СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 316.6
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМПАЗО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Ю. М. Перевозкина, В. Г. Федосов, НГПУ, Новосибирск,
Ф. Прюс,
Эрнст-Мориц-Аредт университет, Грайфсвальд, Германия
В статье раскрывается проблема импазо-ролевой социализации молодежи, выступающей наиболее активной частью общества и обеспечивающей прогресс и инновационные преобразования. Цель статьи — определение функциональной организации импазо-ролевой социализации молодежи. Социализация молодежи рассматривается с позиции символического интеракционизма. Предполагается, что частный случай социализации — импазо-ролевая социализация — представляет систему со встроенным метасистемным уровнем. Формулируется гипотеза, заключающаяся в том, что чем шире и адекватнее будет представлена совокупность ролевых импозитов (основных ролевых моделей) в структуре личности, тем эффективнее будет социальное функционирование молодежи. Для эмпирического доказательства модели спланировано экспериментальное исследование, предполагающее изучение влияния экспериментальной программы (целью которой было расширение ролевого репертуара) на эффективность социального функционирования молодежи с неуспешной социализацией. Исследование проведено на выборке студентов (Ы = 400), из которых было отобрано на основе кластерного анализа 98 человек с неуспешной социализацией, которые, в свою очередь, были разделены на две группы — контрольную (Ы = 49) и экспериментальную (Ы = 49). Возрастной диапазон варьировался от 17 до 25 лет. В время методов исследования применялись методы для изучения особенностей социализации и ролевого функционирования молодежи.
Приводятся данные о статистически значимых различиях в проявлении ролевой направленности, когерентности, ригидности позиций, ролевого конфликта и особенностей субъективного благополучия, социальной фрустрированности в экспериментальной группе до и после воздействия р < 0,05 (критерий /-Стьюдента, критерий х2-Мак-Немара). Утверждается, что расширение ролевого репертуара молодежи увеличивает социальные возможности субъектов в успешном социальном функционировании, отражающего повышение общего самочувствия, социальную включенность, субъективное благополучие.
На основе полученных результатов делается вывод, что импазо-ролевая социализация представляет систему с открытым метасистемным уровнем, на котором уникальные ролевые композиции обуславливают ролевое функционирование индивида.
Ключевые слова: социализация молодежи; ролевые импозиты; ролевое поведение; метасистема; локус ролевого конфликта; субъективное благополучие.
Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Федосов В. Г., Прюс Ф. Функциональная организация импа-зо-ролевой социализации молодежи: метасистемный подход // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 130-137.
© Перевозкина Ю. М., Федосов В. Г., Прюс Ф., 2018
Введение
Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями в политической, экономической, образовательной, социальной и других сферах. Качественные трансформации социальной среды, включающие информационные потоки, значительные преобразования в системе российского образования и соответственно в профессиональной сфере, оказывают существенное влияние на факторы и механизмы социализации молодежи. Проблема социализации молодежи затрагивается в работах как отечественных (А. Г Асмолов [2], И. С. Кон [5], Г М. Андреева [1] и др.), так и зарубежных исследователей (К. Джаскайт [16], Дж. М. Лайт, Дж. Расби, К. М. Нис, Т. А. Снийдерс [18], Х. М. Индер-битзен, К. С. Волтерс, А. Л. Буковски [15], М. Кенг [17] и др.), которые занимаются изучением молодежи как специфичной социально-возрастной группы. Особой характеристикой современной молодежи выступает ее включенность в информационную среду с момента рождения. Виртуальная среда позволяет значительно расширить социальное функционирование молодого человека, детерминируя развитие ролевой множественности. Ролевая мультивариативность, в свою очередь, может вызывать противоречия между социальными ожиданиями индивида и той реальностью, в которой он оказывается. В этой связи встает проблема социального функционирования развития этапов становления и включения современной молодежи в социокультурное пространство.
Понятие роли как фактора организации общественных отношений впервые раскрываются в работах Дж. Мида [7]. По мнению основателя символического интеракциониз-ма, личность состоит из набора социальных ролей, осваиваемых в процессе межличностного взаимодействия и оказывающих влияние на поведение индивида. Роль как единица социализации индивида, активно используется в зарубежной социальной психологии, в которой предлагается понятие ролевой модели. Первое использование данного термина принадлежит Р. К. Мертону [19], согласно которому имитирование поведения или успеха
конкретного, чаще всего значимого человека называется ролевой моделью. Изучение ролевой модели в рамках политического имиджа осуществлено в работах К. Волбрехт, Д. Кэмп-белл [26], В. Карвалхо Пинто [20]. Ряд других исследований посвящено значимости ролевой модели учителя для студентов [11-13; 24; 25 и др.].
Таким образом, обзор современных исследований, посвященных изучению ролевого функционирования молодежи в социальном пространстве демонстрирует значительное число исследований, посвященных данной проблеме, что позволяет определить исследовательскую и методологическую задачи, заключающиеся в определении ролевого функционирования молодежи.
