Научная статья на тему 'Функции тестового контроля, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся'

Функции тестового контроля, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / TEST CONTROL / TEST CONTROL FUNCTIONS / PSYCHOLOGICAL HEALTH / DEVELOPMENT OF COGNITIVE PROCESSES / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзлякова Дина Рафаиловна

Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся. Проанализированы основные подходы к определению понятия психологического здоровья. В контексте нашего исследования мы придерживаемся определения И.В. Дубровиной, рассматривающей психологическое здоровье как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом, и возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья также подтверждается федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Обобщены концепции психологического здоровья. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. Подчеркнуто, что от выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Проанализирована история создания тестов. Выделены основные типы тестов. Рассмотрены преимущества и недостатки использования тестов для контроля знаний обучающихся, их обучения и воспитания. Изучено влияние тестового контроля на психологическое состояние обучающихся и на формирование личностных качеств. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая. Предлагаются методы диагностики и коррекции, позволяющие минимизировать риски, связанные с некорректным использованием тестового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test control functions contributing to conservation and strengthening of students’ psychological health

Questions of conservation and strengthening of psychological health of students are considered. The main approaches to the definition of the concept of psychological health are analyzed. We adhere the definition of I.V. Dubrovina, who regards psychological health as a dynamic aggregate of psychic properties that ensure harmony between various aspects of a person’s personality, as well as between a person and society, and the possibility of a person’s full functioning in the process of life activity. The need to preserve and strengthen health is also confirmed by the federal law “On Education in the Russian Federation”. The concepts of psychological health are generalized. The influence of methods of pedagogy on the psychological state of students is determined. The choice of teaching methods depends on the psychological state of the student and the social climate of the class. The history of creating tests is analyzed. The main types of tests are identified. The advantages and disadvantages of using tests to control the knowledge of students, their training and upbringing are considered. The influence of the test control on the psychological state of the students and on the formation of personal qualities was studied. The functions of test control are detailed: didactic, educational, diagnostic and preventive and corrective. The methods of diagnostics and correction are proposed, which allow minimize the risks associated with the incorrect use of test control.

Текст научной работы на тему «Функции тестового контроля, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся»

УДК 159.9:37.015.3

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-121-127

ФУНКЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дина Рафаиловна МЕРЗЛЯКОВА

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся. Проанализированы основные подходы к определению понятия психологического здоровья. В контексте нашего исследования мы придерживаемся определения И.В. Дубровиной, рассматривающей психологическое здоровье как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом, и возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья также подтверждается федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Обобщены концепции психологического здоровья. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. Подчеркнуто, что от выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Проанализирована история создания тестов. Выделены основные типы тестов. Рассмотрены преимущества и недостатки использования тестов для контроля знаний обучающихся, их обучения и воспитания. Изучено влияние тестового контроля на психологическое состояние обучающихся и на формирование личностных качеств. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая. Предлагаются методы диагностики и коррекции, позволяющие минимизировать риски, связанные с некорректным использованием тестового контроля.

Ключевые слова: тестовый контроль; функции тестового контроля; психологическое здоровье; развитие познавательных процессов; система образования

Современное общество в настоящее время переживает экологический, политический и нравственный кризисы, причины которых связаны, прежде всего, с сознанием людей. Требуется переоценка смысла жизни и отношений между людьми. Возникает вопрос, как человеку в современных условиях сохранять психологический комфорт и активную жизненную позицию.

Последствия этих процессов затрагивают в том числе и здоровье детей и подростков. Статистические данные уровня здоровья обучающихся подтверждают их негативное влияние. Так, например, исследования, проведенные Психологическим институтом Российской академии образования, показали, что в школу приходят 20 % детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе их количество увеличивается до 60 %1.

Причины данной негативной статистики связаны, прежде всего, с несоответствием требований образовательной организации к

1 Психологический институт Российской академии образования. URL: http://pirao.ru (дата обращения: 25.04.2016).

