ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
И. С. Попович
Об авторе:
Попович Игорь Степанович
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонского государственного университета.
Адрес для переписки: Украина, 73034, г. Херсон, ул. 40-летия Октября, 27. E-mail: [email protected]
Исследуются функции социальных ожиданий личности в педагогическом процессе. Научно доказано, что общей целью выполнения задания является основание объединения функций в функциональную систему. Определена сущность, содержание, основные положения и особенности реализации регуляционной, посреднической, корректирующей, ориентационной, прогностической, оценивающей, стабилизационной, трансформирующей и контрольной функций социальных ожиданий личности.
представлены результаты сравнительного анализа уровня социально-психологических ожиданий экспериментальной группы курсантов и социальных ожиданий личности экспериментальных групп студентов и учеников лицея. показана зависимость функций социальных ожиданий личности от особенностей организации и содержательных характеристик учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: социальные ожидания личности, педагогический процесс.
Исследование проблемы социальных ожиданий в педагогическом процессе является актуальным и своевременным, имеет теоретическую и практическую значимость. Акцентируем внимание на функциях социальных ожиданий личности в педагогическом процессе. чтобы целостно понять работу функций социальных ожиданий личности, мы раскрыли их функционирование в онтогенетическом аспекте становления и развития личности. Наше исследование реализовано на примере педагогического процесса, представляется нам целесообразным и логичным.
Исследование функций социальных ожиданий личности в педагогическом процессе продолжает научные поиски автора [попович 2015, 10] и является попыткой подчеркнуть значимость и показать роль функций социальных ожиданий личности как одного из малоизученных социально-психологических феноменов, влияние которого очевидно во всех методах, формах, этапах и направлениях учебно-воспитательной работы.
64
И. С. Попович
Научные источники содержат богатый материал об исследовании ожиданий в разных аспектах педагогического процесса. В украинской психологии проблема
С. п. тищенко исследовала личностные ожидания ребенка как показатель психологического климата семьи [тищенко 1999, 13]. значение и роль детских ожиданий в развитии взаимоотношений «воспитатель-ребенок» исследовала С. Е. кулачковская [кулачковская 1994, 8]. я. Л. коломинский в «психологии взаимоотношений в малых группах» раскрыл сущность ожидаемых выборов участников взаимодействия [коломинский 2000, 6]. Ю. В. янотовская показала, что в социометрическом выборе решающую роль играют социальные ожидания группы или мастера, которые зафиксированы в оценочных штампах данного коллектива, — своеобразные «клише», определяющие направление выбора [янотовская 1973, 15]. Е. В. Никулина исследовала психологические детерминанты формирования конструктивных социальных ожиданий старшеклассников [Никулина 2005, 9]. И. С. попович исследовал
социально-психологические ожидания в межличностном взаимодействии групп курсантов высших учебных заведений МВД Украины, реализовал комплексную программу оптимизации развития социально-психологических ожиданий [попович 2009, 11]. Учебно-коммуникативные ожидания в старших классах исследовала Н. В. кузьменко [кузьменко 1998, 7]. г. Д. Долинский определил уровень ролевых ожиданий относительно социальных требований к руководителю коллектива, а именно — директору школы [Долинский 1974, 5]. т. п. Борисова исследовала социально-психологическую феноменологию профессиональных ожиданий в социообразовательной среде вуза [борисова 2012, 2]. А. В. тышковским предложена социально-психологическая концепция формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере [тышковский 1999, 14].
Одной из форм социальных ожиданий является «самореализующееся пророчество», которое, в частности, в учебно-педагогической деятельности, управлении персоналом исследовали такие ученые, как Р. б. бернс, Д. Еден, М. В. кларин, Р. к. Мертон, Р. Розенталь, Л. Сандлер, Л. якобсон и др.
Несмотря на такую основательную разработку проблемы ожиданий в учебно-воспитательной сфере, проблема функций социальных ожиданий остается неизученной. касаются некоторых функций ожиданий в своих работах М. И. боришевский [боришевский 2012, 3] и С. п. тищенко [тищенко 1999, 13].
Исходя из освещенных рассуждений, теоретическая и практическая актуальность предложенной темы исследования очевидна.
цель работы состоит в исследовании функций социальных ожиданий личности, обладающих огромным влиянием на всех участников педагогического процесса.