Методология
Данная работа выстраивается на основных позициях ролевой теории (Дж. Мид [7], И.С. Кон [6]), рассматривающей социализацию как активное ролевое освоение через взаимодействие со значимыми окружающими людьми и реализацию освоенных ролей через поведение. С точки зрения представителей ролевого подхода, роль определяет направленность и эффективность социализации, выступая ключевой фигурой. Вместе с тем необходимо указать на слабую проработанность проблемы раскрытия закономерностей ролевого функционирования, установления функций роли, реализуемых в контексте социума, которые могут быть обнаружены с позиции системного [10] и метасистемно-го подхода [3; 4]. Согласно А. В. Карпову [3], некоторые феномены, в нашем случае социализация, могут быть представлены как системы со встроенным метасистемным уровнем. Спецификой данного уровня, с точки зрения автора, является открытость, означающая взаимодействие системы с другими системами, выступающими по отношению к ней более общими, называемыми метасистемами. Сущность такого взаимодействия заключается в том, что метасистема транспонируется в систему, получая свое существование в идеальном виде. Таким образом, объективная
реальность (в нашем случае социальные роли) удваивается в субъективном пространстве (личности), обретая идеальную природу. По мнению А. В. Карпова [3], все системы со встроенным метасистемным уровнем обладают способностью к целеобразованию. Цель предполагает большую открытость компонентного состава в виде ролевых импозитов, обеспечивая их превращение в метакомпонен-ты. Чем шире и адекватнее будет представлена совокупность ролевых импозитов (основных ролевых образов см. [8; 9]), образующая субъективную реальность, тем эффективнее будет социальное функционирование субъекта. Данный тезис был положен в основу проведенного нами эмпирического исследования. Еще раз повторим важное следствие вышесказанного, которое на первый взгляд кажется парадоксальным — компонентами импазо-ро-левой социализации становятся сущности, которые исходно выступали по отношению к личности как части метасистемы (социума), в которую личность включена. В случае их совпадения с потребностями субъекта роль реализуется в поведении. При несовпадении роли и потребности возможны переход на предыдущие этапы, начиная с анализа ситуации, и повторение функционального круга. Однако в силу недостаточной включенности индивида в социальное пространство возможна реализация роли, которая или не удовлетворяет потребности, или не соответствует социальной ситуации. В этом случае индивид транслирует асоциальное ролевое функционирование, которое может выражаться в творческой или деструктивной активности. Согласно Дж. Сперлок [21] общественные ожидания могут отличаться от собственных ролевых ожиданий конкретного индивида и противоречить его целям. Множественность и несовпадение индивидуального понимания ролей с их социальной стороной, с точки зрения автора, часто провоцируют конфликт и стресс. Таким образом, нами была сформулирована гипотеза, заключающаяся в том, что чем шире будет представлен диапазон ролевых импозитов в структуре личности, тем эффективнее будет социальное функционирование молодежи.
В процессе исследования использовались методы для измерения социализации и методики для определения ролевого функционирования
молодежи: методика «Калейдоскоп» (Ю. М. Перевозкина, Л. В. Паньшина, О. О. Андронни-кова, Н. В. Дмитриева1), «Измерение локуса ролевого конфликта» (ЛРК) П. П. Горностай, «Шкала субъективного благополучия» (ШСБ), «Шкала социального самоконтроля» М. Снай-дер (ШСС), «Шкала социальной фрустрирован-ности» (ШСФ) Л. И. Вассерман.
Эмпирическая база исследования формировалась на выборке студентов Новосибирского государственного педагогического университета (91 юноша и 400 девушек) в возрасте от 17 до 25 лет, из которых посредством кластерного анализа были сформированы две группы — студенты с неуспешной и успешной социализацией (достоверность дифференциации подтверждена на уровне р < 0,01 — критерий /-Стьюдента). В соответствии с задачами исследования испытуемые с неуспешной социализацией (Ы = 98) были разделены на две группы — контрольную (Ы = 49) и экспериментальную (Ы = 49). С экспериментальной группой проводилась экспериментальная программа, направленная на расширение ролевого репертуара и, как следствие, достижение эффективного социально-ролевого функционирования и оптимума индивидуального бытия субъекта. Программа проводилась в течение одного учебного года (10 месяцев), один-два раза в месяц по четыре часа и предусматривала групповую и индивидуальную форму работы таким образом, чтобы в рамках групповой работы проводились индивидуальные сессии. Было проведено 12 групповых встреч. Структурная логика программы включала:
- вводный этап — 1 занятие;
- основной этап — 10 занятий, распределяющихся по два занятия на пять сфер (контактов, профессиональная, семейная, интимно-сексуальная и личностная);
- заключительный этап — 1 занятие.
Таким образом, на формирующем этапе
предполагалась проработка основных ролевых позиций в каждой из пяти жизненных сфер, начиная с формальных и неформальных ролей, заканчивая более глубоким анализом личностных ролей, и интеграция всех ролевых
1 Патент № 2625284 зарегистрирован от 12 июля 2017 г.
импозитов в единую ролевую структуру индивида.
На контрольном этапе производилась оценка эффективности импазо-ролевого сопровождения респондентов с неуспешной социализацией, включающая проведение повторного тестирования респондентов в экспериментальной и контрольной группах и сравнение результатов до и после воздействия.
Результаты
Полученные результаты сравнительного анализа (критерий ¿-Стьюдента для зависимых и независимых групп) свидетельствуют, что в экспериментальной группе, которая также имеет значимые различия по большинству признаков с респондентами контрольной группы (р < 0,05), по большинству параметров произошли существенные сдвиги (табл. 1).
По переменной «Субъективное благополучие» произошло значимое повышение в экспериментальной после воздействия (^ = -2,26
р = 0,024). До проведения импазо-ролевого сопровождения студентов с неуспешным социальным функционированием наблюдалась выраженная депрессивная симптоматика, раздражительность, эмоциональная лабильность. Результаты исследования демонстрируют, что после проведения экспериментального воздействия респонденты стали менее подвержены резким эмоциональным сдвигам, варьирующим от внезапного счастья до переживания острого горя, снизилась подавленность пассивность, вялость ^ = 2,63 р = 0,009). Обнаружено статистически значимое снижение ( = 5,7 р = 0,000) по параметру «Напряженность и чувствительность» (^ = 2,13 р = 0,034). В связи со сложностями социального функционирования в первом тестировании в экспериментальной группе были диагностированы изменения в настроении, что свидетельствует о выраженности плохого самочувствия, общего недомогания. В экспериментальной группе после воздействия данные показатели имеют значительную тенденцию к снижению ^ = 9,27 р = 0,000). Обнаружено также значимое повышение по параметру
Методики Признаки ЭТ1 ЭТ2 ¿-знач. Р
Шкала субъективного благополучия Субъективное благополучие 54,40 61,35 -2,26 0,024
Напряженность и чувствительность 13,13 10,48 2,13 0,034
Психоэмоциональная симптоматика 16,73 10,22 2,63 0,009
Изменения настроения 6,13 4,13 9,027 0,000
Значимость социального окружения 9,60 8,90 1,72 0,084
Самооценка здоровья 6,87 7,09 -0,64 0,520
Удовлетворенность деятельностью 11,07 15,17 -3,118 0,006
ШСФ Социальная фрустрированность 35,83 23,76 4,46 0,000
ШСС Социальный самоконтроль 13,08 12,86 0,03 0,978
ЛРК Локус ролевого конфликта 5,72 11,40 -8,32 0,001
2 Из-за ограниченного объема статьи приводим данные только по экспериментальной группе. В контрольной группе по всем показателям не было обнаружено статистически значимых различий р > 0,05.
