Научная статья на тему 'Дизайн как ключ к инновациям'

Дизайн как ключ к инновациям Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коннович Павел, Седнев Даниил

Стремительное изменение качества жизни и окружающего пространства напрямую связано с научными открытиями, совершенствованием промышленных технологий, появлением изделий с новыми потребительскими качествами. Одним из важнейших инструментов безостановочного прогресса стала инновационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design as the key to innovation

The rapid change in the quality of life and the surrounding space is directly related to scientific discoveries, improve industrial technologies and the appearance of products with new consumer qualities. One of the most important tools of the continuous progress became innovation.

Текст научной работы на тему «Дизайн как ключ к инновациям»

ПРАКТИКА

Дизайн

как ключ к инновациям

Стремительное изменение качества жизни и окружающего пространства напрямую связано с научными открытиями, совершенствованием промышленных технологий, появлением изделий с новыми потребительскими качествами. Одним из важнейших инструментов безостановочного прогресса стала инновационная деятельность.

При создании нового поколения изделий зачастую решаются фундаментальные и прикладные научные проблемы, находятся принципиальные технические решения, совершенствуется эстетическая компонента. Для этого необходимы значительные материальные и человеческие ресурсы, следовательно, итогом этой многоуровневой работы должен стать коммерчески успешный продукт, одним из ключевых факторов создания которого является дизайн. Альтернативой может быть технологическая инновация, однако для ее разработки и реализации нужно несколько лет, тогда как дизайн, отвечающий за междисциплинарное взаимодействие в системе «человек - машина - среда», базируется на уже существующих технологиях и

Павел Коннович,

художник-конструктор отдела дизайна и проектирования Объединенного института машиностроения при НАН Беларуси

Даниил Седнев,

начальник отдела дизайна и проектирования Объединенного института машиностроения при НАН Беларуси

требует меньше времени и ресурсов для получения результатов.

Исторически роль дизайна менялась, и сегодня определена «лестница дизайна» (рис. 1). На ее примере появляется возможность оценить, на какой ступени находятся научно-эстетические и культурные процессы по степени развития понимания и использования этого инструмента [4, 5].

Изначально перед дизайном ставилась задача ухода от мануфактурно-

Г

ремесленного украшательства и создания новой функционально-конструктивной эстетики. Для этого необходимо было обеспечить взаимодействие между дизайнерами, инженерами, конструкторами и технологами. Постоянная конкурентная борьба вынуждала производителей выходить за рамки, установленные технологиями и материалами, - многие новые технические идеи и концепции превращались в инновационные разработки, улучшая качество нашей жизни.

Следующий этап развития был обусловлен направленностью производства на поиск и удовлетворение потребностей покупателей. Применение дизайна стало рассматриваться преимущественно как способ стилеобразования и ориентации на пользователя, нежели средства поиска структурных и функциональных

Дизайна нет (Non-design). Дизайн используется в разработке. Дизайнеры работают для себя.

п ... , .. . ___J * Design as in novation

Дизаин как стиль (Design as styling). I Т

Дизайн используется только в конце V55J Design qs process

процесса как оформление ^ I ■ Design as siytmg

И декорация. _ \ ] Non-design

Дизайн как процесс (Design as process). Метод, интегрированный на ранних этапах разработки, требует усилий многих специалистов.

Дизайн как инновация (Design as innovation). Дизайнер работает совместно с бизнесом над полным или частичным обновлением бизнес-модели.

Рис. 1. «Лестница дизайна» (стадия зрелости)

ИННОВАЦИИ

взаимосвязей, которые превращают изделия в единое целое - как с точки зрения потребителя, так и изготовителя [1]. Роберто Верганти, профессор Миланского политехнического института, связывает эту тенденцию с проблемой понимания, того, что такое дизайн. По его мнению, для большинства специалистов дизайн является кодифицированным и безотрывным процессом, который можно предвидеть и превратить в ясную и четко структурированную систему для традиционных менеджеров. В быстром производственном ритме для дизайн-исследований нет места - требуются только фантазия и креативность, с помощью которых порождаются тысячи идей. Эта позиция позволяла компаниям отличаться друг от друга и успешно реализовывать свою продукцию. Однако применение дизайна с этих позиций, ограничивая его в предполагаемых рамках профессии, лишило специалистов возможности проводить собственные исследования, осуществлять поиск новых решений. В результате разница между конкурирующими продуктами стала менее отчетливой, что отразилось на эффективности предприятий, пришлось по-новому взглянуть на дизайн [2].

