Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЛАГОЛЬНОГО ПРЕФИКСА «ПРЕД-» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ КОРПУСНОГО И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЙ)'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЛАГОЛЬНОГО ПРЕФИКСА «ПРЕД-» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ КОРПУСНОГО И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС РУССКОГО ЯЗЫКА / ПРИСТАВКА «ПРЕД-» / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серышева Юлия Вячеславовна, Сухорукова Юлия Александровна

Статья посвящена изучению глагольного префикса «пред-» на основе сравнительного анализа данных корпусного исследования и результатов, полученных в ходе проведения психолингвистических экспериментов. Цель исследования - определить характер осознаваемости приставки «пред-» русскоговорящими, сферы функционирования исследуемых префиксальных глаголов с «пред-» в сравнении с их бесприставочными аналогами. Научная новизна данной работы заключается в проведении ряда психолингвистических экспериментов по изучению глагольных единиц с приставкой «пред-» и соответствующих глаголов без нее, которые позволили выявить новые и значимые результаты в их восприятии и тем самым увидеть востребованность проспективного значения (выражаемого префиксом «пред-») в языковой картине мира носителей русского языка. Полученные результаты показали, что на современном этапе семантика приставки «пред-» устойчиво осознается русскоговорящими, глаголы с данным префиксом в целом не ассоциируются с церковно-богословской сферой функционирования (в отличие от результатов корпусного исследования), к числу частотных сфер функционирования относятся учебно-научная, производственно-техническая, официально-деловая и художественная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Серышева Юлия Вячеславовна, Сухорукова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL-SEMANTIC STATUS OF THE VERBAL PREFIX ПРЕД- IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF NATIVE SPEAKERS OF THE RUSSIAN LANGUAGE (IN THE COMPARATIVE ASPECT OF CORPUS AND PSYCHOLINGUISTIC RESEARCH)

The paper is devoted to the study of the verbal prefix пред- on the basis of a comparative analysis of the corpus research data and the results of psycholinguistic experiments. The aim of the research is to determine how Russian speakers perceive the prefix пред-, the spheres of functioning of prefixed verbs with пред- in comparison with the corresponding non-prefixed units. The scientific novelty of the paper consists in conducting a series of psycholinguistic experiments on the study of verbal units with the prefix пред- and the corresponding non-prefixed verbs, which made it possible to identify new and significant results in their perception and in doing so to see the relevance of the prospective meaning (expressed by the prefix пред-) in the linguistic worldview of Russian speakers. The research findings showed that at the present stage, the semantics of the prefix пред- is very well understood by Russian speakers, verbs with this prefix in general are not associated with the church-theological sphere of functioning (in comparison with the results of the corpus research), the frequency spheres of their functioning include educational-scientific, technical-industrial, official-business and literary.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГЛАГОЛЬНОГО ПРЕФИКСА «ПРЕД-» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ КОРПУСНОГО И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЙ)»

ifrpamoTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 4. С. 1098-1104 | 2023. Volume 16. Issue 4. P. 1098-1104

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Функционально-семантический статус глагольного префикса «пред-»

в языковом сознании носителей русского языка

(в сопоставительном аспекте

корпусного и психолингвистического исследований)

Серышева Ю. В., Сухорукова Ю. А.

Аннотация. Статья посвящена изучению глагольного префикса «пред-» на основе сравнительного анализа данных корпусного исследования и результатов, полученных в ходе проведения психолингвистических экспериментов. Цель исследования - определить характер осознаваемости приставки «пред-» русскоговорящими, сферы функционирования исследуемых префиксальных глаголов с «пред-» в сравнении с их бесприставочными аналогами. Научная новизна данной работы заключается в проведении ряда психолингвистических экспериментов по изучению глагольных единиц с приставкой «пред-» и соответствующих глаголов без нее, которые позволили выявить новые и значимые результаты в их восприятии и тем самым увидеть востребованность проспективного значения (выражаемого префиксом «пред-») в языковой картине мира носителей русского языка. Полученные результаты показали, что на современном этапе семантика приставки «пред-» устойчиво осознается русскоговорящими, глаголы с данным префиксом в целом не ассоциируются с церковно-богословской сферой функционирования (в отличие от результатов корпусного исследования), к числу частотных сфер функционирования относятся учебно-научная, производственно-техническая, официально-деловая и художественная.