Таблица 1
Оценка различий между экспериментальной группой в первом и втором тестировании
(критерий ¿-Стьюдента)2
«Удовлетворенность деятельностью» (t = -3,12 p = 0,006). Результаты демонстрируют, что после проведения воздействия показатели удовлетворенности социальными достижениями в основных жизненно важных сферах статистически значимо возросли (с 11,07 баллов до 15,17 баллов). Статистически значимо снизилась социальная фрустрированность (t = 4,46 p = 0,000). Обнаружены значимые изменения в локусе ролевого конфликта (t = -8,32 p = 0,001), демонстрирующие, что после проведения воздействия студенты экспериментальной группы обнаруживают способность к гармоничному сочетанию собственных потребностей и общественных ролевых ожиданий (диагностирован промежуточный тип локуса ролевого конфликта М = 11,4 балла).
Сравнение студентов по ролевым факторам в экспериментальной группе до и после
Оценка сопряженности между первым и вторым импазо-ролевой направленностью и импазо-рол
воздействия показало статистически значимые различия в первом и втором тестировании (табл. 2).
Студентами были освоены не только профессиональные, но и личностные роли, соответствующие полу и возрасту, — обнаружены статистически значимые различия между студентами экспериментальной группы до и после воздействия в личностной сфере (рис. 1).
Результаты применения критерия Мак-Немара х2 демонстрируют, что после прохождения программы импазо-ролевого сопровождения среди участников экспериментальной группы значительно повысился процент студентов, имеющих в своем арсенале ведущие роли, отражающие адекватную полоролевую идентичность с вероятностью ошибки менее 0,001 %. Студенты, участвующие в программе, стали
Таблица 2
тестированиями и импазо-ролевой ригидностью, евой когерентностью (критерий х2-Мак-Немара)
Сфера Импазо-ролевые факторы Х2-Мак-Немара ст. св. p
я н о Тестирование и созидательная направленность 89,252 сс = 1 p = 0,0000
Тестирование и пол-когерентность 144,115 сс = 1 p = 0,0000
Я Ч Тестирование и возраст-когерентность 68,915 сс = 1 p = 0,0000
Тестирование и ролевой конфликт 366,178 сс = 1 p = 0,0003
3 Тестирование и созидательная направленность 165,761 сс = 1 p = 0,0000
я >я (D s Тестирование и пол-когерентность 2,125 сс = 1 p = 0,0116
о Тестирование и возраст-когерентность 35,260 сс = 1 p = 0,0000
« ¡2 Тестирование и созидательная направленность 147,335 сс = 1 p = 0,0000
Тестирование и пол-когерентность 7,690 сс = 1 p = 0,1200
& Тестирование и возраст-когерентность 60,003 сс = 1 p = 0,0000
■ о я g Тестирование и созидательная направленность 113,797 сс = 1 p = 0,0000
о Я и л ■е ¡з Тестирование и пол-когерентность 0,347 сс = 1 p = 0,3046
Тестирование и возраст-когерентность 89,252 сс = 1 p = 0,0000
я Тестирование и созидательная направленность 3,594 сс = 1 p = 0,1430
л л £ Тестирование и пол-когерентность 5,658 сс = 1 p = 0,5212
(D О Тестирование и возраст-когерентность 2,230 сс = 1 p = 0,4161
Рис. 1. Сопряженность ролевых факторов личностной сферы и влияния программы импазо-ролевого сопровождения в экспериментальной группе
□ До воздействия ■ После воздействия
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
~г
~г
Созидательная Когерентность Когерентность направленность с полом с возрастом
Гибкость
реализовывать в большей степени роли, имеющие созидательную направленность (с 44,3 до 80,95 %), и обнаруживают ролевую гибкость (с 26,68 до 68,52 %). Были также обнаружены статистически значимые различия в семейной, профессиональной и межличностной сферах (критерий Мак-Немара х2 = 35,260 ^ 366,178 р < 0,02 (см. табл. 2). Исключение составила переменная «импазо-ролевая когерентность с полом», по которой не было обнаружено статистически значимых сдвигов в сфере контактов и профессиональной сфере, и ни по одному ролевому фактору не обнаружено значимых сдвигов в сексуальной сфере (р > 0,05).
Обсуждение результатов
Итак, в результате проведения эксперимента были обнаружены различия в экспериментальной группе, доказывающие, что проведение программы импазо-ролевого сопровождения молодежи с неуспешной социализацией способствует расширению ролевого репертуара личности. Это, в свою очередь, увеличивает социальные возможности субъектов в успешном социальном функционировании, которое выражается в повышении общего самочувствия, социальной включенности, субъективном благополучии. Полученные результаты отражают тот факт, что более полная представленность объективной
социальной реальности в виде ролевых импо-зитов в субъективном пространстве личности обуславливает снижение ролевого конфликта. Эти данные согласуются с результатами К. Джаскайт [16], в которых представлена связь снижения ролевого конфликта у студентов N = 210) с освоением новой социальной роли. Согласно данным Х. М. Индербитзен, К. С. Волтерс и А. Л. Буковски [15] социальные статусы оказывают влияние на чувство социальной тревоги и депрессивные состояния в выборке подростков. По данным исследования [23; 26], ролевая модель оказывает значимое влияние на успешную социализацию студентов.
Полученные результаты согласуются с рядом исследований, ставящих целью определение влияния расширения ролевого диапазона на успешную социализацию молодежи [14; 22 и др.] и демонстрирующих, что идентификация разных типов ролевых моделей у учащихся способствует увеличению экологической ответственности, лидерства, позитивному отношению к учебному заведению.
