СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗА: ТРЕНДЫ И ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ
DOI 10.158267umpa.2018.01.008
ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИССИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
И. Н. Емельянова, Л. М. Волосникова
Тюменский государственный университет Россия, 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10; matra2005@yan dex.ru
Ключевые слова: миссия, стратегия, функция, контент-анализ, университет.
Статья посвящена изучению приоритетных функций современных университетов. Цель исследования - выявление стратегических приоритетов университетов в контексте реализации социально значимых функций. Основным методом исследования стал контент-анализ миссий университетов. Выборку составили зарубежные вузы, которые занимают высокое место в Шанхайском рейтинге (159 университетов), российские вузы, члены ассоциации классических университетов (47 университетов). Контент-анализ использовался для реализации двух взаимосвязанных задач. Первая задача - выявление выраженности обучающей, исследовательской, профессиональной, социокультурной воспитательной функций университета в текстах миссий отечественных и зарубежных вузов. Вторая задача заключалась в выделении приоритетных контентов в содержании каждой из обозначенных функций. Исследование показало: обучающая и исследовательская функции заявлены в миссиях большинства вузов как приоритетные. В миссиях отечественных и зарубежных университетов нашли отражение также традиционные для университетов темы: социальное служение, ориентация на передовые исследования, формирование академической среды, воспитание у студентов способности мыслить, подготовка квалифицированных кадров. Темы нового звучания касаются создания образовательных сервисов и продвижения знаний по всему миру; проведения глобальных исследований на фоне международной открытости и сотрудничества; стремления университетов к экономической и предпринимательской деятельности; ориентации на устойчивое развитие региона; воспитания лидеров, нацеленных на личностные достижения и профессиональный успех. Российские вузы отличает высокий профессиональный контент, ориентация на инновационность, устойчивое развитие региона. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки стратегических ориентиров.
ы рассматриваем функцию университета как область деятельности, соответствующую его специфике и социальному назначению. Четкое понимание и определение функций обеспечивает устойчивую деятельность университета в пользу социальной системы. Основные функции университета обосновали классики «идеи университета» В. Гумбольдт, Д. Ньюмен, М. Вебер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет и др.
Одной из принципиальных особенностей современной ситуации является отдаление от общих ориентиров, которые выработаны в системе классического университетского образования. Классика связана с устойчивостью, традициями,
эталонами и образцами, с которыми необходимо сверять свою деятельность. В современном образовании на смену традициям пришли инновации, на смену устойчивости - неопределенность, на смену единообразию - плюрализм.
В настоящее время в поиск «идеи университета» включены не только ученые и политики, но и сами университеты. В текстах миссий университеты определяют свое назначение, понимание своей высокой цели, проясняют «чем является организация и какой она стремится быть», показывают «отличие организации от других, ей подобных» [1, с. 20].
Исследователи перспектив развития университетского образования оценивают процесс акти-
визации деятельности университетов по выработке миссий с двух крайних позиций:
- как ответ на необходимость выживать в условиях «все возрастающей прагматики», попытку сохранить гуманитарную составляющую университетского образования [2, с. 80];
- как возрастающую прагматику университетов, «новую дискурсивную практику» современных университетов, где миссия становится маркетинговым ходом для привлечения новых клиентов и ресурсов [3, с. 129].
В статье «Стратегические приоритеты классического университета: контент анализ миссий» было рассмотрено видение отечественными классическими университетами своего социального назначения [4]. Продолжение исследования мы видим в сравнении видения отечественных вузов с видением передовых зарубежных университетов.
В нашу выборку вошли 159 зарубежных вузов. Основанием для выборки университетов послужило их высокое место в Шанхайском рейтинге. Мы условно разбили вузы на три группы по географическому признаку: 1 группа - Северная Америка (71 вуз); 2 группа - Европа (59 вузов); 3 группа - Азия и Океания (29 вузов). Россия представлена 47 вузами, членами ассоциации классических университетов.
Единицей контент-анализа стал смысловой фрагмент текста, по содержанию соответствующий одной из пяти основных функций, обозначенных классиками «идеи университета»: обучающей, исследовательской, профессиональной, социокультурной, воспитательной. Каждый смысловой фрагмент текста соотносился с одной из пяти функций, что позволило определить удельный вес каждой функции (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес функции: сравнение по континентам
Функции Америка Европа Азия и Океания Россия
Обучающая 0,90 0,76 0,82 0,87
Исследовательская 0,86 0,78 0,82 0,83
Профессиональная 0,15 0,22 0,24 0,74
Социокультурная 0,73 0,66 1 0,62
Воспитательная 0,39 0,19 0,62 0,51
ственный разрыв в положении профессиональной функции: в российских вузах, по сравнению с зарубежными вузами, данная функция значительно выражена.
