании учебного года отмечено снижение функционального состояния по сравнению с серединой года, что, вполне закономерно, так как накопившаяся усталость стала одной из причин, которые привели к результатам, полученных по окончании
итоговых измерений. Установленные коэффициенты вариации указывали на неоднородность групп (курсов) по показателям, определяющим уровень функционального состояния курсантов. Следовательно, величина нагрузки, позволяющая его (функциональное состояние) повысить без ущерба для состояния здоровья обучающихся, не может носить однонаправленный характер с единой величиной физической нагрузки, которую необходимо дифференцировать в пределах конкретного года обучения.
Литература
1. Белоцерковский З.Б. Определение физической работоспособности у спортсменов по тесту PWC170 с помощью специфических нагрузок / З.Б. Белоцерковский. М.: ГЦОЛИФК. 1980. С. 38.
2. Белоцерковский З.Б. Определение физической работоспособности у лиц разного возраста -проба PWC170 // З.Б. Белоцерковский, О.В. Козырева // Теория и практика физической культуры. 1984. № 3. С. 51-53.
3. Виру Н.А. Аэробные упражнения: учебное пособие, 2-е изд., доп. / Н.А. Виру, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 2006. 142 с.
4. Карпман В.Л. PWC170 - проба для определения физической работоспособности / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина // Теория и практика физической культуры. М.,1969. № 10. С. 37-40.
5. Карпман В.Л. Сердце и работоспособность спортсмена: монография / В.Л. Карпман, С.В. Хрущев, В.А. Борисова. М.: Физкультура и спорт, 1978. С. 21-27.
6. Карпман В.Л. Современные методы исследования спортивной работоспособности: сборник научных трудов «Проблемы исследования работоспособности у спортсменов» / В.Л. Карпман, 3.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1985. С. 17-41.
7. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине: учебное пособие / В.Л. Карпман, 3.Б. Бе-лоцерковский, И.А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. С. 75-95.
8. Кеткин А.Г. Антропометрические показатели и физическая работоспособность / А.Г. Кеткин, И.Г. Варламов, В.Г. Евдокимов // Физиология человека. М., 1984, Т. 10. № 1. С. 112-116.