https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.6.3
Го Чжинань, Го Юйцзинь, Гао Ни
ФУНКЦИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
В статье выявлены функции уменьшительно-ласкательных образований - деминутивов - в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Установлено, что деминутивы служат для описания, характеристики и оценки героев произведения - старухи-процентщицы Алены Ивановны, Семена Захаровича Мармеладова, Сонечки Мармеладовой и др. Кроме того, с помощью деминутивов писатель выражает свое отношение к герою, предмету, явлению, передает эмоции героев, описывает окружающую их обстановку. В работе впервые проведено комплексное исследование деминутивов в романе "Преступление и наказание" и обнаружена их исключительная роль как стилистического, характерологического и экспрессивного средства, как элемента идиостиля писателя. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/6/3.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 18-21. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/6/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 03.04.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.3
В статье выявлены функции уменьшительно-ласкательных образований - деминутивов - в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Установлено, что деминутивы служат для описания, характеристики и оценки героев произведения - старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Семёна Захаровича Мармела-дова, Сонечки Мармеладовой и др. Кроме того, с помощью деминутивов писатель выражает своё отношение к герою, предмету, явлению, передаёт эмоции героев, описывает окружающую их обстановку. В работе впервые проведено комплексное исследование деминутивов в романе «Преступление и наказание» и обнаружена их исключительная роль как стилистического, характерологического и экспрессивного средства, как элемента идиостиля писателя.
Ключевые слова и фразы: уменьшительно-ласкательное образование; деминутив; роман «Преступление и наказание»; Достоевский; персонаж; образ; характеристика.
Го Чжинань Го Юйцзинь Гао Ни
Академия Бронетанковых Войск Армии, г. Пекин, Китай [email protected]; [email protected]; [email protected]
ФУНКЦИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В языке есть немало средств, с помощью которых в текст вводится субъективная оценка явления, человека или предмета, высказывается авторское к нему отношение. Среди таких средств особо выделяются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (имена существительные, имена прилагательные, качественные наречия). В разговорной речи они призваны смягчать высказывание, способствовать передаче ласкового отношения к чему-то милому и приятному для говорящего. Однако данные языковые средства отнюдь не однозначны. В художественном тексте они могут реализовывать разнообразные интенции говорящего, выполняя при этом самые разные функции.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами относятся к категории субъективно-оценочных форм, включающих единицы языка, которые начинают выражать субъективную оценку благодаря прибавлению к ним особых суффиксов - уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных. В современной науке данные языковые единицы чаще всего называют деминутивами (вариант термина - димину-тив). По определению словаря лингвистических терминов, деминутив - это «уменьшительно-ласкательная форма слова» [9, с. 66].
Интерес к исследованию деминутивов в настоящий момент возрос в связи с их активным развитием и расширением сфер их использования. В. Х. Рассказова концентрирует своё внимание на особенностях образования имён существительных с уменьшительно-оценочными суффиксами в современном русском языке [8]. О. В. Крамкова анализирует функционирование деминутивов, их экспрессивный потенциал [6]. Становятся предметом анализа и тексты произведений художественной литературы. В частности, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами рассматриваются в творчестве Н. М. Карамзина [2], в произведениях И. С. Шмелева [1], В. Н. Крупина [11], В. Г. Распутина [3] и других авторов. Таким образом, актуальность настоящего исследования объясняется активизацией научного интереса к деминутивам. Отметим, что деминутивы в произведениях Ф. М. Достоевского только начали рассматриваться. Д. А. Сапрыкина анализирует их функционирование в романе «Бедные люди», выявляя функции данных слов - «номинативную, экспрессивную, стилистическую» [10, с. 128]. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые исследуются деминутивы на материале романа «Преступление и наказание». Необходимо их литературоведческое осмысление с тем, чтобы понять их функции в тексте, роль для характеристики персонажей романа и важность с точки зрения развития его сюжета.
