Научная статья на тему 'Функциональная эстетика'

Функциональная эстетика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Денис

Начальник отдела дизайна Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси Даниил Седнев рассказал о профессии промышленного дизайнера, ее тенденциях и перспективах, а также о своем опыте в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional aesthetics

The head of the Design department, Republican computer centre of engineering profile, United institute of mechanical engineering, National Academy of Sciences of Belarus Daniil Sednev spoke about the industrial designer profession, its trends and prospects, and his experience in this field.

Текст научной работы на тему «Функциональная эстетика»



яг А.

Функциональная эстетика

- Насколько профессия промышленного дизайнера востребована в Беларуси?

- Посмотрим на эту ситуацию с двух сторон - с точки зрения того, какую роль должен играть дизайн в государстве, которое не имеет в своем распоряжении богатых природных ресурсов и планирует занять не

последнее место среди технологически развитых стран, и того, в каком состоянии он находится сейчас. Если отталкиваться от наших желаний быть в числе лучших, то, как минимум, крупные и средние отечественные предприятия должны использовать дизайн при создании своей продукции, а это значит, что в стране уже должны

В стремительно растущем производственном ритме промышленным дизайнерам необходимо не только заниматься художественным оформлением изделий, но также и уметь адаптировать их под нужды покупателей, смотреть на вещи глазами потребителей. Специалисты данной области должны обладать знаниями как в своей сфере, так и в смежных, чтобы говорить на одном языке с бизнесом, инженерами и технологами. Об этой профессии, ее тенденциях и перспективах, а также о своем опыте работы журналу «Наука и инновации» рассказал руководитель отдела дизайна Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Даниил СЕДНЕВ.

быть тысячи и даже десятки тысяч профессионалов этой области. Однако в настоящий момент мы имеем наверняка не больше двух сотен специалистов различного уровня подготовки и квалификации. Но положение вещей тем не менее улучшается. Спрос на данные услуги сейчас растет прямо пропорционально знаниям и пониманию дизайнерами тонкостей такой сложной сферы деятельности, как промышленное производство.

- Почему мы так редко ассоциируем белорусские товары с понятием «дизайн»?

- Современный бизнес характеризуется перенасыщенностью рынка и наличием острой конкуренции в любой сфере. Однако отечественные предприятия по-прежнему в большинстве случаев продолжают вести проектирование новых видов продукции, ограничиваясь узкоспециализированными однопрофильными требованиями - условиями производства, не уделяя при этом должного внимания эргономическим, эстетическим, маркетинговым и другим характеристикам. В мире в качестве наиболее эффективной модели принята такая, где проектирование осуществляется под конкретного потребителя. В соответствии с ней возникает необходимость в применении некого инструмента или инструментов, которые бы позволили при разработке изделия определить связи между знаниями различных отраслей и четким видением решения поставленной задачи в готовом продукте не только глазами производителя, но и глазами покупателя. Таким инструментом, безусловно, может служить дизайн, имеющий в своем арсенале средства, позволяющие находить и создавать новые переплетения между разными компонентами создаваемого объекта.

Не используя его, при всем опыте конструкторов, производственников и менеджеров риск создать невостребованный товар чрезвычайно велик. И все же примеры удачного использования дизайна можно увидеть во всех отраслях белорусской промышленности, начиная с легкой - «Милави-ца», «Серж», «Маруся», «Фэнси», и заканчивая тяжелой - «Амкодор», «МАЗ», «Белкоммунмаш». Отдельно стоит упомянуть бытовую технику «Атлант». Кроме того промышленные дизайнеры теперь работают и над военной техникой, например «Минский завод колесных тягачей», и медицинским оборудованием.

- Чем принципиально отличается дизайн от простого художественного оформления?

- В первую очередь разница проявляется в том, что дизайн работает над объектами, связанными с серийным производством, то есть задачи, которые он решает, значительно шире, чем простое привлечение покупателя красивой

«оберткой». Это междисциплинарная сфера деятельности, включающая в себя художественную, конструкторскую, маркетинговую и эргономическую составляющие, которые плотно взаимодействуют друг с другом и могут сочетаться как в отдельно взятом специалисте, так и в самом подходе к проектированию.

- Возможно ли сегодня выпускать на потребительский рынок изделие без дизайна?

- Конечно! Просто шансы стать банкротом у вас резко повышаются, так как более расторопные отечественные и западные конкуренты обязательно задействуют данный инструмент

в борьбе за покупателей. При этом компания, выпускающая продукцию на несовременном оборудовании, но применяющая средства дизайна в повышении привлекательности своих товаров, может наголову разбить своих соперников, которые лучше оснащены, но не пользуются услугами специалистов данной области. То есть хорошо проработанный качественный дизайн может в значительной степени закамуфлировать техническое отставание производства. Кроме того, стоит отметить, что инвестиции в дизайн всегда значительно меньше, чем разработка или освоение новых технологий.

