ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАК РАСЧЕТНО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ РОССИИ
КРАСОВСКАЯ И.П.,
доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербурский государственный политехнический университет, e-mail: krasovskaya_inna@list.ru
В статье детально рассмотрен функционально-стоимостной метод, который представляет собой завершенный расчетно-аналитический инструментарий, наделенный бесспорными эвристическими преимуществами как финансово-инвестиционного, так и социально-экономического характера.
Ключевые слова: социально-экономическая эффективность; научно-образовательная сфера; функциональностоимостной метод; научно-педагогические кадры.
The article examined in detail the functional cost method, which is a complete settlement and analytical tools, endowed with undeniable heuristic advantages of both financial investment and socio-economic problems.
Keywords: socio-economic efficiency, scientific and educational sphere, the functional cost method, the scientificand teaching staff.
Коды классификатора JEL: I21, I23.
В современных социально-экономических условиях преодоления деструктивно-разрушительных последствий мирохозяйственного кризиса, формирования конструктивно-созидательных тенденций и перехода Российской Федерации на инновационный тренд, стратегия развития имманентно предполагает активизацию процессов разработки и воплощения в действительность политики подготовки научно-педагогических кадров, важнейшим элементом которой должны выступить высокоэффективные структурные и рыночно-институциональные преобразования.
Не будет преувеличением констатировать тот факт, что в течение последних лет в Российской Федерации интенсифицированы процессы научно-технической и инновационной деятельности. Фундаментальные концептуальнометодологические исследования и практико-прикладные разработки прогрессивных наукоемких технологий основаны на значительных капиталовложениях и предполагают перманентные финансово-инвестиционные потоки, дотации и преференции в научно-образовательную сферу. Достаточно, в связи со сказанным, упомянуть лишь о принятии Правительством РФ федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры на 2009-2013 гг.», финансирование которой превышается 80 млрд руб.
Несмотря на официальное признание научно-практической важности, актуальности и своевременности рыночноинновационного реформирования национальной системы подготовки научно-педагогических кадров, в настоящее время в России отсутствует единство мнений и согласованное представление по вопросам развития кадрового потенциала, как многокритериального, интегрированного и сложноструктурированного объекта управления и финансирования. Фактически отсутствует инструментарно-методический механизм оценки социально-экономической эффективности издержек, связанных с практической реализацией научно-образовательных программ, который был бы адекватен рыночно-инновационным реалиям российской действительности, с одной стороны, и в полной мере принимал во внимание общественно значимые императивы развития высшей школы - с другой.
Функционально-стоимостная методология (ФСА), возникнув на основе неоклассической школы и характеризуясь математической формой интерпретации социально-экономических процессов, в настоящее время представляет собой универсальный расчетно-аналитический инструментарий современного экономикса. Восприняв концептуальнометодологические принципы основных направлений неоклассической экономической науки (теорий экономической эффективности, общественного благосостояния, коллективного выбора и т.д.) и пытаясь достичь основной цели маржинальных исследований - максимально эффективного распределения ограниченных ресурсов в условиях свободного рынка, методология ФСА, тем самым, оказалась в наибольшей степени адаптирована для решения познавательноэвристических задач, в широком понимании, и в сфере подготовки научно-педагогических кадров, в частности.
© И.П. Красовская, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
Функционально-стоимостной анализ как самостоятельное инновационное научное направление оформился к концу 40-х - началу 50-х годов прошлого столетия. Всеобщим признанием методология ФСА обязана научным трудам Л. Майлза (США) и Ю.М. Соболева (СССР), практически одновременно предложившим качественно иные, гораздо более прогрессивные по сравнению с общеизвестными концептуальные подходы к поиску резервов экономической эффективности, благодаря которым метод приобрел черты автономной отрасли научного знания [4, с. 185].
Предметно-сущностное содержание функционально-стоимостных операций заключалось в постановке и решении задачи не только и не столько установления эффекта, выгод и расходов в процессе практической реализации какой-либо инновационной социально-экономической идеи, сколько упрощения процедуры поиска оптимального альтернативного варианта, минимизирующего расходы в случае воплощения этой идеи в действительность. Подобный концептуальный подход весьма результативен, когда идентифицировать потенциальные социально-экономические преимущества затруднительно, однако актуальность, своевременность и научно-практическая значимость проекта сомнению не подлежат. Это, в первую очередь, относится к социально-экономическим нововведениям в системе высшего образования России, приоритет которых в настоящее время бесспорен.
Несомненную важность последнего отметим особо: основанный на принципах ранней расчетно-аналитической диагностики предлагаемых к внедрению проектов, оптимальной детализации и последовательности анализа социальноэкономических решений, ФСА стал незаменимым познавательно-эвристическим инструментарием, индикатирующим социальную и финансово-инвестиционную эффективность долгосрочных программ в полиморфных сферах экономики, в целом, и научно-образовательной системе, в частности.
