Научная статья на тему 'Функции уменьшительно-ласкательных образований в романе «Преступление и наказание»'

Функции уменьшительно-ласкательных образований в романе «Преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1494
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМИНУТИВ / РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» / ДОСТОЕВСКИЙ / ПЕРСОНАЖ / ОБРАЗ / ХАРАКТЕРИСТИКА / DIMINUTIVE FORMATION / DIMINUTIVE / NOVEL “CRIME AND PUNISHMENT” / DOSTOEVSKY / PERSONAGE / IMAGE / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Го Чжинань, Го Юйцзинь, Гао Ни

В статье выявлены функции уменьшительно-ласкательных образований деминутивов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Установлено, что деминутивы служат для описания, характеристики и оценки героев произведения старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Семёна Захаровича Мармеладова, Сонечки Мармеладовой и др. Кроме того, с помощью деминутивов писатель выражает своё отношение к герою, предмету, явлению, передаёт эмоции героев, описывает окружающую их обстановку. В работе впервые проведено комплексное исследование деминутивов в романе «Преступление и наказание» и обнаружена их исключительная роль как стилистического, характерологического и экспрессивного средства, как элемента идиостиля писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF DIMINUTIVES IN THE NOVEL “CRIME AND PUNISHMENT”

The article identifies the functions of diminutives in the novel “Crime and Punishment” by F. M. Dostoevsky. It is shown that diminutives serve to describe, characterize and evaluate the personages the old pawnbroker Alyona Ivanovna, Semyon Zakharovich Marmeladov, Sonechka Marmeladova and others. Moreover, using diminutives the writer expresses his attitude towards a personage, object, phenomenon, transfers characters’ emotions, describes their environment. For the first time the authors provide a comprehensive study of diminutives in the novel “Crime and Punishment” and identify the essential role of these lexical units as a stylistic, characterological and expressive means, as an element of the writer’s individual style.

Текст научной работы на тему «Функции уменьшительно-ласкательных образований в романе «Преступление и наказание»»

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.6.3

Го Чжинань, Го Юйцзинь, Гао Ни

ФУНКЦИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОМАНЕ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

В статье выявлены функции уменьшительно-ласкательных образований - деминутивов - в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Установлено, что деминутивы служат для описания, характеристики и оценки героев произведения - старухи-процентщицы Алены Ивановны, Семена Захаровича Мармеладова, Сонечки Мармеладовой и др. Кроме того, с помощью деминутивов писатель выражает свое отношение к герою, предмету, явлению, передает эмоции героев, описывает окружающую их обстановку. В работе впервые проведено комплексное исследование деминутивов в романе "Преступление и наказание" и обнаружена их исключительная роль как стилистического, характерологического и экспрессивного средства, как элемента идиостиля писателя. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/6/3.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 18-21. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 821.161.1 Дата поступления рукописи: 03.04.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.3

В статье выявлены функции уменьшительно-ласкательных образований - деминутивов - в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Установлено, что деминутивы служат для описания, характеристики и оценки героев произведения - старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Семёна Захаровича Мармела-дова, Сонечки Мармеладовой и др. Кроме того, с помощью деминутивов писатель выражает своё отношение к герою, предмету, явлению, передаёт эмоции героев, описывает окружающую их обстановку. В работе впервые проведено комплексное исследование деминутивов в романе «Преступление и наказание» и обнаружена их исключительная роль как стилистического, характерологического и экспрессивного средства, как элемента идиостиля писателя.

Ключевые слова и фразы: уменьшительно-ласкательное образование; деминутив; роман «Преступление и наказание»; Достоевский; персонаж; образ; характеристика.

Го Чжинань Го Юйцзинь Гао Ни

Академия Бронетанковых Войск Армии, г. Пекин, Китай [email protected]; [email protected]; [email protected]

ФУНКЦИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В языке есть немало средств, с помощью которых в текст вводится субъективная оценка явления, человека или предмета, высказывается авторское к нему отношение. Среди таких средств особо выделяются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (имена существительные, имена прилагательные, качественные наречия). В разговорной речи они призваны смягчать высказывание, способствовать передаче ласкового отношения к чему-то милому и приятному для говорящего. Однако данные языковые средства отнюдь не однозначны. В художественном тексте они могут реализовывать разнообразные интенции говорящего, выполняя при этом самые разные функции.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами относятся к категории субъективно-оценочных форм, включающих единицы языка, которые начинают выражать субъективную оценку благодаря прибавлению к ним особых суффиксов - уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных. В современной науке данные языковые единицы чаще всего называют деминутивами (вариант термина - димину-тив). По определению словаря лингвистических терминов, деминутив - это «уменьшительно-ласкательная форма слова» [9, с. 66].

