Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ С РАЗНЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ С РАЗНЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕИСТЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кротиков Никита Вадимович, Стрельникова Галина Владимировна

Введение. Ранее нами были выявлены три комплекса психофизиологических характеристик квалифицированных хоккеистов, которые можно считать типовыми. Содержание этих типов определяется различной скоростью реакции выбора, качеством реакции на движущийся объект, уровнем стрессоустойчивости, а также характером регуляторных процессов. Целью настоящего исследования явилась проверка эффективности разработанной методики функциональной подготовки квалифицированных хоккеистов с разными психофизиологическими типами, учитывающей их сильные и слабые стороны. Методы и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 хоккеистов, которые составили 2 группы, экспериментальную и контрольную. Общая функциональная подготовленность хоккеистов оценивалась по показателям выполнения «фартлека на велоэргометре» с мониторингом ЧСС, специальная функциональная подготовленность оценивалась по показателям «ледового теста». Результаты исследования. В конце эксперимента группы стали различаться между собой по трём показателям «ледового теста»: интенсивность ледовой работы, целевая ЧСС и адаптация к ледовой работе. Необходимых критериев успешности выполнения «фартлека на велоэргометре» полностью достигли 65% спортсменов экспериментальной группы против 35% контрольной группы. Выводы. Методика функциональной подготовки квалифицированных хоккеистов, учитывающая сильные и слабые стороны их психофизиологических типов, является эффективной: у хоккеистов экспериментальной группы наблюдаются более выраженные позитивные изменения показателей общей и специальной функциональной подготовленности, чем в контрольной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кротиков Никита Вадимович, Стрельникова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL TRAINING OF HOCKEY PLAYERS WITH DIFFERENT PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES

Introduction. Previously, we have identified three complexes of psychophysiological characteristics of qualified hockey players, which can be considered typical. The content of these types is determined by the different speed of the choice reaction, the quality of the reaction to a moving object, the level of stress resistance, and the nature of regulatory processes. The purpose of this study was to test the effectiveness of the developed methodology for the functional training of qualified hockey players with different psychophysiological types, taking into account their strengths and weaknesses. The methodology and organization of the study. The experiment involved 40 hockey players, who made up 2 groups, experimental and control. The general functional readiness of hockey players was assessed according to the performance of the "fartlek on a bicycle ergometer'' with heart rate monitoring, the special functional readiness was assessed according to the indicators of the "ice test". Research results and discussion. At the end of the experiment, the groups began to differ among themselves in three indicators of the "ice test": intensity of ice work, target heart rate and adaptation to ice work. The necessary criteria for the success of the "fartlek on a bicycle ergometer" were fully achieved by 65% of the athletes of the experimental group against 35% of the control group. Conclusions. The method of functional training of qualified hockey players, taking into account the strengths and weaknesses of their psychophysiological types, is effective: hockey players in the experimental group have more pronounced positive changes of the indicators of general and special functional readiness than in the control group.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ С РАЗНЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»

имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 110-114.

2. Кравчук А.И. Моделирование соревновательной подготовленности высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике / А.И. Кравчук, Д.А. Савчак, А.В. Журавлев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 165-169.

REFERENCES

1. Kravchuk, A.I. and Zhuravlev, A.V. (2020), "Model characteristics of compétitive conditions of leading gymnasts in sports aérobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 110-114.

2. Kravchuk, A.I., Savchak, D.A. and Zhuravlev, A.V. (2020), "Modeling the competitive conditions of highly qualified gymnasts in sports aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 165-169.

Контактная информация: kravchukt@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2022

УДК 796.966

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ С РАЗНЫМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Никита Вадимович Кротиков, соискатель, Галина Владимировна Стрельникова,

старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры,

Малаховка

Аннотация

Введение. Ранее нами были выявлены три комплекса психофизиологических характеристик квалифицированных хоккеистов, которые можно считать типовыми. Содержание этих типов определяется различной скоростью реакции выбора, качеством реакции на движущийся объект, уровнем стрессоустойчивости, а также характером регуляторных процессов. Целью настоящего исследования явилась проверка эффективности разработанной методики функциональной подготовки квалифицированных хоккеистов с разными психофизиологическими типами, учитывающей их сильные и слабые стороны. Методы и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 хоккеистов, которые составили 2 группы, экспериментальную и контрольную. Общая функциональная подготовленность хоккеистов оценивалась по показателям выполнения «фартлека на велоэргомет-ре» с мониторингом ЧСС, специальная функциональная подготовленность оценивалась по показателям «ледового теста». Результаты исследования. В конце эксперимента группы стали различаться между собой по трём показателям «ледового теста»: интенсивность ледовой работы, целевая ЧСС и адаптация к ледовой работе. Необходимых критериев успешности выполнения «фартлека на вело-эргометре» полностью достигли 65% спортсменов экспериментальной группы против 35% контрольной группы. Выводы. Методика функциональной подготовки квалифицированных хоккеистов, учитывающая сильные и слабые стороны их психофизиологических типов, является эффективной: у хоккеистов экспериментальной группы наблюдаются более выраженные позитивные изменения показателей общей и специальной функциональной подготовленности, чем в контрольной группе.