65
Социальные явления. 2015 (3)
Предмет исследования — сущность, содержание, основные положения и особенности реализации функций социальных ожиданий личности в педагогическом процессе.
Согласно теории Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии психики человека, функции социальных ожиданий личности принадлежат к высшим психическим функциям. Они являются культурными функциями, детерминированными влиянием социальных условий [Выготский 2005, 4]. Социальные условия определяют способы формирования функций социальных ожиданий личности. Весь перечень функций образует сложную психологическую систему, основными характеристиками которой являются осознание хода событий, произвольность регулирования, избирательность поведения, ценностно-смысловая обусловленность и др. Очевидно, что функции социальных ожиданий личности зарождаются как интерпсихологический процесс взаимодействия между людьми, который преобразуется во внутренний, интрапсихологический процесс. предполагаем, что так же, как и высшие психические функции, функции социальных ожиданий сопровождаются постепенной редукцией, то есть сворачиванием развернутой формы начальной деятельности, приобретая характер автоматизированных действий.
Стоит отметить, что общая цель выполнения задания является основой для объединения функций в функциональную систему. Согласно концепции п. к. Анохина, решающим моментом в создании такой новой функциональной системы является оценка результатов, к которой приводят попытки организма устранить дефект, который реализуется благодаря наличию «обратной афферентации». Обратная афферентация обеспечивает сложные процессы сопоставления в центральной нервной системе модели ожидаемого результата целенаправленной деятельности организма с реально достигнутым [Анохин 1975, 1]. таким образом, функции социальных ожиданий необходимо рассматривать как системное образование высших функций человека, детерминированное социумом.
Социальные ожидания личности наполнены полифункциональным содержанием. функций социальных ожиданий личности множество. Иногда некоторые из них дополняют или усиливают другие, находятся в органической взаимосвязи между собой, сплетаются в сложную полифункциональную систему работы. под функцией понимаем взаимосогласованную зависимость действий, поступков, психических новообразований индивида. Действие индивида, которое зависит от другого действия, приобретает соответствующую форму, содержание и является следствием проявления предшествующего действия или результатом ряда таких действий. Оценка отдельного акта взаимодействия является взаимосогласованной зависимостью предыдущего опыта оценивания, сложившегося уровня адекватности восприятия окружающих и соответствующей реакции на происходящее.
Сущность, основные положения, особенности реализации и содержательные признаки функций социальных ожиданий личности представлены в таблице 1.
66
И. С. Попович
Таблица 1. функции социальных ожиданий личности
Сущность, основные положения Особенности реализации, содержательные признаки
РЕГУЛЯЦИОННАЯ
Регулирует субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса, отражается на содержательных и динамических параметрах его социальных ожиданий Реализуется через интериоризацию и эксте-риоризацию, работу двустороннего механизма регуляции социального поведения личности
ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ
Уравновешивает и поддерживает состояние сбалансированности между самосознанием личности и ее социальным окружением Реализуется через сравнение, отождествление, противопоставление «Я» и «не-Я» личности
КОРРЕКТИРУЮЩАЯ
Побуждает индивида постоянно учитывать возможные реакции окружающих на его притязания, на отдельные действия, поступки, на поведение в целом Реализуется через учет, сравнение, сопоставление возможных реакций окружающих на требования индивида
ОРИЕНТАЦИОННАЯ
Не позволяет человеку потеряться в повседневной жизни, в разнообразии человеческих взаимоотношений, влияет на избирательность контактов, взаимоотношений, деятельности Реализуется через комплекс мыслей, чувств и поступков каждого участника педагогического процесса, позволяет ориентироваться субъекту в учебно-воспитательной среде
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
Прогнозирование хода событий участников взаимодействия, субъектов поведения, способствует планированию их действий и прогнозированию учебной деятельности Реализуется благодаря анализу социальной ситуации, учету знаний, предыдущего опыта, стереотипов и формированию возможных вариантов поведения
ОЦЕНИВАЮЩАЯ
Заключается в перманентной оценке как собственных реакций, высказываний, суждений, действий, поступков и поведения, так и этих действий со стороны участников педагогического процесса Реализуется через постоянную апробацию и оценку полученной информации, формирование новых оценок, суждений, отношений
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ
Стабилизирует микроклимат учебной группы, педагогического коллектива, способствует выработке устоявшихся норм и паттернов поведения участников взаимодействия, способствует интеграции группообразовательных процессов Реализуется благодаря формированию личностных и групповых норм путем создания социальных стереотипов, отождествления себя с другими участниками взаимодействия
67
Социальные явления. 2015 (3)
ТРАНСФОРМИРУЮЩАЯ
Переход отдельных трансакций, паттернов, элементов поведения, деятельности индивида в нормы поведения и наоборот
Реализуется через взаимосогласованные процессы интериоризации и экстериориза-ции. Существующие групповые нормы распространяются на участников
взаимодействия, а личностные нормы трансформируются в групповые
КОНТРОЛЬНАЯ
Реализуется через произвольную регуляцию Контролируется конструирование модели целенаправленного поведения личности. ожидаемого будущего, реализация сложив- Сопровождается контролем модели ожидае-шихся социальных ожиданий личности мого будущего, то есть контролем реализации социальных ожиданий личности
Регуляционная функция социальных ожиданий личности.
