Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕПАТОБИЛИАРНОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕПАТОБИЛИАРНОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.А. Варшамов, Г.А. Безрукова, В.Ф. Спирин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕПАТОБИЛИАРНОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007

УДК 613.632:616.36-07

Л. А. Варшамов, Г. А. Безрукова, В. Ф. Спирин

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕПАТОБИЛИАРНОЙ СИСТЕМЫ У РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА

ФГУН Саратовский НИИ сельской гигиены Роспотребнадзора

Хлористый метилен (ХМ) относится к хлорпроизвод-ным жирного ряда, оказывающим выраженное гепато-тропное действие на организм человека. При производстве триацетатного волокна ХМ используется в качестве растворителя ацетилцеллюлозы и является основным токсическим агентом, постоянно присутствующим в воздухе рабочих помещений в концентрациях, не превышающих ПДК (ниже 50 мг/м3).

Целью настоящего исследования являлось изучение влияния длительного производственного контакта с парами хлористого метилена на функциональное состояние гепатобилиарной системы (ГБС) у работников триацетатного производства.

Под нашим наблюдением находилось 169 работников триацетатного производства в возрасте от 19 до 30 лет, среди которых в зависимости от условий труда было выделено 2 группы. Группу наблюдения (1-я группа) составили 83 женщины и 39 мужчин со стажем работы в контакте с ХМ от 6 мес до 7 лет. Группа сравнения (2-я группа) была представлена 47 практически здоровыми лицами (35 женщин и 12 мужчин), не имевшими в анамнезе заболеваний печени и контакта с токсичными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Для изучения влияния стажа работы в условиях контакта с ХМ на функциональное состояние ГБС в группе наблюдения дополнительно были выделены 4 "стажевые" подгруппы: подгруппа 1А — стаж работы от 6 мес до 1 года, подгруппа 1В — стаж работы от 1 года до 3 лет, подгруппа 1С — стаж работы от 3 до 5 лет и подгруппа 1Д — стаж работы более 5 лет.

О функциональном состоянии ГБС судили по характеру предъявляемых жалоб, данных анамнеза и результатам клинического, рентгенологического и биохимического обследований. Последнее включало исследование пигментного обмена (общий билирубин сыворотки крови и его фракции), белкового обмена (сывороточная концентрация общего белка, альбумина, электрофорети-ческое распределение белковых фракций с расчетом аль-буминно-глобулинового коэффициента), проведение пробы коллоидоустойчивости (проба Вельтмана, тимоловая проба), определение сывороточного уровня аспар-тат- и аланинаминотрасфераз (АсТ и АлТ) с расчетом коэффициента де Ритиса (отношение АсТ/АлТ). Статистическую обработку полученных данных проводили на IBM PC с использованием программ EXCEL—2000.

Результаты обследования работников триацетатного производства показали, что среди лиц, вошедших в группу наблюдения, диспепсические расстройства (тошноту, отрыжку, изжогу, снижение аппетита, сухость, горечь во рту) отмечали 26% обследованных. Работники группы сравнения подобные жалобы практически не предъявляли. У ряда работающих в контакте с ХМ диспепсия сопровождалась болезненностью в правом подреберье (у 33,2% женщин и 14,8% мужчин), в группе сравнения данная симптоматика встречалась значительно реже — у 1,6% женщин и 3,6% мужчин.

По объективным данным клинического наблюдения в 1-й группе хронический холецистит определялся у 7,2% обследованных, а дискинезия желчевыводящих путей — у 17,2%. При этом обращал на себя внимание тот факт, что частота распространения гепатобилиарной патологии в группе наблюдения находилась в прямой зависимости от длительности контакта с ХМ и регистрировалась при стаже работы во вредных условиях труда более

3 лет. У лиц, составивших группу сравнения, рентгенологически подтвержденная дискинезия желчного пузыря отсутствовала, а хронический холецистит выявлялся по сравнению с 1-й группой в 2,5 раза реже. Причем как в группе наблюдения, так и в группе сравнения расстройства со стороны ГБС отмечались чаще у женщин, чем у мужчин.

Результаты углубленного биохимического исследования функциональной активности гепатоцитов не выявили каких-либо нарушений белкового и пигментного обмена и изменений в уровне активности аминотрансфераз у лиц, вошедших в группу сравнения.