Цель настоящего исследования - выявить и описать функции слов различных частей речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Нашими задачами стали выявление стилистических функций деминутивов в романе, их анализ как способа выражения эмоций автора и персонажей, как средств создания образов, как черты авторского стиля и т.д.
В романе «Преступление и наказание» деминутивы, в том числе имена существительные, имена прилагательные, наречия, встречаются достаточно часто. Они выполняют здесь несколько важнейших функций, связанных с художественным замыслом автора.
Деминутивы в романе «Преступление и наказание» в первую очередь служат средствами создания образов персонажей произведения, то есть выполняют характерологическую, изобразительную функцию, а также функцию оценки, которая «связана с выражением при помощи языковых средств оценочной позиции говорящего по отношению к предмету речи» [7, с. 5], в данном случае - персонажу произведения. Деминути-вы встречаются в описаниях наиболее значимых героев романа - старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Семёна Мармеладова и, конечно, Сонечки Мармеладовой.
Алёна Ивановна - персонаж не особенно симпатичный; у Раскольникова, который собирается её убить и убивает, она вызывает отвращение. Однако оценка данного персонажа неоднозначна. По замыслу писателя, какой бы никчёмной и зловредной старуха-процентщица ни была, её жизнь священна. В описании Алёны Ивановны деми-нутивы способствуют передаче пренебрежительного отношения к ней: «Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку, жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки» [5, с. 7]. Деминутивы используются автором регулярно, он называет процентщицу старушкой, старушонкой: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками» [Там же]. Деминутивы выступают здесь средством негативной характеристики персонажа. Старуха должна предстать перед читателями гадкой и достойной смерти с тем, чтобы они начали сочувствовать Раскольникову и чтобы им удалось ещё глубже понять мысль о ценности любой человеческой жизни.
Семён Захарович Мармеладов - отец Сонечки. Раскольников знакомится с ним прежде, чем с самой Соней Мармеладовой, и именно от него узнаёт о её несчастной судьбе, о её падении во имя спасения семьи. В описании этого далеко не однозначного персонажа также большую роль играют деминутивы. Мы видим его человеком «с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» [Там же, с. 14]. Деминутивы встречаются и в речи Мармеладова: «Когда господин Лебезятников, тому месяц назад, супругу мою собственноручно избил, а я лежал пьяненькой, разве я не старался?» [Там же, с. 16], и в характеристике его повествователем: «Он привстал, покачнулся, захватил свою посудинку, стаканчик» [Там же, с. 15]. Они призваны одновременно показать мелочность и суетливость этого героя (изобразительная функция) и вызвать к нему гадливость (эмоциональная функция).
Особенно много деминутивов использует Ф. М. Достоевский при описании Сонечки Мармеладовой. Само имя героини, под которым она чаще всего выступает в тексте, является деминутивом. Уменьшительно-ласкательными формами наполнены описания внешности Сонечки: «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» [Там же, с. 213]. С помощью деминутива автор передаёт её отчаяние после падения, когда Сонечка возвращается домой, ложится «лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают». Говоря о Сонечке, её отец, во многом виноватый в её трагедии, постоянно использует деминутивы: «Безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледенькое, худенькое» [Там же, с. 21]. Такое обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами призвано показать, что все, кто знаком с Сонечкой и знает обстоятельства её падения, жалеют, любят и стараются понять её. Однако принять полностью решение девушки стать проституткой во имя спасения семьи близкие не могут, и деминутивы в речи отца начинают демонстрировать не только жалость к Сонечке, но и понимание её профессии, представление о том, что она теперь должна особым образом выглядеть и соответствующе вести себя: «Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда придется переходить» [Там же, с. 26]. Познакомившийся с Сонечкой Раскольников тоже испытывает смешанные чувства к ней. Для него описание девушки также связано с использованием деминутивов: «На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик» [Там же, с. 272].
