Научная статья на тему 'Функциональная периодизация онтогенеза'

Функциональная периодизация онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕЗ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худоян С. С.

В обзоре с использованием собственных данных автор предлагает применить функциональный подход к возрастной периодизации. Возрастной цикл рассматривается как процесс решения определенной проблемы развития. Выделяются четыре проблемы развития и соответственно четыре возрастных цикла, направленные на их решение. Первая проблема и возрастной цикл считается формированием субъекта видовой активности (0-7 лет), второй цикл направлен на формирование субъекта половой активности (8-20 лет), в третьем цикле формируется субъект социальной активности (22-45 лет), а последней проблемой развития считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная периодизация онтогенеза»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА

С.С. ХУДОЯН*

Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, Ереван, Армения

В обзоре с использованием собственных данных автор предлагает применить функциональный подход к возрастной периодизации. Возрастной цикл рассматривается как процесс решения определенной проблемы развития. Выделяются четыре проблемы развития и соответственно четыре возрастных цикла, направленные на их решение. Первая проблема и возрастной цикл считается формированием субъекта видовой активности (0-7 лет), второй цикл направлен на формирование субъекта половой активности (8-20 лет), в третьем цикле формируется субъект социальной активности (22-45 лет), а последней проблемой развития считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни).

Ключевые слова: онтогенез, периодизация, функциональный принцип.

В психологии развития существуют многочисленные периодизации онтогенеза, однако, как известно, ни одна из них не получила всеобщего признания, и эта проблема остается одной из самых спорных в психологии [4, 14, 17]. Тщательный анализ теоретических основ данной проблемы дал еще Л.С. Выготский [4]. Он выделил три принципа периодизации возрастов: а) периодизации, отражающие развитие других систем; б) классификации возрастов, основанные на развитии отдельных подсистем человека; в) периодизации, отражающие существенные особенности развития. Этот автор видел ключ решения проблемы периодизации онтогенеза в переходе от описательных к так называемым сущностным классификациям возрастов. С.С. Розова также делит классификации на описательные и сущностные, или объясняющие. «После выработки чисто описательных классификаций, - пишет автор, - как

© Худоян С.С., 2014

* Для корреспонденции:

Худоян Самвел Суренович

доктор психологических наук, доцент,

зав. кафедрой развития и прикладной психологии

АГПУ им. Х. Абовяна

Тел.: (374-10) 52-20-67, (374-10) 093-517-513

E-mail: [email protected]

правило, делаются попытки объяснить, обосновать, закономерно вывести из чего-то данное многообразие форм исследуемого объекта» [12, с. 54]. При этом объясняющие классификации имеют свои виды, такие как генетические, каузальные, следственно-причинные, функциональные. В психологии развития были предложены разные виды объясняющих периодизаций. Так, периодизацию С. Холла можно считать генетической, поскольку автор делает попытку объяснить происхождение этапов онтогенеза. К каузальным можно отнести, например, периодизацию, предложенную А.В. Петровским. Согласно его взгляду, «...личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована» [10, с. 67].

Нами была сделана попытка построения функциональной объясняющей периодизации, в которой возрастные периоды классифицируются и объясняются на основе тех функций, которые они осуществляют в онтогенезе, тех проблем, которые решаются, и тех результатов, которые достигаются на каждом этапе развития [16]. Согласно данному подходу, биологические,

психические и социальные возрастные новообразования и нормативные возрастные события (брак, уход на пенсию и т.д.) каждого периода онтогенеза не являются случайными и независимыми друг от друга; каждый из них является шагом в системном процессе достижения некоторой конечной «цели». В этой связи анализ новообразований дает возможность не только выявить ту проблему, которая решается на определенном этапе развития, но и довольно четко установить, когда именно актуализируется и решается проблема развития, то есть начало и конец возрастного цикла.