Интерес к исследованию деминутивов в настоящий момент возрос в связи с их активным развитием и расширением сфер их использования. В. Х. Рассказова концентрирует своё внимание на особенностях образования имён существительных с уменьшительно-оценочными суффиксами в современном русском языке [8]. О. В. Крамкова анализирует функционирование деминутивов, их экспрессивный потенциал [6]. Становятся предметом анализа и тексты произведений художественной литературы. В частности, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами рассматриваются в творчестве Н. М. Карамзина [2], в произведениях И. С. Шмелева [1], В. Н. Крупина [11], В. Г. Распутина [3] и других авторов. Таким образом, актуальность настоящего исследования объясняется активизацией научного интереса к деминутивам. Отметим, что деминутивы в произведениях Ф. М. Достоевского только начали рассматриваться. Д. А. Сапрыкина анализирует их функционирование в романе «Бедные люди», выявляя функции данных слов - «номинативную, экспрессивную, стилистическую» [10, с. 128]. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые исследуются деминутивы на материале романа «Преступление и наказание». Необходимо их литературоведческое осмысление с тем, чтобы понять их функции в тексте, роль для характеристики персонажей романа и важность с точки зрения развития его сюжета.

Цель настоящего исследования - выявить и описать функции слов различных частей речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Нашими задачами стали выявление стилистических функций деминутивов в романе, их анализ как способа выражения эмоций автора и персонажей, как средств создания образов, как черты авторского стиля и т.д.

В романе «Преступление и наказание» деминутивы, в том числе имена существительные, имена прилагательные, наречия, встречаются достаточно часто. Они выполняют здесь несколько важнейших функций, связанных с художественным замыслом автора.

Деминутивы в романе «Преступление и наказание» в первую очередь служат средствами создания образов персонажей произведения, то есть выполняют характерологическую, изобразительную функцию, а также функцию оценки, которая «связана с выражением при помощи языковых средств оценочной позиции говорящего по отношению к предмету речи» [7, с. 5], в данном случае - персонажу произведения. Деминути-вы встречаются в описаниях наиболее значимых героев романа - старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Семёна Мармеладова и, конечно, Сонечки Мармеладовой.

Алёна Ивановна - персонаж не особенно симпатичный; у Раскольникова, который собирается её убить и убивает, она вызывает отвращение. Однако оценка данного персонажа неоднозначна. По замыслу писателя, какой бы никчёмной и зловредной старуха-процентщица ни была, её жизнь священна. В описании Алёны Ивановны деми-нутивы способствуют передаче пренебрежительного отношения к ней: «Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку, жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки» [5, с. 7]. Деминутивы используются автором регулярно, он называет процентщицу старушкой, старушонкой: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками» [Там же]. Деминутивы выступают здесь средством негативной характеристики персонажа. Старуха должна предстать перед читателями гадкой и достойной смерти с тем, чтобы они начали сочувствовать Раскольникову и чтобы им удалось ещё глубже понять мысль о ценности любой человеческой жизни.

Семён Захарович Мармеладов - отец Сонечки. Раскольников знакомится с ним прежде, чем с самой Соней Мармеладовой, и именно от него узнаёт о её несчастной судьбе, о её падении во имя спасения семьи. В описании этого далеко не однозначного персонажа также большую роль играют деминутивы. Мы видим его человеком «с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» [Там же, с. 14]. Деминутивы встречаются и в речи Мармеладова: «Когда господин Лебезятников, тому месяц назад, супругу мою собственноручно избил, а я лежал пьяненькой, разве я не старался?» [Там же, с. 16], и в характеристике его повествователем: «Он привстал, покачнулся, захватил свою посудинку, стаканчик» [Там же, с. 15]. Они призваны одновременно показать мелочность и суетливость этого героя (изобразительная функция) и вызвать к нему гадливость (эмоциональная функция).