EN

Functional-semantic status of the verbal prefix пред-

in the linguistic consciousness of native speakers of the Russian language

(in the comparative aspect of corpus and psycholinguistic research)

Serysheva Y. V., Sukhorukova Y. A.

Abstract. The paper is devoted to the study of the verbal prefix пред- on the basis of a comparative analysis of the corpus research data and the results of psycholinguistic experiments. The aim of the research is to determine how Russian speakers perceive the prefix пред-, the spheres of functioning of prefixed verbs with пред- in comparison with the corresponding non-prefixed units. The scientific novelty of the paper consists in conducting a series of psycholinguistic experiments on the study of verbal units with the prefix пред- and the corresponding non-prefixed verbs, which made it possible to identify new and significant results in their perception and in doing so to see the relevance of the prospective meaning (expressed by the prefix пред-) in the linguistic worldview of Russian speakers. The research findings showed that at the present stage, the semantics of the prefix пред- is very well understood by Russian speakers, verbs with this prefix in general are not associated with the church-theological sphere of functioning (in comparison with the results of the corpus research), the frequency spheres of their functioning include educational-scientific, technical-industrial, official-business and literary.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием лингвистов последних десятилетий к изучению языковой семантики посредством психолингвистического эксперимента, который способен выявить психологически реальное значение слова в языковом сознании носителей языка (Залевская, 2007; Серышева, 2013; Резанова, Некрасова, Васильева и др., 2019; Стернин, Рудакова, 2021; Моисеева, 2022; Рудакова, 2022). Так, А. А. Залевская считает психолингвистический эксперимент основным методом исследования «особенностей функционирования языка как психического феномена» (2007, с. 36), результаты которого

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230184

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

позволяют эксплицировать ментальные механизмы выбора единицы и ее составляющих носителями языка для обозначения определенного содержания (например, ситуации действия). При этом изучение процессов и механизмов опознавания полиморфемных слов, специфики их поэлементного восприятия носителями языка является одним из актуальных направлений психолингвистики. А. В. Рудакова, в свою очередь, отмечает, что «семантика слова в языковом сознании носителей языка существенно объемней, глубже и реалистичнее, чем ее отражение в традиционных лексикографических источниках и актуализация в текстах. Глубинная семантика слова может быть описана в виде упорядоченной совокупности семем и семантических компонентов с использованием комплекса психолингвистических методов для их выявления, что позволяет представить значение как феномен актуального языкового сознания носителей языка и зафиксировать его в словарях нового типа - психолингвистических семантических словарях» (2022, с. 6).

В этой связи перспективным является изучение особенностей восприятия носителями русского языка глаголов с приставкой пред- в сопоставительном аспекте корпусного и психолингвистического исследований, так как данный префикс активно функционирует в текстах Национального корпуса русского языка (далее - НКРЯ) (см. работы Ю. А. Сухоруковой (2021а, 2021Ь)), обладает ярко-выраженной проспективной семантикой, которую, на наш взгляд, носители языка осознанно избирают для передачи фрагмента действительности. В нашей работе под характером осознаваемости мы понимаем «принцип восприятия носителями языка исследуемых единиц в формально-семантическом и функциональном планах» (Серышева, 2013, с. 9). Предполагается, что он может быть устойчивым или неустойчивым (в зависимости от того, насколько четко носитель языка осознает формальный статус префикса в структуре глагола и смысловое содержание, стоящее за приставкой); однородным или вариативным (в зависимости от того, с какой сферой функционирования носитель языка соотносит префиксальный глагол с пред- и мотивирующий бесприставочный глагол).