Отметим, что наш подход отличается от теории возрастных задач Р. Хавигурста [22]. Каждый период онтогенеза мы рассматриваем как процесс решения одной конкретной проблемы развития, а не многочисленных задач. В этом процессе можно выделить шаги или задачи (в том числе и задачи, представленные Р. Хавигурстом), приводящие к решению исходной проблемы. При этом разницу между понятиями «проблемы» и «задачи» развития мы видим в том, что проблема относится к конечному результату, в то время как задачи - это отдельные шаги на пути решения проблемы. Проблему развития можно определить как генетически заданную, отраженную на психическом и социальном уровнях, данную в определенных условиях развития «цель», на достижение которой направлен процесс онтогенеза на конкретном возрастном этапе. Понятие «цель» мы применяем условно, имея в виду не осознанность процесса (хотя человек может осознать проблемы развития и целенаправленно решать их), а лишь то, что процесс развития направлен на определенный результат. Одновременно мы не рассматриваем проблемы развития как субъективные феномены, они существуют объективно и отражают естественные «цели» развития, которые сформировались в процессе эволюции. Здесь мы основываемся на широко распространенном в биологических науках «телеономическом» подходе, согласно

которому, биологическим системам свойственна естественная целенаправленность или целесообразность, в которых отсутствует акт сознательного целеполагания, а сама «цель» формируется на основе объективных закономерностей [9]. В то же время естественные «цели» развития могут отражаться на психологическом и социальном уровнях (например, в желаниях субъекта или требованиях общества) и превращаться в сознательные феномены.

Предложенная нами периодизация основывается на следующих теоретических положениях. Мы различаем основное направление онтогенетического развития и разветвления. Основное направление отражает тенденцию развития всей системы, и эта тенденция проявляется на всех уровнях развития и ключевых подсистемах системы. Об основном направлении развития человека можно говорить в том случае, если на биологическом, психическом и социальном уровнях происходят изменения одного и того же характера, то есть базовые новообразования в этих подсистемах имеют единую направленность, содержание и приводят к одному и тому же результату. Следовательно, при определении этапов развития онтогенеза необходимо учитывать как психологические, так и биологические и социальные новообразования.

Специфической особенностью онтогенеза человека можно считать то, что процесс развития происходит в двух принципиально разных формах - спонтанно и сознательно. Спонтанное развитие происходит, в основном, по биологическим и социальным программам. На этом уровне проблема, на разрешение которой направлен процесс развития, неактуальна для субъекта; он не воспринимает себя ее носителем и не осуществляет целенаправленную деятельность для ее решения. Однако в определенный период каждого возрастного цикла человек начинает ясно осознавать направление собственного развития, себя как субъекта этого процесса, а решение проблемы развития осуществляется,

главным образом, на сознательном уровне. В каждом возрастном цикле можно четко выделить периоды перехода из спонтанного к осознанной, целенаправленной форме развития. Эти периоды считаются критическими и сопровождаются перестройками самосознания, системы «Я».

Другой характеристикой онтогенеза является то, что процесс решения проблемы развития происходит на трех уровнях - биологическом, психическом и социальном. Иногда новообразования этих трех уровней появляются параллельно, а в некоторых случаях можно четко выделить этапы, когда проблема развития решается преимущественно на биологическом, потом - на психическом и, наконец, - на социальном уровнях (такое деление имеет, конечно, условный характер). При этом психические новообразования формируются под воздействием биологических и социальных факторов и, в свою очередь, обуславливают появление социальных новообразований (усвоение социальных ролей, групповых норм, ценностей и т.д.), на основе которых личность функционирует в обществе, социализируется в качестве субъекта определенной активности (например, видовой или половой).

Проблема развития в каждом цикле онтогенеза решается поэтапно, шаг за шагом, и каждый такой шаг можно рассматривать как отдельную фазу развития, с определенным функциональным значением.

Теперь попытаемся представить возрастную периодизацию, базирующуюся на вышеизложенных представлениях. На основе анализа функционального значения системы новообразований главных циклов развития человека (детство, отрочество, зрелость, старость) нами были выделены четыре исходные проблемы развития и соответственно четыре возрастных цикла, направленные на их решение. Границы возрастных циклов были установлены по следующему принципу: на основе первых новообразований, направленных на решение проблемы развития, было определено

начало возрастного этапа, а последние новообразования этого процесса и также появление новообразований принципиально нового характера мы считали свидетельством изменения направления развития и актуализации новой проблемы, то есть концом возрастного этапа.