Помимо характерологической функции деминутивы выполняют в тексте романа функцию выражения отношения автора к человеку или предмету. В этом случае они встречаются в речи автора-повествователя. К примеру, с помощью деминутивов передаётся положительное отношение повествователя к Дуне, которая чаще всего называется ласковым именем Дунечка: «Разумихин с благоговением смотрел на Дунечку и гордился, что поведет ее» [Там же, с. 254]. Ласковое отношение автора к матери Дуни и Родиона также передаётся с помощью деминутивов: «Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит» [Там же, с. 49]. С нежностью и теплотой говорит повествователь о детях Мармеладо-вых, и деминутивы во многом способствуют передаче этих авторских чувств. Он называет детей ласковыми именами: «Дети перепугались. Маленькая Лидочка вскрикнула, бросилось к Поленьке, обхватила её и вся затряслась» [Там же, с. 207], а в их описании часто использует деминутивы-прилагательные с суффиксом -оньк- (-еньк-): «Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке» [Там же, с. 29]. Нежностью по отношению к детям автор словно пытается компенсировать те страдания, которые приносит им жизнь.
Кроме того, с помощью деминутивов автор передаёт эмоции героев. Данная функция называется исследователями экспрессивной. Л. П. Воронина отмечает, что деминутивы используются в художественном тексте «для создания разговорной стилевой окрашенности текста и выражения широкого спектра эмоционально-оценочных значений: от одобрительно-снисходительного до пренебрежительного и уничижительного» [4, с. 9].
Эмоции героев - важная часть их характера, поэтому выражение эмоций героев в романе очень важно для создания их образов. Для того чтобы показать любовь Раскольникова к матери, писатель использует де-минутив косенький: «Долго ещё вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий и косенький почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать» [5, с. 35]. Родион скуп на выражение чувств, и этот деминутив позволяет читателю заглянуть в его душу и увидеть истинные чувства героя к матери. С помощью деминутивов передаётся ласковость Разумихина по отношению к Настасье. Это и обычные ласковые имена Настенька, Настасьюшка, и интересный авторский деминутив: «Я, брат, никак и не ожидал, чтоб она была такая... авенантненькая... а? Как ты думаешь?» [Там же, с. 142]. Ещё более экспрессивным деминутивом от того же имени прилагательного авенантный в значении 'приветливый, милый'
влюблённый Разумихин выражает свои чувства к Авдотье Романовне: «Преавенантненькая!.. Заслужу, головой заслужу!» [Там же, с. 239].
Герои романа используют деминутивы в своей речи вполне осознанно. Они понимают, что данным словам присуще в первую очередь выражение чувств, а именно ласки, теплоты, доброты. Семён Мармеладов хвалится Раскольникову: «Я первое жалованье мое - двадцать три рубля сорок копеек - сполна принес, ма-лявочкой меня назвала» [Там же, с. 24]. Слово малявочка из уст измученной жены - для него высшая похвала именно потому, что это деминутив. С помощью деминутивов автор изображает также чувство жалости, которое испытывают друг к другу герои. Жалеющая Раскольникова Настасья принесла ему своего собственного чаю и «положила два желтых кусочка сахару» [Там же, с. 33]. Эта простая деревенская баба символизирует в романе жалость без причины, саму по себе, не зависящую от того хорошего или плохого, что сделал человек, к которому её испытывают.
Именно такая роль - изображение эмоций героев - присуща деминутивам в описании сна Раскольникова о лошади. Во сне маленький Родион наблюдает, как люди издеваются над лошадью - клячей, заставляют её выполнять непосильную работу, не думая о том, что она не выдержит, падёт. Лошадь характеризуется с помощью субъективно-оценочных форм, выражающих пренебрежение, - лошадёнка, кобылёнка. Мальчик искренне жалеет животное, и деминутивы становятся знаком этой жалости: «Папочка, папочка! - кричит он отцу, - Папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!» [Там же, с. 67]. Мальчик бессилен, он вынужден наблюдать, как Миколка убивает лошадь. Но он пытается хоть что-то делать, «бросается с своими кулачонками наМиколку». Сознание несправедливости происходящего мучает его: «Папочка! За что они... бедную лошадку... убили!» [Там же, с. 69]. Писатель показывает в этом сне тонкую и чувствительную натуру Раскольникова, его неумение мириться с несправедливостью, его желание всем помочь, всех спасти и бессилье оттого, что он не может этого сделать. Деминутивы - одно из ярчайших средств в передаче автором этих сложных эмоций героя.