Далее мы выявили приоритеты, обозначенные в текстах миссий зарубежных вузов, и сопоставили выраженность данных тем в текстах миссий российских университетов. Рассмотрим каждую функцию отдельно.
Обучающая функция
Обучающая и исследовательская функции, описанные Вильгельм фон Гумбольдтом, стали визитной карточкой классического университета. Обучающая функция, как известно, изначально была направлена на передачу и присвоение нового знания. Специфическим для университета способом получения истинного знания была исследовательская деятельность, в которую университетские профессора включали студентов.
В текстах миссий современных университетов, касающихся функции обучения, наиболее выражены следующие темы:
- формирование новых способов мышления;
- создание академической среды;
- создание образовательных сервисов;
- продвижение знаний по всему миру.
В разрезе различных групп университетов темы современного звучания представлены следующим образом (рис. 1-4).
30% 20% 10%
■ ■
формирование новых способов мышления
создание образовательных сервисов
продвижение знаний по всему миру
создание академической среды
Рис. 1. Приоритеты в реализации обучающей функции (Северная Америка)
форм1 сование новых способов мышления
создание продвижение создание
ибразовательных зазний пек всему академической сервисов миру с%еды
Рис. 2. Приоеитеты в реализацпни обучающей функции (Европ м)
Очевиден приоритет обучающей, исследовательской и социально-культурной функции; слабая выраженность воспитательной функции. Данная тенденция характерна как для российских, так и для зарубежных вузов. Обозначился суще-
60% 40% 2Ы%
59%
Ы0% Ы0%
■ежи —те—
формирование создание продвижение создание
новых способов образоыательных знаний по всыму академ^е^ой мышления сервисов миру среды
Рис.З. ариоритетыв реаляаации оЫучающей функции (Аеия и О^ание)
60% 40% 20°% 0°%
40%
21% 26%
В 2%
формирование новых способов мышления
создание продвижение создание
образовательных знаний по всему академической сервисов миру среды
Рис. 4. Приоритеты вреализации обучающей фунттие (Россия)
Продолжает быть актуальной традиционная для университетов тема формирования у студентов новых способов мышления. Главная «преобразующая сила высшего образования» связана с тем, что в процессе обучения у студента меняется»представление о себе и окружающем мире», создаются условия и возможности для «преобразования отношений с самим собой и с миром» [5, с. 26].
Очевидно стремление университетов сохранить академическую среду. Университеты рассматривают ее как почву для интеллектуального роста студентов и преподавателей. В академической среде университета формируются самые высокие стандарты интеллектуально-познавательной деятельности. Главным признаком данной среды является демократический дух, воспитание «aspiring leaders»1.
В текстах миссий обозначены качества, которые должны формироваться в академической среде: критическое мышление, творческие способности, культура сотрудничества, этические нормы поведения, коммуникативность, социальная адаптивность, гражданственность, самодисциплина, ответственность, новаторский дух, толерантность, инициативность, амбициозность.
Признаком новой эпохи в реализации обучающей функции стала тема создания образовательных сервисов как системы услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей населения. Свою миссию классические университеты видят в том, чтобы продвигать знания по всему миру»сопуеу the products of its efforts to the world»2. Развитие образовательных сервисов, в том числе с использованием онлайн-ресурсов, стало возможно в связи с изменением отношения к знанию. Знание, полученное в результате обучения и образования, стало рассматриваться, скорее, как «частное благо», а не общественное благо, которое можно представить «в виде капитализируемого знания» и продать. [6, с. 272]. Глобальная информационная революция позволила расширять
1 Mission Statement Yale University: http://www.yale.edu/about-yale/mission-statement.
2 Mission Statement Columbia University: http://www.columbia.
edu/content/mission-statement.html.
зоны своего влияния, выходить за пределы своего континента, предлагать образовательные услуги широкой публике.
В продвижении знаний по всему миру безусловное лидерство принадлежит вузам Северной Америки, которые стремятся довести уровень образовательных услуг до совершенства «achieve excellence»3. Образовательные сервисы охватывают как вузовское, так и послевузовское образование. Университеты предлагают заинтересованной публике широкий спектр образовательных программ для всех возрастов и категорий населения. Идет непрерывная и целенаправленная работа над использованием имеющихся в университете ресурсов и привлечением новых. Акцент делается не только на разнообразии, но и на привлекательности образовательных услуг.