Анализ возрастных новообразований эмбрионального периода и детства (до 7 лет) привел нас к выводу, что первая проблема развития и возрастной цикл, направленный на ее решение, связаны с формированием субъекта видовой активности. Фактически с начала зачатия до наступления половой зрелости человек приобретает все биологические, психические, поведенческие и социальные видовые свойства. В этом цикле развития можно выделить три этапа. На первом этапе (от зачатия до рождения) проблема решается в основном на биологическом уровне, формируются органические видовые свойства. На втором этапе этого цикла (от рождения до трех лет) формируются в основном психические видовые свойства. Уже в период но-ворожденности ребенок проявляет особую чувствительность к человеческим лицам и голосам, а в конце этого периода появляется комплекс оживления. Наиболее логичным объяснением этих феноменов, на наш взгляд, является то, что ребенок, благодаря определенным генетическим механизмам, начинает узнавать свой вид, принимать его. К концу первого года у ребенка начинает формироваться важнейшее видовое свойство - речь, благодаря которой формируются сознание, мышление и ребенок начинает усваивать общественно-исторический опыт человечества. С 1-1,5 года ребенок усваивает прямохождение, которое также является дифференциальным признаком человека. Приблизительно с трех лет начинается третий этап первого цикла развития. К трем годам у ребенка появляется важнейшее видовое свойство - самосознание, благодаря которому решение проблемы развития получает сознательный характер - ребенок целенаправленно

усваивает формы человеческого поведения и систему взаимоотношений в обществе, функционирует как полноценное человеческое существо. Как показали наши исследования [15], в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как человеческое существо, то есть в нем пробуждается видовое самосознание, носящее диффузный характер, не имеющее четких дифференциаций половой сферы, социальных ролей. Подобное самосознание дает ребенку возможность брать на себя любую социальную роль, идентифицировать себя с другими людьми, животными и даже неодушевленными предметами.

Наши исследования продемонстрировали также, что кризис трех лет обусловлен пробуждением самосознания. В период кризиса у ребенка формируется концепция полноценного человека, эталоном которого он считает взрослых. Подражая взрослым, ребенок самоутверждается, он обижается, когда к нему относятся не как к взрослому (симптомы кризиса обусловлены именно таким отношением взрослых), делает все, чтобы убедить взрослых (по всей вероятности и себя), что он такой же полноценный человек, как они. При этом свою активность в данном направлении ребенок ясно осознает и выражает в своей речи, например, утверждает, что он взрослый, такой же, как и родители. Для ребенка понятия «взрослый» и «полноценный человек» синонимичны, он не воспринимает себя взрослым по возрасту или по физическим характеристикам, а просто настаивает на своей полноценности. В этом возрасте одним из важных средств социализации и самоутверждения в качестве субъекта видовой активности является игра. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «...ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми и, следовательно, основным содержанием роли, которую берет на себя ребенок, становится воспроизведение именно этой стороны действительности» [17, с. 322]. Фактически, играя

роли взрослых, ребенок отождествляется с ними, тем самым принимает и заставляет других принять себя полноценным человеком. То же самое происходит и вне игровой ситуации. Ребенок, имитируя поведение взрослых или проявляя, например, своеволие, фактически осуществляет сознательную деятельность, направленную, с одной стороны, на усвоение социальных ролей, а с другой - на самоутверждение в качестве полноценного человека.

В 5-6 лет у ребенка формируется моральная сфера, что, на наш взгляд, также является важнейшим видовым новообразованием.

Первый цикл развития заканчивается приблизительно в 7 лет, а с 8-9 лет меняется направление развития, появляются новообразования половой сферы. Согласно нашим представлениям, кризис семи лет обусловлен переходом к половому созреванию. При этом кризисы, обусловленные переходом из одного возрастного цикла к другому, мы считаем одним из разновидностей нормативных кризисов развития; другой вид кризисов связан с перестройками самосознания (например, кризис трех лет). Переходные периоды развития характеризуются биологической перестройкой организма, маргинальностью, изменением ведущей деятельности и социальной ситуации развития (Аршавский И.А., Левин К., Эльконин Д.Б. и др.) и т.д. Мы рассматриваем переходный период как промежуточное состояние между предыдущим и последующим возрастными этапами, во время которого меняется программа развития, появляются новые потребности, которые пока еще ясно не осознаются. Процесс развития в переходные периоды происходит латентно, перестройки различных систем происходят на глубинном уровне, например, в эндокринной системе или в подсознании. Эти перестройки, появление неосознанных потребностей нового возрастного цикла субъективно переживаются как неопределенные желания, беспричинная грусть, неопределенная тревога, астения; у

человека появляется чувство, что он изменился, повзрослел [15].