Реализация социальных ожиданий как базовой составляющей системы регуляции социального поведения личности возможна благодаря сочетанию воздействий сферы «я» и «не-я» личности. Социальные ожидания представляют социально-психологическую реальность. Они являются результатом влияния социальной среды на личность, то есть образуются
под «давлением социума», влиянием внутренних детерминант становления и развития личности и находятся под постоянным «давлением «я». Социальные ожидания являются требованиями, предъявляемыми одним социальным субъектом — индивидом, группой, сообществом, другим социальным субъектам поведения и наоборот.
Социальные ожидания выполняют регуляционную функцию, с одной стороны, между внутренним давлением идеального «я», а с другой — требованиями, надеждами, прогнозами окружения, в первую очередь значимых других, общественным мнением, которое аккумулируется в своеобразное давление социума.
Регуляционная функция социальных ожиданий реализуется через инте-риоризацию и экстериоризацию. Она предполагает способность личности анализировать свой внутренний мир и на этой основе формировать соответствующие регуляционные системы. Регуляционные системы изменяют восприятие и отношение как к самому себе, так и к окружающим и отражаются в содержательных и динамических характеристиках уровней сформированности социальных ожиданий личности.
Посредническая функция социальных ожиданий личности логично вырисовывается в контексте исследования регуляционной функции. посредническая функция из-за постоянной апробации внешних и внутренних воздействий осуществляет уравновешивание, балансировку деятельности личности. Уровень развития, адекватность внешних и внутренних факторов непосредственно сказываются на работе посреднической функции социальных ожиданий личности.
посредническая функция влияет на формирование «я», поскольку благодаря ей осуществляется выделение себя из окружающей среды, сравнение с другими «не-я» как обобщение присущих человеку черт и
68
И. С. Попович
отсутствующих в нем, но присутствующих в других. Посредническая функция социальных ожиданий реализуется через сравнение, отождествление, сопоставление «я» и «не-я» личности.
Корректирующая функция социальных ожиданий личности находится в тесной взаимосвязи с регуляционной и посреднической. Социальные ожидания осуществляют корректирующее воздействие через тесную взаимосвязь с самооценкой и уровнем притязаний личности. Социальные ожидания личности являются тем фактором, который побуждает человека постоянно учитывать возможные реакции окружающих на его притязания на отдельные действия, поступки, на поведение в целом. корректирующая функция социальных ожиданий личности имеет взаимообусловленное влияние как на уровень сформированности социальных ожиданий, так и на уровень притязаний личности. Именно адекватный уровень притязаний способствует формированию высокого уровня социальных ожиданий личности и влияет на корректирующую функцию последних.
Социальные ожидания личности — важный социально-психологический механизм, который, с одной стороны, способствует развитию и становлению личности, с другой — выполняет корректирующую функцию, приостанавливая, сдерживая это же развитие, что иногда может приводить к стагнации, деформации, эмоциональному выгоранию и завершаться деградацией личности. Социальные ожидания — это результат трансформаций «я» и «не-я» личности. я-концепция — источник социальных ожиданий. Безусловно, внутренние и внешние факторы способствуют формированию содержательных параметров, в частности уровней социальных ожиданий личности. Внешние факторы иногда могут выдвигать отдельному индивиду высокие требования, обеспечивая огромные возможности для личностного роста. Столкновение со сложностями одному позволяет почувствовать собственные силы, изменить в положительную сторону представления о собственном «я», откорректировать самооценку. Другой, наоборот, не выдерживает испытаний и начинает искать пути отступления, оправдания своих действий, поступков, уповает на неизбежность ситуации, на судьбу.