физическим и умственным возможностям обучающихся и их реальными психофизиологическими возможностями. Вследствие хронических учебных перегрузок снижается учебная мотивация обучающихся, что приводит к хроническому стрессу [1].

В таких условиях особо актуальна проблема поиска ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций, для повышения собственной эффективности. Бесспорно, что таким ресурсом является здоровье, в частности, психологическое здоровье человека (М.Р. Би-тянова, И.В. Дубровина, Г.В. Залевский, Н.В. Козлова, Л.С. Колмогорова, Л.М. Митина и др.).

Термин «психологическое здоровье» является относительно новым для психологической науки и характеризует всю личность в целом. Говоря об умственном, психическом, физическом развитии и здоровье, мы подчас забываем о духовном развитии человека, а «духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному» [2, с. 124].

По мнению И.В. Дубровиной, психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих:

© Мерзлякова Д.Р., 2018

121

а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом;

б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [3, с. 16].

И.В. Дубровина с рядом других авторов (Л.С. Колмогорова, Л.М. Митина и др.) рассматривает понятие «психологическое здоровье» как цель и критерий успешности личностного развития человека [3, с. 48].

И.В. Дубровина подчеркивает, что психологическое здоровье зарождается и укрепляется, прежде всего, в недрах таких социальных институтов, как семья, детский сад, школа, вуз и пр., и является результатом обучения, развития и воспитания на каждом этапе онтогенеза [3].

Необходимость сохранения и укрепления здоровья обучающихся обозначена и в Законе «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» указывается, что педагогические работники обязаны: «4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни...»2. Так как одним из современных ориентиров образования является создание условий для полноценного развития участников образовательных отношений, соответственно, уровень психологического здоровья данных субъектов будет показателем эффективности системы образования.

Существует ряд концепций психологического здоровья. Рассмотрим их более подробно.

Психологическое здоровье как личностный феномен рассматривают такие авторы, как H.A. Агаджанян, Л.А. Байкова, О.С. Васильева, В.Э. Пахальян, S.J. Bartlett и др.

Проблема здоровья как единства социального, психологического и биологического была предметом изучения Б.Г. Ананьева, A.B. Брушлинского, К.К. Платонова,

2 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Л.Ф. Шеховцовой, М. Snooks, J. Uexkull, H. Weiner и др.

Средовой и культурно-исторический аспекты психологического здоровья изучались

A.A. Богдановым, Л.С. Выготским, А.Ф. Ла-зурским, В.И. Пановым, В.В. Рубцовым, C.B. Сидорчиком, D. Freedheim, J. Schinka, L. Uba, W. Velicer, I. Weiner и др.

В акмеологическом аспекте проблема психологического здоровья личности исследовалась научной школой A.A. Деркача (О.И. Жданов, ЮН. Казаков, В.В. Черняева и др.), где этот личностный феномен изучался в контексте общей теории развития личности, ее отношений, взаимодействия с социумом, сохранения личностной индивидуальности и продуктивности деятельности (Т.Н. Горобец, О.В. Москаленко, М.Ф. Секач, Е.В. Селезнева и др.).

Значительное количество как отечественных, так и зарубежных исследований посвящено разработке концептуальных представлений о социальной психологии здоровья (И.Н. Гурвич, И.Б. Бовина, Л.А. Цветкова, J. Suis, К. Wallston и др.).

Психологическое здоровье личности исследовалось в аспекте развития межличностных отношений как источника, условия и причины личностного роста, включая процессы адаптации и дезадаптации в системе социальных связей индивида (Г.М. Андреева,

B.П. Алексеев, Л.А. Байкова, Н.В. Казарино-ва, ВН. Куницина, H.H. Обозов, В.М. Пого-лыпа, Г.С. Никифоров и др.).