Эмоции передают деминутивы и в описании подготовки Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. Казалось бы, герой идёт на страшное дело, готовится лишить жизни живое существо, а в описаниях его действий множество деминутивов. Готовя имитацию залога, Родион «увертел» железную и деревянную дощечки «в чистую белую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой» [Там же, с. 81]; на соседней с дверью старухи двери он видит «визитный билет, прибитый к дверям гвоздочками» [Там же, с. 87]; дверь процентщицы отворяется «на крошечную щелочку» и т.п. Деминутивы призваны передать трепет Раскольникова, а также создать ощущение контраста между обыденностью его действий и тем страшным преступлением, которое он собирается совершить. Читатель должен почувствовать то же, что и герой, - ощущение нереальности происходящего и одновременно страшной реальности и невозможности вернуть сделанное назад.
Свойственна деминутивам также функция описания окружающей героев обстановки. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами используются с целью изображения интерьера или пейзажа, окружающих бедных людей, к которым автор относится с глубоким сочувствием.
В комнате старухи-процентщицы Раскольникова поразил вид «туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках» [Там же, с. 8]. Эти детали словно кричат герою: «Мы настоящие, и она тоже настоящая, и убить ты её собираешься по-настоящему!». Родиону необходимо осмыслить то, что он задумал, и небольшие, даже милые предметы в интерьере помогают ему сделать это. Комнату самого Раскольникова писатель тоже изображает с использованием деминутивов: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... » [Там же, с. 32], но здесь их цель иная - показать бедность окружавшей героя обстановки, подчеркнуть, что он живёт в очень маленьком помещении, не соответствующем широте его души, масштабу его личности, угнетающем его.
Деминутивы в описании окружающей персонажей романа обстановки появляются порой неожиданно. Например, при описании пьяных похождений Свидригайлова мы видим, как он попадает в увеселительный сад, в котором «была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика» [Там же]. Деминутивы помогают автору детализировать описание и показать убожество обстановки, окружающей героев.
Среди деминутивов-прилагательных в романе «Преступление и наказание» выделяются слова с суффиксами -оньк- (-еньк-). С их помощью писатель характеризует предметы, которые важны для героев: «Красненькие, синенькие, двадцать пять рублей» [Там же, с. 192]; «Он налил ей целый стакан вина и выложил желтенький билетик» [Там же, с. 539]; описывает окружающий их мир: «Он и прежде проходил этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую» [Там же, с. 181]; создаёт атмосферу сна Раскольникова: «Время серенькое, день удушливый... » [Там же, с. 64] и т.п.
Итак, деминутивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» выполняют важные стилистические функции. Автор употребляет уменьшительно-ласкательные слова как средства создания образа, как способ выражения эмоций по отношению к человеку или предмету, для передачи отношения героев к кому или чему-либо, для описания окружающей обстановки и т.д. Деминутивы становятся важнейшей составляющей авторского стиля, незаменимым для писателя средством, многообразие функций которого позволяет ему выражать самые разные авторские интенции - описывать, характеризовать, оценивать, передавать чувства, выражать отношение. Деминутивы - одно из языковых средств, благодаря которым текст романа «Преступление и наказание» предстаёт перед читателем законченным, совершенным с языковой точки зрения произведением, каждый из элементов которого работает на основную авторскую цель - изобразить жестокий мир, способный подвигнуть человека к убийству и в то же время прекрасный и готовый наградить любовью за искренние чувства и истинное страдание.