Современные университеты, представители высшей лиги, позиционируют свое образование как превосходное и видят свое предназначение в улучшении глобального общества. Они осознают свои силы и возможности в выявлении, сохранении и распространении знаний. Более того, их позиция исходит из уверенного лидерства. Американские университеты продвигают новые знания через различные формы исследований, научные обмены, творческие практики. Открыто идет борьба за студентов.
В этих условиях российские университеты видят свою задачу в сохранении лидирующих позиций в своей стране (регионе) и наращивании конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Подвергается изменениям академическая среда, которая характеризуется «двуединством и непрерывным взаимодействием традиционной профессорской и современной корпоративной культур». Профессорская культура «лежит в основе ценностных доминант», корпоративная культура «служит рынку, повышению конкурентоспособности» [7, с. 107]. Очевидно, для того чтобы российские вузы соответствовали мировым трендам, необходимы «инвестиции в репутацию» [8, с. 27]. Репутация вуза часто является основанием для выбора места и формы обучения.
Исследовательская функция
Традиционно университеты стояли на позиции свободы научных исследований. Само по себе приобщение к науке, по мнению классиков, в силу ее культурообразующей мощи способствует духовному воспитанию человека. Г. Гегель писал
3 Mission University of Texas at Austin: http://www.utexas.edu/ about/mission-and-values.
об этом так: «Наука есть постигающее познание абсолютного духа» [9, с. 209]. Воспитательную силу науки классики видели в развитии разума, рассматривая разум как источник высокой нравственной силы, который открывает путь к абсолютной Истине и служит основой развития индивидуальности.
Темы современного звучания в текстах миссий следующие:
- глобальныйконтекстисследования;
- передовые исследования;
- инновационность результатов исследования;
- международная открытость и сотрудничество.
Распределение данных тем представлено
на рис. 5-8.
40% 30% 20% 10°% 0°%
глобальный
контекст исследований
передовые исследования
инновационность результатов исследований
международная
открытость и сотрудничество
Рис. 5. Приоритеты в реализации исследовательской фун кции(Северная Америка)
60% 40% 60%%
41%
22% 10%
глобальный передовые инновационность международная
контекст исследования результатов открытость и
исследований исследований! сотрудничество
Рис. 6. Приорителыв реализации исследовательской функции (Европа)
60% 4й% 20°%
3%
глобальный передовые инновационность международная
контекст исследования резуллтатов открытость и
исследований исследований сотрудничество
Рис. 7. П|эиоритеты в реалнглацзи исследо вательской функции (Азия и Океан ия)
60% 00% 20%
40% 4л%
глобальный контекст исследований
передовые исследования
инновационность результатов исследование
международная
мткрытодь и сотрудниеестио
Рис. И. Праоритеты м ьеаалиеацеш исследовительскай фунеции ЗРоссмые
Современные университеты стремятся определить передовые направления и темы исследований, которые подсказывает время. Университет Нью-Йорка презентует себя как международный центр исследований «international center of
scholarship, teaching and research»4. Исследования, которые проводятся в университете, охватывают самые широкие сферы: образование, культуру, социальную сферу, профессиональные технологии, экологию, медицину. Результаты исследований имеют уникальную силу и ценность.
Новые ориентиры связаны с направленностью исследований на решение глобальных мировых проблем. В миссиях университетов отчетливо высвечивается стремление к глобальному прорыву в решении общемировых задач: улучшение, изменение мира, решение проблем человечества. Очевидно, что современный университет живет интересами общества, стремится изменить мир к лучшему, открыть для человечества новые горизонты.
Лидерство вузам обеспечивает возможность работать на стыке идей «at the nexus of ideas»5. Ядром научно-образовательного пространства становятся междисциплинарные исследования, обеспечивающие межгрупповую коммуникацию.
Современные университеты ориентированы на кроссдисциплинарные, междисциплинарные, мультидисциплинарные исследования. Университетская наука развивается в контексте межпредметных объединений «interdisciplinary enterprises»6, что позволяет находить новаторские пути решений за счет объединения возможностей разных областей знания: методологий, концепций и инструментария. Исследование, которое ведется ив рамках междисциплинарного запроса «rigorous interdisciplinary inquiry», повышает социальную ответственность ученых7.
В миссиях классических университетов находит место тема сотрудничества в решении исследовательских задач международного масштаба. Современные университеты стремятся к увеличению доли участия в международных научных проектах. Особенность современного дня - это открытость в научных исследованиях. Университет должен быть готов сотрудничеству на основе взаимного обмена информацией и документацией.
Университеты стремятся к международному признанию и лидерству в определенных сферах научной деятельности. Позиционируя свои лидерские амбиции, зарубежные вузы ориентируются на глобальные проблемы и международное лидерство.