Еще одним направлением явилось исследование ценностной ориентации и морально-этической направленности личности как важной составляющей ее психологического здоровья (Н. Гартман, Л.А. Петровская, Л.М. Смирнов, Б.Г. Юдин и др.). В связи с данными исследованиями психологическое здоровье личности отождествлялось с ее нравственным здоровьем (Р. Ассаджиоли, М.И. Воловикова, А.И. Зеличенко, В.Н. Колесников, A.B. Юревич и др.).

Наиболее сложным является вопрос о способах формирования психологически здоровой личности. В отечественной педагогике и психологии внедрением теоретических знаний в педагогический процесс занимаются целый ряд ученых (И.В. Дубровина, В.В. Давыдов, О.В. Хухлаева, Г.С. Никифоров, Д.Б. Эльконин и др.). Зарубежные ис-

следователи также разрабатывают программы сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся (Р. Хендрен, Р. Вайсен, Дж. Оли и др.) [4].

Рассмотрим, какими возможностями обладают методы педагогики в процессе сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся. Так как методы педагогики, помимо обучающего эффекта, оказывают влияние на психологическое состояние обучающегося, способствуют развитию личностных качеств обучающегося, то корректное и соответствующее возрастным и личностным особенностям использование тестового контроля будет формировать позитивную динамику психологического здоровья обучающихся [5].

История тестового контроля как метода педагогики довольно непродолжительная. Тестирование появилось в начале ХХ века и постепенно стало популярным во многих странах мира. В США данный метод стал использоваться для отбора в организации высшего образования, что обусловило его популярность. В России этот метод стал популярным сравнительно недавно в связи с введением эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), задания которого даны в тестовом виде.

Лица, получившие среднее образование и сдавшие единый государственный экзамен, могут поступить в любой вуз Российской Федерации, в котором результаты данного экзамена считаются действительными [6].

Тест состоит из набора стандартных заданий по учебному материалу, которые устанавливают степень усвоения его обучающимися.

ЕВ. Шарохина, О.О. Петрова, О.В. Дол-ганова классифицируют четыре типа тестов:

1) позволяющие проверить умения решать новые проблемы на основании изученного материала;

2) на выполнение мыслительных операций на основе полученных знаний;

3) на запоминание и воспроизведение учебного материала;

4) позволяющие давать критическую оценку изученного, что дает возможность определить уровень владения учащегося знаниями [7].

Преимуществом тестового контроля является то, что данный метод является более

качественным и объективным способом оценивания за счет стандартизированной системы проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестовый контроль ставит всех обучающихся в равные условия как в процессе проведения, так и в процессе оценки, практически исключая субъективную оценку преподавателя. Тестовый контроль является более объемным методом, поэтому он позволяет выявить уровень знаний как по предмету в целом, так и по его разделам. Благодаря шкале оценивания тест может более точно определить уровень знаний обучающегося. Экономическая эффективность тестирования связана с тем, что основные затраты приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение тестирования и контроль результатов значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Тестовый контроль знаний позволяет создать равные условия за счет единой процедуры проведения и критериев оценки.

К недостаткам можно отнести то, что разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Данные, получаемые педагогом в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не дают возможности выявить причины этих проблем. Особенность тестов заключается в том, что они не позволяют оценивать вероятностные, абстрактные и методологические знания, то есть связанные с творчеством. Конфиденциальность тестовых заданий необходима для обеспечения объективности и справедливости контроля. Повторное тестирование возможно только при условии изменения заданий. Также в тесте присутствуют такие элементы случайности, как ошибка в ответе и угадывание при незнании правильного ответа [7].

Рассмотрим, какое влияние оказывает тестовый контроль на психологическое состояние обучающихся и на формирование личностных качеств. Для того чтобы сохранить и укрепить психологическое здоровье обучающихся, необходимо минимизировать негативные риски, связанные с некомфортным процессом образования, снизить вероятность возникновения конфликтов между

педагогом и обучающимися в процессе использования данного метода. При этом необходимо усиливать позитивные аспекты влияния тестового контроля на психологическое состояние обучающегося и снижать вероятность воздействия негативных аспектов использования данного метода.