Поставленная цель исследования определила следующий круг задач: 1) разработать экспериментальную методику, позволяющую выявить характер осознаваемости русскоговорящими семантического содержания глагола, соотносимого с префиксом пред-; 2) экспериментальным путем эксплицировать и описать функциональный статус смысловых компонентов семантики глагола, соотносимых в языковом сознании носителей языка с приставкой пред-; 3) выявить и сравнить особенности функционирования глаголов с семантикой проспективности в языковом сознании русскоговорящих и текстах НКРЯ.

Решение поставленных задач стало возможно благодаря теоретической базе исследования, представленной трудами по психолингвистике А. А. Залевской (2007), А. А. Леонтьева (1997), И. А. Стернина и А. В. Рудаковой (2011; 2022); по глагольной префиксации М. А. Кронгауза (1998), Н. Б. Лебедевой (1999), Ю. В. Филь (Королевой (2003)).

Материалом данного исследования являются тексты НКРЯ по 9 глагольным парам с приставкой пред-, их бесприставочным аналогам (7458 проанализированных контекстов) и показания языкового сознания носителей русского языка, полученные в результате проведения двух психолингвистических экспериментов. Всего в экспериментах приняло участие 95 человек, собрано 1269 реакций. В качестве испытуемых были задействованы респонденты с гуманитарным, техническим и медицинским образованием. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 60 лет.

Источником материала для формирования комплекса заданий психолингвистических экспериментов послужили 9 приставочных и 9 соответствующих им бесприставочных единиц: предсказать/сказать, предвидеть/видеть, предназначить/назначить, предшествовать/шествовать, предохранять/охранять, предписать/ писать, предчувствовать/чувствовать, предопределить/определить, предрешить/решить.

Основными исследовательскими методами являются метод корпусного анализа и метод психолингвистического эксперимента. Психолингвистический эксперимент используется нами, с одной стороны, как процедура выявления данных о характере осознаваемости проспективной семантики глаголов с приставкой пред-, а с другой стороны, как метод проверки результатов корпусного исследования по сферам функционирования указанных единиц.

При обработке результатов эксперимента в работе использовались приемы интерпретации, интроспекции и прием количественных подсчетов данных эксперимента, а также сравнительно-сопоставительный прием при описании сходств и различий в восприятии функционирования 9 глагольных пар (префиксальных и соответствующих им бесприставочных глаголов), при соотнесении данных показаний с полученными результатами корпусного исследования. При проведении каждого эксперимента мы применяли методику анкетирования, включающую определенные правила формирования анкет и заданий для эксперимента. Время выполнения заданий составило 5-10 минут.

Практическая значимость работы определяется возможностью использовать результаты исследования при разработке специальных курсов по глагольной и префиксальной семантике, при чтении специальных курсов в области психолингвистических и корпусных исследований, а также при составлении психолингвистического семантического словаря префиксальных глаголов русского языка.

Обсуждение и результаты

Обратимся к результатам первого направленного ассоциативного эксперимента приемом вынужденного выбора. Данный эксперимент проводился с целью определения характера осознаваемости носителями

русского языка значений, которые способна реализовать приставка пред- в семантике глагола. Испытуемому предлагалась анкета с таблицей, состоящей из двух столбцов. В левом столбце располагался глагол с префиксом пред-, в правом - четыре варианта значений глагола разного способа глагольного действия (проспективно-сти, деминутивности, превосходства и повторности действия). При этом для чистоты эксперимента в качестве стимульного материала нами были использованы также глаголы с другими префиксами (по-, пере-) и соответствующие им значения с целью получения наиболее объективных данных о характере осознаваемости значений приставки пред-. Результаты по данным единицам нами специально не рассматривались, так как они не являются объектом нашего исследования. В эксперименте было разработано 9 вариантов анкет (с глаголами предсказать, предвидеть, предназначить, предшествовать, предохранять, предписать, предчувствовать, предопределить, предрешить). Респондентам предлагалось выполнить задание: соотнести глагол (из левого столбца) с его значением (в правом столбце). Количество испытуемых составило 49 человек, общее количество полученных реакций - 441 проанализированная единица. Полученные результаты обрабатывались следующим образом: подсчитывалось и ранжировалось количество выбранных испытуемыми значений глаголов, соотносимых в языковом сознании русскоговорящих с семантикой префикса пред-.