4 MissionNew York University: http://www.nyu.edu/about.html
5 About the university The University of Chicago: http://www. uchicago.edu/about/
6 Mission Michigan State University: http://president.msu.edu/ mission/
7 Mission statement University of Utah: http://president.utah.edu.
Современные российские университеты отличаются своей заявкой на инновационность результатов исследования. Продуктивным результатом научного исследования является инновационный продукт в виде готового товара на рынке. Принципиальное значение для российских университетов имеет применение результатов исследования. Способность к производству инноваций делает университет конкурентоспособным в промышленности, бизнесе, социальной сфере.
Инновационность современные российские университеты рассматривают как условие «глобальной конкурентоспособности»8, условие «процветания»9, возможность решения «задач социально-экономического развития» региона10, условие «сбалансированного обновления традиционных и развитие постиндустриальных отраслей экономики России»11.
Профессиональная функция
Развитие в ХХ в. промышленности и рыночных отношений актуализировало профессиональ-Р ную функцию университетов. Обоснование данной функции мы находим у М. Вебера, Т. Веблена, К. Манхейма. Смысл университетского образования классикам виделся в том, чтобы способствовать «более легкому приспособлению к нынешней экономическойситуации» [10,с. 356].
Темы современного звучания, которые отра-женыв текстахмиссий:
- экономическая и предпринимательская деятельность;
- исследования в бизнесе и промышленности;
- подготовка профессиональных кадров;
- устойчивое развитиерегиона.
В разрезе выделенных нами групп темы современного звучания представлены следующим образом (рис. 9-12).
15% 10% 5% 0%
8% 6%
экономическая и предпринимательская деятельность
исследования в подготовка утоичивое развитие
бизнесе и профессиональных региона
промышленности кадров
Рис. 9. Приоритеты в реализации про фессиональной функции (Северная Америка)
8 Сведения об университете. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: http://unirating.ru/ college.asp?id=71
9 Миссия Дальневосточного федерального университета: http://5top100.ru/universities/far-east/
10 Миссия Сибирского федерального университета: [Шр^/аЬой. sfu-kras.ru/
11 Миссия Уральского федерального университета: http://urfu.
ru/ru/about/today/mission/
■ ■
экономическая и исследования в подготовка утоичивое развитие
предпринимательская бизнесе и профессиональных региона
деятельность промышленности кадров
Рис. 10. Приоритеты в реализациш профессиональнойфункции ИЕвропа)
экономическая и предпринимательская деятельность
исследования в подготовка утоичивое развитие
бизнеси и профессиональных регрона
промышлен ности кадров
Рис. 11. ЫРрыоритеты вреализации профессиональыюй функции (Азиз и Океания)
50% 409% 309% 20% 1090 0%
экономическая и предпринимательская деятельность
исследования в
бизншсе и промышленности
подготовка утоичивое разаитие
профкссионрльных региона
кадров
Рте. 12. Пиныюритеты в реаиливыции профессиоитальной функеии СРнссия)
Традиционно рассматриваемая функция предполагала подготовку кадров, способных нк включению в профессиональную деятельность. На первый план в системе подготовки, выходит овладение профессиональными компетенциями, ориентация личности на повышение своего профессионального уровня, профессиональный успех.
Новая тема для современного университета - экономическая и предпринимательская деятельность, исследования в бизнесе и промышленности. Современный университет на североамериканском и европейском континенте - это не только образовательная организация, но и предпринимательская структура, способная вести экономическую деятельность и получать экономическую прибыль.
Университеты все активнее развивают исследования в бизнесе и промышленности, видят свою миссию «в сотрудничестве с промышленными и правительственными учреждениями для передачи знаний в области науки, техники и здравоохранения»12. Современный университет, проводя исследования, концентрирует усилия на максимальной отдаче. Для достижения максимального результата университетам необходимо тесное сотрудничество с региональными, национальными и международными партнерами.
12 Mission statement University of Pittsburgh: http://www.ir.pitt. edu/factbook/fbweb05/general/MISSION.PDF.
3%
40%
38%
Российские университеты отличает высокий удельный вес профессиональной функции. Результаты высшего образования стали трактоваться в терминах профессиональных компетенций. Развитие профессиональной функции связано со стремлением российских университетов сохранить лидирующие позиции в регионе. Университеты претендуют «на роль интеллектуального лидера в жизни региона и в формировании актуальных и стратегических «повесток дня» для регионального сообщества»13.
Повышение социально-экономической роли регионов приводит к тому, что университет оказывается в центре развития региона, более того, современный университет не может развиваться и жить вне регионального социума. По мнению ряда исследователей, системная работа университетов по выстраиванию взаимоотношений с региональными стейкхолдерами связана со стремлением выйти из «зоны депривации» [11, с. 105]. Трансформации в системе образования во многом связаны с усилением «регионального и макрореги-онального неравенства», «неоднородностью инновационного развития регионов» [12, с. 106].
