Научная статья на тему 'Функции стратегического аудита'

Функции стратегического аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА / ФУНКЦИИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА / ФИНАНСОВЫЕ ПРОГНОЗЫ / STRATEGIC AUDIT / PURPOSE OF STRATEGIC AUDIT / FUNCTIONS / GOALS AND OBJECTIVES OF STRATEGIC AUDIT / FINANCIAL FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Ирина Николаевна

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования методологии аудита выделения в его структуре отдельного, самостоятельного направления, стратегического аудита. Стратегический аудит выполняет ряд функций, которые раскрывают его сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the topical issues of audit methodology improvement, namely identifying in its structure a separate independent area strategic audit. Strategic audit performs a number of functions that reveal its essence.

Текст научной работы на тему «Функции стратегического аудита»

РАЗДЕЛ 2.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Емельянова И.Н.

ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА

Повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством в условиях рыночной экономики является основной задачей организации. Актуальными вопросами для российских предпринимателей являются:

-прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и продуктов, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;

- определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес-проектов, экономическое обоснование бизнес-проектов, а также решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;

-анализ эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.

Обеспечение стратегического

управления компанией выдвинулось в число наиболее важных проблем успешного развития отечественного бизнеса. Руководство предприятий должно ясно представлять основные долгосрочные цели, достижение которых позволит занять лидирующие конкурентные позиции. На

решение этих и других задач, определяющих эффективный бизнес, и направлено стратегическое планирование.

Достижение поставленных целей требует составления финансовых прогнозов, что, в свою очередь, является частью стратегического планирования, которое является путеводителем организации.

Для подтверждения информации, содержащейся в финансовых прогнозах, необходимо проводить стратегический аудит, так как он является составной частью стратегического планирования и охватывает сбор, проверку и анализ достоверной управленческой информации, включающей сведения, используемые при разработке прогнозной информации.

Прогнозные финансовые отчеты отражают предполагаемые финансовые результаты следования конкретным программам действий. Имея на руках финансовые результаты конкретных решений, менеджеры могут более оперативно и эффективно распределять ресурсы.

Обычно прогнозные финансовые отчеты включают:

- прогнозный отчет о прибылях и убытках;

- прогнозный баланс;

- прогнозный отчет о движении денежных средств.

Потребность в услугах аудитора как независимого эксперта достоверности финансовых прогнозов организации в условиях конкурентной рыночной экономики объясняется следующими обстоятельствами:

- возможностью представления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта с пользователями этой информации — собственниками, инвесторами, кредиторами;

- зависимостью последствий принятых решений от качества информации;

- частым отсутствием у пользователей расшифровки необходимой информации для оценки ее качества.

Для проверки прогнозных финансовых отчетов целесообразно проводить стратегический аудит, т. к. при подготовке прогнозной информации, как правило, используются специфические приемы и методы расчетов.

Общепринятого понятия стратегического аудита в настоящее время не существует. Разные авторы дают принципиально разные наполнения данного термина, одни считают его самостоятельным видов аудита, другие — составной частью обязательного аудита, третьи — услугой, сопутствующей аудиту, и т. п.

По нашему мнению, стратегический аудит является сопутствующей аудиту услугой, поскольку он проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность использования прогнозной информации, а также пра-

вильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления.

Стратегический аудит следует проводить в несколько этапов (см. рис. 1).

Стратегический аудит охватывает сбор важной информации. Она включает сведения, используемые при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса. Аудит состоит из двух основных частей: внутреннего и внешнего аудита. Внешний аудит (аудит маркетинговой среды) исследует макросреду и среду задач компании. Внутренний аудит исследует все аспекты деятельности компании.

Он включает все основные операции, которые осуществляются в процессе движения товаров и услуг через организации: материально-техническое снабжение, производство, отправка продукции, продажа, маркетинг и послепродажное обслуживание. Дополнительно к перечисленным процессам аудит распространяется на так называемую поддерживающую деятельность, от которой зависит основная деятельность компании: заключение контрактов по закупкам, развитие технологий, управление персоналом и инфраструктура организации.

Рис. 1. Этапы проведения стратегического аудита

При аудите стратегических условий Стратегический аудит позволяет сде-

аудитором может быть использована груп- лать процессы наблюдаемыми, а значит —

па вопросов, представленная в таблице 1. контролируемыми и управляемыми.