Каждый из последовательно реализуемых этапов функционально-стоимостного анализа предполагаемых направлений деятельности, отличаясь несомненными гносеологическими достоинствами, в конечном счете, гарантирует получение научно обоснованных характеристик перспектив и последствий реализации социально-экономических нововведений.
Основные этапы функционально-стоимостного анализа, в наиболее агрегированном виде, могут быть сведены к следующим:
1. Подготовительный этап функционально-стоимостных исследований, особенностью которого является создание временного высококвалифицированного экспертного коллектива из специалистов различных сфер научных интересов, способных изучить инженерно-технологические, финансово-инвестиционные и социально-экономические особенности проектов и вынести собственное суждение о целесообразности применения каждого из них.
Таким образом, представленные в предлагаемом функционально-стоимостном методе оценки социальноэкономической эффективности программы подготовки научно-педагогических кадров коэффициенты значимости и эффективности основаны на творческом инновационном мышлении компетентного авторского коллектива, конфронтации полярных научных суждений, деловом взаимовлиянии экспертов, преодолевающем конформизм частных мнений и аргументирующем научную объективность, достоверность и значимость принимаемого с их помощью решения.
2. Информационно-аналитический этап ФСА, в наиболее общих чертах, представляет творческий дискуссионный период, в течение которого производятся сбор, исследование, обобщение информации о предлагаемом к внедрению проекте, осуществляется его детализация на социально-экономические функции с последующей их классификацией, упорядочением, определением предполагаемой стоимости. Функционально-стоимостная модель, основанная на принципах конструктивной научной полемики и конференции идей, обеспечивающих переход от интуитивных убеждений к дискуссионным коллективным формам принятия решений, аргументирует достижение высокоэффективного, научно обоснованного результата.
3. Исследовательский этап функционально-стоимостного анализа социально-экономических программ предполагает экспериментальную проверку результативности инновационных курсов, в широком познавательном контексте, и в системе высшего образования, в частности [2, 3, 1]. Эффективность социально-экономических действий представляет собой системную многокритериальную категорию, основанную на финансово-инвестиционных и общественно признанных доминантах.
В контексте сказанного, содержательную сущность решения возможно определить тем, чтобы посредством специфических расчетно-аналитических индикаторов исследовать социально-экономические перспективы выбора альтернативного мероприятия и, таким образом, унифицировать процедуру установления пути максимально выгодного вложения капитала в научно-образовательном сегменте отечественной экономики.
Предназначение исследовательского этапа ФСА в научно-образовательной сфере заключается, таким образом, в том, чтобы посредством прямых и косвенных показателей возможно более полно оценить не только экономические, но и общественно значимые иные последствия реализуемых инноваций и, в конечном счете, привести эти оценки к денежному измерению.
4. Рекомендательным этапом, завершающим применение функционально-стоимостной процедуры в сфере научно-образовательной деятельности, предусмотрено оформление результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских изысканий и рекомендаций по практической реализации избранного научно-образовательного нововведения.
Основная особенность применения методики функционально-стоимостного анализа социально-экономических программ в системе подготовки научно-педагогических кадров заключается в том, что оценка эффективности осуществляется по двум направлениям:
- по показателям финансово-инвестиционной эффективности, отражающим окупаемость издержек научнообразовательного предназначения;
- по показателям программно-целевой или социально-экономической эффективности, характеризующим результативность распределения затрат исходя из конечных результатов программы подготовки научно-педагогических кадров.
Расчет показателей финансово-инвестиционной эффективности программы подготовки научнопедагогических кадров производится в следующей последовательности:
1. Мероприятия программы;
2. Вспомогательные цели программы;
3. Основные цели.
При этом на уровне мероприятий программы определяются показатели абсолютной и относительной эффективности, а на уровне вспомогательных и основных целей индикатируется только абсолютная эффективность.
В качестве показателя абсолютной эффективности предлагаемых научно-образовательных мероприятий используется величина чистого дохода, приведенная к начальному моменту времени. Мероприятие признается экономически эффективным, если приведенная величина чистого дохода больше нуля. Дисконтирование чистого дохода производится на основе сведений о динамике затрат и валового дохода по каждому мероприятию, а также временных параметров его жизненного цикла (сроков реализации и использования достигнутых результатов).
