Научная статья на тему 'Функциональная модель профессиональных умений социального педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях интернатного типа'

Функциональная модель профессиональных умений социального педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель профессиональных умений социального педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях интернатного типа»

зновидностей специалистов: учителя-предметники; воспитатели групп детей, комплектуемых по возрастному принципу; медицинские работники; психологи; педагоги организаторы досуга (или педагоги дополнительного образования); социальные педагоги и, наконец, обслуживающий персонал детского дома или интерната, осуществляющий хозяйственно-бытовое функционирование данного учреждения. У каждой разновидности специалистов существуют свои профессиональные обязанности и базирующиеся на их основе навыки и умения. Собственно воспитательную работу с детьми ведут воспитатели групп и педагоги дополнительного образования. Общеобразовательной деятельностью заняты учителя-предметники и педагоги дополнительного образования (специальные виды художественно-творческой, игровой и др. подготовки). Медицинские работники и психологи занимаются коррекционно-реабилитирующей и лечебно-оздоровительной деятельностью. Социальные педагоги осуществляют социально-защитную деятельность в отношении контингента воспитанников как внутри детского дома, так и за его пределами. Они собирают необходимую документацию, осуществляют консультирование и посредничество для того, чтобы ребенок, выйдя из детского дома, не потерял права на собственное жилье в доме родителей (если таковые имеются), чтобы было осуществлено право ребенка на общее и профессиональное образование, досуговую деятельность, наконец, чтобы ребенок был защищен от агрессии и унижений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых (обслуживающий персонал; родители, лишенные родительских прав на данного ребенка и т.д.). Социальный педагог в детском доме осуществляет, кроме того, посредничество (в виде устной и письменной коммуни-

кации) в соответствующих государственных и муниципальных органах социальной защиты, попечительства и т.д.

Следовательно, особые требования предъявляются к коммуникативным навыкам социального педагога, работающего в детском учреждении интернатного типа. Он должен знать и владеть на практике современной деловой (социально-правовой) коммуникацией (нормы; законы; подзаконные акты и т.д.) и основами работы на компьютере, поскольку современное документоведение в детском доме предполагает обработку большого массива информации. Но главное, по нашему мнению, социальный педагог в интернате должен владеть психолого-педагогическими умениями личностной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями здоровья, иначе данный специалист не сможет собрать соответствующую достоверную информацию о ребенке, чтобы защитить его от конфликтной среды, агрессии, обеспечить его право на образование, отдых и развитие. У социального педагога, действующего в условиях детского дома, должна быть личностная мотивация в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая определяет высокую этику профессионального общения этого специалиста, влияющую на проявления уважения и сострадания к детям данной социальной группы и в то же время определяющую оптимистический стиль общения с ними (общеизвестно, что дети чувствуют и не прощают, когда их неумело жалеют).

Все перечисленное требует усиления психолого-педагогической подготовки социальных педагогов в вузах культуры и искусств, включение в их обучение дисциплин психолого-коммуникативного цикла (психологические практикумы; игровые тренинги общения; деловые коммуникативные игры и т.д.).

Мы предлагаем следующую функциональную модель профессиональных умений социального педагога, обоснование которой дается в словаре-справочнике по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой [4]. Определяя понятие «навыки», в словаре отмечается, что в их основе лежат умения осуществлять тот или иной вид относительно единообразных профессиональных действий. В социальной работе - это, прежде всего, навыки общения (с клиентами, руководителями, представителями других органов и служб); применение знания законодательства в интересах клиента; посредничество в конфликтах, снижение агрессивности [4, с. 192-193].