Вторая проблема развития и цикл, направленный на его решение (с 8, 9-18, 22 лет), является формирование субъекта половой активности. Этот цикл также условно можно делить на три этапа. Первый этап начинается с биологических изменений - появления вторичных половых признаков (с 8, 9-13, 14 лет). На втором этапе (приблизительно с 13 до 16, 17 лет) формируются важные психологические характеристики субъекта половой активности: актуализируется и осознается половая потребность, появляются чувства к противоположному полу, интерес к вопросам пола, половых взаимоотношений и половой жизни, стремление к половому самоутверждению, к интимным отношениям с противоположным полом. В 14-15 лет происходит вторая перестройка самосознания, в рамках диффузного видового самосознания дифференцируется половой аспект, подросток начинает осознавать себя в качестве субъекта половой активности, то есть «пробуждается» половое самосознание. Если на предыдущем цикле развития ребенок стремится стать взрослым и понятие «взрослый» для него означает полноценный человек, то теперь «. стать взрослым - значит стать мужчиной или женщиной...» [8, с. 219]. До подросткового возраста у ребенка, конечно, сформированы те или иные аспекты полового самосознания, однако они пока еще не стабильны (например, многие дети уверены, что с возрастом пол может измениться), не интегрированы, основываются на внешних, формальных признаках. В детском возрасте представлен только когнитивный аспект полового самосознания, а аффективное составляющее, «чувственная ткань» отсутствует, то есть ребенок не чувствует себя субъектом половой активности. Половое самоощущение формируется под воздействием биологических, психических и социальных новообразований, относящихся к половой сфере (например, ощущения,

исходящие из половых органов или же связанные с половой потребностью, любовью и т.д.), и впервые появляется в подростковом возрасте.

Перестройка самосознания ведет к новому кризису в развитии личности, в течение которого формируются концепции мужественности/женственности, а также собственного «Я» как субъекта половой активности. С формированием полового самосознания подросток начинает осуществлять целенаправленную деятельность, направленную на усвоение поло-ролевых норм поведения, становления и самоутверждения в качестве субъекта половой активности. Как и в предыдущем, так и в этом цикле развития дети активно подражают взрослым, однако если в дошкольном возрасте ребенок копирует все аспекты взрослого поведения, то теперь акцент ставится на женственности/мужественности, на полоролевые особенности поведения. Более высокий уровень развития интеллекта дает возможность подростку научиться полоролевому поведению не только путем подражания, но и активного изучения соответствующей информации. На третьем этапе этого цикла (с 16 до 22 лет) личность начинает активно функционировать как субъект половой активности.

Формирование субъекта половой активности, следовательно, и второй цикл развития, заканчиваются приблизительно в 20, 22 года. К этому возрасту юноши становятся половозрелыми как в биологическом, так и в психологическом и социальном плане [6 и др.]. При этом к 20 годам происходит второй переход и кризис, обусловленный этим. Смысл юношеского переходного периода мы видим в приобретении самостоятельности, которая является промежуточным звеном в процессе перехода от состояния подопечного к статусу опекуна (самостоятельность есть не что иное, как забота о самом себе); опекая самого себя, юноша как бы приобретает опыт заботы, который он в дальнейшем применяет к другим.