Полученные результаты также свидетельствуют об изменении в импазо-ролевой когерентности с полом: большинство студентов после воздействия готовы реализовы-вать в своем поведении роли, тождественные с полом и возрастом (более 60 %). Вен-Чан Чэнг [27] доказала в своем исследовании, что
гендерная роль тайваньских молодых женщин тесно связана с ощущением ими субъективного благополучия. Согласно данным автора восприятие женщинами идеалов гендерной роли женщин на рынке труда, в семье и политике тесно связано с ее социальным функционированием и соответствует идеалам гендерной идентичности, что обуславливает ощущение субъективного благополучия.
Выводы
Полученные результаты и приведенные выше исследования ролевого функционирования подтверждают положение о том, что соответствие половой и возрастной роли в основных сферах жизнедеятельности личности тесно связано с ощущением субъективного благополучия, удовлетворенностью профессиональной, семейной, интимно-сексуальной ролью и позволяет субъекту успешно адаптироваться к социуму, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Необходимо отметить, что импазо-ролевая социализация молодежи может быть представлена как система со встроенным метасистемным уровнем, имеющая несколько соподчиненных уровней. На метасистемном уровне уникальные ролевые композиции обуславливают ролевое функционирование индивида.
Ролевые импозиты являются, с одной стороны, социальным продуктом, отражая объективную реальность. С другой стороны, они выступают на уровне личности как содержательно-информационные образования,
подготавливая индивида, подчиняя и управляя всеми нижележащими уровнями системы импазо-ролевой социализации. В этом виде ролевые импозиты получают статус детерминанты функциональной динамики.
Заключение
Статья иллюстрирует феномен социализации с позиции нового метасистемного подхода, в частности с точки зрения функциональной организации импазо-ролевой социализации. Прерогативой данного подхода является выход на новый метасистемный уровень, позволяющий раскрыть закономерности включения объективной социальной реальности в систему личности в виде ролевых импозитов — основных ролевых моделей. Мы надеялись получить модель импазо-ролевой социализации в гносеологическом функциональном плане, которая раскрывала бы динамическую составляющую ролевых моделей. Данные предположения основаны на понимании того, что пусковым механизмом, запускающим социализацию как ролевое функционирование, выступает потребность, которая последовательно сопоставляется с социальной ситуацией, ролью и ролевыми ожиданиями.
В статье разъяснена специфика импа-зо-ролевой социализации молодежи, подчиняющаяся тезису о полноте представленнно-сти ролевых импозитов в структуре личности, которая влияет на эффективное социальное функционирование субъекта.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
2. Асмолов А. Г. Ну и молодежь пошла... Куда? // Образовательная политика. 2010. № 4 (42). С. 2-4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26138261
3. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАЩ, 2011. 1088 с.
4. Карпов А. В., Карпов А. А. Системная методология как основа разработки проблемы мета-когнитивных способностей личности // Системная и социальная психология. 2014. № 11 (3).
5. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987. 180 с.
6. Кон И. С. Социологическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.
7. Мид Дж. Сознание, самость и общество. М.: Директ-Медиа, 2007. 171 с.
8. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический журнал, Новосибирск: НГПУ 2015. № 6. С. 173-177.
9. Перевозкин С. Б., Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М. Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 23-44. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.02
10. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т 8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.
11. Bricheno P., Thornton M. Role model, hero or champion? Children's views concerning role models // Educational Research. 2008. Vol. 49. № 4. Pp. 383-396. DOI: 10.1080/00131880701717230
12. Conner L. D. C., Danielson J. Scientist role models in the classroom: how important is gender matching?, International Journal of Science Education, 2016. Vol. 38 № 1. Pp. 2414-2430. DOI: 10.1080/09500693.2016. 1246780
13. Fourie J. E., Fourie U. Challenges in Teacher Education in South Africa: Do Teacher Educators and Teachers Effectively Prepare Student Teachers to Perform their Roles as Educators? // International Journal of Educational Sciences. 2017. Vol. 8. № 1. Pp. 53-63. DOI: 10.1080/09751122.2015.11917592
14. Herrmann S. D., Adelman R.M., Bodford J. E., Graudejus O., Okun M. A., Kwan V. S. Y. The Effects of a Female Role Model on Academic Performance and Persistence of Women in STEM Courses // Basic and Applied Social Psychology. 2016. Vol. 38. № 5. Pp. 258-268. DOI: 10.1080/01973533.2016.1209757
15. Inderbitzen H. M., Walters K. S., Bukowski A.L. The role of social anxiety in adolescent peer relations: Differences among sociometric status groups and rejected subgroups // Journal of Clinical Child Psychology. 1997. Vol. 26. № 4. Pp. 338-348. DOI: 10.1207/s15374424jccp2604_2
16. Jaskyte K. The Impact of Organizational Socialization Tactics on Role Ambiguity and Role Conflict of Newly Hired Social Workers // Administration in Social Work. 2005. Vol. 29. № 4. Pp. 69-87. URL: http:// dx.doi.org/10.1300/J147v29n04_05
17. Keung M. H. The Relation of Gender-Role Classifications to the Prosocial and Antisocial Behavior of Chinese Adolescents // The Journal of Genetic Psychology. 2005. Vol. 166. Issue 2. P. 189-202. DOI: 10.3200/ GNTP.166.2.189-202
18. Light J.M., Rusby J.C., Nies K.M., Snijders T.A.B. Antisocial Behavior Trajectories and Social Victimization Within and Between School Years in Early Adolescence // Journal of Research on Adolescence. 2014. Vol. 24 Iss. 2. P. 322-336.