Обратимся к Таблице 1, в которой отражены результаты эксперимента.

Таблица 1. Характер осознаваемости глаголов с приставкой «пред-»

Количество реакций испытуемых по глаголам с префиксом пред-

Глаголы Действие, Действие, Действие, совершенное с чрезмерной интенсивностью Действие, совершенное с незначительной интенсивностью

совершенное заранее совершенное повторно

предсказать 42 4 2 1

предвидеть 40 9 0 0

предназначить 25 9 11 6

предшествовать 39 6 0 4

предохранять 29 6 7 7

предписать 30 8 6 5

предчувствовать 46 3 0 0

предопределить 40 3 4 2

предрешить 43 0 6 0

В результате эксперимента по глаголам с приставкой пред- было получено 334 реакции, в которых испытуемые соотносят исследуемые единицы со значением «действие, совершенное заранее, раньше времени» (предсказать (42), предвидеть (40), предназначить (25), предшествовать (39), предохранять (29), предписать (30), предчувствовать (46), предопределить (40), предрешить (43)). Данные реакции составили 76% от общего числа ответов (441 реакция). Количество иных реакций составило 24% от общего числа: «действие, совершенное повторно, иногда по-новому, иначе» (11% реакций), «действие, совершенное с чрезмерной интенсивностью» (8% реакций), «действие, совершенное с незначительной интенсивностью, слегка» (5% реакций). Учитывая, что иные реакции указывали на осознаваемый русскоговорящими повторяющийся, многократный, интенсивный характер действия, обозначенного глаголом, в котором также выделяются компонент значения «заранее совершить действие, тщательно обдумав его» и семантика «повтора действия» (как цель в будущем), можно сделать вывод, что префикс пред- обладает в сознании респондентов ярко выраженной проспективной семантикой. Кроме того, следует отметить, что префикс пред- не является исконной приставкой в русском языке, а носит заимствованный характер. Данная приставка была калькирована в старославянский язык из древнегреческого языка от единиц с приставкой про-, в которых наряду со значением «заранее, наперед» (лротокицвахш - предполагать, заранее принимать) префикс про- также выражал значение «предпочтительно, больше» (лропцат - ценить выше, предпочитать). Впоследствии в русском языке пред-единицы стали активно использоваться в речи, выражая значение «действие, совершенное заранее, раньше времени», иные значения приставка пред- практически утратила. Таким образом, результаты проведенного эксперимента показали, что семантика приставки пред- осознается русскоговорящими устойчиво в силу ее однозначности в русском языке (значения проспектив-ности действия) и отсутствия «диффузности» семантики с мотивирующим глаголом.

Перейдем к результатам второго ассоциативного эксперимента. В качестве стимульного материала испытуемым были предложены 9 одноприставочных глаголов с пред- (предсказать, предвидеть, предназначить, предшествовать, предохранять, предписать, предчувствовать, предопределить, предрешить) и соответствующие им 9 бесприставочных глаголов (сказать, видеть, назначить, шествовать, охранять, писать, чувствовать, определить, решить), расположенных в левом столбце анкеты, с которыми в правом столбце соотносились сферы функционирования исследуемых единиц (официально-деловая, производственно-техническая, учебно-научная, церковно-богословская, художественная (литература), сфера публицистики, сфера рекламы, электронные коммуникации (соцсети)). Респондентам было предложено выполнить задание: соотнести данные глаголы со сферами, в которых они употребляются чаще всего (возможно выбрать несколько вариантов ответа). Всего в эксперименте приняли участие 46 человек, получено 828 реакций. Данный эксперимент проводился с целью определения функционального статуса приставки пред- в языковом сознании носителей русского языка и сопоставления полученных результатов с данными НКРЯ. В Таблицах 2-10 слева представлены результаты корпусного исследования (Сухорукова, 2021): выделены три наиболее частотные, согласно подсчетам текстов НКРЯ, сферы функционирования, справа - данные проводимого психолингвистического эксперимента.