Список источников
1. Алиомарова Г. И., Семиляк В. И. Функциональная значимость лексем с уменьшительно--ласкательными суффиксами в цикле И. С. Шмелева «Богомолье» // Актуальные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции: в 14-ти ч. Тамбов: Юком, 2014. Ч. 8. С. 16-18.
2. Валькова Е. А. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественном тексте (по творчеству Н. М. Карамзина) // Русский язык: история, диалекты, современность: сб. науч. тр. М.: Московский пед. ун-т, 1999. С. 158-166.
3. Ваффа Хидир Мохамед Али Э. Особенности диминутивных образований в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (272). С. 158-161.
4. Воронина Л. П. Экспрессивные смыслы диминутивов в текстах В. М. Шукшина // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 408. С. 5-10.
5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: АСТ, 2015. 672 с.
6. Крамкова О. В. Функционирование деминутивов в современном русском языке: автореф. дисс. ... к. филол. н. Н. Новгород, 2001. 21 с.
7. Крылова М. Н Русский язык: теория. Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «ДГАУ», 2015. 99 с.
8. Рассказова В. Х. Признаки уменьшительности в словообразовательной номинации: автореф. дисс. ... к. филол. н. Краснодар, 2002. 20 с.
9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
10. Сапрыкина Д. А. Функционирование диминутивов в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» (в зеркале англоязычных переводов текста) // Текст в зеркалах интерпретаций: сб. статей / отв. ред. А. В. Уржа. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 128-140.
11. Топтыгина О. Н Семантика и функции суффиксальных дериватов с уменьшительно-ласкательным компонентом в повести В. Н. Крупина «Великорецкая купель» // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сб. науч. тр. по итогам Международной научной конференции / отв. ред. О. В. Шаталова. М.: МГОУ, 2017. С. 289-293.
FUNCTIONS OF DIMINUTIVES IN THE NOVEL "CRIME AND PUNISHMENT"
Guo Zhinan Guo Yujin Gao Ni
Army Academy of Armored Forces, Beijing, China [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article identifies the functions of diminutives in the novel "Crime and Punishment" by F. M. Dostoevsky. It is shown that diminutives serve to describe, characterize and evaluate the personages - the old pawnbroker Alyona Ivanovna, Semyon Zakha-rovich Marmeladov, Sonechka Marmeladova and others. Moreover, using diminutives the writer expresses his attitude towards a personage, object, phenomenon, transfers characters' emotions, describes their environment. For the first time the authors provide a comprehensive study of diminutives in the novel "Crime and Punishment" and identify the essential role of these lexical units as a stylistic, characterological and expressive means, as an element of the writer's individual style.
Key words and phrases: diminutive formation; diminutive; novel "Crime and Punishment"; Dostoevsky; personage; image; characteristics.
УДК 82.08 Дата поступления рукописи: 12.03.2019
https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.6.4
В статье рассматривается творческий лик поэта переходной эпохи конца XIX- начала ХХ в.; прослеживается мировоззренческий комплекс идей И. Ф. Анненского, изложенных в мифопоэтическом творчестве; выявлены эстетические и философские позиции художника, свойственные порубежной эпохе Серебряного века, уходящей своими корнями в древнюю эллинскую традицию; даны штрихи к биографическому портрету поэта, которого считали своим учителем многие представители русского модернизма; предложен новый взгляд на Анненского не просто как на поэта переходного периода, но как на поэтического летописца духовного мира русской интеллигенции конца XIX- начала XX в.
Ключевые слова и фразы: рубеж веков; И. Анненский; психологический символизм; психология творчества; эволюция творчества; поэтическое мышление.
Заяц Михаил Сергеевич
Российский университет дружбы народов, г. Москва [email protected]
«ПОДЛИННОЕ ИСКАНИЕ КРАСОТЫ» (ШТРИХИ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО)
Цель нашей работы: показать эволюцию творчества русского поэта и филолога переходного периода конца XIX - начала ХХ в.; выявить эстетические взгляды И. Анненского на искусство; показать особенности