Научная статья на тему 'Функциональная модель жизненного цикла корпоративного информационного пространства строительных организаций'

Функциональная модель жизненного цикла корпоративного информационного пространства строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
255
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFECYCLE / ЭФФЕКТИВНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / CORPORATE INFORMATION SPACE / КОРПОРАТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / EFFICIENT LIFECYCLE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Волков Андрей Анатольевич, Аникин Дмитрий Васильевич

Графически представлены две составляющие жизненного цикла корпоративного информационного пространства: функциональный и эффективный жизненные циклы. Акцентировано внимание на особенностях и проблемах всех этапов работы каждого из циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional model of the life cycle of corporate information space in construction organozations

It is common in practice that life cycle of a product is divided into four stages: design, production, operation, utilization. Considering these four stages the study of construction companies’ performance was made and the approaches to design automation were investigated. Whereupon it is concluded that the four stages (design, production, operation and utilization) can be applied in terms of the life cycle of corporate information space (CIS) with some amendments and revisions.The article graphically represents the functional model of CIS lifecycle. The major part consists of recollecting the error data, its classification, systematization, CIS element improvement after another repetition of CIS integration.System maintenance is regular and minutely updating, according to end user’s requests, which is operated by one of corporate information systems, which are aimed at or adapted for particular purposes. At the next step, we move to CIS lifecycle. Efficient CIS lifecycle is represented graphically in the form of functional model. The key objective of the efficient lifecycle functional model is in continuous control of the CIS components, in collecting new requirements, searching the standard solutions among existing set of CIS elements. In case of absence of possibility or will to solve the particular problem, the search of new developer may be necessary, who can replace CIS component and build new component in the process of efficient CIS lifecycle.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель жизненного цикла корпоративного информационного пространства строительных организаций»

УДК 69:658.51

А.А. Волков, Д.В. Аникин

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОРПОРАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Графически представлены две составляющие жизненного цикла корпоративного информационного пространства: функциональный и эффективный жизненные циклы. Акцентировано внимание на особенностях и проблемах всех этапов работы каждого из циклов.

Ключевые слова: жизненный цикл, эффективный жизненный цикл, информационная система, корпоративная информационная система, корпоративное информационное пространство.

Корпоративное информационное пространство (КИП) является интеллектуальным производственным продуктом. Как у любого объекта производства у КИП имеется жизненный цикл. Известно, что жизненный цикл в общем понимании — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества или отдельного субъекта в определенной продукции до момента удовлетворения потребностей и его утилизации [1].

Согласно данному определению, можно описать функциональный жизненный цикл КИП строительных организаций, который иллюстрирует совокупность процессов интеллектуально-информационного характера, которые возникают из-за внешних и внутренних потребностей, направленных на повышение эффективности строительства, выполняемых от момента выявления объективных или субъективных потребностей в КИП до момента начала производственной эксплуатации КИП.

Принято все жизненные циклы продукции делить на четыре этапа: проектирование, производство, эксплуатация, утилизация. При рассмотрении этих четырех шагов было проведено исследование работы строительных организаций и изучены способы автоматизации проектирования [2—6], после чего был сделан вывод о том, что эти четыре этапа можно перенести на жизненный цикл КИП с некоторыми поправками и изменениями (рис. 1).

1. Зарождение потребности в КИП. На данном этапе появляются субъективные и объективные причины в появлении КИП. К таким причинам относятся желание руководства иметь максимальный контроль над проектом или проектами для управления ресурсами с максимальной эффективностью, большой объем информации, недостаток в квалифицированной рабочей силе, скудность в выборе поставщиков и прочие причины.

2. Подготовка — это этап сбора информации, его анализ, систематизация, классификация [7], формулирование задач, решаемых КИП. Понятно, что эти задачи должны быть сформированы в терминах управления соответствующей корпоративной информационной системы. На этом этапе следует определиться [8] с уровнем интероперабельности каждого из КИС в КИП и необходимости интероперабельности вообще.