Особенно много деминутивов использует Ф. М. Достоевский при описании Сонечки Мармеладовой. Само имя героини, под которым она чаще всего выступает в тексте, является деминутивом. Уменьшительно-ласкательными формами наполнены описания внешности Сонечки: «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» [Там же, с. 213]. С помощью деминутива автор передаёт её отчаяние после падения, когда Сонечка возвращается домой, ложится «лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают». Говоря о Сонечке, её отец, во многом виноватый в её трагедии, постоянно использует деминутивы: «Безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледенькое, худенькое» [Там же, с. 21]. Такое обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами призвано показать, что все, кто знаком с Сонечкой и знает обстоятельства её падения, жалеют, любят и стараются понять её. Однако принять полностью решение девушки стать проституткой во имя спасения семьи близкие не могут, и деминутивы в речи отца начинают демонстрировать не только жалость к Сонечке, но и понимание её профессии, представление о том, что она теперь должна особым образом выглядеть и соответствующе вести себя: «Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда придется переходить» [Там же, с. 26]. Познакомившийся с Сонечкой Раскольников тоже испытывает смешанные чувства к ней. Для него описание девушки также связано с использованием деминутивов: «На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик» [Там же, с. 272].

Помимо характерологической функции деминутивы выполняют в тексте романа функцию выражения отношения автора к человеку или предмету. В этом случае они встречаются в речи автора-повествователя. К примеру, с помощью деминутивов передаётся положительное отношение повествователя к Дуне, которая чаще всего называется ласковым именем Дунечка: «Разумихин с благоговением смотрел на Дунечку и гордился, что поведет ее» [Там же, с. 254]. Ласковое отношение автора к матери Дуни и Родиона также передаётся с помощью деминутивов: «Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит» [Там же, с. 49]. С нежностью и теплотой говорит повествователь о детях Мармеладо-вых, и деминутивы во многом способствуют передаче этих авторских чувств. Он называет детей ласковыми именами: «Дети перепугались. Маленькая Лидочка вскрикнула, бросилось к Поленьке, обхватила её и вся затряслась» [Там же, с. 207], а в их описании часто использует деминутивы-прилагательные с суффиксом -оньк- (-еньк-): «Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке» [Там же, с. 29]. Нежностью по отношению к детям автор словно пытается компенсировать те страдания, которые приносит им жизнь.

Кроме того, с помощью деминутивов автор передаёт эмоции героев. Данная функция называется исследователями экспрессивной. Л. П. Воронина отмечает, что деминутивы используются в художественном тексте «для создания разговорной стилевой окрашенности текста и выражения широкого спектра эмоционально-оценочных значений: от одобрительно-снисходительного до пренебрежительного и уничижительного» [4, с. 9].

Эмоции героев - важная часть их характера, поэтому выражение эмоций героев в романе очень важно для создания их образов. Для того чтобы показать любовь Раскольникова к матери, писатель использует де-минутив косенький: «Долго ещё вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий и косенький почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать» [5, с. 35]. Родион скуп на выражение чувств, и этот деминутив позволяет читателю заглянуть в его душу и увидеть истинные чувства героя к матери. С помощью деминутивов передаётся ласковость Разумихина по отношению к Настасье. Это и обычные ласковые имена Настенька, Настасьюшка, и интересный авторский деминутив: «Я, брат, никак и не ожидал, чтоб она была такая... авенантненькая... а? Как ты думаешь?» [Там же, с. 142]. Ещё более экспрессивным деминутивом от того же имени прилагательного авенантный в значении 'приветливый, милый'

влюблённый Разумихин выражает свои чувства к Авдотье Романовне: «Преавенантненькая!.. Заслужу, головой заслужу!» [Там же, с. 239].

Герои романа используют деминутивы в своей речи вполне осознанно. Они понимают, что данным словам присуще в первую очередь выражение чувств, а именно ласки, теплоты, доброты. Семён Мармеладов хвалится Раскольникову: «Я первое жалованье мое - двадцать три рубля сорок копеек - сполна принес, ма-лявочкой меня назвала» [Там же, с. 24]. Слово малявочка из уст измученной жены - для него высшая похвала именно потому, что это деминутив. С помощью деминутивов автор изображает также чувство жалости, которое испытывают друг к другу герои. Жалеющая Раскольникова Настасья принесла ему своего собственного чаю и «положила два желтых кусочка сахару» [Там же, с. 33]. Эта простая деревенская баба символизирует в романе жалость без причины, саму по себе, не зависящую от того хорошего или плохого, что сделал человек, к которому её испытывают.