- Насколько, на ваш взгляд, в нашей стране за последние годы у производителей изменилось отношение к промышленному дизайну?

- В первую очередь, появился ряд заказчиков, среди которых есть и мелкие фирмы,

и крупные предприятия, точно знающие, что без дизайна высокого уровня продукция не сможет успешно конкурировать ни на отечественном, ни на за рубежном рынках. Понимание этого факта побуждает их привлекать к работе соответствующих специалистов. Существуют разные подходы - одни компании вводят в свой штат одного или двух дизайнеров, другие создают целое подразделение, третьи - пользуются услугами специальных студий, в которые входят не только промышленные дизайнеры, но и конструкторы, технологи, аналитики и другие специалисты, или привлекают фрилансеров. Некоторые фирмы, имея собственных дизайнеров, тем не менее для решения определенных задач прибегают к аутсорсингу. Например, отдел дизайна Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля как независимая от производства студия работает и с теми предприятиями, где есть штатные дизайнеры, и с теми, на которых их нет. При этом первые чаще прибегают к нашим исследованиям, а для вторых, например, «МАЗ-МАН», «Белкоммунмаш», «Штадлер», «Лидский завод автобусов «Неман», мы решаем задачи комплексно: от устранения

Наше открытие

конструктивных недочетов и создания фирменного стиля до системной модернизации и разработки новых промышленных объектов.

- Специалисты в области промышленного дизайна стремятся сделать изделия не только удобными и безопасными, но также и недорогими в изготовлении. Можете ли вы привести хрестоматийный пример из мировой практики, когда удачное дизайнерское решение существенно снижало затраты на производство?

- Скажу закономерную, но для многих удивительную вещь: в подавляющем большинстве случаев дизайн привлекают для повышения спроса на изделие и его стоимости, а не для уменьшения цены товара или снижения производственных затрат. Одним из примеров может послужить история бренда Swatch. В 1983 г. вся часовая индустрия Швейцарии находилась в глубочайшем кризисе. Проблема состояла в том, что на рынке появились японские, американские и китайские часы, которые были более дешевыми, но при этом так же точно показывали время. Этим они завоевали массового потребителя и вытеснили дорогие швейцарские марки. Для решения данной проблемы была разработана стратегия, основную суть которой можно изложить, процитировав историческое заявление владельца Swatch Николаса Хайека: «Часы по 5 долларов за штуку также точно измеряют время, как и часы, стоимостью

в 30 000 долларов. Поэтому под маркой Swatch мы больше не будем продавать время, теперь продаваться будут мода, аксессуары и эмоции». Были созданы специальные дизайн-лаборатории, в которых стали разрабатываться новые линейки часов, изготавливаемые с помощью массовых технологий и материалов. Например, вместо драгметаллов стал широко применяться пластик, а во внешнем формообразовании изделия соответствовали последним трендам, став, как и планировалось, по большей части модным аксессуаром. В итоге компания сократила издержки производства, а продажи превысили ожидаемый прогноз в полтора раза и позволили занять Swatch 25% европейского рынка.

- Какие этапы создания дизайн-проекта существуют?

- Первый шаг - постановка цели и задач. В этом аспекте наибольшую важность имеют различные исследования, которые позволяют точно увидеть существующие потребности. Дизайн не продается сам по себе, поэтому первоочередным шагом к решению проблемы является необходимость проведения предпроектного анализа, который необходимо вести по нескольким направлениям: всесторонний маркетинг, патентный поиск, изучение технологий и конструкций.

На этой основе создается концепция, формирование которой должно вестись с привлечением профессионалов различных направлений. Из нее затем разрабатывается техническое задание. Следующий этап - эскиз, на котором проявляется важный принцип дизайна - прототипирова-ние, то есть однофазный переход от абстрактного и всестороннего понимания проблемы к объекту через преобразование идеи в конкретные формы, заключающийся в способности видеть готовую вещь еще на ранней стадии ее создания. Кроме того, это позволяет предложить новые творческие решения, которые не были очевидны на этапе концепции. Затем следуют макетирование и инжиниринговая проработка, представляющие собой переход к возможностям промышленного производства. Следует учитывать, что даже после выдачи конструкторской документации, создания прототипов и выпуска опытной партии необходимо сопровождение, которое включает в себя проверку и выявление недочетов, а также предложения по их устранению.

- Расскажите о последнем проекте, над которым вы работали.

- Последний уже реализованный проект касается общественного транспорта. Первоначально мы выполняли заказ предприятия «Белкоммунмаш». Занимались модернизацией 843-й модели для расширения модельного ряда трамваев. На этой базе планировалось создать более доступный, простой и дешевый вариант данного транспортного средства. Однако появление в Беларуси швейцарской фирмы Stadler Rail AG стало для нас уникальной возможностью поработать с западной компанией. В результате сотрудничества с ней был создан прототип многосекционного трамвая Stadler 853, дизайн которого был разработан командой РКЦМП.