Третья линия развития (от 20, 22 до 40 лет) - формирование субъекта социальной активности (имеется в виду трудовая и семейная активности) - не начинается с биологических изменений (биологические системы просто продолжают развиваться). Однако в качестве биологического новообразования можно рассматривать родительский инстинкт (потребность), который начинает актуализироваться именно с этого возраста и имеет свои внутренние, биологические механизмы [3, 20]. Необходимо сказать, что с чисто биологической точки зрения возможно, что второй и третий циклы развития представляют собой одну линию и протекают на основе одной наследственной программы, но в человеческом обществе эти два цикла имеют качественно различные комплексы психологических и социальных новообразований. Даже у животных эти циклы основываются на двух разных инстинктивно-поведенческих механизмах. Думаем, что факты скорее говорят о том, что после 20 лет развитие меняет свое направление, и мы имеем дело с новым возрастным циклом. Что касается психологических и социальных новообразований третьего цикла развития, то они связаны с созданием семьи, усвоением супружеских, родительских и трудовых ролей, с трудовой карьерой; поэтому этот возрастной цикл рассматривается нами как период формирования субъекта социальной, то есть семейной и трудовой активностей. Если в предыдущем цикле в основе мотивационной системы развития лежала половая потребность, то теперь развитие, по нашему мнению, стимулируется родительской потребностью, на которой основывается другая важная мотивационная составляющая этого возраста - потребность в труде (например, у многих животных поведение, которое каким-то образом напоминает трудовую деятельность человека, - построение жилища, охота для кормления семьи и т.д., начинает проявляться тогда, когда животное собирается стать или становится родителем [13]).

Условно в этом цикле можно выделить два этапа развития. На первом этапе (приблизительно от 20 до 30 лет) происходит дальнейшее развитие физиологических и психических функций, достигая максимальных показателей около 30 лет [1]. В этом возрасте происходит существенное развитие также и в социально-психологической сфере. «Зарождаются чувство хозяина своей жизни, социальная ответственность за себя и за дело, . за других (например, за детей и родителей)» [11, с. 5]. Встает вопрос, почему после достижения половой зрелости человек продолжает психически и физически развиваться еще одно десятилетие? Ведь как утверждают биологи, «. у человека, как и у животных, цель и биологический смысл индивидуального развития. заключается в достижении половозрелого возраста.» [2, с. 245]. Наиболее логичным объяснением является то, что формируется готовность человека к осуществлению родительской и трудовой функций. Ведь половозрелость обеспечивает только появление потомков, но не их сохранение: для выполнения этой функции требуется более высокий уровень как биологического, так и психического и социального развития личности. Пожалуй, приближение к пику психического и физического развития является тем генетическим сигналом, который стимулирует актуализацию и осознание родительской потребности, человек чувствует силу, уверенность и желание заботиться о других, появляется установка, которую Э. Эрик-сон назвал генеративностью. Согласно Дж. Бигнеру, «желание опекать других является центральным компонентом этой установки [то есть генеративности - прим. авт.]» [21, с. 186].

Приблизительно к тридцати годам происходит третья перестройка самосознания и кризис: молодой человек начинает воспринимать и оценивать себя в качестве субъекта социальной активности - пробуждается родительское, супружеское, профессиональное самосознание. Он хочет понять

систему ориентиров социального функционирования, смысл собственного существования, что он представляет собой как субъект семейной и трудовой активности, свое место в социуме, пытается самоутвердиться в социальной сфере. К этому периоду молодые люди обычно насыщаются от холостой жизни, появляется желание создать семью, иметь детей. Согласно Ш. Бюллер, к 25 годам человек находит свое призвание в жизни (в трудовом смысле), начинает осуществлять постоянную трудовую деятельность [по 11]. По мнению некоторых авторов, возраст от 25 до 30 лет является периодом профессионального самоопределения, формирования критерия оценки собственного «Я» как специалиста [11], когда заканчиваются профессиональные поиски [25].

На втором этапе этого цикла (приблизительно от 30 до 40 лет) личность усваивает роли, знания, умения и навыки профессиональной и семейной деятельностей, достигает определенного социально-экономического статуса. Около 40 лет происходит третий переход онтогенеза - кризис середины жизни. Исследования свидетельствуют о повышении уровня агрессивности и самодеструктивности в период этого кризиса [23, 24 и др.], что, на наш взгляд, связано с актуализацией на подсознательном уровне потребностной системы нового возрастного цикла, которую мы обозначили как «самореализация/самоисчерпание». Данное понятие мы предпочитаем принятому в психоанализе понятию «влечение к смерти» (хотя в некотором смысле их можно считать синонимами), считая, что у человека не может быть биологической потребности уничтожить себя, однако есть стремление реализовать свой потенциал, в результате чего происходит самоисчерпание. Понятием самореализация/самоисчерпание мы обозначили последнюю возрастную проблему и цикл онтогенеза (от 40, 45 лет до конца жизни).