6. Обучение сотрудников для работы с КИП и его сопровождения. Подготовка инструкций

7. Проверка работоспособности систем и их интероперабельно-сти внутренней и внешней

5. Подготовка конечного продукта согласно ТЗ и требованиям качества с распределением прав

4. Подбор исполнителей

• аукцион

• тест

• обучение

8. Сбор ошибок и недочетов КИС. Сбор ошибок и недочетов КИП. Корректировка

основного ТЗ

10. Сдача КИП в эксплуатацию: подписание акта приема-передачи работ

Рис. 1. Функциональный жизненный КИП

3. Создание технического задания (ТЗ) на разработку КИП. На данном этапе следует определиться с платформой где будут осуществляться поиск, внесение, хранение и обработка данных. Будут выбраны облачные технологии или свои, внутрикорпоративные, информационные технологии. На этом этапе будет решаться задача выбора метода работы. Выбор должен быть подтвержден экономически [9]. Должны быть установлены временные границы разработки и внедрения КИС разной направленности. Следует определить предполагаемую стоимость разработки и внедрения путем анализа данных, возможно, полученных эмпирическим путем. При этом план должен соответствовать производственному треугольнику.

4. Подбор сотрудников и подрядчиков для решения поставленной задачи. Данная задача включает в себя несколько подзадач:

проведение торгов или аукциона на сайте;

исследование рынка предлагаемых услуг данной направленности. Сбор отзывов о компании, анализ рекомендательных писем, сертификатов подрядчика по данному направлению. Требуется, чтобы у подрядчика был опыт внедрения аналогичных систем, это гарантирует компетентность его сотрудников;

подбор сотрудников, выполняющих работу удаленно, если выбранный метод работы позволяет привлекать специалистов такого уровня и квалификации

к работам выбранного типа или решать вопрос с их переездом в необходимый населенный пункт;

исследование выбранных КИС и соответствие их уровню логичности, понятности, усвояемости, самодостаточности, полноты и т.д.;

поиск сотрудников на разработку, внедрение и сопровождение в этом населенном пункте: среди своих сотрудников путем проведения аттестации; обучение своих и вновь принятых работников за счет организации; переманивание из других организаций комфортными условиями труда и высокой оплатой работы.

5. Подготовка конечного продукта. Конечный продукт состоит: из набора КИС;

уже существующих в нем частично или полностью (сметные программные продукты) данных;

совокупности способов и методов внесения информации в соответствующий КИС;

рабочего механизма интероперабельности на соответствующем уровне; подготовленного необходимого набора технических средств для выполнения работы;

состава сотрудников надлежащей квалификации для обучения и сопровождения их на местах;

перечня готовых механизмов подготовки и формирования отчетов согласно требованиям технического задания;

документации, подготовленной для дальнейшего ее анализа на соответствие поставленным в ТЗ задачам и их реализации.

6. Обучение сотрудников для работы с КИП и его сопровождения. На предыдущем этапе требуется формирование отдела по сопровождению. Их подготовка и обучение происходит на этапе разработки и первичного тестирования. Конечные пользователи будут обучаться этими пользователями. Возможная корректировка ТЗ или составление нового будет осуществляться уже ими. Подготовка перечня инструкций для работы с системами КИП.

7. Проверка работоспособности систем. На данном этапе идет тестирование систем конечным пользователем. Собираются и классифицируются ошибки, перечень наиболее часто задаваемых вопросов, проверяется и корректируется документация: снимаются несоответствия и вносятся изменения. Обучаются конечные пользователи. Анализируется система, при необходимости заменяются конечные пользователи и сопровождающий состав сотрудников. Тестируются соответствующие уровни интероперабельности корпоративных систем [10]. Вносятся поправки в ТЗ, если это возможно.

Далее, определяется соответствие полученных результатов с ожиданиями в виде ТЗ и производится переход к отладке (этап 8) или к формированию документации (этап 9). Отладка работоспособности может происходить в несколько этапов после каждого тестирования. Отладка может происходить в рабочем режиме, что мотивирует организацию заказчика на более качественное тестирование.