- Сколько времени занял этап предварительных исследований?

- Примерно треть от всего времени. Уверен, что на других белорусских предприятиях не уделяется такого внимания сбору и анализу информации. Многие считают изучение интернет-ресурсов вполне достаточным, чтобы приступить к работе, а для нас самыми интересными и важными являются так называемые «полевые» исследования. Сначала мы собрали объективные данные - оценки специалистов, затем субъективные - отзывы пассажиров, лично оценили

на себе удобство разработанного нами трамвая 843-й модели. Наиболее значимым оказалось мнение водителей. Опрос показал, что главный недостаток, с их точки зрения,- плохая обзорность. Таким образом, проведенный анализ, а также эскизные компоновки и утвержденные

технические характеристики позволили определить концепцию будущего транспортного средства. Мы начали эскизный поиск, в котором параллельно прорабатывались три стилистических направления. После их детального обсуждения был точно сформулирован главный мотив нового дизайна - улучшение безопасности пасажиров. В дальнейшем ей были подчинены все эстетические и конструктивные решения не только экстерьера, но и интерьера транспортного средства.

- С какими трудностями вы столкнулись в ходе реализации проекта?

- Во-первых, было необходимо встроить систему активной безопасности, разработанную швейцарскими инженерами,- устройство, которое при столкновении с автомобилем фронтальной частью позволяет смягчать удар и его последствия, а также способно сохранить человеку жизнь, если он вдруг окажется прямо перед трамваем. Вторая трудность - ограниченность во времени. Любая задержка была губительна, поскольку многим отделам требовалась от нас исходная информация. Третья сложность - необходимость в процессе работы вносить существенные корректировки с учетом изменяющейся конструкции.

- Какими наиболее значимыми улучшениями обладает Stadler 853?

- Помимо совершенствования технических характеристик, например жесткости кузова, плавности хода, главной функцией образа стала безопасность. Суть замысла была в том, чтобы существенно дополнить стандартное информационное наполнение транспортного средства. При подъезде к остановке, который отслеживается

с помощью GPS, в задней части трамвая на основном табло для попутных автомобилей появляется надпись STOP, лазерная система предупреждения проецирует на асфальт изображение стоп-линии, а в дверях загорается подсветка красного цвета, которая во время открытия дверей сменяется на зеленую, обозначая разрешение для пассажиров осуществить посадку-высадку. Дополнительно мигают боковые табло кабины, привлекая тем самым внимание водителей, для которых нижние фонари оказались закрытыми,- это заменяет или дополняет аварийную сигнализацию. Также мы подняли светотехнику на максимально разрешенную высоту, чтобы она была видна большему количеству участников дорожного движения, не создавая при этом для них дискомфорта.

Общая задача по проектированию интерьера кабины заключалась в создании атмосферы, доставляющей удовольствие от процесса работы.

Мы проанализировали функциональное назначение выключателей и переключателей, когда и в каких случаях они применяются, частоту их использования, приоритетность, влияние на безопасность. На основе этих данных мы разбили их на группы и распределили в порядке значимости и релевантности. Для поиска наилучшего места расположения контроллера мы смоделировали и проанализировали возможные варианты его размещения с учетом ограничений обзорности, расстояний в крайних положениях до неподвижных частей и рекомендуемых углов сгибания рук для широкого диапазона пользователей. Существенное внимание было уделено обзорности вперед. В результате посадка водителя была значительно изменена. Много времени было уделено аптечке. Чаще всего они обладают большими размерами, поэтому в общественном транспорте либо находятся не в самом легкодоступном месте, либо размещаются на виду по остаточному принципу - где помещается, там и ставят. Мы искали для аптечки наиболее очевидное и доступное расположение. Ее большие габариты стали определяющим фактором, и мы решили их выделить. Для усиления эффекта использовался «аптечный» салатовый цвет. Так была найдена идея с ярким акцентом в кабине.

- Кто предложил нанести белорусский орнамент на боковую часть трамвая?

- Швейцарская сторона всячески подчеркивала необходимость наличия национального колорита и предложила нам использовать белорусский узор в оформлении экстерьера. После длительных дискуссий мы предложили вариант нюансного акцента на контрастной вертикальной полосе кабины, и он был одобрен. Думаю это прекрасно, что иностранная компания содействует идентификации культуры нашей страны и продвигает ее на международные рынки с помощью высокотехнологичной продукции.

- На какой стадии сейчас находится проект? Когда минчане смогут опробовать новый трамвай?

- Несмотря на то что Stadler 853 разработан с учетом требований стран СНГ, он был продемонстрирован на прошедшей в конце сентября

в Берлине Международной специализированной выставке InnoTrans 2 014, где вызвал интерес не только посетителей из стран Восточной Европы, но и западных специалистов. Прототип будет передан на опытную эксплуатацию в один из городов Содружества Независимых Государств, а вот появится ли он в белорусской столице - зависит от предприятия «Минсктранс».

Денис МОРОЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.