В свою очередь, в регионах возрастает степень доверия к университетам, «признание их экспертного потенциала, как со стороны региональных органов управления, так и населения» [13, с. 140]. Экспертная функция становится востребованной благодаря «высокому интеллектуальному потенциалу» университетов, их способности «давать профессиональные оценки и строить научно-обоснованные прогнозы в различных сферах деятельности»14. Тем не менее экспертная функция в текстах миссий выражена слабо.
Социокультурная функция
В середине XX в. Хосе Ортега-и-Гассет обосновывает необходимость реализации университетом социокультурной функции. Он выражает тревогу в отношении профессионализации университетского образования, которая вылилась, по мнению испанского ученого, в подготовку «сведущих невежд» [14, с. 108]. Современный университет, доказывает испанский ученый, дол-
13 Стратегия развития Пермского государственного национального исследовательского университета на 2012-2016 гг. и на период до 2020 г. Принята Ученым советом ПГНИУ 26 декабря 2012 г., протокол № 5: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_ nd/strategy_pgniu_.pdf).
14 Об Университетской доктрине «Новые университеты для
новой России» // Постановление Х съезда российского Союза ректоров от 30 октября 2014 г. № 1: http://www.rsr-online.ru/ doc/!2014/10/30/201410_p1.pdf.
жен готовить не просто знающего профессионала, а культурногочеловека.
Университет традиционно взаимодействовал с обществом в самых разных формах, сохраняя культурное наследие и самобытность, формируя-культурные эталоны.
Темы современного звучания:
- служениеобществу,нации,миру;
- сотрудничество и обмен культурами;
- опора на исторические корни и традиции;
- развитие духовности.
Современное звучание социально-культурной роли университета отражается в следующих темах (рис. 13-16).
20% 0%
0%
служение обществу, сотрудничество и опора на развитие духовности
нации, миру обмен между исторические корни и
культурами традиции
Рис. 1)°. Приоритеты в реализациисоциально-культурной функции (Северная Америка)
5%
-2%
служе ние об ществу, сотрудничество и опора на развитие духовности
нации, миеу обмен между исторические корни
культурами и традиции
Рис. 14. Приоритеты ер реализации социально-культурнойфункции (Европа)
30% 20% 33% 2%
служение оТществу, нации, тиру сотруднитество и обмен тежду культ/ратв опора на развитие духовности исторические корни и традици и
Рис. 15. Приморитены ли реализации социально-культурнойфункции (Азия)
21%
11% 11%
ш
служение обществу, сотрудничество и опорана развитие духовности
нации, тиру обмен между исторические корни
культурами и традиции
Рис. 16. Приоритет)! в реализации социально-культурмой фунрции (Россимя)
В сфере реализации социокультурной функции по традиции поддерживается тема социального служения обществу, нации, миру. «Мы обслуживаем социальные, культурные и экономические потребности нашего общества» - написано в миссии университета Макмастера15. Современный
15 Our mission McMaster University: http://www.mcmaster.ca/ presidentsoffice/mission.html
54%
14%
6%
49%
12%
17%
12%
университет, продолжая исторические традиции, выстраивает свою деятельность, ориентируясь на потребности общества. Все, что делается в стенах университета и за его пределами - на благо человечества «for the benefits of mankind»16.
Для современных университетов характерна широкая социальная вовлеченность, партнерство с обществом. Заметно усиливается региональное присутствие университета, участие в общественной и культурной дискуссии. Университет служит потребностям государств, но традиционно проявляет смелость мысли и действий. Обозначая свою социальную позицию, университет влияет на общество, стимулирует его социально-культурное развитие. Университет оказывает влияние на студентов, формируя у них позитивные социальные изменения, социальную ответственность.
В качестве приоритетных заявлена тема сотрудничества и культурного обмена. Современные университеты особо выделяют толерантность к представителям других культур как в стенах университета, так и за его пределами. Обмен и сотрудничество между культурами и цивилизациями становится нормой современной жизни.
Силу и уверенность современным университетам дает опора на исторические корни, историческое место, географию расположения университета. Предшествующая история и география, местоположение дает вдохновение деятельности. Университет, в свою очередь, стремится вдохновить поколения и внести свой вклад в историческое развитие страны. Выполняют они эту роль через выпускников, «призванных играть ведущие роли» в обществе17.
Российские университеты отличает духовный компонент социально-культурной деятельности. В традиции российский вузов «нерасчлененность знаний и нравственно-духовных ценностей» [15, c. 17]. Российские университеты стремятся к сохранению и развитию «духовно-нравственного наследия своей большой и малой Родины»18, «приумножению духовных ценностей» в регионе19.
