ПРАКТИКА
Дизайн
как ключ к инновациям
Стремительное изменение качества жизни и окружающего пространства напрямую связано с научными открытиями, совершенствованием промышленных технологий, появлением изделий с новыми потребительскими качествами. Одним из важнейших инструментов безостановочного прогресса стала инновационная деятельность.
При создании нового поколения изделий зачастую решаются фундаментальные и прикладные научные проблемы, находятся принципиальные технические решения, совершенствуется эстетическая компонента. Для этого необходимы значительные материальные и человеческие ресурсы, следовательно, итогом этой многоуровневой работы должен стать коммерчески успешный продукт, одним из ключевых факторов создания которого является дизайн. Альтернативой может быть технологическая инновация, однако для ее разработки и реализации нужно несколько лет, тогда как дизайн, отвечающий за междисциплинарное взаимодействие в системе «человек - машина - среда», базируется на уже существующих технологиях и
Павел Коннович,
художник-конструктор отдела дизайна и проектирования Объединенного института машиностроения при НАН Беларуси
Даниил Седнев,
начальник отдела дизайна и проектирования Объединенного института машиностроения при НАН Беларуси
требует меньше времени и ресурсов для получения результатов.
Исторически роль дизайна менялась, и сегодня определена «лестница дизайна» (рис. 1). На ее примере появляется возможность оценить, на какой ступени находятся научно-эстетические и культурные процессы по степени развития понимания и использования этого инструмента [4, 5].
Изначально перед дизайном ставилась задача ухода от мануфактурно-
Г
ремесленного украшательства и создания новой функционально-конструктивной эстетики. Для этого необходимо было обеспечить взаимодействие между дизайнерами, инженерами, конструкторами и технологами. Постоянная конкурентная борьба вынуждала производителей выходить за рамки, установленные технологиями и материалами, - многие новые технические идеи и концепции превращались в инновационные разработки, улучшая качество нашей жизни.
Следующий этап развития был обусловлен направленностью производства на поиск и удовлетворение потребностей покупателей. Применение дизайна стало рассматриваться преимущественно как способ стилеобразования и ориентации на пользователя, нежели средства поиска структурных и функциональных
Дизайна нет (Non-design). Дизайн используется в разработке. Дизайнеры работают для себя.
п ... , .. . ___J * Design as in novation
Дизаин как стиль (Design as styling). I Т
Дизайн используется только в конце V55J Design qs process
процесса как оформление ^ I ■ Design as siytmg
И декорация. _ \ ] Non-design
Дизайн как процесс (Design as process). Метод, интегрированный на ранних этапах разработки, требует усилий многих специалистов.
Дизайн как инновация (Design as innovation). Дизайнер работает совместно с бизнесом над полным или частичным обновлением бизнес-модели.
Рис. 1. «Лестница дизайна» (стадия зрелости)
ИННОВАЦИИ
взаимосвязей, которые превращают изделия в единое целое - как с точки зрения потребителя, так и изготовителя [1]. Роберто Верганти, профессор Миланского политехнического института, связывает эту тенденцию с проблемой понимания, того, что такое дизайн. По его мнению, для большинства специалистов дизайн является кодифицированным и безотрывным процессом, который можно предвидеть и превратить в ясную и четко структурированную систему для традиционных менеджеров. В быстром производственном ритме для дизайн-исследований нет места - требуются только фантазия и креативность, с помощью которых порождаются тысячи идей. Эта позиция позволяла компаниям отличаться друг от друга и успешно реализовывать свою продукцию. Однако применение дизайна с этих позиций, ограничивая его в предполагаемых рамках профессии, лишило специалистов возможности проводить собственные исследования, осуществлять поиск новых решений. В результате разница между конкурирующими продуктами стала менее отчетливой, что отразилось на эффективности предприятий, пришлось по-новому взглянуть на дизайн [2].