8. Проведение сбора ошибок, недочетов, их классификация и систематизация [11]. При необходимости вносятся изменения в ТЗ или новые сопутству-

ющие ТЗ, так как внедрение может происходить продолжительное время и за этот срок могут измениться стартовые требования к конечному результату. Далее происходит переход на этап 5.

9. Если результат максимально удовлетворяет ожиданиям, то готовятся регламенты по работе с каждым КИС и видам интероперабельности каждого отдела структуры.

10. Сдача в эксплуатацию происходит после проверки и тестирования каждого КИС, его интероперабельности с другими системами согласно уровням, описанным в ТЗ. Подписание акта приема-передачи построенного элемента корпоративного пространства должно происходить единовременно после проверки работоспособности всего комплекса в целом и всех его составляющих в отдельности. На этом заканчивается функциональный жизненный цикл КИП.

Сопровождение системы происходит регулярно и ежеминутно, согласно запросам конечных пользователей, использующих одну из КИС, предназначенную или адаптированную для этих целей. Далее происходит переход к эффективному жизненному циклу КИП.

Эффективный жизненный цикл КИП (рис. 2) состоит из перечисленных ниже этапов:

1. Выявление потребности в изменении одного из составляющих КИП и его интероперабельности:

человеческие ресурсы. Эта потребность появляется по причине увольнения сотрудника, его некомпетентности, расширения штата организации;

технические ресурсы. Смена сервера, сети, провайдера, парка персональных компьютеров, переход от облачных технологий к корпоративным и наоборот;

программные ресурсы. Изменились требования к отчетам и правилам их подготовки, а также форма, способ и уровень интероперабельности. Причиной этому могут быть как внешние причины (законодательные акты), так и внутренние (дополнительные правила контроля).

2. Проводится анализ данных, квалифицируются потребности, которые касаются информации, операционных платформ и систем [12].

Следует проверить реализацию задачи поставщиком.

3. Если поставщик реализовал задачу, то обновления проводим штатными средствами самой КИС с использованием инструкций. Обновления будут проводить компетентные сотрудники организации или поставщика.

4. Если поставщик не реализовал задачу, то формируются требования в виде ТЗ. Определяется уровень сложности и трудоемкости новой задачи. Оцениваются сроки выполнения ТЗ.

5. Подбор исполнителей проводится вначале среди своих сотрудников, которые могут внести изменения в программу доступными средствами, не нарушив целостность приложения. Затем разработчику должно быть предоставлено ТЗ для ознакомления и дальнейшей реализации. Заключительная попытка реализации ТЗ будет состоять в проведении тендера на работы и реализации задач с использованием других средств.

6. При наличии рекомендованного решения задачи поставщиком в виде версии или релиза, а также исполнителей и инструкции, проводится обновление элементов КИП.

ВЕСТНИК

МГСУ-

11/2013

12. Уничтожение конфиденциальной информации и персональных данных.

Передача в архив документации

Рис. 2. Эффективный жизненный цикл КИП

7. При отсутствии такого решения реализуется задача согласно ТЗ. Она должна включать и те механизмы, средства и платформы, которые уже существуют в действующем варианте КИП организации.

8. После решения поставленных задач требуется обучение сотрудников корпорации согласно изменениям, внесенным в структуру КИП. Обучение проводится при наличии инструкций, которые передает исполнитель после реализации ТЗ или с обновленным релизом или версией.

9. Тестирование измененного или замененного программного продукта проводится сотрудниками заказчика под контролем сотрудников исполнителя согласно инструкциям.

10. Если конечный результат не соответствует ожиданиям, то необходимо провести сбор ошибок и недочетов КПС; собрать ошибки и недочеты интеро-перабельности КИП; проанализировать, систематизировать доработки, произвести корректировку ТЗ при необходимости. Перейти к п. 4.

11. Если изменения удовлетворяют потребностям, то необходимо провести корректировку регламентов работы согласно обновлению или заменить блок документации на новый, при глобальном изменении ПО или логики КИП, которая уже внедрена. Эти изменения производятся компетентными сотрудниками заказчика.