В университетской доктрине «Новые университеты для новой России» отмечается, что историческая миссия классических университетов должна быть связана с обеспечением обществу постоянного притока молодых граждан, «испове-
16 Overview Shanghai Jiao Tong University: http://en.sjtu.edu.cn/ about-sjtu/overview
17 Our mission University About the University of Adelaide: https:// www.adelaide.edu.au/about/mission
18 Сведения об университете. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: http://unirating.ru/ college.asp?id=71
19 Миссия Томского государственного университета http://
www.tsu.ru/university/mission.php
дующих общезначимые в национальной системе духовные ценности»20
Зарубежные вузы, обращаясь к теме духовности, делают акцент на развитии духа свободы, духа энтузиазма в сфере исследований21.
Воспитательная функция
Наиболее ярко необходимость реализации воспитательной функции представил К. Ясперс. Он утверждал, что «воспитание в университете является процессом образования в направлении полной свободы, а именно процессом, осуществляющимся через участие в духовной жизни, ко-тораяздесьпроисходит» [16,с. 76].
Воспитание личности в современных универ-ситетахраскрываетсяв следующих темах:
- формирование жизнеутверждающих ценностей;
- личностныйи интеллектуальныйрост;
- воспитание лидеров, способных принимать решения;
- стимулирование конкурентоспособности. Современное звучание в текстах миссий
(рис. 17-20).
25% 20% 15% 10%
формирование личностный и воспитание лидеров, стимулирование
жизнеутверждающих интеллектуальный рост способных принимать конкурентоспособности ценностей решения
Рис. 17. Прио ритеты в реализации воспитательной функции (Северная Америка)
12% 10%
формирование личностный и воспитание лидеров, стимулирование
жизнеутверждающих интеллекауальныый рост способныых принимааь ксжнуррнтоспособности ценностей решения
Рис. 18. Приоритеты в реализации воспитательной функции (Европа)
20% 20% 10% 10% 10%
■
формирование личностный и воспитание лидеров, стимулирование
жизнеутверждающих интеллектуальный рост способных принимать конкурентоспособности ценностей решения
Рис. 19. Приоритеты в реализации воспитательной функцио (Азия и Око ания)
20 Об Университетской доктрине «Новые университеты для новой России» // Постановление Х съезд российского Союза ректоров от 30 октября 2014 г. № 1: http://www.rsr-online.ru/ doc/!2014/10/30/201410_p1.pdf
21 Our mission University About the University of Adelaide: https:// www.adelaide.edu.au/about/mission
25% 20% 15% 10%
19% ■
-23%
формирование личностный и воспитание лидеров, стимулирование
жизнеутверждающих интеллектуальный рост способных принимать конкурентоспособности ценностей решения
Рис. ПРО. Прио ритеты в реализации воспитательной функции (России)
Наиболее солидарны современные университеты в признании необходимости работать над личностным и интеллектуальным ростом студентов. «Университетский профессорско-преподавательский состав и сотрудники стремятся помочь студентам преуспеть»22. Задача педагогов - воспитать страсть к непрерывному обучению, оказать помощь в реализации личных амбиций.
Университеты понимают важность проблемы воспитания лидеров, способных принимать решения. Университеты ставят своей целью воспитать лидеров, которые ориентированы на обоснованные и гуманные решения, готовы жить во взаимосвязанном мире.
Ценности современного мира устойчиво связаны с проблемой выживания человечества. Современный мир обогатит новое поколение профессионалов, способных нести ответственность за результаты своей деятельности, ориентированных на созидание социальных благ, готовых проявлять заботу о других. Выпускники университета должны «стремиться к гармоничному сосуществованию в человеческом и экологическом сообществе на этой планете»23.
Российские университеты в воспитании студентов выделяют в качестве приоритетной задачу воспитания конкурентоспособной личности. Тема конкурентоспособности не является традиционной для воспитания личности в системе российского образования. Более того, она в определенной степени противоречит гуманистическим традициям, характерным для отечественной вышей школы.
Данная тема нашла свое отражение в следующих текстах:
- «формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала»24;
- подготовка «кадрового потенциала - конкурентоспособных специалистов»25;
22 Mission statement University of Utah: http://president.utah.edu
23 Mission statement Kyoto University: http://www.kyoto-u.ac.jp/ en/about/profile/ideals/mission.html
24 Миссия Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова): http://narfu.ru/upload/other/final.pdf
25 Миссия Сибирского федерального университета: http://about.
sfu-kras.ru/
- «развитие человеческого потенциала страны»26;
- «наращивание человеческого потенциала»27.