В группе наблюдения незначительное повышение сывороточного содержания общего билирубина (в среднем до 23,56 ± 1,42 мкмоль/л) за счет роста концентрации свободного билирубина (в среднем до 18,34 ± 1,76 мкмоль/л) было выявлено у 4 женщин со стажем работы в контакте с ХМ более 5 лет, что могло указывать на некоторое снижение дезинтоксикационной функции печеночной паренхимы у данной категории работающих.

Результаты коллоидно-осадочных проб, проведенных с целью предварительной оценки функциональной активности печени, показали, что в отличие от группы сравнения у обследованных 1-й группы отмечалось нарушение коллоидной устойчивости сыворотки крови. Так, если тимоловая проба была отрицательна у всех лиц, составивших группу сравнения, то у работающих в условиях хронического воздействия ХМ положительная тимоловая проба регистрировалась у 20,8% обследованных, а значение ее показателя в среднем составляло 5,1 ± 0,3 ед.Б-Н, что могло свидетельствовать о наличии у ряда обследованных 1-й группы синдрома воспаления, обычно сопровождающего токсическое поражение печеночной паренхимы любой этиологии.

Предварительная оценка белоксинтезирующей функции печени с помощью коагуляционной ленты Вельтмана выявила у 42% обследованных работников группы наблюдения значительное ее расширение за счет сдвига влево (до 8—9-й пробирки), что могло указывать на количественные сдвиги в соотношении белковых фракций, обусловленные ростом уровня у-глобулинов, снижающих коллоидную стабильность сыворотки крови. В связи с этим с целью уточнения влияния длительности контакта с ХМ на состав белкового спектра крови нами было проведено сравнительное исследование концентрации общего белка, альбумина и соотношения белковых фракций улиц группы наблюдения, вошедших в разные "стажевые" подгруппы.

Результаты этих исследований показали, что, хотя при стаже работы в условиях контакта с ХМ менее 3 лет (подгруппы 1А и 1В) средние значения протестированных показателей белкового обмена не выходили за границы референтной нормы, у лиц, входящих в подгруппу 1В по сравнению со 2-й группой, отмечалось снижение уровня альбумина на 13,7%, сопровождающееся статистически достоверным уменьшением (р < 0,05) величины альбумино-глобулинового коэффициента (А/Г) на 22,2%. Более длительный контакт с ХМ прогрессивно усугублял выраженность выявляемых парапротеинемий. Несмотря на то что сывороточная концентрация общего белка во всех "стажевых" подгруппах не выходила за нижнюю границу физиологической нормы, в подгруппах 1С и 1Д его уровень был достоверно (р < 0,05) ниже, чем в группе сравнения на 12,5 и 19,5% соответственно.

Параллельно снижению уровня общего белка происходило снижение сывороточной концентрации альбумина, содержание которого у обследованных подгруппы 1Д была ниже референтных значений нормы и составляла 73,2% (р < 0,05) от среднего уровня, характерного для лиц, не контактирующих с ХМ. В пользу негативного влияния длительности работы в контакте с ХМ на про-теинсинтетическую функцию печени и количественные характеристики белкового спектра сыворотки кроБИ свидетельствовало статистически достоверное (р < 0,01) снижение коэффициента А/Г у работников, входящих в "стажевые" подгруппы 1С и 1Д, средние значения которого составляли соответственно 69,1 и 58,6% от его средней величины, выявленной у лиц группы сравнения.

Развитие у работников триацетатного производства вторичной гипоальбуминемии сопровождалось экспози-ционно-зависимым ростом общей фракции глобулинов с преимущественным увеличением пула у-глобулинов и менее выраженным ростом уровня р-глобулинов. По сравнению со 2-й группой фракция р-глобулинов в "ста-живых" подгруппах 1 В, 1С и 1Д прогрессивно увеличивалась в среднем на 1,97, 3,15 и 4,41% соответственно, а фракция у-глобулинов — на 3,32, 4,71 и 9,04% соответственно. По своему фенотипу количественные сдвиги в спектре белковых фракций, выявленные у лиц, работающих в контакте с ХМ более 3 лет, могли быть отнесены к 5-му типу диспротеинемий, характерных для гепатитов токсической этиологии, сопровождающихся раздражением системы фагоцитирующих мононуклеаров и повышенной продукцией иммуноглобулинов.