Таблица 1. Вопросы для стратегического аудита

Микроусловия Макроусловия Рыночные условия Отраслевые условия

1.Обеспечиваются ли адекватные условия для эффективного взаимодействия всех факторов производства (средств труда, предметов труда и рабочей силы)? 2.Высока ли вероятность остановки производственного прцесса? 3.Велики ли задержки в осуществлении отдельных стадий производства из-за конфликтов за производственные ресурсы? 4. Можно ли считать организацию финансово устойчивой и независимой? 5. Можно ли считать эффективной систему управления финансами организации? 6. Можно ли считать финансовоэкономическую систему в целом отличительной особенностью организации? 7. Эффективна ли организационная структура управления? 8.Эффективна ли система планирования производственно-коммерческой деятельности? 9.Эффективна ли система стимулирования в организации? 10. Эффективны ли системы контроля (в том числе, контроля качества, контроля исполнения решений) и регулирования в организации? 11 .Можно ли считать удовлетворительным уровень отдачи вложенных инвестиций? 1. Существуют ли политические условия для равенства конкурентных возможностей (включая антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство по вопросам иностранных инвестиций, в области международного бизнеса)? 2. Существует ли, а если да, то эффективна ли законодательная база, на основе которой может осуществляться регулирование бизнеса? Возможно ли нормальное развитие данного вида бизнеса в условиях существующей внутриэконо-мической политики? 3.Благоприятен ли для бизнеса общий уровень деловой активности в стране (который можно охарактеризовать в соответствии с фазой экономического цикла)? 4.Благоприятны ли финансово-кредитные условия в стране? 5.Возможно ли нормальное развитие бизнеса при сложившемся уровне инфляции? 6.Имеет ли значение, а если да, то благоприятна ли структура общества для развития, данного бизнеса? 7.Возможно ли нормальное развитие спроса на производимые товары при существующем уровне и структуре распределения доходов (на потребление и накопление) в обществе? 1.Высока ли доля наиболее вероятных покупателей среди всех, на кого сориентирован товар? 2.Положительна ли тенденция изменения этой доли? 3.Локально-концентрированный рынок (специализация на узком типе клиентов в очень ограниченном географическом регионе)? 4.Глобально-концентрированный рынок (специализация на узком типе клиентов в географически неограниченном регионе)? 5.Рынок находится в фазе зарождения? 6.Высок ли уровень локальной чувствительности поведенческой реакции покупателя на изменение цены на рынке? 7.Высок ли уровень постоянной эластичности спроса на рынке? 8.Высок ли уровень переменной эластичности спроса на рынке? 9. Сильно ли зависит эластичность спроса от стадии жизненного цикла рынка? 10.Есть ли среди КФУ такие, которые возникают под воздействием благоприятных внешних условий, но которых у нас сегодня нет? 11.Есть ли среди КФУ1 такие, которые связаны с наличием таких отличительных способностей, которыми мы сегодня не обладаем? 1. Структура конкуренции ближе всего к чистой? 2.Отрасль совершенно новая и поэтому в ней нет конкуренции? 3.Высока ли вероятность сильного ухудшения конкурентных позиций организации при условии вхождения в отрасль всех потенциальных конкурентов? 4.Широк ли выбор у покупателей? Высока ли вероятность того, что покупатель знает продукцию организации? 5.Высока ли вероятность того, что, зная продукцию организации, покупатель принимает ее во внимание? 6.Высока ли доля стоимости поставок в стоимости, производимой организацией продукции? 7.Высока ли степень свободы организации при выборе поставщика? 8.Может ли поставщик диктовать производственно-технологические условия поставок? 9.Может ли поставщик диктовать финансовоэкономические условия поставок? 10.Способна ли организация получить контроль над поставщиком?

КФУ — Ключевые факторы успеха1

Микроусловия Макроусловия Рыночные условия Отраслевые условия

12. Можно ли считать финансовоэкономическую систему в целом отличительной особенностью организации? 13. Эффективны ли принятые в организации методы изучения потребностей и структуры рынка, реклама и методы продвижения товара на рынок? 14.Эффективна ли система ценообразования? 15. Эффективны ли торгово-сбытовые цепочки? 16.Составляют ли системы подготовки производства и маркетинга основу конкурентных преимуществ организации? 17. Определяется ли работа организации ее стратегией? 18. Эффективен ли стиль управления и исполнения в организации? 19. Существуют ли общие ценности, объединяющие людей, работающих в организации? 8.Благоприятны ли сложившиеся в обществе структура и динамика потребительских предпочтений (потребностей, вкусов, моды)? 9.Благоприятны ли для развития бизнеса сложившиеся в обществе стерео типы отношений к образованию, труду, отдыху, семье, правительству и т.п.? 10.Высок ли уровень социального риска данного вида бизнеса? 11 .Оценка технологических условий 12.Благоприятны ли для развития бизнеса сложившиеся в стране условия доступа к новейшим технологиям в соответствующей области (например, информационным технологиям)? 13.Благоприятна ли для развития бизнеса сложившаяся в стране транспортная инфраструктура? 14.Может ли обеспечить развитие бизнеса сложившаяся в стране научноисследовательская и опытноконструкторская инфраструктура? 12.Есть ли среди КФУ такие, которые формируются под воздействием таких микроусловий, которые пока еще не созданы в организации? 13.Есть ли среди КФУ такие, которые зависят от более сильных, чем у нас позиций организации в отрасли? 14.Высока ли среди КФУ доля таких, которые, скорее всего организация не сможет обеспечить?