Именно такая роль - изображение эмоций героев - присуща деминутивам в описании сна Раскольникова о лошади. Во сне маленький Родион наблюдает, как люди издеваются над лошадью - клячей, заставляют её выполнять непосильную работу, не думая о том, что она не выдержит, падёт. Лошадь характеризуется с помощью субъективно-оценочных форм, выражающих пренебрежение, - лошадёнка, кобылёнка. Мальчик искренне жалеет животное, и деминутивы становятся знаком этой жалости: «Папочка, папочка! - кричит он отцу, - Папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!» [Там же, с. 67]. Мальчик бессилен, он вынужден наблюдать, как Миколка убивает лошадь. Но он пытается хоть что-то делать, «бросается с своими кулачонками наМиколку». Сознание несправедливости происходящего мучает его: «Папочка! За что они... бедную лошадку... убили!» [Там же, с. 69]. Писатель показывает в этом сне тонкую и чувствительную натуру Раскольникова, его неумение мириться с несправедливостью, его желание всем помочь, всех спасти и бессилье оттого, что он не может этого сделать. Деминутивы - одно из ярчайших средств в передаче автором этих сложных эмоций героя.

Эмоции передают деминутивы и в описании подготовки Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. Казалось бы, герой идёт на страшное дело, готовится лишить жизни живое существо, а в описаниях его действий множество деминутивов. Готовя имитацию залога, Родион «увертел» железную и деревянную дощечки «в чистую белую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой» [Там же, с. 81]; на соседней с дверью старухи двери он видит «визитный билет, прибитый к дверям гвоздочками» [Там же, с. 87]; дверь процентщицы отворяется «на крошечную щелочку» и т.п. Деминутивы призваны передать трепет Раскольникова, а также создать ощущение контраста между обыденностью его действий и тем страшным преступлением, которое он собирается совершить. Читатель должен почувствовать то же, что и герой, - ощущение нереальности происходящего и одновременно страшной реальности и невозможности вернуть сделанное назад.

Свойственна деминутивам также функция описания окружающей героев обстановки. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами используются с целью изображения интерьера или пейзажа, окружающих бедных людей, к которым автор относится с глубоким сочувствием.

В комнате старухи-процентщицы Раскольникова поразил вид «туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках» [Там же, с. 8]. Эти детали словно кричат герою: «Мы настоящие, и она тоже настоящая, и убить ты её собираешься по-настоящему!». Родиону необходимо осмыслить то, что он задумал, и небольшие, даже милые предметы в интерьере помогают ему сделать это. Комнату самого Раскольникова писатель тоже изображает с использованием деминутивов: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... » [Там же, с. 32], но здесь их цель иная - показать бедность окружавшей героя обстановки, подчеркнуть, что он живёт в очень маленьком помещении, не соответствующем широте его души, масштабу его личности, угнетающем его.

Деминутивы в описании окружающей персонажей романа обстановки появляются порой неожиданно. Например, при описании пьяных похождений Свидригайлова мы видим, как он попадает в увеселительный сад, в котором «была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика» [Там же]. Деминутивы помогают автору детализировать описание и показать убожество обстановки, окружающей героев.

Среди деминутивов-прилагательных в романе «Преступление и наказание» выделяются слова с суффиксами -оньк- (-еньк-). С их помощью писатель характеризует предметы, которые важны для героев: «Красненькие, синенькие, двадцать пять рублей» [Там же, с. 192]; «Он налил ей целый стакан вина и выложил желтенький билетик» [Там же, с. 539]; описывает окружающий их мир: «Он и прежде проходил этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую» [Там же, с. 181]; создаёт атмосферу сна Раскольникова: «Время серенькое, день удушливый... » [Там же, с. 64] и т.п.

Итак, деминутивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» выполняют важные стилистические функции. Автор употребляет уменьшительно-ласкательные слова как средства создания образа, как способ выражения эмоций по отношению к человеку или предмету, для передачи отношения героев к кому или чему-либо, для описания окружающей обстановки и т.д. Деминутивы становятся важнейшей составляющей авторского стиля, незаменимым для писателя средством, многообразие функций которого позволяет ему выражать самые разные авторские интенции - описывать, характеризовать, оценивать, передавать чувства, выражать отношение. Деминутивы - одно из языковых средств, благодаря которым текст романа «Преступление и наказание» предстаёт перед читателем законченным, совершенным с языковой точки зрения произведением, каждый из элементов которого работает на основную авторскую цель - изобразить жестокий мир, способный подвигнуть человека к убийству и в то же время прекрасный и готовый наградить любовью за искренние чувства и истинное страдание.