Возможность формирования токсического гепатита у работающих, находившихся в пролонгированном контакте с парами ХМ, подтверждалась и результатами исследования уровня сывороточной активности гепато-тропных аминотрансфераз, указывающими на дестабилизацию клеточных мембран гепатоцитов и повышение их проницаемости. Так, если у всех обследованных группы сравнения уровень активности АсТ и АлТ не выходил

за верхнюю границу референтной нормы и в среднем составлял соответственно 21,6 ± 1,3 и 18,9 ± 1,2 Ед/л, то в группе наблюдения прослеживалась положительная корреляционная зависимость между длительностью стажа работы в условиях контакта с ХМ и активностью АсТ (г = +0,47) и АлТ (г = +0,58). По сравнению со 2-й группой у лиц, составивших "стажевые" подгруппы 1 В, 1С и 1Д, сывороточная активности АсТ превышала физиологическую границу нормы и была статистически достоверно (р < 0,01) повышена в среднем на 80,1, 86,5 и 111% соответственно, а уровень активности АлТ возрастал (р < 0,01) на 117,5, 126 и 161,3% соответственно. Преимущественный рост уровня активности АлТ приводил к диагностически значимому снижению величины коэффициента АсТ/АпТ, который при стаже работы с ХМ от 1 года до 3 лет в среднем составлял 0,95 ± 0,02, при стаже от 3 до 5 лет — 0,94 ± 0,03, а при стаже более 5 лет — 0,92 ± 0,04 (референтные значения нормы 1,1 — 1,3, группа сравнения — 1,16 ± 0,05).

Таким образом, анализ результатов клинико-лабора-торного исследования влияния хронического производственного контакта с ХМ на функциональное состояния ГБС показал, что пролонгированное воздействие хлор-производных жирного ряда даже в низких дозах, не превышающих ПДК, может представлять реальный риск для здоровья работающих, являясь причиной формирования токсических гепатитов. При стаже работы во вредных условиях труда до 5 лет функциональные расстройства со стороны ГБС, как правило, протекают латентно и не вызывают развернутой клинической картины заболевания. В связи с этим возрастает роль активной диагностики и первичной профилактики патологии ГБС у этой категории работающих. Определяющее значение в выделении групп повышенного риска среди работников триацетатного производства должно иметь раннее выявление состояний пара- и диспротеинемий, а также дестабилизации клеточных мембран гепатоцитов.

Поступила 04.04.07

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 613.62:631:616-084

В. Ф. Спирин, Т. А. Новикова, Е. Г. Гер штейн

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФГУН Саратовский НИИ сельской гигиены" РоспотреЗнадзора

Одной из ведущих задач гигиены села в современных условиях является обеспечение гигиенической безопасности жизни и трудовой деятельности сельского населения. Неблагоприятная демографическая ситуация на селе, низкая оценка жителями своего здоровья на резко ухудшившемся за последние годы социально-экономическом фоне, снижение уровня медицинского обслуживания повышают роль профилактической медицины. Весьма актуальна проблема сохранения рабочей силы, продления периода активной трудовой деятельности сельского населения, так как серьезнейшие недостатки в охране и гигиене труда аграриев привели в последние годы к высокой производственно-обусловленной заболеваемости и производственному травматизму.

Сельскохозяйственные рабочие в процессе производственной деятельности подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов, являющихся факторами риска для их здоровья и жизни. Основными из вредных факторов являются неудовлетворительные метеорологические услозия, повышенные уровни шума и вибрации (общей и локальной), значительная запыленность воздуха и загрязнение его выхлопными газами, пестицидами и агрохимикатами, контакт с горюче-смазочными материалами, чрезмерные физические нагрузки и значительное нервно-эмоциональное напряжение.

Неблагоприятные факторы условий труда могут явиться факторами риска развития общих и профессиональных заболеваний, которые приводят к временной, а в ряде случаев и стойкой потере трудоспособности работающих.

Так, в настоящее время в сельскохозяйственном производстве Саратовской обл. регистрируется наиболее высокий среди других отраслей удельный вес профессиональных заболеваний — 47,6% от общего уровня. Основной контингент больных составляют механизаторы и животноводы. При этом за последние 5 лет количество первичных профессиональных заболеваний возросло на 18%. Наблюдается постоянное омоложение контингента лиц с первично установленными профессиональными диагнозами. Больные в возрасте до 50 лет составляют 43,4% от числа первичных больных. Также следует отметить, что за последние 5 лет происходит постоянное увеличение инвалидизации сельского населения. Число инвалидов 3-й группы по профзаболеваниям возросло с 34,7% в 2001 г. до 52,3% в 2005 г. Наиболее подверженными риску развития профессиональной патологии являются работники со стажем работы в условиях контакта с профессиональными вредностями от 10 лет.

Сохраняется высокий уровень профзаболеваний у женщин детородного возраста, что может явиться одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.