Таблица 2. Функционирование глаголов «предсказать» / «сказать»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предсказать сказать предсказать сказать

1) церковно-богословская 1) художественная 1) сфера публицистики 1) обиходно-бытовая

2) художественная 2) учебно-научная 2) художественная 2) электронные коммуникации

3) учебно-научная 3) обиходно-бытовая 3) учебно-научная 3) художественная

Результаты проведенного эксперимента по глаголу предсказать (Таблица 2) позволяют отметить некоторые сходства и различия с данными корпусного исследования текстов НКРЯ. Так, глагол предсказать, согласно эксперименту, наиболее часто употребляется в художественной, учебно-научной и сфере публицистики (ср. церковно-богословская, художественная, учебно-научная сферы по корпусу). В данном случае предстает значимым то, что церковно-богословская сфера функционирования не является лидирующей для глагола предсказать, несмотря на то, что приставка пред- за счет своего старославянского происхождения имеет религиозную направленность. Возможно, этот факт обусловлен тем, что на современном этапе человек является менее религиозным, чем был раннее, поэтому не представляется важным выбор данной сферы функционирования. Кроме того, если сравнивать результаты эксперимента по глаголам предсказать и сказать, то можно отметить разницу в выборе их функционирования. Так, глагол предсказать в языковом сознании русскоговорящих соотносится с учебно-научной сферой, в то время как глагол сказать - с обиходно-бытовой сферой. Это, на наш взгляд, свидетельствует об осознаваемости значения «действие, совершенное заранее» у приставки пред- для использования ее в учебно-научной сфере общения с целью прогнозирования, контроля будущих событий.

Таблица 3. Функционирование глаголов «предвидеть» / «видеть»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предвидеть видеть предвидеть видеть

1) художественная 1) художественная 1) учебно-научная 1) обиходно-бытовая

2) учебно-научная 2) церковно-богословская 2) художественная 2) художественная

3) обиходно-бытовая 3) электронные коммуникации 3) обиходно-бытовая 3) электронные коммуникации

Результаты анализа текстов НКРЯ и психолингвистического эксперимента по глаголу предвидеть (Таблица 3) одинаковы (учебно-научная, художественная и обиходно-бытовая сферы функционирования). Однако, согласно эксперименту, как и в случае с глагольной парой предсказать/сказать, отмечается функционирование лексемы предвидеть в учебно-научной сфере функционирования, в отличие от бесприставочного глагола видеть, что может служить подтверждением вышеописанного предположения.

Таблица 4. Функционирование глаголов «предназначить» / «назначить»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предназначить назначить предназначить назначить

1) производственно-техническая 1) художественная 1) производственно-техническая 1) официально-деловая

2) учебно-научная 2) обиходно-бытовая 2) учебно-научная 2) производственно-техническая

3) художественная 3) официально-деловая 3) официально-деловая 3) учебно-научная

Результаты психолингвистического эксперимента по глаголу предназначить (Таблица 4) показывают некоторые сходства и различия с данными корпусного исследования текстов НКРЯ. Глагол предназначить, согласно эксперименту, наиболее часто употребляется в производственно-технической, учебно-научной и официально-деловой сферах функционирования (ср. производственно-техническая, учебно-научная и художественная сферы функционирования по корпусу). Таким образом, в языковом сознании русскоговорящих лексема предназначить не может коррелировать с художественным направлением функционирования, так как бесприставочный глагол назначить, по экспериментальным данным, наиболее употребляем в соответствующих сферах функционирования. Предполагается, что данный факт может быть обусловлен семантикой глагола назначить, которая является распространенной в структурных, «ограничивающих» типах речевого общения.