Список источников

1. Алиомарова Г. И., Семиляк В. И. Функциональная значимость лексем с уменьшительно--ласкательными суффиксами в цикле И. С. Шмелева «Богомолье» // Актуальные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции: в 14-ти ч. Тамбов: Юком, 2014. Ч. 8. С. 16-18.

2. Валькова Е. А. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественном тексте (по творчеству Н. М. Карамзина) // Русский язык: история, диалекты, современность: сб. науч. тр. М.: Московский пед. ун-т, 1999. С. 158-166.

3. Ваффа Хидир Мохамед Али Э. Особенности диминутивных образований в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (272). С. 158-161.

4. Воронина Л. П. Экспрессивные смыслы диминутивов в текстах В. М. Шукшина // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 408. С. 5-10.

5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: АСТ, 2015. 672 с.

6. Крамкова О. В. Функционирование деминутивов в современном русском языке: автореф. дисс. ... к. филол. н. Н. Новгород, 2001. 21 с.

7. Крылова М. Н Русский язык: теория. Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО «ДГАУ», 2015. 99 с.

8. Рассказова В. Х. Признаки уменьшительности в словообразовательной номинации: автореф. дисс. ... к. филол. н. Краснодар, 2002. 20 с.

9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. 399 с.

10. Сапрыкина Д. А. Функционирование диминутивов в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» (в зеркале англоязычных переводов текста) // Текст в зеркалах интерпретаций: сб. статей / отв. ред. А. В. Уржа. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 128-140.

11. Топтыгина О. Н Семантика и функции суффиксальных дериватов с уменьшительно-ласкательным компонентом в повести В. Н. Крупина «Великорецкая купель» // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сб. науч. тр. по итогам Международной научной конференции / отв. ред. О. В. Шаталова. М.: МГОУ, 2017. С. 289-293.

FUNCTIONS OF DIMINUTIVES IN THE NOVEL "CRIME AND PUNISHMENT"

Guo Zhinan Guo Yujin Gao Ni

Army Academy of Armored Forces, Beijing, China [email protected]; [email protected]; [email protected]

The article identifies the functions of diminutives in the novel "Crime and Punishment" by F. M. Dostoevsky. It is shown that diminutives serve to describe, characterize and evaluate the personages - the old pawnbroker Alyona Ivanovna, Semyon Zakha-rovich Marmeladov, Sonechka Marmeladova and others. Moreover, using diminutives the writer expresses his attitude towards a personage, object, phenomenon, transfers characters' emotions, describes their environment. For the first time the authors provide a comprehensive study of diminutives in the novel "Crime and Punishment" and identify the essential role of these lexical units as a stylistic, characterological and expressive means, as an element of the writer's individual style.

Key words and phrases: diminutive formation; diminutive; novel "Crime and Punishment"; Dostoevsky; personage; image; characteristics.

УДК 82.08 Дата поступления рукописи: 12.03.2019

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.6.4

В статье рассматривается творческий лик поэта переходной эпохи конца XIX- начала ХХ в.; прослеживается мировоззренческий комплекс идей И. Ф. Анненского, изложенных в мифопоэтическом творчестве; выявлены эстетические и философские позиции художника, свойственные порубежной эпохе Серебряного века, уходящей своими корнями в древнюю эллинскую традицию; даны штрихи к биографическому портрету поэта, которого считали своим учителем многие представители русского модернизма; предложен новый взгляд на Анненского не просто как на поэта переходного периода, но как на поэтического летописца духовного мира русской интеллигенции конца XIX- начала XX в.

Ключевые слова и фразы: рубеж веков; И. Анненский; психологический символизм; психология творчества; эволюция творчества; поэтическое мышление.

Заяц Михаил Сергеевич

Российский университет дружбы народов, г. Москва [email protected]

«ПОДЛИННОЕ ИСКАНИЕ КРАСОТЫ» (ШТРИХИ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГО)

Цель нашей работы: показать эволюцию творчества русского поэта и филолога переходного периода конца XIX - начала ХХ в.; выявить эстетические взгляды И. Анненского на искусство; показать особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.