Ориентационная функция социальных ожиданий личности не позволяет человеку потеряться в водовороте повседневной жизни, в разнообразии человеческих взаимоотношений. В длительных межличностных отношениях социальные ожидания отражают объективную необходимость согласованных действий. От каждого участника взаимодействия ожидается определенный комплекс мыслей, чувств и поступков, которые соответствуют его месту в системе совместной деятельности, а именно позволяют ориентироваться в этой деятельности.
Если поведение кого-то не соответствует этим ожиданиям, то возникает соответствующая реакция участников взаимодействия — социальные санкции. контроль поведения индивида осуществляется через реакцию участников взаимодействия, способствует обеспечению реализации ориентационной функции социальных ожиданий.
Прогностическая функция социальных ожиданий личности состоит в предвидении хода событий участников взаимодействия, субъектов поведения. как правило, человек, анализируя социальную ситуацию, учи-
69
Социальные явления. 2015 (3)
тывает предыдущий опыт, выстраивает возможные варианты поведения, прогнозирует поведение окружающих. При условии адекватного восприятия социально-психологической реальности один из вариантов является максимально приближенным к реальному ходу событий или даже идентичным. прогностическая функция наполнена антиципаторным содержанием.
Роль прогностической функции социальных ожиданий не стоит недооценивать. Она имеет особое значение в творческой, научно-исследовательской деятельности, в деятельности, связанной с прогнозированием действий субъекта поведения, начиная с индивида и заканчивая социумом.
Сущность оценивающей функции социальных ожиданий личности
состоит в перманентной оценке как собственных реакций, высказываний, суждений, действий, поступков и поведения, так и других участников взаимодействия. Реализация оценивающей функции становится возможной благодаря связи социальных ожиданий с самооценкой личности. Неадекватность самооценки снижает уровень социальных ожиданий личности, мешает построению длительных, партнерских взаимоотношений. Оценивающая функция социальных ожиданий базируется на способности личности более или менее адекватно рефлексировать оценочные отношения как к себе, так и к окружающим, что соответственно сказывается на ожидаемых реакциях взаимодействующих. также заметим, что оценивающая функция реализуется через постоянную апробацию и оценку полученной информации, формирование новых оценок, суждений, отношений, что, в свою очередь, побуждают человека к соответствующим действиям, поступкам, поведению и деятельности. В повседневных отношениях обычный человек чаще всего ее применяет, поскольку процессы апробации, оценки, сопоставления, сравнения — перманентные.
Стабилизационная функция социальных ожиданий личности реализуется благодаря формированию личностных и групповых норм. Стабилизационная функция находится в органической взаимосвязи с посреднической функцией. Сформированные шаблоны деятельности, паттерны поведения способствуют стабилизации и интеграции группообразовательных процессов любой контактной общности. Личностные нормы соотносятся с представлениями человека о самом себе, своих намерениях, стремлениях. Нарушение норм предопределяет возникновение у человека чувства вины, самоосуждения, протеста против своих собственных действий, потерю уважения к себе. Соблюдение личностных норм связано с чувством гордости, высокой самооценкой, самоуважением, уверенностью в правильности своих действий и позиций. Сформированные личностные нормы способствуют стабильной и эффективной деятельности личности. Именно работа стабилизационной функции социальных ожиданий личности реализуется через построение социальных стереотипов, отождествление себя с другими участниками взаимодействия.
Трансформирующая функция социальных ожиданий личности реализуется через трансформацию отдельных социальных норм в социальные ожидания. Различные стремления участников группового взаимодействия объединяются в систему взаимных ожиданий-требований. последние, в свою очередь, интернализируются и превращаются в 70
И. С. Попович
процедуры, с помощью которых осуществляется руководство контактами и отношениями в группе. Роль формализации ожиданий свидетельствует о том, насколько прочны сложившиеся шаблоны деятельности и насколько взаимные ожидания-требования членов группы трансформированы в нормы взаимодействия. Сообщество не может эффективно взаимодействовать, если ее члены не знают, чего стоит и чего не стоит ожидать друг от друга. только при условии оптимального развития социальных ожиданий усилия отдельных индивидов можно организовать и направить в нужное русло. через взаимосогласованные процессы ин-териоризации и экстериоризации осуществляется распространение существующих норм на других участников взаимодействия и выработка новых норм, которые с личностных часто трансформируются в групповые и наоборот.