19. Merton R. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press, 1949. 423 p.
20. Pinto V. C. From «Follower» to «Role Model»: The Transformation to the UAE's International Self-Image // Journal of Arabian Studies. 2014. Vol. 4. № 2. Pp. 231-243. DOI: 10.1080/21534764.2014.974858
21. Spurlock J. Multiple roles of women and role strains // Health Care for Women International. 1995. Vol. 16. № 6. Pp. 501-508. DOI: 10.1080/07399339509516205
22. Stern M. J., Frensley B. T., Powell R. B., Ardoin N. M. What difference do role models make? Investigating outcomes at a residential environmental education center // Environmental Education Research. 2017. Vol. 24. № 6. Pp. 818-830. DOI: 10.1080/13504622.2017.1313391
23. Thevenin M. K., Elliott J. W., Bigelow B. F. Mentors, Role Models, and Observed Differences in Students' Construction Education Self-Efficacy and Motivation, International Journal of Construction Education and Research. 2016. Vol. 12. № 3. Pp. 162-178. DOI: 10.1080/15578771.2015.1118169
24. Van De Pol M. H. J., Lagro J., Fluit L. R., Lagro-Janssen T. L., Olde Rikkert M. G. Teaching geriatrics using an innovative, individual-centered educational game: Students and educators win. A proof-of-concept study // Journal of the American Geriatrics Society. 2014. Vol. 62. № 10. Pp. 1943-1949. DOI: 10.1111/jgs.13024
25. Van de Pol M. H. J., Lagro J., Koopman E. L., Rikkert M. G. M. O., Fluit C. R. M. G., Lagro-Janssen A. L. M. Lessons learned from narrative feedback of students on a geriatric training program // Gerontology & Geriatrics Education. 2018. Vol. 39. № 1. Pp. 21-34. DOI: 10.1080/02701960.2015.1127810
26. Wolbrecht C., Campbell D. E. Role models revisited: youth, novelty, and the impact of female candidates // Politics, Groups, and Identities. 2017. Vol. 5. № 3. Pp. 418-434. DOI: 10.1080/21565503.2016.1268179
27. Wen-Chun C. Identity, Gender, and Subjective Well-Being // Review of Social Economy. 2011. Vol. 69. № 1. Pp. 92-121. DOI: 10.1080/00346760902756495
УДК 316.6
FUNCTIONAL ORGANIZATION OF IMPASA-ROLE SOCIALIZATION OF YOUTH:
METASYSTEMIC APPROACH
Yu. M. Perevozkina, V. G. Fedosov,
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk,
F. Prusse,
Ernst-Moritz-Aredt University, Greifswald, Germany
The work develops the problem of impasa-role socialization of youth, being the most active part of society, ensuring progress and innovational transformations. The article purpose is determination of functional organization of impasa-role socialization of youth. The youth socialization is viewed in terms of symbolic interactionism. The particulate case of socialization — impasa-role socialization — is expected to be a system with integrated metasystemic level. A hypothesis resides in the fact that the wider and more sensible the complex of role imposits (basic role models) in the personality structure is represented, the more effective the social functioning of youth is. The experimental research which supposes studying of the experimental program influence (the purpose of which was the expansion of role repertory) on the effectiveness of social functioning of the youth with unsuccessful socialization is planned in order to provide the model empiric evidence. The research was performed on a number of students (N = 400). 98 students with unsuccessful socialization were selected on the basis of cluster analysis, and then were divided into two groups — control (N = 49) and experimental (N = 49). Their age range was varied from 17 to 25 years old. The methods for studying of the special features of socialization and role functioning of youth were used as the research methods.
The data about statistically important changes in the display of role direction, coherence, position constriction, role conflict and special features of subjective well-being, social frustration in the experimental group before and after the influence of p < 0,05 (Student /-test and x2 McNemar test) is provided.
It is stated that youth role repertory expansion increases the social opportunities of the subjects in successful social functioning, which reflects the increase of general well-being, social involvement and subjective well-being.
The impasa-role socialization is the system with open metasystematic level, which the unique role compositions determine the individual role functioning at is concluded on the basis of the results obtained.
Keywords: youth socialization, role imposits, role behavior, metasystem, role conflict locus, subjective well-being.
For citation. Perevozkina Yu. M., Fedosov V G., Prusse F. Functional Organization of Impasa-Role Socialization of Youth: Metasystemic Approach // Systems psychology and sociology. 2018. № 3 (27). P. 138-144.
Introduction T. A. B. Snijders [18], H. M. Inderbitzen [15],
M. H. Keung [17] et al.), who research the social
The research relevance is determined by funda- and psychological aspects of youth as a specif-
mental changes in political, economic, educational, ic social and age group. The special character-
social and other spheres. The quality transformations istic feature of modern youth is its involvement
of the social environment, including information into the information environment from birth.
streams, fundamental changes in the system of Rus- The virtual environment in turn allows expan-
sian education and in the professional sphere corre- ding the social functioning of young people,
spondingly, greatly influence the factors and mecha- determining the development of role multiplicity.
nisms of youth socialization. The problem of youth Role multivariation in turn can cause incon-
socialization is touched on in the works of both sistencies between the individual social expec-
native (A. G. Asmolov [2], I. S. Kon [5], G. M. And- tations and the reality in which he is. In respect
reeva [1] et al.) and foreign researchers (K. Jas- thereof arises the problem of social function-
kyte [16], J. M. Light, J. C. Rusby, K. M. Nies, ing of development of stages of modern youth
© Perevozkina Yu. M., Fedosov V. G., Prusse F., 2018
involvement into the social and cultural environment with the role as the determining factor.
For the first time the concept of role as a factor of social relationships organization was developed in the works by G. Mid [7]. In accordance with the opinion of the symbolic interactionism founder, the personality consists of the set of social roles studied during interpersonal cooperation and influencing the individual behavior. Role as a unit of individual socialization is actively used in foreign social psychology offering the role model concept. The first research of this term belongs to R. K. Merton [19] according to whom the imitation of behavior or success of a particular person, usually very important one, is called the role model. The role model studying within the political image was performed in the works by Christina Wolbrecht & David E. Campbell [26], Vania Carvalho Pinto [20]. The range of other researches approves the importance of the teacher's role model for the students [11; 12; 13; 24; 25 et al.].
Therefore, the overview of modern researches addressed to studying of the role functioning of youth in the social environment demonstrates the significant number of researches addressed to this theme. This gives us the research and methodologic task concerning youth role functioning determining.
Methodology
In this work we adhere to the basic positions of the role theory (G. Mid [7], I. S. Kon [6]) which considers socialization as the active role implementation via behavior.