На сегодняшний день дизайнеры научились не только открывать функционально-конструктивную эстетику и структуру предметов, ориентировать проекты на нужды покупателей,
но и глубоко смотреть на мир глазами потребителей [2]. Только критический поиск и исследования порождают уникальную способность дизайна находить, понимать и разрабатывать новое назначение уже существующих вещей, становясь мобильным инструментом для создания нового и инновационного. Отличительной особенностью дизайн-проектирования является не только то, что, как и ИТ, оно высокотехнологично и практически не требует материальных ресурсов, а то, что дизайнеры обладают знаниями и опытом не только в своей, но и в смежных областях, что позволяет им разговаривать на одном языке с бизнесом, инженерами и технологами, рассматривать предмет проектирования с разных сторон и синтезировать нестандарт-
ные решения. При этом отрасль остро нуждается в таких специалистах [3]. Их работа способна принести в десятки, а то и в сотни раз большую прибыль, нежели примитивное улучшение внешнего вида без осмысления сути проблемы.
Примером может служить широко известная компания IDEO, к услугам которой обращаются такие лидеры, как Procter & Gamble, HP, AT&T Wireless, Nestle, Vodafone, Samsung, NASA, BBC, Intel, Lufthansa. Заказчики получают не только инновационные продукты - они обучаются умению смотреть на мир глазами своих потребителей. Это позволило IDEO на протяжении 14 лет удерживать 1-ю позицию в рейтинге журнала Business Week в номинации «Дизайн»,
38 НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(102) Август 2011
получить в 2006 г. 15-е место в списке 20 самых новаторских компаний в мире по версии Boston Consulting Group [3].
Характерно, что технологии являются не только предметом, над которым работает дизайн, но и инструментом - они позволяют полностью сосредоточиться на поиске путей решения проектной задачи, не отвлекаясь на техническое обеспечение процесса. Новейшие способы оцифровки, компьютерного автоматизированного проектирования, изготовления прототипов и оснастки позволяют существенно сократить время создания нового продукта, повысить его качество, подобрать оптимальную технологию для выпуска необходимого количества изделий. Так,
Рис. 8. Автомобиль производства «МАЗ-МАН»
срок разработки нового транспортного средства сократился с 7-10 до 2-3 лет (рис. 2, 3), а сложность продукции - как в техническом плане, так и в плане выразительности формы - возросла многократно. Китайские предприятия, применяя новые технологии, смогли в кротчайшие сроки освоить выпуск современных товаров, начиная от бытовой техники и заканчивая изделиями аэрокосмонавтики.
В Беларуси это направление развивается только несколько лет во многом благодаря возросшей потребности предприятий в дизайн-проектировании. Но ввиду его недостаточной интеграции в процесс создания изделий результат на выходе зачастую не соответствует поставленной задаче. Организации лишь частично используют возможности дизайн-проектирования - применяют его в основном не для разработки новой продукции, а для усовершенствования существующей. Однако модернизация, строящаяся на стилистической отработке, - экономически обоснованный процесс, увеличивающий конкурентоспособность товаров. Ею не пренебрегают и такие ведущие мировые производители, как, например, Volvo. Так, кабина грузовиков Volvo FH (рис. 4) выпускается уже более 20 лет и при этом остается одной из самых покупаемых.
Применение такого подхода к дизайн-проектированию в отечественном
машиностроении позволило повысить конкурентоспособность белорусских автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев, выпускаемых ОАО «Бел-коммунмаш» (рис. 5-7). Нужно отметить, что успех такой инновационной деятельности связан с совместной работой всех институтов проектирования и широкого круга разнопрофильных предприятий. В этой комплексной работе дизайн является ключом, связывающим бизнес, производство и науку с конечным потребителем.
Литература
1. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki№-зайн/. - Дата доступа: 11.02.2011.
2. Первый российский профессиональный ресурс о промышленном дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.designet.ru/media/books/?id=43580/. -Дата доступа: 11.02.2011.
3. Первый российский профессиональный ресурс о промышленном дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.designet.ru/context/NPDD/?id=37597/. - Дата доступа: 11.02.2011.
4. User Experience Russia, обсуждение документа Еврокомиссии «Design as a driver of user-centred innovation» [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// userexperience.ru/webinars/51-design-as-a-driver-of-user-centred-innovation/ - Дата доступа: 15.10.2010.
5. European Commission [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ec.europa.eu/enterprise/newsroom/ cf/itemlongdetail.cfm?item_id=3054 - Дата доступа: 15.10.2010.