В случае, когда значения валового дохода и текущих затрат постоянны во времени, а срок реализации научнообразовательного мероприятия не равен нулю, расчет чистого дохода производится следующим образом:
где Ш, I, А - значения соответственно валового дохода, текущих затрат и амортизационных отчислений, руб.; К, Lt - величины капиталовложений на цели реализации мероприятия и налоговых льгот, связанных с данными капиталовложениями (в год ^, руб.; Тк Т{- соответственно сроки реализации научно-образовательного мероприятия и полезного использования его результатов, г.; Н - налоговая ставка на прибыль; Р - норматив дисконтирования.
Относительным показателем финансово-инвестиционной эффективности является внутренняя норма доходности (IRR), расчет которой рекомендуется использовать для оценки выгодности привлечения заемных средств в целях финансирования мероприятий программы подготовки научно-педагогических кадров, - кредит выгоден, если процент по ссуде не превышает IRR.
При постоянных потоках стоимости, одномоментных капиталовложениях, а также в случае, если срок реализации научно-образовательного мероприятия необходимо учитывать, для расчета IRR используется уравнение:
где юк и ю - значения внутренней нормы доходности научно-образовательного мероприятия, полученные соответственно на к-м и (к-1)-м шаге расчета; /(юк) и/(юк 1) - значения функции, определяемые на к-м и (к-1)-м шаге расчета.
Определение показателей приведенных затрат научно-образовательного процесса при постоянных потоках стоимости, одномоментных капиталовложениях и соблюдении условия «Т8 ф 0» производится следующим образом:
Для вспомогательных и основных целей программы подготовки научно-педагогических кадров при анализе финансовоинвестиционной эффективности рекомендуется определять показатели приведенных чистого дохода и затрат.
Расчеты приведенного чистого дохода и приведенных затрат для вспомогательных целей программы производятся по следующим формулам:
д , = [ф-т-Н) + А-Н%1 + со)Т1-\\ ^ К,-1,
Со(1 + Со) Т' (1 + Со) Тг г=1 (1 I СО) * '
где ю - опорные значения IRR, определяемые экспертным путем.
Для расчета внутренней нормы доходности используется метод последовательных итераций:
п
ЧД) =^]1ЧД1 ,7=7.. .111 [руб.];
;=1
п
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2
где ЧД. и Zj - соответственно приведенные величины чистого дохода и затрат, относимые на,-ю вспомогательную цель, руб.; ЧД{ и X - приведенный чистый доход и затраты по 1-му мероприятию, поддерживающему,-ю вспомогательную цель, руб.; djl - коэффициент нагрузки связи 1-го мероприятия и ,-й вспомогательной цели программы подготовки научно-педагогических кадров.
Расчеты приведенных величин чистого дохода и затрат для основных целей программы подготовки научнопедагогических кадров производятся следующим образом:
т
ЧД1=^Ъ,ЧД)Л = 1-к [руб.];
;=1
т
г?= X Ъч'1'з ,/ = 1...к [руб.],
7=1
где ЧД’\ и - приведенные величины чистого дохода и затрат, относимые на г-ю основную цель, руб.; ЧД] и - приведен-
ные чистый доход и затраты по,-й подцели, поддерживающей г-ю основную цель, руб.; Ь.. - коэффициент нагрузки связи,-й вспомогательной и г-й основной целей программы подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Расчет показателей социально-экономической эффективности программы подготовки научнопедагогических кадров производится в следующей последовательности:
1. Основные цели программы;
2. Вспомогательные цели;
3. Мероприятия программы.
В качестве показателей социально-экономической эффективности используются коэффициенты значимости и эффективности. Все характеристики интерпретируются для каждого программного уровня. Коэффициенты значимости вспомогательных целей и мероприятий программы подготовки научно-педагогических кадров определяются следующим образом:
где К. и Rl - коэффициенты значимости соответственно ,-й вспомогательной цели и 1-го научно-образовательного мероприятия; а., и сй - коэффициенты относительной важности связи между соответственно г-й основной и,-й вспомогательной целями либо,-й подцелью и 1-м мероприятием.
Коэффициенты социально-экономической эффективности характеризуют результативность распределения финансово-инвестиционных издержек по мероприятиям и целям программы подготовки научно-педагогических кадров на основе использования критерия «вклад в достижение основных целей программы - затраты» и определяются отношением коэффициентов значимости и приведенных затрат индивидуальных элементов программы подготовки научно-педагогических кадров к общей сумме её издержек.
Чем больше значение коэффициента эффективности, тем выше социально-экономическая результативность распределения затрат в данном структурном научно-образовательном элементе.
Коэффициенты эффективности различных элементов программы - основных целей, подцелей и научнообразовательных мероприятий - могут быть определены при помощи следующих формул:
где Г", Е, и Е - коэффициенты эффективности соответственно г-й основной,,-й вспомогательной целей и 1-го мероприятия научно-образовательной программы; R", К. и Rl - коэффициенты значимости соответственно г-й основной,,-й вспомогательной целей и 1-го мероприятия; X"., X. и - значения приведенных затрат соответственно по целям и мероприятию программы, руб.; X - общая сумма приведенных затрат по программе подготовки научнопедагогических кадров в целом, руб.