Контрольная функция социальных ожиданий личности заключается в контроле конструирования модели ожидаемого будущего. Необходимым условием реализации является произвольная регуляция целенаправленного поведения личности. Именно она сопровождается контролем конструирования модели ожидаемого будущего, то есть контролем реализации социальных ожиданий личности. Стоит отметить, что на начальном этапе создается проект и закладываются контуры будущей модели, собственно социальные ожидания только начинают формироваться. В конкретном случае социальные ожидания личности реализуются как модель ожидаемого будущего. контрольная функция обеспечивает обратную связь оценки результата и цели деятельности. Она способствует конструированию модели ожидаемого будущего, реализации сложившихся социальных ожиданий личности.
Безусловно, развитие и реализация тех или иных функций социальных ожиданий личности зависит от особенностей организации и содержательных характеристик учебно-воспитательного процесса. приведем результаты исследования, которые проводились автором в учебных заведениях с разной организацией учебно-воспитательного процесса: Херсонском юридическом институте Национального университета внутренних дел Украины (кандидатская диссертация) [попович 2008, 12], Херсонском государственном университете и государственном учебном заведении «Херсонский профессиональный судостроительный лицей». Сразу уточним, что в определении уровня социально-психологических ожиданий и социальных ожиданий есть свои особенности, экспериментальные результаты представляют значительный временной отрезок. такое сравнение целесообразно и имеет научную ценность.
Исследования социально-психологических ожиданий и социальных ожиданий личности проводились с использование таких методов, как социометрия, шкала преемственности как метод изучения взаимоотношений, метод организации экспериментальных ситуаций. Исследование коэффициента ожиданий, уровня адекватности самоожиданий как критериев социально-психологических ожиданий осуществлялось с помощью авторской разработки «экспектометрия».
при статистической обработке полученных данных мы использовали компьютерную программу SPSS v.17.0. С помощью Л-критерия колмогорова-Смирнова мы определили, что распределение значений
71
Социальные явления. 2015 (3)
уровня сформированности ожиданий статистически отличается от нормального (р = 0,044, значит, p < 0,05) при объеме выборки N1 = 190 исследуемых; (p = 0,046, значит, p < 0,05) при объеме выборки N2 = 124 исследуемых и (p = 0,042, значит, p < 0,05) при объеме выборки N3 = 112 исследуемых. полученные статистические данные по U-критерию Манна-Уитни свидетельствуют о том, что отличия показателей уровней сформированности социально-психологических ожиданий и социальных ожиданий личности достаточно существенные. Статистическая обработка подтверждает правомерность осуществленного распределения показателей сформированности ожиданий на три уровня: низкий, средний и высокий.
Уровни сформированности социально-психологических ожиданий (СпО) экспериментальной группы курсантов и социальных ожиданий личности (СО) экспериментальных групп студентов и учеников лицея приведены в таблице 2.
таблица 2
Уровень СПО и СО Экспериментальные группы (констатирующий этап исследования)
Курсанты (СПО) (190 чел.) 2007 г. исследования Студенты (СО) (124 чел.) 2013 г. исследования Ученики лицея (СО) (112 чел.) 2015 г. исследования
кол-во исследуемых % кол-во исследуемых % кол-во исследуемых %
высокий 27 14.2 12 9.7 10 8.9
средний 142 74.7 82 66.1 71 63.4
низкий 21 11.1 30 24.2 31 27.7
показатели уровня социально-психологических ожиданий (СпО) экспериментальной группы курсантов и социальных ожиданий личности (СО) экспериментальных групп студентов и учеников лицея
Нами экспериментально доказано, что уровень сформированности социально-психологических ожиданий курсантов и уровень социальных ожиданий студентов положительно коррелирует с результатами учебнопрофессиональной деятельности. У учеников есть положительная корреляция, но она незначительная. У курсантов огромное значение имеет проживание на I-II курсах в казармах, преобладающее количество практических занятий с интерактивным взаимодействием, а также служебная деятельность, которая сопровождается дежурством, нарядами и повышенной ответственностью. У студентов преобладают показатели когнитивно-информационной составляющей: понимание ситуации
взаимодействия, умение спрогнозировать ход событий, преобладающее количество групповых занятий. Ученики лицея младше других исследуемых примерно на два года. У них ниже показатели уровня социальных ожиданий, слабый уровень прогнозирования хода событий, многие занятия носят прикладной индивидуальный характер. На показателях уровня социальных ожиданий оставляет свой отпечаток четко выраженная профессиональная специализация: судосборщик, сварщик, автослесарь.