На сегодняшний день дизайнеры научились не только открывать функционально-конструктивную эстетику и структуру предметов, ориентировать проекты на нужды покупателей,

но и глубоко смотреть на мир глазами потребителей [2]. Только критический поиск и исследования порождают уникальную способность дизайна находить, понимать и разрабатывать новое назначение уже существующих вещей, становясь мобильным инструментом для создания нового и инновационного. Отличительной особенностью дизайн-проектирования является не только то, что, как и ИТ, оно высокотехнологично и практически не требует материальных ресурсов, а то, что дизайнеры обладают знаниями и опытом не только в своей, но и в смежных областях, что позволяет им разговаривать на одном языке с бизнесом, инженерами и технологами, рассматривать предмет проектирования с разных сторон и синтезировать нестандарт-

ные решения. При этом отрасль остро нуждается в таких специалистах [3]. Их работа способна принести в десятки, а то и в сотни раз большую прибыль, нежели примитивное улучшение внешнего вида без осмысления сути проблемы.

Примером может служить широко известная компания IDEO, к услугам которой обращаются такие лидеры, как Procter & Gamble, HP, AT&T Wireless, Nestle, Vodafone, Samsung, NASA, BBC, Intel, Lufthansa. Заказчики получают не только инновационные продукты - они обучаются умению смотреть на мир глазами своих потребителей. Это позволило IDEO на протяжении 14 лет удерживать 1-ю позицию в рейтинге журнала Business Week в номинации «Дизайн»,

38 НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(102) Август 2011

получить в 2006 г. 15-е место в списке 20 самых новаторских компаний в мире по версии Boston Consulting Group [3].

Характерно, что технологии являются не только предметом, над которым работает дизайн, но и инструментом - они позволяют полностью сосредоточиться на поиске путей решения проектной задачи, не отвлекаясь на техническое обеспечение процесса. Новейшие способы оцифровки, компьютерного автоматизированного проектирования, изготовления прототипов и оснастки позволяют существенно сократить время создания нового продукта, повысить его качество, подобрать оптимальную технологию для выпуска необходимого количества изделий. Так,

Рис. 8. Автомобиль производства «МАЗ-МАН»

срок разработки нового транспортного средства сократился с 7-10 до 2-3 лет (рис. 2, 3), а сложность продукции - как в техническом плане, так и в плане выразительности формы - возросла многократно. Китайские предприятия, применяя новые технологии, смогли в кротчайшие сроки освоить выпуск современных товаров, начиная от бытовой техники и заканчивая изделиями аэрокосмонавтики.

В Беларуси это направление развивается только несколько лет во многом благодаря возросшей потребности предприятий в дизайн-проектировании. Но ввиду его недостаточной интеграции в процесс создания изделий результат на выходе зачастую не соответствует поставленной задаче. Организации лишь частично используют возможности дизайн-проектирования - применяют его в основном не для разработки новой продукции, а для усовершенствования существующей. Однако модернизация, строящаяся на стилистической отработке, - экономически обоснованный процесс, увеличивающий конкурентоспособность товаров. Ею не пренебрегают и такие ведущие мировые производители, как, например, Volvo. Так, кабина грузовиков Volvo FH (рис. 4) выпускается уже более 20 лет и при этом остается одной из самых покупаемых.

Применение такого подхода к дизайн-проектированию в отечественном

машиностроении позволило повысить конкурентоспособность белорусских автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев, выпускаемых ОАО «Бел-коммунмаш» (рис. 5-7). Нужно отметить, что успех такой инновационной деятельности связан с совместной работой всех институтов проектирования и широкого круга разнопрофильных предприятий. В этой комплексной работе дизайн является ключом, связывающим бизнес, производство и науку с конечным потребителем.

Литература

1. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki№-зайн/. - Дата доступа: 11.02.2011.

2. Первый российский профессиональный ресурс о промышленном дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.designet.ru/media/books/?id=43580/. -Дата доступа: 11.02.2011.

3. Первый российский профессиональный ресурс о промышленном дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.designet.ru/context/NPDD/?id=37597/. - Дата доступа: 11.02.2011.

4. User Experience Russia, обсуждение документа Еврокомиссии «Design as a driver of user-centred innovation» [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// userexperience.ru/webinars/51-design-as-a-driver-of-user-centred-innovation/ - Дата доступа: 15.10.2010.

5. European Commission [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/ cf/itemlongdetail.cfm?item_id=3054 - Дата доступа: 15.10.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.