Таблица 5. Функционирование глаголов «предшествовать» / «шествовать»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предшествовать шествовать предшествовать шествовать

1) учебно-научная 1) художественная 1) официально-деловая 1) художественная

2) церковно-богословская 2) церковно-богословская 2) учебно-научная 2) сфера публицистики

3) художественная 3) обиходно-бытовая 3) сфера публицистики 3) церковно-богословская

Результаты экспериментального исследования по глаголу предшествовать (Таблица 5) показали, что русскоговорящие чаще используют данный глагол для передачи информации в сфере публицистики, официально-деловой и учебно-научной сферах (ср. учебно-научная, церковно-богословская, художественная сферы по корпусному

исследованию). Следует отметить, что в языковом сознании респондентов глагол предшествовать не соотносится с церковно-богословской сферой (как и префиксальный глагол предсказать). На современном этапе развития языка отмечается разрыв мышления человека с божественным мироустройством. Это свидетельствует о том, что языковая картина мира определенной нации - это динамичная система, в которой мышление человека зависит от развития социальной среды, частью которой является язык.

Данные психолингвистического эксперимента по глаголам предшествовать (сфера публицистики, официально-деловая и учебно-научная) / шествовать (сфера публицистики, художественная и церковно-богословская) показывают различия в употреблении по сферам функционирования, делая префиксальный глагол с пред- более «ограниченным» для использования (учебно-научная, официально-деловая сфера функционирования), что характерно также для лексем предсказать, предвидеть.

Таблица 6. Функционирование глаголов «предохранять» / «охранять»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предохранять охранять предохранять охранять

1) производственно-техническая 1) художественная 1) производственно-техническая 1) обиходно-бытовая

2) учебно-научная 2) церковно-богословская 2) официально-деловая 2) официально-деловая

3) художественная 3) учебно-научная 3) обиходно-бытовая 3) художественная

Результаты психолингвистического эксперимента по глаголу предохранять (Таблица 6) (производственно-техническая, официально-деловая и обиходно-бытовая сферы функционирования) показывают сходство с данными анализа текстов НКРЯ (производственно-техническая, учебно-научная и художественная сферы функционирования), так как представленные сферы ограничивают выбор единиц для передачи информации производственно-технической и научной направленности. Следует отметить, что в языковом сознании носителей русского языка глагол предохранять не ассоциируется с художественной сферой функционирования, в отличие от данных корпуса. Также, согласно эксперименту, отмечается функционирование лексемы предохранять в производственно-технической сфере функционирования, в отличие от бесприставочного глагола охранять. Подобное функционирование отмечается у глагольных пар предсказать/сказать, предвидеть/видеть, предшествовать/шествовать. Префиксальный глагол в данных лексемах зафиксирован в учебно-научной сфере функционирования, в отличие от их бесприставочных аналогов.

Таблица 7. Функционирование глаголов «предписать» / «писать»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предписать писать предписать писать

1) художественная 1) электронные коммуникации 1) официально-деловая 1) обиходно-бытовая

2) церковно-богословская 2) обиходно-бытовая 2) производственно-техническая 2) художественная

3) учебно-научная 3) художественная 3) учебно-научная 3) электронные коммуникации

Данные экспериментального исследования по глаголу предписать (Таблица 7) разнятся с данными корпусного исследования. Испытуемые отметили глагол предписать в официально-деловой, производственно-технической и учебно-научной сферах функционирования (ср. художественная, церковно-богословская, учебно-научная сферы функционирования согласно корпусному исследованию). В языковом сознании носителей русского языка лексема предписать не соотносится с церковно-богословской сферой функционирования (как и лексемы предсказать, предшествовать). Кроме того, при сравнении результатов эксперимента по приставочной единице предписать и бесприставочному глаголу писать можно отметить различия по сферам их функционирования. Так, у глагола предписать отмечаются официально-деловая, производственно-техническая и учебно-научная сферы функционирования, а у лексемы писать - обиходно-бытовая, художественная и электронные коммуникации соответственно. Таким образом, можно предположить, что выбор сферы функционирования глагола предписать обусловлен семантикой префикса пред-, который «задает сценарий» развития действия.