Выводы
1. Начатый классиками «идеи университета» процесс осмысления социокультурного образа университета продолжается и в настоящее время. Миссия является формой участия самих университетов в выявлении социальнозначимых функций современного университетского образования.
2. Традиции, заложенные классическими университетами в сфере обучения и исследования, восприняты как классическими, так и неклассическими университетами: обучающая и исследовательская функции заявляются в качестве приоритетных в миссиях большинства вузов.
3. В миссиях современных вузов нашли отражение традиционные для университетов темы: социальное служение, ориентация на передовые исследования, формирование академической среды, воспитание у студентов способности мыслить, подготовка квалифицированных кадров.
4. Новые темы касаются создания образовательных сервисов и продвижения знаний по всему миру; проведения глобальных исследований на фоне международной открытости и сотрудничества; стремления университетов к экономической и предпринимательской деятельности; ориентации на устойчивое развитие региона; воспитания лидеров, нацеленных на личностные достижения и профессиональный успех.
5. Все темы современного звучания, обозначенные зарубежными вузами в качестве приоритетных, нашли отражение в миссиях российских университетов. Российские вузы отличает высокий профессиональный контент, ориентация на инновационность, устойчивое развитие региона.
6. Не нашла своего отражения в текстах миссий экспертная функция. Реализации данной функции связана со способностью университетов давать профессиональные оценки и строить на-учнообоснованные прогнозы в различных сферах деятельности.
7. Сохранение лучших традиций, заложенных классическим университетом, связано с по-
26 Программа развития государственного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» на 2010-2019 годы. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 718 http://www.sgu.ru/sites/default/ files/documeпts/2013/2010-06-28_prikaz_718_sgu_1.pdf
27 Миссия Уральского федерального университета: http://urfu. ru/ru/about/today/mission/
зиционированием университетами своего участия в сохранении духовной культуры, формировании культурных эталонов.
Список литературы
1. Князев Е. А., Клюев А. К. Стратегическое управление международно-ориентированного классического университета. М.: РУДН, 2008. 148 с.
2. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 67-82.
3. Погосян В. П. Современный дискурс о миссии университета как междисциплинарная проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 129. С. 108-120.
4. Емельянова И. Н. Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5 (105). С. 4-14.
5. Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 21-34.
6. Аузан А. А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 266-287.
7. Юрина Е. А., Гулиус Н. С. Трансформация корпоративной культуры университета: социологические и лингвистические методы диагностики // Университетское
управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2 (108). С. 106-121.
8. Карной М., Кузьминов Я. И. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43
9. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. 630 с.
10. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
11. Смирнов В. А., Фадеева Л. А., Пунина К. А., Голубев С. В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы (российский и европейский опыт) // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления. 2013. № 4. С. 102-116.
12. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Управление университетами в оценках образовательных общностей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 100-111.
13. Перфильева О. В. Университет и регион на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 133-144.
14. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. 700 с.
15. Вахитов Р. Р. «Болезни» наших университетов: советские вузы в постсоветскую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2 (108). С. 14-23.
16. ЯсперсК. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159 с.
DOI 10.15826/umpa.2018.01.008
FUNCTIONS OF MODERN UNIVERSITIES: COMPARATIVE ANALYSIS OF MISSIONS OF INTERNATIONAL AND NATIONAL INSTITUTIONS
I. N. Emelyanova, L. M. Volosnikova
Tyumen State University 10 Semakova str., Tyumen, 625003, Russian Federation; matra2005@yan dex.ru
Keywords: mission, strategy, function, content - analysis, university.
The article is devoted to the study of modern university priority functions. The aim of the research is to identify university strategic priorities in the context of implementing socially important functions. The main research method was content - analysis of university missions. Pool included international universities with high positions in Shanghai rating (159 universities), Russian universities, members of classical universities association (47 universities). Content -analysis performed two interrelated tasks. The first was to identify the degree of manifestation of teaching, research, professional, social, cultural and didactic functions of the university in the texts of missions of international and national universities. The second was to single out priority contents in each of the named functions. The research demonstrated that teaching and research functions are declared as priorities in the missions of most universities. Missions of national and international universities reflect traditional topics for universities: social service, orientation towards advanced research, formation of academic environment, teaching students to think, training qualified staff. New topics deal with creation of education services and promoting knowledge on a global scale; conducing global research in the context of international openness and cooperation; universities' aspiration to conduct economic and entrepreneurial activities; orientation towards sustainable development of the region; training leaders aimed at personal achievements and professional success. Russian universities are characterized by high professional content, orientation towards innovation activities and sustainable development of the region. Results of the research can be used for altering strategic aims.