In the opinion of the role approach representatives the role determines the direction and effectiveness of socialization, being the key figure. At the same time it is important to mention the weak development of the problem of revealing the patterns of role functioning and setting the role functions fulfilled in the social context, which can be revealed from the positions of systematic [10] and metasystematic approach [3; 4]. According to A. V. Karpov [3], some phenomena, in our case — socialization, can be represented as systems with involved metasystematic level. In the author's opinion the special feature of this
level is the openness, which means the cooperation of the system with other systems being more general towards it and called metasystems. The essence of such cooperation is that the metasystem is transposed into the system and exists in a perfect state. Therefore, the objective reality (in our case — social roles) is doubled in the subjective environment (personality), gaining the perfect nature. According to A. V. Karpov [3], all the systems with involved metasys-tematic level have the ability of goal formation. The goal provides more openness of the components as the role imposits, ensuring their transformation into metacomponents. The wider and more adequate the complex of role imposits (basic role images; see [8; 9]) forming the subjective reality is represented, the more effective the social functioning of the subject is going to be. This thesis became the basis of the empiric research we have performed. Let us repeat the important result of the statements mentioned above, which can seem to be a paradox from the first sight—the essences which initially used to be the parts of metasystem (society) towards the personality, which the personality was involved into, become the components of impasa-role socialization. In case of their conjunction with the needs of the subject the role is implemented in the behavior.
In case if the role and the need differ, the transfer to previous stages is possible, beginning with the situation analysis and then repeating the functional cycle. But the implementation of role which does not satisfy the need or does not respond the social situation is possible due to insufficient inclusion of the individual into the social environment. In this case the individual conveys the asocial role functioning which can be expressed in artistic or destructive activities. According to Jeanne Spurlock [21], the social expectations can differ from personal role expectation of an individual and also contradict with his/her goals. The multiplicity and contradiction of individual role understanding with their social side often provoke conflicts and stresses, according to the author. Therefore, we formed a hypothesis which is as follows: the wider and more adequate the complex of role imposits in the personality structure is represented, the more effective the social functioning of youth is going to be.
The following methods of estimating the socialization and methods of determining the role functioning of youth were used during the research: Kaleidoscope method (Iu. M. Perevozkina, L. V. Panshina, O. O. Andronnikova, N. V. Dmitrieva1), Estimation of Role Conflict Locus (RCL) by P. P. Gornostai, Scale of Subjective Well-Being (SSWB), Scale of Social Frustration (SSF) by L. I. Wasserman.
The empiric basis of the research was formed on the number of students of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Novosibirsk State Pedagogic University (91 young men and 400 girls) aged from 17 to 25 years old, which was divided into two groups using the cluster analysis — the students with non-successful and successful socialization (the genuineness of the differentiation was approved on the level of p < 0.01 — the Student t-test). In accordance with the research tasks the test persons with unsuccessful socialization (N = 98) were divided into two groups — the control group (N = 49) and the experimental group (N = 49).
The experimental program was performed in relation to the experimental group; this program was directed at the expansion of the role repertory and, as a result, achievement of effective social role functioning and optimum of individual being of the subject. The program was performed within one studying year (10 months), once/twice per month for four hours, and provided group and individual forms of work so that individual sessions would be performed within the group work. Therefore, 12 group meetings were performed. The structural logic of the program included:
- introduction stage (1 session);
- basic stage — 10 sessions divided into five spheres, two sessions each (contacts, professional, family, sexual and personal);
- conclusion stage (1 session).
Therefore, the forming stage provided the processing of basic role positions in each of the five life spheres, beginning with formal and informal roles and ending with deeper analysis of personal roles and integration of all the role imposits into the single role structure of an individual.
1 Patent No. 2625284 is registered dd. July 12,
The estimation of effectiveness of the impasa-role support of the respondents with unsuccessful socialization was performed during the control stage, which included retesting the respondents of the experimental and control groups and comparing the results before and after the influence.
Results
The obtained results of the comparative analysis (Student t-test for dependent and independent groups) approve that significant changes took place due to most parameters in the experimental group (table 1), which also has significant differences from the control group respondents due to most indicators (p < 0,05).
The variable "Subjective well-being" significantly increased in the experimental group after the influence (t = -2.26; p = 0.024). Before the performance of the impasa-role support the students with unsuccessful social functioning had distinctive depressive symptoms, irritation and emotional instability. The research results demonstrate that after the performance of the experimental influences the respondents became less vulnerable to emotional changes varying from sudden happiness to acute grief which took place before the influence; their depression, pas-siveness and apathy lowered (t = 2.63; p = 0.009). The statistically important decrease (t = 5.7; p = 0.000) of the 'tension' and 'sensitivity' parameters was revealed in the experimental group (t = 2.13; p = 0.034). Due to the complications of social functioning during the first testing, the mood changes were diagnosed in the experimental group, which approves the evidence of ill-being and general discomfort. These indicators tend to decrease significantly after the influence in the experimental group (t = 9.27; p = 0.000). Also the gradual increase of satisfaction with the activity was revealed in the experimental group (t = -3.12; p = 0.006). The results show that after the influence the indicators of satisfaction with the social achievements in the main important life spheres statistically significantly increased (from 11.07 grades to 15.17 grades). The social frustration statistically significantly decreased (t = 4.46; p = 0.000). Significant differences
Table 1
Estimation of differences in the experimental group due to the first and second testing (Student i-test)2
Method Indicators Test 1 Test 2 i-value P
u ■S'JS f ll Subjective well-being 54.40 61.35 -2.26 0.024
Tension and sensitivity 13.13 10.48 2.13 0.034
Psychoemotional symptoms 16.73 10.22 2.63 0.009
Mood changes 6.13 4.13 9.027 0.000
o u jt Importance of social environment 9.60 8.90 1.72 0.084
Health self-estimation 6.87 7.09 -0.64 0.520
Satisfaction with activity 11.07 15.17 -3.118 0.006
Scale of social frust-ration Social frustration 35.83 23.76 4.46 0.000
Scale of social self-control Social self-control 13.08 12.86 0.03 0.978
Locus of role conflict Locus of role conflict 5.72 11.40 -8.32 0.001
in the locus of role conflict (t = -8.32; p = 0.001) were revealed as well, which demonstrates that after the influence the experimental group students show the ability of harmonic combination of their personal needs and social role expectations (the intermediate type of locus of role conflict was diagnosed: M = 11.4 grades).