По мнению А.А. Мирошниченко, в образовательном процессе педагогические методы выполняют следующие функции: дидактическую (реализуют на практике цели обучения и задают темп и уровень развития обучающихся); воспитывающую (влияют на результаты воспитания); диагностическую (выявляют возможные направления развития и существующие проблемы) и корректирующую (управление процессом обучения выстроенное по принципу обратной связи) [8].

Дидактическая функция проявляется в следующих аспектах.

1. Получение обратной связи при выявлении несовпадающих и правильных ответов на задания теста.

2. Развитие познавательных процессов, в том числе памяти.

3. Перенос теоретических знаний на практику.

4. Формирование учебной мотивации за счет желания приобрести более устойчивые знания к следующему тестированию.

5. Умение переносить и использовать знания из других предметных областей [9].

Однако эта функция контроля реализуется лишь при формировании у обучающегося потребности в познавательной деятельности, самосовершенствовании и получении опыта творческой деятельности при выполнении учебных заданий.

Воспитательная функция тестового контроля заключается в том, чтобы создать психолого-педагогические условия формирования социально позитивного поведения. Воспитание осуществляется за счет специальной организации взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения, качества личности. Формирование личности человека невозможно без усвоения системы морально-нравственных норм и требований, что напрямую связано с процессом сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.

Воспитательная функция тестового контроля проявляется в становлении таких позитивных качеств личности, как интерес к знаниям, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки, активность, чувство собственного достоинства. Помимо этого тестовый контроль развивает интеллектуальные, логические способности. Неоднократно отмечалось, что ученики изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет проводиться обстоятельный систематический тестовый контроль.

Корректирующая функция направлена на минимизацию рисков, связанных с некорректным использованием тестового контроля. В своей работе педагог должен учитывать множество факторов, действующих как негативно, так и позитивно на процесс обучения. Педагогу необходимо учитывать личностные, возрастные особенности, ведущий канал восприятия, зону ближайшего развития обучающегося и т. д.

При этом для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся важно создать условия совместной развивающей деятельности обучающихся и педагога.

На основе тестового контроля проводится своевременная коррекция процесса усвоения новых знаний. Коррекция носит дифференцированный характер и сводится к помощи обучающемуся. Коррекция может быть в следующих формах: подсказки, рассмотрения теоретического материала, необходимого для выполнения задания. Консультация педагога необходима в случае, когда затруднения обучающегося носят наиболее серьезный характер, и ученик нуждается в развернутой и обстоятельной помощи педагога.

Так, О.Н. Уткина подчеркивала, что объединение педагога и обучающихся общими целями является важным фактором создания условий для становления развивающейся и саморазвивающейся личности. Кроме того, максимальное вовлечение обучающихся в различные формы деятельности учебного процесса способствует более эффективному развитию как ребенка, так и самого педагога [10].

Использование метода самокоррекции педагогической техники позволит не только выявить позитивные и негативные тенденции в работе педагога, но факторы, влияющие на психологическое состояние обучающихся.

Поэтому для того чтобы снизить вероятность возникновения ситуаций непонимания, агрессии на уроках, установления и поддержания атмосферы сотрудничества и творчества со всеми обучающимися, педагогу необходимо владеть навыками коррекции педагогической деятельности, основанными на принципе обратной связи. По мнению О.Н. Уткиной, самокоррекция является более востребованной в связи с тем, что позволяет значительно снизить дискомфорт, страхи, тревожность процесса коррекции педагогической техники за счет отсутствия окружающих субъектов [11;12].