Вся первая половина жизни и, в частности, третий цикл развития, приводят к формированию полноценного члена общества,

выполняющего семейную и трудовую функции, а во второй половине жизни сформированный субъект социальной активности должен реализовать тот потенциал, который был накоплен и тем самым исчерпать себя. В возрастной психологии и физиологии этот цикл обычно характеризуется понятием «старение». Мы считаем, что это понятие не отражает сущность возраста, человек формируется не для того, чтобы постареть, деградировать. То, что сформировалось, должно реализоваться, исчерпать свои функции, а признаки старения могут быть рассмотрены как побочные проявления реализованности, исчерпанности системы. Если общей функциональной тенденцией первой половины онтогенеза является эволюция, становление, то во второй половине развитие носит инволюционный характер, происходит общее, медленное исчерпание биологического, психического и социального потенциала человека.

Приблизительно с 40 лет начинают появляться различные деструктивные изменения на физико-химическом, клеточном и тканевом уровнях [7]. Происходит спад физических сил и интеллектуальных функций, изменяется внешность, начинают появляться первые серьезные заболевания. Этот цикл онтогенеза тоже условно можно делить на два этапа (до и после перестройки самосознания). В течение первого этапа (приблизительно с 40 до 65 лет) постепенно «исчерпывается» субъект половой активности, «. половые роли становятся все более несущественными, с этого возраста у обоих полов начинают появляться черты, которые традиционно приписываются противоположному полу» [18, с. 459]. Постепенно человек исчерпывается и как субъект родительской активности. На биологическом уровне это выражается климактерическими явлениями, а на социально-психологическом уровне - тем, что дети становятся взрослыми и не нуждаются в опеке, а, с другой стороны, родители, сами нуждаются в опеке. Сильное воздействие на процесс самоисчерпания имеет оконча-

ние трудовой деятельности. Исследования украинского ученого Е. Головахи показывают, что после ухода на пенсию «...значительное число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже «спокойно умереть» [5, с. 240]. Подобное состояние, конечно, возникает в тех случаях, когда человек начинает чувствовать, оценивать себя исчерпанным.

Вышеуказанные изменения, естественно, не могут не привести к новой перестройке самосознания и кризису (кризис позднего возраста). Мы считаем, что в нашей культуре такая перестройка происходит в возрасте 60 - 65 лет. Человек начинает осознавать себя смертным, создает концепцию дальнейшего существования, отвечает на такие трудные вопросы, как: «Как он прожил жизнь?», «Что есть смерть?», «Как он будет жить дальше?», «В чем смысл его жизни на этом этапе?». Именно эта концепция, а также концепция собственного «Я» как личности, которая прожила основную часть своей жизни, решают, как человек проживет свою старость. При этом большое влияние на формирование этих представлений имеет концепция старости, существующая в данном обществе. В связи с этим Д. Чопра пишет: «В Америке и в Англии пенсионный возраст равен 65 годам. За день до того, как рабочему исполнится 65, он трудится на благо общества. На следующий день он уже находится на иждивении у общества. Медицинские результаты этого сдвига в восприятии бывают катастрофическими. В первые же годы после выхода на пенсию резко возрастает количество инфарктов и раковых заболеваний и здоровые до пенсии люди безвременно умирают. .Для сравнения, в обществах, где пожилой возраст - не помеха труду, старики остаются необычайно бодрыми» [16, с. 17-18].

Второй этап этого цикла (от 65 до конца жизни) является своеобразной «борьбой за жизнь». При этом человек может выбрать один из двух путей этой «борьбы». В одном

случае он чувствует себя исчерпанным и прибегает к неадаптивным способам защиты - живет прошлым, концентрируется на собственном здоровье, иногда появляются невротические расстройства, самодеструктивное поведение («плохое» старение). Другой путь («хорошее» старение) можно охарактеризовать как «активное самоисчерпание». В этом случае почти до конца своей жизни человек концентрируется на повседневных проблемах, ставит новые цели и достигает их.