При проведении стратегического аудита для получения финансовой информации о деятельности клиента может быть использована система сбалансированных показателей (ССП).

Данная система представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста.

Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив и выступает новой схемой, которая включает в отчет-

ность показатели стратегического развития компании.

ССП позволяет аудиторам избегать разрыва в информации между стратегическими целями бизнеса и оперативным управлением и обеспечивает полное понимание того, как отдельные подразделения, службы и даже работники влияют на достижение поставленных перед компанией целей.

Исходя из данного понимания стратегического аудита, попробуем определить функции, реализуемые им. Данные функции определяются нами в зависимости от следующих факторов:

- содержания и специфики деятельности предприятия;

- объемов показателей финансовоэкономической деятельности;

- сложившейся системы управления;

- состояния внутреннего контроля.

Стратегический аудит осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации.

Одной из функций стратегического аудита является деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска пользователей финансовых прогнозов.

Исходя из этого, первоочередной задачей аудиторов является высококачественное проведение аудиторских проверок. В ходе проверки должна быть установлена достоверность показателей прогнозов клиента, правильность их составления, реальность приведенных в них данных.

При этом используются показатели таких форм отчетности, как баланс, отчет о прибылях и убытках, расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам, учетная политика, пояснительная записка к отчету и др.

Другая важнейшая функция стратегического аудита заключается в том, чтобы своевременно выявить негативные явления в прогнозах финансово-

хозяйственной деятельности проверяемой организации и способствовать их корректировки до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Из этой функции вытекает следующая функция стратегического аудита — подтверждение правильности определения исходных данных, включенных в прогнозную отчетность. При осуществлении этой функции аудитору необходимо учитывать возможные изменения в политике правительства и изменения в общей экономической ситуации. В частности необходимо сделать следующие прогнозы:

- ставки корпоративного налога (налога на прибыль);

- процентные ставки по кредитам;

- темп инфляции;

- ожидаемые изменения в технологии.

Также аудитору необходимо учесть внутренние процедуры и политику компании (политику капиталовложений, политику привлечения стороннего финансирования; учетную политику (например, нормы амортизации и методы учета, политика выплаты дивидендов)), так как они будут оказывать серьезное влияние на прогнозные отчеты.

Также аудиторам необходимо проверить используемые планово-контрольные показатели.

Определение завершенности прогнозной отчетности является также одной из основных функций стратегического аудита. Данная функция направлена на выяснение того, действительно ли все прогнозные суммы, которые должны быть включены в отчетность, там присутствуют, то есть все ли показатели, зафиксированные в расчетах данной информации, нашли отражение в отчетности.

Следующая функция стратегического аудита заключается в установлении оценки статей отчетности, которая заключается в арифметической проверке отдельных итогов, включенных в прогнозную отчетность, и в подтверждении соблюдения методологических принципов формирования показателей отчетности.

Еще одной немаловажной функцией стратегического аудита является выработка рекомендаций (подготовка материалов) для принятия решений по результатам стратегического аудита, руководству предоставляется подробный отчет и разработанные рекомендации «Как надо».

Преимущественно прогнозная отчетность составляется в интересах актуальных и потенциальных собственников. Собственникам информация нужна с целью выявления финансовых перспектив его развития и возможности получения доходов в будущем. Данные функции раскрывают сущность стратегического аудита, проведение которого даёт пользователям данной отчетности гарантию того, что информация, представленная в от-

четности, достоверна во всех существенных аспектах.

Библиографический список

1. Бондарев A.B. Методика аудита системы бюджетирования // Бухгалтерский учет. — 2009. — № 3. — С. 72-74.

2. Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учеб. пособие. — М.: Финпресс, 1998. — 192 с.

3. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие.— М.: При-ор-издат, 2003. — 320 с.

4. Ляско В.И. Стратегическое пла-

нирование развития предприятия: Учеб.е пособие для вузов— М.: Экзамен,

2005. — 288 с.

5. Смирнов Э.А. Разработка управ-

ленческих решений: Учебник для вузов— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 —

271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.