Диагностико-профилактическая функция тестового контроля нацелена на выявление пробелов в подготовке обучающихся и принятие по результатам диагностики некоторых управленческих решений, необходимых для совершенствования учебного процесса. Помимо выявления пробелов, она также нацелена на получение научно обоснованной информации о характере трудностей, возникших у обучающихся в процессе усвоения новых знаний.

Если тесты сконструированы специальным образом и состоят из довольно большого числа заданий, детально отображающих определенную область содержания, то появляется возможность выявления причин затруднений учеников. Это может быть неумение мыслить или выполнять что-либо по известной схеме в стандартных задачах, а может быть и неумение переносить знания в незнакомую ситуацию, искать необходимую информацию для выполнения творческих задач.

Таким образом, в результате проведенного нами анализа были рассмотрены функции тестового контроля в контексте формирования психологического здоровья обучающихся. Выявлены возможности и ограничения педагогического метода тестового контроля, его влияние на психологическое состояние обучающихся. Дидактическая функция метода позволяет развить познавательные процессы. Воспитательная функция позволяет создавать педагогические условия для формирования социально позитивного поведения. Методы коррекции и самокоррекции, основанные на принципе обратной связи, позволяют не только выявить позитивные и негативные тенденции в работе пе-

дагога, но факторы, влияющие на психологическое здоровье обучающихся. Диагности-ко-профилактическая функция тестового контроля позволяет выявить пробелы в подготовке обучающихся и их причины. Таким образом, корректное использование метода тестового контроля позволяет выявить причины затруднений обучающихся, которые могут повлиять на психологическое состояние и помочь в решении данных проблем. Также в случае необходимости следует провести необходимую коррекцию, для того чтобы не возникали ситуации непонимания, агрессии на уроках, что позволит установить и поддержать атмосферу сотрудничества и творчества со всеми обучающимися.

Список литературы

1. Мерзлякова Д.Р. Применение здоровьесбере-гающих технологий в образовательном процессе // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7. С. 20-22.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008.

3. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 2005.

4. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5. С. 81-90.

5. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 2009.

6. Подласый И.П. Теория и технологии обучения. М.: Владос, 2007.

7. Шарохина Е.В., Петрова О.О., Долганова О.В. Педагогика. М.: ЭКСПО, 2008.

8. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов: ГГПИ, 1999.

9. Никитина Т.А., Смирнова И.С. Тестовый контроль, как средство повышения эффективности образовательного процесса // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 2. С. 127-129.

10. Уткина О.Н., Мирошниченко А.А. Пантомимика педагога: кинематический аспект // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2011. № 2. С. 216-219.

11. Уткина О.Н., Мирошниченко А.А. Свободное программное обеспечение в процессе формирования педагогической техники // Дистан-

ционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 107-116.

12. Уткина О.Н. Компетенции самокоррекции педагогической техники педагога // Современные проблемы науки и образования. 2014. Т. 3.

Поступила в редакцию 20.03.2017 г. Отрецензирована 26.05.2017 г. Принята в печать 03.11.2017 г.

Информация об авторе

Мерзлякова Дина Рафаиловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности. Удмуртский государственный университет, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Мерзлякова Д.Р. Функции тестового контроля, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 121-127. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-121-127.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-121-127

TEST CONTROL FUNCTIONS CONTRIBUTING TO CONSERVATION AND STRENGTHENING OF STUDENTS' PSYCHOLOGICAL HEALTH

Dina Rafailovna MERZLYAKOVA

Udmurt State University 1 Universitetskaya St., Izhevsk 426034, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. Questions of conservation and strengthening of psychological health of students are considered. The main approaches to the definition of the concept of psychological health are analyzed. We adhere the definition of I.V. Dubrovina, who regards psychological health as a dynamic aggregate of psychic properties that ensure harmony between various aspects of a person's personality, as well as between a person and society, and the possibility of a person's full functioning in the process of life activity. The need to preserve and strengthen health is also confirmed by the federal law "On Education in the Russian Federation". The concepts of psychological health are generalized. The influence of methods of pedagogy on the psychological state of students is determined. The choice of teaching methods depends on the psychological state of the student and the social climate of the class. The history of creating tests is analyzed. The main types of tests are identified. The advantages and disadvantages of using tests to control the knowledge of students, their training and upbringing are considered. The influence of the test control on the psychological state of the students and on the formation of personal qualities was studied. The functions of test control are detailed: didactic, educational, diagnostic and preventive and corrective. The methods of diagnostics and correction are proposed, which allow minimize the risks associated with the incorrect use of test control.

