Lingua mobilis № 5 (38), 2012
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ В ВОСПРИЯТИИ АМЕРИКАНСКИХ ПЬЕС 1940-50-Х ГОДОВ
Н. А. Трубникова
Статья посвящена подробному анализу образов-символов как способов выражения художественной условности в пьесах американской драматургии 1940-50-х годов. Исследование проводится на материале пьес А. Миллера «Death of a Salesman» («Смерть коммивояжера»), Т. Уильямса «The Glass Menagerie» («Стеклянный зверинец») и Э. Олби «The Zoo Story» («Что случилось в зоопарке»). Автор изучает значение символики в контексте драматургической традиции эпохи.
Ключевые слова: драматургия, художественная условность, образ-символ, гротеск.
Для американской драмы середины XX века был характерен переход от акцентирования социальных проблем к раскрытию личных трагедий героев. Именно такие трагедии нашли свое отражение в образах-символах и фигурах гротеска, составляющих символическую группу способов выражения художественной условности.
Исследование целей и принципов функционирования способов выражения художественной условности может быть построено на анализе материала наиболее показательных пьес американской драмы 1940-50-х годов: «Death of a Salesman» («Смерть коммивояжера») А. Миллера, «The Zoo Story» («Что случилось в зоопарке») Э. Олби и «The Glass Menagerie» («Стеклянный зверинец») Т. Уильямса.
В пьесе А. Миллера образом-символом является фигура Бена как образец успеха. При этом на факте общения этого умершего персонажа с героем пьесы строится гротескная ситуация драмы. А. Миллер пытается донести до читателя идею о чрезмерном желании «маленького человека» добиться успеха, граничащем с безумством и ведущем к гибели героя.
Бен также олицетворяет целеустремленность и несбывшиеся мечты главного персонажа - Вили Ломена. Сознание Вилли заставляет его видеть Бена, который уже умер, что говорит о том, насколько сильно Бен и то, что он воплощал, значило для главного героя. В
30
Язык художественной литературы
контексте пьесы, где коммивояжер Вилли Ломен всю свою жизнь безрезультатно пытается добиться успеха, образ-символ преуспевающего брата не дает герою покоя и руководит им. При этом именно Бен зовет Вилли из дома, перед тем как тот разбивается.
Таким образом, именно неосуществленные амбиции скромного коммивояжера, наглядно отображенные в образе-символе «Бен», сначала подавляют героя, а затем становятся причиной его смерти.
Американский литературный критик С. Эбботсен выделяет также такие образы-символы, как «семена», «автомобиль», «холодильник», «магнитофон» [1. С. 90-93]. При этом особое внимание уделяется изучению символики имен в пьесе.
В контексте пьесы образ-символ «семена» отображает ложные, заведомо несбыточные мечты Вилли Ломена. В психологически сложный для него момент, едва опомнившись от горьких воспоминаний, герой решает, что ему срочно необходимо приобрести семена для своего сада. В этом, с первого взгляда, абсурдном поведении скрыт подтекст. Герой остро нуждается в своих «ложных надеждах». Они, словно опиум, позволяют ему забыть о житейских проблемах и собственных неудачах и снова верить в счастливое будущее.
Образы-символы «автомобиль», «холодильник», «магнитофон» по контрасту призваны подчеркнуть несовременность Вилли, его несоответствие требованиям мира новых технологий, что также явилось причиной его неудачи. Образ-символ «холодильник» также призван отобразить сомнительность былых побед героя. Вилли приобрел его, как и многие другие вещи, в кредит, однако не успел он полностью уплатить за него, как холодильник стал постоянно ломаться. Таким образом, автор аллегорично показывает читателю мнимое благополучие героя.
Пьеса Э. Олби «The Zoo Story» наполнена образами-символами, взаимодействие которых способствует раскрытию основной идеи произведения о естественной потребности личности в обществе: общении и понимании. Образ-символ собаки, с которой пытался построить общение главный герой, изображает представление о человеке, в котором Джерри пытался найти друга, обрести поддержку. Образы-символы «домашние животные» (попугайчики, кошки) призваны отображать общепринятое понятие о семейном благополучии и уюте.
«JERRY. .. .Hurry away, your parakeets are making the dinner ... the cats ... are setting the table... » («Джерри. .Торопись, твои попугайчики готовят обед... кошки... накрывают на стол...»).
31
Lingua mobilis № 5 (38), 2012
Гротеск, содержащийся в данной ремарке, заключается в приписывании домашним животным свойств и функций человека, в действительности невозможных. Драматург прибегает к гротеску, чтобы показать, насколько ординарна семейная жизнь человека. Тенденция драматурга привлекать отдельных животных для создания образов-символов социальных явлений логически обуславливает идею создания образа-символа зоопарка, изображающего социум в целом. При этом особое значение придается идее непонимания и одиночества человека в обществе.