Окончательным решением проблемы этого цикла онтогенеза и всего жизненного пути личности является полное самоисчерпание, то есть смерть.

Мы попытались построить функциональную периодизацию онтогенеза. Она, на наш взгляд, имеет несколько преимуществ. Во-первых, охватывает весь жизненный цикл, является системной, так как учитываются не только психические, но и биологические и социальные факты развития. О системности нашего подхода свидетельствует также и то, что новообразования рассматриваются не отдельно друг от друга, а в единстве, как звенья общей логической цепи развития. В этой классификации возрастные циклы объясняются с функциональной точки зрения, то есть это объясняющая периодизация. При этом объяснение основывается на возрастных феноменах, а не на фактах развития других систем. В периодизации представляются объективные критерии определения продолжительности возрастных циклов и этапов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 101 с.

2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.

3. Вишневский А.Г. О мотивационной основе рождаемости / В кн.: Демографическое развитие семьи. Под ред. А.Г. Волкова. -М.: Мысль, 1979. - С. 73-91.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

5. Головаха Е.И. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути / В кн.: Жизненный путь личности. Под ред. Л.В. Сохань. - Киев: Наукова думка, 1987. - С. 225-236.

6. Кле М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

7. Коган А.Ф., Наумов Н.П., Ретабек Б.Г. Биологическая кибернетика. - М.: Высшая школа, 1977. - 408 с.

8. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1988. - 320 с.

9. Нигматуллин Ч.М. Целеполагание основных биологических систем: организм, популяция, сообщества и биосфера // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия Биология. Н.-Новгород: ННГУ. - 2005. - Вып. 1(9). -С. 142-153.

10. Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация / В кн.: Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - С. 38-76.

11. Пиняева С.Е., Андреев И.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 3-10.

12. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. - Новосибирск: Наука, 1986. - 223 с.

13. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Изд. МГУ, 1976. - 287 с.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

15. Худоян С.С. Онтогенетические перестройки самосознания и кризисы развития личности. - Ереван: Зангак-97, 2010. - 232 с.

16. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. -М.: Крон-пресс, 1995. - 368 с.

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 560 с.

18. Allgeier A.R., Allgeier E.R. Sexual interactions. - Toronto: D. Heath & comp., 1988. - 645 p.

19. Atchley R.C. The social forces in later life: An introduction to social gerontology. - Belmont, CA: Wadsworth, 1972. - 532 p.

20. Bardwick J.M. Evolution and parenthood // Social Issues. - 1974. - Vol. 30 (4). - P. 7594.

21. Bigner J.J. Parent-child relations: An introduction to parenting. - N.Y.: Macmillan publ. Comp., 1985. - P. 314-350.

22. Havighurst R.S. Developmental tasks and education. - N.Y.: David Mckey comp., 1972. -338 p.

23. Jacques E. Death and the midlife crisis // Int. J. of Psychoanal. - 1965. - No. 46. - P. 502-514.

24. Levinson D. The seasons of man's life. - N.Y.: Knopf, 1978. - 363 p.

25. Stevens-Long J., Cobb N.J. Adolescence and early adulthood. - Palo Alto: Mayfield Pub. Co., 1983. - 506 p.

FUNCTIONAL ONTOGENY PERIODIZATION

S.S. KHUDOYAN Abovyan Armenian State Pedagogical University, Yerevan, Armenia

The review is based on the author's own data and suggests applying a functional approach to age periodization. Age cycle is considered as a process of solving specific problems of development. There are four issues of development and accordingly four age cycles aimed at solving them. The first problem and age cycle is considered as a period of development of the subject of species activity (0-7 years), the second is aimed at developing the subject of sexual activity (8-20 years) and the third cycle - the subject of social activity (22-45 years), and the latest development issue is considered to be self-exhaustion (from 45 up to the end of life).

Keywords: ontogenesis, periodization, functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.