Таблица 8. Функционирование глаголов «предчувствовать» / «чувствовать»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предчувствовать чувствовать предчувствовать чувствовать

1) художественная 1) художественная 1) художественная 1) обиходно-бытовая

2) обиходно-бытовая 2) обиходно-бытовая 2) обиходно-бытовая 2) художественная

3) церковно-богословская 3) церковно-богословская 3) сфера публицистики 3) сфера публицистики

Данные психолингвистического эксперимента показали, что глагол предчувствовать (Таблица 8) используется русскоговорящими для передачи информации в сфере публицистики, художественной и обиходно-бытовой сферах (ср. художественная, обиходно-бытовая и церковно-богословская сферы функционирования согласно корпусному анализу). Следует отметить, что церковно-богословская сфера функционирования не представлена в качестве первых трех наиболее употребляемых (по данным эксперимента), что характерно также для глаголов предсказать, предшествовать, предписать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 9. Функционирование глаголов «предопределить» / «определить»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предопределить определить предопределить определить

1) учебно-научная 1) учебно-научная 1) официально-деловая 1) учебно-научная

2) художественная 2) электронные коммуникации 2) церковно-богословская 2) официально-деловая

3) церковно-богословская 3) художественная 3) художественная 3) производственно-техническая

Согласно полученным результатам эксперимента, глагол предопределить (Таблица 9) используется в основном в официально-деловой, церковно-богословской и художественной сферах функционирования (ср. учебно-научная, художественная, церковно-богословская сферы функционирования согласно корпусному исследованию). В отличие от предыдущих исследуемых приставочных глаголов (предсказать, предвидеть, предназначить, предшествовать, предохранять, предписать, предчувствовать), у лексемы предопределить выделена церковно-богословская сфера функционирования. Следовательно, можно предположить о сохранении первоначальной связи префикса пред- с текстами религиозной направленности в языковом сознании русскоговорящих на современном этапе, поскольку данные эксперимента по глаголу определить демонстрируют следующие наиболее частотные сферы функционирования: учебно-научная, официально-деловая и производственно-техническая. По всей видимости, человек продолжает на бессознательном уровне считать, что только Бог может «заранее» определить его судьбу, жизненные события.

Таблица 10. Функционирование глаголов «предрешить» / «решить»

Данные анализа текстов НКРЯ Данные психолингвистического эксперимента

предрешить решить предрешить решить

1) художественная 1) художественная 1) художественная 1) обиходно-бытовая

2) церковно-богословская 2) обиходно- бытовая 2) церковно-богословская 2) производственно-техническая

3) учебно-научная 3) электронные коммуникации 3) сфера публицистики 3) официально-деловая

Данные эксперимента по глаголу предрешить (Таблица 10) показывают выбор респондентами следующих сфер: художественная, церковно-богословская и сфера публицистики (ср. художественная, церковно-богословская и учебно-научная сферы функционирования согласно корпусному исследованию). Глагол предрешить (так же как и лексема предопределить) наиболее часто употребляется русскоговорящими в церковно-богословской сфере. Однако по результатам эксперимента не отмечается активное использование глагола предрешить в учебно-научной сфере (по сравнению с результатом корпусного исследования).

Заключение

Проведенные в рамках данного исследования психолингвистические эксперименты позволили сделать вывод о том, что глагольная приставка пред- устойчиво осознается носителями русского языка как элемент выражения проспективного способа глагольного действия. Степень осознаваемости функциональной сферы пред-единиц русскоговорящими вариативна.