Ключевые слова: хоккеисты, индивидуализация, функциональная подготовка, психофизиологические особенности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p228-231

FUNCTIONAL TRAINING OF HOCKEY PLAYERS WITH DIFFERENT PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES Nikita Vadimovich Krotikov, the post-graduate student, Galina Vladimirovna Strelnikova, the

senior teacher, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Abstract

Introduction. Previously, we have identified three complexes of psychophysiological characteristics of qualified hockey players, which can be considered typical. The content of these types is determined by the different speed of the choice reaction, the quality of the reaction to a moving object, the level of stress resistance, and the nature of regulatory processes. The purpose of this study was to test the effectiveness of the developed methodology for the functional training of qualified hockey players with different psychophysiological types, taking into account their strengths and weaknesses. The methodology and organization of the study. The experiment involved 40 hockey players, who made up 2 groups, experimental and control. The general functional readiness of hockey players was assessed according to the performance of the "fartlek on a bicycle ergometer" with heart rate monitoring, the special functional readiness was assessed according to the indicators of the "ice test". Research results and discussion. At the end of the experiment, the groups began to differ among themselves in three indicators of the "ice test": intensity of ice work, target heart rate and adaptation to ice work. The necessary criteria for the success of the "fartlek on a bicycle ergometer" were fully achieved by 65% of the athletes of the experimental group against 35% of the control group. Conclusions. The method of functional training of qualified hockey players, taking into account the strengths and weaknesses of their psychophysiological types, is effective: hockey players in the experimental group have more pronounced positive changes of the indicators of general and special functional readiness than in the control group.

Keywords: hockey players, individualization, functional training, psychophysiological features.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность спортивной деятельности в большой мере зависит от того, насколько были учтены в тренировочном процессе индивидуальные особенности и возможности спортсмена. В связи с этим перед специалистами постоянно стоит задача, с одной стороны, определения значимых индивидуально-типологических характеристик спортсменов, и, с другой стороны, разработки методики тренировки, учитывающей эти особенности [1, 4].

В ходе предварительного исследования мы выявили три комплекса психофизиологических характеристик квалифицированных хоккеистов, которые можно считать типовыми [2]. Содержание этих типов определяется различной скоростью реакции выбора, качеством реакции на движущийся объект, уровнем стрессоустойчивости и характером регуляторных процессов. Для спортсменов с разными типами были предложены различные средства функциональной подготовки, учитывающие их сильные и слабые стороны.

Целью настоящего исследования явилась проверка эффективности разработанной методики функциональной подготовки квалифицированных хоккеистов с разными психофизиологическими типами.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие 40 хоккеистов, которые составили 2 группы, экспериментальную и контрольную. Эксперимент длился восемь микроциклов и захватывал обще-подготовительный и специально-подготовительный этапы. В начале и в конце эксперимента обе группы прошли педагогическое тестирование, позволившее определить их начальный и конечный уровень функциональной подготовленности. Общая функциональная подготовленность оценивалась по показателям выполнения «фартлека на велоэр-гометре» с мониторированием ЧСС, специальная функциональная подготовленность оценивалась по показателям «ледового теста». В первом случае оценивалась ЧСС нагрузки и ЧСС восстановления, во втором случае - время прохождения дистанции, интенсивность выполняемой специальной ледовой работы, целевая частота сердечных сокращений и адаптация к специальной ледовой работе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлены результаты тестирования общей функциональной подготовленности хоккеистов. Согласно представленным данным, хоккеисты обеих групп не

смогли в полной мере выполнить тест перед экспериментом. Более детальный анализ показывает, что в контрольной группе первого критерия теста достигли только 30% хоккеистов, а в экспериментальной группе - 25%. Второго критерия не достиг никто, ЧСС восстановления составляла 130-140 уд/мин, что не соответствует требуемому (125 уд/мин не менее чем в четырёх сериях).

В конце эксперимента в обеих группах часть спортсменов полностью справились с заданием (35% в контрольной группе 65% в экспериментальной группе). Среди оставшихся хоккеистов 25% спортсменов контрольной группы и 20% в экспериментальной группе выполнили только первое требование теста (достижение ЧСС 170 уд/мин в пяти сериях), но не выполнили второе требование (достижение ЧСС восстановления необходимой величины). Оба требования не смогли выполнить в контрольной группе 40%, а в экспериментальной группе 15% спортсменов.