Estimation of congruence between the first and th impasa-role direction and impasa
The comparison of students due to the role factors in the experimental group before and after the influence showed the statistically important differences during the first and the second testing (table 2).
The students learned not only the professional, but also personal roles corresponding
Table 2
ie second testing and the impasa-role constriction, role coherence (x2 McNemar test)2
Sphere Impasa-role factors X2 of McNemar df. p
al Testing and Direction 89.252 сс = 1 p = 0,0000
s о Testing and Sex coherence 144.115 сс = 1 p = 0,0000
s ь и Testing and Age coherence 68.915 сс = 1 p = 0,0000
Testing and Role conflict 366.178 сс = 1 p = 0,0003
Testing and Direction 165.761 сс = 1 p = 0,0000
S a Testing and Sex coherence 2.125 сс = 1 p = 0,0116
ta Testing and Age coherence 35.260 сс = 1 p = 0,0000
ж "S Testing and Direction 147.335 сс = 1 p = 0,0000
й 1в Testing and Sex coherence 7.690 сс = 1 p = 0,1200
и Testing and Age coherence 60.003 сс = 1 p = 0,0000
sl Testing and Direction 113.797 сс = 1 p = 0,0000
a 's а £ .2 Testing and Sex coherence 0.347 сс = 1 p = 0,3046
Testing and Age coherence 89.252 сс = 1 p = 0,0000
al Testing and Direction 3.594 сс = 1 p = 0,1430
s и e Testing and Sex coherence 5.658 сс = 1 p = 0,5212
сл Testing and Age coherence 2.230 сс = 1 p = 0,4161
2 We provide the experimental group data only because of the limited article volume. The statistically important differences of p > 0.05 were not detected in the control group due to all the indicators.
their age and sex; statistically significant differences between the students of the experimental group before and after the influence in the personality sphere were revealed (fig. 1).
Fig. 1. Congruence of role factors of personal sphere and influence of the impasa-role support
in experimental group
□ Before influence
I After influence
Per cent
100 90 BO 70 60 50 40 30 20 10
LlLt
Constructive Sex coherence Age
Flexibility
direction
coherence
The results of using the x2 McNemar test demonstrate that after passing the program of impasa-role support, the percentage of students which possess the leading roles reflecting the adequate sexual role identity with the error probability less than 0.001 % among the participants of the experimental group significantly increased. The students who took part in the program began implementing the roles of creative direction (from 44.3 % to 80.95 %) and showing the role flexibility (from 26.68 % to 68.52 %) more in their role behavior. Also the statistically significant differences in family, professional and interpersonal spheres were revealed (McNemar test X2 = 35.260 - 366.178p < 0.02, table. 2). The exclusion was the variable of impasa-role coherence with sex, due to which the statistically significant changes in the sphere of contacts and the professional sphere were not detected; and the significant changes in the sexual sphere were not detected due to any role factor (p > 0.05).
Result discussion
Thus, as a result of the experiment were detected the differences in the experimental group proving that the program of impasa-role support of youth with unsuccessful socialization supports the expansion of personality role repertory. This in turn increases the social abilities
of subjects during the successful social functioning, which reflects the increase of general well-being, social involvement and subjective well-being. The obtained results reflect the fact that fuller representation of objective social reality as role imposits in the subjective environment determine the decrease of role conflict. This data complies with the results represented by K. Jaskyte [16], who determined that the decrease of role conflict among students (N = 210) is connected to adapting to a new social role. In accordance with the data provided by Heidi M. Inderbitzen, S. Kenneth Walters & L. Anita Bukowski [15] social statuses influence the feeling of social anxiety and depressive state among the number of teenagers. Due to the research data [23; 26] the role model significantly influences the successful socialization of students.
The obtained results comply with the range of researches, the purpose of which is determining the influence of role range expansion on the successful youth socialization [14; 22 et al.], which demonstrate that the identification of various types of role models among the students supports the increase of ecologic responsibility, leadership and positive attitude towards the educational institution.
The obtained results approve the changes of the impasa-role coherence with sex; most students are ready to perform the roles identical to their sex and age (more than 60%) in their behavior after the influence.
Wen-Chun Chang [27] proved in her research that the gender role of Taiwanese young women is closely related to their feeling of subjective well-being. Due to the data provided by the author, the way of women conceiving the ideals of women's gender role at the labour market, in the family or politics is closely related to their social functioning and correspond the ideals of gender identity, which determines the feeling of social well-being.
Conclusions
Therefore, the obtained results and the research of role functioning provided above approve the statement that the correspondence of sex and age roles in basic spheres of personal life activity, closely related to the feeling of subjective well-being and satisfaction with professional, family and sexual roles, allow the subject to successfully adapt to society. This reflects the fact that the wider and more adequate the complex of role imposits reflecting the social realty is provided, the more effective the social functioning of the subject is going to be.
In conclusion of this article it is to be mentioned that impasa-role socialization of youth can be represented as a system with included meta-systematic level which has several subordinated levels. At the metasystematic level the unique role compositions determine the role functioning of a person; herein the clearer the role imposits are represented in the personality structure, the more effective the social functioning of the subject is going to be.
On the one hand, the role imposits are a social product reflecting the objective reality. On the other hand, at the personal level they act as informational formations preparing the individual, subordinating and ruling all the subordinated levels of the impasa-role socialization system. In this case the role imposits gain the status of the functional dynamics determinant.
Summary
This article illustrates the phenomenon of socialization from the position of new meta-systemic approach and its particular case of functional organization of impasa-role socialization. The prerogative of this approach is achieving the new metasystematic level which allows developing the patterns of including the objective and social reality into the personality system as role imposits — basic role models. We hoped to obtain the model of impasa-role socialization determining the dynamic part of the role models, in the gnoseological functional term. These suggestions are based on understanding the fact that the trigger launching the socialization as the role functioning is the need which is sequentially compared to the social situation, role and role expectations.
This article explains the special features of impasa-role socialization of youth obeying the thesis about the completeness of representation of role imposits in the personality structure, which influences the effective social functioning of the subject.