Keywords: test control; test control functions; psychological health; development of cognitive processes; education system

References

1. Merzlyakova D.R. Primenenie zdorov'esbe-regayushchikh tekhnologiy v obrazovatel'nom protsesse [Use of health-technologies in educational process]. Nachal'naya shkolaplyus do iposle [Elementary School Plus Before and After], 2012, no. 7, pp. 20-22. (In Russian).

2. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. (In Russian).

3. Dubrovina I.V. (ed.). Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa: psikhicheskoe zdorov'e detei Ipodrostkov v kontekste psikhologicheskoi sluzhby [The Management of the Practical Psychologist: Mental Health of Children and Adolescents in the Context of Psychological Services]. Moscow, "Akademiya" Publ., 2005. (In Russian).

4. Khukhlaeva O.V. Klassifikatsiya narushenii psikhologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Classification of violations of psychological health of preschool children and Junior schoolchildren]. Psikhologi-cheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2013, no. 5, pp. 81-90. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Komenskiy Ya.A., Locke J., Rousseau J.-J., Pestalozzi J.H. Pedagogicheskoe nasledie [Pedagogical Heritage]. Moscow, Pedagogika Publ., 2009. (In Russian).

6. Podlasyy I.P. Teoriya i tekhnologii obucheniya [Theory and Technology of Training]. Moscow, Vlados Publ., 2007. (In Russian).

7. Sharokhina E.V., Petrova O.O., Dolganova O.V. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, EKSPO Publ., 2008. (In Russian).

8. Miroshnichenko A.A. Professional'no orientirovannye struktury uchebnykh elementov [Professionally Oriented Curriculum Elements]. Glazov, Glazov State Pedagogical Institute Publ., 1999. (In Russian).

9. Nikitina T.A., Smirnova I.S. Testovyy kontrol', kak sredstvo povysheniya effektivnosti obrazovatel'nogo protsessa [Test control as a means of increasing the efficiency of the educational process]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo [Modern education: Content, Technology, Quality], 2016, no. 2, pp. 127-129. (In Russian).

10. Utkina O.N., Miroshnichenko A.A. Pantomimika pedagoga: kinematicheskiy aspect [Pantomime teacher: kinematic aspect]. Vestnik IzhGTU im. M.T. Kalashnikova [Bulletin of the Izhevsk Technical University], 2016, no. 2, pp. 216219. (In Russian).

11. Utkina O.N., Miroshnichenko A.A. Svobodnoe programmnoe obespechenie v protsesse formirovaniya pedagogicheskoy tekhniki [Free software in the process of formation of pedagogical techniques]. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie [Distance and Virtual Learning], 2012, no. 3, pp. 107-116. (In Russian).

12. Utkina O.N. Kompetentsii samokorrektsii pedagogicheskoy tekhniki pedagoga [Competence of self-correction of pedagogical receptions of a teacher]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, vol. 3. (In Russian).

Received 20 March 2017 Reviewed 26 May 2017 Accepted for press 3 November 2017

Information about the author

Merzlyakova Dina Rafailovna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Safety of Life Activity. Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Merzlyakova D.R. Funktsii testovogo kontrolya, sposobstvuyushchie sokhraneniyu i ukrepleniyu psikhologicheskogo zdorov'ya obuchayushchikhsya [Test control functions contributing to conservation and strengthening of students' psychological health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 121-127. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-121-127. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.