Данная приставка способна влиять на функционирование глаголов, «заставляя» их чаще употребляться в других сферах функционирования, в отличие от соответствующих им беспрефиксальных аналогов. Так, эксперимент показал, что в большинстве своем приставка пред- в ее проспективном значении маркирует глагольные единицы как относящиеся к учебно-научной, производственно-технической, официально-деловой сферам, а также к художественной сфере функционирования, то есть глагол с данным префиксом используется русскоговорящими для номинации действия в указанных сферах функционирования.

Сопоставив полученные экспериментальные данные с результатами корпусного исследования, мы определили, что современный носитель русского языка не ассоциирует пред-единицы с церковно-богословской сферой функционирования (в отличие от частотного употребления данных единиц в текстах НКРЯ), так как в современном мире в процессе научно-технического развития ценностные ориентиры человека направлены на результат, обусловленный желанием взять на себя роль Бога, стараясь заранее «предвидеть» определенные события (например, предотвращение болезней, падения метеорита и т. п.), что определяет его потребность в языковых средствах выражения, реализуемых глаголами с приставкой пред-.

Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении функционально-семантических особенностей глаголов с проспективным значением в сопоставительном аспекте с другими языками индоевропейской группы.

Источники | References

1. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2007.

2. Королева Ю. В. Полипрефиксальные глаголы в русском языке: дисс. ... к. филол. н. Томск, 2003.

3. Кронгауз М. А. Приставки и глаголы в русском языке: семантическая грамматика. М.: Языки русской культуры, 1998.

4. Лебедева Н. Б. Полиситуативность глагольной семантики (на материале русских префиксальных глаголов): монография. Томск: Изд-во Томского университета, 1999.

5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник. М.: Смысл, 1997.

6. Моисеева А. В. Психолингвистический эксперимент как инструмент исследования языкового сознания личности в условиях онлайн-коммуникации // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2022. № 2 (50).

7. Резанова З. И., Некрасова Е. Д., Васильева А. В., Филь Ю. В., Шиляев К. С. Семантика русского диминутива в межъязыковых соответствиях и взаимодействиях: корпусное и экспериментальное исследование: монография. Томск: Изд-во Томского университета, 2019.

8. Рудакова А. В. Теоретические и прикладные проблемы психолингвистической семасиологии и лексикографии: автореф. дисс. ... д. филол. н. Воронеж, 2022.

9. Серышева Ю. В. Полипрефиксальные глаголы в языковом сознании носителей русского языка: дисс. ... к. филол. н. Томск, 2013.

10. Стернин И. А., Рудакова А. В. Проблема корректировки дефиниций толковых словарей с помощью экспериментальных методов // Язык и национальное сознание: сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: РИТМ, 2021. Вып. 27.

11. Стернин И. А., Рудакова А. В. Психолингвистическое значение и его описание: теоретические проблемы: монография. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.

12. Сухорукова Ю. А. Функционально-семантический статус глагольного префикса в современном русском языке (на примере глаголов с префиксом «пред-»): дисс. ... к. филол. н. Томск, 2021а.

13. Сухорукова Ю. А. Функциональные особенности глаголов и глагольных префиксов в русском языке: корпусное исследование (на материале глаголов с префиксом пред-) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021b. Вып. 4 (216).

Информация об авторах | Author information

RU

Серышева Юлия Вячеславовна1, к. филол. н. Сухорукова Юлия Александровна2, к. филол. н.

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет

2 Томский государственный архитектурно-строительный университет

EN

Serysheva Yuliya Vacheslavovna1, PhD Sukhorukova Yuliya Aleksandrovna2, PhD

1 National Research Tomsk Polytechnic University

2 Tomsk State University of Architecture and Building

1 serysheva@tpu.ru, 2 alvost2018@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 25.02.2023; опубликовано (published): 28.04.2023.

Ключевые слова (keywords): Национальный корпус русского языка; приставка «пред-»; психолингвистический эксперимент; функционирование глаголов; языковое сознание; The Russian National Corpus; prefix пред-; psycholinguistic experiment; functioning of verbs; linguistic consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.