12. Проверяем потребность в КИП, если потребность имеется то переходим к п. 1 алгоритма, т.е. выявляем потребность в его изменении, иначе переходим к блоку 9 рис. 2.

13. Проводим утилизацию конфиденциальных данных. Персональные данные выводятся на бумажные носители и сдаются в архив. Бухгалтерская документация также сдается в архив. Конфиденциальные данные в электронном виде архивируются и переносятся на внешний носитель. За хранение этих данных несет ответственность руководство организации и компетентные лица.

Данный эффективный жизненный цикл может повторяться до окончания строительства объекта, банкротства компании, работы компании в условиях чрезвычайной ситуации. В последних двух случаях может видоизмениться эффективный жизненный цикл.

Функциональный жизненный цикл и эффективный жизненный цикл корпоративного информационного пространства строительных организаций образуют функциональную модель интероперабельности КИП.

Библиографический список

1. Королева Е.И., Сухоруков А.М. Модель жизненного цикла организации // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2008. № 3. С. 27—33.

2. Волков А.А. Интеллект зданий: формула // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 3. С. 54—57.

3. ВолковА.А. Интеллект зданий. Часть 1 // Вестник МГСУ 2008. № 4. С. 186—190.

4. Волков А.А., Лебедев В.М. Проектирование системоквантов рабочих операций и трудовых строительных процессов в среде информационных технологий // Вестник МГСУ 2010. № 2. С. 293—296.

5. ВолковА.А. Интеллект зданий. Часть 2 // Вестник МГСУ 2009. № 1. С. 213—216.

6. Волков А.А., Ярулин Р.Н. Автоматизация проектирования производства ремонтных работ зданий и инженерной инфраструктуры // Вестник МГСУ. 2012. № 9. С. 234—240.

7. Широкова Г.В. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. 2006. Вып. 2. C. 25—42.

8. Дикман Л.Г. Организация строительного производства. 5-е изд. М., 2006. 444 с.

9. Волков А.А., Пихтерев Д.В. К вопросу об организации информационного обеспечения строительного объекта // Вестник МГСУ 2011. № 6. С. 460—462.

10. Интероперабельность многоуровневых информационных приложений в строительной отрасли / Д.В. Пихтерев, И.В. Рубцов, Е.Н. Куликова, А.А. Волков // Вестник МГСУ 2007. № 3. С. 69—74.

11. Волков А.А., Аникин Д.В., Куликова Е.Н. Модель интероперабельности корпоративного информационного пространства строительных организаций // International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. 2012. T. 8. № 4. С. 117—121.

12. Волков А.А. Современные и перспективные информационные технологии в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 9. С. 5—6.

Поступила в редакцию в ноябре 2013 г.

Об авторах: Волков Андрей Анатольевич — доктор технических наук, профессор, первый проректор, заведующий кафедрой информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected];

Аникин Дмитрий Васильевич — инженер отдела корпоративных информационных систем, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].

Для цитирования: ВолковА.А., АникинД.В. Функциональная модель жизненного цикла корпоративного информационного пространства строительных организаций // Вестник МГСУ 2013. № 11. С. 226—233.

A.A. Volkov, D.V. Anikin

FUNCTIONAL MODEL OF THE LIFE CYCLE OF CORPORATE INFORMATION SPACE IN CONSTRUCTION ORGANOZATIONS

It is common in practice that life cycle of a product is divided into four stages: design, production, operation, utilization. Considering these four stages the study of construction companies' performance was made and the approaches to design automation were investigated. Whereupon it is concluded that the four stages (design, production, operation and utilization) can be applied in terms of the life cycle of corporate information space (CIS) with some amendments and revisions.

The article graphically represents the functional model of CIS lifecycle. The major part consists of recollecting the error data, its classification, systematization, CIS element improvement after another repetition of CIS integration.

System maintenance is regular and minutely updating, according to end user's requests, which is operated by one of corporate information systems, which are aimed at or adapted for particular purposes. At the next step, we move to CIS lifecycle. Efficient CIS lifecycle is represented graphically in the form of functional model. The key objective of the efficient lifecycle functional model is in continuous control of the CIS components, in collecting new requirements, searching the standard solutions among existing set of CIS elements. In case of absence of possibility or will to solve the particular problem, the search of new developer may be necessary, who can replace CIS component and build new component in the process of efficient CIS lifecycle.