Reference
1. Andreeva G. M. Social Psychology. Moscow: Aspect Press, 2002. 364 p.
2. Admolov A. G. Look at that Youth... What's happened to it? // Educational Policy. 2010. № 4 (42). Pgs. 2-4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26138261
3. Karpov A. V. Psychology of Consciousness: Metasystematic Approach. Moscow: RASHCH, 2011. 1088 p.
4. Karpov A. V., Karpov A. A. System Methodology as the Basis of Processing the Problem of Metacognitive Personality Abilities // System and Social Psychology. 2014. № 11 (3).
5. Kon I. S. Scientific-Technical Revolution and the Problems of Youth Socialization. Moscow: Znanie, 1987. 180 p.
6. Kon I. S. Sociological Psychology. Moscow: Moscow Psychology-Social Institute; Voronezh: National Research and Manufacturing Association MODEK, 1999. 560 p.
7. Mid G. Consciousness, Self and Community. Moscow: Direct-Media, 2007. 171 p.
8. Perevozkina Iu. M. Impasa-Role Personality Socialization. // Siberia Pedagogics Magazine, Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogic University, 2015. № 6. Pgs. 173-177.
9. Perevozkin S. B., Andronnikova O. O., Perevozkina Iu. M. Role Structure of Teenagers in the Interpersonal Cooperation // Reporter of Novosibirsk State Pedagogic University 2018. Volume 8. № 1. Pgs. 23-44. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.02
10. Ryzhov B. N. System Psychology. 2d ed. Moscow: Volume 8, Publishing Technologies, 2017. 356 p.
11. Bricheno P., Thornton M. Role model, hero or champion? Children's views concerning role models // Educational Research. 2008. Vol. 49. № 4. Pp. 383-396. DOI: 10.1080/00131880701717230
12. Conner L. D. C., Danielson J. Scientist role models in the classroom: how important is gender matching?, International Journal of Science Education, 2016. Vol. 38 № 1. Pp. 2414-2430. DOI: 10.1080/09500693.2016. 1246780
13. Fourie J. E., Fourie U. Challenges in Teacher Education in South Africa: Do Teacher Educators and Teachers Effectively Prepare Student Teachers to Perform their Roles as Educators? // International Journal of Educational Sciences. 2017. Vol. 8. № 1. Pp. 53-63. DOI: 10.1080/09751122.2015.11917592
14. Herrmann S. D., Adelman R.M., Bodford J. E., Graudejus O., Okun M. A., Kwan V. S. Y. The Effects of a Female Role Model on Academic Performance and Persistence of Women in STEM Courses // Basic and Applied Social Psychology. 2016. Vol. 38. № 5. Pp. 258-268. DOI: 10.1080/01973533.2016.1209757
15. Inderbitzen H. M., Walters K. S., Bukowski A.L. The role of social anxiety in adolescent peer relations: Differences among sociometric status groups and rejected subgroups // Journal of Clinical Child Psychology. 1997. Vol. 26. № 4. Pp. 338-348. DOI: 10.1207/s15374424jccp2604_2
16. Jaskyte K. The Impact of Organizational Socialization Tactics on Role Ambiguity and Role Conflict of Newly Hired Social Workers // Administration in Social Work. 2005. Vol. 29. № 4. Pp. 69-87. URL: http:// dx.doi.org/10.1300/J147v29n04_05
17. Keung M. H. The Relation of Gender-Role Classifications to the Prosocial and Antisocial Behavior of Chinese Adolescents // The Journal of Genetic Psychology. 2005. Vol. 166. Issue 2. P. 189-202. DOI: 10.3200/GNTP. 166.2.189-202
18. Light J.M., Rusby J.C., Nies K.M., Snijders T.A.B. Antisocial Behavior Trajectories and Social Victimization Within and Between School Years in Early Adolescence // Journal of Research on Adolescence. 2014. Vol. 24 Iss. 2. P. 322-336.
19. Merton R. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press, 1949. 423 p.
20. Pinto V. C. From «Follower» to «Role Model»: The Transformation to the UAE's International Self-Image // Journal of Arabian Studies. 2014. Vol. 4. № 2. Pp. 231-243. DOI: 10.1080/21534764.2014.974858
21. Spurlock J. Multiple roles of women and role strains // Health Care for Women International. 1995. Vol. 16. № 6. Pp. 501-508. DOI: 10.1080/07399339509516205
22. Stern M. J., Frensley B. T., Powell R. B., Ardoin N. M. What difference do role models make? Investigating outcomes at a residential environmental education center // Environmental Education Research. 2017. Vol. 24. № 6. Pp. 818-830. DOI: 10.1080/13504622.2017.1313391
23. Thevenin M. K., Elliott J. W., Bigelow B. F. Mentors, Role Models, and Observed Differences in Students' Construction Education Self-Efficacy and Motivation, International Journal of Construction Education and Research. 2016. Vol. 12. № 3. Pp. 162-178. DOI: 10.1080/15578771.2015.1118169
24. Van De Pol M. H. J., Lagro J., Fluit L. R., Lagro-Janssen T. L., Olde Rikkert M. G. Teaching geriatrics using an innovative, individual-centered educational game: Students and educators win. A proof-of-concept study // Journal of the American Geriatrics Society. 2014. Vol. 62. № 10. Pp. 1943-1949. DOI: 10.1111/jgs.13024
25. Van de Pol M. H. J., Lagro J., Koopman E. L., Rikkert M. G. M. O., Fluit C. R. M. G., Lagro-Janssen A. L. M. Lessons learned from narrative feedback of students on a geriatric training program // Gerontology & Geriatrics Education. 2018. Vol. 39. № 1. Pp. 21-34. DOI: 10.1080/02701960.2015.1127810
26. Wolbrecht C., Campbell D. E. Role models revisited: youth, novelty, and the impact of female candidates // Politics, Groups, and Identities. 2017. Vol. 5. № 3. Pp. 418-434. DOI: 10.1080/21565503.2016.1268179
27. Wen-Chun C. Identity, Gender, and Subjective Well-Being // Review of Social Economy. 2011. Vol. 69. № 1. Pp. 92-121. DOI: 10.1080/00346760902756495