References
1. Knyazev E. A., Klyuev A. K. Strategicheskoe upravle-nie mezhdunarodno-orientirovannogo klassicheskogo univer-siteta [Strategic Management of an Internationally-Oriented Classical University], Moscow, Peoples' Friendship University, 2008, 148 p.
2. Strogetskaya E. V. Ideya i missiya sovremennogo univer-siteta [The Idea and Mission of a Modern University]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies], 2009, no. 4, pp. 67-82.
3. Pogosyan V. P. Sovremennyi diskurs o missii univer-siteta kak mezhdistsiplinarnaya problema [Contemporary Discourse on University Mission as an Interdisciplinary Research Issue]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science], 2011, no. 129, pp. 108-120.
4. Emel'yanova I. N. Strategicheskie prioritety klassicheskogo universiteta: kontent-analiz missii [Strategic Priorities of a Classical University: Mission Content Analysis] Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2016, no. 5 (105), pp. 4-14.
5. Ashwin P. Mozhet li universitetskoe obrazovanie iz-menit' cheloveka? Zadachi otobrazheniya preobrazuyushchei sily vysshei shkoly v sravnitel'nykh issledovaniyakh kachest-va obrazovaniya [Why Would Going to University Change Anyone? The Challenges of Capturing the Transformative Power of Higher Education in Comparisons of Quality] Voprosy obrazovaniya [Education Studies], 2016, no. 1, pp. 21-34.
6. Auzan A. A. Missiya universiteta: vzglyad ekonomis-ta [University Mission: from an Economist's Perspective]. Voprosy obrazovaniya [Education Studies], 2013, no. 3. pp. 266-287.
7. Yurina E. A., Gulius N. S. Transformatsiya korpora-tivnoi kul'tury universiteta: sotsiologicheskie i lingvistich-eskie metody diagnostiki [University Corporate Culture Transformation: Sociological and Linguistics Diagnosis Methods]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2017, vol. 21, no. 2 (108), pp. 106-121.
8. Camoy M., Kuz'minov Ya. I. Onlain-obuchenie: kak ono menyaet strukturu obrazovaniya i ekonomiku universiteta. Otkrytaya diskussiya [Online Learning: How It Affects the University Structure and Economics. Yaroslav Kuzminov - Martin Carnoy Panel Discussion]. Voprosy obrazovaniya [Education Studies], 2015, no. 3, pp. 8-43.
9. Hegel G. W. F. Raboty raznykh let [Works of Different Years], Moscow, Mysl', 1973, vol. 2, 630 p.
10. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa [The Theory of the Leisure Class], Moscow, Progress, 1984, 367 p.
11. Smirnov V. A., Fadeeva L. A., Punina K. A., Golubev S. V. Universitet i regional'nye (gorodskie) soobsh-chestva: modeli sosushchestvovaniya i upravlencheskie me-khanizmy [University and Regional (Urban) Communities: a Model of Co-Existence and Integration of Management Mechanisms (Russian and European Experience)]. ARS ADMINISTRANDI, 2013, no. 4, pp. 102-116.
12. Ambarova P. A., Zborovskii G. E. Upravlenie universitetami v otsenkakh obrazovatel'nykh obshch-nostei [Management of Universities in the Assessments of Educational Groups]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2017, vol. 21, no. 3 (109), pp. 100-111.
13. Perfil'eva O. V. Universitet i region na puti k reali-zatsii tret'ei funktsii [University and Region: towards the Realization of the Third Function]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii [International Organizations Research Journal], 2011, no. 1 (32), pp. 133-144.
14. Ortega y Gasset J. Izbrannye trudy [Selected Works], Moscow, Ves' mir, 2000, 700 p.
15. Vakhitov R. R. «Bolezni» nashikh universitetov: sov-etskie vuzy v postsovetskuyu epokhu [«Diseases» of Our Universities: Soviet Universities in the Post-Soviet Era] Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2017, vol. 21, no. 2 (108), pp. 14-23.
16. Jaspers K. Ideya universiteta [The Idea of the University], Minsk, Belarusian State University, 2006, 159 p.
Информация об авторах / Information about the authors:
Ирина Никитична Емельянова - доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Тюменский государственный университет; matra2005@yandex.ru.
Людмила Михайловна Волосникова - кандидат исторических наук, доцент, директор института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; volosnikova@yandex.ru.
Irina N. Emelyanova - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Chair, Tyumen State University; matra2005@yandex.ru.
Ludmila M. Volosnikova - Candidate of Historical Sciences, Director, Institute of Psychology and Pedagogics, Tyumen State University; volosnikova@yandex.ru.