Key words: lifecycle, efficient lifecycle, information system, corporate information space.

References

1. Koroleva E.I., Sukhorukov A.M. Model' zhiznennogo tsikla organizatsii [Model of Enterprise Lifecycle]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya Ekonomika [Proceedings of Omsk University. Economics Series]. 2008, no. 3, pp. 27—33.

2. Volkov A.A. Intellekt zdaniy: formula [Intelligence of Buildings: Formula]. Promyshlen-noe i grazhdanskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2012, no. 3, pp. 54—57.

3. Volkov A.A. Intellekt zdaniy. Chast' 1 [Intelligence of buildings. Part 1]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2008, no. 4, pp. 186—190.

4. Volkov A.A, Lebedev V.M. Proektirovanie sistemokvantov rabochikh operatsiy i tru-dovykh stroitel'nykh protsessov v srede informatsionnykh tekhnologiy [Designing of the System Quanta of Working Operations and Labor Building Processes in the IT Environment]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2010, no. 2, pp. 293—296.

5. Volkov A.A. Intellekt zdaniy. Chast' 2 [Intelligence of buildings. Part 2]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2009, no. 1, pp. 213—216.

6. Volkov A.A., Yarulin R.N. Avtomatizatsiya proektirovaniya proizvodstva remontnykh rabot zdaniy i inzhenernoy infrastruktury [Computer-Aided Design of Repairs of Buildings and the Engineering Infrastructure]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 234—240.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Shirokova G.V. Osnovnye napravleniya issledovaniy v teorii zhiznennogo tsikla or-ganizatsii [Research Guidelines of Enterprise Lifecycle Theory]. Vestnik Sankt-Peterburgsk-ogo universiteta [Proceedings of Saint-Petersburg State University]. 2006, Series 8, no. 2. pp. 25—42.

8. Dikman L.G. Organizatsiya stroitel'nogo proizvodstva [The Construction Management]. 5-th ed., Moscow, 2006, 444 p.

9. Volkov A.A., Pikhterev D.V. K voprosu ob organizatsii informatsionnogo obespecheni-ya stroitel'nogo ob"ekta [On the Issue of Arrangement of Information Support of a Construction Facility]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 6, pp. 460—462.

10. Pikhterev D.V., Rubtsov I.V., Kulikova E.N., Volkov A.A. Interoperabel'nost' mnogou-rovnevykh informatsionnykh prilozheniy v stroitel'noy otrasli [Interoperability of Multilevel Information Applications in Construction Field]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2007, no. 3, pp. 69—74.

11. Volkov A.A., Anikin D.V., Kulikova E.N. Model' interoperabel'nosti korporativnogo informatsionnogo prostranstva stroitel'nykh organizatsiy [Model of Interoperability of Construction Companies' Informational Space]. International Journal for Computational Civil and Structural Engineering. 2012, vol. 8, no. 4, pp. 117—121.

12. Volkov A.A. Sovremennye i perspektivnye informatsionnye tekhnologii v stroitel'stve [Modern and Prospective Information Technologies in Construction]. Promyshlennoe i grazh-danskoe stroitel'stvo [Industrial and Civil Engineering]. 2012, no. 9, pp. 5—6.

About the authors: Volkov Andrey Anatol'evich — Doctor of Technical Sciences, Professor, First Vice Rector, Chair, Department of Information Systems, Technology and Automation in Civil Engineering, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26

Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (499) 929-52-29, volkov@ mgsu.ru;

Anikin Dmitriy Vasil'evich — engineer, Department of Corporate Information Systems, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected]

For citation: Volkov A.A., Anikin D.V. Funktsional'naya model' zhiznennogo tsikla korporativnogo informatsionnogo prostranstva stroitel'nykh organizatsiy [Functional Model of the Life Cycle of Corporate Information Space in Construction Organizations]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 11, pp. 226—233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.