Таким образом, предлагаемая функционально-стоимостная методика является универсальным аутентичным расчетно-аналитическим инструментарием, содержащим как общепризнанные финансово-инвестиционные пока-
затели, так и репрезентативные социально-экономические индикаторы, позволяющие оценить долгосрочную перспективу научно-образовательных нововведений и предоставляющие достоверный, научно обоснованный прогноз предстоящих издержек и наиболее вероятных социально-экономических эффектов отечественной системы подготовки научно-педагогических кадров.
Вышеизложенный функционально-стоимостной метод представляет собой завершенный расчетноаналитический инструментарий, наделенный бесспорными эвристическими преимуществами как финансовоинвестиционного, так и социально-экономического характера.
В контексте сказанного необходим детальный анализ подобных преимуществ и исследование приоритетных расчетно-аналитических особенностей и гносеологических достоинств предлагаемого инструментарно-методического варианта, позволяющих ему выступить в качестве социально-экономического индикатора нововведений, предпринимаемых на современном этапе рыночного реформирования национальной системы подготовки научно-педагогических кадров Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1
Расчетно-аналитические преимущества функционально-стоимостного метода оценки социально-экономической эффективности программы подготовки научно-педагогических кадров Российской Федерации
Расчетно-аналитический атрибут Предметно-сущностное содержание, аналитические особенности и специфика проявления в научно-образовательной сфере
Социально-экономическая эффективность Индикация максимально результативного пути достижения научно-образовательной задачи с точки зрения финансово-инвестиционных и общественно-значимых интересов
Направленность на долгосрочные цели общественного развития Достижению социально-экономических приоритетов в процессе принятия программ подготовки научно-педагогических кадров призвано содействовать установление социально обоснованной нормы дисконта, введение разнообразных налогово-платежных льгот, санкций, преференций и иных социально-экономических стимулов, позволяющих повысить финансово-инвестиционную привлекательность научно-образовательной деятельности
Наличие фактора социальных предпочтений Социальная направленность расчетно-аналитического инструментария, его ориентированность на достижение общественного благосостояния, равенства, справедливости, доступности научно-образовательных благ, учета интересов социально незащищенных слоев населения и других общественно признанных императивов
Научная аутентичность расчетно-аналитических характеристик Аргументом в подтверждение объективности и научной достоверности результатов служат экспертные оценки, полученные респондированием репрезентативных групп высококвалифицированных специалистов и основанные на принципах конструктивной научной полемики, конференции идей, преодоления конформизма частных мнений и перехода к дискуссионным коллективным формам принятия научно-образовательных решений
Доступность широкому кругу пользователей, относительная простота применения в сфере подготовки научных и научнопедагогических кадров Расчетно-аналитический процесс представляет собой несложный математический алгоритм, состоящий из последовательных итерационно-вычислительных процедур. Доступный познавательно-эвристический механизм гарантирует получение интегрированной оценки перспектив и последствий реализации дизъюнктивных нововведений в отечественной системе подготовки научно-педагогических кадров
Социально-экономические преимущества ФСА в системе подготовки научно-педагогических кадров исследований бесспорны, поскольку функционально-стоимостная методология позволяет учесть динамику варьирования потоков стоимости всех периодов «жизненного» цикла учебно-образовательных и научно-исследовательских инноваций вследствие влияния стохастических рыночных факторов, и, тем самым, избежать негативного процесса субоптимизации капитала на решении локальных проблем российской высшей школы.
В условиях преодоления деструктивных тенденций мирохозяйственного кризиса и достижения устойчивой конструктивно-созидательной динамики функционально-стоимостной метод будет содействовать демаркации крайне ограниченных средств по степени социально-экономической значимости предпринимаемых научнообразовательных решений, определяющей, в конечном счете, эффективность инвестирования капитала в национальную систему подготовки научно-педагогических кадров России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова Е.Б. Состояние и перспективы развития научно-педагогического потенциала вуза. Препринт. СПб.: СПбГПУ, 2003. 32 с.
2. Красовская И.П. Методология эколого-экономического анализа эффективности технологических инноваций // Вестник Международной академии наук высшей школы. 2000. № 3.
3. Рихтер П., Джонс К. Математическое моделирование в социально-экономических процессах. М.: Новое время, 2009.
4. Ричардс Г. Функционально-стоимостной анализ в социальной экономике // ЭКО. 2008. № 2.
5. Тихонов А.С., ФедотовВ.Г. Европейские страны — экономика и социология. М.: Наука, 2010.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2