Пьеса «The Glass Menagerie» Т. Уильямса особенно насыщена образами-символами. Центральным образом-символом является сам стеклянный зверинец главной героини Лауры, отображающий ее хрупкость, нежность и ранимость.
«LAURA. .. .Glass breaks so easily. No matter how careful you are» («Лаура. Стекло легко бьется. Как бы ты ни был осторожен»).
Увлечение Лауры во многом соответствует характеру персонажа. Подобно тому, как легко можно разбить стекло, так же просто можно ранить чувства героини. Джим представляет собой образ обычного простого парня, и хотя герой и старается понять чувства Лауры, он все же остается представителем «внешнего мира», от которого героиня отгораживается, найдя утешение в своем необычном увлечении. В итоге Джим разбивает фигурку стеклянного единорога и ранит чувства Лауры, отвергая ее. Так связь образа-символа «стеклянный зверинец» с героиней еще более усиливается. При этом Единорог из ее коллекции символизирует отчужденность, необычность и непохожесть Лауры на других. Эта мысль звучит на протяжении всей пьесы.
Также Т. Уильямс привлекает образ-символ «портрет мистера Уингфилда». В контексте пьесы данный образ-символ амбивалентен.
С одной стороны, он передает любовь Аманды к мужу и ее стремление выдать дочь замуж. Героиня обращается к фотографии мужа всякий раз при разговоре с дочерью о ее замужестве. Портрет мужа напоминает ей о былом счастье, любви, успехе среди мужчин, которыми она так гордится.
С другой стороны, образ-символ «портрет мистера Уингфилда» отображает идею свободы и мечты о странствиях.
«A blown-up photograph of the father hangs on the wall of the living-room ... He is gallantly smiling, ineluctably smiling, as if to say «I will
32
Язык художественной литературы
be smiling forever»» («В гостиной на стене висит увеличенная фотография отца... Он галантно улыбается, улыбается несмотря ни на что, как будто говоря: “Я буду улыбаться всегда”»).
«There is a fifth character in the play who doesn’t appear except in this larger-than-life-size photograph over the mantel» («В пьесе есть еще и пятый персонаж, который не появляется нигде, кроме как на фотографии над камином, на которой он изображен больше, чем в натуральную величину»).
Драматург придает особое значение данному образу-символу, отводя портрету центральное место в доме персонажей - он висит в гостиной над камином. Называя фотографию «пятым персонажем пьесы», Уильямс напоминает читателю о силе иллюзий прошлого и призрачности надежд настоящего в жизни героев. Ностальгия Аманды по ушедшей молодости является ключевым аспектом, определяющим характер героини, а для Тома образ отца становится примером человека, сумевшего сбросить ненавистные оковы реальности, приземляющей его поэтические, свободолюбивые порывы. Т. Уильямс упоминает о том, что на этой фотографии герой улыбается для того, чтобы отобразить торжество человека, покинувшего дом Уингфилдов и реализовавшего мечту о странствиях.
Образ-символ «нарциссы» указывает на некую склонность персонажей к эгоизму и самолюбованию. Например, Аманда, вспоминая свою былую красоту и успех среди молодых людей, упоминает небывалое количество нарциссов в то время. Но и затем, много лет спустя, она украшает дом вазой с нарциссами. Как известно из греческой мифологии, юношу, который погиб, влюбившись в свое отражение, звали Нарсисс. Теперь его имя стало нарицательным и является символом гордости и самовлюбленности.
Таким образом, значимость символики в американской драме к середине XX века усиливается. Образы-символы становятся одним из центральных способов выражения художественной условности, используемых американскими драматургами с целью емкой и доступной репрезентации главных тем и идей произведений. Привлечение образов-символов в драмы 1940-50-х годов, в свою очередь, соотносится с общей тенденцией опоры на эмоциональночувственное восприятие, свойственное данному периоду, поскольку понимание символики основано не только на культурно-эстетическом образовании человека, но также на его способностях к ассоциативному мышлению. При этом гротеск, так же, как и в пьесах
33
Lingua mobilis № 5 (38), 2012
1910-30-х годов, строится на основе привлекаемых образов-символов, отождествляя абсурдность обстоятельств в жизни героев, тем самым подчеркивая остроту личностных конфликтов персонажей. Изображение противостояния духовного и материального становится особо актуальным к середине 20 века - в период расцвета массовой культуры.
Список литературы
1. Abbotson, S. C. W. Masterpieces of 20th Century American Drama. Westport. London: Greenwood Press, 2005. P. 90-93
34