72
И. С. Попович
Исследование функций социальных ожиданий личности в педагогическом процессе позволяет лучше понять этот сложный социально-психологический феномен, научиться управлять им. Безусловно, воспитание и обучение личности происходит в деятельности, общении, межличностном взаимодействии и реализуется благодаря слаженной работе функциональной системы, а не каждой функции отдельно. функции находятся и реализуются в органическом единстве. Общая цель способствует построению модели ожидаемого результата целенаправленной деятельности личности, сравнении его с реально достигнутым — об этом пойдет речь в дальнейших научных поисках.
Список литературы
1 Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. — 225 с.
2 Борисова Т П. Социально-психологическая феноменология профессиональных ожиданий студентов в социообразовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: спец.
19.00. 05 «Социальная психология»; ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». — М., 2012. — 20 с.
3 Боришевський М. Й. Особистють у вимiрах самосвщомостп — Суми: Еллада, 2012. — 608 с.
4 Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. — С. 208-543.
5 Долинский Г. Д. Исследование социально-психологических особенностей ролевых ожиданий (на примере деятельности руководителя школы): автореф. дис.. канд. психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология»; ЛГУ. — Л., 1974. — 22 с.
6 Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
7 Кузьменко Н. В. Врахування вчителями очкувань старшокласниюв щодо особистюних якостей сучасного вчителя в навчальнш взаемодп / Н. В. Кузьменко // Проблеми безпеки УкраТнськоТ наци на порозi ХХ1 ст.: Всеукр. наук.-практ. конф., 22-23 жовтня 1998 р., м. Чершвцп — К. — Чержвц : Вид-во КВГ1, 1998. — Ч. 2. — С. 116-120.
8 Кулачювська С. £. Роль дитячих очкувань у розвитку взаемин «вихователь-дитина» / С. £. Кулачювська // Система цшностей як регулятор педагопчноТ взаемодп: Наук.-практ. конферен^я, 10-13 жовтня 1994 р., м. Дрогобич. — К. — Дрогобич, 1994. — С. 59-60.
9 Никулина Е. В. Психологические детерминанты формирования конструктивных социальных ожиданий старшеклассников: дис. .канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология»; КГУ. — Курск, 2005. — 174 с.
10 Попович И. С. Функции социальных ожиданий в межличностных взаимоотношениях // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы 2-й научнопрактической конференции / отв. ред. В. В. Константинов. — М.: Перо, 2015. — С. 501-516. [Электронный ресурс]. URL: http://dep_op.pnzgu.ru/news/2015/04/18/11590680.
11 Попович I. С. Со^ально-психолопчш очкування в людських взаеминах. — Херсон: ВАТ ХМД, 2009. — 240 с.
12 Попович I. С. Со^ально-психолопчш очкування в мiжособистiснiй взаемодп у групах курсанлв вищих навчальних закладiв МВС УкраТни: дис. ... канд. психол. наук: спец.
19.00. 05 «Со^альна психолопя ; психолопя со^альноТ роботи»; Iн-т со^альноТ та полiтичноТ психологи АПН УкраТни. — К., 2008. — 223 с.
13 Тищенко С. П. Рефлешя як мехажзм розвитку структур самосвщомост в ранньому онтогенезi // Психолопя самосвщомостп ютс^я, сучасний стан та перспективи дослщження: зб. наук. пр. — К.: Люб^ь УкраТну, 1999. — С. 84-86.
14 Тышковский А. В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере: дис. ... д-ра психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология»; Государственный университет управления. — М., 1999. 481 с.
15 Янотовская Ю. В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая, детская и возрастная психология»; МГУ. — М., 1973. 17 с.
73