Таблица 1 - Характеристика уровня общей функциональной подготовленности хоккеистов (показатели выполнения теста «фартлек на велоэогометре» в % от общего числа спортсменов)_

Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Выполнено 0 35 0 65

Не выполнено 100 65 100 35

Анализ данных «ледового теста» показал, что перед экспериментом уровень функциональной подготовленности хоккеистов был удовлетворительным в обеих группах. В конце эксперимента группы стали различаться между собой по трём показателям: интенсивность ледовой работы, целевая ЧСС и адаптация к ледовой работе.

Таблица 2 - Показатели специальной функциональной подготовленности хоккеистов (Х±о)_

Параметры оценки До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Время прохождения дистанции (с) 42,2±0,9 42,5±1,0 41,8±1,0 41,02±1,1

Интенсивность выполняемой специальной ледовой работы (%) 75,6±2,1 76,1±1,8 80,1±2,4 84,2±2,6*

Целевая частота сердечных сокращений (уд/мин) 154±3,7 152±4,0 160±3,4 168±3,7*

Адаптация к специальной ледовой работе (ед.) 2,8±0,1 2,7±0,2 2,9±0,1 3,3±0,1*

Примечание: статистически значимые различия между группами отмечены знаком (*).

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного эксперимента показывают, что разработанная нами методика функциональной подготовки квалифицированных хоккеистов, учитывающая сильные и слабые стороны их психофизиологических типов, является эффективной: у хоккеистов экспериментальной группы наблюдаются более выраженные позитивные изменения показателей общей и специальной функциональной подготовленности, чем в контрольной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Занковец В.Э. Индивидуализация общей физической подготовки профессиональных хоккеистов в соответствии с моделью физической подготовленности команды / В.Э. Занковец // Мир спорта. - 2022. - № 1(86). - С. 32-39.

2. Кротиков Н.В. Типологические особенности функционального состояния центральной нервной системы и высшей нервной деятельности квалифицированных хоккеистов / Н.В. Кротиков, Т.И. Лактионова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - № 3 (16). - С. 33-39.

3. Чесно А.В. Индивидуализация спортивной подготовки спортсменов в различных видах спорта / А.В Чесно // Шаг в науку: сборник статей по материалам III научно-практической конференции Института естествознания и спортивных технологий. - Москва : МГПУ, 2019. - С. 275-278.

REFERENCES

1. Zankovets, V.E. (2022), "Individualization of general physical training of professional hockey players in accordance with the team's physical fitness model", World of sports, Vol. 86, No. 1, pp. 32-39.

2. Krotikov, N.V. (2017), "Typological features of the functional state of the central nervous system and higher nervous activity of qualified hockey players", Science and sport: modern trends, Vol. 16 No. 3, pp. 33-39.

3. Chesno, A.V (2019), "Individualization of sports training of athletes in various sports", Step into science: a collection of articles based on the materials of the III scientific and practical conference of the Institute of Natural Science and Sports Technologies, MGPU, Moscow, pp. 275-278.

Контактная информация: strelnikovagv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2022

УДК 796.011.3

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ В

ВУЗЕ

Наталья Ильинична Кузина, доцент, Ольга Борисовна Бырина, доцент, Елена Юрьевна Балашова, доцент, Ирина Владимировна Борисова, кандидат педагогических наук,

доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты как оздоровительной, так и развивающей составляющей занятий по художественной гимнастике на учебных занятиях по физической культуре. Отмечена положительная роль занятий в рамках этого учебного модуля в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, наблюдается общее оздоровительное воздействие на организм обучающихся. Также на основании данных научных источников и наших наблюдений прослеживается взаимосвязь между координационными способностями и развитием интеллектуальных способностей студенток. В результате учебных занятий по художественной гимнастике были отмечены как количественные, так и качественные сдвиги в физическом развитии и успеваемости студенток.

Ключевые слова: физкультура в вузе, художественная гимнастика, профилактика заболеваний, сатурация, координация движений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p231-234

HEALTH-IMPROVING AND PREVENTIVE DIRECTION OF RHYTHMIC GYMNASTICS LESSONS AT THE UNIVERSITY

Natalya Ilyinichna Kuzina, the docent, Olga Borisovna Byrina, the docent, Elena Yuryevna Balashova, the docent, Irina Vladimirovna Borisova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi

Abstract

The article considers some aspects of both the health-improving and developmental components of artistic gymnastics classes at physical education classes. The positive role of classes within the framework of this educational in the prevention of diseases of the musculoskeletal system was noted, and a general healing effect on the body of students is observed. Also, based on the data of scientific sources and our observations, there is a relationship between the coordination abilities and the development of the intellectual abilities of female students. As a result of training sessions in artistic gymnastics, both quantitative and qualitative changes were noted in the physical development and academic performance of female students.

Keywords: physical education at the university, artistic gymnastics, disease prevention, saturation, movement coordination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.