Таким образом, навыки социальной работы - это умение осуществлять совокупность профессионально необходимых действий, применяемых в практике социальной работы. Обычно описание навыков содержится в квалификационной характеристике профессии. Так, Национальная ассоциация социальных работников Великобритании выделяет 12 основных навыков социальной работы. Социальный работник должен уметь: 1) выслушать других с пониманием и определенной целью; 2) выявить необходимую информацию и составить социальную историю клиента, оценку и отчет; 3) создать и поддержать профессиональные взаимоотношения по оказанию профессиональной помощи клиенту; 4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение (теория личности и методы диагностики); 5) вовлекать клиентов в решение их проблем и добиться взаимного доверия; 6) обсуждать сложные для клиента темы доверительно и без угроз; 7) находить инновационные решения для удовлетворения потребностей клиента; 8) определять необходимость прекращения терапевтических взаимоотношений; 9) проводить исследования, делать анализ профессиональной литературы; 10) быть посредником между конфликтующими сторонами; 11) осуществлять связь между организациями; 12) доводить сведения о потребностях клиентов до общественности, законодателей.

Анализируя вышеизложенное, мы выделяем следующие умения социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ в учреждениях интернатного типа:

1) умение сопереживать и терпимо относиться к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (эмпатия, толерантность, альтруизм);

2) оценочные, рефлексивные умения: наблюдать, слушать, понимать; читать «верба-лику и невербалику» ребенка;

3) коммуникативные умения: деловые беседы; беседа с ребенком для сбора о нем информации;

4) диагностико-проектировочные умения: умение составить социальную историю ребенка; планирование своей работы; составление деловой документации;

5) посредничество в конфликтах, снижение агрессии;

6) организаторские умения: организовывать позитивные виды социокультурной деятельности (творчество, познание, общение); организация микрогрупп вокруг какого-либо дела;

7) умение саморегуляции, поскольку дети в учреждениях интернатного типа более чувствительны к эмоциональному состоянию других людей, более ранимы и обидчивы.

Таким образом, включая весь спектр проблем профессиональной подготовки социальных педагогов в вузах культуры и искусств, мы должны отметить определенную специфику в этом процессе, которая позволяет социальным педагогам через приобщение детей к творчеству, культуре и искусству ненавязчиво, деликатно управлять состоянием детей, осуществлять духовно-нравственное их развитие в учреждениях интернатного типа.

Примечания

1. Мамайчук, И. И. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов [Текст] / И.И. Мамайчук, Е.Г. Трошихина //Дефектология. - 1997. - №3.

2. Куган, Б. А. Системный подход к управлению социально-трудовой адаптацией воспитанников детских домов [Текст]: научно-методическое пособие / Б.А. Куган. - Шадринск: Исеть, 1997.

3. Щербакова, А. М. Дать путевку в жизнь: к вопросу о социализации умственно отсталых сирот - выпускников интерната [Текст] А.М. Щербакова, Н.В. Москоленко //Социальная работа. - 1999. - №1/12.

4. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2000. - 418 с.

С.И. Ширяев

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Поскольку социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Одним из направлений возможного пополнения теории и практики социально-культурной деятельности новыми технологиями и идеями является использование психологических технологий в работе учреждений культуры. В настоящее время происходит последовательный разворот содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых. Существует широкая система психологических технологий - приемов и средств, с помощью которых возможно существенно повысить эффективность работы персонала учреждений культуры, разнообразить способы удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения и в целом повысить успешность работы организаций социально-культурной сферы [2, с. 81-93; 3, с. 211]. Вместе с тем, в настоящее время психологические технологии менеджерами социально-культурной деятельности используются недостаточно часто. Это связано с тем, что специалисты социально-культурной деятельности не обладают достаточной психологической компетентностью [1, с. 219-222].

В системе высшего образования подготовка менеджеров социально-культурной деятельности нацелена на формирование высококлассного, всесторонне развитого профессионала. Требования общественной практики стимулируют вузы культуры и искусств уделять большое внимание психологической подготовке специалистов. Растет количество психологических дисциплин в учебных планах. В то же время о комплексной психологической подготовке, которая формирует психологически компетентных менеджеров социально-культурной деятельности, владеющих полным арсеналом психолого-педагогических методик, системным мышлением в сфере решения психологических проблем, пока говорить преждевременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.